ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития самостоятельной
музыкальной деятельности старших дошкольников
1.1 Самостоятельная музыкальная деятельность старших
дошкольников: структура и содержание понятия
1.2 Содержание музыкального воспитания старших
дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности
музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития самостоятельной музыкальной деятельности детей шестого года жизни
2.1 Диагностика сформированности самостоятельности
музыкальной деятельности старших дошкольников и анализ ее результатов
2.2 Содержание работы по развитию самостоятельной
музыкальной деятельности старших дошкольников
2.3 Динамика развития самостоятельности музыкальной
деятельности старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАРУРЫ 64
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Самостоятельная музыкальная деятельность - важная составляющая музыкального образования дошкольников, итог и показатель музыкального развития ребенка на каждом возрастном этапе. Недооценка значения этой формы организации музыкальной деятельности педагогами и авторами образовательных программ обусловили современное ее состояние - дети редко музицируют самостоятельно.
Каждый вид музыкальной деятельности, использованный в дошкольных образовательных организациях, требует определённых знаний. В процессе развития музыкального восприятия дети получают знания общего плана: о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д. Дети слушают разную по характеру и восприятию музыку (весёлую, грустную, нежную, спокойную), а педагог объясняет, с помощью каких средств выразительности передаётся каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т.д.
Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие композиторского творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.
Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, И.Г.Галянт, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др.
Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, И.Г.Галянт, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.). Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы исследования: «Развитие самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников».
Проблема: каковы педагогические условия эффективного развития самостоятельности музыкальной деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования определения задачи исследования:
1. Раскрыть сущность самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников, ее структуру.
2. Проанализировать содержание музыкального восприятия старших дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.
3. Выделить и апробировать педагогические условия развития самостоятельности музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику сформированности музыкальной деятельности старших дошкольников и анализ ее результатов.
Гипотеза исследования: процесс развития самостоятельности музыкальной деятельности старших дошкольников будет проходить эффективнее, если:
1) соблюдается логика развития музыкальных действий (действия заранее запланированные педагогом - инициативные, непреднамеренные действия- действия, имеющие характер импровизаций);
2) педагогическое руководство предполагает показ образца исполнения, создание ситуаций для проявления детской инициативы, введение творческих игровых заданий;
3) стимулирование мотивации к самостоятельной музыкальной деятельности посредством предметно-развивающей среды группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирический метод - анкетирование, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МДОУ детский сад комбинированного вида № 2, города Алексеевки Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста, представляется как реализация отношения ребенка к различным видам искусства и как-то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). Таким образом, искусство не прямо влияет на ребенка, вызывая реакции, а действует лишь в результате его активной деятельности, в процессе которой и реализуются отношения детей.
Источником самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников, концертов в исполнении взрослых, аудиозаписей, спектаклей кукольного и теневого театра, сопровождаемые музыкой. В этом смысле действия детей реалистичны.
Но все излученные жизненные впечатления ими преобразуются: они сами создают желаемую ситуацию, соответствующую обстановку, воображаемые отношения со сверстниками, действия по собственному замыслу, который получает самые разнообразные решения.
Наличие самостоятельной музыкальной деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития ребенка, его внутренних переживаний и способности проявить свое отношение к окружающему. Перенос детьми опыта из одних условий в другие говорит о самостоятельных замыслах и попытках их воплощения.
Подобная форма организации деятельности позволяет судить о том, чем ребенок живет, интересуется. Чем он уже владеет. Данный характер деятельности выходит за границы узкоэстетического порядка, развивает и другие качества личности, нравственные представления об окружающем, об отношениях с другими людьми, умственные операции при планировании и реализации своих действий. Увлеченность, радость открытий сопутствуют этой деятельности.
Анализируя проделанную работу можно отметить, что предметно-развивающая среда влияет на развитие самостоятельной музыкальной деятельности. Педагогам необходимо использовать музыку не только во время НОД, но и в естественных ситуациях, включая режимные моменты, игры.
На констатирующем этапе эксперимента происходило наблюдение за детьми в повседневной деятельности, за их поведением на музыкальных занятиях, проведены диагностики.
