ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ 6 ЮНОШЕЙ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЬНОЙ ОФП
1.1. История возникновения Всесоюзного комплекса «Готов к труду и 6 обороне» (ГТО) в СССР
1.2. Развитие комплекса ГТО в наше время 12
1.3. Средства и методы развития физических качеств у юношей старшего 17 школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2.Организация исследования 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 30
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Обоснование экспериментальной методики 35
3.2 Результаты экспериментальной методики 35
ВЫВОДЫ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года особо подчеркивается, что результатом ее внедрения должно быть увеличение до 35% общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем двигательной активности, которых составляет не менее 6 часов в неделю. В связи с наблюдающейся в настоящее время недостаточной численностью академических часов, отводимых федеральными стандартами на занятия физической культурой в различных учебных заведениях, выявляется необходимость активизации и популяризации самостоятельных занятий физическими упражнениями среди населения, в частности учащейся молодежи.
На сегодняшний день одной из важных проблем современного общества выступает поиск новых форм и технологий физического воспитания современной молодежи, процесс сохранения здоровья и полноценное развитие личности, являются составной частью образовательного процесса.
Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, снижению умственной и физической работоспособности человека. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения образования, в связи, с чем на сегодняшний день наибольшую популярность завоевывает комплексная система ГТО.
Благодаря комплексу ГТО, можно легко отследить динамику собственного физического развития. Комплекс ГТО, утвержденный в 1939 году, сыграл важную роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране.
В марте 2013 года глава нашего государства на совещании по развитию системы физического воспитания затронул вопросы возрождения этой системы в новом современном формате. С этой целью в образовательных организациях стали внедряться инновационные и вариативные формы физического воспитания, основанные на международном опыте. Оздоровительные технологии базируются на индивидуальной оценке уровня физического состояния и двигательной подготовленности обучающихся. Это помогает правильно планировать учебно-тренировочный процесс, дает возможность оценить эффективность занятий.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных способов развития физических качеств у старших школьников во внеучебное время.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность методики подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП.
Объект исследования: физическое воспитание старших школьников.
Предмет исследования: развитие физических качеств у юношей старшего школьного возраста в условиях школьной ОФП.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
2. Разработать методику подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП.
3.Определить эффективность разработанной методики подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП.
4. Разработать практические рекомендации подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование на занятиях с юношами 16-17 лет в секции ОФП упражнений общей физической подготовки повторным методом и методом круговой тренировки позволит успешно выполнить нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы,
тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Новизна исследования: состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента была разработана методика, основанная на использовании упражнений общей физической подготовки повторным методом и методом круговой тренировки с целью успешного выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная методика подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП может быть использована учителями по физической культуре, что, несомненно, повысит эффективность процесса физического воспитания со старшими школьниками.
База исследования: Педагогический эксперимент был организован в МБОУ «Скороднянская СОШ» Губкинского района.
1. В связи с наблюдающейся в настоящее время недостаточной численностью академических часов, отводимых федеральными стандартами на занятия физической культурой в различных учебных заведениях, выявляется необходимость активизации и популяризации самостоятельных занятий физическими упражнениями среди населения, в частности учащейся молодежи. Благодаря комплексу ГТО, можно легко отследить динамику собственного физического развития. Комплекс ГТО, утвержденный в 1939 году, сыграл важную роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране.
Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре. Нормативно-тестирующая часть Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов и оценки уровня знаний и умений.
Лица, выполнившие нормативы, овладевшие знаниями и умениями определенных ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, награждаются соответствующим знаком отличия. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда. Поэтому возрождение комплекса ГТО в учебных организациях принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
2. В ходе нашего исследовании мы разработали методику подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП, которая основывалась на применении повторного метода и метода круговой тренировки, которая может быть использована учителями по физической культуре в процессе физического воспитания со старшими школьниками.
В основной части занятия использовался комплекс упражнений общей физической подготовки повторным методом и методом круговой тренировки . Упражнения подбирались таким образом, чтобы на каждом тренировочном занятии их направленность была на развитие всех физических качеств.
