ЧЕЛОВЕК В ИСЛАМСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ТЕОЛОГИИ ВОЙНЫ И МИРА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Религиозно-философские и теологические основания 10 исламской антропологии войны и мира.
§1.1. Проблемы войны и мира в средневековой арабо-исламской 10 философии.
§1.2. Основания антропологии войны и мира в теологии раннего 24 ислама.
ГЛАВА 2. Культурно-антропологические парадигмы ислама в 41 современном мире.
§2.1. Эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике 41 традиционализма.
§2.2. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 47
исламском фундаментализме.
§2.3. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 57
сектантских (религиозно-террористических) движениях.
Заключение 68
Библиография 71
ГЛАВА 1. Религиозно-философские и теологические основания 10 исламской антропологии войны и мира.
§1.1. Проблемы войны и мира в средневековой арабо-исламской 10 философии.
§1.2. Основания антропологии войны и мира в теологии раннего 24 ислама.
ГЛАВА 2. Культурно-антропологические парадигмы ислама в 41 современном мире.
§2.1. Эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике 41 традиционализма.
§2.2. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 47
исламском фундаментализме.
§2.3. Ментально-антропологические смыслы войны и мира в 57
сектантских (религиозно-террористических) движениях.
Заключение 68
Библиография 71
Актуальность исследования. В наши дни проблемы войны и мира играют важную роль не только в сфере политики, но и в сфере духовной. Являясь значительной составляющей духовной сферы, религия ислама продолжает влиять на социальные и политически процессы в странах, где он занимает место официальной идеологии. Оказывая влияние на все стороны жизни и деятельности человека и общества, специфику осмысления им сложнейших вопросов современности, ислам тем самым выходит за рамки просто идеологии, и выступает, прежде всего, как образ жизни.
Как показывает история, в регионах традиционного распространения мусульманской религии, в особенности соседство ее со странами, где преобладают иные религиозные традиции, такие как христианство, иудаизм, индуизм, присутствуют скрытые факторы вооруженных конфликтов. Активизация исламских религиозных движений в последней трети XX в., разнообразие социальных условий бытия течений ислама и теологических институтов определили специфику истолкования ими проблем войны и мира. Данные процессы актуализируют научное исследование культурно-антропологических парадигм ислама и ментально-антропологических смыслов войны и мира в основных его направлениях.
Находясь в основе внутренней и внешней политики , концепция «джихада» в эволюции ислама играла противоречивую роль. Различные движения постоянно стремились использовать ее для призыва верующих к реализации политических и духовно-культурных целей. Сложность проблем экзегетики в исламе, равно как и толкования концепции «джихада», определяет исследование места человека в исламской антропологии и теологии войны и мира, а так же общетеоретическую важность научное и практическое значение нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Различные стороны
вероучения ислама и в наши дни занимают важное место в исследованиях отечественных, зарубежных авторов. По нашему мнению, поиски подходов к исследованию различных сторон мусульманской религии в европейском исламоведении в немалой степени определялись политическими интересами средневековых европейских держав. Следует отметить, что до середины XIX
в. критический характер европейских авторов показывает, что строго научные интересы в средневековом исламоведении отсутствовали. Данный факт был отмечен отечественными востоковедами В.В. Бартольдом, Е.А. Резваном, А.В. Малашенко, А.И. Колесниковым, М.А. Заборовым и др. Широкое распространение получили тенденции к историко-философским обобщениям в теориях родоначальников европейского исламоведения А. Массе и У. Монтгомери. Но они сконцентрировались только на классическом исламе, в целом же вопросы взаимосвязи ислама и политики оставались за рамками рассмотрения.
Кратко суммируя отрицательные стороны западного исламоведения, по нашему мнению, следует подчеркнуть следующие: религиозная
нетерпимость, неприятие и пренебрежительное отношение к религии ислама, его первоисточникам и личности основателя. Эти особенности являются последствиями раскола христианства, который послужил причиной его вовлечения в политические и расовые противоречия, последствия которых привели к тому, что основные догмы большинства его направлений стали приспосабливаться к политическим интересам.
