ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬСКИХ СМИ: В ФОРМАТЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИЗДАНИЙ: КУЛЬТУРНО-ИДЕАЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2008 - 2018 ГГ.)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЙ ДИАЛОГ И СМИ 8
1.1 Россия и Польша: в поисках диалога 8
1.2 Роль СМИ в диалоге цивилизаций и культур 17
1.3. Польские русскоязычные СМИ: общая характеристика 28
ГЛАВА 2 ОБРАЗ РОССИИ В МЕДИЙНОМ ФОРМАТЕ: .
ПОЛЬСКИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ 33
2.1. Медиаобраз: проблема интерпретации 33
2.2. Динамика образа России в польских СМИ 39
2.3. Образ России в польских русскоязычных СМИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ГЛАВА 1 РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЙ ДИАЛОГ И СМИ 8
1.1 Россия и Польша: в поисках диалога 8
1.2 Роль СМИ в диалоге цивилизаций и культур 17
1.3. Польские русскоязычные СМИ: общая характеристика 28
ГЛАВА 2 ОБРАЗ РОССИИ В МЕДИЙНОМ ФОРМАТЕ: .
ПОЛЬСКИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ 33
2.1. Медиаобраз: проблема интерпретации 33
2.2. Динамика образа России в польских СМИ 39
2.3. Образ России в польских русскоязычных СМИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Проблема диалога между Россией и Польшей всегда была и остается заметной. Об этом свидетельствует стабильный интерес как российской, так и польской аудитории, а также та информация, которая циркулирует в СМИ, как российских, так и польских. На страницах различных печатных изданий, в радио- и телевизионных программах, в сетевых СМИ находят отражение разные события культурной и политической жизни обеих стран, однако это не всегда способствует формированию верного представления о странах, о характере происходящих в них процессов, так как СМИ зачастую преследуют те или иные политические цели. Значительная часть публикуемых в СМИ материалов о России или о Польше посвящена разным аспектам диалога двух культур, осмысление которого требует не только медийного, но и научного формата.
Проблема понимания другой культуры, другого опыта жизни имеет важное значение для современного человека. Вне этого понимания, вне установки на диалог культур, без учета этнокультурных особенностей разных социальных групп выстраивать долгосрочные отношения во всех сферах жизни и деятельности общества сегодня невозможно. Эту задачу по-своему решают средства массовой информации. Актуальность изучения формируемого по¬средством СМИ диалога культур объясняется тем, что сегодня главным вы¬зовом, перед которым стоит мировое сообщество, является эскалация межнациональных конфликтов, нарастающие проблемы в культуре, политике и экономике.
СМИ современной Польши - это не только источник культурной информации, востребованной обществом, но и тот ресурс, который направлен на развертывание публичного диалога, на формирование политического вы¬бора граждан, их воспитание, образование и формирование культуры, национальной общности. Вопрос отношения к России является для польской общественности очень чувствительным, что находит отражение и в польских СМИ.
Степень разработанности научной темы. Существует ряд научных работ по изучению проблемы межкультурного российско-польского диалога в аспекте СМИ. Исследовательское поле сформировали работы как польских, так и российских ученых, однако работ, посвященных нынешнему состоянию рынка польских русскоязычных СМИ недостаточно, им уделено мало внимания.. В изданных в России учебных пособиях по зарубежной журналистике уделяется внимание польским СМИ, однако развернутого исследования также не имеется.
Объектом исследования данной диссертации является польско- российский диалог в формате современных СМИ.
В качестве предмета исследования выступает образ России, формируемый в польских русскоязычных изданиях («Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы»).
Целью исследования является выявление особенностей репрезентации в польских русскоязычных изданиях («Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы» и др.) образа России.
Установленные цели диссертации предполагают решение следующих задач:
1) рассмотреть характер культурного диалога России и Польши;
2) проанализировать роль СМИ в диалоге цивилизаций и культур;
3) дать общую характеристику польским русскоязычным СМИ;
4) рассмотреть феномен медиаобраза;
5) проанализировать динамику образа России в польских СМИ;
6) описать образ России, формируемый в польских русскоязычных СМИ.
Материалом исследования послужили разножанровые тексты изданий «Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы».
Методологической основой диссертационной работы является системный подход, учитывающий взаимодействие когнитивной социологии, социальной психологии, когнитивной культурологии, теории массовых коммуникаций и связей с общественностью и позволяющий структурировать медийные процессы, выделяя стоящие за ними мотивы и цели, а также комплексный подход, сущность которого состоит в изучении семантики и прагматики текста и его содержательных единиц с привлечением дискурсивного, контекстуального и стилистического анализа. Использовались также методы фактической социологии и метод анализа текстов.
Системное изучение заявленной проблематики обусловило формирование теоретической базы диссертационного исследования, в которую вошли работы известных ученых в области журналистики, культурологии, философии.
