РОЛЬ И МЕСТО «ИМПЕРСКОЙ ИДЕИ» В МЕНТАЛИТЕТЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО ОБЩЕСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3-18
Глава I. Трансформация древнеримского менталитета 19-35
1.1. Республиканский менталитет 19-22
1.2. Причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки
зарождения «имперской» идеологии 22-27
1.3. Имперский менталитет в период Раннего
Принципата 27-35
Глава II. «Имперская» идеология Рима 36-60
2.1. «Римский миф» как прообраз «имперской идеи» 36-43
2.2. Правовое оформление власти принцепса и «идеологии» императорского
Рима в рамках Принципата 43-52
2.3. Структура «имперской» идеи 52-60
Глава III. Трансформация «имперской идеи» в I-II вв. н.э 61-81
3.1. Идеология «восстановленной республики» в произведениях поэтов и
писателей периода Раннего Принципата 61-68
3.2. «Имперская идея» как идеология абсолютистского режима 68-81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82-87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88-99
Глава I. Трансформация древнеримского менталитета 19-35
1.1. Республиканский менталитет 19-22
1.2. Причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки
зарождения «имперской» идеологии 22-27
1.3. Имперский менталитет в период Раннего
Принципата 27-35
Глава II. «Имперская» идеология Рима 36-60
2.1. «Римский миф» как прообраз «имперской идеи» 36-43
2.2. Правовое оформление власти принцепса и «идеологии» императорского
Рима в рамках Принципата 43-52
2.3. Структура «имперской» идеи 52-60
Глава III. Трансформация «имперской идеи» в I-II вв. н.э 61-81
3.1. Идеология «восстановленной республики» в произведениях поэтов и
писателей периода Раннего Принципата 61-68
3.2. «Имперская идея» как идеология абсолютистского режима 68-81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82-87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88-99
Тема настоящего исследования - «Роль и место «имперской идеи» в менталитете древнеримского общества».
Сфере идеологии при изучении античной эпохи уделялось достаточно мало внимания. Лишь события XX века - образование тоталитарных государств, расцвет пропаганды и средств манипуляции массовым сознанием заставили исследователей обратить более пристальное внимание на такой серьезный инструмент воздействия, как идеология.
В то же время, в курсах истории, посвященной античной цивилизации, до сих пор недостаточно полно рассматривается идеологический аспект, уступая место более масштабным политическим и экономическим событиям.
Идеология рассматривается как фон, дополняющий те или иные события, как «оболочка» вокруг политических режимов, сопровождение решений и заявлений политиков и других государственных деятелей.
Однако по ходу нашего исследования мы убедимся, что идеология выступает не просто фоном, а зачастую стержнем политической власти, основой легитимности политической системы, краеугольным камнем политического режима.
Более того, на примере древнеримского общества, мы покажем, что идеология («имперская идея» в римском варианте) как форма общественного сознания, основывается на эмоциональных и культурных особенностях, системе ценностей, определяющих мировоззрение и мироощущение народа, т.е. на менталитете общества. В то же время, идеология находится в рамках политической культуры общества. Обоснование и анализ связи менталитета, политической культуры и идеологии является одной из основных задач данного исследования.
Актуальность исследования обуславливается тем, что и в современном мире идеология является одним из основных инструментов манипуляции массовым сознанием. Более того, в информационном обществе, где средства связи и коммуникации играют все более важную роль, пропаганда и идеологическое воздействие требуют все более серьезного изучения и осмысления на новом уровне.
При изучении римской истории, разработка темы «имперской идеи» является тем более актуальной, т.к. позволяет по новому взглянуть на период кризиса Поздней республики, выявить причинно-следственные связи установления политического режима Принципата и понять обоснование легитимности положения императора в общественном сознании римлян. Именно идеология является ключом к пониманию проблемы установления единоличной власти и трансформации древнеримского менталитета.
Цель работы - анализ роли и места «имперской идеи» в менталитете древнеримского общества, установление связи между идеологией, менталитетом и политической культурой.
В соответствии с поставленной целью, нами были сформулированы следующие задачи:
- Охарактеризовать основные черты менталитета древнеримского общества периода Поздней республики.
- Выявить причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки зарождения «имперской» идеологии.
- Проследить изменения в менталитете древнеримского общества в период раннего Принципата.
- Проанализировать идеи и мифы, предшествовавшие появлению «имперской идеи», а также установить связь между ними.
- Рассмотреть процесс правового оформления власти принцепса и «идеологии» императорского Рима в рамках Принципата.
- Рассмотреть структуру «имперской идеи», на основе выявленных правовых оснований императорской власти охарактеризовать сущность «имперской идеи».
- Проанализировать отношение общества к «имперской идее» через произведения поэтов и писателей периода Раннего Принципата.
- Обозначить динамику превращения «Имперской идеи» в идеологию абсолютистского режима.
Объектом исследования является идеология римского общества и менталитет древнеримского общества Поздней республики и периода Принципата.
Предметом исследования является процесс трансформации системы ценностей римлян в период кризиса республики, обусловивший генезис, становление и развитие «имперской идеи».
Хронологические рамки исследования - период Поздней республики - период Принципата (II в. до н.э. - II в. н.э.). Столь широкие для исторического исследования рамки обусловлены временем кризиса Республики, трансформации римской системы ценностей, становлением и развитием политической системы Принципата, приведшей к серьезным сдвигам в идеологии древнеримского общества. Данный процесс сопровождался постепенной эволюцией «имперской идеи» на протяжении указанного времени.
Методологическая база исследования.
Данное исследование построено на комплексной методологической базе, включающей методы исторической психологии, интеллектуальной истории, а так же формационного подхода.
В нашей работе, рассматривая римскую идеологию - «имперскую идею», необходимо особое внимание уделить ментальности древнего римлянина, связи идеологии и менталитета, а также обусловленности изменения идеологии трансформацией менталитета . Поэтому в работе использована методология исторической психологии (В. Шкуратов , Е. Боброва ), которая подразумевает: 1) изучение психологического склада отдельных исторических эпох, в частности, республиканской и имперской эпохи римского государства; 2) в основе представления о взаимодействии истории и психики человека лежит идея об активной роли человека в историческом процессе.
Важной для нашей работы является концепция интеллектуальной истории. Данная теория разработана американским историком и философом Артуром Лавджоем . Среди отечественных исследователей по данному направлению необходимо отметить работу Л.П. Репиной . В основе методологии лежит метод рассмотрения литературных произведений, аутентичных эпохи, в историческом контексте. С помощью этого, мы сможем увидеть становление и развитие «имперской» идеологии посредством анализа литературного наследия римской элиты. Также этот метод поможет нам проследить эволюцию римской системы ценностей.
Рассматривая идеологию как явление, необходимо не забыть о причинах ее появления. По нашему мнению, трансформация древнеримского менталитета во многом обусловило рождение «имперской идеи». В свою очередь, изменения менталитета древнеримского общества были вызваны чисто экономическими причинами - расширением территории, ростом экономики, эксплуатацией соседних народов, привозом рабов, социальной дифференциацией древнеримского общества. Именно поэтому есть все основания предполагать, не ударяясь в чистый материализм, что явления «духовной» сферы во многом обусловлены экономическим состоянием общества и уровнем развития производительных сил. В связи с этим, в данном исследовании используются элементы формационного подхода к пониманию истории, а именно законы материалистической диалектики, позволяющие увидеть противоречия развития древнеримского общества. Прежде всего, это противоречие между уровнем производительных сил и существующими в рамках полиса производственными отношениями, вызвавшими трансформацию древнеримского менталитета и появление «имперской идеологии».
При анализе исторических источников был использован комплексный подход. Учитывая данный методологический подход, мы считаем необходимым использование в данной работе следующих методов:
Общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и типологии, с помощью которых нам удалось идентифицировать признаки «имперской идеи».
