ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие о коммуникации и коммуникативных умениях 6
1.2 Формирование коммуникативных умений в онтогенезе 9
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с
речевыми нарушениями 14
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Организация исследования коммуникативных умений у старших дошкольников 24
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных умений
дошкольников с общим недоразвитием
речи 27
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие о коммуникации и коммуникативных умениях 6
1.2 Формирование коммуникативных умений в онтогенезе 9
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с
речевыми нарушениями 14
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Организация исследования коммуникативных умений у старших дошкольников 24
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных умений
дошкольников с общим недоразвитием
речи 27
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Приложения
Речь - важная составляющая жизни каждого ребенка. Главными и основными свойствами речи, как средства общения, являются коммуникативные качества. Общение является способом обмена информацией, обозначения потребностей, а так же влияния на поведение собеседника и его эмоции. Все аспекты коммуникативных умений постепенно осваиваются и развиваются в дошкольном возрасте. Развитие коммуникативных качеств побуждает ребенка к овладению языком и формами речи.
Коммуникативные качества речи напрямую обуславливаются уровнем интеллектуального и речевого развития дошкольника, а также от его заинтересованности в деятельности и общении со взрослыми.
В настоящее время, благодаря педагогическим исследованиям, выяснено, что большая часть детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, имеют задержанное и нарушенное речевое развитие, нарушения в психоэмоциональном состоянии и общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это совокупность разного рода речевых нарушений, где дети имеют недостатки в развитии всех аспектов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой стороны речи, при нормальных показателях слуха и сохранном интеллекта.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современному социуму требуются общительные, коммуникабельные, владеющие основами культуры общения члены общества. Уровень развития коммуникативных умений обуславливается социо-эмоциональной адаптированностью детей к жизни в обществе, в то время как недостаточно развитые коммуникативные умения влекут за собой сложности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Высокий уровень развития коммуникативных умений является важным показателем, способствующим успешной адаптации дошкольников в социуме. Торможение развития коммуникативной функции у каждого ребенка влечет за собой отставание в развитии разного рода
психических функций, эмоциональной нестабильности поведения. В
настоящее время количество детей с ОНР возросло.
Теоретико-методической базой исследования послужили работы:
- по исследованию коммуникативных умений у дошкольников занимались многие ученые, например, такие как, Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Мудрик А.В., Бахтин М.М.
- по изучению коммуникативных функций и трудностей у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как: Садовникова И.Н., Дубравина И.В., Овчарова Р.В,
- по преодолению трудностей коммуникации во время логопедической помощи у детей с общим недоразвитием речи занимались: Шашкина
Г.Р., Смирнова Е.О., Смирнова Л.О. Шашкина Г.Р.
Проблема исследования: особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования:
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет иметь больший успех при условиях, если:
1. активно использовать сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных умений;
2. совершенствовать совместную деятельность воспитателя и логопеда;
3. активное включение родителей в коррекционно-развивающую деятельность педагогов по формированию коммуникативных умений дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию коммуникативных умений у детей с нормальной речью и общим недоразвитием речи.
2. Выявить и сравнить состояние коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и с их показателями в норме.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для выполнения данных задач была применена совокупность научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования. Применялись такие методы исследования, как:
1. анализ психолого-педагогической литературы ;
2. диагностические методы, наблюдение, изучение педагогической документации;
3. обработка количественных и качественных в ходе исследования результатов.
Экспериментальной базой нашего исследования является МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 поселка Дубовое, Белгородского района, Белгородской области.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста пяти-шести лет в количестве 12 человек. Причём, 6 человек - дети, имеющие общее недоразвитие речи, 6 человек - дети без речевых нарушений.
Коммуникативные качества речи напрямую обуславливаются уровнем интеллектуального и речевого развития дошкольника, а также от его заинтересованности в деятельности и общении со взрослыми.
В настоящее время, благодаря педагогическим исследованиям, выяснено, что большая часть детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, имеют задержанное и нарушенное речевое развитие, нарушения в психоэмоциональном состоянии и общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это совокупность разного рода речевых нарушений, где дети имеют недостатки в развитии всех аспектов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой стороны речи, при нормальных показателях слуха и сохранном интеллекта.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современному социуму требуются общительные, коммуникабельные, владеющие основами культуры общения члены общества. Уровень развития коммуникативных умений обуславливается социо-эмоциональной адаптированностью детей к жизни в обществе, в то время как недостаточно развитые коммуникативные умения влекут за собой сложности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Высокий уровень развития коммуникативных умений является важным показателем, способствующим успешной адаптации дошкольников в социуме. Торможение развития коммуникативной функции у каждого ребенка влечет за собой отставание в развитии разного рода
психических функций, эмоциональной нестабильности поведения. В
настоящее время количество детей с ОНР возросло.
Теоретико-методической базой исследования послужили работы:
- по исследованию коммуникативных умений у дошкольников занимались многие ученые, например, такие как, Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Мудрик А.В., Бахтин М.М.
- по изучению коммуникативных функций и трудностей у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как: Садовникова И.Н., Дубравина И.В., Овчарова Р.В,
- по преодолению трудностей коммуникации во время логопедической помощи у детей с общим недоразвитием речи занимались: Шашкина
Г.Р., Смирнова Е.О., Смирнова Л.О. Шашкина Г.Р.
