Введение
Глава I. Формирование процессов глобализации питания
1.1. Понятие глобализации и ее формы
1.2. История глобализации питания
1.3. Глобализация питания в XIX -XX веках
Выводы по 1 главе
Глава 2. Глобализация питания в современном мире
2.1. Производство глобальных продуктов питания (McDonald’s, Coca-cola, Starbucks)
2.2. Влияние культуры Востока на продукты глобализации (суши, вок)
2.3. Глобальные города как центры глобализации питания (Нью-Йорк, Пекин, Санкт-Петербург)
Выводы по 2 главе
Приложение: Исследование влияния глобализации питания на предпочтения россиян
Выводы по исследованию
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования: Для современного этапа развития мирового сообщества характерны процессы трансформации всех сфер человеческой жизни. При этом создаются предпосылки как для объединения общества, так и для его разъединения. Наглядной иллюстрацией вышесказанному является процесс глобализации. В последнее время процессы глобализации привлекают к себе все более пристальное внимание разнообразных ученых: политологов, социологов, экономистов, культурологов, философов и др.
Термин глобализация с этимологической точки зрения связан с латинским термином «глобус», который означает Земной шар. Это показывает, что те или иные процессы носят общепланетарный характер. Глобализация представляет собой процесс, обусловленный объективными факторами интенсивного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира.
«Глобальность» указывает на то, что современный мир приобрел новое качество, одновременность протекания социальных процессов на планете.
В той или иной степени глобализация проявлялась уже с древнейших времен, однако на рубеже XX-XXI веков она принимает всеохватывающий характер. Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности современного общества: политическую, экономическую, научно-техническую, социальную, культурную и пр.
Особое значение в современном мире приобретает глобализация питания.
Питание в обществе всегда связано с экономикой, политикой, социально-культурными факторами. Поэтому глобализация, затронувшая эти сферы, не могла не сказаться на сфере питания.
Истоки глобализации, в отличие от общепринятого мнения, мы видим в тех социально-экономических процессах, которые начались в позднее Средневековье - это торговля пряностями между Востоком (особенно Индией) и Западом. Существенную роль в глобализации питания сыграли Великие географические открытия, которые привели к взаимообмену между Новым и Старым светом. Причем это касалось не только продуктов питания, но и растений, животных и пр. Технический переворот в XIX веке так же способствовал глобализации питания. Начинают производиться глобальные продукты питания (например, газированные напитки).
В XX веке темпы глобализации ускоряются. Если раньше на внедрение новых продуктов или изделий в повседневную жизнь требовались столетия и десятилетия, то сейчас этот процесс охватывает целые страны за несколько лет или даже месяцев. Символом глобализации питания стала сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая получила распространение на всех континентах.
Политическая глобализация и исчезновение границ привело также к наглядному изменению потребительских привычек в национальных масштабах. В результате сегодня больше всего французского вина пьют в Китае, бразильский кофе вошел в обиход рядовых корейцев, а сырье для японских суши импортируют из Норвегии. Современные мегаполисы становятся центрами глобализации питания, здесь можно встретить кухни всех народов мира.
Цель исследования: рассмотреть процессы глобализации в современном мире (на примере продуктов питания).
Задачи исследования:
• Дать понятие глобализации и выявить ее основные формы;
• Проанализировать историю глобализации питания;
• Рассмотреть глобализацию питания в XIX -XX веках;
• Выявить особенности производства глобальных продуктов питания;
• Охарактеризовать влияние культуры Востока на продукты питания;
Рассмотреть глобальные города как центры глобализации питания (на
примере Нью-Йорка, Пекина, Санкт-Петербурга);
Объект исследования: социальные процессы питания в современном
не только вестернизация или макдональдизация; влияние культур
Востока не менее значимо в процессах глобализации; мы пытались доказать это утверждение на примере распространения моделей питания в Азии, в Европе и Америке.
Степень разработанности проблемы: Процессам глобализации в
современном мире посвящена достаточно обширная литература: монографии, научные сборники, учебные пособия, статьи в периодических журналах. По данной теме защищаются кандидатские и докторские диссертации. Среди наиболее известных исследователей процессов глобализации можно назвать таких зарубежных ученых как: У.Бек «Что такое глобализация?» , С. Хантингктон «Столкновение цивилизаций», П.Бергер, Т.Лукман «Социальное конструирование реальности», Т.Левитт «Глобализация рынков» ,а также отечественных ученых, таких как: М. Глизерин «Интеграция. Стратегия выживания человечества» В.Ф. Паульман «История человечества (глазами политэконома)»Е.В. Пензина «Феномен глобализации: глобализация и вестернизация», М.П. Яценко «Глобализация как форма организации исторического процесса» и др.
