РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 32
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию двигательной активности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных
игр 42
2.3. Динамика развития двигательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 32
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию двигательной активности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных
игр 42
2.3. Динамика развития двигательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования - качественно новые задачи - реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию - процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.
Дошкольный возраст особенно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста - задача первостепенной важности. И одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Известно, что к началу школьного обучения наблюдается ухудшения здоровья детей, которые к этому моменту приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Решению этой проблемы могут способствовать подвижные игры. В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста подвижные игры занимают главнейшее место. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу ребенка. Такие игры состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила и выносливость. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование физических качеств. Все вышеизложенное обуславливает актуальность исследования развития двигательной активности детей в процессе подвижных игр.
Необходимость использования подвижных игр с заранее обозначенными правилами в практике физического воспитания дошкольников отмечается многими учеными (Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошина, Г. Доман, А.Н. Ноткина, и др.). Огромная ценность подвижных игр - представляет их образовательный аспект, и то, что они располагают большими возможностями для воспитания характера человека.
По определению отечественных психологов JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, играесть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений
(А.В. Запорожец). Многие исследователи: В.Г. Барабаш, О.И. Кокорева, Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная,
Э.Я. Степаненкова- констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Это определило выбор темы исследования: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр».
Таким образом, исходя из актуальности, проблема исследования заключается в поиске условийвлияющих на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возрастав процессе использования подвижных игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектисследования - процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования -развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр.
Гипотеза исследования: развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- включать подвижные игры и игровые упражнения в режим дня дошкольников;
- использовать возможности развивающей предметно¬
пространственной среды.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия«двигательнаяактивность» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Показать влияние подвижных игр на развитие двигательной активности старших дошкольников.
4. Выявить уровень двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальную работу по развитиюдвигательной активности в процессе использования подвижных игр.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа; наблюдение;
педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 63 города Белгорода.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Дошкольный возраст особенно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста - задача первостепенной важности. И одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Известно, что к началу школьного обучения наблюдается ухудшения здоровья детей, которые к этому моменту приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Решению этой проблемы могут способствовать подвижные игры. В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста подвижные игры занимают главнейшее место. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу ребенка. Такие игры состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила и выносливость. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование физических качеств. Все вышеизложенное обуславливает актуальность исследования развития двигательной активности детей в процессе подвижных игр.
Необходимость использования подвижных игр с заранее обозначенными правилами в практике физического воспитания дошкольников отмечается многими учеными (Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошина, Г. Доман, А.Н. Ноткина, и др.). Огромная ценность подвижных игр - представляет их образовательный аспект, и то, что они располагают большими возможностями для воспитания характера человека.
По определению отечественных психологов JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, играесть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений
(А.В. Запорожец). Многие исследователи: В.Г. Барабаш, О.И. Кокорева, Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная,
Э.Я. Степаненкова- констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Это определило выбор темы исследования: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр».
Таким образом, исходя из актуальности, проблема исследования заключается в поиске условийвлияющих на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возрастав процессе использования подвижных игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектисследования - процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования -развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр.
Гипотеза исследования: развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- включать подвижные игры и игровые упражнения в режим дня дошкольников;
- использовать возможности развивающей предметно¬
пространственной среды.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия«двигательнаяактивность» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Показать влияние подвижных игр на развитие двигательной активности старших дошкольников.
4. Выявить уровень двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальную работу по развитиюдвигательной активности в процессе использования подвижных игр.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа; наблюдение;
педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 63 города Белгорода.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Эффективным средством повышения двигательной активности дошкольников являются подвижные игры, так как в процессе их проведения у ребенка в привычной и увлекательной для него игровой деятельности происходит развитие основных движений, жизненно важных двигательных умений и навыков. Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Экспериментальная работа проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №63 г. Белгорода, в группе детей старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в группе преобладают средний и низкий уровни двигательной активности детей.
Полученные результаты были учтены при проведении формирующего этапа педагогического эксперимента. В процессе которого для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста применялись подвижные игры, где реализовывались следующие педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; подвижные игры и игровые упражнения введены в режим дня дошкольников; использовались возможности развивающей предметно-пространственной среды.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о положительной динамике развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижной игры. Самостоятельная двигательная деятельность детей стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и спортивно-игрового оборудования. Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил эффективность реализации педагогических условий, направленных наразвитиедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста и позволяет говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Эффективным средством повышения двигательной активности дошкольников являются подвижные игры, так как в процессе их проведения у ребенка в привычной и увлекательной для него игровой деятельности происходит развитие основных движений, жизненно важных двигательных умений и навыков. Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Экспериментальная работа проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №63 г. Белгорода, в группе детей старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в группе преобладают средний и низкий уровни двигательной активности детей.
Полученные результаты были учтены при проведении формирующего этапа педагогического эксперимента. В процессе которого для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста применялись подвижные игры, где реализовывались следующие педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; подвижные игры и игровые упражнения введены в режим дня дошкольников; использовались возможности развивающей предметно-пространственной среды.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о положительной динамике развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижной игры. Самостоятельная двигательная деятельность детей стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и спортивно-игрового оборудования. Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил эффективность реализации педагогических условий, направленных наразвитиедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста и позволяет говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Подвижные игры как средство поддержания двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование двигательной активности детей 5-6 летнего возраста в процессе подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4470 р. Год сдачи: 2019 - Формирование двигательной активности у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Активизация двигательных действий детей старшего дошкольного возраста средствами
футбола на основе здоровье-сберегающих технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Направленное воздействие подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