В конце ХХ - начале XXI вв. значительно выросла география и тематика отечественного исламоведения. Опубликовано большое количество научных исследований, посвященных теме современного состояния мусульманского Востока, а так же места и роли ислама в общественно-политической, духовной и интеллектуальной жизни мусульманских стран. Монографии и статьи современных отечественных исследователей (Г.М. Керимова, А.В. Кудрявцева, А.К. Султангалиевой, Р.М. Шариповой, И.В. Кудряшовой, И.П. Добаева и др.) представляют оригинальные подходы к решению проблем типологии различных направлений мусульманской мысли нового и новейшего времени, анализа философских, социальных и политических идей, получивших распространение в странах мусульманского мира.
В работах отечественных исламоведов Г.С. Евремова, Л.М. Ефимова, С.А. Кирилина, В.Н. Киселева, Т.Т. Милославской представлены исследования причин активизации в 70-80-х гг. ХХ в. социально-политических движений под лозунгами очищения ислама и джихада. Одно из важных мест в трудах ученых заняла тема «исламской революции» 1978-1979 гг. в Иране. Анализ ее причин и последствий позволил раскрыть сущность религиозного фундаментализма в ряде арабских стран, особенно в связи с деятельностью организации «Братья-мусульмане».
Следует так же отметить большой методологический вклад в разработку проблем взаимоотношения ислама и политики, ислама и национализма известных ученых-исламоведов советского периода: А.Б. Борисова, Л.М. Баширова, А.В. Коровикова, З.И. Левина, Н.Г. Прусова, Е.С. Сулимова, М.С. Капицы, А.В. Малашенко и др. Работы советских авторов публиковались в период «исламского бума» в международных вопросах и после него.
Следует обратить внимание на тот факт, что в многочисленных исследованиях посвященных вопросам содержания и эволюции социальной доктрины ислама отводиться сравнительно незначительное место изучению исламской концепции войны и мира как составной части социальной доктрины. В наименьшей степени исследована проблема эволюции понятий джихад и газават (набег), как ключевых категорий концепции войны и мира в исламе. Исключением в этом плане являются проблемы связанные с сущностью и правовыми нормами джихада.
Значимым аспектом проблемы, требующим дальнейшей разработки в рамках рассматриваемых нами вопросов, является проблема роли международных исламских организаций в деле укрепления мира и международной безопасности, а также вопросы о правах человека в исламском вероучении в условиях вооруженных столкновений и войн. Отдельные стороны данной проблемы освещены в работах А. Ахмедова, К.А. Меркулова, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко и других. Однако следует отметить, что проблемы эволюции в решении религией ислама проблем войны и мира продолжают оставаться открытыми и в наши дни.
Философский анализ толкований проблем войны и мира в современной теологической мысли (как мусульманской, так и христианской) отражен в работах К.А. Паюсова (особенности современных богословских концепций войны и мира), В.И. Лубского (генезис проблем войны и мира в истории теологии), П.Л. Яроцкого (глобальные проблемы современности в их эсхатологическом толковании), А.Н. Колодного (выявление сущности и выяснение особенностей современного богословия мира), В.К. Танчера (проблема войны и мира в современных социальных доктринах церквей) и других отечественных исследователей.
Значительный интерес для нашего исследования представляют философско-религиоведческие, философско-антропологические
исследования природы религии и роли духовно-религиозных процессов в исторической и современной социокультурной динамике и таких ее форм как миф, народная культура, знаково-символические системы, коллективная психология и идеология, представленные в работах современных зарубежных и отечественных философов, религиоведов и культурологов: С.С. Аверинцева, Р. Барта, Л.С. Васильева, В.И. Гараджи, Г.Д. Гачева, Я.Э. Голосовкера, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, К.Г. Доусона, Б. Луиса, Дж. Лукача, Г.В. Драча, Н.С. Капустина, А.И. Крывелева, С.Д. Лебедева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, Л.Н. Митрохина, В.П. Римского, А. Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, М.А. Шенкао, О. Шпенглера, Д.Н. Угриновича, М. Элиаде, И.Н. Яблокова и многих других.
Актуальность проблемы и степень ее разработанности обусловили объект, предмет и цель исследования, которые определил диссертант.
Объект исследования - вероучение и культовая практика ислама, их связь с жизнедеятельностью человека и народов мусульманского цивилизационного ареала.
Предметом исследования является развитие проблем войны и мира в традиционном исламе, особенности современной исламской доктрины войны и мира.
Цель и задачи исследования: основной целью диссертационного исследования является философско-антропологическая и философско- религиоведческая реконструкция и интерпретация ментально-антропологических смыслов войны и мира в контексте культурно-антропологических парадигм ислама в современном мире.