Однако, данные авторы касаются в первую очередь проблем экономической и политической глобализации, вопросам глобализации питания в данных исследованиях не уделяется должного внимания. В некоторых работах
по истории питания можно почерпнуть информацию по историческим аспектам развития глобализации. Сюда можно отнести исследования таких авторов, как
Ю.Н. Гладкий, С.Ю. Корнекова, Д. Мар, М. Монтанари, Ж.-Р. Питт и др.
Современные аспекты кулинарной глобализации затрагиваются в работах М.С. Ивановой, В.С. Морозовой, А. Ратникова, Э.А. Сирой, И.В. Сохань, И.В. Нужа, Т.В. Тарасенко. Особого внимания заслуживают исследования С.А. Кравченко «Социология питания. Традиции и трансформации», Ю.В. Веселова: «Повседневные практики питания», «Современная социальная система питания» и др.
В рамках нашего исследования о процессах глобализации питания в современном мире проведено две фокус группы. Первая со студентами ИТМО - и все указать, сколько кого и чего. Второе ваша фокус группа - сколько кого и что задавалось. В рамках общего исследования кафедры экономической социологии социальных практик питания в Санкт-Петербурге были разработаны и включены вопросы по глобализации питания, опрошено 1054 чел, телефонный опрос, репрезентативная выборка по СПб. В частности мы спрашивали жителей какие рестораны более всего предпочтительны - все 3 первых мест занимает азиатская кухня - Токио Сити, Евразия и Две палочки. Суши среди блюд петербуржцев также весьма распространены - гораздо популярнее американских продуктов.
Однако, исследований по теме глобализации питания в современном мире явно недостаточно. Большая часть из них - это статьи в сети Интернет, зачастую дублирующие друг друга. Исходя из вышесказанного, тема данного исследования является весьма актуальной.
В последнее время в научной литературе большое внимание уделяется процессам глобализации. Глобализация - это процесс изменения структуры мировой экономической системы, когда экономики отдельных государств интегрируются в общую систему. Целью этих изменений является расширение возможностей для торговли, инвестирования, движения капиталов в пределах всего мира, которые регулируются по общему для всех принципу.
Глобализация затрагивает большое количество сфер человеческой жизни.
Взаимная интеграция происходит и в политике, культуре, религии, образовании и во многих других сферах в частности питании.
Затрагивают процессы глобализации и сферу потребления и производства продуктов питания. Обычно глобализация питания связывается только с негативными последствиями — это однородность и однообразие питания; глобализация вкусов; распространение вредной еды в виде фаст-фуд. Но глобализация питания имеет также и положительные следствия, позволяя взаимно обогащать гастрономические культуры разных стран и народов.
Возникли и расширяются различные сети быстрого питания - от пионера фаст-фуда Макдональдса до заведений, пытающихся смешивать различные кулинарные традиции (например, русскую и японскую кухни), но предлагающие, несомненно, их адаптированный к потенциальным потребителям, прежде всего к их денежным возможностям. Предполагается, что традиция быстрой еды пришла с запада и в российской действительности ее не существовало, поэтому устойчивый слоган заведений, предлагающих посетителям недорогие блюда русской кухни - «фаст-фуд по русски». Здесь отражается и привычка воспринимать любую западную традицию как ценность, подлежащую ассимиляции, и определенная гордость за национальную кухню, в которой тоже можно найти подходящий фаст-фуд.
Возникло и расширяется огромное количество ресторанов так называемой высокой кухни, где предлагаемое меню и ценовая политика таковы, что позволяют более аутентично представлять различные гастрономические традиции. Нельзя сказать, что только в ресторанах можно познакомиться с какой-нибудь национальной кухней, это предлагается и в рассмотренных в работе сетях быстрого питания, просто речь идет о двух разных практиках с ориентацией на различные экономические и социальные категории населения. Любое гастрономическое новшество, как правило, прививалось в культуру через элиту, а затем в адаптированном виде реализовывалось на уровне повседневной жизни масс.
