ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА 30
«ГОРОД БЕЛГОРОД»
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Основной целью управления социальной сферой, в целом, и учреждений, входящих в ее состав, выступает предоставление населению качественных и доступных социальных услуг. Однако, на современном этапе реализация данной цели усложняется требованиями, предъявляемые жителями муниципальных районов к организации предоставления таких услуг, желающими получать все виды услуг непосредственно по месту жительства. Это обусловливает необходимость внедрения новых организационных форм и реконструкции сети социальных учреждений муниципальных образований, что, по своим масштабам, сложности и социальной значимости, является важнейшей проблемой сложившейся системы управления. Многообразие условий, в которых живут жители муниципальных районов (географические, социальные, экономические и т.д.), характер их расселения, труда и быта, и другие особенности определяют специфику форм и методов управления социальными учреждениями в муниципальных образованиях.
Структурная перестройка, перераспределение функций и компетенций между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в современный период актуализируют проблему организации деятельности муниципальных учреждений социальной сферы, поиска форм и моделей управления им.
Обращение к вопросам формирования организации системы управления муниципальными учреждениями социальной сферы видится актуальным и насущно необходимым:
- во-первых, в силу специфики данной отрасли и особенностей труда социальных работников: невозможности автоматического переноса и сложности адаптации систем управления, существующих и эффективно действующих в организациях других сфер, например, промышленности, торговли и т.д.;
- во-вторых, в силу непреходящей, определяющей и значимой роли человеческого фактора, персонала социальных учреждений как таковой (социальная помощь относится к сфере услуг, причем услуг очень специфического характера, качество которых зависит от качества труда персонала, более, чем в любой другой отрасли, а сам труд является наиболее сложным);
- в-третьих, в силу неразвитости и не разработанности теоретических подходов, отсутствия опыта и практических наработок в области формирования системы управления именно в муниципальном учреждении социальной сферы с учетом перехода на новые формы хозяйствования и современных тенденций развития теории и практики оказания социальной помощи;
- в-четвертых, в силу места и роли муниципального сектора в решении социальных задач, его социально-экономического состояния и состояния системы управления, необходимости скорейшего решения ключевых проблем отрасли, сложившихся за последние годы и выполнения задач государственных программ.
Степень разработанности темы. Проблемы становления социального государства, развития сферы социальных услуг развиваются в трудах Е.М. Авраамовой и В.М. Жеребина, Г.А. Ахинова и С.В. Калашников, О.Н. Ванеева, М.Л. Васюниной, Н.А.Волгина,Н.Н.Гриценко и Ф.И. Шаркова, В.Н. Казакова, О.И. Косенко, А.Ю. Шевякова и ряд других .
Различные аспекты организации деятельности муниципальных учреждений социальной сферы представлены в исследованиях С.А. Бойкова, Е.Н. Гроза, Ф.Г. Зубановой, М.А. Лукина и М.А. Севостьянова, А.М. Киселёвой, Т.С. Костюковой, О.В. Логуновой, В.В. Мовчан, М.О. Отришко и С.Н. Меликсетян, Е.Ю. Полотовской, А.В. Рушевой, А.А. Семено, Е.В. Сибирской и Е.С. Горшковой и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью обеспечить доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности населения и недостаточностью практических рекомендаций по организации управления муниципальными учреждениями социальной сферы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если деятельность муниципальных учреждений социальной сферы недостаточно эффективно, то это обусловлено применением неоптимальных технологий управления ими.
Объектом дипломного исследования - управление социальной
сферой.
Предмет дипломного исследования - технологии управления муниципальными учреждениями социальной сферой в городском округе «Город Белгород».
Цель дипломного проекта - разработать рекомендации по совершенствованию управлению деятельностью муниципальными
учреждениями социальной сферой.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы управления муниципальными учреждениями социальной сферы;
- проанализировать практику управления муниципальными учреждениями социальной сферы в городском округе «Город Белгород»;
- рассмотреть направления совершенствования управления муниципальными учреждениями социальной сферы.
Теоретико-методологической основой дипломного проекта.
Теоретические основы исследования опираются на работы, касающиеся основ муниципального управления (О.М. Рой, В.А. Холопов) .
При проведении исследования в качестве методологической основы использовались приемы и методы системного, сравнительного, функционального, структурного подходов, экономико-статистического анализа, социологических исследований. В работе использовались методы системного, структурно-функционального, факторного, сравнительного анализа, типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, метод графической интерпретации статистических данных
Эмпирическую базу исследования составляют:
- федеральные и региональные законодательные акты ,
- документы и материалы администрации в городского округа «Город Белгород»;
- официальные статистические данные, представленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.