Помимо общенаучных, предполагается использование исторических методов, в частности, историко-генетического, показывающего эволюцию явления «имперской идеи» на протяжении существования Принципата; историко-типологического, для определения характерных черт, общего и особенного в «имперской» идее в период Позднего Принципата по сравнению с «имперской идеей» Раннего Принципата.
Источниковая база
В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. В первую очередь, мы опирались на письменную римскую и греческую традиции. Интерес для исследования представляли латинские сочинения следующих античных авторов: Дионисий Галикарнасский, Тит Ливий, Октавиан Август, Плутарх, Светоний, Дион Кассий, Корнелий Тацит, Веллей Патеркул, Аппиан, Вергилий, Овидий, Петроний Арбитр, Плиний Младший, Децим Юний Ювенал.
Следует выделить две группы источников: исторические сочинения и художественно-литературные произведения.
I. К историческим сочинениям относятся работы Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Плутарха, Октавиана Августа, Диона Кассия, Корнелия Тацита, Аппиана и др. Исторические сочинения как исторический источник имеют определенные особенности (широкий круг рассматриваемых проблем, стремление к объективности, претензия на научность, изложения), которые и позволяют выделить данные источники в отдельную группу.
«Римские древности» Дионисия Галикарнасского. Дионисий (60 г. до н. э. - около 7 г. до н. э) - древнегреческий историк, ритор и критик. Его труд был написан на греческом языке в конце I века до н.э. Это одно из немногих античных сочинений, которые дошли до наших дней, содержащее последовательное изложение римской истории с древнейших времен. Сохранилось оно не полностью. Однако первые книги остались. Это особенно важно, так как в этих книгах описано древнеримское общество, его ценности и нравы. Также Дионисий одним из первых авторов подробно описывает зарождение клиентелы.
«История от основания города» Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) - основное произведение древнеримского историка, один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима. Тит Ливий начал писать эту работу приблизительно в 30 г. до н.э. Его труд охватывает периоды от традиционной даты основания Рима (753 г. до н.э.) до 9 года н.э. Из 142 книг полностью сохранились 35. Данный труд содержит информацию о внутриполитических изменениях римского общественного строя и зарождении элементов «имперской идеи»;
«Деяния божественного Августа» Октавиана Августа в латинской и греческой версии известны по надписи из Анкары (Monumentum Ancyranum), открытой в 1555 г. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману. Res Gestae Divi Augusti — краткая автобиография первого римского императора Октавиана Августа. «Деяния» состоят из введения, 35 параграфов и четырёх пунктов в приложении. Хронология событий, упомянутых в «Деяниях», начинается с 44 года до н. э. Деяния являются своеобразным подведением итогов установления империи, политическим
завещаниям Октавиана Августа, манифестом «идеологии» Раннего Принципата.
«Сравнительные жизнеописания» - произведение древнегреческого писателя Плутарха (46-127 г. н.э.), состоящее из двадцати двух парных биографий известных греков и римлян. При анализе источника существует сложность датировки написания. Считается, что отдельные биографии написаны еще в 70-е гг. н.э., однако последние из них были написаны уже в последние годы жизни автора, 110-120 гг. н.э. Для нас важен данный источник тем, что он содержит подробные сведения о политической истории Рима, характеристику «хорошего» и «плохого» правителя. Информация этого труда позволяет установить определенные черты менталитета интеллектуальной элиты эпохи Принципата.
«Жизнь двенадцати цезарей» - основной труд древнеримского историка Светония (70-122 гг. н.э.), написанный на латинском языке в его бытность секретарём императора Адриана (ок. 121 г.). Представляет собой сборник биографий Юлия Цезаря и 11 первых римских принцепсов, от Августа до Домициана. Помимо важнейших биографических сведений, данный источник позволяет проследить важные идеологические и политические вещи, такие как культ императора.
«Римская история» Диона Кассий (155-230 гг. н.э.). В основе
структуры «Римской истории» лежит деление на декады (разделы по десять книг), которых насчитывается восемь. Сохранились книги далеко не полностью. Началом каждой декады становится некое глобальное событие — Первая Пуническая война, битва при Акции и др. Подробнее всего в сохранившихся частях труда Диона описаны события I века до н. э. — времени перехода от Римской республики к империи. Именно этот период позволяет нам увидеть изменения политического строя во время правления Октавиана Августа.
«Анналы», «История» Корнелия Тацита (50-120 гг.н.э.). Корнелий Тацит - древнеримский историк, один из самых известных писателей античности. Автор двух больших исторических трудов, указанных выше. Написание «Истории» в современной историографии датируется 109 г. н.э. Анналы были написаны примерно в 110-113 гг. н.э. Описанные в этих книгах события сообщают нам о политической истории Рима и императорской династии в период Принципата. Так же интерес скептический взгляд автора на саму систему Принципата. Тацит критикует правление многих принцепсов, однако еще более яростной критике он подвергает сенат - оплот «республиканских» настроений в период Принципата.
«Римская история» Веллея Патеркула (19 г. до н.э. - 31 г. н.э.) состоит из двух книг, излагающих события от Троянской войны до 30 г. н.э. Особенно подробно описаны времена Августа в виде биографических очерков выдающихся деятелей. Так же в данном труде содержится описание восстания паннонских и германских легионов, определенная характеристика системы Раннего Принципата.
«Римская история» Аппиана (95 - 170 г.н.э.). Примерно в 160-170 гг. н.э. Аппиан написал по-гречески историю Рима, которая хронологически охватывала период от древних времён до современной ему эпохи. В своём труде он описывает историю различных территорий до их присоединения к Риму в том порядке, в каком они подпадали под власть Рима. Всего Аппиан написал 24 книги, однако до наших дней дошли целиком лишь книги VI— VIII и XII—XVII. В сохранившихся книгах для нас особенно важно то, что в них показана гражданская и идеологическая борьба Древнего Рима в период становления Принципата.
II. К художественно-литературным произведениям относятся произведения, в первую очередь, поэтов и писателей рассматриваемого хронологического периода, такие как творчество Вергилия, Г орация, Овидия, Петрония Арбитра, Ювенала и т.д. К особенностям данного типа исторических источников относятся повышенная эмоциональность, гиперболизация в ущерб объективности и т.д., что так же позволяет идентифицировать данные источники в отдельную группу.
«Буколики», «Георгики» Вергилия (70 г. до н.э. - 19 г. н.э.), Горация (65 - 8 гг. до н.э.), Овидия (43 г. до н.э. - 17 г.н.э.). Следует учитывать определенные претенциозность авторов в восхвалении Принципата Августа, т.к. Гораций и Вергилий были приближены к двору и их труды щедро оплачивались. Овидий же интересен тем, что был выслан за пределы Рима за свою литературную деятельность. В творчестве писателей эпохи Раннего Принципата отражено отношение общества к «имперской идее». Так же литературная деятельность данных авторов может рассматриваться как форма пропагандистской, заказной литературы.
О провинциальной жизни, хорошо показывающей менталитет древнеримского общества эпохи Принципата, хорошо написано в «Сатириконе» Петрония Арбитра. Сатирическое произведение об авантюристских приключениях молодых людей содержит образ нравов и моральных устоев римлян, что позволяет дополнить образ менталитета эпохи империи.
Заслуживающим внимания источником являются сочинения и письма Плиния Младшего (61 - 113 гг. н.э.) - профессионального адвоката и талантливого писателя своего времени. Между 97 и 109 годами Плиний опубликовал 9 книг своих писем. Для нас важно, в первую очередь, описание в данных трудах точных деталей политического устройства при трех императорах - Домициане, Траяне и Нерве.
Резкая критика менталитета древнеримского общества содержится в сатирах Децима Юния Ювенала (60-127 гг. н.э.). Его труды открывают картину повседневной жизни древнеримского общества и все более усиливающегося социального неравенства в нем. При этом, Ювенал с презрением относится как к богачам, так и к бедному населению, критикуя основы римской системы ценностей.
Таким образом, источниковая база является довольно обширной и разнообразной, позволяющей нам проанализировать идеологическую сферу римского общества и прийти к достоверным и обоснованным выводам .
Историография исследования.
