Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИМПЕРИЙ ЦИНЬ И ЗАПАДНАЯ ХАНЬ

Работа №66655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ЗАРОЖДЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
1.1. ПЕРВЫЕ КОДЕКСЫ ЗАКОНОВ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
1.2. ВЛИЯНИЕ ЛЕГИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА НА
СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕИМПЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕИМПЕРСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ «НАКАЗАНИЯ» И
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В РАННЕИМПЕРСКОМ КИТАЕ.
ГЛАВА II. СУДЕБНИКИ ЦИНЬ И ХАНЬ.
2.1. ЦИНЬСКИЙ СУДЕБНИК ИЗ ШУЙХУДИ.
2.2. ХАНЬСКИЙ СУДЕБНИК ИЗ ЧЖАНЦЗЯШАНЬ.
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНИКОВ ЦИНЬ И
ХАНЬ НА ОСНОВЕ ПЕРЕВОДА УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Моя дипломная работа посвящена исследованию начального этапа формирования древнекитайского законодательства, в частности уголовного, в период Чжаньго (5 в. до н.э. - 221 г. до н.э.) и империй Цинь (221—207 до н. э.) и Хань (206 г. до н. э.—220 н. э..), а также сравнению двух уголовных судебников, один из которых датируется эпохой Цинь, а другой Ранней (Западней) Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.).
Несмотря на то, что процесс законотворчества в Китае начался, по некоторым данным, еще в 3 тыс. до н.э., однако именно периоды Чжаньго, Цинь и Хань стали отправными точками создания единого законодательства древнего Китая. В эти эпохи были заложены основные характеристики древнекитайского законодательства - ретроспективность (публичность и жестокость казней), философская составляющая (огромное влияние философский воззрений на время и место проведения казней), коммуникация между простолюдином и преступником (активная вовлеченность простолюдинов в судопроизводственный процесс: дача показаний, очная ставка, доносы), и др.
Помимо натурфилософии, влияние на развитие законотворческого процесса оказал политический и исторический фон. После централизации государства при империи Цинь законодательная система упрочилась, добавились новые законодательные акты, большое внимание стало уделять ся уголовному праву, появился метод дарения рангов аристократическому кругу, для контроля и управления над ними, введение коллективной ответственности в общине и системы доносов должно было усилить власть и контроль императора над обществом.
Отдельно стоит отметить большую роль, которую сыграли учения конфуцианцев и легистов, не только в формировании единого законодательства, но и в проблеме достижения мира и гармонии внутри государства. «Камнем преткновения» для противостояния двух крупных философских школ стал вопрос о том, чем следует руководствоваться императору при управлении государством - морально-этическими (социальными нормами) ли либо жестким и обязательным для всех законом фа. Долгая полемика привела к слиянию двух течений, которые образовали ортодоксальное конфуцианство в эпоху Хань. Это означало, что правитель должен был опираться на закон и социальные нормы в равной степени (ли определяли образец поведения, если некто не соблюдал правила поведения, его наказывали в соответствии с фа).
Благодаря находке множества юридических и административных документов, мы имеем возможность исследовать не только устройство раннеимперской законодательной системы, но и социальную структуру, экономику, взаимоотношение государства и аристократии, предметы быта (то есть исследуем культуру повседневности) и многое др. Мое исследование основано на анализе и сравнении двух судебников - циньского из Шуйхуди и ханьского из Чжанцзяшань. Найденные тексты представляют собой культурную и юридическую ценности.
На основе авторского перевода и анализа уголовных законов из двух кодексов, мы можем детально рассмотреть классификацию преступлений, видов наказаний, а также провести аналогии и различия между уголовными законами двух эпох - Цинь и Хань, тем самым проследить процесс видоизменения и расширения уголовного законодательства в раннеимперский период. При работе над переводом я обращалась к иероглифическому указателю терминов и формулировок, данных в «Уголовных установлениях Тан с разъяснениями» ведущего научного сотрудника ИВР РАН, доктора исторических наук В.М. Рыбакова.