Задачи исследования в соответствии с его общим замыслом состоят в следующем:
• выявить религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• проследить эволюцию антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявить ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• проанализировать ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно-террористических) движений ислама.
Теоретико-методологические основы исследования: Специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его решению. Философско-религиоведческий и философско-антропологический анализ данной проблемы предполагает осуществление исследования средствами понятийного аппарата с использованием сравнительно-исторического, социокультурного, историко-генетического, логического,
историко-типологического анализа, культурно-антропологического и социально-психологического методов.
Научная новизна исследования: Проблемы, исследованные в диссертации, в таком комплексном сочетании и так последовательно в отечественной литературе не рассматривались, что и определило следующие моменты научной новизны:
• выявлены религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• рассмотрена эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявлены ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• выделены основные ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно¬террористических) движений ислама.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для углубленного и конструктивного понимания исламского вероучения, в частности социальной концепции ислама. Выводы и положения диссертации намечают перспективы новых исследований исторического прошлого и современного состояния ислама, способствуют пониманию особенностей и характера отношений ислама и политики, роли и места ислама в современном мире, а также позволят моделировать процессы, как в глобальном мировом масштабе, так и в контексте России.
Результаты работы могут быть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философии, религиоведению и теологии. Возможно применение содержательных моментов исследования в политических технологиях, в управленческой деятельности властных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Апробация результатов работы. При подготовке основных положений и выводов диссертационного исследования были использованы материалы выступлений на научных конференций различного уровня, а также публикации в научных журналах и сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 100 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 74 страницах.
Как показывает история, в регионах традиционного распространения мусульманской религии, в особенности соседство ее со странами, где преобладают иные религиозные традиции, такие как христианство, иудаизм, индуизм, присутствуют скрытые факторы вооруженных конфликтов. Активизация исламских религиозных движений в последней трети XX в., разнообразие социальных условий бытия течений ислама и теологических институтов определили специфику истолкования ими проблем войны и мира. Данные процессы актуализируют научное исследование культурно-антропологических парадигм ислама и ментально-антропологических смыслов войны и мира в основных его направлениях.
Находясь в основе внутренней и внешней политики , концепция «джихада» в эволюции ислама играла противоречивую роль. Различные движения постоянно стремились использовать ее для призыва верующих к реализации политических и духовно-культурных целей. Сложность проблем экзегетики в исламе, равно как и толкования концепции «джихада», определяет исследование места человека в исламской антропологии и теологии войны и мира, а так же общетеоретическую важность научное и практическое значение нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Различные стороны
вероучения ислама и в наши дни занимают важное место в исследованиях отечественных, зарубежных авторов. По нашему мнению, поиски подходов к исследованию различных сторон мусульманской религии в европейском исламоведении в немалой степени определялись политическими интересами средневековых европейских держав. Следует отметить, что до середины XIX
в. критический характер европейских авторов показывает, что строго научные интересы в средневековом исламоведении отсутствовали. Данный факт был отмечен отечественными востоковедами В.В. Бартольдом, Е.А. Резваном, А.В. Малашенко, А.И. Колесниковым, М.А. Заборовым и др. Широкое распространение получили тенденции к историко-философским обобщениям в теориях родоначальников европейского исламоведения А. Массе и У. Монтгомери. Но они сконцентрировались только на классическом исламе, в целом же вопросы взаимосвязи ислама и политики оставались за рамками рассмотрения.
Кратко суммируя отрицательные стороны западного исламоведения, по нашему мнению, следует подчеркнуть следующие: религиозная
нетерпимость, неприятие и пренебрежительное отношение к религии ислама, его первоисточникам и личности основателя. Эти особенности являются последствиями раскола христианства, который послужил причиной его вовлечения в политические и расовые противоречия, последствия которых привели к тому, что основные догмы большинства его направлений стали приспосабливаться к политическим интересам.
В конце ХХ - начале XXI вв. значительно выросла география и тематика отечественного исламоведения. Опубликовано большое количество научных исследований, посвященных теме современного состояния мусульманского Востока, а так же места и роли ислама в общественно-политической, духовной и интеллектуальной жизни мусульманских стран. Монографии и статьи современных отечественных исследователей (Г.М. Керимова, А.В. Кудрявцева, А.К. Султангалиевой, Р.М. Шариповой, И.В. Кудряшовой, И.П. Добаева и др.) представляют оригинальные подходы к решению проблем типологии различных направлений мусульманской мысли нового и новейшего времени, анализа философских, социальных и политических идей, получивших распространение в странах мусульманского мира.
