ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ. XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
|
Введение 3
Глава I. Внешняя политика США в отношении стран Южной Азии в конце XX - начале XXI вв.: теоретический аспект 12
1.1. Внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском
регионе 12
1.2. Инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП) 21
1.3. Очаги внутренней нестабильности в ИРП и основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков 29
Глава II. Пакистан во внешней политике США в начале XXI в: основные на-
правления сотрудничества и анализ их результативности 42
2.1. Проект «АфПак» во внешней политике администрации Б. Обамы (2009¬
2017): практика реализации и оценка СМИ 42
2.2. Вашингтон - Исламабад: проблемы военно-политической безопасности в
отношениях 54
2.3. Экономические проекты с участием Исламабада, лоббируемые США в
Южной и Центральной Азии 59
Заключение 72
Библиография
Глава I. Внешняя политика США в отношении стран Южной Азии в конце XX - начале XXI вв.: теоретический аспект 12
1.1. Внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском
регионе 12
1.2. Инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП) 21
1.3. Очаги внутренней нестабильности в ИРП и основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков 29
Глава II. Пакистан во внешней политике США в начале XXI в: основные на-
правления сотрудничества и анализ их результативности 42
2.1. Проект «АфПак» во внешней политике администрации Б. Обамы (2009¬
2017): практика реализации и оценка СМИ 42
2.2. Вашингтон - Исламабад: проблемы военно-политической безопасности в
отношениях 54
2.3. Экономические проекты с участием Исламабада, лоббируемые США в
Южной и Центральной Азии 59
Заключение 72
Библиография
Актуальность темы исследования. Южная Азия представляет собой регион, в котором всегда переплетались интересы таких держав, как США, Китая, России. Его характеризуют контрастность и глубокая дифференциация на уровне экономических, военно-политических показателей и пр. Кроме того, южноазиатский регион отличают сложные в исторической ретроспективе, связи между его участниками. Так, например, мы можем проследить исторически сложившиеся (по большей части конфликтные) отношения между Индией и Пакистаном, нерешенный затянувшийся афганский вопрос, а так же формирование «очага нестабильности», связанного с возможностью распространения и применения ядерного оружия и т.д.
Одной из наиболее «горячих и опасных точек» региона с позиции выше обозначенных проблем, является Пакистан. Он имеет относительно небольшую историю самостоятельного развития, поскольку получил независимость только в 1947 г. Однако, несмотря на этот факт, в ИРП существует огромное количество внутренних противоречий, начиная от тенденций к этническому сепаратизму, исламскому радикализму, терроризму, заканчивая постоянной борьбой за власть между гражданскими и военными силами, нехваткой водных ресурсов, низкой грамотностью населения. Особняком стоит территориальный конфликт, который во многом определяет внешнюю и внутреннюю политику государства.
Политика официального Вашингтона еще с периода «холодной войны» отличалась крайней степенью заинтересованности в своем присутствии и до-минировании в южноазиатском регионе. Однако, как известно, после событий сентября 2001 г. она и вовсе приобрела бескомпромиссный характер. Под предлогом борьбы с терроризмом и его дальнейшим распространением в регионе, США с «завидной долей постоянства», руководствуясь геополитическими амбициями и интересами, вмешиваются во внутренние дела государств, не считаясь с мнением международного сообщества и нормами международного права. Во многом это мотивируется тем, что «США - единственная сверхдержава, великая с точки зрения своей судьбы и предназначения» и ее миссия состоит в «защите американской нации любыми способами и средствами» .
Таким образом, в разные периоды американо-пакистанских отношений Соединенные Штаты меняли свое видение значимости Пакистана для их стратегических целей. Наглядным примером этому были урезание финансовой помощи, в большинстве военной, и, напротив, поддержка в виде рекордных сумм. В политике это проявлялось в присвоении различных статусов Пакистану, например, основной партнер вне НАТО. В то же время и сам Пакистан не был ориентирован только на США: оставаясь во внимании Стратегий Национальной Безопасности США, он активно сотрудничал с Китаем и Россией, участвовал в таких форматах как ШОС и «Душанбинская четверка». Новым видением места Пакистана в регионе стал американский проект «АфПак». Он был призван решить террористическую проблему, объединив в себе два государства и упростив военные действия США и НАТО. Данная стратегия вызвала недовольство жителей и правительств Афганистана и Пакистана, мировых СМИ, критику аналитиков.