Научно-практическая значимость дипломного проекта заключается в разработке концептуальных положений и конкретных рекомендаций по организации деятельности муниципальных учреждений социальной сферы как стратегического уровня системы управления в отраслевом разрезе. В работе представлен информационно-методический инструментарий, позволяющий осуществлять диагностику кадрового состава, технологий управления муниципальными учреждениями социальной сферы, определения стратегических их целей. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования могут послужить базой для разработки соответствующих целевых программ, в т.ч. подготовки управленческих кадров, развития деятельности учреждений социальной сферы на муниципальном уровне.
Структурная перестройка, перераспределение функций и компетенций между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в современный период актуализируют проблему организации деятельности муниципальных учреждений социальной сферы, поиска форм и моделей управления им. Действующие механизмы управления муниципальными учреждениями социальной сферы приводят к действию неблагоприятных факторов, неуправляемых и долговременных тенденций, усугубляющихся состоянием материально-технической базы самих учрежедний, недофинансированием, социально-экономическим кризисом отрасли последних лет, снижением мотивации труда персонала социальных учреждений, текучестью кадров и падением престижа обслуживающего труда, ограничивают потенциал оказания качественной социальной помощи населению. Развивающийся частный сектор, предопределяет проникновение принципов и моделей менеджмента, существующих в бизнес-организациях, и в практику управления муниципальных учреждений социальной сферы, приобретающих в современных условиях характер большей самостоятельности, что, однако сопряжено с рядом трудностей.
Муниципальное учреждение социальной сферы рассматривается как юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Свою деятельность учреждения социальной сферы осуществляют на основе ряда принципов: адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения социальной сферы подразделяют на следующие типы: стационарные; полустационарные; нестационарные;
комплексные; учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
Управление учреждениями социальной сферы осуществляется в соответствии со следующими элементами: цели и задачи деятельности
учреждения; функции социального учреждения; полномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание административно-правового статуса учреждения социальной сферы; организационная структура учреждения социальной сферы; создание, реорганизация и ликвидация учреждения социальной сферы; гарантии прав деятельности социального учреждения.
На территории города Белгорода система социального обслуживания представлена управлением социальной защиты населения и тремя муниципальными бюджетными учреждениями: «Центр социальных выплат», «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов». Первоочередной задачей отрасли является повышение уровня и качества предоставления социальных услуг. Главным документом, определяющим приоритеты в деятельности учреждений социальной защиты населения, является Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и План действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы. Сложившаяся в Белгороде система социальной поддержки отдельных категорий населения играет значительную роль в повышении уровня жизни горожан.
Основными направлениями деятельности муниципальных социальных учреждений в сфере социального обслуживания являются: оказание социальной помощи на дому, социально-реабилитационная помощь оказание экстренной и социально-бытовой помощи, учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания. В рамках деятельности данных учреждений на территории города функционирует «мобильная бригада», службы «социального такси», «социального проката», «санаторий на дому», ведется работа специалистами по работе с семьей и детьми.
Среди основных проблем организации деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания выделяют: недостаточная
инфраструктура учреждений социального обслуживания; неравномерное распределение их сети по регионам и внутри регионов (в разрезе муниципальных образований); заявительный принцип предоставления услуг социального обслуживания взрослой части населения; отсутствие полного банка данных о гражданах (включая детей), нуждающихся в услугах учреждений и служб социального обслуживания; низкая
информированность потенциальных потребителей услуг о возможности их получения; невозможность осуществить индивидуальный подход ввиду одновременного проживания большого числа граждан в одном учреждении; применение неэффективных, неоптимальных технологий оказания социальных услуг, отсутствие комплексного подхода при их предоставлении; - разница располагаемыми ресурсами между отдельными учреждениями, а также их недостаточная ориентация на конечный результат; монополизация сферы предоставления социальных услуг государственным сектором; отсутствие рыночных механизмов привлечения в эту сферу негосударственных поставщиков социальных услуг; слабая материальная база многих социальных служб.