Специфика историографии по выбранной нами теме заключается в небольшом количестве специальных работ, посвященных данной проблеме. Существуют исследования, затрагивающие тот или иной аспект выбранной нами проблемы, но комплексного описания данного явления нет. В связи с этим, все работы, которые были использованы в исследовании, мы разделили на две большие группы: работы отечественных и зарубежных авторов. В каждой группе можно выделить ещё три подгруппы на общие работы по римской истории, труды по эпохе Принципата, работы, рассматривающие римский менталитет или элементы «имперской идеи».
Для того, чтобы более широко и полно исследовать менталитет древних римлян, их настроения, в первую очередь, необходимо познакомиться с периодом Поздней Республики и Раннего Принципата, с атмосферой, которая царила в те времена. Поэтому в данной работе были использованы труды общего характера по данным периодам римской истории.
Ценными для нашего исследования являются работы по истории Рима зарубежных авторов.
Труд Т. Моммзена «История Рима» (1854-1856 гг.) написан как популярная работа. Он освещает все стороны римской жизни, но главное место отводит политической истории. Обзоры состояния религии, права, нравов, литературы и идеологии даются лишь внешне в связи с политической историей. Данный труд полезен своей информативностью, но главная его заслуга для нашей темы заключается в раскрытии в нем правовых основ императорской власти.
В 1864 г. появилась книга Нюма-Дени Фюстель де Куланжа «Гражданская община античного мира» . Автор по своим философским воззрениям был позитивистом, и его работа демонстрировала зависимость общественного строя от человеческого мышления. Основой римской цивилизации, по мнению автора, являлась религия, культ предков, а также система ценностей древнеримского общества, базировавшаяся на патриотизме и благочестии. Использованный подход помогает нам лучше понять менталитет древнеримского общества.
Особое внимание на взаимосвязь и обусловленность духовных, в частности идеологических процессов экономикой обратил К. Маркс. В работе Маркса «Формы, предшествующие капиталистическому производству» , разбирается вопрос о характере античной собственности, о раннем утверждении в Риме частной собственности, что особенно важно нам для понимания причин процесса трансформации древнеримского менталитета.
В конце XIX в. появляется работа Г. Ферреро «Величие и падение Рима» . Главное внимание автор уделил концу Римской республики. Ферреро испытал на себе некоторое влияние марксизма. Для нас интересным представляется выявленные автором причины трансформации древнеримского менталитета - рост крупного землевладения, пролетаризация населения, деградация высшего сословия и распространение неумеренной роскоши.
Л. Фридлендер в работе «Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов» фокусирует свое внимание на римской повседневности. Много внимания Л. Фридлендер уделил привычкам римской знати и особенности их отношений с более низшими сословиями. Именно представленный анализ менталитета древнеримского общества делает данную работу актуальной для нашего исследования.
Современный взгляд на проблему кризиса республики представлен в труде Мэри Бирд «История Древнего Рима» , в котором изложение римской истории доводится до «кризиса III века». В данном исследовании напрямую ставится вопрос о трансформации политической системы Рима, перехода от республики к Принципату и дальнейшей его эволюции.
Для более глубокого понимания идеологической и ментальной трансформации древнеримского общества мы использовали и систематические работы по истории Древнего Рима отечественных историков. Это курс лекций С.И. Ковалева , исследования
А.И. Немировского .
Для понимания социальных процессов в период Принципата необходимым представляется труд Р.Ю. Виппера «Римская цивилизация» . Помимо вскрытия социальной подоплеки политических изменений, сделан вывод об изначальном римском «империализме» со времен республики.
К специальным работам можно отнести статью Г.Г. Пикова «Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) », в которой автор выделяет и раскрывает признаки, присущие государству имперского типа.
Работы Ю.Г. Чернышева «К вопросу о содержании «государственной идеологии» в Римской империи » и «Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме » интересны тем, что автор глубокого рассматривает изменения духовной жизни римского общества, вплотную приближаясь к «имперской» идеи. Более того, Чернышев выделяет и описывает некоторые элементы государственной «идеологии» Рима, что напрямую связано с темой нашего исследования.
Не менее интересна статья А.Б. Егорова «Проблема титулатуры римских императоров », которая раскрывает сущность принципата на примере титула императоров. Другая работа Егорова - «Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. » дает представление о смысле и роли личности и статуса императора Рима, возведенного в культ.
Погружаясь все более в сущность римского менталитета, невозможно обойти стороной исследование Г.С. Кнабе «Диалектика повседневности» , в которой автор демонстрирует всю двойственность римского быта и традиций. Г.С. Кнабе также доказывает, что римлянам был присущ особый характер, который, тем не менее, трудно выделить и идентифицировать, поскольку один из его признаков - переменчивость и постоянный поиск новых форм.
Классическую точку зрения советской историографии представляет работа Е.М. Штаерман «Мораль и религия угнетенных классов Римской империи» , в которой автор рассматривает порочные проявления римской повседневности и трансформацию римского менталитета через религию - как защитную реакцию со стороны «угнетенных слоев населения».
Можно сделать вывод, что специфика историографии по интересующей нас проблеме состоит в том, что работы, зачастую, носят обобщающий характер. Мы можем опираться на хорошо изученную и описанную в обширной историографии политическую историю периода Принципата, но в отношении трансформации «имперской идеи» мы найдем лишь только отдельные изученные аспекты. Это объясняется тем, что анализ «имперской» идеи сопровождается рядом проблем, таких как сложность выделения основных идеологем, составляющих римскую идеологию и их структурирование. Это усугубляется размытостью границ смежных идей, таких как «республиканизм» и «традиционализм», а также неоднозначностью толкования «имперской идеи» в историографии. Все это определило ситуацию, в которой «имперская» идея как таковая не была четко идентифицирована, также не описана трансформация «имперской идеи», ее переход от формы идеологии «восстановленной» республики Раннего Принципата к «имперской идее» Позднего Принципата, когда ее роль качественно изменилась. Нами была сделана попытка обозначить этот переход и показать изменения, произошедшие в идеологии Рима в период Принципата, более того, мы попытались показать связь между трансформацией древнеримского менталитета и появлением «имперской идеи», в чем и заключается новизна работы.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что материалы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся трансформации древнеримского менталитета периода Поздней Республики и Раннего Принципата; появления, становления и развития «имперской идеи».
Структура определяется целью и задачами, поставленными в дипломной работе. Структура включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на международных научных конференциях: «Белгородский диалог» (Белгород, 2016, 2018), «Классическая и
византийская традиция» (Белгород, 2015, 2016, 2017), «Традиционные
культуры народов мира» (Белгород, 2018), по итогам участия в которых имеется 5 публикаций, посвященных указанной тематике:
1. Гудков Н.А. Миф о «золотом веке» в Древнем Риме в контексте «имперской идеи» (I в. до н.э.-I в. н.э.) // Белгородский диалог. 2016. Сборник материалов VIII Международного молодёжного научного форума. - Белгород, 2016. - С. 32-35.
2. Гудков Н.А. «Имперская идея» в Древнем Риме: основные компоненты // Классическая и византийская традиция. 2015. Материалы IX международной научной конференции. - Белгород, 2015. - С. 38-42.
3. Гудков Н.А. Образ «идеального оратора» по «Трем трактатам об ораторском искусстве» Марка Туллия Цицерона // Классическая и византийская традиция. 2016. Материалы X международной научной конференции. - Белгород, 2016. - С. 39-43.
4. Гудков Н.А. «Имперская идея» в менталитете древнеримского общества эпохи Принципата // Классическая и византийская традиция. 2017. Материалы XI международной научной конференции. - Белгород, 2017. - С. 106-114.
5. Гудков Н.А. Ментальная революция древнеримского общества в период Поздней республики // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. 2-3 марта 2018. - Белгород: Политерра, 2018. - С. 286-290.
Сфере идеологии при изучении античной эпохи уделялось достаточно мало внимания. Лишь события XX века - образование тоталитарных государств, расцвет пропаганды и средств манипуляции массовым сознанием заставили исследователей обратить более пристальное внимание на такой серьезный инструмент воздействия, как идеология.
