Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СО ДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 9
1.1. Характеристика специальной медицинской группы студентов в вузе.... 9
1.2. Понятие о нозологических группах и их классификация 14
1.3. Проблема построения содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами вуза в специальных медицинских группах
с учетом нозологических групп 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ
АНАЛИЗ 40
3.1. Результаты предварительного обследования студентов 40
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 49
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Одним из важнейших направлений в развитии современного общества должна быть забота о подрастающем поколении, его образовании, воспитании и здоровье. К сожалению, имеется множество данных, свидетельствующих о том, что здоровье учащейся молодежи имеет тенденцию к ухудшению (Болдырева В.Б., 2009; Селитренникова И.А., 2013 и др.). Не один год уже проводятся исследования, касающиеся проблемы оздоровления, в том числе и студентов вузов, но до ее окончательного решения еще очень далеко.
Много сегодня делается для решения данной проблемы в сфере адаптивной физической культуры (Шапкова Л.В., 2001; Евсеев С.П., 2002 и др.): проводятся научные исследования, создаются новые центры и клубы для инвалидов, специальная доступная среда для их жизни, передвижения и прочего. Издается специализированный журнал в России под названием «Адаптивная физическая культура», защищаются диссертационные работы (Дмитриев А.А., 1986; Самыличев А.С., 1989; Мозговой В.М., 1993; Устинова Е.В., 1998; Малыгина Е.Н., 2002 и др.), но при этом много вопросов и проблем в этой сфере остается нетронутыми.
В системе высшего профессионального образования указанные вопросы также остаются не решенными. Исключая физкультурные вузы и факультеты физической культуры институтов и университетов, во многих вузах Республики Казахстан значительный процент обучающихся - это лица с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями. Принято считать, что в вузах при проведении занятий по предмету «Физическая культура» осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к занимающимся студентам в виде разделения студентов по состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности: основную, подготовительную, специальную медицинскую. Однако, если обычная учебная программа по предмету «Физическая культура» предназначена для студентов основной и подготовительной учебных групп, то для специальной медицинской не всегда готовят специальную учебную программу, место для занятий и высококвалифицированных специалистов. Кроме того, в спецмедгруппы попадают молодые люди, имеющие самые разнообразные заболевания и недостатки в состоянии здоровья, определяющие отнесение студентов к разным нозологическим группам, что также затрудняет реализацию цели и задач вузовской физической культуры. Этими обстоятельствами и рядом других определяется актуальность проблемы обоснования содержания физкультурно¬оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы в условиях вуза с учетом нозологических групп.
В связи с этим, сформировалась проблема - как, каким образом проводить физкультурно-оздоровительные занятия со студентами разных нозологических групп, которые одновременно находятся в одинаковых условиях со студентами основной и подготовительной групп.
Поэтому цель настоящего исследования заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику физкультурно-оздоровительных занятий для студентов специальной медицинской группы, имеющих разную нозологическую группу.
Задачи научного исследования:
1. Выявить состояние проблемы совершенствования содержания занятий по физической культуре в специальных медицинских группах со студентами вузов.
2. Теоретически обосновать и практически разработать методику проведения занятий со студентами специальной медицинской группы в вузах в рамках дисциплины «Физическая культура» для разных нозологических групп.
3. Экспериментально проверить разработанную методику занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы и определить ее эффективность.
Объект исследования - занятия по физической культуре со студентами вузов в специальной медицинской группе.
Предмет исследования - методика проведения занятий по физической культуре в вузе со студентами специальной медицинской группы с учетом нозологической группы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение занятий со студентами вуза по физической культуре в специальной медицинской группе с учетом нозологических групп на основе сочетания базовой и вариативной частей в содержании занятий позволит повысить уровень физической подготовленности, функциональной работоспособности и снизить уровень психической тревожности занимающихся.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, антропометрия, тестирование физической подготовленности, измерение кровяного давления, измерение ЧСС, проба Штанге, проба Генча, проба Мартинэ, проба Руффье, ортостатическая проба, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория человеческой деятельности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Каган М.С.), теория и методика физической культуры (Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М.), теория адаптивной физической культуры (Евсеев С.П., Шапкова Л.В.), теория и методика физкультурно-оздоровительных занятий с лицами различных нозологических групп (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Стрелкова Я.А.), индивидуально-дифференцированный подход.
