Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - Ш ВЕКА ДО Н.Э.)

Работа №66617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - III ВЕКА ДО
Н.Э.) 14
§ 1. Северное Причерноморье в целом 14
§ 2. Боспорское царство 31
§ 3. Херсонес 37
§ 4. Ольвия 40
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУЛЬТОВ ПОЛИСОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (VI - III ВЕКА ДО Н.Э.) 42
§ 1. Северное Причерноморье в целом 42
§ 2. Боспорское царство 48
§ 3. Херсонес 63
§ 4. Ольвия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность темы исследования. Бытие богов является плодом человеческой фантазии. Это осознанная ложь, которая, тем не менее, воспроизводилась и будет воспроизводиться на протяжении всех периодов существования человечества вне зависимости от научного прогресса. Однако, нереальное бытие богов, оставляло и оставляет вполне реальные отпечатки на телах материального мира посредством общества. В ходе трудовой деятельности, человек реализует мыслимые образы в осязаемые формы архитектуры, графики, пластики, а также в структурах общественных учреждений. Поэтому, вопросы мутирования религиозных идей, несмотря на свою, внешне кажущуюся, бессодержательность, не могут не занимать историка, так как именно они фактически, влияют на самый исторический процесс, а иногда даже являются его внутренней причиной и перводвигателем.
Занимаясь исследованием божеств, историк не утверждает их действительность, но констатирует их воздействие на общество. Божество, в своем чистом, «идеальном» виде лишено влияния на историю, однако, оно воплощается в ней посредством общественных институтов (жреческих организаций, церквей), которые уже сами мощнейшим образом влияют на историю и преобразуют её. Эта совокупность материальных и ритуальных действий, посредством которых идея обретает свое физическое воплощение называется культом. Культы не существуют изолированно, они вступают во взаимоотношения с общественными институтами, главным из которых является государство. Многие культы, поддержанные силой и авторитетом государственных властей, обретают особый характер. Тандем власти и культа можно проследить во всех исторических периодах всех стран и народов. Современный мир не является исключением. Поэтому, для современного человека, исследование государственных культов, в нашем случае, на примере государств античного Северного Причерноморья, весьма актуально по следующим поводам:
• знание государственных культов древности позволяет лучше понимать многие аспекты взаимоотношений религиозных организаций с государствами современности;
• объекты материальной культуры, созданные под влиянием государственных культов античного Северного Причерноморья, влияли и до сих пор влияют на материальную и духовную культуры, а также науку государств нашего времени, частично занимающих указанные территории (России и Украины), поэтому знание истории этих культов, является необходимым базисом для изучения позднейших исторических периодов;
• углубление понимания значения многих распространенных сегодня в России имен, таких как Дмитрий, Артем, Денис и др. невозможно без знания античных государственных культов таких божеств как Деметра, Артемида, Дионис в которых и корениться тайна их происхождения.
Из вышесказанного хорошо видно органическое единство истории, в силу которого, казалось бы, отвлеченная от практики проблема древней истории, приобретает буквально повседневную важность и актуальность для каждого современного читателя, интересующегося указанной тематикой.
Степень изученности проблемы. До настоящего времени в отечественной и зарубежной историографии не проводилось сравнительного анализа государственных культов полисов Северного Причерноморья (VI-III веков до Н.Э.). Однако, из всего написанного в России о древнегреческой религии вообще, можно выделить работу дореволюционного отечественного историка и религиоведа XIX века - Ф.Ф. Зелинского: «Древнегреческая религия», однако, по отношению к выбранной нами тематике, данное исследование имеет слишком обобщенный характер, кроме того, Ф.Ф. Зелинский подходит к изучению и описанию древнегреческой религии не столько как ученный историк, сколько как поэт. Этот исследователь поистине любил и симпатизировал объекту своего исследования, потому воспел его с идеалистических позиций, не избегнув предвзятых сравнений с авраамическими религиями, о чем свидетельствуют выражения типа «... была отравлена ядом иудаизма» и т.д. Хотя, безусловно, это не может умалять остальных достоинств его книги. Она по прежнему незаменимым подспорьем для тех, кто хочет не просто изучить фактологический материал, но и прочувствовать древнегреческую религию, погрузившись в удивительную атмосферу её многочисленных культов.
