ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и содержание понятий развития и обучения персонала 6
1.2 Особенности технологий управления развитием персонала 13.
1.3 Методы и показатели оценки эффективности системы управления
развитием и обучением персонала 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В АДМИНИСТРАЦИИ ЛИВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика администрации
Ливенского сельского поселения 26
2.2 Анализ системы управления персоналом в Администрации Ливенского
сельского поселения 39
2.3 Анализ системы развития персонала в Администрации Ливенского
сельского поселения 45
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В АДМИНИСТРАЦИИ ЛИВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 50
3.1 Рекомендуемые мероприятия для решения проблем, выявленных в системе управления развитием и обучения персонала 50
3.2. Социально-экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы развития персонала в Администрации Ливенского сельского поселения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы исследования. Современное развитие бизнеса, рост конкуренции, обуславливает необходимость прилагать все больше усилий, для успешного и активного развития организации. Современные отечественные предприятия, созданию эффективной системы управления персоналом уделяют все больше внимания.
Так особое значение для большинства российских организаций в настоящее время приобретает система развития и обучение персонала. Связано это с тем, что деятельность в условиях рыночной экономики предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки, уровню квалификации и компетентности персонала, их знаниям, умениям и навыкам. Руководители организаций осознают, что развитие и обучение кадров является наиважнейшим условием успешного достижения поставленных целей, задач, миссии любой организации.
Развитие и обучение персонала организации обязательно связано с процессами организационного развития бизнеса, таким образом, при изменении внутренних и внешних условий функционирования организации, она должна заранее подготавливать кадры к этим изменениям.
Система развития персонала является основным фактором, влияющим на стоимость человеческих ресурсов и качественные характеристики кадров организации. Основным элементом системы развития персонала, в свою очередь, является обучение персонала, которое способствует укреплению конкурентных преимуществ организации на рынке.
Наибольшее количество предприятий организуют систему обучение персонала на разных уровнях, осознавая, что обучение кадров позволит распространять и поддерживать все ценности, нормы, традиции и приоритеты корпоративной культуры среди работников организации, а также укрепит лояльность сотрудников. Система обучение кадров позволяет повысить рост самоуважения, рост компетенции, удовлетворенность своей работой, рост квалификации персонала, расширение карьерных перспектив.
На сегодняшний день проблема построения эффективной системы развития и обучения кадров остро стоит для большинства российских и зарубежных предприятий. Проблема заключается в противоречии между недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием и обучением кадров и с другой стороны, острым запросом организационной практики в разработке конкретных практических вопросов по развитию обучению кадров. Знания, умения и навыки - это конкурентное преимущество не только в развитии и быстром реагировании на изменения внешней и внутренней среды, но и достижение запланированных целей, задач и результатов.
Степень научной разработанности проблемы. Тема развития персонала достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. В частности, в работах: Базарова Т.Ю., Веснина В.Р., Генкина Б.М., Егоршина А.П., Зайцева Т.В., Кибанова А.Я., Мордвинина А.З.., Магура М.И., Маслова Е.В., Одегова Ю.Г., Огонева Р.В., Пригожина А.И., Сотникова С.И., Турчинова А.И., Ушинского К.Д. и др.
Проблема исследования заключается в несовершенстве системы развития и обучения персонала в администрации сельского поселения.
Объектом исследования является Администрация Ливенского сельского поселения.
Предметом исследования является организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие влияние системы развития персонала на эффективность управления.
Цель исследования - теоретическое обоснование системы развития персонала и разработка практического инструментария по
совершенствованию системы развития персонала для эффективного функционирования Администрации Ливенского сельского поселения.
Конкретизируя цель, следует отметить, что в ходе написания работы следует решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические основы системы развития и обучения персонала организации;
2. Рассмотреть систему управления персоналом в Администрации Ливенского сельского поселения;
3. Проанализировать систему развития персонала в Администрации Ливенского сельского поселения;
4. Разработать мероприятия по совершенствованию системы развития персонала в Администрации Ливенского сельского поселения, обосновать их эффективность.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы:
1) методы организации исследования - метод срезов;
2) эмпирические методы - анкетирование, архивный метод;
3) методы обработки данных - качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный. Методы графического и табличного представления данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных мероприятий по совершенствованию системы развития и обучения персонала в администрациях сельского поселения .
