Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процессы глобализации питания в современном мире

Работа №66613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы145
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Формирование процессов глобализации питания
1.1. Понятие глобализации и ее формы
1.2. История глобализации питания
1.3. Глобализация питания в XIX -XX веках
Выводы по 1 главе
Глава 2. Глобализация питания в современном мире
2.1. Производство глобальных продуктов питания (McDonald’s, Coca-cola, Starbucks)
2.2. Влияние культуры Востока на продукты глобализации (суши, вок)
2.3. Глобальные города как центры глобализации питания (Нью-Йорк, Пекин, Санкт-Петербург)
Выводы по 2 главе
Приложение: Исследование влияния глобализации питания на предпочтения россиян
Выводы по исследованию
Заключение
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования: Для современного этапа развития мирового сообщества характерны процессы трансформации всех сфер человеческой жизни. При этом создаются предпосылки как для объединения общества, так и для его разъединения. Наглядной иллюстрацией вышесказанному является процесс глобализации. В последнее время процессы глобализации привлекают к себе все более пристальное внимание разнообразных ученых: политологов, социологов, экономистов, культурологов, философов и др.
Термин глобализация с этимологической точки зрения связан с латинским термином «глобус», который означает Земной шар. Это показывает, что те или иные процессы носят общепланетарный характер. Глобализация представляет собой процесс, обусловленный объективными факторами интенсивного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира.
«Глобальность» указывает на то, что современный мир приобрел новое качество, одновременность протекания социальных процессов на планете.
В той или иной степени глобализация проявлялась уже с древнейших времен, однако на рубеже XX-XXI веков она принимает всеохватывающий характер. Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности современного общества: политическую, экономическую, научно-техническую, социальную, культурную и пр.
Особое значение в современном мире приобретает глобализация питания.
Питание в обществе всегда связано с экономикой, политикой, социально-культурными факторами. Поэтому глобализация, затронувшая эти сферы, не могла не сказаться на сфере питания.
Истоки глобализации, в отличие от общепринятого мнения, мы видим в тех социально-экономических процессах, которые начались в позднее Средневековье - это торговля пряностями между Востоком (особенно Индией) и Западом. Существенную роль в глобализации питания сыграли Великие географические открытия, которые привели к взаимообмену между Новым и Старым светом. Причем это касалось не только продуктов питания, но и растений, животных и пр. Технический переворот в XIX веке так же способствовал глобализации питания. Начинают производиться глобальные продукты питания (например, газированные напитки).
В XX веке темпы глобализации ускоряются. Если раньше на внедрение новых продуктов или изделий в повседневную жизнь требовались столетия и десятилетия, то сейчас этот процесс охватывает целые страны за несколько лет или даже месяцев. Символом глобализации питания стала сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая получила распространение на всех континентах.
Политическая глобализация и исчезновение границ привело также к наглядному изменению потребительских привычек в национальных масштабах. В результате сегодня больше всего французского вина пьют в Китае, бразильский кофе вошел в обиход рядовых корейцев, а сырье для японских суши импортируют из Норвегии. Современные мегаполисы становятся центрами глобализации питания, здесь можно встретить кухни всех народов мира.
Цель исследования: рассмотреть процессы глобализации в современном мире (на примере продуктов питания).
Задачи исследования:
• Дать понятие глобализации и выявить ее основные формы;
• Проанализировать историю глобализации питания;
• Рассмотреть глобализацию питания в XIX -XX веках;
• Выявить особенности производства глобальных продуктов питания;
• Охарактеризовать влияние культуры Востока на продукты питания;
Рассмотреть глобальные города как центры глобализации питания (на
примере Нью-Йорка, Пекина, Санкт-Петербурга);
Объект исследования: социальные процессы питания в современном
не только вестернизация или макдональдизация; влияние культур
Востока не менее значимо в процессах глобализации; мы пытались доказать это утверждение на примере распространения моделей питания в Азии, в Европе и Америке.
Степень разработанности проблемы: Процессам глобализации в
современном мире посвящена достаточно обширная литература: монографии, научные сборники, учебные пособия, статьи в периодических журналах. По данной теме защищаются кандидатские и докторские диссертации. Среди наиболее известных исследователей процессов глобализации можно назвать таких зарубежных ученых как: У.Бек «Что такое глобализация?» , С. Хантингктон «Столкновение цивилизаций», П.Бергер, Т.Лукман «Социальное конструирование реальности», Т.Левитт «Глобализация рынков» ,а также отечественных ученых, таких как: М. Глизерин «Интеграция. Стратегия выживания человечества» В.Ф. Паульман «История человечества (глазами политэконома)»Е.В. Пензина «Феномен глобализации: глобализация и вестернизация», М.П. Яценко «Глобализация как форма организации исторического процесса» и др.
