Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №66527

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе 7
1.1. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства
обучения 7
1.2. Основные понятия морфемики, изучаемые в начальной шко-ле 13
Глава 2. Методические основы использования технологии про-блемного диалога в процессе изучения морфемики 29 в начальной школе
2.1. Обзор методической литературы по проблеме исследования.... 29
2.2. Экспериментальная работа по использованию
технологии проблемного диалога в процессе изучения морфе-мики в начальной школе 36
Заключение 49
Библиографический список 53
Приложения 58


Цель современного образования - обучение и воспитание всесторон¬не развитой личности, способной к творчеству, умеющей учиться. Развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от то¬го, какими методами пользуется учитель.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, ко¬торый предполагает ориентацию на результаты образования как системооб¬разующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Федеральный госу¬дарственный образовательный стандарт начального общего образования, 2016, 4).
Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организа¬ции самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим современный учитель должен использовать в своей преподавательской деятельности те ме¬тоды и приемы, которые формируют умения самостоятельно добывать зна¬ния, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выво¬ды и умозаключения.
Решению этой задачи способствует технология проблемного диалога. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками».
Интерес к использованию технологии проблемного диалога в началь-ной школе наметился относительно недавно. В последние десятилетия изу-чение данной технологии и возможности её применения были рассмотрены множеством учителей-методистов и учителей-практиков (Г.А. Данюшевская, Е.В. Кукушкина, Е.Б. Мариничева, Е.Л. Мельникова, В.В. Меркулова, Н.А. Новак, С.И. Поздеева, В.Ю. Савкуева, Т.Н. Серебренникова и др.).
Объясняется это тем, что нынешняя система образования предполагает не давать обучающимся знания в готовом виде, а подталкивать, направлять и стимулировать детей к их изучению. Ведь недаром китайская мудрость гла¬сит: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Вышесказанное и побудило выбрать тему настоящего исследования.
Проблема исследования: каковы возможности использования техно-логии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в началь¬ной школе.
Предмет исследования: методические условия использования техно-логии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
Гипотеза исследования: использование технологии проблемного диа¬лога в процессе изучения морфемики будет эффективным, если:
1) мотивировать работу обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации, для решения которых необходимо открытие нового знания;
2) использовать разнообразные приемы для повышения интереса обу¬чающихся к изучаемым темам.
Задачи исследования:
1. Изучить методы, формы и средства обучения, используемые в тех-нологии проблемного диалога.
2. Описать основные понятия морфемики, изучаемые
в начальной школе.
3. Осуществить обзор методической литературы по проблеме исполь¬зования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
4. Провести экспериментальную работу по использованию
технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в началь¬ной школе.
Методологическую основу исследования составили труды учителей-методистов и учителей-практиков (Г.А. Данюшевская, Е.В. Кукуш¬кина, Е.Б. Мариничева, Е.Л. Мельникова, В.В. Меркулова, Л.Л. Николау, Н.А. Новак, С.И. Поздеева, В.Ю. Савкуева, Т.Н. Серебренникова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, методической и пси¬холого-педагогической литературы в аспекте темы исследования, социально¬педагогический анализ действующих образовательных программ, учебных книг, экспериментальная работа (эксперимент).
Практическая база исследования: 3 класс МОУ «Крутоложская ООШ» Белгородского района Белгородской области, учитель - Ковальская Наталья Александровна.
Структура выпускной квалификационной работы определена зада¬чами и логикой исследования. Работа включает: введение, две главы, заклю¬чение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определя-ются объект, предмет, задачи, цели и методы исследования.
В первой главе «Теоретические предпосылки использования техноло¬гии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной шко¬ле» рассматриваются теоретические предпосылки использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в началь¬ной школе. В первом параграфе данной главы описаны основные методы, формы и средства обучения, используемые в технологии проблемного диало¬га. Во втором параграфе представлены основные понятия морфемики и их изучение в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе» рассмотрены особенности реализации технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе. В первом параграфе данной главы представлен обзор методической литературы по проблеме ис¬следования. Во втором параграфе описана экспериментальная работа по ис¬пользованию технологии проблемного диалога.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его ос¬новные выводы.