Научная новизна исследования состоит в том, что в результате исследования получены данные о физической подготовленности, состоянии психической сферы, динамике состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов специальной медицинской группы Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий студентов специальной медицинской группы с учетом разных нозологических групп.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования получены результаты, развивающие положения теории и методики занятий физической культурой со студентами вузов в специальной медицинской группе применительно к реализации идеи сочетания базовой и вариативной составляющих в случае комплексных физкультурно-оздоровительных занятий, проводимых в одно время и в одном месте с лицами, относящимися к разным нозологическим группам.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная экспериментальная методика сочетания занятий физической культурой в специальной медицинской группе студентов вуза базовой и вариативной частей может применяться как в высших учебных заведениях Республики Казахстан, так и за ее пределами, а также в образовательных учреждениях другого уровня. Кроме того, полученные результаты, выводы и положения магистерской диссертации могут включаться в содержание учебных занятий на факультетах физической культуры, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-педагогических кадров.
Апробация магистерской диссертации проводилась на факультете «Общая медицина» Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова (Республика Казахстан, Актюбинская область, г.Актобе, 2017г.), на Международной научно-практической
конференции «Алихан Букейхан - борец за становление казахской
государственности», посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан и 150-летию Алихана Букейхана (9 декабря, 2016г., Республика Казахстан, г.Уральск), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (3 ноября 2017г.).
1. В результате изучения литературы, документов установлено, что содержание занятий по физической культуре в вузах со студентами, относящимися к СМГ, требует совершенствования. В состоянии этой проблемы накопилась масса вопросов, связанных не только с необходимостью улучшения материально-технической базы для занятий, но и необходимостью профессиональной подготовки и переподготовки физкультурно-педагогических кадров, повышения эффективности применяемых средств и методов физической культуры, улучшения состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся, применения индивидуально¬дифференцированного подхода в процессе занятий, целенаправленного учета нозологических особенностей каждого студента в СМГ.
2. Теоретически обоснована и практически разработана методика проведения занятий со студентами СМГ в вузах на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Она базируется на основе теории деятельности, теории и методике физической культуры, адаптивной физической культуры, теории физкультурно-оздоровительной работы с лицами, относящимися к разным нозологическим группам. В структуре методики важнейшее место занимает построение базовой части занятия с включением средств физической культуры, подходящих для всех занимающихся и вариативной части, в которой целенаправленно применяются средства и методы, адекватные для каждой нозологической группы, к которым относятся студенты.
3. В результате педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики. После завершения эксперимента у студентов уменьшилась масса тела по сравнению с исходными показателями, средний показатель индекса массы тела с избыточного уровня (25,94 кг) снизился до нормальной величины (19,85 кг). Достоверно улучшились при Р<0,05 показатели в упражнениях на оценку физической подготовленности (развитие силы кисти, силовую выносливость, гибкость).
Важнейшую доказательную базу составляли сдвиги в показателях функционального состояния организма занимающихся. Достоверные положительные изменения при Р<0,05 у студентов при измерении АД, ЧСС, пробах Штанге, Генча, Мартинэ, Руффье, ортостатической пробе свидетельствуют об экономизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшении их адаптации к физической нагрузке.
При этом с помощью методики Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина выявлено снижение уровня ситуативной тревожности и личностной тревожности на 5 баллов соответственно в пределах умеренного уровня тревожности. Обнаружены достоверные различия между исходными и конечными показателями тревожности с помощью вычисления непараметрического U- критерия Манна-Уитни.
1. Альмуханов Б.У., Бисалиев С.А. Конструкцирование смысла
содержания обучения: матер. международ. науч.-теорет. конференции
«Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С.47-49.
2. Аннамамедов О.М. Совершенствование физической подготовленности студентов на основе учета особенностей их морфо-функционального состояния: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1980.-23с.
3. Антонюк С.Д.. Хватова М.В., Климов П.В. Современные подходы к адаптации детей с особыми образовательными потребностями: учеб.-метод. Пособие /Антонюк С.Д., Хватова М.В., Климов П.В. М-во образования и науки РФ, Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2005.- 124с.
4. Анчутина Н.П., Шилов И.А. Врачебно-педагогический контроль на
занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные
тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 191-194.
5. Афанасьева Г.Г. Инклюзивное образование в ДОУ. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: ООО Мозаика- Синтез, 2015.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978.
7. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший школьный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение № 4. - М.: ИКП РАО, 2001.
8. Байтлесова Н.К. Факторы, влияющие на здоровье человека: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. -С. 157-160.
9. Белкин А.Н., Крюченко О.А. Адаптивная физическая культура, как основа работы со специальной медицинской группой в вузах // Материалы I Всероссийской научной конференции с международным участием / Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. Чурапча. Издательство: ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта". 2017. - С.66-69.
