Введение 7
1. Роль информационных технологии в деятельности транспортного отдела предприятия 12
1.1 Информационные технологии в решении управленческих задач предприятия 12
1.2 Назначение автоматизированного рабочего места на предприятии 15
1.3 Характеристика деятельности и анализ организационной структуры предприятия 18
1.4 Необходимость автоматизации в транспортном отделе предприятия «Связь – безопасность » 22
1.5 Требования, предъявляемые к автоматизированному рабочему месту сотрудника транспортного отдела 24
1.6 Анализ готовых программных продуктов, автоматизации рабочего места сотрудника транспортного отдела. 25
Вывод по первому разделу 29
2 Выбор средств разработки автоматизированного рабочего места 30
2.1 Анализ программного и технического обеспечения предприятия 30
2.2 Определение требований к ресурсам разрабатываемой базы данных 33
2.3 Обоснование выбора средств разработки автоматизированного рабочего места 34
Выводы по второму разделу 41
3. Проектирование и разработка автоматизированного рабочего места сотрудника транспортного отдела 42
3.1 Моделирование бизнес-процессов транспортного отдела 42
3.2 Проектирование и разработка базы данных автоматизированного рабочего места менеджера транспортного отдела 51
3.3 Разработка Базы данных средствами MS SQL Server 2008 57
3.4 Разработка пользовательского интерфейса 61
3.5 Инструкция пользователя 64
3.6 Оценка экономической эффективности разработанного автоматизированного рабочего места сотрудника транспортного отдела 72
Выводы по разделу 3 76
Основным хранилищем информации о предметной области будет являться база данных, на основании этого была спроектирована модель база данных. 76
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение 1 82
Приложение 2 84
Приложение 3 105
Рост информатизации современного общества усиливает роль вычислительной техники в управленческих процессах. Применение возможностей вычислительной техники в процессе автоматизации обработки информации позволяет во много раз увеличить производительность труда, скорость обработки документации, а так же ускорить обмен управленческой информацией. В наше время достаточно сложно представить предприятие, не использующее вычислительную технику для контроля выполнения заказов и договоров, ведения бухгалтерского учета, подготовки деловых документов и т.д.
Современный уровень развития вычислительной техники позволяет эффективно и своевременно решать актуальные задачи предприятия, для этого создаются специальные комплексные автоматизированные системы управления. Они включают в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников, средства обмена информацией и коммуникации, другие средства и системы, позволяющие автоматизировать работу управленческого персонала
Создание АРМ позволяет эффективно и быстро обрабатывать большие потоки информации, имеющие определенную структуру, зависящую от особенностей применения, что позволяет осуществлять автоматизацию только тех функций, которые выполняются данным подразделением. Введение автоматизированных рабочих мест позволяет повысить скорость выполнения работ и увеличить их точность.
Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их как профессионально-ориентированные вычислительные системы, расположенные на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их деятельности.
Автоматизированные рабочие места применяются во всех сферах деятельности предприятий. Данная дипломная работа посвящена разработке автоматизированного рабочего места оператора на автотранспортном предприятии.
Самый распространённый вид транспорта на текущий момент - автомобильный. Грузовые автомобили перевозят практически все виды грузов, на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда успешно конкурируют с железнодорожным при перевозке ценных грузов, для которых важна скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.
По данным ГИБДД на начало 2013 года в России зарегистрировано около 50 млн. транспортных средств. Ежегодно их число увеличивается в среднем на 5,5%.
На сегодняшний день в стране существует множество автотранспортных предприятий (АТП) различной направленности: грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные), грузопассажирские, специальные (аварийные службы и др.). Так же АТП можно классифицировать по виду организации производственной деятельности:
• автобаза — некрупное автотранспортное предприятие, обычно является, вспомогательным подразделением крупного предприятия или организации.
• автоколонна (авто отряд) — группа автомобилей, работающая отдельно от основного автотранспортного предприятия.
• автокомбинат — комплексное АТП с большим количеством автомобилей, обычно от 700 и больше, состоящее из главного предприятия и филиалов, расположенных в различных районах обслуживания перевозками.
• автопарк — АТП имеющее техническую возможность проводить обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
С эксплуатацией автотранспорта на предприятии связан и специфический документооборот, продиктованный законодательством РФ, объем которого прямо пропорционален количеству автотранспорта на балансе предприятия.