Выпускная квалификационная работа содержит 64 страницы.
Библиографический список: 41 источник.
В приложении содержатся тексты диагностических методик для младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во введении нашей выпускной квалификационной работы мы отмети¬ли, что в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, ко-торый предполагает ориентацию на результаты образования как системооб-разующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Федеральный госу-дарственный образовательный стандарт начального общего образования, 2016, 4).
Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организа-ции самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим современный учитель должен использовать в своей преподавательской деятельности те ме-тоды и приемы, которые формируют умения самостоятельно добывать зна-ния, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выво-ды и умозаключения.
Решению этой задачи способствует технология проблемного диалога. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками».
Интерес к использованию технологии проблемного диалога в началь-ной школе наметился относительно недавно. В последние десятилетия изу-чение данной технологии и возможности её применения были рассмотрены множеством учителей-методистов и учителей-практиков (Г.А. Данюшевская, Е.В. Кукушкина, Е.Б. Мариничева, Е.Л. Мельникова, В.В. Меркулова, Н.А. Новак, С.И. Поздеева, В.Ю. Савкуева, Т.Н. Серебренникова и др.).
Объясняется это тем, что нынешняя система образования предполагает не давать обучающимся знания в готовом виде, а подталкивать, направлять и стимулировать детей к их изучению. Ведь недаром китайская мудрость гла-сит: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Проблема исследования: каковы возможности использования техно-логии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования стал процесс использования технологии про-блемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
Предмет исследования: методические условия использования техно-логии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
Гипотеза исследования: использование технологии проблемного диа-лога в процессе изучения морфемики будет эффективным, если:
1) мотивировать работу обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации, для решения которых необходимо открытие нового знания;
2) использовать разнообразные приемы для повышения интереса обу-чающихся к изучаемым темам.
Задачи исследования:
1. Изучить методы, формы и средства обучения, используемые в тех-нологии проблемного диалога.
2. Описать основные понятия морфемики, изучаемые
в начальной школе.
3. Осуществить обзор методической литературы по проблеме исполь-зования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе.
4. Провести экспериментальную работу по использованию технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в началь¬ной школе.
Экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу, о чем свидетельствует сравнительный анализ констатирующего и контроль¬ного этапов эксперимента.
На основании полученных данных можно отметить, что проведенная работа по повышению уровня знаний по разделу «Состав слова (морфемика)» прошла достаточно успешно и эф¬фективно.
По первой задаче выпускной квалификационной работы можно сказать, что методы, используемые в технологии проблемного диалога способствуют самостоятельному «открытию» знаний обучающимися и позволяют исполь-зовать различные формы обучения. Средствами обучения могут выступать опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства. Они в свою очередь служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний.
По второй задаче выпускной квалификационной работы можно сказать, что изучение основных единиц морфемики в начальной школе происходит не поверхностно, а достаточно глубоко. Однако, по программе «Начальная школа ХХ1 века» этот процесс более углублен и детализирован, нежели по программе «Школа России». Задания, предлагаемые в учебниках
С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой больше рассчитаны на самостоятельное вы-полнение и осознание нового материала, тогда как в учебниках
В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого задания сопровождаются большим количе-ством наводящих вопросов. Тем не менее, знания, полученные обучающими-ся в процессе изучения морфемики, являются фундаментальной основой для формирования представлений о составе слова и дальнейшего его изуче¬ния в среднем звене общеобразовательной школы.
По третьей задаче выпускной квалификационной работы можно ска-зать, что использование технологии проблемного диалога на любых уроках имеет высокую эффективность и нравится детям. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку необходимо подбирать упражнения для актуализа-ции знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку про-блемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рационально-сти. Но зная уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать.