10. Воронов А.С. Клинические лекции по терапии: ошибки в диагностике, основная симптоматология. Ростов-на -Дону: Ростиздат, 1949. - 367с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
12. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб.пособие. СпбГафк им. П.Ф. Лесгафта. 2001. - 78с.
13. Горбунова Н.А., Гальвина Н.П. Определение физической
подготовленности студентов: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. -С.82-85.
14. Гращенкова А.Н. Специальная медицинская группа в высших учебных заведениях // Молодой ученый. 2015. № 10. - С. 1346-1348.
15. Григоренко В.Г., Глоба А.П. и др. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга: Метод. Реком. - М.: Советский спорт, 1991. - 78с.
16. Даупаев М.О., Исмагулов К.И. Самообразование, как часть
профессиональной подготовки будущих специалистов: : матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. -С.54-58.
17. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тамбов. 2005. - 18с.
18. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Учебник для студентов мед.вузов. М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. - 598с.
19. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб.пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 240с.
20. Епифанов В.А., Епифанов А.В. Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата. М.: Авторская академия, Товарищество научных изданий КМК, 2009. - 480с.
21. Епифанова В.А. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей / М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 352с.
22. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2002. - 264с.
23. Жмыхова А.Ю. Оздоровление студенток спецмедгруппы методом дозированной степ-аэробики с учетом их исходного функционального состояния // Вестник спортивной науки. 2009. № 2. - С.59-61.
24. Жукова Е.М. Влияние оздоровительного плавания на организм занимающихся: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындаты БКМУ БО. 2010. -С.67-71.
25. Загузова С.А. Комплексная коррекция двигательных и функциональных нарушений умственно отсталых школьников в процессе дополнительных физкультурных занятий: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тамбов. 2007. - 22с.
26. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. - М.: ВЛАДОС, 2006.
27. Испулова Р.Н. Силовой фитнес-тренинг в формировании здоровья
учащейся молодежи: матер. международ. науч.-теорет. конференции
«Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындаты БКМУ БО. 2010. -С.38-42.
28. Испулова Р.Н. Формирование двигательной активности студентов: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындаты БКМУ БО. 2010. -С.38-42.
29. Князев М.В. Формирование двигательной и познавательной деятельности учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов. 2012. - 26с.
30. Коломоец Н.К., Телагисов М.К. Возможности гиревого спорта как
средства физкультурного воспитания студентов: матер. международ. науч.- теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемхсоватындагы БКМУ БО. 2010. -С.42-44.
31. Королев С.А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Москва. 2004. - 22с.
32. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. Ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212с.
33. Кульназаров А.К. Организационно-педагогические факторы совершенствования физкультурного движения в Республике Казахстан: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб. 1996. - 24с.
34. Курмашев А.С., Кулмагамбетова А.К. Формирование здорового
образа жизни у учащейся молодежи: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемхсоватындагы БКМУ БО. 2010. -С. 173-175.
35. Лебединский К.М. Трудный диагноз: почему он труден? (Некоторые размышления на клинических примерах). // Российский семейный врач. 2005. № 4. С.4-9.
36. Лобода А.В., Телагисов М.К. Формирование потребности двигательной активности студенческой молодежи в современных условиях: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемхсоватындагы БКМУ БО. 2010. -С.160-161.
37. Лукомский И.В., Сикорска И.С., Улащик В.С. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: учебник /под ред. В.С. Улащика. / Минск: Выш. шк., 2010. - 384с.
38. Мазина Д.И., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В. Лечебная физическая культура в вузах // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С.97-98.
39. Макаров Л.М. Центр синкопальных состояний и сердечных аритмий у
детей и подростков Федерального медико-биологического Агентства, Детская клиническая больница № 38 ЦЕП ФМБА России, Москва [Электронный ресурс] сайт: - http://www.cardio-journal.ru/ru/archiye/article/2463 (дата обращения
30.06.16).
40. Марденов К.Ж. Понятие здорового образа жизни: матер. международ.
науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемгсоватындагы БКМУ БО. 2010. -С. 175-177.
41. Махов А.С., Степанова О.Н., Корнева М.А. Адаптивный спорт в
Ивановской области: от истоков развития к параолимпийским наградам:
монография.- Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2014. - 224с.
42. Методика диагностики уровня физической культуры личности школьника: Методические рекомендации / Ф.И. Собянин, Н.С. Гаркуша, В.К. Климова, А.А. Никифоров, А.В. Посохов, Н.С.Середа, А.В. Скабук- Белгород: Политерра, 2015. - 40с.
43. Методические указания по подбору средств и методов физического воспитания студентов / Сост.Ганженко Ю.В., Граф А.Г., Усенко Б.Н.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, ЛЭИС им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича, 1991. - 9с.
