ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАМБОДЖИ И ТАИЛАНДА В ФОРМАТЕ АСЕАН
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование и деятельность АСЕАН: экономический аспект 6
1.1 АСЕАН: ретроспективный анализ 11
1.2. Интеграция как путь к развитию. Интеграционные модели АСЕАН+1,
АСАЕАН+3, АСЕАН+6, АСЕАН+8 24
ГЛАВА II. Экономика Камбоджи 33
Глава III. Экономика Таиланда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список использованной литературы
ГЛАВА I. Формирование и деятельность АСЕАН: экономический аспект 6
1.1 АСЕАН: ретроспективный анализ 11
1.2. Интеграция как путь к развитию. Интеграционные модели АСЕАН+1,
АСАЕАН+3, АСЕАН+6, АСЕАН+8 24
ГЛАВА II. Экономика Камбоджи 33
Глава III. Экономика Таиланда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список использованной литературы
Тема настоящей работы - «Перспективы экономического развития Камбоджи и Таиланда в формате АСЕАН». Выбор темы обуславливается, в первую очередь, личным интересом автора к данной проблеме, а также тем, что Ассоциация государств Юго-восточной Азии и отдельные её члены с каждым годом укрепляют свои позиции на мировой экономической арене. Особый интерес для исследования вызывает тот факт, что, несмотря на географическую и культурную близость, Камбоджа и Таиланд находятся на разных этапах экономического развития: Таиланд принято относить к, так называемым, «новым азиатским экономическим тиграм», странам, показывающим бурный экономический рост в последние десятилетия; Камбоджа, в свою очередь, только к началу XX века смогла оправиться от последствий гражданских войн и режима Красных кхмеров. То же касается и участия исследуемых стран в АСЕАН. Таиланд - одно из пяти государств- основателей Ассоциации, в то время как Камбоджа является последним, вступившим в её ряды членом.
В качестве источников будут использованы работы российских и советских ученых, зарубежных авторов, публикации исследовательских центров и институтов, отчеты банков и финансовых организаций, официальные документы и отчеты АСЕАН.
Работа предполагает следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из трёх глав, и заключение:
1. Во введение представлены постановка целей и задач исследования, обоснована актуальность исследования.
2. Первая глава посвящена Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, предпосылкам создания, процессу становления организации и принципам ей работы.
3. Вторая и третья главы содержат ретроспективный анализ экономик исследуемых стран и данные, отображающие экономическое состояние Камбоджи и Таиланда на данный момент.
4. В заключении представлены выводы из приведенного анализа.
Целью настоящей работы является анализ перспектив экономического развития Камбоджи и Таиланда в рамках АСЕАН, а также изучение взаимовлияния АСЕАН и исследуемых стран в экономическом поле.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать цели создания и процесс становления АСЕАН, принципы и результаты работы данной группировки, а также перспективные направления её деятельности. Ещё одной важной задачей является изучение ключевых моментов экономической истории Камбоджи и Таиланда в XX-XXI вв. и их анализ. Также для создания наиболее полной картины автор ставит перед собой задачу изучить тенденции последних лет в экономическом развитии изучаемых стран и текущее состояние экономик.
Как уже было сказано выше, особую актуальность в изучении данной проблемы представляет быстрый экономический рост как отдельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так и региональных группировок, таких как АСЕАН и АТЭС. Так, например, в результате политики открытости АСЕАН сформировались интеграционные модели АСЕАН+3 (10 стран АСЕАН, Китай, Республика Корея и Япония), АСЕАН+6 (АСЕАН+3, Индия, Австралия и Новая Зеландия), Восточноазиатский саммит (АСЕАН+6, США и Россия). Таким образом, будучи членами Ассоциации, Камбоджа и Таиланд являются активными и равноправными партнерами по диалогу не только со странами - членами АСЕАН, но и с другими государствами Азиатско - Тихоокеанского региона, что, несомненно, позитивно сказывается на экономическом развитии обоих государств. Однако, участие в АСЕАН - это не только возможность для стран-участниц вести диалог с ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, оно, согласно принципам, на которых создавалась Ассоциация, соглашениям и договорам, подписанным за годы существования группировки, а также ключевым экономическим показателям стран-участниц, подразумевает, в первую очередь, стремление стран к наиболее глубокой внутрирегиональной интеграции. Так, например, 31 декабря 2015 г. было объявлено об оформлении Единого сообщества АСЕАН, в рамках которого создаются зона свободной торговли, единый рынок труда, общее таможенное и производственное пространство. Для формирования Единого сообщества странам Ассоциации пришлось достигнуть весьма высокого уровня доверия и интегрированности, а также пройти множество промежуточных этапов. Члены АСЕАН активно сотрудничают во всех сферах экономики, что позитивно сказывается темпах экономического роста, как отдельных членов, так и группировки в целом. В 2015 г. экономика АСЕАН выросла на 5,4%, опередив общемировые темпы роста на 1,5%. Однако, как показывает практика создания региональных объединений, одним из важнейших условий для глубокой региональной интеграции является примерно равный уровень развития участников. Таким образом, экономически наиболее развитые страны Ассоциации, такие как Индонезия и Сингапур, заинтересованы в быстром развитии отстающих партнеров по АСЕАН. Камбоджа и Таиланд на сегодняшний день находятся на разных уровнях развития, и это обстоятельство также играет большую роль в настоящей работе, т.к. даёт нам возможность исследовать влияние относительно глубокой формы интеграции АСЕАН на разные с точки зрения экономического развития страны.
