РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ 8
1.1 Проблема развития познавательной активности старших
дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Познавательная активность детей старшего возраста: сущность, психо-физиологическая основа, структура, уровни развития 17
1.3 Образовательная кинезиология: понятие, способы влияния на
познавательную активность старшего дошкольника 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ 35
2.1 Анализ состояния проблемы развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии в педагогической практике 35
2.2 Содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии 55
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ 8
1.1 Проблема развития познавательной активности старших
дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Познавательная активность детей старшего возраста: сущность, психо-физиологическая основа, структура, уровни развития 17
1.3 Образовательная кинезиология: понятие, способы влияния на
познавательную активность старшего дошкольника 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ 35
2.1 Анализ состояния проблемы развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии в педагогической практике 35
2.2 Содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии 55
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Одними из приоритетных направлений дошкольного образования, декларируемыми федеральным государственным стандартом ДОУ, является индивидуализация процесса образования, развитие субъектных отношений (сотрудничества) с ребенком, развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных сферах деятельности. Все эти направления подводят нас к исследованию проблемы развития познавательной активности ребенка. Ведь эта активность рождается в процессе взаимодействия взрослого и ребенка, носит индивидуальный характер, развивает познавательный интерес и познавательные действия.
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы познавательной активности, которая рассматривается как «ориентировочно-исследовательская активность» (Дж. Бернлайн, A.B.Запорожец, E.H. Соколова), потребность во внешних впечатлениях (Л.И.Божович), творческая активность (Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.), или качество личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А.Данилов, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов и др.).
Проблема формирования познавательной сферы у старших дошкольников - одна из самых актуальных в детской педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а также, потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Познавательная активность как интегративное качество личности старшего дошкольника формируется не сразу, а в процессе постепенного усложнения одних ее показателей и их интеграции в более сложное личностное образование, существующие на разных уровнях.
Многие современные исследования направлены на развитие познавательной активности старшего дошкольника с помощью поисковой деятельности, различного дидактического материала, специально созданной среды, при организации направленного общения, в тоже время мало исследований посвящённых влиянию двигательной активности на познавательную активность, хотя еще великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: - «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Несомненно, для множества педагогов сегодня это очевидная и общепринятая истина становится особенно актуальна - дети познают мир через ощущения и движения. Но современная образовательная система обращается больше не к движениям и ощущениям детей, а к их мыслями речевым высказываниям, что не позволяет детям учиться целостно, естественно, без стресса. А учебный стресс и стрессогенные факторы окружающей и социальной среды, становятся огромным препятствием на пути личностного, познавательного, эмоционального и волевого роста ребенка.
Развитие компонентов познавательной активности напрямую связанно с развитием движения ребенка. Для нашего исследования - как средства развития познавательной активности старшего дошкольника мы взяли наиболее практически и теоретически разработанную отрасль знаний - «Образовательную кинезиологию». Сейчас с помощью технологий Образовательной Кинезиологии успешно получают знания дети разных возрастов в более чем 80 странах мира.
Комплекс специально разработанных упражнений Образовательной Кинезиологии, а именно упражнения «гимнастики мозга», способствует природному и максимально эффективному развитию высших психических функций ребенка старшего возраста, снятию учебного стресса, повышению эмоционального фона в процессе познавательной активности, увеличению познавательной мотивации.
Исследованиями в области формирования и развития познавательной активности, в том числе у детей старшего дошкольного возраста занимались большое количество педагогов и психологов: К. А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Дж. Бернлайн, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, Д.Б Годовикова М.А. Данилов, А. В. Запорожец, Т.М. Землянухина, З.М Истомина, А. Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шамова, Г. И Щукина. Определением уровней познавательной активности занимались Д. Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Е. Э Кригер, И. П. Петухов, Ж. Н. Тельнова, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина.
Исследованиями в области влияния двигательной активности ребенка на познавательную активность и в области Образовательной Кинезиологии занимались: П. Э. Деннисон, Г. Э Деннисон, С. Гуддарт, М. Б. Лугаро, С. Маскатова, М. Монтессори, Б. Никитин, И. Прекоп, А. Стиллер, О.И. Троицкая, К. Ханнафорд, К. Э. Хонц, И. К. Чобану.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Предмет исследования - развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования - педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии будет формироваться при соблюдении следующих условий:
- обогащении впечатлений ребенка об окружающем мире;
- организации направленного на познавательную активность общения взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;
- обеспечении высокой степени новизны, как фактора подкрепления познавательного интереса ребенка;
- использовании упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации;
- повышении компетентности педагогов ДОУ и родителей по использованию упражнений «гимнастики мозга».