Основные же направления отечественной школы по изучению Причерноморских древностей сформировались в течение XIX столетия. С 1820-х гг. ведутся археологические раскопки на памятниках Боспора. С середины столетия выходят первые важные публикации. Особенно активно пополняется корпус источников по интересующей нас проблеме во 2-й пол. XIX - начале ХХ вв. Наряду с этим, появляются первые обобщающие публикации - М.И. Ростовцева , в основном относящиеся к Боспорскому царству. Особый блок его работ посвящен изобразительным источникам. Этот исследователь собрал и прокомментировал научную информацию о расписных боспорских склепах еще в 1914 г. в монографии «Античная декоративная живопись на юге России», его главной заслугой стала разработка хронологии и классификации боспорских склепов, а также публикация живописных композиций их декора в объемном альбоме . Позднейшие исследования В.Д. Блаватского и В.Ф. Гайдукевича подтверждают в целом его датировки и другие выводы. В течение 2-й пол. ХХ - ХХ1 вв. источниковая база значительно пополнилась. Так, теоретические основы нашего исследования находят опору в трудах А.И. Зайцева. Боспор стал важнейшим регионом археологических исследований для отечественной науки. В последние годы были достигнуты значительные успехи в изучении вопроса. Различные аспекты духовной жизни отражены в целом ряде исследований Н.В. Молевой и О.А. Ручинской. Проводились специальные исследования культов отдельно взятых полисов. В качестве примеров, можно привести работу В.М. Зубаря «Боги и герои античного Херсонеса», так же работу А.С. Русяевой «Земледельческие культы в Ольвии догетского времени».
Зарубежная историография в целом проявляла мало внимания к античному Северному Причерноморью. Тема государственных культов Боспора не привлекла специального внимания исследователей. Определенный круг за-рубежных публикаций, привлеченных нами в данном исследовании, носит скорее общий или теоретический характер. Таким образом, обобщающих ра-бот, исследующих непосредственно обозначенную нами проблематику, в отечественной и зарубежной историографии на сегодняшний день нет.
Объектом изучения являются религия античных жителей Боспорского царства, Херсонеса и Ольвии, а предметом - культы указанной религии, носившие государственный характер почитания.
Целью исследования является сбор и анализ статистических данных о государственных культах полисов Северного Причерноморья (VI-III веков до Н.Э.). В ходе разработки проблемы перед нами было поставлено несколько ключевых задач:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать теоретическую базу исследования: методику сбора данных, основные понятия и специальные термины, критерии анализа;
- произвести сбор необходимых для статистического анализа данных, в соответствии с разработанными нами методиками;
- выбрать удобную форму представления собранных данных, с помощью которой стало бы возможным легко искать и выделять государственные культы;
- представить данные о религиозных культах северопонтийских государств (Боспорского царства, Херсонеса и Ольвии) вообще и государственных культов указанных стран в частности в графическом, удобовоспринимаемом виде;
- проанализировать полученные результаты, дать им теоретическое объяснение
Методологическая основа исследования представлена совокупностью как общенаучных - анализ, синтез, методы индукции и дедукции, так и специально-научных методов, таких как сравнительно-исторический, историко-генетический метод, контент анализ текстов и надписей, семиотический, иконографический методы.
Общая методология представлена общенаучными методами классической философии и формальной логики. Первый метод - движение от частного к общему (метод индукции), позволивший нам обобщить большой накопленный материал, состоящий преимущественно из множества разрозненных и не связанных между собой материальных свидетельств почитания культа и пронаблюдать общие закономерности их группировки, сделать выводы универсального для всех характера. Так же общенаучный метод дедукции, позволивший нам, спуститься от общеэллинских религиозных воззрений, суть которых изложена в произведениях Гомера и Гесиода, философии Платона и Аристотеля до отдельно взятых государственных и полисных культов городов античного Северного Причерноморья. Для того что бы сделать выводы из богатого табличного и графического материала нами был использован метод анализа. А для того, чтобы из нескольких диаметрально противоположенных научных воззрений на иконографию Сатира/Пана с пантикапейской монеты составить одну, удовлетворительную для всех сторон теорию, нами был использован другой общенаучный метод - синтеза.