В работах отечественных исламоведов Г.С. Евремова, Л.М. Ефимова, С.А. Кирилина, В.Н. Киселева, Т.Т. Милославской представлены исследования причин активизации в 70-80-х гг. ХХ в. социально-политических движений под лозунгами очищения ислама и джихада. Одно из важных мест в трудах ученых заняла тема «исламской революции» 1978-1979 гг. в Иране. Анализ ее причин и последствий позволил раскрыть сущность религиозного фундаментализма в ряде арабских стран, особенно в связи с деятельностью организации «Братья-мусульмане».
Следует так же отметить большой методологический вклад в разработку проблем взаимоотношения ислама и политики, ислама и национализма известных ученых-исламоведов советского периода: А.Б. Борисова, Л.М. Баширова, А.В. Коровикова, З.И. Левина, Н.Г. Прусова, Е.С. Сулимова, М.С. Капицы, А.В. Малашенко и др. Работы советских авторов публиковались в период «исламского бума» в международных вопросах и после него.
Следует обратить внимание на тот факт, что в многочисленных исследованиях посвященных вопросам содержания и эволюции социальной доктрины ислама отводиться сравнительно незначительное место изучению исламской концепции войны и мира как составной части социальной доктрины. В наименьшей степени исследована проблема эволюции понятий джихад и газават (набег), как ключевых категорий концепции войны и мира в исламе. Исключением в этом плане являются проблемы связанные с сущностью и правовыми нормами джихада.
Значимым аспектом проблемы, требующим дальнейшей разработки в рамках рассматриваемых нами вопросов, является проблема роли международных исламских организаций в деле укрепления мира и международной безопасности, а также вопросы о правах человека в исламском вероучении в условиях вооруженных столкновений и войн. Отдельные стороны данной проблемы освещены в работах А. Ахмедова, К.А. Меркулова, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко и других. Однако следует отметить, что проблемы эволюции в решении религией ислама проблем войны и мира продолжают оставаться открытыми и в наши дни.
Философский анализ толкований проблем войны и мира в современной теологической мысли (как мусульманской, так и христианской) отражен в работах К.А. Паюсова (особенности современных богословских концепций войны и мира), В.И. Лубского (генезис проблем войны и мира в истории теологии), П.Л. Яроцкого (глобальные проблемы современности в их эсхатологическом толковании), А.Н. Колодного (выявление сущности и выяснение особенностей современного богословия мира), В.К. Танчера (проблема войны и мира в современных социальных доктринах церквей) и других отечественных исследователей.
Значительный интерес для нашего исследования представляют философско-религиоведческие, философско-антропологические
исследования природы религии и роли духовно-религиозных процессов в исторической и современной социокультурной динамике и таких ее форм как миф, народная культура, знаково-символические системы, коллективная психология и идеология, представленные в работах современных зарубежных и отечественных философов, религиоведов и культурологов: С.С. Аверинцева, Р. Барта, Л.С. Васильева, В.И. Гараджи, Г.Д. Гачева, Я.Э. Голосовкера, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, К.Г. Доусона, Б. Луиса, Дж. Лукача, Г.В. Драча, Н.С. Капустина, А.И. Крывелева, С.Д. Лебедева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, Л.Н. Митрохина, В.П. Римского, А. Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, М.А. Шенкао, О. Шпенглера, Д.Н. Угриновича, М. Элиаде, И.Н. Яблокова и многих других.
Актуальность проблемы и степень ее разработанности обусловили объект, предмет и цель исследования, которые определил диссертант.
Объект исследования - вероучение и культовая практика ислама, их связь с жизнедеятельностью человека и народов мусульманского цивилизационного ареала.
Предметом исследования является развитие проблем войны и мира в традиционном исламе, особенности современной исламской доктрины войны и мира.
Цель и задачи исследования: основной целью диссертационного исследования является философско-антропологическая и философско- религиоведческая реконструкция и интерпретация ментально-антропологических смыслов войны и мира в контексте культурно-антропологических парадигм ислама в современном мире.
Задачи исследования в соответствии с его общим замыслом состоят в следующем:
• выявить религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• проследить эволюцию антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявить ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• проанализировать ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно-террористических) движений ислама.
