Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №66632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» в современном
образовании. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.2. Способы формирования универсальных учебных действий младших
школьников 12
1.3. Методы и приёмы организации коллектива младших школьников 16
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 27
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива 34
2.3. Анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе
становления коллектива 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50


Первой из актуальных задач начального образования во все времена была, есть и будет задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании обще учебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».
Разработка концепции развития универсальных учебных действий (далее УУД) в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность концепции развития УУД для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к началу младшего школьного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы УУД, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Самый серьезный вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Последователем А.С. Макаренко в педагогических трудах и опыте организации коллектива стал В.А. Сухомлинский.
В последние десять лет педагогические исследования были направлены на выявление эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия универсальных учебных действий, особенности их формирование в младшем школьном возрасте.
2. Определить способы формирования универсальных учебных действий младшего школьника.
3. Рассмотреть методы и приемы организации коллектива младшего школьника.
4. Провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе становления коллектива.
Методы исследования:
- рисование на специальных карточках;
- анкетирование учеников;
- выполнения задания вместе с учащимися;
- беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из 2х глав, введения, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе выявлено понятие «универсальные учебные действия» в современном образовании. После, выявили способы формирования универсальных учебных действий младших школьников. И затем методы и приёмы организации коллектива младших школьников.
Во второй главе описаны диагностическое исследование уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Следующий этап, был содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива. И потом уже был сделан анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Библиографический список состоит из 65 источников.
В приложении предлагаются работы детей, планы - конспекты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой жизни. Мы можем назвать несколько видов коммуникативных действий:
- проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
- формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
- регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Проведённые уроки коллективного творчества подтвердили наше предположение о том, что именно в процессе их проведения у учащихся формируются умение сотрудничать, умение налаживать контакты с одноклассниками, выполнять различные социальные роли и отстаивать свою точку зрения.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
- обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию; работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;
- развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;
- воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;
- социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе становления коллектива, мы пришли к следующему заключению.
Во-первых, от уровня сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже.
Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Уроки коллективного творчества, по нашему мнению, в большей степени влияют на развитие коммуникативных УУД младших школьников с одной стороны и на процесс становления коллектива младших школьников с другой. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2011. -С. 90-95.
2. Бабаян А.В. Сикорский И.А. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. - С. 66-74.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997. -С.33.
4. Бударникова Л.В. Проблемы нравственного становления / Л.В. Бударникова, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 199 с.
5. Варюхина С.И. Истоки доброты / С.И. Варюхина. - Минск, 2001. - С.289 .
6. Волкова Е.И. Трудные дети и трудные родители / Е.И. Волкова. - М.: Наука, 2009. - 321 с.
7. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», Издательский дом Шалвы Амонашвили; 1998.-С 76 .
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений./И.З. Гликман. - М.:
Издательство Владос-пресс, 2002. -С 287 .
9. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива./ - М.:
Просвещение, 1984. -С. 77
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников / Г.Г. Григорьева. - М.: Инфра-М, - 2009. -С 350 .
11. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. -С. 37.
12. Дереклеева Н. Родительские собрания 1-4 классы / Н. Дереклеева. - М.: Наука, 2010. -С 356 .
13.Забродин, Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива / Н.Г. Забродин // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№1. -С. 69-73.
14. Ильин И.А. Душа ребёнка / И.А. Ильин // Очаг. - 2008. - №9. - С.35-40.
15. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и в Америке: воспитание человечности / М.Г. Казакина. - СПб.: Книжный Дом, 2006. -С 413 .
16. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания / С.Э. Карклина. - М.: Инфра-М, 2008. -С. 190.
17. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье / М. Климова-Фюгнерова. - Минск, 2007. -С. 345.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров. 2-ое изд. - М.: Академия, 2005. -С. 380.
19. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
20. Коломинский Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн.пособие. - Мн.: ТеатраСистемс, 2000. -С. 71.
21. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Наука, 2005. - С.421.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/. - М., 2004 -C.91.
23. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России./ - М.: Просвещение, 2006 -С. 43.
24. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя./ - М., «Просвещение», 1977. -С. 272 .
25. Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей / М.И. Любицына. - М.: Академия, 2001. -С. 190 .
26. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. -С.334 .
27. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Наука,2001. - С.190.
28. Макаренко А.С., Педагогические сочинения: В 8 т.-М., 1983 г. -С. 11.
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2006. -С. 441.
30. Мальцева Е.В. Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов / Е.В. Мальцева // Педагогическое образование. Начальная школа. - 2011. - №12. - С.2-12.
31. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ/В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, А. Ю. Гордин,
B. В. Жуков, под ред. В.М.Коротова. - М.: Просвещение, 1990. -С. 32.
32. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Наука, - 2001. -С. 416.
33. Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002. -С. 12.
34. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Речь, 2005. -С. 51.
35. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. /Н.Д. Никкандров. М.: Пед. общество России, 1998. -
C. 640.
36. Новиков Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» / Н.И. Новиков // Умом и сердцем. - 2009. - №. 4. - С. 167-174.
37. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2004. Книга 2. Процесс воспитания. - С. 57-58.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. -С. 204.
39. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. -С. 44.
40. Рожкова М.И. Классному руководителю. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 1999. -С. 75.
41. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе / М.Б. Романовская // Завуч. - 2007. - №1. - С.2-13.
42. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов / А.С. Русаков. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2008. - 345 с.
43. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского / В.Г. Рындак. - М.:
Педагогический вестник, 2009. - С.106.
44. Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий,
2005. 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
45. Селиванов В.Ч Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. -С. 55.
46. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 576.
47. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
48. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия»,
2006. -С. 56.
49. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М.: Наука, 2008. -С. 204.
50. Столетов И.Г. Диалоги о воспитании / И.Г. Столетов. - М.: Инфра-М, 2008. -С. 250.
51. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А.
Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000. -С.53.
52. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Наука,
2009. -С. 178.
53. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Академия, 2000. -С.322.
54. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов
средних педагогических учебных заведений. - 2-е издательство,
стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». 1998. -С. 54.
55. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье / В. Титаренко // Культура семейных отношений. - М., 2009. -С.20-30.
56. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1 -С. 34.
57. Уманский Л.И. «Личности. Организаторская деятельность. Коллектив» (Избранные труды) - Кострома: КГУ, 2001. -С. 208.
58. Урбанская О. Работа с родителями младших школьников.- М.,2009. -
С.366 .
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. -С. 31.
60. Фрадкин Ф. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия / Ф. Фрадкин, М. Плохова // Воспитание школьников. - 2003. - №6. - С.50-58.
61. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических
коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. -С.45.
62. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. -С.88.
63.Чистякова О.С. Клубные объединения учащихся как условие
формирования социальной зрелости / О.С. Чистякова // Методист.-
2010. -№10.-С.58-59.
64. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е. Щуркова. - М.:
Педагогическое общество России, 2005. -С. 314 .
65. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. - изд. 2-е. - СПб: ИМАТОН, 2007. -С. 23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