Так же, на пользу нашего исследования послужили методы сразу не-скольких частно-научных дисциплин. А именно для построения таблицы встречаемости культовых единиц нами были использованы технологии составления статистических таблиц, а для того, чтобы сделать из данных указанной таблицы ценные для нашего исследования выводы, был использован метод статистического анализа. Другой частно-научный метод - контент анализ был использован нами для выделения полезной для нас информации из значительного массива эпиграфических памятников.
Хотим особенно обратить внимание на то, что проведение нашего исследования было бы либо невозможно, без помощи современных средств исторической информатики. Говоря конкретно - подсчет и графическое представление данных, вносимых в таблицу встречаемости культовых единиц был полностью автоматизирован с помощью макросов в программе Microsoft Excel, анализ частот встречаемости различных теофорных имен, их подсчет из оцифрованного в формат DJWU Корпуса Боспорских надписей, каталога «Надписи Ольвии», эпиграфики Херсонеса и др. с последующим внесением их в таблицу так же был почти полностью автоматически выполнен по- средствам программы ABBYY Fine Reader 12 и Microsoft Word, перевод не-которых древнегреческих и латинских текстов на русский язык для нашего исследования выполнялся при помощи средства Google Translate.
Научная новизна проблема выработки объективных критериев для описания и измерения таких исторических явлений, как почитание божеств, с помощью которых можно было бы наглядно, понятно и даже, в некоторой мере, числено выразить степень тяготения поклонников к тому или иному божеству, всегда остро стояла в исторической науке. В отношении исследования культов божеств в северопонтийских эллинских колониях такие попытки до нас не применял никто. Исследователи, писавшие о культах северопонтийских божеств (А.С. Русяева, М.И. Ростовцев ) не предпринимали попыток статистического анализа частот встречаемости различных материальных свидетельств почитания божеств, по крайней мере, подобные матери-алы были предназначены исключительно для внутреннего пользования и не выходили за пределы кабинетов исследователей.
Поэтому, мы впервые в северо-причерноморской историографии:
- предприняли попытку статистического анализа материальных данных о почитаемости божеств, на основании которого можно было бы делать выводы о их государственном характере;
- представили данные наших религиоведческих изысканий в графической, удобовоспринимаемой форме, благодаря которой, каждый исследователь, после первого знакомства с ней мог бы независимо от нас де-лать собственные предположения и свои выводы.
В ходе анализа материальных остатков северопонтийских культов, нами было разработано несколько теорий, входящих в противоречие со сложившимися в исторической науке воззрениями, однако, несмотря на это, нам думается, что они могут быть интересными хотя бы уже в силу того факта, что ранее, исследователями религии северопонтийских эллинов не высказывалось подобных идей:
- нами предложена теория, опровергающая классическое отождествление скифской змееногой богини Апи с эллинской Геей. По нашему мнению, сами северопонтийские греки понимали Апи во всех полисах как Деметру, что свидетельствует об их общем индоарийском проис-хождении;
- обратили внимание на господствующий образ змеи в иконографии эл-линов (Деметра-Дионис) и скифов (Апи) в Северном Причерноморье;
- вслед за (М.И. Ростовцевым) мы в очередной раз обратились к проблеме иконографии антропоморфного мифического существа на монетах, чеканенных в Пантикапее и предложили оригинальную теорию идентификации его как многозначного собирательного образа Пана-Сатира- Сатириса I;