В то же время, в курсах истории, посвященной античной цивилизации, до сих пор недостаточно полно рассматривается идеологический аспект, уступая место более масштабным политическим и экономическим событиям.
Идеология рассматривается как фон, дополняющий те или иные события, как «оболочка» вокруг политических режимов, сопровождение решений и заявлений политиков и других государственных деятелей.
Однако по ходу нашего исследования мы убедимся, что идеология выступает не просто фоном, а зачастую стержнем политической власти, основой легитимности политической системы, краеугольным камнем политического режима.
Более того, на примере древнеримского общества, мы покажем, что идеология («имперская идея» в римском варианте) как форма общественного сознания, основывается на эмоциональных и культурных особенностях, системе ценностей, определяющих мировоззрение и мироощущение народа, т.е. на менталитете общества. В то же время, идеология находится в рамках политической культуры общества. Обоснование и анализ связи менталитета, политической культуры и идеологии является одной из основных задач данного исследования.
Актуальность исследования обуславливается тем, что и в современном мире идеология является одним из основных инструментов манипуляции массовым сознанием. Более того, в информационном обществе, где средства связи и коммуникации играют все более важную роль, пропаганда и идеологическое воздействие требуют все более серьезного изучения и осмысления на новом уровне.
При изучении римской истории, разработка темы «имперской идеи» является тем более актуальной, т.к. позволяет по новому взглянуть на период кризиса Поздней республики, выявить причинно-следственные связи установления политического режима Принципата и понять обоснование легитимности положения императора в общественном сознании римлян. Именно идеология является ключом к пониманию проблемы установления единоличной власти и трансформации древнеримского менталитета.
Цель работы - анализ роли и места «имперской идеи» в менталитете древнеримского общества, установление связи между идеологией, менталитетом и политической культурой.
В соответствии с поставленной целью, нами были сформулированы следующие задачи:
- Охарактеризовать основные черты менталитета древнеримского общества периода Поздней республики.
- Выявить причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки зарождения «имперской» идеологии.
- Проследить изменения в менталитете древнеримского общества в период раннего Принципата.
- Проанализировать идеи и мифы, предшествовавшие появлению «имперской идеи», а также установить связь между ними.
- Рассмотреть процесс правового оформления власти принцепса и «идеологии» императорского Рима в рамках Принципата.
- Рассмотреть структуру «имперской идеи», на основе выявленных правовых оснований императорской власти охарактеризовать сущность «имперской идеи».
- Проанализировать отношение общества к «имперской идее» через произведения поэтов и писателей периода Раннего Принципата.
- Обозначить динамику превращения «Имперской идеи» в идеологию абсолютистского режима.
Объектом исследования является идеология римского общества и менталитет древнеримского общества Поздней республики и периода Принципата.
Предметом исследования является процесс трансформации системы ценностей римлян в период кризиса республики, обусловивший генезис, становление и развитие «имперской идеи».
Хронологические рамки исследования - период Поздней республики - период Принципата (II в. до н.э. - II в. н.э.). Столь широкие для исторического исследования рамки обусловлены временем кризиса Республики, трансформации римской системы ценностей, становлением и развитием политической системы Принципата, приведшей к серьезным сдвигам в идеологии древнеримского общества. Данный процесс сопровождался постепенной эволюцией «имперской идеи» на протяжении указанного времени.
Методологическая база исследования.
Данное исследование построено на комплексной методологической базе, включающей методы исторической психологии, интеллектуальной истории, а так же формационного подхода.
В нашей работе, рассматривая римскую идеологию - «имперскую идею», необходимо особое внимание уделить ментальности древнего римлянина, связи идеологии и менталитета, а также обусловленности изменения идеологии трансформацией менталитета . Поэтому в работе использована методология исторической психологии (В. Шкуратов , Е. Боброва ), которая подразумевает: 1) изучение психологического склада отдельных исторических эпох, в частности, республиканской и имперской эпохи римского государства; 2) в основе представления о взаимодействии истории и психики человека лежит идея об активной роли человека в историческом процессе.
Важной для нашей работы является концепция интеллектуальной истории. Данная теория разработана американским историком и философом Артуром Лавджоем . Среди отечественных исследователей по данному направлению необходимо отметить работу Л.П. Репиной . В основе методологии лежит метод рассмотрения литературных произведений, аутентичных эпохи, в историческом контексте. С помощью этого, мы сможем увидеть становление и развитие «имперской» идеологии посредством анализа литературного наследия римской элиты. Также этот метод поможет нам проследить эволюцию римской системы ценностей.
Рассматривая идеологию как явление, необходимо не забыть о причинах ее появления. По нашему мнению, трансформация древнеримского менталитета во многом обусловило рождение «имперской идеи». В свою очередь, изменения менталитета древнеримского общества были вызваны чисто экономическими причинами - расширением территории, ростом экономики, эксплуатацией соседних народов, привозом рабов, социальной дифференциацией древнеримского общества. Именно поэтому есть все основания предполагать, не ударяясь в чистый материализм, что явления «духовной» сферы во многом обусловлены экономическим состоянием общества и уровнем развития производительных сил. В связи с этим, в данном исследовании используются элементы формационного подхода к пониманию истории, а именно законы материалистической диалектики, позволяющие увидеть противоречия развития древнеримского общества. Прежде всего, это противоречие между уровнем производительных сил и существующими в рамках полиса производственными отношениями, вызвавшими трансформацию древнеримского менталитета и появление «имперской идеологии».
При анализе исторических источников был использован комплексный подход. Учитывая данный методологический подход, мы считаем необходимым использование в данной работе следующих методов:
Общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и типологии, с помощью которых нам удалось идентифицировать признаки «имперской идеи».
Помимо общенаучных, предполагается использование исторических методов, в частности, историко-генетического, показывающего эволюцию явления «имперской идеи» на протяжении существования Принципата; историко-типологического, для определения характерных черт, общего и особенного в «имперской» идее в период Позднего Принципата по сравнению с «имперской идеей» Раннего Принципата.
Источниковая база
В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. В первую очередь, мы опирались на письменную римскую и греческую традиции. Интерес для исследования представляли латинские сочинения следующих античных авторов: Дионисий Галикарнасский, Тит Ливий, Октавиан Август, Плутарх, Светоний, Дион Кассий, Корнелий Тацит, Веллей Патеркул, Аппиан, Вергилий, Овидий, Петроний Арбитр, Плиний Младший, Децим Юний Ювенал.
Следует выделить две группы источников: исторические сочинения и художественно-литературные произведения.
I. К историческим сочинениям относятся работы Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Плутарха, Октавиана Августа, Диона Кассия, Корнелия Тацита, Аппиана и др. Исторические сочинения как исторический источник имеют определенные особенности (широкий круг рассматриваемых проблем, стремление к объективности, претензия на научность, изложения), которые и позволяют выделить данные источники в отдельную группу.
«Римские древности» Дионисия Галикарнасского. Дионисий (60 г. до н. э. - около 7 г. до н. э) - древнегреческий историк, ритор и критик. Его труд был написан на греческом языке в конце I века до н.э. Это одно из немногих античных сочинений, которые дошли до наших дней, содержащее последовательное изложение римской истории с древнейших времен. Сохранилось оно не полностью. Однако первые книги остались. Это особенно важно, так как в этих книгах описано древнеримское общество, его ценности и нравы. Также Дионисий одним из первых авторов подробно описывает зарождение клиентелы.