В качестве источников будут использованы работы российских и советских ученых, зарубежных авторов, публикации исследовательских центров и институтов, отчеты банков и финансовых организаций, официальные документы и отчеты АСЕАН.
Работа предполагает следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из трёх глав, и заключение:
1. Во введение представлены постановка целей и задач исследования, обоснована актуальность исследования.
2. Первая глава посвящена Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, предпосылкам создания, процессу становления организации и принципам ей работы.
3. Вторая и третья главы содержат ретроспективный анализ экономик исследуемых стран и данные, отображающие экономическое состояние Камбоджи и Таиланда на данный момент.
4. В заключении представлены выводы из приведенного анализа.
Целью настоящей работы является анализ перспектив экономического развития Камбоджи и Таиланда в рамках АСЕАН, а также изучение взаимовлияния АСЕАН и исследуемых стран в экономическом поле.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать цели создания и процесс становления АСЕАН, принципы и результаты работы данной группировки, а также перспективные направления её деятельности. Ещё одной важной задачей является изучение ключевых моментов экономической истории Камбоджи и Таиланда в XX-XXI вв. и их анализ. Также для создания наиболее полной картины автор ставит перед собой задачу изучить тенденции последних лет в экономическом развитии изучаемых стран и текущее состояние экономик.
Как уже было сказано выше, особую актуальность в изучении данной проблемы представляет быстрый экономический рост как отдельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так и региональных группировок, таких как АСЕАН и АТЭС. Так, например, в результате политики открытости АСЕАН сформировались интеграционные модели АСЕАН+3 (10 стран АСЕАН, Китай, Республика Корея и Япония), АСЕАН+6 (АСЕАН+3, Индия, Австралия и Новая Зеландия), Восточноазиатский саммит (АСЕАН+6, США и Россия). Таким образом, будучи членами Ассоциации, Камбоджа и Таиланд являются активными и равноправными партнерами по диалогу не только со странами - членами АСЕАН, но и с другими государствами Азиатско - Тихоокеанского региона, что, несомненно, позитивно сказывается на экономическом развитии обоих государств. Однако, участие в АСЕАН - это не только возможность для стран-участниц вести диалог с ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, оно, согласно принципам, на которых создавалась Ассоциация, соглашениям и договорам, подписанным за годы существования группировки, а также ключевым экономическим показателям стран-участниц, подразумевает, в первую очередь, стремление стран к наиболее глубокой внутрирегиональной интеграции. Так, например, 31 декабря 2015 г. было объявлено об оформлении Единого сообщества АСЕАН, в рамках которого создаются зона свободной торговли, единый рынок труда, общее таможенное и производственное пространство. Для формирования Единого сообщества странам Ассоциации пришлось достигнуть весьма высокого уровня доверия и интегрированности, а также пройти множество промежуточных этапов. Члены АСЕАН активно сотрудничают во всех сферах экономики, что позитивно сказывается темпах экономического роста, как отдельных членов, так и группировки в целом. В 2015 г. экономика АСЕАН выросла на 5,4%, опередив общемировые темпы роста на 1,5%. Однако, как показывает практика создания региональных объединений, одним из важнейших условий для глубокой региональной интеграции является примерно равный уровень развития участников. Таким образом, экономически наиболее развитые страны Ассоциации, такие как Индонезия и Сингапур, заинтересованы в быстром развитии отстающих партнеров по АСЕАН. Камбоджа и Таиланд на сегодняшний день находятся на разных уровнях развития, и это обстоятельство также играет большую роль в настоящей работе, т.к. даёт нам возможность исследовать влияние относительно глубокой формы интеграции АСЕАН на разные с точки зрения экономического развития страны.