Рассмотрение отношений между США и Пакистаном позволяет лучше понять процессы и явления, происходящие на современном этапе в Южной Азии, регионе, находящемся недалеко от южных границ Российской Федерации, а также имеет важный теоретический аспект. В условиях глобализации на уровне двусторонних отношений очень важно каждой стороне реализовывать на практике свои взгляды на устройство государства и общества, учитывая и уважая интересы других.
Объектом исследования является внешняя политика США в Южной Азии в кон. XX -нач.ХХ1 вв.
Предметом исследования являются основные этапы и направления американо-пакистанских отношений (кон. 1990 - 2000 - е гг.).
Хронологические рамки нашей работы охватывают рубеж XX-XXI вв., а именно 1994 - 2017 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен разработкой и принятием Администрацией США новой стратегии национальной безопасности, в которой были обозначены принципиально новые интересы и цели Вашингтона в регионе Южная Азия и собственно в Паки-стане. Верхняя граница работы ограничена 20 января 2017 г., когда завершился президентский срок Б. Обамы.
В работе также присутствуют некоторые отклонения от выше обозначенных хронологических рамок, что обусловлено неизбежным обращением к историческим событиям XX столетия.
Географические рамки нашей работы охватывают южноазиатский регион. Однако в силу отведенной администрацией США Пакистану роли «географического перекрестка» в системе выстраиваемых Вашингтоном связей между Южной и Центральной Азией, нами был рассмотрен по некоторым аспектам и центральноазиатский регион.
Цель исследования: изучить особенности внешней политики США в отношении Южной Азии в конце XX - начале XXI вв. и проанализировать ее результативность в отношении ИРП.
Исходя из поставленной нами цели, был определен ряд необходимых для ее реализации, задач:
1. Изучить внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском регионе.
2. Выявить инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП).
3. Рассмотреть очаги внутренней нестабильности в ИРП и проанализировать основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков.
4. Проследить практику реализации американского проекта «АфПак» и проанализировать его оценку со стороны СМИ.
5. Обозначить и рассмотреть проблемы военно-политической безопасности в американо-пакистанских отношениях.
6. Изучить экономические проекты с участием Пакистана, лоббируемые США в Южной и Центральной Азии.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются как общенаучные, так и специальные методы. Среди первых - методы описания, синтеза и анализа, позволившие рассмотреть этапы американо-пакистанских отношений и выявить направления, интересы и приоритеты внешней политики США в Южной Азии, а также изучить главные очаги не-стабильности в Пакистане и регионе. Ко второй группе методов, используемых нами, можно отметить - контент - анализ, который способствовал выявлению определенных тенденций во внешнеполитических нормативно - правовых документах США, посвященных Южной Азии; проблемно-хронологический, статистический и др.
Кроме выше обозначенных методов, в работе был использован системный подход, который позволил провести комплексный анализ всех изучаемых нами аспектов двусторонних отношений.
Степень изученности проблемы, несмотря на ее актуальность и значимость, довольно низкая. Согласно специфике темы, в основном ей посвящены работы различных американских аналитических центров, изучающих международные отношения, например, Центра стратегических и международных исследований , стратегического исследовательского центра РЭНД , службы исследований Конгресса .
Несомненную помощь оказали работы ученых, посвященные проблемам сотрудничества США и Пакистана. Так, работы Белокреницкого В.Я.5 позволили подробно узнать не только о внутриполитических аспектах развития Пакистана, но и обо всем комплексе отношений совершенно отличающихся друг от друга государств Южной Азии. Внутренним угрозам стабильности посвящены статьи Хашханова А.И., Пиллаламарри А. В своих работах Лаумулин М. и Алдубашева Ж.М. анализируют Стратегии Национальной Безопасности США. Проблемы развития региона и его безопасности описаны Мегораном Н. и Хезершоу Дж., Коргуном В.Г. Непосредственно американо-пакистанские отношения изучали Кронштадт А. и Бхаттачарья С. Проект «АфПак» анализировали такие ученые, как Тереньтев А., Фененко А., Хак Н. и Захра Н., Хан Р. Теоретические сведения и методы внешней политики США изложены в работах Гукасова А.В., Тэйфера М. Ф., Уолтса К. Отношениям Пакистана с Китаем, Россией и государствами Центральной Азии посвящена статья Рахмана Ф. Она дает возможность подробно изучить интересы внешней политики Пакистана.
В целом, данная историографическая база, позволяет проанализировать внешнюю политику США в регионе и ее специфику; особенности развития Южной Азии и Пакистана на современном этапе; динамику американо-пакистанских отношений по ряду проблемных вопросов.