«История от основания города» Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) - основное произведение древнеримского историка, один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима. Тит Ливий начал писать эту работу приблизительно в 30 г. до н.э. Его труд охватывает периоды от традиционной даты основания Рима (753 г. до н.э.) до 9 года н.э. Из 142 книг полностью сохранились 35. Данный труд содержит информацию о внутриполитических изменениях римского общественного строя и зарождении элементов «имперской идеи»;
«Деяния божественного Августа» Октавиана Августа в латинской и греческой версии известны по надписи из Анкары (Monumentum Ancyranum), открытой в 1555 г. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману. Res Gestae Divi Augusti — краткая автобиография первого римского императора Октавиана Августа. «Деяния» состоят из введения, 35 параграфов и четырёх пунктов в приложении. Хронология событий, упомянутых в «Деяниях», начинается с 44 года до н. э. Деяния являются своеобразным подведением итогов установления империи, политическим
завещаниям Октавиана Августа, манифестом «идеологии» Раннего Принципата.
«Сравнительные жизнеописания» - произведение древнегреческого писателя Плутарха (46-127 г. н.э.), состоящее из двадцати двух парных биографий известных греков и римлян. При анализе источника существует сложность датировки написания. Считается, что отдельные биографии написаны еще в 70-е гг. н.э., однако последние из них были написаны уже в последние годы жизни автора, 110-120 гг. н.э. Для нас важен данный источник тем, что он содержит подробные сведения о политической истории Рима, характеристику «хорошего» и «плохого» правителя. Информация этого труда позволяет установить определенные черты менталитета интеллектуальной элиты эпохи Принципата.
«Жизнь двенадцати цезарей» - основной труд древнеримского историка Светония (70-122 гг. н.э.), написанный на латинском языке в его бытность секретарём императора Адриана (ок. 121 г.). Представляет собой сборник биографий Юлия Цезаря и 11 первых римских принцепсов, от Августа до Домициана. Помимо важнейших биографических сведений, данный источник позволяет проследить важные идеологические и политические вещи, такие как культ императора.
«Римская история» Диона Кассий (155-230 гг. н.э.). В основе
структуры «Римской истории» лежит деление на декады (разделы по десять книг), которых насчитывается восемь. Сохранились книги далеко не полностью. Началом каждой декады становится некое глобальное событие — Первая Пуническая война, битва при Акции и др. Подробнее всего в сохранившихся частях труда Диона описаны события I века до н. э. — времени перехода от Римской республики к империи. Именно этот период позволяет нам увидеть изменения политического строя во время правления Октавиана Августа.
«Анналы», «История» Корнелия Тацита (50-120 гг.н.э.). Корнелий Тацит - древнеримский историк, один из самых известных писателей античности. Автор двух больших исторических трудов, указанных выше. Написание «Истории» в современной историографии датируется 109 г. н.э. Анналы были написаны примерно в 110-113 гг. н.э. Описанные в этих книгах события сообщают нам о политической истории Рима и императорской династии в период Принципата. Так же интерес скептический взгляд автора на саму систему Принципата. Тацит критикует правление многих принцепсов, однако еще более яростной критике он подвергает сенат - оплот «республиканских» настроений в период Принципата.
«Римская история» Веллея Патеркула (19 г. до н.э. - 31 г. н.э.) состоит из двух книг, излагающих события от Троянской войны до 30 г. н.э. Особенно подробно описаны времена Августа в виде биографических очерков выдающихся деятелей. Так же в данном труде содержится описание восстания паннонских и германских легионов, определенная характеристика системы Раннего Принципата.
«Римская история» Аппиана (95 - 170 г.н.э.). Примерно в 160-170 гг. н.э. Аппиан написал по-гречески историю Рима, которая хронологически охватывала период от древних времён до современной ему эпохи. В своём труде он описывает историю различных территорий до их присоединения к Риму в том порядке, в каком они подпадали под власть Рима. Всего Аппиан написал 24 книги, однако до наших дней дошли целиком лишь книги VI— VIII и XII—XVII. В сохранившихся книгах для нас особенно важно то, что в них показана гражданская и идеологическая борьба Древнего Рима в период становления Принципата.
II. К художественно-литературным произведениям относятся произведения, в первую очередь, поэтов и писателей рассматриваемого хронологического периода, такие как творчество Вергилия, Г орация, Овидия, Петрония Арбитра, Ювенала и т.д. К особенностям данного типа исторических источников относятся повышенная эмоциональность, гиперболизация в ущерб объективности и т.д., что так же позволяет идентифицировать данные источники в отдельную группу.
«Буколики», «Георгики» Вергилия (70 г. до н.э. - 19 г. н.э.), Горация (65 - 8 гг. до н.э.), Овидия (43 г. до н.э. - 17 г.н.э.). Следует учитывать определенные претенциозность авторов в восхвалении Принципата Августа, т.к. Гораций и Вергилий были приближены к двору и их труды щедро оплачивались. Овидий же интересен тем, что был выслан за пределы Рима за свою литературную деятельность. В творчестве писателей эпохи Раннего Принципата отражено отношение общества к «имперской идее». Так же литературная деятельность данных авторов может рассматриваться как форма пропагандистской, заказной литературы.
О провинциальной жизни, хорошо показывающей менталитет древнеримского общества эпохи Принципата, хорошо написано в «Сатириконе» Петрония Арбитра. Сатирическое произведение об авантюристских приключениях молодых людей содержит образ нравов и моральных устоев римлян, что позволяет дополнить образ менталитета эпохи империи.
Заслуживающим внимания источником являются сочинения и письма Плиния Младшего (61 - 113 гг. н.э.) - профессионального адвоката и талантливого писателя своего времени. Между 97 и 109 годами Плиний опубликовал 9 книг своих писем. Для нас важно, в первую очередь, описание в данных трудах точных деталей политического устройства при трех императорах - Домициане, Траяне и Нерве.
Резкая критика менталитета древнеримского общества содержится в сатирах Децима Юния Ювенала (60-127 гг. н.э.). Его труды открывают картину повседневной жизни древнеримского общества и все более усиливающегося социального неравенства в нем. При этом, Ювенал с презрением относится как к богачам, так и к бедному населению, критикуя основы римской системы ценностей.
Таким образом, источниковая база является довольно обширной и разнообразной, позволяющей нам проанализировать идеологическую сферу римского общества и прийти к достоверным и обоснованным выводам .
Историография исследования.
Специфика историографии по выбранной нами теме заключается в небольшом количестве специальных работ, посвященных данной проблеме. Существуют исследования, затрагивающие тот или иной аспект выбранной нами проблемы, но комплексного описания данного явления нет. В связи с этим, все работы, которые были использованы в исследовании, мы разделили на две большие группы: работы отечественных и зарубежных авторов. В каждой группе можно выделить ещё три подгруппы на общие работы по римской истории, труды по эпохе Принципата, работы, рассматривающие римский менталитет или элементы «имперской идеи».
Для того, чтобы более широко и полно исследовать менталитет древних римлян, их настроения, в первую очередь, необходимо познакомиться с периодом Поздней Республики и Раннего Принципата, с атмосферой, которая царила в те времена. Поэтому в данной работе были использованы труды общего характера по данным периодам римской истории.
Ценными для нашего исследования являются работы по истории Рима зарубежных авторов.
Труд Т. Моммзена «История Рима» (1854-1856 гг.) написан как популярная работа. Он освещает все стороны римской жизни, но главное место отводит политической истории. Обзоры состояния религии, права, нравов, литературы и идеологии даются лишь внешне в связи с политической историей. Данный труд полезен своей информативностью, но главная его заслуга для нашей темы заключается в раскрытии в нем правовых основ императорской власти.
В 1864 г. появилась книга Нюма-Дени Фюстель де Куланжа «Гражданская община античного мира» . Автор по своим философским воззрениям был позитивистом, и его работа демонстрировала зависимость общественного строя от человеческого мышления. Основой римской цивилизации, по мнению автора, являлась религия, культ предков, а также система ценностей древнеримского общества, базировавшаяся на патриотизме и благочестии. Использованный подход помогает нам лучше понять менталитет древнеримского общества.
Особое внимание на взаимосвязь и обусловленность духовных, в частности идеологических процессов экономикой обратил К. Маркс. В работе Маркса «Формы, предшествующие капиталистическому производству» , разбирается вопрос о характере античной собственности, о раннем утверждении в Риме частной собственности, что особенно важно нам для понимания причин процесса трансформации древнеримского менталитета.