Тема исследования древнекитайского (в частности раннеимперского) законодательства, а также сравнения циньских и ханьских уголовных законов хорошо развита в зарубежной литературе (в работах таких крупных синологов как Х. Крил, А. Хюльсеве, М. Э. Льюис, Ч. Санфт); В основном их работы посвящены подробному анализу и характеристике истории возникновения раннеимперского законодательства, его особенностей, влиянию философских воззрений на его становление, подробному описанию найденных планок, наказаний, судопроизводства и др.
В отечественной науке подробным исследованием данного вопроса занимались М.В. Корольков, Е.И. Кычанов, А.И. Кобзев, Л.С. Васильев, С.Р. Кучера и др. Их работы посвящены истории становления и развития древнекитайского законодательства. М.В. Корольков отдельно посвятил несколько работ подробному анализу чжанцзяшаньского судебника, истории его находки и структуры. С.Р. Кучера написал работу, посвященную становлению коллективной ответственности. Не смотря на то, что с первого взгляда работа посвящена коллективной ответственности, однако она также излагает историю появления древнекитайского законодательства, описывает полемику конфуцианцев и легистов, виды смертной казни и др. Работы Л.С. Переломова и Л.С. Васильева дают историческую и политическую характеристику эпох Цинь и Хань, а также сведения о полемике легистов и конфуцианцев. Кодификация законов Е.И.Кычанова дает общую характеристику древнекитайского законодательства, описывает первые кодексы и др.
Актуальность ВКР обусловлена важностью уголовных законов Цинь и Хань для изучения структуры раннеимперского уголовного права, сравнения его с последующими кодексами. Изучение этой важной, но недостаточно изученной в отечественной науке темы позволит проследить процесс видоизменения уголовного законодательства.
Объектом исследования является древнекитайское законодательство. Предметом исследования является раннеимперское уголовное законодательство.
Целью данной работы является определение соотношения между уголовным законодательством эпох Цинь и Ранняя Хань.
Задачами данной работы являются:
• определение особенностей древнекитайского права и законодательства;
• определение влияния исторического процесса и философских воззрений на становление законодательной системы Древнего Китая;
• описание содержания первых кодексов;
• подробный анализ системы наказаний, судопроизводственного процесса и др.;
• сопоставление уголовных кодексов империй Цинь и Ранней Хань.
Методы, применяемые в работе это изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы; сравнительный анализ; классификация; обобщение.
Научная новизна заключается во введении в научный оборот ранее не переводившихся на русский язык фрагментов циньских и раннеханьских эпиграфических памятников юридического характера, а также в проведении конкретного сравнительного анализа этих текстов.
ВКР состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы. Первая глава разделена на 3 параграфа. В первом параграфе дается характеристика древнекитайского законодательства, включая обозрение первых писаных кодексов; второй параграф посвящен влиянию философских воззрений конфуцианцев и легистов на становление единого законодательства; третий параграф включает в себя характеристику основных видов наказаний и судопроизводственного процесса в раннеимперский период. Вторая глава также разделена на 3 параграфа. В первом параграфе дается характеристика циньского судебника из Шуйхуди; во втором параграфе описывается ханьский судебник из Чжанцзяшань; в третьем параграфе дается подробный перевод и анализ уголовных законов из двух судебников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важным элементом в процессе законотворчества играют не только политическая, историческая и общественная составляющие, но для Китая особенно важную роль играла философская. Долгая полемика между конфуцианцами и легистами привела к тому, что в основу метода управления государством и народом легли в большей степени законы, так как именно они имели большую силу для регулирования отношений между правителем и народом, нежели моральные нормы. Социальные нормы выступали регулирующим звеном в тех общественных процессах, где применение жестких наказаний было не уместным.
Только законы могли установить порядок и обеспечить гармоничное устройство и функционирование общественных связей. Опираясь на их точность и абсолютность, правитель мог наказывать не только простой народ, но и чиновников и других людей высшего ранга, контролировать деятельность аристократических кругов. Законы в полной мере ограничивали противоправную деятельность.
Особенностью раннеимперского законодательства стал обширный наказательный институт, куда входили десятки видов наказаний (смертная казнь, клеймение, каторжные работы, ссылка, кастрация, штраф); публичность и жестокость проведения казней; метод наград и наказаний, метод взаимного наблюдения, оглашение содержания законов, имен преступников и их злодеяний. Уголовное законодательство помимо ретроспективной функции несло в себе еще и коммуникативную (связь между простолюдином и государством либо преступником). Это видно на примере активной вовлеченности простолюдинов в судопроизводственный процесс (система коллективной ответственности, доносы, дача показаний, наблюдение за осуществлением казней и др.).
