СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СО ДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 9
1.1. Характеристика специальной медицинской группы студентов в вузе.... 9
1.2. Понятие о нозологических группах и их классификация 14
1.3. Проблема построения содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами вуза в специальных медицинских группах
с учетом нозологических групп 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ
АНАЛИЗ 40
3.1. Результаты предварительного обследования студентов 40
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 49
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СО ДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 9
1.1. Характеристика специальной медицинской группы студентов в вузе.... 9
1.2. Понятие о нозологических группах и их классификация 14
1.3. Проблема построения содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами вуза в специальных медицинских группах
с учетом нозологических групп 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ
АНАЛИЗ 40
3.1. Результаты предварительного обследования студентов 40
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 49
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Одним из важнейших направлений в развитии современного общества должна быть забота о подрастающем поколении, его образовании, воспитании и здоровье. К сожалению, имеется множество данных, свидетельствующих о том, что здоровье учащейся молодежи имеет тенденцию к ухудшению (Болдырева В.Б., 2009; Селитренникова И.А., 2013 и др.). Не один год уже проводятся исследования, касающиеся проблемы оздоровления, в том числе и студентов вузов, но до ее окончательного решения еще очень далеко.
Много сегодня делается для решения данной проблемы в сфере адаптивной физической культуры (Шапкова Л.В., 2001; Евсеев С.П., 2002 и др.): проводятся научные исследования, создаются новые центры и клубы для инвалидов, специальная доступная среда для их жизни, передвижения и прочего. Издается специализированный журнал в России под названием «Адаптивная физическая культура», защищаются диссертационные работы (Дмитриев А.А., 1986; Самыличев А.С., 1989; Мозговой В.М., 1993; Устинова Е.В., 1998; Малыгина Е.Н., 2002 и др.), но при этом много вопросов и проблем в этой сфере остается нетронутыми.
В системе высшего профессионального образования указанные вопросы также остаются не решенными. Исключая физкультурные вузы и факультеты физической культуры институтов и университетов, во многих вузах Республики Казахстан значительный процент обучающихся - это лица с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями. Принято считать, что в вузах при проведении занятий по предмету «Физическая культура» осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к занимающимся студентам в виде разделения студентов по состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности: основную, подготовительную, специальную медицинскую. Однако, если обычная учебная программа по предмету «Физическая культура» предназначена для студентов основной и подготовительной учебных групп, то для специальной медицинской не всегда готовят специальную учебную программу, место для занятий и высококвалифицированных специалистов. Кроме того, в спецмедгруппы попадают молодые люди, имеющие самые разнообразные заболевания и недостатки в состоянии здоровья, определяющие отнесение студентов к разным нозологическим группам, что также затрудняет реализацию цели и задач вузовской физической культуры. Этими обстоятельствами и рядом других определяется актуальность проблемы обоснования содержания физкультурно¬оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы в условиях вуза с учетом нозологических групп.
В связи с этим, сформировалась проблема - как, каким образом проводить физкультурно-оздоровительные занятия со студентами разных нозологических групп, которые одновременно находятся в одинаковых условиях со студентами основной и подготовительной групп.
Поэтому цель настоящего исследования заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику физкультурно-оздоровительных занятий для студентов специальной медицинской группы, имеющих разную нозологическую группу.
Задачи научного исследования:
1. Выявить состояние проблемы совершенствования содержания занятий по физической культуре в специальных медицинских группах со студентами вузов.
2. Теоретически обосновать и практически разработать методику проведения занятий со студентами специальной медицинской группы в вузах в рамках дисциплины «Физическая культура» для разных нозологических групп.
3. Экспериментально проверить разработанную методику занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы и определить ее эффективность.
Объект исследования - занятия по физической культуре со студентами вузов в специальной медицинской группе.
Предмет исследования - методика проведения занятий по физической культуре в вузе со студентами специальной медицинской группы с учетом нозологической группы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение занятий со студентами вуза по физической культуре в специальной медицинской группе с учетом нозологических групп на основе сочетания базовой и вариативной частей в содержании занятий позволит повысить уровень физической подготовленности, функциональной работоспособности и снизить уровень психической тревожности занимающихся.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, антропометрия, тестирование физической подготовленности, измерение кровяного давления, измерение ЧСС, проба Штанге, проба Генча, проба Мартинэ, проба Руффье, ортостатическая проба, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория человеческой деятельности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Каган М.С.), теория и методика физической культуры (Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М.), теория адаптивной физической культуры (Евсеев С.П., Шапкова Л.В.), теория и методика физкультурно-оздоровительных занятий с лицами различных нозологических групп (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Стрелкова Я.А.), индивидуально-дифференцированный подход.