Среди основных направлений совершенствования управления деятельностью учреждений социальной сферой на муниципальном уровне выделяются: разработка и внедрение социальных стандартов в отрасли социальной сферы; регулярный мониторинг качества жизни населения,
повышение качества социального прогнозирования в соответствии с условиями социально-экономического развития; повышение
информированности населения о мерах социальной поддержки через различные каналы, адаптированные под определенные категории населения; введение в обращение социальный ваучер (сертификат) - документ, дающий право потребителю получать от выбранного им поставщика услугу в объеме, соответствующем денежному номиналу ваучера (сертификата) и на определенных условиях, а поставщику - право получить оплату стоимости услуги по факту ее оказания в объеме, соответствующем денежному номиналу ваучера (сертификата) и на определенных условиях; организация реализации ваучерных программ на уровне местного самоуправления: именно на этом уровне оптимальны процедура отбора поставщиков услуг и формулирование четких требований в технических заданиях на предоставление социальных услуг, как правило, на более высоких уровнях их невозможно сделать достаточно четкими и детальными, учитывающими специфику территории.
В целях совершенствования управления деятельностью муниципальных социальных учреждений мы предлагаем к реализации проекта «Не будем в стороне». Основной целью реализации проекта выступает развитие добровольческой, благотворительной и материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов посредством развития программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, в том числе с участием здоровых сверстников и внедрения современных технологий поиска спонсоров и благотворителей для нуждающихся детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Основными мероприятиями проекта, направленными на реализацию указанной целью должны стать: обучение руководителей МБУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и общественных организаций, принимающих участие в проекте; формирование волонтерского корпуса; обучение добровольцев (волонтеров) конкретным методам, приемам и тактикам работы, на основе инновационных социальных технологий, применяемых в проекте; организация и проведение массовых мероприятий с участием детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их семей (интеграционные фестивали, поездки на теплоходе), с привлечением волонтеров к организации и проведению данных мероприятий; организация работы детской игровой комнаты для детей- инвалидов и их здоровых сверстников; создание «Карты социальных потребностей».
По результатам дипломного исследования, можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес управления социальной защиты населения администрации города Белгорода:
- организовать волонтерское движение, направленное на работу с семьями, в которых проживают дети-инвалиды;
- организовать обучение руководителей МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и добровольцев (волонтеров) конкретным методам, приемам и тактикам работы с семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на основе инновационных социальных технологий;
- организовать на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» работу детской игровой комнаты для детей-инвалидов и их здоровых сверстников;
- создать «Карты социальных потребностей».
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - №202. - 10 окт.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 2013. - 30 дек.
3. Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 2 апреля 2003 года № 74 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 523-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Авилов, И. А. Современные особенности организации и управления системой предоставления социальных услуг населению в условиях кризиса [Текст] / И.А. Авилова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 2. - С. 85-88.
6. Авраамова, Е. М. Экономическая политика и социальные приоритеты [Текст] : Монография / Е.М. Авраамова, В.М. Жеребин. - М. : ИСЭПН РАН, 2011 - 210 с.
7. Атабиева, А. И. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в области социального обеспечения. [Текст] / А.И. Атабиева// Правовая культура. - 2012. - №1. - С.102-107.
8. Бабич, А. М. «Дорожные карты» как инструмент социального бюджета [Текст] / А.М. Бабич // Уровень жизни населения регионов России.
- 2015. - № 2 (196). - С. 115-122.
9. Боженко, С. В. Использование социальных ваучеров для предоставления социальных услуг: особенности, проблемы перспективы. [Текст] / С.В. Боженко, М.В. Ефанова // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2011. - № 30. - С. 182-187.
10. Бойков, С. А. Экспертная оценка функциональной полноты автоматизированных информационных систем для государственных учреждений в социальной сфере [Текст] / С.А. Бойков // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 2. - № 6. - С. 99¬105.
11. Бородатова, Л. Ю. Социальные услуги населению: проблемы регулирования и оценки качества предоставления [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию ТИИ-ТюмГНГУ «Новые технологии - нефтегазовому региону» / Л.Ю. Бородатова. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - С. 141-143.
12. Бородкин, Ф. М. Социальные индикаторы [Текст] / Ф.М. Бородкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с.
13. Ванеев, О. Н. Электронный муниципалитет: пути
информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением [Текст] / О.Н. Ванеев //Современное право. - 2010. - № 4. - C. 59
- 62.
14. Васильцова, Л. И. Социальная политика в Российской
Федерации: УРОВНИ формирования и противоречия реализации [Текст] / Л.И. Васильцова, Н.А. Александрова // Вестник Уральского
государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 3 (23). - С. 40¬48.