Теоретико-методологические основы исследования: Специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его решению. Философско-религиоведческий и философско-антропологический анализ данной проблемы предполагает осуществление исследования средствами понятийного аппарата с использованием сравнительно-исторического, социокультурного, историко-генетического, логического,
историко-типологического анализа, культурно-антропологического и социально-психологического методов.
Научная новизна исследования: Проблемы, исследованные в диссертации, в таком комплексном сочетании и так последовательно в отечественной литературе не рассматривались, что и определило следующие моменты научной новизны:
• выявлены религиозно-философские и теологические основания антропологии войны и мира в раннем исламе;
• рассмотрена эволюция антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама;
• выявлены ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии исламского фундаментализма;
• выделены основные ментально-антропологические смыслы войны и мира в идеологии и практике сектантских (религиозно¬террористических) движений ислама.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для углубленного и конструктивного понимания исламского вероучения, в частности социальной концепции ислама. Выводы и положения диссертации намечают перспективы новых исследований исторического прошлого и современного состояния ислама, способствуют пониманию особенностей и характера отношений ислама и политики, роли и места ислама в современном мире, а также позволят моделировать процессы, как в глобальном мировом масштабе, так и в контексте России.
Результаты работы могут быть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философии, религиоведению и теологии. Возможно применение содержательных моментов исследования в политических технологиях, в управленческой деятельности властных структур, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Апробация результатов работы. При подготовке основных положений и выводов диссертационного исследования были использованы материалы выступлений на научных конференций различного уровня, а также публикации в научных журналах и сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 100 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 74 страницах.
Комплексное исследование обширной литературы мусульманских, западных и отечественных авторов о проблемах войны и мира в исламе позволило сделать следующие выводы.
Исследовав труды представителей арабо-исламской средневековой философии (аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Сина, Ибн Халдун), можно утверждать, что проблемы войны и мира занимают важное место в их воззрениях. Всесторонняя разработка различных аспектов проблематики войны и мира оказала влияние на развитие социально-политических идей на мусульманском Востоке. Рассмотренные арабо-язычными философами морально-этические аспекты вопросов войны и мира заложили фундамент исламской антропологии войны и мира.
На основе реконструкции особенностей исламского учения о человеке можно сделать вывод о том, что его специфическая сущность заключается в деятельной активности, понимаемой нами как активная жизненная позиция мусульманина, направленная на служение Аллаху и установления норм мирового порядка и нравственности. Исламская антропология утверждает практический, деятельный гуманизм в качестве основной формы и способа служения Аллаху. Суть последнего не в отрицании, а в постоянном сознательном нравственном выборе, сопряженного с нравственной ответственностью личности.
Эсхатологическое учение раннего ислама создает условия для устремления верующих активно действовать в земной жизни, имеющие цель приблизить пророчества Мухаммеда, что и осуществлялось практикой прозелитизма и насильственного обращения в ислам. Вместе с тем, мы не видим существенных подтверждений стереотип об исламе как крайне воинственной и нетерпимой религии, который сформировался в обыденном сознании западного мира. Коран содержит идеи миролюбия, призывы к кротости и терпению, уважению к человеческой жизни, недопустимость войн между мусульманами, требование идти навстречу своим противникам в деле заключения мирного договора и т.д.
Исследование эволюции антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама, позволило выделить характерные для нее ментально-антропологические смыслы войны и мира: признание ведения «священной войны» (джихада) долгом мусульманина; деление человечества на праведных (мусульман) и неправедных (иноверцев), подлежащих обращению любыми путями, не исключая насильственный; тем не менее, джихад в традиционном исламе, в отличие от фундаментализма, рассматривается в большей степени как усилие над собой, а не насилие над другими, а «малый джихад» («джихад в форме меча») - как оборонительная война, направленная против притеснения мусульман. Однако в условиях серьезных социальных потрясений (характерных для начала XXI столетия) позиции традиционалистов в отношении джихада могут смыкаться с воззрениями фундаменталистов.
Обращение к исследованию идеологии исламского фундаментализма позволило выделить следующие ментально-антропологические смыслы войны и мира: опора на Коран, при буквальном его понимании, отрицание других законов и стандартов; идея дихотомии мира, полярности добра и зла («кто не с нами тот против нас»); обоснование необходимости захвата власти и установления и поддержания на земле общества, построенного согласно законам, ниспосланным Аллахом; хакимийя и тотальный характер ислама как основа теории и практики общественно-политического устройства; возможность насильственных методов.