Уголовные и административные законы касались всех видов общественной деятельности и всех сословий. Благодаря этому широкому спектру, правителю было легче осуществлять надзор и контроль над обществом.
Найденные судебники из Шуйхуди и Чжанцзяшань позволили сопоставить уголовные законы Цинь и Хань, выявить особенности ранжирования преступлений (определение преднамеренного убийства, непреднамеренного убийства, убийства в драке; кражи и грабежа в банде или поодиночке).
Система уголовного законодательства Хань действительно была идентична циньской. На примере переведенных законов, можно сделать вывод о том, что ханьская традиция продолжила использовать смертную казнь в качестве главного наказания за жестокие преступления (такие как убийство, в некоторых законах за умысел также назначалась смертная казнь); помимо этого, преступников активно приговаривали к клеймению и каторжным работам (за нанесение побоев родственникам, за подделку официальных документов); содержание уголовных законов практически не изменилось (если только добавились новые законы в связи новым политическим и общественным положением).
Однако присутствуют и некоторые различия. Главным, по моему мнению, различием было то, что циньские законы были более жестокими и абсолютными. То есть их нельзя было избежать. В то время как при Хань активно использовалась система откупа от наказания. Более того, ханьские законы в ряде случаев показывают смягчение наказаний за тяжелые преступления (видимо сказался процесс слияния конфуцианства с легизмом).
Что касается самих судебников и в частности переведенных уголовных законов, то циньские уголовные законы из «Ответов на вопросы о [циньских] законах» (Фа люй да вэнь ^Ж^^ ) отличаются конкретикой и оговорками по каждому закону, в то время как ханьский «Закон о разбойниках» (Цзэй люй МЖ) является более обобщенным. И это несмотря на то, что судебник из Чжанцзяшань «Законы и указы второго года» (Эр нянь люй лин /АЖА) по содержанию разнообразнее циньского, но все же по конкретике формулировок законов он уступает циньскому.
В целом, благодаря найденным бамбуковым планкам, появилась возможность не только воссоздать структуру раннеимперского законодательства и процесс законотворчества, но и непосредственно изучить специфику взаимоотношений между правителем и аристократией, между простолюдинами, внутрисемейные связи, т.е. лучше узнать устройство общества.


1. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный дом, 2002. 432 с.
2. Бокщанин А.А., Васильев Л.С., Кобзев А.И. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. 331 с.
3. Васильев Л.С. Древний Китай, т.3. М.: Восточная литература РАН, 2006. 661 с.
4. Корольков М.В. Судебник из Чжанцзяшань: некоторые проблемы изучения раннеханьских законодательных текстов на бамбуковых планках // Общество и государство в Китае. М.: Восточная литература, 2009. №39-1. 502 с.
5. Корольков М.В. Раннеханьский эпиграфический комплекс Чжанцзяшань: Общее описание // Вопросы эпиграфики. М.: Русский фонд Содействия образованию и науке, 2008. 528 с.
6. Корольков М.В. Цзоуяньшу («Сборник судебных запросов»). М.: Наука — Восточная литература, 2013. 192 с.
7. Конфуций. Луньюй («Изречения») / пер. с кит. Л.С. Переломова. М.: Терра, 2009. 432 с.
8. Кучера С.Р. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М.: Наука, 1972. 212 с.
9. Кычанов Е.И. Кодификация традиционного права // Духовная культура Китая, т.4. М.: Восточная литература РАН, 2009. 935 с.
10. Никифоров В.Н. Очерк истории Китая II тысячелетие до н.э. - начало XX столетия. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. 448 с.
11. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая». М.: Наука, 1981. 340 с.
12. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.). М.: Восточной литературы, 1962. 243 с.
13. Переломов Л.С. Исторические судьбы легизма и конфуцианства // Духовная культура Китая, т.4. М.: Восточная литература РАН, 2009. 935 с.