Научная новизна исследования состоит в том, что в результате исследования получены данные о физической подготовленности, состоянии психической сферы, динамике состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов специальной медицинской группы Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий студентов специальной медицинской группы с учетом разных нозологических групп.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования получены результаты, развивающие положения теории и методики занятий физической культурой со студентами вузов в специальной медицинской группе применительно к реализации идеи сочетания базовой и вариативной составляющих в случае комплексных физкультурно-оздоровительных занятий, проводимых в одно время и в одном месте с лицами, относящимися к разным нозологическим группам.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная экспериментальная методика сочетания занятий физической культурой в специальной медицинской группе студентов вуза базовой и вариативной частей может применяться как в высших учебных заведениях Республики Казахстан, так и за ее пределами, а также в образовательных учреждениях другого уровня. Кроме того, полученные результаты, выводы и положения магистерской диссертации могут включаться в содержание учебных занятий на факультетах физической культуры, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-педагогических кадров.
Апробация магистерской диссертации проводилась на факультете «Общая медицина» Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова (Республика Казахстан, Актюбинская область, г.Актобе, 2017г.), на Международной научно-практической
конференции «Алихан Букейхан - борец за становление казахской
государственности», посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан и 150-летию Алихана Букейхана (9 декабря, 2016г., Республика Казахстан, г.Уральск), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (3 ноября 2017г.).
Много сегодня делается для решения данной проблемы в сфере адаптивной физической культуры (Шапкова Л.В., 2001; Евсеев С.П., 2002 и др.): проводятся научные исследования, создаются новые центры и клубы для инвалидов, специальная доступная среда для их жизни, передвижения и прочего. Издается специализированный журнал в России под названием «Адаптивная физическая культура», защищаются диссертационные работы (Дмитриев А.А., 1986; Самыличев А.С., 1989; Мозговой В.М., 1993; Устинова Е.В., 1998; Малыгина Е.Н., 2002 и др.), но при этом много вопросов и проблем в этой сфере остается нетронутыми.
В системе высшего профессионального образования указанные вопросы также остаются не решенными. Исключая физкультурные вузы и факультеты физической культуры институтов и университетов, во многих вузах Республики Казахстан значительный процент обучающихся - это лица с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями. Принято считать, что в вузах при проведении занятий по предмету «Физическая культура» осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к занимающимся студентам в виде разделения студентов по состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности: основную, подготовительную, специальную медицинскую. Однако, если обычная учебная программа по предмету «Физическая культура» предназначена для студентов основной и подготовительной учебных групп, то для специальной медицинской не всегда готовят специальную учебную программу, место для занятий и высококвалифицированных специалистов. Кроме того, в спецмедгруппы попадают молодые люди, имеющие самые разнообразные заболевания и недостатки в состоянии здоровья, определяющие отнесение студентов к разным нозологическим группам, что также затрудняет реализацию цели и задач вузовской физической культуры. Этими обстоятельствами и рядом других определяется актуальность проблемы обоснования содержания физкультурно¬оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы в условиях вуза с учетом нозологических групп.
В связи с этим, сформировалась проблема - как, каким образом проводить физкультурно-оздоровительные занятия со студентами разных нозологических групп, которые одновременно находятся в одинаковых условиях со студентами основной и подготовительной групп.
Поэтому цель настоящего исследования заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику физкультурно-оздоровительных занятий для студентов специальной медицинской группы, имеющих разную нозологическую группу.
Задачи научного исследования:
1. Выявить состояние проблемы совершенствования содержания занятий по физической культуре в специальных медицинских группах со студентами вузов.
2. Теоретически обосновать и практически разработать методику проведения занятий со студентами специальной медицинской группы в вузах в рамках дисциплины «Физическая культура» для разных нозологических групп.
3. Экспериментально проверить разработанную методику занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы и определить ее эффективность.
Объект исследования - занятия по физической культуре со студентами вузов в специальной медицинской группе.
Предмет исследования - методика проведения занятий по физической культуре в вузе со студентами специальной медицинской группы с учетом нозологической группы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение занятий со студентами вуза по физической культуре в специальной медицинской группе с учетом нозологических групп на основе сочетания базовой и вариативной частей в содержании занятий позволит повысить уровень физической подготовленности, функциональной работоспособности и снизить уровень психической тревожности занимающихся.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, антропометрия, тестирование физической подготовленности, измерение кровяного давления, измерение ЧСС, проба Штанге, проба Генча, проба Мартинэ, проба Руффье, ортостатическая проба, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория человеческой деятельности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Каган М.С.), теория и методика физической культуры (Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М.), теория адаптивной физической культуры (Евсеев С.П., Шапкова Л.В.), теория и методика физкультурно-оздоровительных занятий с лицами различных нозологических групп (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Стрелкова Я.А.), индивидуально-дифференцированный подход.