3. Эффективность разработанной методики подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП мы определяли при помощи тестирования следующих показателей: бег 100м (сек), поднимание туловища из положения, лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз), подтягивание на перекладине (кол-во раз), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (см), бег 3км (мин).
В конце педагогического эксперимента мы провели контрольное тестирование, результаты которого между предварительными и контрольными показателями в экспериментальной группе стали достоверными, так как р<0,05.
Наибольший прирост мы получили в таких тестах как поднимание туловища из положения, лежа на спине за 1 минуту, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами и наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье. Можно сделать вывод о том, что наибольшее развитие в ходе нашего педагогического эксперимента получили такие качества, как и скоростно-силовые способности, быстрота и гибкость.
4. В ходе проведения педагогического эксперимента были разработаны практические рекомендации подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях школьной ОФП. Представленные рекомендации могут быть использованы учителями физической культуры при организации процесса физического воспитания юношей старших классов.
1. Анохин, А.М. Теория и методики физического воспитания [Текст] : учебник для пединститутов / А.М. Анохин. - М. Физкультура и спорт, 2006. - 245с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов - М.: Просвещение, 1990. - 287с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] : учебное пособие / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208с.
4. Баршай, В.М. Спортивная гимнастика [Текст] : учебник для вузов физической культуры / В.М. Барашай. - М.: Феникс, 2009. - 230с.
5. Бурухин С.Ф. Гимнастика - это важно // Физкультура в школе. 2000. № 8. С. 10-11.
6. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников Физическая культура в школе. - 1997. -№ 4.
7. Верховский Ф. Позвоночник - «древо жизни» //Физкультура и спорт. - 1996. - №7. - С.9-10
8. Годик, М.А. Стретчинг[Текст]: / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселёва - М.: Советский спорт, 1991. - 8с.
9. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] : учебник для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 230с.
10. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 384 с.
11. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры - 2005. -№ 4. С. 49-52.
12. Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2002. - 146-151с.
13. Журавин, М.Л. Гимнастика [Текст]: Учеб. для студ. Высш. учебн. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448с.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов [Текст] : учебное пособие / В.М. Запуорский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 200с.
15. Захаров. Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов под редакцией А.В. Карасева - М.: Лептос, 1994.
16. Зобков, В.А. Техническая подготовка в спортивной гимнастике [Текст] / В.А. Зобков // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №
7. - С.18.
17. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.; Просвещение, 2008.
18. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк.,
2009. 456 с.
19. Кофман, В.И. Методика физического воспитания [Текст] : настольная книга учителя физической культуры / В.И. Кофман. - М.: Просвещение, 2007. - 180с.
20. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2003. - 184 с.
21. Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина», 2006. 367 с.
22. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК / Я.М. Коц, - 1986, с. 70-98.
23. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин., Советский спорт. 2004. - 404 с.
24. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.
25. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2006. - 126 с.
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
26. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 347 с.
28. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
29. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание учащихся [Текст] : пособие для учителя/ Г. Б. Мейксон. - М.: Феникс, 2005. - 320с.
30. Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой преподавания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культ. / Н.К. Меньшиков - М.: Просвещение, 1990.
31. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.-М.:2002.- 455 с.
32. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культ.: в 2 т. / А.Д. Новиков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 450с.
33. Организация и планирование самостоятельной работы студентов на ФФК / Сб. науч. тр. М., 1991.
34. Попова. Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике [Текст]: / Е.Г. Попова- М.: Терра спорт, 2000.
35. Решетнева, Г.А. Спортивная гимнастика [Текст] / Г.А. Решетнева // Здоровье и физические упражнения. - 2008. - №15. - С.26
36. Фетисов В., Виноградов П., Физическая культура и спорт в Российской Федерации, 2008 г.
37. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М., 2006.
38. Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 2008. 428 с.
39. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Владос,1995. - 401 с.
40. Фомин, Н.А. Физическая культура [Текст] : пособие для студентов педвузов и колледжей физической культуры / Н.А. Фомин. - М. : Просвещение, 2004. - 360с.
41. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2000. - 176,480с.
42. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. - Тюмень: ИПК ПК, 1996. - 78 с.
43. Яруллин Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в появлении его физических свойств // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 7. - С.39-40