Целью формирующего эксперимента являлось организация работы по развитию самостоятельной музыкальной деятельности с помощью предметно-развивающей среды.
На данном этапе происходила организация работы с детьми, которая включала проведение непосредственно образовательной деятельности; музыкальных викторин; развлечений, музыкально-дидактических игр; включение музыкальных произведений в режимные моменты.
Также на данном этапе происходила работа с родителями воспитанников и педагогическим коллективом: подготовка консультаций, ширм, папок-передвижек.
Заключительный этап опытно-экспериментальной работы был направлен на проведение сравнительного анализа результатов работы на контрольном этапе исследования с детьми экспериментальной и контрольной групп.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Итак, музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как её истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей - либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №115 /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение, 2013. - 55 с.
2. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 96 с.
3. Апраскина, О.А. Из истории музыкального воспитания/
О.А. Апраскина. - М.: Просвещение, 2010. - 163 с.
4. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей/
М.Н Баринова. - СПб.: Нева, 2011. - 240с.
5. Венгер, Н.Ю., Путь к развитию творчества/ Н.Ю. Венгер//
Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С.32-38.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014. - 155 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2012. - 130 с.
8. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: Проспект, 2016. - 132 с.
9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. - 316 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2005. - 671 с.
11. Глухих, И. А. Музыкальные сюжетно-ролевые игры/ И.А. Глухих, Е.В. Казанцева, М.Г. Васильева, А.Г. Исламова// Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 5-8.
12. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А.Г.. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Питер, 2014. - 464 с.
13. Груздова, И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности в детском саду/ И.В. Груздова// Справочник музыкального руководителя. - 2013. - №1. - С.10-12.
14. Деркунская, В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/ В.А. Деркунская. - Спб.: Детство-Пресс, 2010. - 650 с.
15. Дзержинская, И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду/ И.Л Дзержинская. -М.: Учпедгиз, 2010. - 120 с.
16. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников/ И.Л. Дзержинская. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
17. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров/
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ.ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
18. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения/ Е.В. Заика// Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С.54-58.
19. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н. Зимина. - М.: Альфа, 2000. - 152 с.
20. Игры и игровые упражнения/ Под ред. Е. И. Коваленко. - К.: Материк, 2014. - 163 с.
21. Картушина, М.Ю., Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий/ М.Ю. Картушина. - М.: Проспект, 2010. - 196 с.
22. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ А.К. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2013. - 263 с.
23. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Проспект, 2006. - 130 с.
24. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя/ Н.Г. Кононова.
- М.: Просвещение, 2010. - 96с.
25. Костюк, О.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя/ О.Г. Костюк. - М.: Владос, 2015. - 136 с.
26. Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688с.
27. Никитин Б., Развивающие игры/ Б. Никитин. - М.: Знание, 2014. - 218 с.
28. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника/ В.И. Путрушин// Вопросы психологии. - 2016.- № 1. - 102-104 с.
29. Программа «Ладушки»/ под ред. И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
30. Программа Музыкальные шедевры/ под ред. О.П. Радыновой. - М.: Просвещение, 2015. - 521 с.
31. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/ Л. Прохорова// Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С.21-27.
32. Радынова, О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. Сада/ О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2014. - 160с.
33. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Уч. пос. для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений; Под ред.Т.А. Ерофеевой. - М.: Издательский центр Академия, 2016. - 344 с.
34. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей/ К.В. Тарасова. - М.: Педагогика, 2010. - 280с.
35. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов.
- М.: Проспект., 2012. - 152 с.
36. Турченко, В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни/ В.И. Турченко. - М.: Проспект, 2015 - 115 с.
37. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания/ П. Халабузарь. - М.: Альфа, 2014. - 189 с.
38. Школяр, А. Ребенок в музыке, музыка в ребенке/ А. Школяр //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 10-12.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.:
Педагогика, 2008. - 234 с.
40. Янковская, О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие/ О.П. Янковская. - М.: Владос, 2010. - 210 с.