Историография. Обстоятельных письменных источников по религии и государственным культам Северного Причерноморья достаточно. Работа лю-бого исследователя истории Боспора в значительной степени облегчена В.В. Латышевым , составившим свод сведений авторов классической традиции о Северном Причерноморье («Скифика и Кавказика»). Все они носят отрывочный характер и, к сожалению, в отличие от большинства прочих разделов антиковедения, не создают цельной картины по интересующим нас проблемам. Как правило, это небольшие этнокультурные экскурсы и зарисовки, написанные по различным поводам, причем в них речь идет даже не столько о самих боспорянах, сколько об окружающих Боспор племенах, тем более мало мы можем почерпнуть от туда сведений о религии. Разумеется, текстология за столетие после В.В. Латышева уточнила чтение многих мест классических авторов, однако, применительно к Боспору это не имеет существенного значения. «История» Геродота рассказывает о ряде обычаях скифов, оказавших влияние на религию боспорян. В «Истории» Аммиана Марцеллина упоминается об отношении соседних боспорянам скифских племен к смерти. Наиболее крупный отрывок о событиях политической истории Боспора принадлежит Диодору Сицилийскому (XX, 22-26) - о войне сыновей Перисада. Важны сведения Исократа и Демосфена , которые в своих речах затрагивают боспорян. Ретроспективно также использовались отдельные места из поэм Гомера - где ярко описан классический пантеон греческих божеств, а в качестве аналогий - отрывки из Менандра, Герода и других авторов, даже некоторым образом касающиеся греческих божеств. В силу указанных обстоятельств основу источниковой базы данного исследования составляют прежде всего графические и эпиграфические данные, артефакты античной скульптурной пластики.
Беглый взгляд на историографию вопроса показывает, что за длительный период боспороведческих исследований было создано много работ по исследованию государственных культов данного региона, однако, сравни-тельного их анализа, подобного тому, что сделали мы ещё никто не проводил.
Хронологические рамки охватывают время с VI в. до н.э. по III в. до н.э., в силу характера имеющихся источников, так как именно этот цельный период наиболее полно представлен памятниками религиозного культа. Ранний период истории эллинских государств Северного Причерноморья мы затрагиваем лишь отчасти, так как одной из задач, поставленных перед нами, было составление общего представления об особенностях северопонтийской религии. Период (с сер. III в. до н.э.) уже значительно отличается от предыдущих и нами не рассматривается.
Географическая характеристика. Территориальные рамки нашего исследования - Северное Причерноморье, конкретно - правый берег реки Буг (Гиппанис), рядом с местом её впадения в Буго-Днестровский лиман. Так же - юго-западная часть Крыма, а также побережье Керченского пролива, Таманский полуостров.
Обоснование структуры дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из четырех параграфов, заключения, списков сокращений и библиографии, а также приложений.
Во введении обосновывается актуальность, цели и задачи исследования, проводиться критический анализ литературы и источников по теме, определяется методология исследования.
В первом параграфе первой главы работы, изложены наиболее общие теоретические основы нашего исследования, определены основные понятия, здесь читатель вводиться в курс нашей специфической терминологии, даются критерии отнесения культов к государственным и частным. Параграфы второй, третий и четвертый главы первой посвящены описанию частот встречаемости материальных свидетельств существования культов божеств в Боспорском царстве, полисах - Ольвии и Херсонесе.
В первом параграфе второй главы нами проведен сравнительный анализ, с отнесением тех или иных культов к государственным или частным для Северного Причерноморья вообще. Определены государственные культы божеств, имеющих государственный характер во всем регионе. В параграфах втором, третьем и четвертом второй главы, выделены и проанализированы культы, имеющие государственный статус почитания для Боспорского царства, а также для полисов Ольвии и Херсонеса в отдельности. Для каждого государства сделаны соответствующие выводы.
В заключении, подводиться итог проведенных сравнительных анализов, определяется то общее, что свойственно государственным культам всего Северного Причерноморья античных времен, подведены итоги всей работы.
Поскольку, для нашей работы потребовалось, помимо общепринятых терминов и сделанных от них сокращений, вводить дополнительные, разработанные нами специально для этого исследования, в конце работы сделан список сокращений, с пространными расшифровками их значений и данными нами необходимыми комментариями.
В библиографии приводиться список источников и литературы, использованных нами при написании данной работы.