В ходе работы нам удалось выполнить все поставленные задачи и в конечном итоге дать оценку перспективам экономического развития Камбоджи и Таиланда в формате АСЕАН. Для достижения этой цели мы изучили историю формирования, принципы и направления работы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, экономическую историю Камбоджи и Таиланда в XX-XXI вв., и сделали анализ текущей ситуации экономической жизни исследуемых стран.
Результатом исследования стали выводы касательно экономического развития Камбоджи и Таиланда в рамках АСЕАН:
1. Участие в АСЕАН положительно сказывается на экономическом потенциале и развитии обоих государств. Так, будучи членами Ассоциации, страны имеют возможность беспрепятственно торговать не только с партнерами по АСЕАН, но и с теми странами, с которыми у АСЕАН подписаны Соглашение о зоне свободной торговли или Соглашение о преференциальной торговле. К ним относятся КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Помимо этого, в рамках Восточноазиатского саммита, основой которого является саммит АСЕАН, лидеры Камбоджи и Таиланда имеют возможность вести диалог с первыми лицами России и США. Так, например, 19-20 мая 2016 г. саммит АСЕАН прошел в г. Сочи, где делегации Камбоджи и Таиланда во главе с премьер -министрами провели встречи не только с президентом Путиным В.В. и членами правительства РФ, но и представителями крупного российского бизнеса.
2. Страны-участницы АСЕАН стремятся к наиболее глубокой интеграции и плодотворному сотрудничеству, в чем видят залог экономического успеха. Создание Единого сообщества АСЕАН и в особенности его экономической части говорит о том, что члены Ассоциации имеют желание находить компромиссные решения и развиваться вместе, несмотря на исторические, религиозные, политические и территориальные разногласия.
3. Темпы экономического роста АСЕАН и ежегодно растущий объем торговли внутри Ассоциации доказывают, что путь развития, выбранный странами АСЕАН и основанный на взаимоуважении, сотрудничестве и поисках компромиссов, является верным.
4. Присоединение Камбоджи к АСЕАН оказалось для страны в какой-то мере спасением. Камбоджа вступила в ряды АСЕАН в 1999 г., будучи практически полностью разрушенной страной, выживающей только за счет иностранной помощи. Сейчас Камбоджа имеет положительное сальдо торгового баланса и показывает ежегодный рост экономики в 7% на протяжении последних 10 лет.
5. На наш взгляд, а также по мнению многих экспертов, экономический
рост Камбоджи в ближайшие годы не замедлится по нескольким причинам. Во-первых, нынешнее правительство ведет активную работу по диверсификации экономики путем создания благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, ежегодно наблюдается увеличение доли стран-участниц АСЕАН в общем объеме поступающих в Камбоджу инвестиций. В-третьих, остальные члены АСЕАН заинтересованы как в сотрудничестве с Камбоджей, так и в её развитии, поскольку экономическое сотрудничество предполагает появление прибыли, а быстрое развитие Камбоджи и других наименее экономически развитых членов Ассоциации приближает АСЕАН к более высокому уровню экономической интеграции.
6. Тот факт, что Таиланд на протяжении последних лет показывает самые низкие темпы роста в АСЕАН, говорит о том, что страна достигла определенного этапа в развитии, и теперь ей, а точнее правительству, потребуется искать и создавать новые факторы экономического роста. Для этого, на наш взгляд, необходимо, во-первых, вернуть доверие инвесторов, которое было во многом утрачено в период, протекающего с разной степенью интенсивности, политического кризиса 2006-2014 гг. Во-вторых, тайская промышленность нуждается в модернизации, в большей степени это касается высокотехнологичного производства и автомобилестроения, т.к. производимая в Таиланде продукция в скором времени перестанет отвечать потребительскому спросу ввиду своей устарелости.
В завершении хотелось бы отметить, что помимо темпов роста, важным фактором для экономического развития страны является прочность и стабильность экономической и финансовой систем перед угрозой каких бы то ни было кризисов. Таиланд, быстро и довольно безболезненно оправившийся от кризиса 2008-2009 гг., доказал, что является одной из ведущих региональных держав. Экономика Камбоджи, в свою очередь, на настоящий момент является достаточно слабой, что может привести в случае кризиса к негативным социально-экономическим последствиям. Тем не менее, пережив два крупных экономических кризиса, члены АСЕАН обладают необходимым опытом для того, чтобы сообща справиться с их последствиями. Таким образом, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии в целом и исследуемые страны в частности обладают всеми возможностями для экономического развития.