Задачи исследования:
1) Изучить различные аспекты проблемы развития познавательной активности старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2) Уточнить, сущность, структуру и уровни развития познавательной активности старшего дошкольника.
3) Рассмотреть понятие «Образовательная кинезиология», способы влияния на познавательную активность старших дошкольников.
4) Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии.
Методы исследования:
- анализ научно-психологической и методической литературы,
- педагогический эксперимент, диагностическими методикам которого стали: методика «Сказка», методика «Черный ящичек», анализ результатов педагогического мониторинга в области познавательное рождение, методика «Волшебный цветок», методика «изучения волевых проявлений», методика «Кактус».
База исследования - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино», дети подготовительной группы № 1, в количестве 20 человек, исследование проводилось с октября 2016 года по март 2017 года.
Работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит три раздела, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы познавательной активности, которая рассматривается как «ориентировочно-исследовательская активность» (Дж. Бернлайн, A.B.Запорожец, E.H. Соколова), потребность во внешних впечатлениях (Л.И.Божович), творческая активность (Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.), или качество личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А.Данилов, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов и др.).
Проблема формирования познавательной сферы у старших дошкольников - одна из самых актуальных в детской педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а также, потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Познавательная активность как интегративное качество личности старшего дошкольника формируется не сразу, а в процессе постепенного усложнения одних ее показателей и их интеграции в более сложное личностное образование, существующие на разных уровнях.
Многие современные исследования направлены на развитие познавательной активности старшего дошкольника с помощью поисковой деятельности, различного дидактического материала, специально созданной среды, при организации направленного общения, в тоже время мало исследований посвящённых влиянию двигательной активности на познавательную активность, хотя еще великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: - «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Несомненно, для множества педагогов сегодня это очевидная и общепринятая истина становится особенно актуальна - дети познают мир через ощущения и движения. Но современная образовательная система обращается больше не к движениям и ощущениям детей, а к их мыслями речевым высказываниям, что не позволяет детям учиться целостно, естественно, без стресса. А учебный стресс и стрессогенные факторы окружающей и социальной среды, становятся огромным препятствием на пути личностного, познавательного, эмоционального и волевого роста ребенка.
Развитие компонентов познавательной активности напрямую связанно с развитием движения ребенка. Для нашего исследования - как средства развития познавательной активности старшего дошкольника мы взяли наиболее практически и теоретически разработанную отрасль знаний - «Образовательную кинезиологию». Сейчас с помощью технологий Образовательной Кинезиологии успешно получают знания дети разных возрастов в более чем 80 странах мира.
Комплекс специально разработанных упражнений Образовательной Кинезиологии, а именно упражнения «гимнастики мозга», способствует природному и максимально эффективному развитию высших психических функций ребенка старшего возраста, снятию учебного стресса, повышению эмоционального фона в процессе познавательной активности, увеличению познавательной мотивации.
Исследованиями в области формирования и развития познавательной активности, в том числе у детей старшего дошкольного возраста занимались большое количество педагогов и психологов: К. А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Дж. Бернлайн, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, Д.Б Годовикова М.А. Данилов, А. В. Запорожец, Т.М. Землянухина, З.М Истомина, А. Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шамова, Г. И Щукина. Определением уровней познавательной активности занимались Д. Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Е. Э Кригер, И. П. Петухов, Ж. Н. Тельнова, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина.
Исследованиями в области влияния двигательной активности ребенка на познавательную активность и в области Образовательной Кинезиологии занимались: П. Э. Деннисон, Г. Э Деннисон, С. Гуддарт, М. Б. Лугаро, С. Маскатова, М. Монтессори, Б. Никитин, И. Прекоп, А. Стиллер, О.И. Троицкая, К. Ханнафорд, К. Э. Хонц, И. К. Чобану.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Предмет исследования - развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования - педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами образовательной кинезиологии.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии будет формироваться при соблюдении следующих условий:
- обогащении впечатлений ребенка об окружающем мире;
- организации направленного на познавательную активность общения взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;
- обеспечении высокой степени новизны, как фактора подкрепления познавательного интереса ребенка;
- использовании упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации;
- повышении компетентности педагогов ДОУ и родителей по использованию упражнений «гимнастики мозга».
Задачи исследования:
1) Изучить различные аспекты проблемы развития познавательной активности старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2) Уточнить, сущность, структуру и уровни развития познавательной активности старшего дошкольника.
3) Рассмотреть понятие «Образовательная кинезиология», способы влияния на познавательную активность старших дошкольников.
4) Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами образовательной кинезиологии.