В приложениях приводиться созданная нами таблица культовых единиц с занесенными туда материальными свидетельствам почитания божеств на государственном уровне. Для того, чтобы очно увидеть важные закономерности их распределения, на основе таблицы построены цветные диаграммы, так же помещенные в приложениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашей работы были собраны и статистически проанализированы доступные в литературе ссылки на археологические свидетельства существования культов божеств. Эти свидетельства, прошедшие отбор по определенным нами признакам (КЕ) были собраны в специальную таблицу, на основании которой были построены графики, на основании этих графиков нами были сделаны выводы о существовании в трех крупных государствах Северного Причерноморья почитания определенного набора культов. Все эти культы были проверены нами на соответствие критериям государственного культа, которые мы выработали самостоятельно, опираясь на научную литературу, посвященную указанному вопросу. В результате отсева, мы получили набор государственных культов божеств характерный для каждого государства или полиса. Нами было выяснено, что основными божествами, на почитании которых стояла религия эллинских государств Северного Причерноморья в период с VI по III век до н.э. были культы божеств сельскохозяйственного цикла (БСХЦ) - в эту группу нами были относимы все божества, культы которых были так или иначе связаны с идеей циклической смерти и возрождения природы. Эти божества суть Деметра, Персефона, Дионис, Сатир, Пан, Аполлон и им подобные. Все эти божества в Боспорском царстве и в Ольвии имели государственный характер своего почитания, так как, характер находок говорит о том, что почитались они массово (всем обществом), имели свои храмы и публичные алтари, в этих храмах служили в качестве жрецов и приносили жертвы указанным божествам лица, принадлежащие к царским фамилиям, а так же лица, относящиеся к высшим стратам античного общества, иконография этих культов нашла своё отражение в атрибутах государственной символики, чеканилась на монетах, выпускаемых в храмах этих же божеств.
Аналогичный характер почитания имели государственные божества и в Херсонесе. Там, государственный статус имели культы таких божеств и героев, как Зевс, Артемида и Геракл. Почитание БСХЦ отсутствовало. В этом выразился особый характер религии Херсонеса, близкий более классической Греции, чем к другим государствам и полисам Северного Причерноморья. Этот характер религии обусловлен происхождением Херсонеса, как торговой колонии, основанной выходцами из Гераклеи, где указанные божества (Геракл, Зевс и Артемида) так же имели государственный характер почитания, соответствующий всем выделенным нами критериям.
Проведенный сравнительный анализ выделенных нами государственных культов убедительно демонстрирует, что в отличии от классической Греции, в анализируемый нами период, количественно, в Северном Причерноморье всё равно превалировали культы БСХЦ. Среди них самым почитаемым божеством был безусловно Сатир/Пан. Мы проанализировали общеизвестные мифологические аспекты почитания этого божества, а также, обращались распространенной дилемме трактовки иконографии Сатира/Пана на пантикапейских монетах. Однако, нами так и не были вскрыты мотивы, по которым малозначительное служебное божество было выдвинуто на первый план почитания - решение этого вопроса представляет широкие перспективы для дальнейших исследований. Так же нами было выяснено, что только для Северного Причерноморья характерно обширное почитание Аполлона в ипостаси Врача (Ятроса), что обусловлено особыми климатическими условиями региона. Ботанические же особенности региона, а именно - успешное произрастание здесь злаковых культур привели к выходу на первый план культов Деметры и Персефоны, в то же время, как развитое в регионе виноделие способствовали почитанию культа Диониса. Почитание Геракла в Херсонесе, было подстегиваемо расхожими мифами о подвигах этого героя, путешествовавшего в земли скифов через Северное Причерноморье.
Следует заметить, что самая репрезентативность нашего исследования, а также выводы сравнительного анализа, основывающиеся на данном статистическом исследовании, не могут претендовать на высокие показатели истинности, так как материальные и временные ресурсы, выделенные для дипломной работы, явно недостаточны для обработки колоссальных объемов информации, описания тысяч известных артефактов. Тем не менее, их нельзя считать и вымышленными, так как даже то количество артефактов, что описано в общедоступной литературе, могут отразить реальное состояние практически настолько, насколько выборки, делаемые социологами по методу Гэллапа, много лет подтверждают возможности таких выборочных исследований. Поэтому, наше исследование дает лишь методы, воспользовавшись которыми в дальнейшем возможно будет провести более масштабный статистический анализ, основанный на более обширном описании артефактов культового значения непосредственно из музейных фондов. Поэтому, указанная проблема, так же представляет богатые перспективы для дальнейших исследований.



