Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №66621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие о коммуникации и коммуникативных умениях 6
1.2 Формирование коммуникативных умений в онтогенезе 9
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с
речевыми нарушениями 14
1.4. Обзор методических рекомендаций по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Организация исследования коммуникативных умений у старших дошкольников 24
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных умений
дошкольников с общим недоразвитием
речи 27
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Приложения


Речь - важная составляющая жизни каждого ребенка. Главными и основными свойствами речи, как средства общения, являются коммуникативные качества. Общение является способом обмена информацией, обозначения потребностей, а так же влияния на поведение собеседника и его эмоции. Все аспекты коммуникативных умений постепенно осваиваются и развиваются в дошкольном возрасте. Развитие коммуникативных качеств побуждает ребенка к овладению языком и формами речи.
Коммуникативные качества речи напрямую обуславливаются уровнем интеллектуального и речевого развития дошкольника, а также от его заинтересованности в деятельности и общении со взрослыми.
В настоящее время, благодаря педагогическим исследованиям, выяснено, что большая часть детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, имеют задержанное и нарушенное речевое развитие, нарушения в психоэмоциональном состоянии и общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это совокупность разного рода речевых нарушений, где дети имеют недостатки в развитии всех аспектов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой стороны речи, при нормальных показателях слуха и сохранном интеллекта.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современному социуму требуются общительные, коммуникабельные, владеющие основами культуры общения члены общества. Уровень развития коммуникативных умений обуславливается социо-эмоциональной адаптированностью детей к жизни в обществе, в то время как недостаточно развитые коммуникативные умения влекут за собой сложности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Высокий уровень развития коммуникативных умений является важным показателем, способствующим успешной адаптации дошкольников в социуме. Торможение развития коммуникативной функции у каждого ребенка влечет за собой отставание в развитии разного рода
психических функций, эмоциональной нестабильности поведения. В
настоящее время количество детей с ОНР возросло.
Теоретико-методической базой исследования послужили работы:
- по исследованию коммуникативных умений у дошкольников занимались многие ученые, например, такие как, Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Мудрик А.В., Бахтин М.М.
- по изучению коммуникативных функций и трудностей у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как: Садовникова И.Н., Дубравина И.В., Овчарова Р.В,
- по преодолению трудностей коммуникации во время логопедической помощи у детей с общим недоразвитием речи занимались: Шашкина
Г.Р., Смирнова Е.О., Смирнова Л.О. Шашкина Г.Р.
Проблема исследования: особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования:
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет иметь больший успех при условиях, если:
1. активно использовать сюжетно-ролевую игру как средство развития коммуникативных умений;
2. совершенствовать совместную деятельность воспитателя и логопеда;
3. активное включение родителей в коррекционно-развивающую деятельность педагогов по формированию коммуникативных умений дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию коммуникативных умений у детей с нормальной речью и общим недоразвитием речи.
2. Выявить и сравнить состояние коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и с их показателями в норме.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для выполнения данных задач была применена совокупность научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования. Применялись такие методы исследования, как:
1. анализ психолого-педагогической литературы ;
2. диагностические методы, наблюдение, изучение педагогической документации;
3. обработка количественных и качественных в ходе исследования результатов.
Экспериментальной базой нашего исследования является МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 поселка Дубовое, Белгородского района, Белгородской области.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста пяти-шести лет в количестве 12 человек. Причём, 6 человек - дети, имеющие общее недоразвитие речи, 6 человек - дети без речевых нарушений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Влияние коммуникации на психо-эмоциональное состояние ребенка можно проследить во всех сферах его жизни. Коммуникативные умения имеют решающее значение в общем психическом развитии дошкольника. Развитие речи возможно только в процессе общения. В то же время потребность во взаимодействии посредством общения и характеристика отношений зависят от всех участников коммуникации, и важную роль играют уровни развития коммуникативных умений каждого из них. В дошкольном детстве преобладают два типа общения - это общение со взрослым и общение со сверстником.
Решающим обстоятельством формирования общения ребенка в психологии считается сотрудничество ребенка со взрослыми, принятие ребенка, как личности, принятие во внимание уровня его коммуникативных потребностей на данном этапе развития. Формы общения педагога с ребенком имеют отражение в психо-эмоциональной среде группы. Наиболее важным фактором в формировании психической функции и жизни дошкольника является успешное развитие отношений ребенка со сверстниками. Следовательно, существует общая система формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Важным условие формирования общения, их взаимоотношений является совместная деятельность детей. Несформированность навыков общения или низкий уровень, плохо сказывается на характер совместной деятельности, повышает конфликтность детей в группе одного возраста.
В виду высокой значимости изучения и рассмотрения теоретических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и практической надобностью содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи бы проведено данное исследование.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы дали характеристику понятиям коммуникативных умений и общения, коммуникативных навыков, а так же коммуникативной потребности, функций общения и речи.