Методы исследования:
- анализ научно-психологической и методической литературы,
- педагогический эксперимент, диагностическими методикам которого стали: методика «Сказка», методика «Черный ящичек», анализ результатов педагогического мониторинга в области познавательное рождение, методика «Волшебный цветок», методика «изучения волевых проявлений», методика «Кактус».
База исследования - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино», дети подготовительной группы № 1, в количестве 20 человек, исследование проводилось с октября 2016 года по март 2017 года.
Работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит три раздела, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Многоаспектный анализ понятия «познавательная активность» позволил с учетом существующих научных исследований рассматривать познавательную активность старшего дошкольника с точки зрения: системного подхода, деятельностного подхода, с точки зрения сформированности умственных знаний, творческого отношения к объектам исследования, подготовки ребенка к школе, взаимосвязи познавательной активности с общением (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый), влияния социальной ситуации развития ребенка старшего дошкольного возраста на его познавательную активность.
Проанализировав все эти аспекты мы позволили сделать вывод, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста - личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания.
Конкретизация сущности познавательной активности как пожизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности старшего дошкольника, выделение физиологической основы этого понятия, раскрытие структуры познавательной активности старших дошкольников (когнитивный, эмоционально-волевой и эмоциональный компонент), выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволило эффективно и целесообразно спланировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения в ходе формирующего эксперимента.
Емкий анализ данных теоретических основ позволил нам перейти к анализу такой отрасли знаний, как образовательная кинезиология. Проанализировав существующие исследования и практические результаты в области этой науки мы пришли к выводу, что технологии гимнастики мозга положительно влияют на когнитивный, мотивационно-волевой и эмоциональный компонент познавательной активности старших дошкольников на физиологическом уровне, что позволило нам определить данную технологию - как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Обратившись к опыту внедрения методов и технологий образовательной кинезиологии в Российскую педагогическую практику, мы увидели, что сейчас достаточно большое внимание уделяется изучению и интеграции этих средств. Во многих школах, детских садах разных городов России педагоги включают упражнения в рамки своих занятий и отмечают эффективность в усвоении информации детьми после этого. На федеральном уровне устраиваются международные конференции при поддержке Российской академии наук, посвящённые проблемам интеграции образовательной кинезиологии в педагогическую практику с учетом ФГОС. Таким образом, можно сказать что, использование технологии образовательной кинезиологии - перспективное направление развития в современной Российской образовательной системе.
Проводя свою опытно-эксперементальню работу мы решили провести педагогический эксперимент на базе МАДОУ №13 г. Шебекино в подготовительной группе №1 в три этапа, с разделением детей на контрольную (10 человек) и экспериментальную группу (10 человек). На первом, констатирующем, этапе, мы выявляли исходный уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав структурные компоненты познавательной активности каждого дошкольника, а именно - когнитивный, мотивационно-волевой, эмоциональный компоненты, и взяв за основу классификацию уровней Тельновой, рассмотренную в разделе 1.2 нашей работы, мы пришли к выводу что в обеих группах доминирует средний уровень развития познавательной активности 60 % детей. Этот уровень характеризуется неустойчивым, ситуативным познавательным интересом, проявлением познавательной активности в сотрудничестве со взрослым, необходимости положительного эмоционального подкрепления деятельности.
Чтобы повысит уровень познавательной активности старших дошкольников, а так же оценить влияние упражнений гимнастики мозга на познавательную активность детей, на формирующем этапе нашего эксперимента мы выделили следующие педагогические условия:
1) обогащение впечатлений ребенка об окружающем мире;
2) организация направленного на познавательную активность общения взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;
3) обеспечение высокой степени новизны, как фактора подкрепления познавательного интереса ребенка;
4) использование упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации;
5) повышение компетентности педагогов ДОУ и родителей по использованию упражнений «гимнастики мозга».
Реализация первых трех условий осуществлялась в обеих группах, и контрольной и экспериментальной в рамках программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год «Знайка», реализуемой в МАДОУ №13 г. Шебекино Белгородской области.
Реализация четвертого условия, а именно, использование упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации, осуществлялось только в экспериментальной группе детей, согласно алгоритму расписанному в разделе 2.2 нашей работы.
Для реализации последнего педагогического условия были проведены мастер-классы и консультации для педагогов и родителей
На последнем, контрольном этапе педагогического эксперимента у детей старшего дошкольного возраста выявлена положительная динамика развития познавательной активности. Преобладающим уровнем
познавательной активности в экспериментальной группе стал высокий уровень, а в контрольной - средний. В целом в контрольной группе уровень познавательной активности за 6 месяцев формирующей работы вырос на 30%, а экспериментальной на 50%, таким образом, прирост уровня познавательной активности старшего дошкольника с помощью интеграции упражнений в непосредственную образовательную деятельность составил 20%.