Автоматизация процесса обработки информации и предоставления оперативных данных является актуальной для предприятия, осуществление деятельности которого связано с эксплуатацией автотранспорта.
В качестве объекта выпускной квалификационной работы рассматривается транспортный отдел филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области.
Предметом исследований выпускной квалификационной работы является процесс автоматизации деятельности сотрудника транспортного отдела.
Объектом исследования рассматривается транспортный отдел филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области
Целью выпускной квалификационной работы является разработка автоматизированного рабочего места автомеханика, которое позволит повысить эффективность работы транспортного отдела филиала.
Практическая значимость результатов работы заключается в разработанном АРМ, которое должно гарантировать сохранность информации, уменьшить количество ошибок и время на обработку информации сотрудником транспортного отдела.
В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться со сферой деятельности ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» с и провести оценку необходимости разработки АРМ сотрудника транспортного отдела.
2. Определить требования к разрабатываемому автоматизированному рабочему месту сотрудника транспортного отдела.
3. Выполнить моделирование бизнес-процессов транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области.
4. Обосновать выбор средств разработки
5. Разработать автоматизированное рабочее место сотрудника транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области.
6. Провести оценку экономической эффективности внедрения автоматизированного рабочего места сотрудника транспортного отдела филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность».
Автоматизированное рабочее место сотрудника транспортного отдела филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» должна позволять:
вести учет путевых листов;
следить за своевременным прохождением технического осмотра и оформлением полисов ОСАГО, а также за прохождением медицинской комиссии водителей и заменой водительских удостоверений.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и двух приложений.
В первом разделе проводится анализ предметной области, представлена организационная структура и характеристика деятельности филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность», выделены проблемы в деятельности сотрудников транспортного отдела, определены требования к разрабатываемому автоматизированному рабочему месту сотрудника транспортного отдела, а так же проанализированы имеющиеся на рынке программные продукты, предназначенные для учета автотранспорта.
Во втором разделе выполнен анализ средств разработки, баз данных, описана архитектура системы управления базами данных и проведён анализ технических и программных средств применяемых в ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность, определены технические требования, обоснован выбор средств разработки автоматизированного рабочего места.
В третьем разделе рассматривается функциональная архитектура разрабатываемого автоматизированного рабочего места, приведено описание бизнес процессов и информационных потоков транспортного отдела филиала, разработана инфологическая, логическая и физическая модель данных, а также проводится расчет экономической эффективности от разработки и внедрения автоматизированного рабочего места.
В заключении изложены результаты выполненной работы и выводы.
Дипломная работа выполнена в полном объеме, в соответствии с поставленными задачами и требованиями. В ходе выполнения дипломной работы были достигнуты следующие результаты:
1. Произведен анализ транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области.
2. Определена необходимость автоматизации документооборота в транспортном отделе.
3. Проведен анализ информационного обеспечения Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области
4. Исследован рынок программных продуктов автоматизации рабочего места сотрудника транспортного отдела, выявлена и обоснована необходимость разработки собственного программного обеспечения для автоматизации деятельности транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области.
5. Определены требования к АРМ сотрудника транспортного отдела
6. Исследован рынок программных средств разработки автоматизированных рабочих мест, сделан выбор в пользу среды программирования Delphi и СУБД Microsoft SQL Server.
7. Выполнено моделирование бизнес-процессов транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области при помощи CASE-средства BPwin.
8. С учетом анализа бизнес-процессов проведена подготовка к разработке АРМ: разработаны инфологическая логическая и физическая модель базы данных.
9. Разработано автоматизированное рабочее место сотрудника транспортного отдела Филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» – УВО по Мурманской области средствами среды программирования Delphi и СУБД Microsoft SQL Server.
9.10. Разработано руководство пользователя
10.11. Рассчитана экономическая эффективность разработанного АРМ (затраты на разработку и внедрение, доход от внедрения, срок окупаемости составит 1,6 года).
Таким образом, выпускная квалификационная работа поставленной цели достигла. Автоматизация процесса обработки информации и предоставление оперативных данных на предприятие деятельность, которого связана с эксплуатацией автотранспорта, способствует повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
1. Астахова И.Ф. , Толстобров А.П., Мельников В.М. SQL в примерах и задачах : учебное пособие. – Мн.: Новое знание , 2009. – 331с.