По четвертой задаче выпускной квалификационной работы можно ска-зать, что работа по улучшению знаний и морфемных умений с использовани-ем технологии проблемного диалога представляет собой трудоемкий и дли-тельный процесс. Этот процесс проходил неодинаково у детей эксперимен-тальной группы и зависел от уровня развития мышления, памяти, сообрази-тельности и словарного запаса ребенка.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Анисимова Е.А. Морфемика. Словообразование: Пособие по курсу «Русский язык» / Е.А. Анисимова, И.Н. Кавинкина, Е.П. Пустошило. - Грод¬но: ГрГУ, 2012. - 278 с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполито¬ва, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 800 с.
4. Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения / А.А. Будзинаускене // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №12. - С. 14-17.
5. Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: учебное пособие / Л.О. Бутакова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 232 с.
6. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - 6¬е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
7. Гадустова Е.В. Элементы проблемного обучения с компьютерной поддержкой на уроке русского языка / Е.В. Гадустова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8. - С. 30-32.
8. Зубова Л.В. Морфемика и словообразование современного русского языка: учебник / Л.В. Зубова, Ю.В. Меньшикова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. — 255 с.
9. Иванов С.В. Русский язык: 1 - 4 классы программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - 3-е изд. - М.: Вен- тана-Граф, 2017. - 176 с.
10. Казанцева А.Н. Правописание приставок и предлогов / А. Н. Казан¬цева // Современные проблемы науки и пути их решения. - 2016. - №2. - С. 97-98.
11. Комиссарова Л.Ю. Особенности применения проблемно-диалогической технологии на уроках орфографии в непрерывном курсе рус¬ского языка / Л.Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №11. - С. 68-72.
12. Кузнецова М.И. Русский язык. Проверочные работы и контрольные задания. Первое и второе полугодия. 3 класс / М.И. Кузнецова. - М.: АСТ,
2017. - 64 с.
13. Кукушкина Е.В. Использование технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек / Е.В.Кукушкина // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №2. - С. 31-35.
14. Лачимова Л.Я. Современный русский язык. Практическое пособие / Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич. - М.: Экзамен, 2005. - 228 с.
15. Лукиных Н.В. Использование задачной системы при формировании морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников / Н.В. Лукиных // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 22-25.
16. Мариничева Е.Б. Возможности развития младших школьников через проблемно-диалогическую технологию / Е.Б. Мариничева // Начальная шко¬ла плюс До и После. - 2008. - №8. - С. 26-29.
17. Мельникова Е.Л. Образовательные технологии. Сборник материа¬лов / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2008. - 60 с.
18. Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно - диалогического метода в начальной и основной школе / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №6. - С. 9-14.
19. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2002. - 168
20. Меркулова В.В. Проблемный диалог в 1-м классе / В.В. Меркулова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8. - С. 23-26.
21. Немченко В.И. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун -тов / В.Н. Немченко. - М.: Высшая шко-ла, 1984. - 255 с.
22. Николау Л.Л. Использование проблемного подхода при изучении геометрического материала / Л.Л. Николау // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №2. - С. 21-25.
23. Поздеева С.И. Учебная дискуссия: поиск новых форм / С.И. Поздее- ва // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8. - С. 8-11.
24. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / В.П. Канакина, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева. - М.: Просвещение, 2017. - 340 с.
25. Русский язык. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.
Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 162 с.
26. Русский язык. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.
Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.
27. Русский язык. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 161 с.
28. Русский язык. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 163 с.
29. Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 161 с.
30. Русский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 162 с.
31. Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. -
4- е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 176 с.
32. Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. -
4- е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 176 с.
33. Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. -
4- е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
34. Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. -
5- е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
35. Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - 3-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 176 с.
36. Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - 3-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
37. Савкуева В.Ю. Проблемный диалог на примере темы «Непроизно¬симые согласные» в 3-м классе / В.Ю. Савкуева // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №12. - С. 18-20.
38. Серебренникова Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения / Т.Н. Серебренникова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №7. - С. 78-80.
39. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебн. для студ. высш. учеб. завед. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2008. - 480 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования: текст с изм. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 33 с.
41. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словооб¬разование: учебное пособие / Л.С. Филиппова. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