Научная новизна исследования состоит в том, что в результате исследования получены данные о физической подготовленности, состоянии психической сферы, динамике состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов специальной медицинской группы Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий студентов специальной медицинской группы с учетом разных нозологических групп.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования получены результаты, развивающие положения теории и методики занятий физической культурой со студентами вузов в специальной медицинской группе применительно к реализации идеи сочетания базовой и вариативной составляющих в случае комплексных физкультурно-оздоровительных занятий, проводимых в одно время и в одном месте с лицами, относящимися к разным нозологическим группам.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная экспериментальная методика сочетания занятий физической культурой в специальной медицинской группе студентов вуза базовой и вариативной частей может применяться как в высших учебных заведениях Республики Казахстан, так и за ее пределами, а также в образовательных учреждениях другого уровня. Кроме того, полученные результаты, выводы и положения магистерской диссертации могут включаться в содержание учебных занятий на факультетах физической культуры, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-педагогических кадров.
Апробация магистерской диссертации проводилась на факультете «Общая медицина» Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова (Республика Казахстан, Актюбинская область, г.Актобе, 2017г.), на Международной научно-практической
конференции «Алихан Букейхан - борец за становление казахской
государственности», посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан и 150-летию Алихана Букейхана (9 декабря, 2016г., Республика Казахстан, г.Уральск), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (3 ноября 2017г.).
1. В результате изучения литературы, документов установлено, что содержание занятий по физической культуре в вузах со студентами, относящимися к СМГ, требует совершенствования. В состоянии этой проблемы накопилась масса вопросов, связанных не только с необходимостью улучшения материально-технической базы для занятий, но и необходимостью профессиональной подготовки и переподготовки физкультурно-педагогических кадров, повышения эффективности применяемых средств и методов физической культуры, улучшения состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся, применения индивидуально¬дифференцированного подхода в процессе занятий, целенаправленного учета нозологических особенностей каждого студента в СМГ.
2. Теоретически обоснована и практически разработана методика проведения занятий со студентами СМГ в вузах на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Она базируется на основе теории деятельности, теории и методике физической культуры, адаптивной физической культуры, теории физкультурно-оздоровительной работы с лицами, относящимися к разным нозологическим группам. В структуре методики важнейшее место занимает построение базовой части занятия с включением средств физической культуры, подходящих для всех занимающихся и вариативной части, в которой целенаправленно применяются средства и методы, адекватные для каждой нозологической группы, к которым относятся студенты.
3. В результате педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики. После завершения эксперимента у студентов уменьшилась масса тела по сравнению с исходными показателями, средний показатель индекса массы тела с избыточного уровня (25,94 кг) снизился до нормальной величины (19,85 кг). Достоверно улучшились при Р<0,05 показатели в упражнениях на оценку физической подготовленности (развитие силы кисти, силовую выносливость, гибкость).
Важнейшую доказательную базу составляли сдвиги в показателях функционального состояния организма занимающихся. Достоверные положительные изменения при Р<0,05 у студентов при измерении АД, ЧСС, пробах Штанге, Генча, Мартинэ, Руффье, ортостатической пробе свидетельствуют об экономизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшении их адаптации к физической нагрузке.
При этом с помощью методики Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина выявлено снижение уровня ситуативной тревожности и личностной тревожности на 5 баллов соответственно в пределах умеренного уровня тревожности. Обнаружены достоверные различия между исходными и конечными показателями тревожности с помощью вычисления непараметрического U- критерия Манна-Уитни.
2. Теоретически обоснована и практически разработана методика проведения занятий со студентами СМГ в вузах на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Она базируется на основе теории деятельности, теории и методике физической культуры, адаптивной физической культуры, теории физкультурно-оздоровительной работы с лицами, относящимися к разным нозологическим группам. В структуре методики важнейшее место занимает построение базовой части занятия с включением средств физической культуры, подходящих для всех занимающихся и вариативной части, в которой целенаправленно применяются средства и методы, адекватные для каждой нозологической группы, к которым относятся студенты.
3. В результате педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики. После завершения эксперимента у студентов уменьшилась масса тела по сравнению с исходными показателями, средний показатель индекса массы тела с избыточного уровня (25,94 кг) снизился до нормальной величины (19,85 кг). Достоверно улучшились при Р<0,05 показатели в упражнениях на оценку физической подготовленности (развитие силы кисти, силовую выносливость, гибкость).
Важнейшую доказательную базу составляли сдвиги в показателях функционального состояния организма занимающихся. Достоверные положительные изменения при Р<0,05 у студентов при измерении АД, ЧСС, пробах Штанге, Генча, Мартинэ, Руффье, ортостатической пробе свидетельствуют об экономизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшении их адаптации к физической нагрузке.
При этом с помощью методики Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина выявлено снижение уровня ситуативной тревожности и личностной тревожности на 5 баллов соответственно в пределах умеренного уровня тревожности. Обнаружены достоверные различия между исходными и конечными показателями тревожности с помощью вычисления непараметрического U- критерия Манна-Уитни.
Подобные работы
- Исследование влияния идеомоторной тренировки на соревновательный результат юных слабослышащих штангистов
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017



