ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме 6
1.1 Основные понятия и терминология в волейболе 6
1.2 Особенности организации тренировочного процесса волейболисток
11-12 лет 10
1.3 Анатомо-физиологические особенности девочек 11-12 лет 13
1.4 Роль подвижных игр и игровых упражнений в тренировочном
процессе волейболисток 11-12 лет 20
Глава II. Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 29
2.3 Содержание экспериментальной методики по использования
подвижных игр и игровых упражнений в технической подготовке юных волейболисток 30
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1 Предварительные результаты технической подготовленности юных
волейболисток до эксперимента 35
3.2 Динамика показателей технической подготовленности в ходе
эксперимента 36
Выводы 41
Практические рекомендации 42
Список используемой литературы
Волейбол относится к сфере спортивных игр. Спортивные игры популярны среди различных категорий населения, потому что они всесторонне влияют на организм человека и на его эмоциональное состояние. Итак, что же такое игра? Игра- это средство воспитания, которое сложилось давно и происхождение берет начало с древнейших времен. С развитием цивилизации, развивались и игры, они становились все сложнее. Со временем начали появляться подвижные игры и игровых упражнений, которые направлены на решение педагогических задач. Как игровые упражнения, так и подвижные игры являются организованным средством физического воспитания при руководстве и определенной направленности. Без усердных и кропотливых тренировок, частью которых являются игровые задания и упражнения, нельзя говорить об оснащении игрока всевозможными умениями и подготовке на высоком уровне различных соревнований.
Учиться играя, и учиться, лучше играть - эти два принципа, которые выступают в неразрывном единстве, их сочетание обеспечивает условие повышения спортивного мастерства. Для того, чтобы занимающиеся качественно выполняли задания, такие как прием и передача мяча, необходимо использовать много упражнений, которые бывают типичными и однотипными, тут дети и начинают терять интерес к выполнению этих заданий, в связи с неоднократным повторением. Для повышения интереса необходимо применять в различных вариантах подвижные игры и игровые упражнения. По мере освоения игровые упражнения и подвижные игры усложнялись и изменялись условия их проведения. Занимающиеся с удовольствием играют, и в это же время выполняют задания, которые дает тренер. С помощью комплекса игровых упражнений и подвижных игр повышается эмоциональность занятий и заинтересованность занимающихся.
Геллер Е.М., Ефимов В.В считают, что роль игрового метода в спортивных играх выражена значительно слабее, т.к. сами спортивные игры прекрасно оснащают спортсмена эмоциями и воспитывают коллективные начала. Это мнение ошибочно. Современная спортивная игра - многоплановая деятельность, где наряду с высокой техникой общения с мячом требуется физическая выносливость, волевое напряжение и значительное усиление мысли.
Цель: изучить влияние комплекса подвижных игр и игровых
упражнений на техническую подготовку волейболисток, а именно на передачу мяча двумя руками сверху и передачу мяча двумя руками снизу.
Определив цель выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по технической подготовке волейболисток 11-12 лет.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования передачи мяча двумя руками сверху и двумя руками снизу с использованием подвижных игр и игровых упражнений у волейболисток 11-12 лет.
3. Определить эффективность разработанной методики в ходе педагогического эксперимента.
Объект исследования: тренировочный процесс волейболисток 11-12 лет.
Предмет исследования: методика совершенствования передачи мяча двумя руками сверху и двумя руками снизу у волейболисток 11-12 лет.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанная нами методика с применением комплекса подвижных игр и игровых упражнений, направленная на совершенствование технических элементов, а именно на передачу мяча двумя руками сверху и снизу, будет более эффективной по сравнению с ранее используемой методикой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Метод анализа литературных источников.
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Метод педагогического эксперимента.
4. Метод тестирования.
5. Методы математической статистики.
Практическая значимость состоит в разработке методики совершенствования передачи мяча двумя руками сверху и двумя руками снизу с использованием подвижных игр и игровых упражнений в тренировочном процессе юных волейболисток 11-12 лет.