В России проблема питания только начинает активно изучаться. На сегодняшний день проведено не так много исследований пищевого поведения жителей страны. Вместе с этим, растет заинтересованность проблемой питания как ученых различных научных направлений, так и обычных граждан. Появляются новые и получают развитие уже существующие системы питания: вегетарианство, веганство, сыроедение, фрукторианство, макробиотика, спортивное питание, фастфуд, слоуфуд и другие. Растет популярность диетического питания, использования дополнительных витаминов и БАДов к пище, средств для похудения. Расширяется сфера общественного питания: популяризируются кафе и рестораны иностранной национальной кухни, в частности японской, китайской, итальянской, мексиканской, американской, французской и так далее. Увеличиваются размеры торговых сетей: магазины уступают место супермаркетам, супермаркеты перерастают в гипермаркеты, последние превращаются в моллы; расширяется ассортимент продукции; дифференцируются и тяжелеют потребительские корзины.
Возникают новые системы организации питания: система «кофе с собой», суши-маркеты, антикафе, заказ еды, не выходя из машины и многие другие. Меняются традиции приема пищи: сокращается число шумных застолий и больших компаний, люди предпочитают или становятся вынуждены есть в одиночку. Сегодня идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров, новых оснований бытия. От того, какие ценности и ориентиры станут главенствующими, зависит выживание и прогресс человечества. Изучение ценностных оснований питания также включается в этот поиск.
Глобализация питания сегодня один из самых активных процессов, затрагивающих повседневную жизнь большинства народов мира, Вы найдете бутылочку Пепси в самых отдаленных районах Индии; пиццу вам предложат не только в Китае, но и в отдаленных китайских провинциях, а суши вдруг становится одним из самых любимых продуктов жителей Петербурга. В нашей работе мы хотели показать, что глобализация питания - это распространение глобальных продуктов питания, оно началось не вчера и даже не в прошлом веке, в эпоху великих географических открытий было заложено начало процессам разрушения локализации питания - американские продукты (картофель, кукуруза, помидор) распространились с невиданной скоростью по всему свету, и в Европе и в Азии. Например, картошка - самая распространенная еда русских крестьян начала ХХв., а ведь в XVIIIB.никто не знал даже как ее есть. Но европейские, азиатские и африканские продукты населили американский континент (кофе стали производить в Бразилии; сахар на Кубе; пшеницу выращивать в Канаде). Глобальные продукты питания изменили нашу повседневную пищу, они позволили нам есть лучше и вкуснее (в Швеции даже поставлен памятник картофелю - отличной вкусовой паре для рыбы из Балтики); глобальные продукты добавили нам необходимых витаминов и минералов в пищу (в прошлое ушли такие болезни авитаминоза как цинга - господствующая у моряков, но стоило добавить в еду лимон - китайский продукт - как цинга отступала). Но глобальные продукты принесли и вреди - например, распространение американского табака. А сегодня - это засилье среди детей особенно Кока Колы и огромное увлечение американским фаст фудом, с большим количеством калорий, неполезных жиров и сахаром. Виновата не еда сама по себе, а наше стремление к ней; умеренное потребление любых продуктов никому еще не вредило. Но вот что важно - наряду с макдональдизацией в нашей культуре растет влияние глобальных продуктов Востока - суши; вок; соевый соус; рис; еда палочками. Обогащает ли это нашу культурную жизнь? Безусловно, да, но надо помнить, что неумеренное потребление и восточной кухни не полезно. К сожалению, влияние России и ее культуры питания на глобальный мир не так уж велико. Во всем мире знают Русский салат (для нас салат бельгийского повара Оливье); мясо БефСтроганофф; икру; квас и водку. Но на этом наши глобальные продукты и заканчиваются. Значит, нам надо стараться развивать и популяризировать русскую гастрономическую культуру не только у нас, но и во всем мире. Мы надеемся, что все же глобализация не останется для нас только влиянием Запада и Востока на нас, но и мы сможем оказать на них положительное воздействие, и русская культура питания, технологии приготовления (например, томление, это так называемые слоу фуд технологии приготовления в русской печи) и продукты станут известны во всем мире, как когда-то стали популярны в 1960-е русские слова космос, спутник, Гагарин; как еще раньше мир познакомился с Толстым и Достоевским.
Глобальные процессы глубоко противоречивы, в них есть как положительное, так и отрицательное; сейчас много говорят об отрицательных сторонах - засилье ТНК и их эксплуатации всего мира; но глобализация питания - во многом положительный процесс, взаимное обогащение культуры питания; только от нас зависит - каковы будут результаты глобализации, сможем ли мы ими распорядиться для нашей пользы.
Бек У. Космополитическое общество и его враги. // Журнал социологии и
социальной антропологии. - 2003. - Том 6. - №01. - с.24-53
3.