В конце XIX в. появляется работа Г. Ферреро «Величие и падение Рима» . Главное внимание автор уделил концу Римской республики. Ферреро испытал на себе некоторое влияние марксизма. Для нас интересным представляется выявленные автором причины трансформации древнеримского менталитета - рост крупного землевладения, пролетаризация населения, деградация высшего сословия и распространение неумеренной роскоши.
Л. Фридлендер в работе «Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов» фокусирует свое внимание на римской повседневности. Много внимания Л. Фридлендер уделил привычкам римской знати и особенности их отношений с более низшими сословиями. Именно представленный анализ менталитета древнеримского общества делает данную работу актуальной для нашего исследования.
Современный взгляд на проблему кризиса республики представлен в труде Мэри Бирд «История Древнего Рима» , в котором изложение римской истории доводится до «кризиса III века». В данном исследовании напрямую ставится вопрос о трансформации политической системы Рима, перехода от республики к Принципату и дальнейшей его эволюции.
Для более глубокого понимания идеологической и ментальной трансформации древнеримского общества мы использовали и систематические работы по истории Древнего Рима отечественных историков. Это курс лекций С.И. Ковалева , исследования
А.И. Немировского .
Для понимания социальных процессов в период Принципата необходимым представляется труд Р.Ю. Виппера «Римская цивилизация» . Помимо вскрытия социальной подоплеки политических изменений, сделан вывод об изначальном римском «империализме» со времен республики.
К специальным работам можно отнести статью Г.Г. Пикова «Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) », в которой автор выделяет и раскрывает признаки, присущие государству имперского типа.
Работы Ю.Г. Чернышева «К вопросу о содержании «государственной идеологии» в Римской империи » и «Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме » интересны тем, что автор глубокого рассматривает изменения духовной жизни римского общества, вплотную приближаясь к «имперской» идеи. Более того, Чернышев выделяет и описывает некоторые элементы государственной «идеологии» Рима, что напрямую связано с темой нашего исследования.
Не менее интересна статья А.Б. Егорова «Проблема титулатуры римских императоров », которая раскрывает сущность принципата на примере титула императоров. Другая работа Егорова - «Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. » дает представление о смысле и роли личности и статуса императора Рима, возведенного в культ.
Погружаясь все более в сущность римского менталитета, невозможно обойти стороной исследование Г.С. Кнабе «Диалектика повседневности» , в которой автор демонстрирует всю двойственность римского быта и традиций. Г.С. Кнабе также доказывает, что римлянам был присущ особый характер, который, тем не менее, трудно выделить и идентифицировать, поскольку один из его признаков - переменчивость и постоянный поиск новых форм.
Классическую точку зрения советской историографии представляет работа Е.М. Штаерман «Мораль и религия угнетенных классов Римской империи» , в которой автор рассматривает порочные проявления римской повседневности и трансформацию римского менталитета через религию - как защитную реакцию со стороны «угнетенных слоев населения».
Можно сделать вывод, что специфика историографии по интересующей нас проблеме состоит в том, что работы, зачастую, носят обобщающий характер. Мы можем опираться на хорошо изученную и описанную в обширной историографии политическую историю периода Принципата, но в отношении трансформации «имперской идеи» мы найдем лишь только отдельные изученные аспекты. Это объясняется тем, что анализ «имперской» идеи сопровождается рядом проблем, таких как сложность выделения основных идеологем, составляющих римскую идеологию и их структурирование. Это усугубляется размытостью границ смежных идей, таких как «республиканизм» и «традиционализм», а также неоднозначностью толкования «имперской идеи» в историографии. Все это определило ситуацию, в которой «имперская» идея как таковая не была четко идентифицирована, также не описана трансформация «имперской идеи», ее переход от формы идеологии «восстановленной» республики Раннего Принципата к «имперской идее» Позднего Принципата, когда ее роль качественно изменилась. Нами была сделана попытка обозначить этот переход и показать изменения, произошедшие в идеологии Рима в период Принципата, более того, мы попытались показать связь между трансформацией древнеримского менталитета и появлением «имперской идеи», в чем и заключается новизна работы.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что материалы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся трансформации древнеримского менталитета периода Поздней Республики и Раннего Принципата; появления, становления и развития «имперской идеи».
Структура определяется целью и задачами, поставленными в дипломной работе. Структура включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на международных научных конференциях: «Белгородский диалог» (Белгород, 2016, 2018), «Классическая и
византийская традиция» (Белгород, 2015, 2016, 2017), «Традиционные
культуры народов мира» (Белгород, 2018), по итогам участия в которых имеется 5 публикаций, посвященных указанной тематике:
1. Гудков Н.А. Миф о «золотом веке» в Древнем Риме в контексте «имперской идеи» (I в. до н.э.-I в. н.э.) // Белгородский диалог. 2016. Сборник материалов VIII Международного молодёжного научного форума. - Белгород, 2016. - С. 32-35.
2. Гудков Н.А. «Имперская идея» в Древнем Риме: основные компоненты // Классическая и византийская традиция. 2015. Материалы IX международной научной конференции. - Белгород, 2015. - С. 38-42.
3. Гудков Н.А. Образ «идеального оратора» по «Трем трактатам об ораторском искусстве» Марка Туллия Цицерона // Классическая и византийская традиция. 2016. Материалы X международной научной конференции. - Белгород, 2016. - С. 39-43.
4. Гудков Н.А. «Имперская идея» в менталитете древнеримского общества эпохи Принципата // Классическая и византийская традиция. 2017. Материалы XI международной научной конференции. - Белгород, 2017. - С. 106-114.
5. Гудков Н.А. Ментальная революция древнеримского общества в период Поздней республики // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. 2-3 марта 2018. - Белгород: Политерра, 2018. - С. 286-290.
Целью данной работы являлся анализ роли и места «имперской идеи» в менталитете древнеримского общества, установление связи между идеологией, менталитетом и политической культурой. Для достижения указанной цели нами был поставлен ряд задач, которые в ходе данной работы были выполнены:
I. Мы показали основные черты менталитета древнеримского общества периода Поздней республики. На этом этапе истории римское общество предстает нам в виде военизированного «лагеря» суровых пахарей, окруженного кольцом врагов, вынужденного самой жизнью отстаивать и защищать свою независимость. В основе этого общества лежали нравы предков - mores maiorum - негласные, но в то же время нерушимые сакральные моральные требования к каждому отдельно взятому гражданину. В системе ценностей древнеримского общества этого периода наиболее четко выражены такие понятия как pietas, fides virtus, modestia и abnegation.
Но уже к периоду Поздней Республики естественной формой жизнедеятельности римского общества было постоянное стремление к завоеваниям или, выражаясь современным языком, чистейшей воды империализм. Тем более что его непрерывно стимулировала своими запросами формирующаяся демократия. И, если вследствие данной политики во внешней сфере, Рим стал крупнейшей державой того времени, то во внутренней политике новое положение Рима послужило основой для радикального перерождения патриархального гражданского общества в некое космополитическое единство эпохи Империи, проникнутое духом предпринимательства и наживы.
II. Были выявлены причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки зарождения «имперской» идеологии, появившейся в период кризиса Республики и становления Принципата. Рубежом ментальной трансформации служит период гражданских войн. Этап гражданских войн являет собой революционные изменения в менталитете древнего Рима, то, что можно назвать настоящей ментальной революцией - радикальной сменой системы ценностей Римского общества вследствие огромных перемен в экономике римского полиса, вызванных успешной территориальной экспансией в духе римского империализма. Именно в этот период появляется теория «упадка нравов» как реакция на отход от «нравов предков», распространение религиозного неверия, моральный индифферентизм, политический оппортунизм и недисциплинированность, презрение к традициям и спекуляция.