В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы выступили труды отечественных и зарубежных авторов,
нормативная и справочная литература, материалы сети интернет, статистическая и бухгалтерская отчетность организации, результаты собственного исследования автора.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем ВКР составляет 64 страницы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: как эффективного функционирования компании, так и для личного развития всего персонала - руководство предприятия должно постоянно работать над постоянным повышением трудового потенциала.
Развитие и обучение персонала становится объектом планирования, наиболее емко определяемого как процесс, посредством которого компания приобретает необходимое количество высококвалифицированного персонала, в соответствии с необходимым промежутком времени и в необходимом месте расположения.
Мероприятия по развитию и обучению персонала компании следует рассматривать как инвестиции в высококвалифицированные трудовые ресурсы компании, которые приносят высокую прибыль для компании. Программы развития и обучения персонала способствуют формированию трудовых ресурсов, обладающей более высоким потенциалом, знаниями, умениями и навыками, с сильной мотивацией к выполнению поставленных задач, стоящих перед компанией, что ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности человеческих ресурсов компании.
Процесс обучения персонала - это неотъемлемая часть кадровой политики успешной организации, которая может преследовать самые различные цели: повышение качества человеческих ресурсов, повышение качества продукции или услуг, проведение организационных изменений, развитие персонала, улучшение системы коммуникации в организации, формирование организационной культуры, увеличение уровня лояльности организации.
В данной выпускной квалификационной работе проведен анализ системы развития и обучения персонала на примере Администрации Ливенского сельского поселения. В ходе проведенного исследования, выявлены следующие проблемы системы:
- отсутствие регламента реализации процесса развития и обучения персонала;
- наставники не обучены процессу обучения;
- не производится оценка развития и обучения;
- не выявляются потребности в обучении.
Для решения выявленных проблем в третьей главе были предложены мероприятия по совершенствованию системы развития и обучения персонала Администрации Ливенского сельского поселения.
Для организации социальным эффектом будет:
высококвалифицированный персонал, высокая производительность труда, высокая степень приверженности работников организации и т.п. Непосредственно для персонала Администрации Ливенского сельского поселения социальным эффектом будет: возможность построения деловой карьеры, высокую удовлетворенность трудовой деятельностью, повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда и т.п.
Поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Абрамова, О.В. Профессиональное развитие и обучение персонала организации [Текст] / О.В. Абрамова // Хозяйство и право.-2012.- № 9.- С. 33-45.
2. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие [Текст] / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 с.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: [пер. с англ.] / М. Армстронг. - 8-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер,
2015. - 831 с.
4. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации [Текст] / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
5. Ахапкин, Н.Ю. Профессиональное обучение персонала российских предприятий [Текст] / Н.Ю. Ахапкин // Кадры.- 2013.- №6.- С. 33¬35.
6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
7. Блохина, С. М. Система кадровой политики [Текст] / С.М. Блохина // Управление трудовым потенциалом. - 2017. - № 4. С. 80 - 91.
8. Бобков, А.В. Обучение и развитие персонала [Текст] / А.В. Бобков. - М.: ЮНИТИ, 2015.- 290 с.
9. Бугаков, В.М. Управление персоналом [Текст] / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 237 с.
10. Валиева, О.В. Управление персоналом [Текст] / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2012. - 176 с.
11. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 430 с.
12. Володина, Н.А. Развитие персонала, как основа профессионализма коллектива [Текст] / Н.А. Володина. - М.: ИНФРА-М,
2014. - 217 с.
13. Годин, В.Н. Новые технологии обучения в подготовке специалистов: противоречия и пути развития [Текст] / В.Н. Годин // Проблемы теории и практики управления.- 2012.- №1.- С. 128-132.
14. Гончаров, В.В. Совершенствование системы развития персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - М.: МНИИПУ, 2013. - 157 с.
15. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации [Текст] / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.
16. Дуракова, И.Б. Управление персоналом [Текст] / И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 400 с.
17. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2014. - 720 с.
18. Капустин С.Н. Управление персоналом организации [Текст] /
С.Н. Капустин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 365 с.
19. Кафидов, В.В. Управление персоналом [Текст] / В.В. Кафидов.- М.: Академич. Проект, 2013.- 144 с.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации [Текст] / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 695 с.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 с.
22. Кельперис, И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом [Текст] / И. Кельперис // Управление персоналом. - 2015. - № 7.
С. 56 - 60.