Проведенный анализ идеологии и практики исламского сектантства в лице его главных представителей - движение Талибан, Аль-Каида, группировка «Исламское государство» - позволил выделить характерные для них ментально-антропологические смыслы войны и мира: обращение к концепции джихада и признание его шестым и основным столпом веры; представление террористической деятельности как формы служения Аллаху и личного спасения (в религиозном понимании); обращение к принципу такфир (обвинение в неверии) в полемике с другими исламскими конфессиями. Что позволяет сделать вывод о том, что идеология исламского сектантства имеет не только антизападную направленность, но в первую очередь несет в себе опасность для исламской цивилизации и традиционного ислама в целом, как культуросозидающей религии и имеет деструктивную направленность
Исследовав труды представителей арабо-исламской средневековой философии (аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Сина, Ибн Халдун), можно утверждать, что проблемы войны и мира занимают важное место в их воззрениях. Всесторонняя разработка различных аспектов проблематики войны и мира оказала влияние на развитие социально-политических идей на мусульманском Востоке. Рассмотренные арабо-язычными философами морально-этические аспекты вопросов войны и мира заложили фундамент исламской антропологии войны и мира.
На основе реконструкции особенностей исламского учения о человеке можно сделать вывод о том, что его специфическая сущность заключается в деятельной активности, понимаемой нами как активная жизненная позиция мусульманина, направленная на служение Аллаху и установления норм мирового порядка и нравственности. Исламская антропология утверждает практический, деятельный гуманизм в качестве основной формы и способа служения Аллаху. Суть последнего не в отрицании, а в постоянном сознательном нравственном выборе, сопряженного с нравственной ответственностью личности.
Эсхатологическое учение раннего ислама создает условия для устремления верующих активно действовать в земной жизни, имеющие цель приблизить пророчества Мухаммеда, что и осуществлялось практикой прозелитизма и насильственного обращения в ислам. Вместе с тем, мы не видим существенных подтверждений стереотип об исламе как крайне воинственной и нетерпимой религии, который сформировался в обыденном сознании западного мира. Коран содержит идеи миролюбия, призывы к кротости и терпению, уважению к человеческой жизни, недопустимость войн между мусульманами, требование идти навстречу своим противникам в деле заключения мирного договора и т.д.
Исследование эволюции антропологии войны и мира в идеологии и практике традиционалистской культурно-антропологической парадигмы ислама, позволило выделить характерные для нее ментально-антропологические смыслы войны и мира: признание ведения «священной войны» (джихада) долгом мусульманина; деление человечества на праведных (мусульман) и неправедных (иноверцев), подлежащих обращению любыми путями, не исключая насильственный; тем не менее, джихад в традиционном исламе, в отличие от фундаментализма, рассматривается в большей степени как усилие над собой, а не насилие над другими, а «малый джихад» («джихад в форме меча») - как оборонительная война, направленная против притеснения мусульман. Однако в условиях серьезных социальных потрясений (характерных для начала XXI столетия) позиции традиционалистов в отношении джихада могут смыкаться с воззрениями фундаменталистов.
Обращение к исследованию идеологии исламского фундаментализма позволило выделить следующие ментально-антропологические смыслы войны и мира: опора на Коран, при буквальном его понимании, отрицание других законов и стандартов; идея дихотомии мира, полярности добра и зла («кто не с нами тот против нас»); обоснование необходимости захвата власти и установления и поддержания на земле общества, построенного согласно законам, ниспосланным Аллахом; хакимийя и тотальный характер ислама как основа теории и практики общественно-политического устройства; возможность насильственных методов.
Проведенный анализ идеологии и практики исламского сектантства в лице его главных представителей - движение Талибан, Аль-Каида, группировка «Исламское государство» - позволил выделить характерные для них ментально-антропологические смыслы войны и мира: обращение к концепции джихада и признание его шестым и основным столпом веры; представление террористической деятельности как формы служения Аллаху и личного спасения (в религиозном понимании); обращение к принципу такфир (обвинение в неверии) в полемике с другими исламскими конфессиями. Что позволяет сделать вывод о том, что идеология исламского сектантства имеет не только антизападную направленность, но в первую очередь несет в себе опасность для исламской цивилизации и традиционного ислама в целом, как культуросозидающей религии и имеет деструктивную направленность
Подобные работы
- АНТРОПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ В ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ ИСЛАМА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Религиозное мышление в постсекулярную эпоху: деконструкция и теология
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О РОЛИ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ И
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