Более того, на наш взгляд, гражданские войны стали закономерным этапом развития идеологических «имперских» представлений в сознании римских граждан. Легионеру, надеющемуся на получение земельного участка, или обычному земледельцу, разоренному и обездоленному, нужна была сила, которая могла бы решить все проблемы. Такой силой стали могущественные полководцы, авторитет и власть которых стали огромны. По нашему мнению, связь этого своеобразного "культа полководца" с "имперской идеей" очевидна, учитывая, что именно полководцы правили Римом в этот период.
III. Мы выявили и охарактеризовали изменения в менталитете древнеримского общества в период Раннего Принципата. «Имперский» этап ментальной трансформации Рима отмечен утратой ценностей республиканской эпохи, таких как республиканизм и демократизм, неприятие единоличной власти «царей», военная доблесть и самоотверженность. Именно в этот период широко распространяются такие качества, отмеченные античными авторами, как эгоизм, индивидуализм, лицемерие, жажда наживы, культ денег, политический индифферентизм и верноподданичество. В то же время, уже в I в н.э. происходит синтез греко¬римской традиции, образуется единая культурная идентичность. Рим в сознании граждан перестает быть просто полисом, он становится центром Италии, Империи, всего Мира - ойкумены. Рим начинает мыслиться как вечный, непреходящий город, который простоит тысячелетия на славу всему человечеству - Aeterna Roma.
IV. Мы проанализировали идеи и мифы, предшествовавшие появлению «имперской идеи», а так же установили связь между ними. Так основной идеей был «римский миф», который, вытеснил, видимо, некогда существовавшие примитивные мифы о создании мира и людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее кон. VI — нач. V вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, ведущие государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым в этом смысле был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса). В провинциях распространялся культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жёны — с богинями. С установлением империи «римский миф» в связи с обострением социальных противоречий, отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал всё более терять свою популярность. В то же время не вызывает сомне¬ний, что «римский миф» содержал в себе имперский потенциал. Превраще¬ние «римского мифа» в имперскую идеологию шло параллельно с превраще¬нием Вечного Города в мировую державу.
V. Мы показали процесс правового оформления власти принцепса и «идеологии» императорского Рима в рамках Принципата. Мы выяснили, что в первые десятилетия существования Принципата серией правовых актов были юридически оформлены основы единоличной императорской власти. Основными договорами, утверждающими основы власти принцепса, стали договоры от 27 г. до н.э., когда Октавиан получил Imperium, одновременно с титулом Augustus; соглашение о разделе власти над провинциями 27 г., в соответствии с которым император получил в единоличное пользование половину территории империи, где находились легионы - реальная сила, на которой держалась императорская власть в период Раннего Принципата; договор от 23 г. до н.э., когда принцепсу была дарована tribunicia potestas - пожизненная трибунская власть; договор от 19 г. о принятии консульского авторитета вне очереди. Также оформление единоличной власти императора сопровождалось рядом других, менее значимых правовых положений. Между тем, правовое оформление императорской власти было лишь одним из элементов в деле легитимации государственного строя Принципата в глазах общества. Сложившийся порядок вещей нельзя было обосновать только юридически, для этого понадобилась целая государственная «идеология», которой и стала «имперская идея».
VI. Мы рассмотрели структуру «имперской идеи» на основе выявленных правовых оснований императорской власти. «Имперская идеология» Принципата формировалась в русле консервативной внутренней политики, нацеленной на укрепление власти императора, традиционной социальной иерархии, что нашло отражение в правовых документах 20-10-х гг. I в. до н.э., рассмотренных нами в параграфе 2.2. Сформированная «имперская» идея на философском уровне объясняла постоянно возраставшие и расширявшиеся полномочия принцепса. Целью «идеологии» являлось примирение римского общества со складывающимся строем Принципата. Чтобы достигнуть поставленную цель, «имперская идеология» должна была ориентироваться на все слои римского социума - от плебса до сената, а так же не римских граждан. Фактически, на основе этого можно выделить специфические составные части «имперской идеи»: «республиканизм», «традиционализм», в который входит и «римский миф», идея «державности» и «культ императора». Каждый структурный элемент «имперской идеи» был ближе к представлениям и интересам определенной социальной группы. По замыслу идеологов Принципата, «имперская идея» должна была найти отклик в сердцах каждого римского гражданина.
VII. Мы проанализировали отношение общества к «имперской идее» через произведения поэтов и писателей периода Раннего Принципата, в произведениях которых мы находим отражение общественного мнения рассматриваемой эпохи. Мы выяснили, что, если в начале правления Августа чувствовалась необходимость обосновывать его право на власть, укреплять зарождавшийся строй Принципата, что отразилось в творчестве Вергилия и Горация, то уже к первым десятилетиям I в. н.э. принципат окреп не только политически, но и идеологически был принят и одобрен римскими гражданами. Общественное мнение Раннего Принципата вполне искренно приветствовали реформы Августа, направленные на «восстановление республики». Однако, уже к концу правления Октавиана Августа обозначается тенденция скептического отношения римлян к идее восстановление «древних нравов» и «традиционных ценностей», что отражает творчество Овидия. «Имперская идея», заключенная в начале Принципата в рамки идеологии «восстановленной республики», выполнила свою роль консолидации римского общества и обоснования власти принцепса. В дальнейшем, в I-II вв. н.э., по мере усиления власти принцепсов и забвения республиканских традиций, «имперская идея» постепенно трансформируется в идеологию абсолютистского режима.
VIII. Мы обозначили динамику превращения «Имперской идеи» в идеологию абсолютистского режима. Августианская модель императорского правления обеспечивала относительно устойчивую политическую структуру на протяжении почти двух столетий после смерти Августа в 14 г. Императоры периода Принципата правили в рамках того политического строя, основы которого заложил Октавиан Август, руководствовались политическим прецедентом его правления, в который входило планомерное наращивание императорской власти, проявление щедрости народу, демонстрация военной мощи и т.д. На фоне следования политическим лекалам, установленным Августом, а иногда и вопреки с ними, как это было, например, при Клавдии и Нероне, эволюционировала и трансформировалась императорская идеология - «Имперская идея».
В период Раннего Принципата «Имперская идея», заключенная в рамки идеологии «восстановленной республики», имела своей главной целью консолидацию римского общества после разрушительных гражданских войн и обоснование сложившейся в их результате власти принцепса. В дальнейшем, в I-II вв. н.э., по мере усиления власти принцепсов и забвения республиканских традиций, «имперская идея» постепенно трансформируется в идеологию абсолютистского режима. Тем не менее, трансформация «имперской идеи» не означает полный отказ от первоначального варианта, установленного постулатами Августовского правления. Напротив, следует сказать, что те идеологемы и идеи, внесенные Августом и его идеологами в массовое сознание, общую организацию государственных отношений имели некоторую жизненность во II, даже в III веке. Однако, «имперская идея» уже не несла в себе того «республиканского элемента», который был так четко выражен в ее первоначальном варианте Раннего Принципата. Уже к завершению существования политического строя Принципата, в конце II в. н.э. «имперская идея» приобретает уже совсем иное смысловое значение.
I. Мы показали основные черты менталитета древнеримского общества периода Поздней республики. На этом этапе истории римское общество предстает нам в виде военизированного «лагеря» суровых пахарей, окруженного кольцом врагов, вынужденного самой жизнью отстаивать и защищать свою независимость. В основе этого общества лежали нравы предков - mores maiorum - негласные, но в то же время нерушимые сакральные моральные требования к каждому отдельно взятому гражданину. В системе ценностей древнеримского общества этого периода наиболее четко выражены такие понятия как pietas, fides virtus, modestia и abnegation.
Но уже к периоду Поздней Республики естественной формой жизнедеятельности римского общества было постоянное стремление к завоеваниям или, выражаясь современным языком, чистейшей воды империализм. Тем более что его непрерывно стимулировала своими запросами формирующаяся демократия. И, если вследствие данной политики во внешней сфере, Рим стал крупнейшей державой того времени, то во внутренней политике новое положение Рима послужило основой для радикального перерождения патриархального гражданского общества в некое космополитическое единство эпохи Империи, проникнутое духом предпринимательства и наживы.