Результатом исследования стали выводы касательно экономического развития Камбоджи и Таиланда в рамках АСЕАН:
1. Участие в АСЕАН положительно сказывается на экономическом потенциале и развитии обоих государств. Так, будучи членами Ассоциации, страны имеют возможность беспрепятственно торговать не только с партнерами по АСЕАН, но и с теми странами, с которыми у АСЕАН подписаны Соглашение о зоне свободной торговли или Соглашение о преференциальной торговле. К ним относятся КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Помимо этого, в рамках Восточноазиатского саммита, основой которого является саммит АСЕАН, лидеры Камбоджи и Таиланда имеют возможность вести диалог с первыми лицами России и США. Так, например, 19-20 мая 2016 г. саммит АСЕАН прошел в г. Сочи, где делегации Камбоджи и Таиланда во главе с премьер -министрами провели встречи не только с президентом Путиным В.В. и членами правительства РФ, но и представителями крупного российского бизнеса.
2. Страны-участницы АСЕАН стремятся к наиболее глубокой интеграции и плодотворному сотрудничеству, в чем видят залог экономического успеха. Создание Единого сообщества АСЕАН и в особенности его экономической части говорит о том, что члены Ассоциации имеют желание находить компромиссные решения и развиваться вместе, несмотря на исторические, религиозные, политические и территориальные разногласия.
3. Темпы экономического роста АСЕАН и ежегодно растущий объем торговли внутри Ассоциации доказывают, что путь развития, выбранный странами АСЕАН и основанный на взаимоуважении, сотрудничестве и поисках компромиссов, является верным.
4. Присоединение Камбоджи к АСЕАН оказалось для страны в какой-то мере спасением. Камбоджа вступила в ряды АСЕАН в 1999 г., будучи практически полностью разрушенной страной, выживающей только за счет иностранной помощи. Сейчас Камбоджа имеет положительное сальдо торгового баланса и показывает ежегодный рост экономики в 7% на протяжении последних 10 лет.
5. На наш взгляд, а также по мнению многих экспертов, экономический
рост Камбоджи в ближайшие годы не замедлится по нескольким причинам. Во-первых, нынешнее правительство ведет активную работу по диверсификации экономики путем создания благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, ежегодно наблюдается увеличение доли стран-участниц АСЕАН в общем объеме поступающих в Камбоджу инвестиций. В-третьих, остальные члены АСЕАН заинтересованы как в сотрудничестве с Камбоджей, так и в её развитии, поскольку экономическое сотрудничество предполагает появление прибыли, а быстрое развитие Камбоджи и других наименее экономически развитых членов Ассоциации приближает АСЕАН к более высокому уровню экономической интеграции.
6. Тот факт, что Таиланд на протяжении последних лет показывает самые низкие темпы роста в АСЕАН, говорит о том, что страна достигла определенного этапа в развитии, и теперь ей, а точнее правительству, потребуется искать и создавать новые факторы экономического роста. Для этого, на наш взгляд, необходимо, во-первых, вернуть доверие инвесторов, которое было во многом утрачено в период, протекающего с разной степенью интенсивности, политического кризиса 2006-2014 гг. Во-вторых, тайская промышленность нуждается в модернизации, в большей степени это касается высокотехнологичного производства и автомобилестроения, т.к. производимая в Таиланде продукция в скором времени перестанет отвечать потребительскому спросу ввиду своей устарелости.
В завершении хотелось бы отметить, что помимо темпов роста, важным фактором для экономического развития страны является прочность и стабильность экономической и финансовой систем перед угрозой каких бы то ни было кризисов. Таиланд, быстро и довольно безболезненно оправившийся от кризиса 2008-2009 гг., доказал, что является одной из ведущих региональных держав. Экономика Камбоджи, в свою очередь, на настоящий момент является достаточно слабой, что может привести в случае кризиса к негативным социально-экономическим последствиям. Тем не менее, пережив два крупных экономических кризиса, члены АСЕАН обладают необходимым опытом для того, чтобы сообща справиться с их последствиями. Таким образом, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии в целом и исследуемые страны в частности обладают всеми возможностями для экономического развития.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КАМБОДЖИ И ТАИЛАНДА В ФОРМАТЕ АСЕАН
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ИНДИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Сообщество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как модель интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Эволюция позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОГО СООБЩЕСТВА (90-е гг. XX в.- первое десятилетие XXI в.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Торговая и инвестиционная политика Китая в ЮВА в рамках формата сотрудничества Ланьцан-Меконг: 2018-2022 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - АСЕАН КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ АКТОР МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы международного сотрудничества России в космической сфере
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2014 - АСЕАН В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИИ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016