Однако, данные авторы касаются в первую очередь проблем экономической и политической глобализации, вопросам глобализации питания в данных исследованиях не уделяется должного внимания. В некоторых работах
по истории питания можно почерпнуть информацию по историческим аспектам развития глобализации. Сюда можно отнести исследования таких авторов, как
Ю.Н. Гладкий, С.Ю. Корнекова, Д. Мар, М. Монтанари, Ж.-Р. Питт и др.
Современные аспекты кулинарной глобализации затрагиваются в работах М.С. Ивановой, В.С. Морозовой, А. Ратникова, Э.А. Сирой, И.В. Сохань, И.В. Нужа, Т.В. Тарасенко. Особого внимания заслуживают исследования С.А. Кравченко «Социология питания. Традиции и трансформации», Ю.В. Веселова: «Повседневные практики питания», «Современная социальная система питания» и др.
В рамках нашего исследования о процессах глобализации питания в современном мире проведено две фокус группы. Первая со студентами ИТМО - и все указать, сколько кого и чего. Второе ваша фокус группа - сколько кого и что задавалось. В рамках общего исследования кафедры экономической социологии социальных практик питания в Санкт-Петербурге были разработаны и включены вопросы по глобализации питания, опрошено 1054 чел, телефонный опрос, репрезентативная выборка по СПб. В частности мы спрашивали жителей какие рестораны более всего предпочтительны - все 3 первых мест занимает азиатская кухня - Токио Сити, Евразия и Две палочки. Суши среди блюд петербуржцев также весьма распространены - гораздо популярнее американских продуктов.
Однако, исследований по теме глобализации питания в современном мире явно недостаточно. Большая часть из них - это статьи в сети Интернет, зачастую дублирующие друг друга. Исходя из вышесказанного, тема данного исследования является весьма актуальной.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время в научной литературе большое внимание уделяется процессам глобализации. Глобализация - это процесс изменения структуры мировой экономической системы, когда экономики отдельных государств интегрируются в общую систему. Целью этих изменений является расширение возможностей для торговли, инвестирования, движения капиталов в пределах всего мира, которые регулируются по общему для всех принципу.
Глобализация затрагивает большое количество сфер человеческой жизни.
Взаимная интеграция происходит и в политике, культуре, религии, образовании и во многих других сферах в частности питании.
Затрагивают процессы глобализации и сферу потребления и производства продуктов питания. Обычно глобализация питания связывается только с негативными последствиями — это однородность и однообразие питания; глобализация вкусов; распространение вредной еды в виде фаст-фуд. Но глобализация питания имеет также и положительные следствия, позволяя взаимно обогащать гастрономические культуры разных стран и народов.
Возникли и расширяются различные сети быстрого питания - от пионера фаст-фуда Макдональдса до заведений, пытающихся смешивать различные кулинарные традиции (например, русскую и японскую кухни), но предлагающие, несомненно, их адаптированный к потенциальным потребителям, прежде всего к их денежным возможностям. Предполагается, что традиция быстрой еды пришла с запада и в российской действительности ее не существовало, поэтому устойчивый слоган заведений, предлагающих посетителям недорогие блюда русской кухни - «фаст-фуд по русски». Здесь отражается и привычка воспринимать любую западную традицию как ценность, подлежащую ассимиляции, и определенная гордость за национальную кухню, в которой тоже можно найти подходящий фаст-фуд.
Возникло и расширяется огромное количество ресторанов так называемой высокой кухни, где предлагаемое меню и ценовая политика таковы, что позволяют более аутентично представлять различные гастрономические традиции. Нельзя сказать, что только в ресторанах можно познакомиться с какой-нибудь национальной кухней, это предлагается и в рассмотренных в работе сетях быстрого питания, просто речь идет о двух разных практиках с ориентацией на различные экономические и социальные категории населения. Любое гастрономическое новшество, как правило, прививалось в культуру через элиту, а затем в адаптированном виде реализовывалось на уровне повседневной жизни масс.