1. Аммиан Марцеллин. История / Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А.Сонни. Вып. III (кн. XXVI-XXXI). - Киев, 1908. - XI, 293, XXII с.
2. Геродот. История / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 696, [8] с. - (Историческая библиотека).
3. Демосфен. Речи / Пер. с греч. - В 3 тт. - М.: Ладомир, 1994.
4. Латышев, В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. - В 2 тт. - М., 1898 [Собрание текстов античной тра-диции о Северном Причерноморье в оригиналах и переводах].
5. Менандр. Герод. Комедии. Мимиамбы / Перев. с древнегреч. Г. Церетели. - М.: Искусство, 1984. - 293с.
6. Полидевк Юлий. Словарь // Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. - В 2 тт. - М., 1898 [Собрание текстов античной традиции о Северном Причерноморье].
7. Страбон. География в 17 книгах / пер., статья и ком. Г.А. Стратановского, под общ. ред. проф. С.Л. Утченко, ред. пер. проф. О.О. Крюгер. - М.: Наука, 1964. - 938 с.
Эпиграфические и изобразительные
8. Корпус боспорских надписей / Под ред. В.В. Струве. - М.-Л.: Наука, 1965. - 951 с.
9. Корпус боспорских надписей: Альбом иллюстраций (КБН-альбом) / Отв. ред. А.К. Гаврилов. - СПб.: Bibliotheca classica Petropolitana, 2004. - XVI, 432 с.
10. Надписи Ольвии / акад. наук СССР, ин-т археологии. - Л.: Наука, 1968. - 190 с.
Исследования
11. Ашик, А. А. Боспорское царство. Ч. 1. / А.А. Ашик. — М.: тип. Т. Ней¬
мана, 1848. — 119 с.
12. Блаватская, Т. В. Очерки политической истории Боспора в V - IV вв. до н. э. / Т.В. Блаватская. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 159 с.
13. Бондаренко, М. Е. Государственный культ Гермеса в античных городах Северного Причерноморья / М.Е. Бондаренко // ВМГУ. - 2007. Серия 8. История. № 2. - С. 80—91.
14. Бондаренко, М. Е. Институт эфебии и священные Гермеи в античных государствах Северного Причерноморья / М.Е. Бондаренко // ДВАМ. - 2005. Вып. 7. - С. 85—93.
15. Бондаренко, М.Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья : автореф. дис. ... к-та ист. наук / М.Е. Бондаренко. — М, 2007. — 23 с.
16. Гайдукевич, В.Ф. Боспорское царство / В.Ф. Гайдукевич. - М-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 623 с.
17. Гайдукевич, В.Ф., Капошина, С.И. К вопросу о местных элементах в культуре античных городов Северного Причерноморья / В.Ф. Гайдукевич, С.И. Капошина // Советская археология. Т. 15. - М.-Л., 1951. - 345 с.
18. Гомеровские гимны. V. К Деметре. / пер., статья и ком. Г.Е. Вересаева под общ. ред. проф. С.Л. Яйленко, ред. пер. проф. О.О. Крюгер. - М., 1964. - 903 с
19. Грацианская, Л.И. "География" Страбона. Проблемы источниковедения / Л.И. Грацианская // Древнейшие государства на территории СССР. -М.: Наука, 1988. -С. 6-175.
20. Жебелев, А. Северное Причерноморье / А. Жебелев. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 378 с.
21. Журавлев, Д.В.; Завойкин, А.А. Свет и светильники в элевсинских таинствах (по материалам святилища «Береговой 4») / Д.В. Журавлев, А.А.
Завойкин // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007. - 106-113.
22. Завойкин, А.А. Боспор: Пантикапей и территориальное государство / А.А. Завойкин // Греки и варвары на Боспоре Киммерийском VII-I вв. до н.э. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. - 76-80.