23. Кокин, Ю.А. От базового образования - к непрерывному обучению [Текст] / Ю.А. Кокин // Человек и труд. - 2013.- №3.- С. 70-75.
24. Коротков, Э. П. Принципы управления организацией [Текст] / Э.П. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 325 с.
25. Куатпекова А. К. Планирование, обучение и развитие персонала [Текст] / А.К. Куатпекова // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 389-392.
26. Купер, Д.Ф. Психология персонала [Текст] / Д.Ф Купер. - СПб.: Питер, 2012.- 240 с.
27. Кязимов, К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала [Текст] / К.Г. Кязимов. - М.: МИК, 2015. - 240 с.
28. Лукичева Л.И. Управление организацией [Текст] / Л.И. Лукичева - М. - 2014. - 360 с.
29. Магура, М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова: под общ. ред. М.И. Магура - М: Пресс, 2013.- 216 с.
30. Макринова, Е.И. Управление персоналом [Текст] / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. - СПб.: Троицкий мост, 2013. - 208 с.
31. Марра, Р. Управление персоналом в условиях нестабильной рыночной экономики [Текст] / Р. Марра - М.: Дело, 2013. - 583 с.
32. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 492 с.
33. Мороз, Т.О. Управление кадрами современных организаций [Текст] / Т.О. Мороз // Кадровое дело. № 41. 2013. - С. 19-25.
34. Митрофанова, Е. А. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование [Текст] / Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 802 с.
35. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие [Текст] / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
36. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст] / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2016. - 424 с.
37. Некрылова Л.И., Управление персоналом [Текст] / Л.И. Некрылова. - М.: РАГС, 2017. - 327 с.
38. Нестеров, В.Л. Профессиональное развитие персонала [Текст] / В.Л. Нестеров, Л.И. Васильцова // Успехи современного естествознания. -
2015. - № 10. - С. 57-59.
39. Носырева, И.Г. Современные формы и методы развития и обучения кадров организации [Текст] / И.Г. Носырева // Управление развитием персонала.- 2014.-№01.- С. 8-13.
40. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров [Текст] / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 513 с.
41. Петренко, В.А. Обучение персонала [Текст] / В.А. Петренко. - М.: Феникс, 2016. - 312 с.
42. Пугачев, В.П. Руководство персоналом компании [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 412 с.
43. Пугачев, В.П. Тестирование, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 285 с.
44. Пыжова, Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда [Текст] / ЛЛ.А. Пыжова // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 565-567.
45. Рак, В.Е. Обучение и развитие персонала, как фактор повышения эффективности системы управления персоналом [Текст] / В.Е. Рак // Кадровое дело. № 12. 2016. С. 17-19.
46. Раковский, С.М. Обучение и развитие персонала в компании [Текст] / С.М. Раковский. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 255 с.
47. Савельева, Т.О. Управление кадрами современных организаций [Текст] / Т.О. Савельева // Экономист. № 90. 2013. - С. 121-127.
48. Савченко, В.А. Управление развитием персонала [Текст] / В.А. Савченко.- М.: КНЕУ, 2012.- 351 с.
49. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В.А. Скакун. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 336 с.
50. Синк, Д.С. Управление производительностью: планирование,
измерение и оценка, контроль и повышение [Текст] / Д.С. Синк.- М.:
Прогресс, 2013.-528 с.
51. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст] / В.А. Спивак. - СПб., Питер, 2014. - 315 с.
52. Сосков, В.И. Управление персоналом организации [Текст] / В.И. Сосков. - М.: КноРус, 2013. - 512 с.
53. Сотников, С.А. Управление персоналом организации [Текст] /
С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2013. - 512 с.
54. Тащиян, А.П. Эффективность развития и обучения как ключевого элемента системы развития кадрового потенциала компании [Текст] / А.П. Тащиян // Менеджер по персоналу.- 2012.- №4.- С.12-30.
55. Тебекин, А.В. Управление персоналом [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2013. - 624 с.
56. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: КНЕУ, 2015. - 414 с.
57. Федорова, Н.В. Управление персоналом [Текст] / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.
58. Шарыгина, А. А. Построение системы развития персонала [Текст] / А.А. Шарыгина // Кадровое дело. № 61. 2014. С. 41 - 45.
59. Шлендер, П.Э. Управление персоналом компании [Текст] / П.Э. Шлендер. - СПб., Питер, 2014. - 339 с.
60. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом [Текст] / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 с.