В России проблема питания только начинает активно изучаться. На сегодняшний день проведено не так много исследований пищевого поведения жителей страны. Вместе с этим, растет заинтересованность проблемой питания как ученых различных научных направлений, так и обычных граждан. Появляются новые и получают развитие уже существующие системы питания: вегетарианство, веганство, сыроедение, фрукторианство, макробиотика, спортивное питание, фастфуд, слоуфуд и другие. Растет популярность диетического питания, использования дополнительных витаминов и БАДов к пище, средств для похудения. Расширяется сфера общественного питания: популяризируются кафе и рестораны иностранной национальной кухни, в частности японской, китайской, итальянской, мексиканской, американской, французской и так далее. Увеличиваются размеры торговых сетей: магазины уступают место супермаркетам, супермаркеты перерастают в гипермаркеты, последние превращаются в моллы; расширяется ассортимент продукции; дифференцируются и тяжелеют потребительские корзины.
Возникают новые системы организации питания: система «кофе с собой», суши-маркеты, антикафе, заказ еды, не выходя из машины и многие другие. Меняются традиции приема пищи: сокращается число шумных застолий и больших компаний, люди предпочитают или становятся вынуждены есть в одиночку. Сегодня идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров, новых оснований бытия. От того, какие ценности и ориентиры станут главенствующими, зависит выживание и прогресс человечества. Изучение ценностных оснований питания также включается в этот поиск.
Глобализация питания сегодня один из самых активных процессов, затрагивающих повседневную жизнь большинства народов мира, Вы найдете бутылочку Пепси в самых отдаленных районах Индии; пиццу вам предложат не только в Китае, но и в отдаленных китайских провинциях, а суши вдруг становится одним из самых любимых продуктов жителей Петербурга. В нашей работе мы хотели показать, что глобализация питания - это распространение глобальных продуктов питания, оно началось не вчера и даже не в прошлом веке, в эпоху великих географических открытий было заложено начало процессам разрушения локализации питания - американские продукты (картофель, кукуруза, помидор) распространились с невиданной скоростью по всему свету, и в Европе и в Азии. Например, картошка - самая распространенная еда русских крестьян начала ХХв., а ведь в XVIIIB.никто не знал даже как ее есть. Но европейские, азиатские и африканские продукты населили американский континент (кофе стали производить в Бразилии; сахар на Кубе; пшеницу выращивать в Канаде). Глобальные продукты питания изменили нашу повседневную пищу, они позволили нам есть лучше и вкуснее (в Швеции даже поставлен памятник картофелю - отличной вкусовой паре для рыбы из Балтики); глобальные продукты добавили нам необходимых витаминов и минералов в пищу (в прошлое ушли такие болезни авитаминоза как цинга - господствующая у моряков, но стоило добавить в еду лимон - китайский продукт - как цинга отступала). Но глобальные продукты принесли и вреди - например, распространение американского табака. А сегодня - это засилье среди детей особенно Кока Колы и огромное увлечение американским фаст фудом, с большим количеством калорий, неполезных жиров и сахаром. Виновата не еда сама по себе, а наше стремление к ней; умеренное потребление любых продуктов никому еще не вредило. Но вот что важно - наряду с макдональдизацией в нашей культуре растет влияние глобальных продуктов Востока - суши; вок; соевый соус; рис; еда палочками. Обогащает ли это нашу культурную жизнь? Безусловно, да, но надо помнить, что неумеренное потребление и восточной кухни не полезно. К сожалению, влияние России и ее культуры питания на глобальный мир не так уж велико. Во всем мире знают Русский салат (для нас салат бельгийского повара Оливье); мясо БефСтроганофф; икру; квас и водку. Но на этом наши глобальные продукты и заканчиваются. Значит, нам надо стараться развивать и популяризировать русскую гастрономическую культуру не только у нас, но и во всем мире. Мы надеемся, что все же глобализация не останется для нас только влиянием Запада и Востока на нас, но и мы сможем оказать на них положительное воздействие, и русская культура питания, технологии приготовления (например, томление, это так называемые слоу фуд технологии приготовления в русской печи) и продукты станут известны во всем мире, как когда-то стали популярны в 1960-е русские слова космос, спутник, Гагарин; как еще раньше мир познакомился с Толстым и Достоевским.
Глобальные процессы глубоко противоречивы, в них есть как положительное, так и отрицательное; сейчас много говорят об отрицательных сторонах - засилье ТНК и их эксплуатации всего мира; но глобализация питания - во многом положительный процесс, взаимное обогащение культуры питания; только от нас зависит - каковы будут результаты глобализации, сможем ли мы ими распорядиться для нашей пользы.



Бек У. Космополитическое общество и его враги. // Журнал социологии и
социальной антропологии. - 2003. - Том 6. - №01. - с.24-53
3.