Методический принцип исследования данной диссертации составляют труды ведущих российских и зарубежных исследователей, таких как:
- в области масс-медиа, языка и дискурса современных масс-медиа - Е.Л. Вартанова, Л.Р. Дускаева, М.Ю. Казак, Н.Б. Кириллова, Н.И. Клушина, Е.А. Кожемякин, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, В.Г. Костомаров,
A. В. Полонский, Е.П. Прохоров, Г.Я. Солганик, Т.В. Чернышова;
- в области теории образа - О.Е. Баксанский, В.В. Барабаш, В.З. Де- мьянков, Д.Н. Замятин, Э. Карвонен, А.П. Короченский, Е.С. Кубрякова, Д.А. Леонтьев, У. Найсер, Е.В. Петровская, С.Е. Поляков, Е.Я. Режабек, Дж. Т.Э. Ричардсон, И.С. Семененко, В.В. Сидорова, Е.Б. Шестопал;
- в области диалога культур - Н. Бердяев, В.С. Библер, С.А. Лебедев,
B. А. Лекторский, Д.С. Лихачев, В.М. Межуев, И.М. Меликов, Р.М. Фатыхо¬ва, С.Л. Франк.
Исследование охватывает период с 2008 г. по 2018 г. За эти годы в польских СМИ значительно увеличился интерес к России.
Результаты диссертационного исследования могут углубить существующие теоретические понятия об характерных признаках взаимодействия СМИ и политических элит Польши на современном этапе. Научные действия и заключения в исследовании могут быть использованы для осознания межнациональных отношений между двумя государствами с нелегкой совместной историей, с проблемами, стоящими перед ними, а также методами их решения и показателями влияния изданий прессы на общество.
Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования материалов исследования при подготовке различных лекционных курсов по политологии, политической журналистике, и международным отношениям.
Совокупность исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проблема понимания другой культуры, другого опыта жизни имеет важное значение для современного человека. Вне этого понимания, вне установки на диалог культур, без учета этнокультурных особенностей разных социальных групп выстраивать долгосрочные отношения во всех сферах жизни и деятельности общества сегодня невозможно. Эту задачу по-своему решают средства массовой информации. Актуальность изучения формируемого по¬средством СМИ диалога культур объясняется тем, что сегодня главным вы¬зовом, перед которым стоит мировое сообщество, является эскалация межнациональных конфликтов, нарастающие проблемы в культуре, политике и экономике.
СМИ современной Польши - это не только источник культурной информации, востребованной обществом, но и тот ресурс, который направлен на развертывание публичного диалога, на формирование политического вы¬бора граждан, их воспитание, образование и формирование культуры, национальной общности. Вопрос отношения к России является для польской общественности очень чувствительным, что находит отражение и в польских СМИ.
Степень разработанности научной темы. Существует ряд научных работ по изучению проблемы межкультурного российско-польского диалога в аспекте СМИ. Исследовательское поле сформировали работы как польских, так и российских ученых, однако работ, посвященных нынешнему состоянию рынка польских русскоязычных СМИ недостаточно, им уделено мало внимания.. В изданных в России учебных пособиях по зарубежной журналистике уделяется внимание польским СМИ, однако развернутого исследования также не имеется.
Объектом исследования данной диссертации является польско- российский диалог в формате современных СМИ.
В качестве предмета исследования выступает образ России, формируемый в польских русскоязычных изданиях («Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы»).
Целью исследования является выявление особенностей репрезентации в польских русскоязычных изданиях («Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы» и др.) образа России.
Установленные цели диссертации предполагают решение следующих задач:
1) рассмотреть характер культурного диалога России и Польши;
2) проанализировать роль СМИ в диалоге цивилизаций и культур;
3) дать общую характеристику польским русскоязычным СМИ;
4) рассмотреть феномен медиаобраза;
5) проанализировать динамику образа России в польских СМИ;
6) описать образ России, формируемый в польских русскоязычных СМИ.
Материалом исследования послужили разножанровые тексты изданий «Новая Польша» и «Русской курьер Варшавы».
Методологической основой диссертационной работы является системный подход, учитывающий взаимодействие когнитивной социологии, социальной психологии, когнитивной культурологии, теории массовых коммуникаций и связей с общественностью и позволяющий структурировать медийные процессы, выделяя стоящие за ними мотивы и цели, а также комплексный подход, сущность которого состоит в изучении семантики и прагматики текста и его содержательных единиц с привлечением дискурсивного, контекстуального и стилистического анализа. Использовались также методы фактической социологии и метод анализа текстов.
Системное изучение заявленной проблематики обусловило формирование теоретической базы диссертационного исследования, в которую вошли работы известных ученых в области журналистики, культурологии, философии.
Методический принцип исследования данной диссертации составляют труды ведущих российских и зарубежных исследователей, таких как:
- в области масс-медиа, языка и дискурса современных масс-медиа - Е.Л. Вартанова, Л.Р. Дускаева, М.Ю. Казак, Н.Б. Кириллова, Н.И. Клушина, Е.А. Кожемякин, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, В.Г. Костомаров,
A. В. Полонский, Е.П. Прохоров, Г.Я. Солганик, Т.В. Чернышова;
- в области теории образа - О.Е. Баксанский, В.В. Барабаш, В.З. Де- мьянков, Д.Н. Замятин, Э. Карвонен, А.П. Короченский, Е.С. Кубрякова, Д.А. Леонтьев, У. Найсер, Е.В. Петровская, С.Е. Поляков, Е.Я. Режабек, Дж. Т.Э. Ричардсон, И.С. Семененко, В.В. Сидорова, Е.Б. Шестопал;
- в области диалога культур - Н. Бердяев, В.С. Библер, С.А. Лебедев,
B. А. Лекторский, Д.С. Лихачев, В.М. Межуев, И.М. Меликов, Р.М. Фатыхо¬ва, С.Л. Франк.
Исследование охватывает период с 2008 г. по 2018 г. За эти годы в польских СМИ значительно увеличился интерес к России.