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Проанализировав специальную литературу мы, можно сделать вывод, что передачи мяча в волейболе имеют большое значение для результативности игры. Обучение и совершенствование передач двумя руками снизу и двумя руками сверху необходимо осуществлять на протяжении всего периода спортивной подготовки волейболистов. При совершенствовании передач у девочек 11-12 лет целесообразно использовать различные подвижные игры и игровые упражнения.
2. Разработана и обоснована экспериментальная методика по использованию подвижных игр в технической подготовке юных волейболисток 11-12 лет.
3. Проведенный нами педагогический эксперимент позволяет говорить о том, что методика совершенствования передач двумя руками снизу и двумя руками сверху, основанная на использовании комплекса подвижных игр и игровых упражнений, оказалась эффективной для волейболисток 11-12 лет. Об этом свидетельствуют результаты итогового тестирования. Обработка результатов показала, что статистически достоверные результаты наблюдаются и в контрольной, и экспериментальной группе в следующих тестах:
- Передача волейбольного мяча над собой двумя руками сверху из 15 раз;
- Чередование верхней и нижней передачи из 15 раз;
- Передача волейбольного мяча над собой двумя руками снизу из 15 раз.
1. Ахмеров Э.К. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно-тренировочном процессе по волейболу: метод. рекомендации / Э.К. Ахмеров, И.А.Щиряев. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. - 32 с.
2. Волейбол: Под общей редакцией профессора Беляева А. В. и доцента Савина М.В 2000- 350 с.
3. Волейбол. Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /Под редакцией А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.:
СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
4. Волейбол. Учебно-методическое пособие, Астахова М.В., Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П., 2015- 132 с.
5. Волейбол шаги к успеху, практическое руководство для начинающих, Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - 2004. - 161 с.
6. Геллер Е.М. К теоретическому обоснованию применения подвижных игр в подготовке юных спортсменов. - Кишинев, 1976.
7. Геллер Е.М., Коровин С.Е. Некоторые аспекты использования специализированных игр в подготовке юных спортсменов. - Минск, 1990. - С.10-11.
8. Геллер Е.М. Подвижные игры пионеров и школьников.- Минск,
1966. -80 с
9. Ганнадиев Н. Подвижные игры применительно к баскетболу. - Физическая культура в школе.- № 5, 1981. - С. 21-22.
10. Ефимов В. В., Возрастная физиология, М.- Л., 1948.
11. Железняк Ю.Д., 120 уроков по волейболу- М.: Физкультура и спорт, 1970. — 189 с.
12. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе - М.:
Просвещение, 1989. - 128 с.
13. Жуков М.Н., Подвижные игры.-Москва, 2000 - С. 10.
14. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для факультетов Физического. Воспитания педагогических институтов - Минск: Вышэйшая школа, 1974 - 287 с.
15. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для факультетов Физического Воспитания педагогических институтов - Минск: Вышэйшая школа, 1979 - 192 с.
16. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для факультетов Физического Воспитания педагогических институтов - Минск: Вышэйшая школа, 1985 - 264 с.
17. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
18. Короткое И.М. Зимние игры школьников. - М.: Просвещение, 1964. -120 с.
19. Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.:
Физкультура и спорт, 1971, № 5. - С. 5-6.
20. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Минск: Народная асвета, 1980. - 128 с.
21. Мотылянская Р.Е., Иорданская Ф.А., Стогова А.И. Физическая культура и возраст./ под ред. Р.Е. Мотылянской. - М.: Физкультура и спорт,
1967. -280 с.
22. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов ФК. - М.:2002.
23. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высших Педагогических учебных заведений /Под ред. Ю.Д. Железнова, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Спортивные и подвижные игры под общей редакцией доцента Ю.И. Портных.- Москва 1977- С. 9.
25. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 157 с.
26. Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. - Изд. 2-е. - М.: Медицина, 1980. - 222 с.
27. Хрущев СВ., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 157 с.
28. Чиркин М. Д., Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастных школьных групп. "Теория и практика физической культуры", 1946. в. 11 - 12.
29. Яковлев В.Г. Подвижные игры учащихся. - М.: Учпедгиз, 1967. - 150 с.
30. Яковлев В.Г., Боглеева Л.В. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 135 с.