Источниковую базу нашей работы составили опубликованные официальные документы Архивов Государственного Департамента США разных администраций. Наиболее интересными в рамках изучаемого нами периода, стали: тексты и видеозаписи выступлений глав государств США (У. Дж. Клинтон, Дж. Буш-младший, Б. Обама ) и официальных представителей Вашингтона в регионе и Пакистане25; пресс-релизы пакистанского МИД по итогам встреч с представителями США.
Отдельную группу документов составляют теоретические наработки Администраций США, представляющие доктринальное оформление внешне-политического курса Вашингтона. Среди них - Стратегии Национальной Безопасности (1994 - 2015) и Военные Доктрины США (1995 - 2015). Они позволили прояснить основные направления интересов и приоритетов США в регионе, а также проследить возможный инструментарий, предназначенный для непосредственной реализации внешней политики.
В процессе исследования нами также были изучены статьи мировых СМИ29 по различным аспектам стратегии «АфПак». Это помогло понять восприятие данного проекта мировым сообществом и экспертами.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Одной из наиболее «горячих и опасных точек» региона с позиции выше обозначенных проблем, является Пакистан. Он имеет относительно небольшую историю самостоятельного развития, поскольку получил независимость только в 1947 г. Однако, несмотря на этот факт, в ИРП существует огромное количество внутренних противоречий, начиная от тенденций к этническому сепаратизму, исламскому радикализму, терроризму, заканчивая постоянной борьбой за власть между гражданскими и военными силами, нехваткой водных ресурсов, низкой грамотностью населения. Особняком стоит территориальный конфликт, который во многом определяет внешнюю и внутреннюю политику государства.
Политика официального Вашингтона еще с периода «холодной войны» отличалась крайней степенью заинтересованности в своем присутствии и до-минировании в южноазиатском регионе. Однако, как известно, после событий сентября 2001 г. она и вовсе приобрела бескомпромиссный характер. Под предлогом борьбы с терроризмом и его дальнейшим распространением в регионе, США с «завидной долей постоянства», руководствуясь геополитическими амбициями и интересами, вмешиваются во внутренние дела государств, не считаясь с мнением международного сообщества и нормами международного права. Во многом это мотивируется тем, что «США - единственная сверхдержава, великая с точки зрения своей судьбы и предназначения» и ее миссия состоит в «защите американской нации любыми способами и средствами» .
Таким образом, в разные периоды американо-пакистанских отношений Соединенные Штаты меняли свое видение значимости Пакистана для их стратегических целей. Наглядным примером этому были урезание финансовой помощи, в большинстве военной, и, напротив, поддержка в виде рекордных сумм. В политике это проявлялось в присвоении различных статусов Пакистану, например, основной партнер вне НАТО. В то же время и сам Пакистан не был ориентирован только на США: оставаясь во внимании Стратегий Национальной Безопасности США, он активно сотрудничал с Китаем и Россией, участвовал в таких форматах как ШОС и «Душанбинская четверка». Новым видением места Пакистана в регионе стал американский проект «АфПак». Он был призван решить террористическую проблему, объединив в себе два государства и упростив военные действия США и НАТО. Данная стратегия вызвала недовольство жителей и правительств Афганистана и Пакистана, мировых СМИ, критику аналитиков.
Рассмотрение отношений между США и Пакистаном позволяет лучше понять процессы и явления, происходящие на современном этапе в Южной Азии, регионе, находящемся недалеко от южных границ Российской Федерации, а также имеет важный теоретический аспект. В условиях глобализации на уровне двусторонних отношений очень важно каждой стороне реализовывать на практике свои взгляды на устройство государства и общества, учитывая и уважая интересы других.
Объектом исследования является внешняя политика США в Южной Азии в кон. XX -нач.ХХ1 вв.
Предметом исследования являются основные этапы и направления американо-пакистанских отношений (кон. 1990 - 2000 - е гг.).
Хронологические рамки нашей работы охватывают рубеж XX-XXI вв., а именно 1994 - 2017 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен разработкой и принятием Администрацией США новой стратегии национальной безопасности, в которой были обозначены принципиально новые интересы и цели Вашингтона в регионе Южная Азия и собственно в Паки-стане. Верхняя граница работы ограничена 20 января 2017 г., когда завершился президентский срок Б. Обамы.