Бобров Е.Е. Теоретические подходы к исследованию процессов
глобализации. // Научный вестник МГТУ ГА. Серия история, философия,социология. - 2007. - №113. - с.75-79
4.
Веселов Ю. В. Повседневные практики питания. // Социс. - 2015. - №1.-с.95-104
5.
Веселов Ю.В. Современная социальная система питания. // Журнал
социологии и социальной антропологии. - 2015. - №1 (78).- с.68-82
6.
Веселов Ю.В. Экономическая социология одного города: пространство
Петербурга. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2009. -
Т. 12. - № 2. - С. 153-185
7.
Выхватень В. А., Кузьмина Ж. Ю. Глобализация в политике. //
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.rusnauka.com/
13 NPN 2010/Politologia/65480.doc.htmДата обращения: 07.12.2016
8.
Генис А. Ода пирожку: Кулинарные аспекты глобализации. //
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://archive.svoboda.org/
programs/OTB/2001/OBT.060201.aspДата обращения: 07.12.2016
9.
Гладкий Ю.Н., Корнекова С.Ю. Географические особенности эволюции
гастрономических культур России. // Ученые записки Забайкальского
государственного университета. Серия: естественные науки. - 2015. -
№1-60. - с.80-86
Глизерин М. Интеграция. Стратегия выживания человечества. - Израиль,
2011. - 400 с.
Дергачев В.А. Глобалистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 303 с. 11.
Иванова М.С., Морозова В.С. «Глобализация питания» в современном
Китае: социальная стратификация и вкусовые предпочтения // Материалы
международной научно - практической конференции «Актуальные
проблемы развития КНР в процессе ее регионализации
глобализации» (г. Чита, 28 февраля 2013 г.). - Чита: Забайкальский
государственный университет, 2013. - С. 174-176.
Кравченко С. А. Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости,
13.
востребованность гуманистической биополитики. - М.: МГИМО-
Университет, 2014. - 198 с.
Левитт Т. Глобализация рынков. // [Электронный ресурс] Режим доступа:
14.
http://marketing-course.ru/levitt-globalizaciya-marketin/Дата обращения:
03.02.2017
Мар Д. Три открытия Колумба, которые дорого обошлись Европе. //
15.
Вокруг света. - 2016. - №11. - с.23-26
Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с 16.
англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2004. -
379 с.
Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. - СПб.:
Александрия, 2009. - 276 с.
Панарина Н.Н. Глобализация и информационное общество. // Общество: 18.
политика, экономика, право. - 2012. - №1. - с.19-24
Паульман В.Ф. История человечества (глазами политэконома). Часть II
Актуальные проблемы современности. 2013 // [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://lit.lib.ru/p/paulxman w f/text 0920.shtmlДата
обращения: 08.12.2016
Пензина Е.В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация. //
Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012.
- №8.- с.228-233
Питт Ж.-Р. Гастрономическая география. // География. - 2002. - №11. - с.
Ратников А. Откуда суши растут. Глобализация изменила кулинарные
22.
привычки всего мира. 08.02.2014. // [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://lenta.ru/articles/2014/02/08/sushiwine/Дата обращения:
07.12.2016
Семьянинов П.В., Семьянинов В.П. О тенденциях глобализации. //
23.
Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №1. - с.152-156
Сирая Э.А. Концептуализация гастрономического туризма как
24.
инновационной туристической модели в период глобализации. // Сборник
научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 54, № 4. - С. 59-65
АТТ
Соколов К.Б. Глобализация: История, современность и искусство. - М.:
25.
Государственный институт искусствознания, 2012. - 444 с.
Соколов К.Б. Глобализация культуры: благо или новая проблема? //
26.
Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. - 2009. - №1. - с.23-26
Сохань И.В., Нужа И.В. «Глобализация» российской гастрономической27.
культуры сквозь призму языка. // Вестник Томского государственного
университета. Культурология и искусствоведение. - 2014. - №6(14). - с.18-27
Тарасенко Т.В. «Кулинарная» глобализация в медиатексте. // PR и28.
реклама: традиции и инновации. - 2013. - №8-1.- с.83-86
Шахбанов Ш.А., Муталимов В.А. Глобализация - угроза экономической
безопасности страны. // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-3.
- С. 660-663
Яценко М.П. Глобализация как форма организации исторического 30.
процесса. Авторе. дисс. ...д.ф.н.: 09.00.11. - СПб., 2010.- 42 с.
Mann, Charles. 1493: Uncovering the New World Columbus Created. - 31.
Knopf, 2011. - 560 p.
AT^


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