Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование орфографических навыков младших школьников при изучении орфограмм «правописание ъ и ь знаков»

Работа №66599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка 7
1.2. Орфография как лингвистическая база исследования 15
1.3. Базовые принципы орфографии, определяющие написание орфограмм, связанных с употреблением Ъ и Ь знаков 20
Глава II. Экспериментальная работа по формированию орфографического навыка у младших школьников при изучении орфограмм
«Правописание Ъ и Ь знаков» 29
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для
начальной школы 29
2.2. Проблема формирования орфографических навыков младших
школьников (анализ методической литературы) 36
2.3. Экспериментальная работа по проблеме исследования 44
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение

Современные директивные документы определяют предметные результаты освоения образовательной области «Филология» как особо значимые. В
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования
одним из предметных результатов названо «овладение основными литературного языка (фонетическими, орфографическими, морфологическими, синтаксическими); приобретение опыта их использования в речевой практике»
(ФГОС НОО, 2011, 12).
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность
учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют
результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в
3-4 классах, ЕГЭ в выпускных классах.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по
улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности
младших школьников является несформированность орфографического
навыка. Орфографический навык справедливо классифицируется методистами и психологами как навык интеллектуальный. В связи с этим М.В. Ушаков,
подчеркивал, что для формирования орфографического навыка надо использовать упражнения, которые «должны быть для учащихся своего рода задачками, требующими от них активной работы мысли», творческой активности,
включения в работу внимания, памяти и других качеств интеллекта (Ушаков,
1962, 4).
Трудности в усвоении орфографии объясняются рядом причин: 1) требованием от учащегося высокого уровня абстрагирования и обобщения в
процессе усвоения правил; 2) осознанного их использования в самостоятельных (письменных) высказываниях. Поэтому важным мотивом для сознательного отношения к правописанию выступает понимание школьником роли4
грамотного письма для их речевой деятельности. В работах Л.И Айдаровой,
Н.Н. Алгазиной, Е.В. Алтабаевой, Л.В. Савельевой отмечается, что орфографическая грамотность – это не только важнейшее условие развития языковой
личности школьника, его речевой культуры, но и условие, в значительной
степени влияющее на его дальнейшую социальную активность, формирующее его как языковую личность.
Орфограммы, связанные с написание ъ и ь, входят в число трудных для
освоения учащимися начальной школы. Число слов с такими орфограммами
в школьных учебниках для начальной школы и в текстах художественной литературы достаточно велико. Сложность данных орфограмм заключается и в
том, что учащиеся не всегда запоминают правописание таких слов, неправильно видят морфемную структуру слова и не знают, в какой же части слова
следует видеть орфограмму.
Одна из причин такого положения, что учащиеся недостаточно владеют орфографическими навыками, – прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, отсутствие методических рекомендаций, на основе которых следует проводить работу над написаниями слов, бессистемность в
подаче правил или вообще их игнорирование, отсутствие связи между орфографией и другими разделами русского языка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной школе одной из важных задач обучения русскому языку
является формирование орфографической грамотности. Она является одной
их составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвометодическую
литературу по проблеме исследования, познакомившись с приемами, методами, принципами изучения орфографии, мы пришли к выводу, что данная
проблема и на сегодняшний день остаётся актуальной.
Орфографический навык относится учеными к числу сложных интеллектуальных навыков, «высших», по определению А.Н. Леонтьева. Ученые,
внесшие крупный вклад в разработку теоретических основ русской орфографии, характеризовали грамотность как состояние, возникающее на семантическом уровне владения языком. Грамотное письмо опирается на семантикограмматическую основу, смысл речи, что предполагает у обучающихся свободное оперирование соответствующими понятиями, развитое у них абстрактно-понятийное мышление.
Анализ программ и учебников для начальной школы показал, по всем
программам изучаются орфограммы, связанные с написанием ь и ъ, однако
объем изучаемого, разнообразие, упражнения, значительно различаются.
Разнообразный материал представлен в учебниках из УМК «Начальная школа XXI века», однако только при изучении во втором классе, а затем при
изучении рода имен существительных в 3 классе. К четвертому классу эта
тема фактически не повторяется. Поэтому, на наш взгляд, необходим дополнительный дидактический материал, четче организованное повторение.
Учеными и учителями-практиками накоплен интересный опыт изучения орфографии в школе. Однако интересующая нас орфограмма, методика
работы над ней не получила должного пояснения.61
Организованная нами опытно-экспериментальная работа позволила
сделать следующие выводы:
1) изучение орфограмм, связанных с написанием ь и ъ, - процесс длительный, требующий систематической работы, поэтому данный вид работы должен присутствовать на каждом уроке русского языка;
2) обучение необходимо строить с учетом принципов русской орфографии,
только в этом случае конкретные правила выстраиваются в стройную систему в сознании учащегося и легко применяются на практике;
3) большое значение имеет подбор и типология заданий: это задания на классификацию, различного рода диктанты, работа с орфографическими словарями, использование занимательного материала, списывание с комментированием, тестовые задания и др.;
4) важно, чтобы учащиеся осознали необходимость кропотливой работы по
формированию орфографических навыков, включились в эту работу как
субъекты учебной деятельности.
