Формирование орфографических навыков младших школьников при изучении орфограмм «правописание ъ и ь знаков»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка 7
1.2. Орфография как лингвистическая база исследования 15
1.3. Базовые принципы орфографии, определяющие написание орфограмм, связанных с употреблением Ъ и Ь знаков 20
Глава II. Экспериментальная работа по формированию орфографического навыка у младших школьников при изучении орфограмм
«Правописание Ъ и Ь знаков» 29
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для
начальной школы 29
2.2. Проблема формирования орфографических навыков младших
школьников (анализ методической литературы) 36
2.3. Экспериментальная работа по проблеме исследования 44
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка 7
1.2. Орфография как лингвистическая база исследования 15
1.3. Базовые принципы орфографии, определяющие написание орфограмм, связанных с употреблением Ъ и Ь знаков 20
Глава II. Экспериментальная работа по формированию орфографического навыка у младших школьников при изучении орфограмм
«Правописание Ъ и Ь знаков» 29
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для
начальной школы 29
2.2. Проблема формирования орфографических навыков младших
школьников (анализ методической литературы) 36
2.3. Экспериментальная работа по проблеме исследования 44
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Современные директивные документы определяют предметные результаты освоения образовательной области «Филология» как особо значимые. В
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования
одним из предметных результатов названо «овладение основными литературного языка (фонетическими, орфографическими, морфологическими, синтаксическими); приобретение опыта их использования в речевой практике»
(ФГОС НОО, 2011, 12).
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность
учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют
результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в
3-4 классах, ЕГЭ в выпускных классах.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по
улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности
младших школьников является несформированность орфографического
навыка. Орфографический навык справедливо классифицируется методистами и психологами как навык интеллектуальный. В связи с этим М.В. Ушаков,
подчеркивал, что для формирования орфографического навыка надо использовать упражнения, которые «должны быть для учащихся своего рода задачками, требующими от них активной работы мысли», творческой активности,
включения в работу внимания, памяти и других качеств интеллекта (Ушаков,
1962, 4).
Трудности в усвоении орфографии объясняются рядом причин: 1) требованием от учащегося высокого уровня абстрагирования и обобщения в
процессе усвоения правил; 2) осознанного их использования в самостоятельных (письменных) высказываниях. Поэтому важным мотивом для сознательного отношения к правописанию выступает понимание школьником роли4
грамотного письма для их речевой деятельности. В работах Л.И Айдаровой,
Н.Н. Алгазиной, Е.В. Алтабаевой, Л.В. Савельевой отмечается, что орфографическая грамотность – это не только важнейшее условие развития языковой
личности школьника, его речевой культуры, но и условие, в значительной
степени влияющее на его дальнейшую социальную активность, формирующее его как языковую личность.
Орфограммы, связанные с написание ъ и ь, входят в число трудных для
освоения учащимися начальной школы. Число слов с такими орфограммами
в школьных учебниках для начальной школы и в текстах художественной литературы достаточно велико. Сложность данных орфограмм заключается и в
том, что учащиеся не всегда запоминают правописание таких слов, неправильно видят морфемную структуру слова и не знают, в какой же части слова
следует видеть орфограмму.
Одна из причин такого положения, что учащиеся недостаточно владеют орфографическими навыками, – прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, отсутствие методических рекомендаций, на основе которых следует проводить работу над написаниями слов, бессистемность в
подаче правил или вообще их игнорирование, отсутствие связи между орфографией и другими разделами русского языка.
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования
одним из предметных результатов названо «овладение основными литературного языка (фонетическими, орфографическими, морфологическими, синтаксическими); приобретение опыта их использования в речевой практике»
(ФГОС НОО, 2011, 12).
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность
учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют
результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в
3-4 классах, ЕГЭ в выпускных классах.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по
улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности
младших школьников является несформированность орфографического
навыка. Орфографический навык справедливо классифицируется методистами и психологами как навык интеллектуальный. В связи с этим М.В. Ушаков,
подчеркивал, что для формирования орфографического навыка надо использовать упражнения, которые «должны быть для учащихся своего рода задачками, требующими от них активной работы мысли», творческой активности,
включения в работу внимания, памяти и других качеств интеллекта (Ушаков,
1962, 4).
Трудности в усвоении орфографии объясняются рядом причин: 1) требованием от учащегося высокого уровня абстрагирования и обобщения в
процессе усвоения правил; 2) осознанного их использования в самостоятельных (письменных) высказываниях. Поэтому важным мотивом для сознательного отношения к правописанию выступает понимание школьником роли4
грамотного письма для их речевой деятельности. В работах Л.И Айдаровой,
Н.Н. Алгазиной, Е.В. Алтабаевой, Л.В. Савельевой отмечается, что орфографическая грамотность – это не только важнейшее условие развития языковой
личности школьника, его речевой культуры, но и условие, в значительной
степени влияющее на его дальнейшую социальную активность, формирующее его как языковую личность.
Орфограммы, связанные с написание ъ и ь, входят в число трудных для
освоения учащимися начальной школы. Число слов с такими орфограммами
в школьных учебниках для начальной школы и в текстах художественной литературы достаточно велико. Сложность данных орфограмм заключается и в
том, что учащиеся не всегда запоминают правописание таких слов, неправильно видят морфемную структуру слова и не знают, в какой же части слова
следует видеть орфограмму.