В ходе исследования мы проанализировали особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В результате чего, было определено то, что у детей заявленной категории в первую очередь имеются нарушения мотивационно- потребностной сферы коммуникативных умений, что включает в себя такие понятия как, потребность использования форм общения, устанавливание эмоционального контакта в процессе коммуникации, наличие социально- и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.
Помимо этого, мы установили причины недостаточной сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Личностное развитие таких детей затруднено, как и их самоопределение, что обуславливается незрелой эмоционально-волевой сферой и задержкой в формировании социальных отношений. Для решения задач исследования была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Результаты проведенной нами диагностики уровня сформированности коммуникативных умений показывают нам, что главной причиной обособленности таких детей являются трудности во вступлении в контакт со взрослыми и сверстниками, ограниченность коммуникативной деятельности.
Неблагополучность статусной категории семьи имеет большое влияние на уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Учитывая качества и особенности коммуникации детей логопедической группы , была составлена психолого-педагогическая коррекция, направленная на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников для основных участников педагогического процесса.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Таким образом, проделанная нами работа по изучению формирования коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи дала положительные результаты.



1. Арушанова, А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы / А.А. Арушанова. - М. Просвещение, 2003. - 287 с.
2. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи/ Е.А. Баринова - М.АРКТИ, 2000. - 420 с.
3. Бодалев, А.Н. Личность и общение /А.Н. Бодалев. - М.АРКТИ, - 2001.
- 328 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. - М.КАРО, 2003. - 541 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. - М. Просвещение,2001.- 480 с.
6. Глухов, В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М. Наука, 2002. - 187 с.
7. Грибова, О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. / О.Е. Грибова. - С. Наука, 2001. - 257с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопедов. - 2 изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова.
- М. АРКТИ, 2005. - 437 с.
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи/ Н.И. Жинкин.- М. Просвещение, 2004.-498с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей/ Н.С. Жукова. - М. Просвещение, 2006.- 156с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: 47Н. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. - 320 с.
12. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза/ Е.И. Исенина. - Иваново, 2007. - 651 с.
13. Калягин, В.А. Логопсихология/ В.А. Калягин. - М. Наука, 2006. - 402 с.
14. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше.- М. Наука, 2005. - 373 с.
15. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2002. - 703 с.
16. Коломинский, Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе /Я.П. Коломинский. - Минск, 2008. - 588 с.
17. Косякова , О.О. Логопсихология. / О.О. Косякова.- М.Просвещение, 2007. - 750 с.
18. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа: Кн. Для логопеда / Р.И. Лалаева.- М. КАРО, 2000.- 671 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии /Р.Е. Левина. - М.ТЦ Сфера, 2002. - 539 с.
20. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - М. Просвещение, 2005. - 613с.
21. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М. Наука, 2003. - 499 с.
22. Лурия, А.Р. Язык и сознание./ А.Р. Лурия. - М. КАРО, 2004. - 347 с.
23. Немов, Р.С. Психодиагностика/ Р.С. Немов. - М. Наука, 2007. - 640с.
24. Лисина, М.И. Общение и речь / И.М. Лисина. - М. АРД ЛТД, 2001. - 597 с.
25. Серебренникова, С.Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей - сирот старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития / С.Ю. Серебренникова. - Иркутск,СПб., 2007. - 342 с.
26. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
27. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. - Минск: Харвест, 2011.
28. Филичева Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М., Просвещение, 2010.
29. Филичева Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. - М., Владос, 2007 .
30. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инст. По спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.
31. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2007.
32. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.
33. Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т.А. Репина. - М., 1997.
34. Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. - М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
35. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
36. Солдатова В.С. Игровые методы диагностики и коррекции для дошкольников / В.С. Солдатова. - М.: Университет славянской культуры, 2009.
37. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
38. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрисс-пресс, 2004.
39. Филичева Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М., Просвещение, 2010.
40. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов / Г.Р. Шишкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр Академия, 2013.
41. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2012.
42. Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. - М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 (Библиотека логопеда).
43. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
44. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. - Минск: Харвест, 2011.
45. Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Под. Ред. Венгера А.А. - М., 2011.
46. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007
47. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008.
48. Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. - Ярославль, 2010.
49. Ковалева И.А. Формирование грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи: Работа с дошкольниками - М.: Изд. Дом Первое сентября, 2009.
50. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2010.
51. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД, 2009.
52. Дудьев В.П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006.
53. Дубовская В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссерт. Канд. Пед. Наук В.А. Дубовской. - Курган, 2010.
54. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //
Дошкольное воспитание. - 2005. . - № 11.
55. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей //
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10.
56. Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи // Педагогическое образование в России. - 2013.
57. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научных трудов под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009.
58. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
59. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений./ Под. Ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
60. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2012.
61. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.
62. Шмаков С. А. Коммуникативные игры. - М.: Просвещение, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