В работе также присутствуют некоторые отклонения от выше обозначенных хронологических рамок, что обусловлено неизбежным обращением к историческим событиям XX столетия.
Географические рамки нашей работы охватывают южноазиатский регион. Однако в силу отведенной администрацией США Пакистану роли «географического перекрестка» в системе выстраиваемых Вашингтоном связей между Южной и Центральной Азией, нами был рассмотрен по некоторым аспектам и центральноазиатский регион.
Цель исследования: изучить особенности внешней политики США в отношении Южной Азии в конце XX - начале XXI вв. и проанализировать ее результативность в отношении ИРП.
Исходя из поставленной нами цели, был определен ряд необходимых для ее реализации, задач:
1. Изучить внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском регионе.
2. Выявить инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП).
3. Рассмотреть очаги внутренней нестабильности в ИРП и проанализировать основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков.
4. Проследить практику реализации американского проекта «АфПак» и проанализировать его оценку со стороны СМИ.
5. Обозначить и рассмотреть проблемы военно-политической безопасности в американо-пакистанских отношениях.
6. Изучить экономические проекты с участием Пакистана, лоббируемые США в Южной и Центральной Азии.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются как общенаучные, так и специальные методы. Среди первых - методы описания, синтеза и анализа, позволившие рассмотреть этапы американо-пакистанских отношений и выявить направления, интересы и приоритеты внешней политики США в Южной Азии, а также изучить главные очаги не-стабильности в Пакистане и регионе. Ко второй группе методов, используемых нами, можно отметить - контент - анализ, который способствовал выявлению определенных тенденций во внешнеполитических нормативно - правовых документах США, посвященных Южной Азии; проблемно-хронологический, статистический и др.
Кроме выше обозначенных методов, в работе был использован системный подход, который позволил провести комплексный анализ всех изучаемых нами аспектов двусторонних отношений.
Степень изученности проблемы, несмотря на ее актуальность и значимость, довольно низкая. Согласно специфике темы, в основном ей посвящены работы различных американских аналитических центров, изучающих международные отношения, например, Центра стратегических и международных исследований , стратегического исследовательского центра РЭНД , службы исследований Конгресса .
Несомненную помощь оказали работы ученых, посвященные проблемам сотрудничества США и Пакистана. Так, работы Белокреницкого В.Я.5 позволили подробно узнать не только о внутриполитических аспектах развития Пакистана, но и обо всем комплексе отношений совершенно отличающихся друг от друга государств Южной Азии. Внутренним угрозам стабильности посвящены статьи Хашханова А.И., Пиллаламарри А. В своих работах Лаумулин М. и Алдубашева Ж.М. анализируют Стратегии Национальной Безопасности США. Проблемы развития региона и его безопасности описаны Мегораном Н. и Хезершоу Дж., Коргуном В.Г. Непосредственно американо-пакистанские отношения изучали Кронштадт А. и Бхаттачарья С. Проект «АфПак» анализировали такие ученые, как Тереньтев А., Фененко А., Хак Н. и Захра Н., Хан Р. Теоретические сведения и методы внешней политики США изложены в работах Гукасова А.В., Тэйфера М. Ф., Уолтса К. Отношениям Пакистана с Китаем, Россией и государствами Центральной Азии посвящена статья Рахмана Ф. Она дает возможность подробно изучить интересы внешней политики Пакистана.
В целом, данная историографическая база, позволяет проанализировать внешнюю политику США в регионе и ее специфику; особенности развития Южной Азии и Пакистана на современном этапе; динамику американо-пакистанских отношений по ряду проблемных вопросов.
Источниковую базу нашей работы составили опубликованные официальные документы Архивов Государственного Департамента США разных администраций. Наиболее интересными в рамках изучаемого нами периода, стали: тексты и видеозаписи выступлений глав государств США (У. Дж. Клинтон, Дж. Буш-младший, Б. Обама ) и официальных представителей Вашингтона в регионе и Пакистане25; пресс-релизы пакистанского МИД по итогам встреч с представителями США.
Отдельную группу документов составляют теоретические наработки Администраций США, представляющие доктринальное оформление внешне-политического курса Вашингтона. Среди них - Стратегии Национальной Безопасности (1994 - 2015) и Военные Доктрины США (1995 - 2015). Они позволили прояснить основные направления интересов и приоритетов США в регионе, а также проследить возможный инструментарий, предназначенный для непосредственной реализации внешней политики.