14. Пивоваров Н.Д. Источники древнекитайского права. М., 2015. 9 с.
15. Симоновская Л.В. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1994. 534 с.
16. Трощинский П.В. Юридическая ответственность в праве Китайской Народной Республики. М.: ИДВ РАН, 2011. 272 с.
17. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и»). Цзюани 17—25. Пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. 384 с.
18. Шан цзюнь шу («Книга правителя области Шан») / Пер., вступ. ст. и коммент. Л.С. Переломова. М., 1968. 392 с.
19. Штейн В.М. «Гуань-цзы»: Исслед. и пер. М., 1959; Гуань-цзы. Гл. 30, 31, 40, 46.
Литература на английском языке:
20. Derk Bodde, Clarence Morris. Law in Imрerial China. Harvard University Press, 1967. 615 р.
21. Hayden Windrow. A Short History of Law, Norms, and Social Control in Imperial China // Asian-Pacific Law&Policy Journal, 2006. 301 р.
22. Hulsewe A.F.P. Qin and Han Legal Manuscripts // New Sources of Early Chinese History: An Introduction to the Reading of Inscriptions and Manuscripts. Institute of East Asian Studies, 1997. 303 р.
23. Hulsewe A.F.P. Remnants of Han law. Leiden, E.J. Brill, 1955. 455 р.
24. Hulsewe A.F.P. Remnants of Chin’s Law. Brill, 1985. 254 р.
25. Hulsewe A.F.P. Ch’in and Han law // The Cambridge history of China, vol. 1. Cambridge University Press, 2008. 960 р.
26. John Wu. Readings from Ancient Chinese Codes and Other Sources of Chinese Law and Legal Ideas. Michigan Law review, 1921. 536 р.
27. Kroll J.L. Notes on Ch'in and Han law // Idema W.L., Zurcher E. (eds.) Thought and law in Qin and Han China. Brill, 1990. 244 p.
28. Lewis M.E. Sanctioned Violence in Early China. State University of New York Press, 1990. 374 p.
29. Lewis M.E. The Construction of Space in Early China. State University of New York Press, 2006. 506 p.
30. Li Xueqin, Xing Wen. New Light on the Early-Han Code: A Reappraisal of the Zhangjiashan Bamboo-slip Legal Texts. Asia Major, Third Series, 2001. 146 p.
31. Sanft Charles. Law and Communication in Qin and Western Han China // Journal of the Economic and Social History of the Orient 53. Brill, 2010. 711 p.
Литература на китайском языке:
32. Кун Цинмин ДАВД. Цинь хань фалюй ши ^'?Х'Д^А [История права Цинь и Хань]. Сиань.: Шаньси жэньминь чубаншэ 1АЖАК Ж»±, 1992. 398 с.
33. Юй Чжэньбо ХШ^. Цинь хань фалюй юй шэхуэй ^'Ж'Д^ДДА [Законы и общество при Цинь и Хань]. Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ ЖШАйЖЖШ 2000. 267 с.
Источники на восточном языке:
34. Бань Гу. Хань шу («История династии Хань»). Т. 7. Пекин, 1964.
35. Сыма Цянь. Ши цзи («Исторические записки»). Сер. «Сы бу бэй- яо». Шанхай, 1936.
36. Чжанцзяшань хань му чжу цзянь (эр сы ци хао му): шивэнь сюдин
бэнь^ЖШЖЖЗД (^ИХ^Ж): WXWPTA (Бамбуковые
планки из ханьского погребения в Чжанцзяшани, погребение №247. Издание с исправленным и дополненным комментарием) // Эр нянь люй лин /ДДХ (Законы и указы второго года). Пекин: Вэньу чубаньшэД^ШФДД2006. 320 c.
37. Шуйхуди цинь му чжу цзянь^^Й^й^ФЖ'(Бамбуковые планки из циньского погребения в Шуйхуди). Пекин: Вэньу чубаньшэ^^
Ш^Ш978. 408 с.
Интернет-ресурсы:
38. Синология. ру [сайт]. URL: http://www.synologia.ru/. Дата последнего обращения 07.04.17.
39. БКРС - большой китайско-русский словарь [сайт]. URL:https://bkrs.info/. Дата последнего обращения: 28.02.17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