2. Баженова И.Ю. Языки программирования – М.: Академия,2012. - 368 с.
3. Балдин К. В., Уткин В. Б. Информационные системы в экономике – М.: Дашков и Ко, 2008 г. –396 с.
4. Бодров О.Е., Медведев Р.Е. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. – М.: Горячая Линия - Телеком,2013. - 242 с.
5. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 с.
6. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 366 с.
7. Голицына О.Л., Максимов Н.В. Базы данных: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009 – 315 с.
8. Головин И.Г., Волкова И.А. Языки и методы программирования. – М.:Академия,2012. - 304 с.
9. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 354 с.
10. Дубейковский В. И. Эффективное моделирование с CA ERwin Process Modeler (BPwin; AllFusion Process Modeler) – М.: Диалог-МИФИ, 2009 г. – 384 с.
11. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем. – М.: Инфра-М,2013. - 336 с.
12. Иванова Г.С. Технология программирования: учебник для вузов. – М.: Кнорус, 2013. - 425 с.
13. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с.
14. Кириллов В.В., Громов Г.Ю. Введение в реляционные базы данных. – П.: БХВ-Петербург,2013. – 464 с.
15. Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. – П.:БХВ-Петербург,2012. - 288 с.
16. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7. –М.: Книга по Требованию,2012. – 604 с.
17. Маклаков С.В. Bpwin и Erwin. CASE – средства разработки информационных систем. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2009 – 256 с.
18. Одинцов Б.Е., Романов А.Н. Информатика в экономике - М.: ИНФРА-М,2013 - 480 с.
19. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы – П.:Питре, 2013. - 944 с.
20. Орлов С.А. Теория и практика языков программирования. – П.: Питер,2013. - 768 с.
21. Орлов С.А. Технология разработки программного обеспечения: учебник. - СПб.: Питер, 2009. - 363 с.
22. Осипов Д.Л. Базы данных и Delphi. Теория и практика. – П.: БХВ-Петербург,2011. – 752 с.
23. Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов. Учебник. – М.: Академия,2013. – 208 с.
24. Семакин И.Г. , Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум. – М.: Акакдемия,2013 - 144 c.
25. Симонович С.В. Информатика, Базовый курс. – 2-е изд., - СПб.: Питер, 2009. - 640 с.
26. Советов Б.Я, Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных. Теория и практика. – М.:Академия,2013. – 464 с.
27. Соловьев А.Я. электронные вычислительные машины. В 8 книгах. Книга решение прикладных задач. – М.: Высшая школа, 2009. – 315с.
28. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня. – П.: Питер, 2009 - 640 с.
29. Федорова Г.Н. Информационные системы. - М.: Академия,2013 - 208 с.
30. Фленов М. Е. Библия Delphi. – П.: БХВ-Петербург,2011. - 686 с.
31. Фонталин Н.Н. Расчет экономической эффективности в дипломных и курсовых проектах. Учебное пособие для ВУЗов, - М.: Высшая школа, 2006 – 400с.
32. Хомоненко А.Д., Гофман В.Э., Мещеряков Е.В. Delphi 7. –П.:БХВ-Петербург, 2010. – 1120 с.
33. Чиртик А.А. Программирование в Delphi. Трюки и эффекты. – П.: Питер,2010. - 400 с.
34. Шкарина Л. Язык SQL: учебный курс. - СПб.: Питер, 2010. - 266 с.
35. Автотранспорт учет и анализ – // URL: http://www.rtop.fatal.ru (дата обращения – 12.10.2013г.)
36. Базы данных - теория и практика– // URL: http://rdbms.narod.ru дата обращения – 18.10.2013г.)
37. Журнал Стандарт №01(48), январь 2007– // URL: http://www.comnews.ru/ (дата обращения – 25.09.2013г.)
38. Официальный сайт ГИБДД МВД России . – // URL: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения – 25.10.2013г.)
39. Официальный сайт ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность»– // URL: http://www.svbc.ru/ (дата обращения – 16.10.2013г.)
40. Программа АТП: Путевые листы» - // URL: http://atpsoft.ru/ дата обращения – 16.10.2013г.)
41. Программы учета путевых листов – // URL: http://soft-trans.ru/ дата обращения – 16.10.2013г.)