23. Завойкин, А.А. Святилище Деметры и Коры на Фонталовском полуострове: природная среда и сакральная топография / А.А. Завойкин // ВДИ.
2006. №3. - 61-76.
24. Завойкин, А.А., Добровольская, Е.В. Боги, люди, животные и птицы в святилище Деметры и Коры на Фонталовском полуострове / А.А. Завойкин, Е.В. Добровольская // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007.- С. 117-125.
25. Зайцев, А.И. Греческая религия и мифология / А.И. Зайцев. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 208 с.
26. Захарова, Е.А. Культы древнегреческих героев Ахилла и Геракла в Северном Причерноморье, VI-I вв. до н.э. : дис... к-та. истор. наук / Е.А. Захарова. — М., 2003. — 237 с.
27.Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия / Ф.Ф. Зелинский - К.: СИНТО, 1993. - 345 с.
28. Зубарь, В.М. Боги и герои античного Херсонеса/ В.М. Зубарь. - К.: Издательский дом «Стилос», 2005. - 188 с.
29.Золотарев, М.И. Монеты Херсонеса Таврического IV в. до н.э. - XIII в. Коллекция В.Н. Орехова в собрании Национального заповедника «Херсонес Таврический». Каталог / М.И. Золотарев, Е.М. Кочеткова. - Севастополь: «Каламо», 1999. - 141 с.
30. Каллистов, Д.П. Северное Причерноморье в античную эпоху / Д.П. Кал-листов. - М.: Государственное учебно-педагогическое изд- во министерства просвещения РСФСР, 1952. - 187 с.
31. Кобылина, М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века нашей эры / М.М.Кобылина. — М.: Наука, 1978. — 216 с.
32. Кузина, Н.В. Дионисийская символика в погребальной обрядности населения античных центров Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Боспорские исследования. Вып. XVI. Симферополь—Керчь, 2007. С. 112—129.
33. Кузина, Н.В. К вопросу о роли культа Диониса в общественно-политической и культурной жизни Боспорского государства / Н.В. Кузина // Боспорские исследования. Вып. XIX. Симферополь—Керчь, 2008. С. 33-46.
34. Кузина, Н.В. Культ Диониса в античных государствах Северного При-черноморья: содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика : дис. ... к-та. истор. наук / Н.В. Кузина. - Нижний Новгород, 2008. — 334 с.
35. Кузина, Н.В. Культ Диониса и его роль в идеологии античных государств Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Из истории античного общества. Сборник научных трудов. Вып. 11. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 92-116
36. Кузина, Н.В. Особенности отправления культа Диониса в сакральных комплексах Северного Причерноморья / Н.В. Кузина // Боспорский феномен: Сакральный смысл региона, памятников, находок : материалы Международной научной конференции, СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа,
2007. Часть. I. С. 36-47.
37. Латышев, В. В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. Ч. 1. / В.В. Латышев. — СПб., 1997. — 343 с.
38. Лауэнштайн, Д. Элевсинские мистерии / Д. Лауэнштайн. — М.: Энигма, 1996. — 368 с.
39. Маслеников, А. А. Сельские святилища античного Боспора (Загадки и рагадки) // БФ: Погребальные памятники и святилища. Т. 1. / А.А. Масленников. — СПб, 2002. — С. 194-197.
40. Масленников, А.А. Крымское Приазовье в античную эпоху (опыт региональной истории) / А.А. Масленников // Античный мир и варвары на юге
России и Украины: Ольвия. Скифия. Боспор. Запорожье: Дикое Поле, 2007. — С. 181-218.
41. Масленников, А.А. Сельские святилища Европейского Боспора / А.А. Масленников. - Тула: Гриф и К, 2007. - 564 с.
42. Масленников, А.А. Частное и публичное в сакральной практике сельского населения Европейского Боспора / А.А. Масленников // Боспорские чтения. Вып. VIII. - Керчь, 2007. - 212-215.
43. Молев, Е.А. Боспор в период эллинизма / Е.А. Молев. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 140 с.