В процессе исследования нами также были изучены статьи мировых СМИ29 по различным аспектам стратегии «АфПак». Это помогло понять восприятие данного проекта мировым сообществом и экспертами.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Изучив Стратегии Национальной Безопасности США рубежа XX-XXI вв., мы пришли к выводу о том, что Южная Азия играет большую роль во внешнеполитических планах Соединенных Штатов. В соответствии с официальными документами, США задействованы в решении проблем стран региона. Например, предлагалось разрешить афганский вопрос через сотрудничество с Пакистаном. Также, отмечается стремление Штатов установить стабильные отношения между Индией и Пакистаном, в том числе из-за угрозы применения ядерного оружия. Однако жители Пакистана считают США главным дестабилизатором страны и региона.
В целом, американо-пакистанские отношения на рубеже веков можно охарактеризовать как неоднозначные. Тесное сотрудничество двух государств (в свое время) в противовес СССР и позднее в рамках операции США в Афганистане сменялось периодами вплоть до разрыва торговых отношений. В самом Пакистане мы можем наблюдать «взрывоопасные» очаги не-стабильности, например, исламскую радикализацию общества, в частности, военных, исламский экстремизм, терроризм, угрозу распространения и применения ядерного оружия, этносепаратизм, постоянную борьбу за власть.
Военное сотрудничество двух стран прошло разные этапы, от тесного взаимодействия до введения санкций со стороны США. Ярким новшеством в период правления Б. Обамы было создание проекта «АфПак». Он вызвал многочисленные противоречия между Соединенными Штатами, Афганистаном, Пакистаном. Было затронуто общественное мнение этих государств, Индии и мировых СМИ. Безусловно, он упрощал военные действия США, однако это объединение не учитывало интересы, историю, особенности Афганистана и Пакистана, мнения их руководств и жителей. Некоторые эксперты предлагают Штатам сфокусироваться на инвестировании Пакистана и создать комплексный подход противодействия экстремизму. Также, отмечается необходимость всеобъемлющей стратегии, ориентированной на Пакистан. Это поможет обеспечить безопасность США.
Однако, неоспоримы факты вмешательства США во внутренние дела Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии. В официальных документах Штатов эти государства занимали первые позиции. Они стремились «помочь» государствам разных регионов в борьбе с терроризмом и уничтожением «недемократических» режимов. Сегодня, мы являемся свидетелями разрушенной Ливии, которая существует только на карте, создания запрещенной в РФ ИГИЛ на территориях Сирии и Ирака, только около 60 % своей территории контролирует Афганистан, занимающий по индексу человеческого развития (ИЧР) 171 место из 188 стран. Пакистан был партнером США, но сейчас мы видим изменение его внешнеполитического курса в сторону Китая.
Так, необходимо отметить, что данный регион привлекает внимание мировых и региональных игроков. Политика сверхдержав динамично меняется в этом регионе. Мы можем видеть как различные конфигурации отношений сменяют друг друга. США пытаются снизить влияние России и Китая в регионе, при этом, иногда сотрудничают с ними. По причине постоянно меняющихся приоритетов в использовании инструментария внешней поли-тики, Вашингтон неоднозначен в своих действиях.
Таким образом, изучив внешнюю политику США в Пакистане, мы можем говорить об огромном количестве противоречивых методов и заявлений правительства США в кон. XX - нач. XXI вв. Привлекательную картину создают цели, обозначенные в Стратегиях Национальной Безопасности. Но данные о жертвах среди мирного населения не прописываются и не учитываются при составлении таких документов.
Экономическая подсистема отношений с Пакистаном большой роли для США не играла. Финансово-экономическая поддержка, военно-техническое сотрудничество в первую очередь были средством, укрепляющим взаимопонимание между Вашингтоном и Исламабадом по другим, более значимым для США, вопросам. Для США ведущую роль играли вопросы обеспечения собственной безопасности и реализация геополитических интересов, которые часто шли рука об руку. Однако Вашингтон интересуют энергетические проекты, территориально охватывающие Центральную и Южную Азию. Например, у них свое видение Нового Шелкового Пути. Штаты активно финансируют такие экономические проекты, как CASA-1000, ТУТАП и ТАПИ.
Проанализировав внешнеполитические документы и их реальное воплощение Соединенными Штатами, мы можем наблюдать лишь частичное их выполнение. Так, все проблемы, с которыми Вашингтон боролся, остались. Мы не можем говорить о победе над терроризмом и наркотрафиком, над установлением демократических режимов. Однако, неоспорим факт важности Южной и Центральной Азии во внешнеполитических планах Штатов. Изучив, этапы американо-пакистанских отношений, мы увидели, насколько контрастными они были. Сегодня, политика президента США говорит о «похолодании» связей с Исламабадом, при этом, Д. Трамп уделяет внимание данному государству, что означает не безразличие и некую преемственность в Белом доме.