Изучение орфографии, построенной на разнообразных формах работы,
позволило нам в экспериментальном классе повысить грамотность учащихся,
подтвердить выдвинутую нами гипотезу.


1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков учащихся: учеб¬но-методическое пособие для учителей /Н. Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987.- 132 с.
2. Алгазина Н. Н. Методика изучения орфографических правил: учебно-методическое пособие для учителей /Н. Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1985. -114 с.
3. Архипкина С.С. Роль алгоритмов в формировании у младших школьников умений орфографического контроля /С.С. Архипкина // Ребенок в языковом и образовательном пространстве: Сб. материалов Всероссийской с междуна¬родным участием конференции - Елец, ФГБОУ «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 40 -42.
4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможностях применения те¬стовых заданий при обучении орфографии / Е. В. Архипова // Русский язык в школе, 2003.- № 2. - С. 3-7.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов /О.С. Ахманова- М.: Наука, 2008. - 432с.
6. Ашканова М.З. Изучение мягкого знака в 4 классе /М.З. Ашканова //Начальная школа . - 2012. - № 12. - С. 33 - 34.
7. Бакулина Г.А. Субъективизация как фактор развития устной и письменной речи младших школьников /Г.А. Бакулина - Киров, 2000. - 132с.
8. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфо¬графического навыка: теория и практика /Г.А. Бакулина //Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 15 - 20.
9. Богомазов Г. М. Современный русский язык: учебник для филологических факультетов / Г. М. Богомазов. - М.: Академия, 2011.- 324 с.
10. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии /Д.Н. Богоявленский //Русский язык в школе. - 1976. - №4. - С. 32-35.
11. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии: учебное пособие.
Изд. 2-е, переработанное и дополненное /Д. Н. Богоявленский. - М.: Про¬
свещение, 1966.- 132 с.
12. Божович Л. И. Формирование умений и навыков учащихся /Л. И. Божо¬вич // Обучение орфографии в начальной школе. - М.: Просвещение. -1987.¬146 с.
13. Бочарова Ю.А. Экспериментальная работа по усвоению третьеклассни-ками в ходе проблемного обучения правила правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих /Ю.А. Бочарова //Ребенок в языко¬вом и образовательном пространстве: Сб. материалов Всероссийской с меж¬дународным участием конференции - Елец, ФГБОУ «Елецкий государствен¬ный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 38 - 40.
14. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка /Ф.И. Буслаев //Избр. пед. соч. - М., 1992. С. 30-45.
15. Виноградов В. В. Вопросы русской орфографии /В.В. Виноградов //Очерки по русскому языкознанию. - М.: Наука, 1974. - С. 54-59.
16. Винокурова И.А. Увлекательные диктанты по русскому языку /И.А. Ви¬нокурова //Начальная школа. - 2014. - 12. - С. 36 - 38.
17. Винокурова И.А. О языковом материале орфографических упражнений для младших школьников /И.А. Винокурова //Начальная школа. - 2009. - №
4. - С. 36 - 38.
18. Горохова В.С. Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе /В.С. Горохова // Ребенок в языковом и образовательном пространстве: Сб. материалов Всероссийской с международным участием конференции - Елец, ФГБОУ «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 7 -9.
19. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для филологических факультетов вузов / Е. И. Диброва - М.: Наука, 2006.- В 2 частях. Ч.1.- 534 с.
20. Евтеева С.В. Как повысить грамотность учеников (из опыта работы) /С.В. Евтеева //Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 76 - 79.
21. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма /Л. Р. Зиндер. - Л.: Наука, 1987.- 124 с.
22. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии: учебное пособие /В.Ф. Иванова. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1977.- 215с.
23. Иванова В. Ф. Современная русская орфография: учебное пособие /В.Ф. Иванова. - М.: Высшая школа, 1991.- 216с.
24. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: учебное пособие /В.Ф. Иванова. - М.: Высшая школа, 1982.- 216с.
25. Искакова С.С. Обучение орфографии в начальной школе /С.С. Искакова // Ребенок в языковом и образовательном пространстве: Сб. материалов Все¬российской с международным участием конференции - Елец, ФГБОУ «Елец¬кий государственный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 14 - 16.
26. Касьянова Н.С. Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода /Н.С. Касьянова //Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 31 - 33.
27. Козлова Л.В. Как сформулировать орфографическое правило /Л.В. Коз¬лова //Начальная школа. - 2012. - № 6. С. 98 - 106.
28. Кузьмина С. М. Теория русской орфографии: монография /С. М. Кузьми¬на.- М.: Наука, 1981.- 128с.
29. Курлыгина О.Е. О формировании комплекса орфографических умений /О.Е. Курлыгина //Начальная школа. - 2017. - № 1. - С. 35 - 39.