Бобров Е.Е. Теоретические подходы к исследованию процессов
глобализации. // Научный вестник МГТУ ГА. Серия история, философия,социология. - 2007. - №113. - с.75-79
4.
Веселов Ю. В. Повседневные практики питания. // Социс. - 2015. - №1.-с.95-104
5.
Веселов Ю.В. Современная социальная система питания. // Журнал
социологии и социальной антропологии. - 2015. - №1 (78).- с.68-82
6.
Веселов Ю.В. Экономическая социология одного города: пространство
Петербурга. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2009. -
Т. 12. - № 2. - С. 153-185
7.
Выхватень В. А., Кузьмина Ж. Ю. Глобализация в политике. //
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.rusnauka.com/
13 NPN 2010/Politologia/65480.doc.htmДата обращения: 07.12.2016
8.
Генис А. Ода пирожку: Кулинарные аспекты глобализации. //
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://archive.svoboda.org/
programs/OTB/2001/OBT.060201.aspДата обращения: 07.12.2016
9.
Гладкий Ю.Н., Корнекова С.Ю. Географические особенности эволюции
гастрономических культур России. // Ученые записки Забайкальского
государственного университета. Серия: естественные науки. - 2015. -
№1-60. - с.80-86
Глизерин М. Интеграция. Стратегия выживания человечества. - Израиль,
2011. - 400 с.
Дергачев В.А. Глобалистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 303 с. 11.
Иванова М.С., Морозова В.С. «Глобализация питания» в современном
Китае: социальная стратификация и вкусовые предпочтения // Материалы
международной научно - практической конференции «Актуальные
проблемы развития КНР в процессе ее регионализации
глобализации» (г. Чита, 28 февраля 2013 г.). - Чита: Забайкальский
государственный университет, 2013. - С. 174-176.
Кравченко С. А. Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости,
13.
востребованность гуманистической биополитики. - М.: МГИМО-
Университет, 2014. - 198 с.
Левитт Т. Глобализация рынков. // [Электронный ресурс] Режим доступа:
14.
http://marketing-course.ru/levitt-globalizaciya-marketin/Дата обращения:
03.02.2017
Мар Д. Три открытия Колумба, которые дорого обошлись Европе. //
15.
Вокруг света. - 2016. - №11. - с.23-26
Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с 16.
англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2004. -
379 с.
Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. - СПб.:
Александрия, 2009. - 276 с.
Панарина Н.Н. Глобализация и информационное общество. // Общество: 18.
политика, экономика, право. - 2012. - №1. - с.19-24
Паульман В.Ф. История человечества (глазами политэконома). Часть II
Актуальные проблемы современности. 2013 // [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://lit.lib.ru/p/paulxman w f/text 0920.shtmlДата
обращения: 08.12.2016
Пензина Е.В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация. //
Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012.
- №8.- с.228-233
Питт Ж.-Р. Гастрономическая география. // География. - 2002. - №11. - с.
Ратников А. Откуда суши растут. Глобализация изменила кулинарные
22.
привычки всего мира. 08.02.2014. // [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://lenta.ru/articles/2014/02/08/sushiwine/Дата обращения:
07.12.2016
Семьянинов П.В., Семьянинов В.П. О тенденциях глобализации. //
23.
Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №1. - с.152-156
Сирая Э.А. Концептуализация гастрономического туризма как
24.
инновационной туристической модели в период глобализации. // Сборник
научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 54, № 4. - С. 59-65
АТТ
Соколов К.Б. Глобализация: История, современность и искусство. - М.:
25.
Государственный институт искусствознания, 2012. - 444 с.
Соколов К.Б. Глобализация культуры: благо или новая проблема? //
26.
Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. - 2009. - №1. - с.23-26
Сохань И.В., Нужа И.В. «Глобализация» российской гастрономической27.
культуры сквозь призму языка. // Вестник Томского государственного
университета. Культурология и искусствоведение. - 2014. - №6(14). - с.18-27
Тарасенко Т.В. «Кулинарная» глобализация в медиатексте. // PR и28.
реклама: традиции и инновации. - 2013. - №8-1.- с.83-86
Шахбанов Ш.А., Муталимов В.А. Глобализация - угроза экономической
безопасности страны. // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-3.
- С. 660-663
Яценко М.П. Глобализация как форма организации исторического 30.
процесса. Авторе. дисс. ...д.ф.н.: 09.00.11. - СПб., 2010.- 42 с.
Mann, Charles. 1493: Uncovering the New World Columbus Created. - 31.
Knopf, 2011. - 560 p.
AT^