II. Были выявлены причины трансформации древнеримского менталитета и предпосылки зарождения «имперской» идеологии, появившейся в период кризиса Республики и становления Принципата. Рубежом ментальной трансформации служит период гражданских войн. Этап гражданских войн являет собой революционные изменения в менталитете древнего Рима, то, что можно назвать настоящей ментальной революцией - радикальной сменой системы ценностей Римского общества вследствие огромных перемен в экономике римского полиса, вызванных успешной территориальной экспансией в духе римского империализма. Именно в этот период появляется теория «упадка нравов» как реакция на отход от «нравов предков», распространение религиозного неверия, моральный индифферентизм, политический оппортунизм и недисциплинированность, презрение к традициям и спекуляция.
Более того, на наш взгляд, гражданские войны стали закономерным этапом развития идеологических «имперских» представлений в сознании римских граждан. Легионеру, надеющемуся на получение земельного участка, или обычному земледельцу, разоренному и обездоленному, нужна была сила, которая могла бы решить все проблемы. Такой силой стали могущественные полководцы, авторитет и власть которых стали огромны. По нашему мнению, связь этого своеобразного "культа полководца" с "имперской идеей" очевидна, учитывая, что именно полководцы правили Римом в этот период.
III. Мы выявили и охарактеризовали изменения в менталитете древнеримского общества в период Раннего Принципата. «Имперский» этап ментальной трансформации Рима отмечен утратой ценностей республиканской эпохи, таких как республиканизм и демократизм, неприятие единоличной власти «царей», военная доблесть и самоотверженность. Именно в этот период широко распространяются такие качества, отмеченные античными авторами, как эгоизм, индивидуализм, лицемерие, жажда наживы, культ денег, политический индифферентизм и верноподданичество. В то же время, уже в I в н.э. происходит синтез греко¬римской традиции, образуется единая культурная идентичность. Рим в сознании граждан перестает быть просто полисом, он становится центром Италии, Империи, всего Мира - ойкумены. Рим начинает мыслиться как вечный, непреходящий город, который простоит тысячелетия на славу всему человечеству - Aeterna Roma.
IV. Мы проанализировали идеи и мифы, предшествовавшие появлению «имперской идеи», а так же установили связь между ними. Так основной идеей был «римский миф», который, вытеснил, видимо, некогда существовавшие примитивные мифы о создании мира и людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее кон. VI — нач. V вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, ведущие государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым в этом смысле был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса). В провинциях распространялся культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жёны — с богинями. С установлением империи «римский миф» в связи с обострением социальных противоречий, отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал всё более терять свою популярность. В то же время не вызывает сомне¬ний, что «римский миф» содержал в себе имперский потенциал. Превраще¬ние «римского мифа» в имперскую идеологию шло параллельно с превраще¬нием Вечного Города в мировую державу.
V. Мы показали процесс правового оформления власти принцепса и «идеологии» императорского Рима в рамках Принципата. Мы выяснили, что в первые десятилетия существования Принципата серией правовых актов были юридически оформлены основы единоличной императорской власти. Основными договорами, утверждающими основы власти принцепса, стали договоры от 27 г. до н.э., когда Октавиан получил Imperium, одновременно с титулом Augustus; соглашение о разделе власти над провинциями 27 г., в соответствии с которым император получил в единоличное пользование половину территории империи, где находились легионы - реальная сила, на которой держалась императорская власть в период Раннего Принципата; договор от 23 г. до н.э., когда принцепсу была дарована tribunicia potestas - пожизненная трибунская власть; договор от 19 г. о принятии консульского авторитета вне очереди. Также оформление единоличной власти императора сопровождалось рядом других, менее значимых правовых положений. Между тем, правовое оформление императорской власти было лишь одним из элементов в деле легитимации государственного строя Принципата в глазах общества. Сложившийся порядок вещей нельзя было обосновать только юридически, для этого понадобилась целая государственная «идеология», которой и стала «имперская идея».
VI. Мы рассмотрели структуру «имперской идеи» на основе выявленных правовых оснований императорской власти. «Имперская идеология» Принципата формировалась в русле консервативной внутренней политики, нацеленной на укрепление власти императора, традиционной социальной иерархии, что нашло отражение в правовых документах 20-10-х гг. I в. до н.э., рассмотренных нами в параграфе 2.2. Сформированная «имперская» идея на философском уровне объясняла постоянно возраставшие и расширявшиеся полномочия принцепса. Целью «идеологии» являлось примирение римского общества со складывающимся строем Принципата. Чтобы достигнуть поставленную цель, «имперская идеология» должна была ориентироваться на все слои римского социума - от плебса до сената, а так же не римских граждан. Фактически, на основе этого можно выделить специфические составные части «имперской идеи»: «республиканизм», «традиционализм», в который входит и «римский миф», идея «державности» и «культ императора». Каждый структурный элемент «имперской идеи» был ближе к представлениям и интересам определенной социальной группы. По замыслу идеологов Принципата, «имперская идея» должна была найти отклик в сердцах каждого римского гражданина.
VII. Мы проанализировали отношение общества к «имперской идее» через произведения поэтов и писателей периода Раннего Принципата, в произведениях которых мы находим отражение общественного мнения рассматриваемой эпохи. Мы выяснили, что, если в начале правления Августа чувствовалась необходимость обосновывать его право на власть, укреплять зарождавшийся строй Принципата, что отразилось в творчестве Вергилия и Горация, то уже к первым десятилетиям I в. н.э. принципат окреп не только политически, но и идеологически был принят и одобрен римскими гражданами. Общественное мнение Раннего Принципата вполне искренно приветствовали реформы Августа, направленные на «восстановление республики». Однако, уже к концу правления Октавиана Августа обозначается тенденция скептического отношения римлян к идее восстановление «древних нравов» и «традиционных ценностей», что отражает творчество Овидия. «Имперская идея», заключенная в начале Принципата в рамки идеологии «восстановленной республики», выполнила свою роль консолидации римского общества и обоснования власти принцепса. В дальнейшем, в I-II вв. н.э., по мере усиления власти принцепсов и забвения республиканских традиций, «имперская идея» постепенно трансформируется в идеологию абсолютистского режима.
VIII. Мы обозначили динамику превращения «Имперской идеи» в идеологию абсолютистского режима. Августианская модель императорского правления обеспечивала относительно устойчивую политическую структуру на протяжении почти двух столетий после смерти Августа в 14 г. Императоры периода Принципата правили в рамках того политического строя, основы которого заложил Октавиан Август, руководствовались политическим прецедентом его правления, в который входило планомерное наращивание императорской власти, проявление щедрости народу, демонстрация военной мощи и т.д. На фоне следования политическим лекалам, установленным Августом, а иногда и вопреки с ними, как это было, например, при Клавдии и Нероне, эволюционировала и трансформировалась императорская идеология - «Имперская идея».
В период Раннего Принципата «Имперская идея», заключенная в рамки идеологии «восстановленной республики», имела своей главной целью консолидацию римского общества после разрушительных гражданских войн и обоснование сложившейся в их результате власти принцепса. В дальнейшем, в I-II вв. н.э., по мере усиления власти принцепсов и забвения республиканских традиций, «имперская идея» постепенно трансформируется в идеологию абсолютистского режима. Тем не менее, трансформация «имперской идеи» не означает полный отказ от первоначального варианта, установленного постулатами Августовского правления. Напротив, следует сказать, что те идеологемы и идеи, внесенные Августом и его идеологами в массовое сознание, общую организацию государственных отношений имели некоторую жизненность во II, даже в III веке. Однако, «имперская идея» уже не несла в себе того «республиканского элемента», который был так четко выражен в ее первоначальном варианте Раннего Принципата. Уже к завершению существования политического строя Принципата, в конце II в. н.э. «имперская идея» приобретает уже совсем иное смысловое значение.
Подобные работы
- ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ИМПЕРСКОЙ БЮРОКРАТИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА ДРЕВНИХ РИМЛЯН
НА РАННИХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2016