30. Курлыгина О.Е. Обучение орфографии в начальной школе //Методика обучения русскому языку и литературному чтению: Учебник и практикум для академ. бакалавриата /Под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Наука, 2016. -219с.
31. Ларских З. П. Организация обобщающего материала по орфографии с компьютерной поддержкой /З.П. Ларских //Начальная школа. - 2014. - № 7. - С.49 - 52.
32. Ларских З.П. Обучение грамматико-орфографическим темам в начальной школе с компьютерной поддержкой (4 класс): Учеб.-метод. пос. / З.П. Лар¬ских, И.Б. Ларина. - М.: МГОУ; Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 98с.
33. Мейеров В.Ф. Орфограммы, связанные с употреблением букв ъ и ь //В.Ф. Мейеров //Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 53 - 55
34. Морозова В.В. Правописание разделительных знаков II - IV классы /В.В. Морозова //Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 55 - 58.
35. Левина К. Е. О некоторых видах диктанта по русскому языку / К.Е. Леви¬на // Русский язык в школе. - 1996. - № 3. - С. 12-14.
36. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2008. - 179с.
37. Львов М. Р. Правописание в начальных классах: Методические указания по всем темам программы по русскому языку / М. Р. Львов. - М.: «Издатель¬ство АСТ», 2004. - 156 с.
38. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст ]: учебник для педвузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Н. Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2014. - 354с.
39. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах / М. Р. Львов // Начальная школа. - 1986. - №10. - С. 13-16.
40. Приступа Г.Н. Современный урок: учебное пособие /Г.Н. Приступа - Ря¬зань, 1988. - 76с.
41. Программа учебных заведений Российской Федерации: Начальные клас¬сы (1 - 4 классы) - М.: Просвещение, 2008.- 325 с.
42. Программы четырехлетней начальной школы. «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012. - 125 с.
43. Разумовская М. М. Умения как организующая основа обучения орфогра¬
фии / М. М. Разумовская // Работа над умениями и навыками по русскому языку / под ред. Л. А. Тростенцовой. - М.: Просвещение, 1988.- С. 54-58.
44. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа мето¬дики его преподавания: учебное пособие / Н. С. Рождественский. - М.: Про¬
свещение, 1970.- 189 с.
45. Рождественский Н. С. Методика обучения правописанию: учебное посо¬бие /Н. С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1971.- 189 с.
46. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в дет¬ском возрасте /И.И. Срезневский //Избр. труды. М., 1996. -195с.
47. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы /Т. Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2011.- 124 с.
48. Рамзаева Т. Г. Русский язы: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы /Т. Г. Рамзаева. - 3-е изд. М.: Дрофа, 202.- 132 с.
49. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева - 5-е изд. М.: Просвещение, 2012.- 128 с.
50. Розенталь Д. Э. Современный русский язык: учебник для вузов / Д. Э. Ро¬зенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М.: Логос, 2003. -327 с.
51. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В
2ч. Ч.1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Граф, 2012.- 135 с.
52. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В
2ч. Ч.1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Граф, 2014.- 135 с.
53. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В
2ч. Ч.2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана
- Граф, 2013.- 139 с.
54. Русский язык: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В
2ч. Ч.1. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана
- Граф, 203.- 142 с.
55. Русский язык: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В
2ч. Ч.2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана
- Граф, 2012.- 148 с.
56. Русский язык. Энциклопедия - М.: Дрофа.-1997.- 543 с.
57. Савельева Л. В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографией / Л. В. Савельева // Начальная школа, 2003. - №12. - С. 28 - 32.
58. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе /Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 66-71.
59. Селевко 2005
60. Симанова А.А. Формирование навыка грамотного письма /А.А. Симанова //Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 74 - 75.
61. Синявская Е.В. Моделирование орфографических правил младшими школьниками /Е.В. Синявская //Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 34 - 37.
62. Современный русский литературный язык: учебник для филологических факультетов //Под ред. П. А. Леканта. - М.: Наука, 2008.- 324 с.
63. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: учебно-методическое пособие / М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, - 1999.- 236с.
64. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в дет¬ском возрасте /И.И. Срезневский //Избр. труды. М., 1996. С. 125.
65. Ушаков М.В. Упражнения по орфографии в средней школе /М.В. Ушаков
- М.: Просвещение, 1962. -116с.
66. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К.Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. Т. 6. - М., 1988. -412с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М., 2011. - 54с.
68. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку /Л.П. Федоренко - М. : Просвещение, 1973. - 143с..
69. Фомина М. И. Современный русский язык: учебник для вузов / М. И. Фо¬мина - М.: Академия, 1990.- 213 с.
70. Фролова Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её разви¬тия у младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа - 2001. - № 5.
- С. 44 - 47.
71. Шатова Е. Г. Уроки повторения и систематизации знаний учащихся по русскому языку на основе работы с обобщающими алгоритмами: учебно-методическое пособие / Е. Г. Шатова.- М.: Дрофа. - 2001. - 98с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