В целом, американо-пакистанские отношения на рубеже веков можно охарактеризовать как неоднозначные. Тесное сотрудничество двух государств (в свое время) в противовес СССР и позднее в рамках операции США в Афганистане сменялось периодами вплоть до разрыва торговых отношений. В самом Пакистане мы можем наблюдать «взрывоопасные» очаги не-стабильности, например, исламскую радикализацию общества, в частности, военных, исламский экстремизм, терроризм, угрозу распространения и применения ядерного оружия, этносепаратизм, постоянную борьбу за власть.
Военное сотрудничество двух стран прошло разные этапы, от тесного взаимодействия до введения санкций со стороны США. Ярким новшеством в период правления Б. Обамы было создание проекта «АфПак». Он вызвал многочисленные противоречия между Соединенными Штатами, Афганистаном, Пакистаном. Было затронуто общественное мнение этих государств, Индии и мировых СМИ. Безусловно, он упрощал военные действия США, однако это объединение не учитывало интересы, историю, особенности Афганистана и Пакистана, мнения их руководств и жителей. Некоторые эксперты предлагают Штатам сфокусироваться на инвестировании Пакистана и создать комплексный подход противодействия экстремизму. Также, отмечается необходимость всеобъемлющей стратегии, ориентированной на Пакистан. Это поможет обеспечить безопасность США.
Однако, неоспоримы факты вмешательства США во внутренние дела Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии. В официальных документах Штатов эти государства занимали первые позиции. Они стремились «помочь» государствам разных регионов в борьбе с терроризмом и уничтожением «недемократических» режимов. Сегодня, мы являемся свидетелями разрушенной Ливии, которая существует только на карте, создания запрещенной в РФ ИГИЛ на территориях Сирии и Ирака, только около 60 % своей территории контролирует Афганистан, занимающий по индексу человеческого развития (ИЧР) 171 место из 188 стран. Пакистан был партнером США, но сейчас мы видим изменение его внешнеполитического курса в сторону Китая.
Так, необходимо отметить, что данный регион привлекает внимание мировых и региональных игроков. Политика сверхдержав динамично меняется в этом регионе. Мы можем видеть как различные конфигурации отношений сменяют друг друга. США пытаются снизить влияние России и Китая в регионе, при этом, иногда сотрудничают с ними. По причине постоянно меняющихся приоритетов в использовании инструментария внешней поли-тики, Вашингтон неоднозначен в своих действиях.
Таким образом, изучив внешнюю политику США в Пакистане, мы можем говорить об огромном количестве противоречивых методов и заявлений правительства США в кон. XX - нач. XXI вв. Привлекательную картину создают цели, обозначенные в Стратегиях Национальной Безопасности. Но данные о жертвах среди мирного населения не прописываются и не учитываются при составлении таких документов.
Экономическая подсистема отношений с Пакистаном большой роли для США не играла. Финансово-экономическая поддержка, военно-техническое сотрудничество в первую очередь были средством, укрепляющим взаимопонимание между Вашингтоном и Исламабадом по другим, более значимым для США, вопросам. Для США ведущую роль играли вопросы обеспечения собственной безопасности и реализация геополитических интересов, которые часто шли рука об руку. Однако Вашингтон интересуют энергетические проекты, территориально охватывающие Центральную и Южную Азию. Например, у них свое видение Нового Шелкового Пути. Штаты активно финансируют такие экономические проекты, как CASA-1000, ТУТАП и ТАПИ.
Проанализировав внешнеполитические документы и их реальное воплощение Соединенными Штатами, мы можем наблюдать лишь частичное их выполнение. Так, все проблемы, с которыми Вашингтон боролся, остались. Мы не можем говорить о победе над терроризмом и наркотрафиком, над установлением демократических режимов. Однако, неоспорим факт важности Южной и Центральной Азии во внешнеполитических планах Штатов. Изучив, этапы американо-пакистанских отношений, мы увидели, насколько контрастными они были. Сегодня, политика президента США говорит о «похолодании» связей с Исламабадом, при этом, Д. Трамп уделяет внимание данному государству, что означает не безразличие и некую преемственность в Белом доме.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ.
XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
Главы к дипломным работам, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