44. Молев, Е.А. Боспор в период эллинизма: Монография / Е.А. Молев. - Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 1994. - 140 с.
45. Молев, Е.А. Сакральные граффити из Китея // БФ: Погребальные памятники и святилища. Т.1. / Е.А.Молев. - СПб, 2002. — С. 146—151.
46. Молева, Н.В. Культ Диониса и театр на Боспоре / Н.В. Молева // Античность и драматургия / Под ред. Н.Ф. Федосеева. - Керчь, 2003. - С. 65-76.
47. Нефедов, К. Ю. Культ Перисада I на Боспоре: попытка исторической ре-конструкции. Сакральное и власть в Античности / К.Ю Нефедов. — 2012. — № 2. — С. 117—122.
48. Нефедов, К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллшшзму (323-281 рр. до н. е.): Автореф. дис... к-та. 1стор. наук / К.Ю Нефедов. — Харкхв, 2001. — 17 с.
49. Нильсон, М. Греческая народная религия : пер. с англ. / М. Нильсон. — СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — 218 с.
50. Поночевный, М.О. Географический очерк Босфорского царства / М.О. Поночевный // Кубанский сборник. Т.П. - Екатеринодар, 1891. - С . 10-25.
51. Ростовцев, М. И. Государство и культура Боспорского государства / М.И. Ростовцев // ВДИ. — 1989. — №2. — С.183 — 197.
52. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России / М.И. Ростовцев. - СПб.: издание ИАК, 1914. - 537 с.
53. Ростовцев, М.И. Эллинство и иранство на юге России. Общий очерк / М.И. Ростовцев. - Петроград: Огни, 1918. - 190 с.
54. Русяева, А.С. Религия и культы античной Ольвии / А.С. Русяева. — Киев, 1992. - 254 с.
55. Русяева, А.С. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени / А.С. Русяева. - Киев, 1979. - 191 с.
56. Ручинская О.А. Религиозные обряды и празднества в общественной жизни античных городов Северного Причерноморья / О.А. Ручинская // Древности-1994. Харьковский историко-археологический ежегодник. - Харьков: АО «Бизнес Информ», 1994. - С. 73-86.
57. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. — М.: Изд-во полит. Лит., 1976. — 576 с.
58. Шауб, И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII-IV вв. до н.э.) / И.Ю. Шауб. — СПб., 2007. — 484 с.
59. Шевченко, О.К. Сакрализация Перисада I / О.К. Шевченко//. Сакрализация власти в античности. — 2012. — № 2.
60. Дюков Ю. Л. О монетах с изображением львиной головы и надписью АПОЛ // ВДИ. 1975. № 4. С. 71.
61. Яйленко, В.П. Тысячелетний боспорский рейх. История и эпиграфика У!в. до н.э. - V в. н.э. / В.П. Яйленко. - М.: Гриф и К, 2010. - 740 с.
62. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. - М., 2010. - 247 с.
Электронные ресурсы
63. Круглов, Е.А. Наследие Малой Азии VII-III вв. до н.э. или вклад учения Эвгемера в концепт сакрализации власти в древности. [Электронный журнал] / Е.А. Круглов // САКРАЛЬНОЕ И ВЛАСТЬ В АНТИЧНОСТИ : исследовательский центр : [сайт] — № 1. - 2010-2011. Режим доступа: http://antika-vlast.at.ua/publ/stati_do_2011_goda/1
64. Григорьев, Д.В. Военная деятельность Перисада I как основание для его
обожествления. [ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ] / Д.В. Григорьев // СА-КРАЛЬНОЕ И ВЛАСТЬ В АНТИЧНОСТИ : исследовательский центр : [сайт] — № 2. 2011-2012. Режим доступа: http://antika-
vlast.at.ua/publ/vypusk_2_2012/5
65. Вахрамеева, А.В. Культ Деметры в сакральной жизни раннего Боспора [Электронный ресурс] / А.В. Вахрамеева // Laurea I. Античный мир и Средние века : Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева. Материалы. : [сайт] / ООО «НТМТ». — Харьков, 2015. - Режим до-ступа: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/10801.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