15. Васюнина, М. Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг [Текст] / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит. -
2010. - № 18. - С. 38 - 43.
16. Великжанина, К. А. Конкурсные технологии как инструмент реализации социальной политики органами местного самоуправления [Текст] / К.А. Великжанина // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6-3 (38). - С. 25-28.
17. Галлямов, Р. Р. Проблемы информационного обеспечения системы социальной защиты пожилых людей в российском регионе. [Текст] / Р.Р. Галлямов, Г.Г. Ахметшина // Вестник ВЭГУ. - 2011. - № 4. - С. 85-90.
18. Грачева, О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект [Текст] / О. Грачева // Человек и труд. - 2010. - № 1. - С. 9 - 12.
19. Гроза, Е. Н. Актуальность развития социальной ответственности у работников учреждений социального обслуживания, и ее структурно¬содержательные компоненты [Текст] / Е.Н. Гроза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 12. - С. 50 - 57.
20. Денисов, Н. А. Совершенствование перечня и условий предоставления населению услуг социального обслуживания [Текст] / Н.А. Денисов, Е.Д. Порядина, Е.В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 3. - С. 47-56.
21. Зотова, В. Г. Система муниципального управления [Текст] [Под ред. Зотова В.Г.] / В.Г. Зотов. - СПб. : Лидер, 2010. - 478 с.
22. Зубанова, Ф. Г. Возможности учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга по оказанию социальных услуг инвалидам по зрению [Текст] / Ф.Г. Зубанова, М.А. Лукин, М.А. Севастьянов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2015. - № 6. - С. 164-170.
23. Ильин, И. А. Социальное строительство на территории России [Текст] / И.А. Ильин. - М. : Наука, 2011. - 234 с.
24. Казибекова, Н. А. Теоретико-методологические основы формирования и развития услуг социальной защиты населения [Текст] : автореф. дис. ... док. эконом. наук / Н.А. Казибекова. - Махачкала, 2010. - 311 с.
25. Карповцева, А. С. Социологический анализ понятия «проект» в социальном проектировании и управлении [Текст] / А.С. Карповцев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 85. - № 6-2. - С. 252-262.
26. Карпунина, А. В. Социальный, правовой и экономический статус социального учреждения [Текст] / А.В. Карпунина // Омский научный вестник. - 2014. - №5 (132). - С. 67-69.
27. Каширина, Е. Ю. Основные аспекты социального обеспечения в Германии. [Текст] / Е.Ю. Каширина // Власть. - 2011. - № 10. - С. 123-126.
28. Кирьянова, Т. П. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации: организация и контроль со стороны государства [Текст] / Т.П. Кирьянова, М.В. Козлова // Вестник Росздравнадзора. - 2011. - № 1. - С. 12-17.
29. Киселёва, А. М. Управление системой формирования бюджетными учреждениями государственного и муниципального заказа [Текст] / А.М. Киселева // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 4. - С. 45 - 49.
30. Кнутов, А. В. Государственный и муниципальный контроль
(надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике [Текст] : монография / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин,
А.В. Чаплинский. - М. : ВШЭ, 2015. - 192 с.
31. Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой [Текст] / В.Н. Ковалев. - М. : Академический Проект, 2013. - 240 с.
32. Кононова, Л. И. Инновации в технологиях предоставления социальных услуг населению [Текст] / Л.И. Кононова // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 2. - С. 88-97.
33. Косенко, О.И. О социальной политике социального государства: от теории к практике [Текст] / О.И. Косенко // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 9. - С. 64 - 73.
34. Костровец, Л. Б. Влияние демографических процессов на общую политику государства [Текст] / Л.Б. Костровец // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 8. - № 4.1. - С. 567-571.
35. Костюкова, Т. С. Социальная эффективность сферы оказания услуг населению государственными учреждениями [Текст] / Т.С. Костюкова // Дискуссия. - 2012. - № 10. - С. 99-101.
36. Кретова, К. Д. Повышение эффективности муниципальной социальной политики [Текст] : материалы и доклады международной научно¬практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов» (Орел, 25 марта 2015 г.) [Под общей редакцией О.А. Строевой] / К.Д. Кретова. - Орёл : Орловский филиал РАНХиГС, 2015. - С. 178-180.
37. Кузнецова, Е. М. Особенности социальной работы на муниципальном уровне [Текст] / Е.М. Кузнецова / Омские социально-гуманитарные чтения - 2012 : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - С. 69 - 72.
