ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» в современном
образовании. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.2. Способы формирования универсальных учебных действий младших
школьников 12
1.3. Методы и приёмы организации коллектива младших школьников 16
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 27
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива 34
2.3. Анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе
становления коллектива 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» в современном
образовании. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.2. Способы формирования универсальных учебных действий младших
школьников 12
1.3. Методы и приёмы организации коллектива младших школьников 16
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 27
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива 34
2.3. Анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе
становления коллектива 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Первой из актуальных задач начального образования во все времена была, есть и будет задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании обще учебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».
Разработка концепции развития универсальных учебных действий (далее УУД) в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность концепции развития УУД для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к началу младшего школьного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы УУД, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Самый серьезный вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Последователем А.С. Макаренко в педагогических трудах и опыте организации коллектива стал В.А. Сухомлинский.
В последние десять лет педагогические исследования были направлены на выявление эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия универсальных учебных действий, особенности их формирование в младшем школьном возрасте.
2. Определить способы формирования универсальных учебных действий младшего школьника.
3. Рассмотреть методы и приемы организации коллектива младшего школьника.
4. Провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе становления коллектива.
Методы исследования:
- рисование на специальных карточках;
- анкетирование учеников;
- выполнения задания вместе с учащимися;
- беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из 2х глав, введения, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе выявлено понятие «универсальные учебные действия» в современном образовании. После, выявили способы формирования универсальных учебных действий младших школьников. И затем методы и приёмы организации коллектива младших школьников.
Во второй главе описаны диагностическое исследование уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Следующий этап, был содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива. И потом уже был сделан анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Библиографический список состоит из 65 источников.
В приложении предлагаются работы детей, планы - конспекты.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий (далее УУД) в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность концепции развития УУД для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к началу младшего школьного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы УУД, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Самый серьезный вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Последователем А.С. Макаренко в педагогических трудах и опыте организации коллектива стал В.А. Сухомлинский.
В последние десять лет педагогические исследования были направлены на выявление эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия универсальных учебных действий, особенности их формирование в младшем школьном возрасте.
2. Определить способы формирования универсальных учебных действий младшего школьника.
3. Рассмотреть методы и приемы организации коллектива младшего школьника.
4. Провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе становления коллектива.
Методы исследования:
- рисование на специальных карточках;
- анкетирование учеников;
- выполнения задания вместе с учащимися;
- беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из 2х глав, введения, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе выявлено понятие «универсальные учебные действия» в современном образовании. После, выявили способы формирования универсальных учебных действий младших школьников. И затем методы и приёмы организации коллектива младших школьников.
Во второй главе описаны диагностическое исследование уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Следующий этап, был содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива. И потом уже был сделан анализ результатов исследования по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе становления коллектива.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Библиографический список состоит из 65 источников.
В приложении предлагаются работы детей, планы - конспекты.
Формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой жизни. Мы можем назвать несколько видов коммуникативных действий:
- проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
- формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
- регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Проведённые уроки коллективного творчества подтвердили наше предположение о том, что именно в процессе их проведения у учащихся формируются умение сотрудничать, умение налаживать контакты с одноклассниками, выполнять различные социальные роли и отстаивать свою точку зрения.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
- обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию; работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;
- развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;
- воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;
- социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе становления коллектива, мы пришли к следующему заключению.
Во-первых, от уровня сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже.
Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Уроки коллективного творчества, по нашему мнению, в большей степени влияют на развитие коммуникативных УУД младших школьников с одной стороны и на процесс становления коллектива младших школьников с другой. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.
- проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
- формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
- регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Проведённые уроки коллективного творчества подтвердили наше предположение о том, что именно в процессе их проведения у учащихся формируются умение сотрудничать, умение налаживать контакты с одноклассниками, выполнять различные социальные роли и отстаивать свою точку зрения.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
- обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию; работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;
- развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;
- воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;
- социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе становления коллектива, мы пришли к следующему заключению.
Во-первых, от уровня сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже.
Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Уроки коллективного творчества, по нашему мнению, в большей степени влияют на развитие коммуникативных УУД младших школьников с одной стороны и на процесс становления коллектива младших школьников с другой. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование коммуникативных УУД в процессе становления коллектива младших школьников будет успешным при условии правильной организации и достаточно регулярном проведении уроков коллективного творчества.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Формирование универсальных учебных действий на уроке математики
в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