44. Моторико Л.Г. Здоровье: потребность и обязанность каждого: матер.международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындаты БКМУ БО. 2010. - С. 169-173.
45. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-
метод.пособие / Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526с.
46. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учебно-метод. Пособие / Ю.М. Николаев. - СПб.: Олимп-СПб., 2010. - 120с.
47. Основы теории физической культуры. 10-11 классы: учеб.пособие / Под общ. ред. Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. - М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2006. - 151с.
48. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777.
49. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. и др. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высш. учебн. заведений / (под ред. Попов С.Н.). - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416с.
50. Приз В.Н., Климов А.В., Жиенбекова А.Ж. Соблюдение здорового
образа жизни среди учащейся молодежи: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемюоватындаты БКМУ БО. 2010. - С. 145-147.
51. Просвирина Л.Н., Колокольцев М.М., Баринов Р.М. Динамика заболеваемости студентов Ш-й функциональной группы (спецмедгруппа), обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12 (3). - С.538-542.
52. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2010.
53. Святкин В.В. Питайтесь правильно: матер. международ. науч.-теорет.
конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 177-178.
54. Селитренникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2013. - 42с.
55. Сергазиев И.М. Здоровая молодежь - здоровье нации: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 161-165.
56. Собянин Ф.И., Бочарова В.И., Сторожева А.В. Физические упражнения как эффективные средства повышения умственной работоспособности студентов: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. ОтемюоватындагыБКМУ БО. 2010.- С.3-6.
57. Спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья (спорт инвалидов) / Р. Джурашкович, Д. Живкович, В. Климова, М. Климова, М. Живкович. -Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009. - 130с.
58. Стрелкова Я.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Белгород. 2009. - 22с.
59. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
60. Технологии и методики адаптивной физической культуры в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: методические материалы / М.А. Правдов, М.В. Воробушкова, Д.М. Правдов, А.В. Коренев / Под ред. М.А. Правдова, Е.А. Шмелевой. - Шуя: Изд- во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. - 72с.
61. Токарева А.В. Организации занятий со студентами специальной
медицинской группы в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26246 (дата обращения: 11.01.2018).
62. Токмакова О.Н. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. - 120с.
63. Умаров М.К., Утегалиев Т.Х. Показатели и способы оценки
тренированности: матер. международ. науч.-теорет. конференции
«Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С.111-114.
64. Федорченко Л.И. Дифференцированный подход к студенту в системе кредитной технологии обучения на занятиях физической культурой: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. -б. 94-95.
65. Хайрулина Ю.Р. Проблемы внезапных смертей связанных с занятиями физкультурой и спортом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: сб. ст. по мат. XLIII международ. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL:https://sibas.info/archive/nature/7(42).pdf (дата обращения: 12.01. 2018).
66. Шилов И.А., Анчутина Н.П. Анализ социологического исследования, характеризующего отношение студенческой молодежи к своему здоровью: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М. Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 147-149.
67. Шилов И.А., Белегов А.Н. Некоторые физиологические особенности
при занятиях атлетической гимнастикой: матер. международ. науч.-теорет. конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 149-152.
68. Шмидт В.Р. Социальнаяэксклюзия и инклюзив в образовании. Учебно-методическое пособие. - М., 2006.
69. Эльштейн Н.В. Общемедицинские проблемы терапевтической практики. Таллин: Валгус, 1981. - 256с.
70. Янгулова Т.И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений - Ростов н/Д: Феникс, 2010-175с.
71. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003. - № 5.
72. Ергалиева Г.А., Баекесова Г.К. Студенттердщкэсштхк-
колданбалыденежетшд1ружолдары: матер. международ. науч.-теорет.
конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Орал: М.
Отемюоватындагы БКМУ БО. 2010. - С. 106-111.
73. The Merck Manual. Centennial (17 th) Edition. MerckResearchLaboratories, 1999. - 2833р.
74. NEWSru.com//Новости России: сайт. -
http://www.newsru.com/russia/19apr2004/war meeting.html (дата обращения
25.06.16).
75. RISK.RU сайт: -http://www.risk.ru/blog/4927 (дата обращения 30.06.16).
76. https: //ru.wikipedia.org/wiki/.
77. http://3ys.ru/lechebnaya-fizicheskaya-kulturaZorganizatsiya-zanyatij-v- spetsmedgruppe.html.
78. http://ivanovoswim.ru/nosological/.
79. URL-https://www.dailytechinfo.org/np/2285-ispolnilos-100-let-s- momenta-otkrytiya-yavleniya-sverxprovodimosti.htm (дата обращения 13.01.2018).