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанную и апробированную нами систему педагогических условий следует считать адекватной целям и задачам развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами образовательной кинезиологии.
Многоаспектный анализ понятия «познавательная активность» позволил с учетом существующих научных исследований рассматривать познавательную активность старшего дошкольника с точки зрения: системного подхода, деятельностного подхода, с точки зрения сформированности умственных знаний, творческого отношения к объектам исследования, подготовки ребенка к школе, взаимосвязи познавательной активности с общением (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый), влияния социальной ситуации развития ребенка старшего дошкольного возраста на его познавательную активность.
Проанализировав все эти аспекты мы позволили сделать вывод, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста - личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания.
Конкретизация сущности познавательной активности как пожизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности старшего дошкольника, выделение физиологической основы этого понятия, раскрытие структуры познавательной активности старших дошкольников (когнитивный, эмоционально-волевой и эмоциональный компонент), выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволило эффективно и целесообразно спланировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения в ходе формирующего эксперимента.
Емкий анализ данных теоретических основ позволил нам перейти к анализу такой отрасли знаний, как образовательная кинезиология. Проанализировав существующие исследования и практические результаты в области этой науки мы пришли к выводу, что технологии гимнастики мозга положительно влияют на когнитивный, мотивационно-волевой и эмоциональный компонент познавательной активности старших дошкольников на физиологическом уровне, что позволило нам определить данную технологию - как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Обратившись к опыту внедрения методов и технологий образовательной кинезиологии в Российскую педагогическую практику, мы увидели, что сейчас достаточно большое внимание уделяется изучению и интеграции этих средств. Во многих школах, детских садах разных городов России педагоги включают упражнения в рамки своих занятий и отмечают эффективность в усвоении информации детьми после этого. На федеральном уровне устраиваются международные конференции при поддержке Российской академии наук, посвящённые проблемам интеграции образовательной кинезиологии в педагогическую практику с учетом ФГОС. Таким образом, можно сказать что, использование технологии образовательной кинезиологии - перспективное направление развития в современной Российской образовательной системе.
Проводя свою опытно-эксперементальню работу мы решили провести педагогический эксперимент на базе МАДОУ №13 г. Шебекино в подготовительной группе №1 в три этапа, с разделением детей на контрольную (10 человек) и экспериментальную группу (10 человек). На первом, констатирующем, этапе, мы выявляли исходный уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав структурные компоненты познавательной активности каждого дошкольника, а именно - когнитивный, мотивационно-волевой, эмоциональный компоненты, и взяв за основу классификацию уровней Тельновой, рассмотренную в разделе 1.2 нашей работы, мы пришли к выводу что в обеих группах доминирует средний уровень развития познавательной активности 60 % детей. Этот уровень характеризуется неустойчивым, ситуативным познавательным интересом, проявлением познавательной активности в сотрудничестве со взрослым, необходимости положительного эмоционального подкрепления деятельности.
Чтобы повысит уровень познавательной активности старших дошкольников, а так же оценить влияние упражнений гимнастики мозга на познавательную активность детей, на формирующем этапе нашего эксперимента мы выделили следующие педагогические условия:
1) обогащение впечатлений ребенка об окружающем мире;
2) организация направленного на познавательную активность общения взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;
3) обеспечение высокой степени новизны, как фактора подкрепления познавательного интереса ребенка;
4) использование упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации;
5) повышение компетентности педагогов ДОУ и родителей по использованию упражнений «гимнастики мозга».
Реализация первых трех условий осуществлялась в обеих группах, и контрольной и экспериментальной в рамках программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год «Знайка», реализуемой в МАДОУ №13 г. Шебекино Белгородской области.
Реализация четвертого условия, а именно, использование упражнений «гимнастики мозга» в зависимости от педагогической ситуации, осуществлялось только в экспериментальной группе детей, согласно алгоритму расписанному в разделе 2.2 нашей работы.
Для реализации последнего педагогического условия были проведены мастер-классы и консультации для педагогов и родителей
На последнем, контрольном этапе педагогического эксперимента у детей старшего дошкольного возраста выявлена положительная динамика развития познавательной активности. Преобладающим уровнем
познавательной активности в экспериментальной группе стал высокий уровень, а в контрольной - средний. В целом в контрольной группе уровень познавательной активности за 6 месяцев формирующей работы вырос на 30%, а экспериментальной на 50%, таким образом, прирост уровня познавательной активности старшего дошкольника с помощью интеграции упражнений в непосредственную образовательную деятельность составил 20%.
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанную и апробированную нами систему педагогических условий следует считать адекватной целям и задачам развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами образовательной кинезиологии.