Одна из причин такого положения, что учащиеся недостаточно владеют орфографическими навыками, – прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, отсутствие методических рекомендаций, на основе которых следует проводить работу над написаниями слов, бессистемность в
подаче правил или вообще их игнорирование, отсутствие связи между орфографией и другими разделами русского языка.
В современной школе одной из важных задач обучения русскому языку
является формирование орфографической грамотности. Она является одной
их составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвометодическую
литературу по проблеме исследования, познакомившись с приемами, методами, принципами изучения орфографии, мы пришли к выводу, что данная
проблема и на сегодняшний день остаётся актуальной.
Орфографический навык относится учеными к числу сложных интеллектуальных навыков, «высших», по определению А.Н. Леонтьева. Ученые,
внесшие крупный вклад в разработку теоретических основ русской орфографии, характеризовали грамотность как состояние, возникающее на семантическом уровне владения языком. Грамотное письмо опирается на семантикограмматическую основу, смысл речи, что предполагает у обучающихся свободное оперирование соответствующими понятиями, развитое у них абстрактно-понятийное мышление.
Анализ программ и учебников для начальной школы показал, по всем
программам изучаются орфограммы, связанные с написанием ь и ъ, однако
объем изучаемого, разнообразие, упражнения, значительно различаются.
Разнообразный материал представлен в учебниках из УМК «Начальная школа XXI века», однако только при изучении во втором классе, а затем при
изучении рода имен существительных в 3 классе. К четвертому классу эта
тема фактически не повторяется. Поэтому, на наш взгляд, необходим дополнительный дидактический материал, четче организованное повторение.
Учеными и учителями-практиками накоплен интересный опыт изучения орфографии в школе. Однако интересующая нас орфограмма, методика
работы над ней не получила должного пояснения.61
Организованная нами опытно-экспериментальная работа позволила
сделать следующие выводы:
1) изучение орфограмм, связанных с написанием ь и ъ, - процесс длительный, требующий систематической работы, поэтому данный вид работы должен присутствовать на каждом уроке русского языка;
2) обучение необходимо строить с учетом принципов русской орфографии,
только в этом случае конкретные правила выстраиваются в стройную систему в сознании учащегося и легко применяются на практике;
3) большое значение имеет подбор и типология заданий: это задания на классификацию, различного рода диктанты, работа с орфографическими словарями, использование занимательного материала, списывание с комментированием, тестовые задания и др.;
4) важно, чтобы учащиеся осознали необходимость кропотливой работы по
формированию орфографических навыков, включились в эту работу как
субъекты учебной деятельности.
Изучение орфографии, построенной на разнообразных формах работы,
позволило нам в экспериментальном классе повысить грамотность учащихся,
подтвердить выдвинутую нами гипотезу.
является формирование орфографической грамотности. Она является одной
их составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвометодическую
литературу по проблеме исследования, познакомившись с приемами, методами, принципами изучения орфографии, мы пришли к выводу, что данная
проблема и на сегодняшний день остаётся актуальной.
Орфографический навык относится учеными к числу сложных интеллектуальных навыков, «высших», по определению А.Н. Леонтьева. Ученые,
внесшие крупный вклад в разработку теоретических основ русской орфографии, характеризовали грамотность как состояние, возникающее на семантическом уровне владения языком. Грамотное письмо опирается на семантикограмматическую основу, смысл речи, что предполагает у обучающихся свободное оперирование соответствующими понятиями, развитое у них абстрактно-понятийное мышление.
Анализ программ и учебников для начальной школы показал, по всем
программам изучаются орфограммы, связанные с написанием ь и ъ, однако
объем изучаемого, разнообразие, упражнения, значительно различаются.
Разнообразный материал представлен в учебниках из УМК «Начальная школа XXI века», однако только при изучении во втором классе, а затем при
изучении рода имен существительных в 3 классе. К четвертому классу эта
тема фактически не повторяется. Поэтому, на наш взгляд, необходим дополнительный дидактический материал, четче организованное повторение.
Учеными и учителями-практиками накоплен интересный опыт изучения орфографии в школе. Однако интересующая нас орфограмма, методика
работы над ней не получила должного пояснения.61
Организованная нами опытно-экспериментальная работа позволила
сделать следующие выводы:
1) изучение орфограмм, связанных с написанием ь и ъ, - процесс длительный, требующий систематической работы, поэтому данный вид работы должен присутствовать на каждом уроке русского языка;
2) обучение необходимо строить с учетом принципов русской орфографии,
только в этом случае конкретные правила выстраиваются в стройную систему в сознании учащегося и легко применяются на практике;
3) большое значение имеет подбор и типология заданий: это задания на классификацию, различного рода диктанты, работа с орфографическими словарями, использование занимательного материала, списывание с комментированием, тестовые задания и др.;
4) важно, чтобы учащиеся осознали необходимость кропотливой работы по
формированию орфографических навыков, включились в эту работу как
субъекты учебной деятельности.
Изучение орфографии, построенной на разнообразных формах работы,
позволило нам в экспериментальном классе повысить грамотность учащихся,
подтвердить выдвинутую нами гипотезу.