38. Логунова, О. В. Сопровождение посреднической деятельности специалистов социальных учреждений [Текст] / О.В. Логунова // Sworld. -
2011. Т. 22. - № 1. - С. 49 - 50.
39. Локосов В. В. Социальный кодекс России [Текст] : монография /
В.В. Локосов, А.В. Ярашева. - М. : ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. - 127 с.
40. Малофеев, И. В. Развитие социальных услуг как фактора повышения качества жизни населения [Текст] / И.В. Малофеев // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 3. - С. 61-70.
41. Маяцкая, И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания населения [Текст] / И.Н. Маяцкая // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2012. - № 2. - С. 231-234.
42. Мовчан, В. В. Социальный маркетинг в организации деятельности учреждений социальной сферы [Текст] : сб. ст. международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд. Научный центр «Аэтерна» / В.В. Мовчан. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 93-95.
43. Нагайчук, А.Ф. Социальные интересы : технологии
осуществления в политике [Текст] / А.Ф. Нагайчук. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. - 288 с.
44. Отришко, М. О. Новации в финансовом обеспечении государственных (муниципальных) учреждений социальной сферы [Текст] / М.О. Отришко, С.Н. Меликсетян // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 66. - С. 159-165.
45. Панов, A. M. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. [Текст] / A.M. Панов // Вестник Мордовского университета. - 2010. - №2. -
С. 138-148.
46. Партисипаторный подход в повышении качества жизни
населения [Текст] : монография [Под общей ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко]. - Нижний Новгород - М. : Изд-во Нижегородского
госуниверситета, 2013. - 268 с.
47. Плякин, А. В. Пространственный анализ неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований в геоинформационной системе [Текст] : монография / А.В. Плякин, Е.А. Орехова. - Волгоград : Волгог. науч. изд., 2012. - 140 с.
48. Полотовская, Е. Ю. Государственные (муниципальные) учреждения как новые формы реализации полномочий органов власти в социальной сфере [Текст] / Е.Ю. Полотовская // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 9-12.
49. Римашевская, Н. М. Региональные особенности уровня и качества жизни [Текст] : монография / Н.М. Римашевская. - М. : ООО «М- Студио», 2012. - 392 с.
50. Рушева, А. В. Ресурсный подход к управлению социальными учреждениями [Текст] / А.В. Рушева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2010. - № 3 (19). - С. 56-62.
51. Сазонова, Н. Л. Особенности развития социальной политики в Российской Федерации [Текст] / Н.Л. Сазонова // Известия государственной экономической академии. - 2011. - №1. - С. 39-45.
52. Семено, А. А. Технологии организации социального партнерства ДОУ с учреждениями социальной сферы микрорайона [Текст] : сб. науч. тр. «Теория и практика социальной работы: история и современность» [Под общей редакцией: Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова] / А.А. Семено. - Барнаул : Алтайский государственный университет, 2015. - С. 201-205.
53. Сибирская, Е. В. Управление социальным развитием муниципальных учреждений [Текст] / Е.В. Сибирская, Е.С. Горшкова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2013. Т. 3. - С. 7 - 13.
54. Стыров, М. М. Тенденции финансового обеспечения социальной сферы РФ. [Текст] / М.М. Стыров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №2. - С.140-153.
55. Такмакова, Е. В. Роль социальной стандартизации в реализации социальной политики и развитии отраслей социальной сферы [Текст] / Е.В. Такмакова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №6. - С. 41-46.
56. Тоичкина, В. П. Теоретические аспекты формирования и реализации демографической политики с позиций устойчивого развития: муниципальный уровень [Текст] / В.П. Тоичкина // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 1. - № 27. - С. 164-168.
57. Шевяков, А. Ю. Мифы и реалии социальной политики [Текст] : монография / А.Ю. Шевяков. - М. : ИСЭПН РАН, 2011. - 76 с.
58. Шиморина, Е. Ф. Социокультурный проект как поле социальных взаимодействий муниципального уровня [Текст] / Е.Ф. Шиморина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 3. - С. 115-119.
59. Шипунова, О. В. Сущность и проблемы реализации муниципальной демографической политики в области рождаемости [Текст] / О.В. Шипунова // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011. - № 4. - С. 18-21.
60. Эволюция нормативной базы социальных реформ [Текст] : монография / [Авраамова Е. М. и др.] ; [науч. ред. - Авраамова Е. М.]; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН (ИСЭПН). - М. : ИСЭПН РАН, 2011. - 244 с.