Проблема исследования: особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования:
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет иметь больший успех при условиях, если:
1. активно использовать сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных умений;
2. совершенствовать совместную деятельность воспитателя и логопеда;
3. активное включение родителей в коррекционно-развивающую деятельность педагогов по формированию коммуникативных умений дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию коммуникативных умений у детей с нормальной речью и общим недоразвитием речи.
2. Выявить и сравнить состояние коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и с их показателями в норме.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для выполнения данных задач была применена совокупность научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования. Применялись такие методы исследования, как:
1. анализ психолого-педагогической литературы ;
2. диагностические методы, наблюдение, изучение педагогической документации;
3. обработка количественных и качественных в ходе исследования результатов.
Экспериментальной базой нашего исследования является МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 поселка Дубовое, Белгородского района, Белгородской области.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста пяти-шести лет в количестве 12 человек. Причём, 6 человек - дети, имеющие общее недоразвитие речи, 6 человек - дети без речевых нарушений.
Влияние коммуникации на психо-эмоциональное состояние ребенка можно проследить во всех сферах его жизни. Коммуникативные умения имеют решающее значение в общем психическом развитии дошкольника. Развитие речи возможно только в процессе общения. В то же время потребность во взаимодействии посредством общения и характеристика отношений зависят от всех участников коммуникации, и важную роль играют уровни развития коммуникативных умений каждого из них. В дошкольном детстве преобладают два типа общения - это общение со взрослым и общение со сверстником.
Решающим обстоятельством формирования общения ребенка в психологии считается сотрудничество ребенка со взрослыми, принятие ребенка, как личности, принятие во внимание уровня его коммуникативных потребностей на данном этапе развития. Формы общения педагога с ребенком имеют отражение в психо-эмоциональной среде группы. Наиболее важным фактором в формировании психической функции и жизни дошкольника является успешное развитие отношений ребенка со сверстниками. Следовательно, существует общая система формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Важным условие формирования общения, их взаимоотношений является совместная деятельность детей. Несформированность навыков общения или низкий уровень, плохо сказывается на характер совместной деятельности, повышает конфликтность детей в группе одного возраста.
В виду высокой значимости изучения и рассмотрения теоретических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и практической надобностью содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи бы проведено данное исследование.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы дали характеристику понятиям коммуникативных умений и общения, коммуникативных навыков, а так же коммуникативной потребности, функций общения и речи.
В ходе исследования мы проанализировали особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В результате чего, было определено то, что у детей заявленной категории в первую очередь имеются нарушения мотивационно- потребностной сферы коммуникативных умений, что включает в себя такие понятия как, потребность использования форм общения, устанавливание эмоционального контакта в процессе коммуникации, наличие социально- и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.
Помимо этого, мы установили причины недостаточной сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Личностное развитие таких детей затруднено, как и их самоопределение, что обуславливается незрелой эмоционально-волевой сферой и задержкой в формировании социальных отношений. Для решения задач исследования была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Результаты проведенной нами диагностики уровня сформированности коммуникативных умений показывают нам, что главной причиной обособленности таких детей являются трудности во вступлении в контакт со взрослыми и сверстниками, ограниченность коммуникативной деятельности.
Неблагополучность статусной категории семьи имеет большое влияние на уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Учитывая качества и особенности коммуникации детей логопедической группы , была составлена психолого-педагогическая коррекция, направленная на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников для основных участников педагогического процесса.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Таким образом, проделанная нами работа по изучению формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи дала положительные результаты.
Решающим обстоятельством формирования общения ребенка в психологии считается сотрудничество ребенка со взрослыми, принятие ребенка, как личности, принятие во внимание уровня его коммуникативных потребностей на данном этапе развития. Формы общения педагога с ребенком имеют отражение в психо-эмоциональной среде группы. Наиболее важным фактором в формировании психической функции и жизни дошкольника является успешное развитие отношений ребенка со сверстниками. Следовательно, существует общая система формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Важным условие формирования общения, их взаимоотношений является совместная деятельность детей. Несформированность навыков общения или низкий уровень, плохо сказывается на характер совместной деятельности, повышает конфликтность детей в группе одного возраста.
В виду высокой значимости изучения и рассмотрения теоретических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и практической надобностью содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи бы проведено данное исследование.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы дали характеристику понятиям коммуникативных умений и общения, коммуникативных навыков, а так же коммуникативной потребности, функций общения и речи.
В ходе исследования мы проанализировали особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В результате чего, было определено то, что у детей заявленной категории в первую очередь имеются нарушения мотивационно- потребностной сферы коммуникативных умений, что включает в себя такие понятия как, потребность использования форм общения, устанавливание эмоционального контакта в процессе коммуникации, наличие социально- и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.
Помимо этого, мы установили причины недостаточной сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Личностное развитие таких детей затруднено, как и их самоопределение, что обуславливается незрелой эмоционально-волевой сферой и задержкой в формировании социальных отношений. Для решения задач исследования была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Результаты проведенной нами диагностики уровня сформированности коммуникативных умений показывают нам, что главной причиной обособленности таких детей являются трудности во вступлении в контакт со взрослыми и сверстниками, ограниченность коммуникативной деятельности.
Неблагополучность статусной категории семьи имеет большое влияние на уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Учитывая качества и особенности коммуникации детей логопедической группы , была составлена психолого-педагогическая коррекция, направленная на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников для основных участников педагогического процесса.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Таким образом, проделанная нами работа по изучению формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи дала положительные результаты.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с легкой
умственной отсталостью посредством игровых упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР III уровня в процессе коррекционной работы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