Результаты диссертационного исследования могут углубить существующие теоретические понятия об характерных признаках взаимодействия СМИ и политических элит Польши на современном этапе. Научные действия и заключения в исследовании могут быть использованы для осознания межнациональных отношений между двумя государствами с нелегкой совместной историей, с проблемами, стоящими перед ними, а также методами их решения и показателями влияния изданий прессы на общество.
Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования материалов исследования при подготовке различных лекционных курсов по политологии, политической журналистике, и международным отношениям.
Совокупность исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Полученные результаты демонстрируют, что хоть польские СМИ о России и её лидере высказываются в основном в негативном контексте, то потребители СМИ всё лучше справляются с анализом и интерпретацией получаемой информации. Люди не принимают коммуникантов не критически и вырабатывают иммунитет на пропаганду. Это происходит благодаря огромной палитре действий, направленных, в частности, на открытие исторической правды, на разоблачение медиа пропаганды против Евросоюза и Польши, которой занимается Россия. А если образовательные действия приносят результат - то их следует любой ценой продолжать.
Важно, что не следует однозначно характеризовать польские СМИ как орудие антироссийской пропаганды, но нет причин и говорить о их русофильстве. Пока билатеральные отношения с Россией ведутся путём, неудобным для Польши, СМИ представляют факты, которые можно принять как направленные против России. Тем не менее, донесение правды никогда не должно пониматься как манипуляция или пропаганда.
Проведенное на материале польских СМИ исследование образа России позволяет констатировать, что он в разных изданиях совершенно не совпадает. На наш взгляд, нельзя назвать «Политыку» пророссийским журналом, по¬скольку не все статьи, которые печатались на ее страницах, содержали исключительно позитивную информацию о России. Это связано со стремлением журналистов к объективизму. Не теряя его, однако, они показывают Россию как страну высокой культуры, играющую одну из ведущих ролей в мировой политике, соседа и возможного партнера Польши. Несмотря на сложную историю польско-российских отношений, авторы делают упор на то, что объединяет обе нации, а когда их интересы расходятся, пытаются объяснить читателям российскую точку зрения.
Совершенно другой образ России создается в еженедельнике «В сети».
Россия описывается в нем как авторитарная страна, стремящаяся к конфликту и представляющая собой угрозу для всего мира.
В контексте польско-российских отношений она представлена как бывший и нынешний враг Польши. В исторических статьях акцент делается именно на вооруженные конфликты. Показательно также, что часто поднимается тема деятельности могущественных российских тайных служб, по¬скольку такие статьи по сути не опираются на доказательства, но успешно эксплуатируют ощущение угрозы. Кроме того, отвергается возможность формирования какого-либо диалога между поляками и россиянами. Поэтому, по нашему мнению, «В сети» можно назвать даже антироссийским журналом.
Важно, что не следует однозначно характеризовать польские СМИ как орудие антироссийской пропаганды, но нет причин и говорить о их русофильстве. Пока билатеральные отношения с Россией ведутся путём, неудобным для Польши, СМИ представляют факты, которые можно принять как направленные против России. Тем не менее, донесение правды никогда не должно пониматься как манипуляция или пропаганда.
Проведенное на материале польских СМИ исследование образа России позволяет констатировать, что он в разных изданиях совершенно не совпадает. На наш взгляд, нельзя назвать «Политыку» пророссийским журналом, по¬скольку не все статьи, которые печатались на ее страницах, содержали исключительно позитивную информацию о России. Это связано со стремлением журналистов к объективизму. Не теряя его, однако, они показывают Россию как страну высокой культуры, играющую одну из ведущих ролей в мировой политике, соседа и возможного партнера Польши. Несмотря на сложную историю польско-российских отношений, авторы делают упор на то, что объединяет обе нации, а когда их интересы расходятся, пытаются объяснить читателям российскую точку зрения.
Совершенно другой образ России создается в еженедельнике «В сети».
Россия описывается в нем как авторитарная страна, стремящаяся к конфликту и представляющая собой угрозу для всего мира.
В контексте польско-российских отношений она представлена как бывший и нынешний враг Польши. В исторических статьях акцент делается именно на вооруженные конфликты. Показательно также, что часто поднимается тема деятельности могущественных российских тайных служб, по¬скольку такие статьи по сути не опираются на доказательства, но успешно эксплуатируют ощущение угрозы. Кроме того, отвергается возможность формирования какого-либо диалога между поляками и россиянами. Поэтому, по нашему мнению, «В сети» можно назвать даже антироссийским журналом.



