Формирование кадрового резерва муниципальной службы (на примере городского округа «город белгород»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.. .10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД» 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
«ГОРОД БЕЛГОРОД» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.. .10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД» 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
«ГОРОД БЕЛГОРОД» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность темы исследования. Новая модель государственного
управления, реформирование государственной и муниципальной службы
Российской Федерации, ее аппарата невозможны без грамотного обновления
руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и
местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное
проведение экономических реформ, строительство социально защищенного
демократического государства.
Формирование профессиональной муниципальной службы является
необходимым условием реализации структурных реформ государственного и
муниципального управления, поскольку их успех невозможен без
постоянного совершенствования муниципальной службы.
Повышение эффективности использования кадрового потенциала
муниципальной службы является одним из действенных
инструментов эффективной политики, реализующей задачи и функции
органов местного самоуправления. Решение таких задач требует поиска
новых подходов и идей, позволяющих обеспечить эффективное
управление кадровым потенциалом муниципальной службы.
В последнее время одной из самых острых проблем повышения
эффективности кадрового потенциала муниципальной службы стала
проблема резерва кадров. Эффективное обеспечение кадрами органов
местного самоуправления высококвалифицированными специалистами
возможно при активном использовании института резерва кадров.
Внутренние кадровые ресурсы недостаточны, необходимо привлечение на
муниципальную службу наиболее талантливых, граждански
мотивированных, эффективных специалистов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос
формирования и рационального использования кадрового резерва на
муниципальной службе для органов местного самоуправления в современных условиях стоит особенно остро и злободневно. Изменения,
происходящие в политической, экономической, социальной сферах нашего
общества, требуют перемен в кадровой политике и кадровой деятельности.
Это можно осуществить при наличии профессионально подготовленного
кадрового резерва, при условии эффективной муниципальной кадровой
политики.
Однако кадровая политика на федеральном, региональном и
муниципальных уровнях власти пока слабо влияет на обновление
управленческих кадров. В этом одна из главных причин «пробуксовывания»
реформ в Российской Федерации. Руководящие кадры не стали главным
интеллектуальным капиталом России.
В нынешних условиях важное значение приобретает такое направление
кадрового обеспечения муниципальной службы, как работа с кадровым
резервом на выдвижение на управленческие должности в органах
муниципальной власти и управления. От правильной постановки работы с
кадровым резервом зависит успех всех проводимых реформ, дальнейшее
устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
В этой связи полагаем, что к числу первоочередных задач в работе с
кадрами следует отнести повышение научной обоснованности
государственной кадровой политики, создание новой системы работы с
кадрами, профессионального развития персонала муниципальной службы,
расширение сети и качественное обновление государственнообразовательных учреждений и кадровых служб муниципальных органов,
освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами. Все это
обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость
проблемы.
Анализ степени изученности выбранной темы. Проблемы кадровой
политики и кадровой работы в органах государственной власти и
муниципального управления были освещены такими известными российскими учеными, как А.Н. Авериным, И.Н. Барцицем, В.А. Гневко,
А.А. Деминым, Е.В. Охотским, В.А. Сулемовым, В.В. Черепановым1 и др.
Общие проблемы формирования профессионального развития
кадрового потенциала государственной и муниципальной службы,
современной России проанализированы в публикациях А.Г. Барабашева, В.И.
Добренькова, В.М. Захарова, В.Г. Игнатовой, С.Ю. Кабашова, Е.Ю.
Киреевой, В.С. Нечипоренко, Е. Тавокина, Л.В. Прибытковой, А.В.
Цимбалиста, А.С. Ханкомедова2.
Значительный вклад в исследование проблематики кадровой политики
и кадрового резерва государственной и муниципальной службы внесли
ученые академии государственной службы, среди которых следует отметить
В.И. Жильцова, Л.Н. Калашникову, Е.В. Морозову, И.Н. Панина,
Л.В. Прибыткову, Н.С. Субочева, А.И. Турчинова3и др.
В той или иной степени вопросы формирования и использования кадрового резерва затрагивали известные правоведы, такие как П.П. Иванова,
М.В. Казанцева, И. Кандаурова, Е. Костина, Е.А. Литвинцева, О. Митусова,
Н.Е. Опарина, М. Пресняков, В.В. Рудой, И.Н. Сидоренко, А.В. Сороко1и
другие.
Формирование резерва управленческих кадров Белгородской области и
города Белгорода рассматривается в работах таких авторов как О.С.
Анисимов, Ю.В. Астахов, С.А. Боженов, С.Н. Данакина, О. Соловьев2 и
другие.
Анализ научной литературы по проблеме позволяет сделать вывод, что
имеющиеся наработки по изучению резерва управленческих кадров как
инструмента управления кадровым потенциалом муниципальной службы
являются недостаточными, отсутствует единство мнений, по теоретическим
и методологическим вопросам формирования кадрового резерва муниципальной службы. Именно по этим причинам недостаточная
изученность и научная проработанность вопросов резерва управленческих
кадров как инструмента управления кадровым потенциалом муниципальной
службы определили выбор темы дипломного исследования, цель, задачи и
круг рассматриваемых в нем вопросов.
Требует более глубокого научного осмысления сущность резерва
управленческих кадров в сфере муниципального управления, теория и
методология управления резервом управленческих кадров находятся лишь в
стадии формирования, отсутствует методологический аппарат формирования
резерва управленческих кадров, не исследованы, особенности и принципы,
работы с резервом.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между
необходимостью повышения эффективности кадрового обеспечения
муниципального управления и недостаточностью применения на практике
технологии формирования кадрового резерва муниципальной службы.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает
предположение о том, что обеспечение развития и повышения
эффективности кадрового потенциала муниципальной службы посредством
формирования резерва управленческих кадров позволит эффективно
реализовывать цели структурных реформ муниципального управления.
Объектом исследования является кадровая политика в городе
Белгороде. Предмет исследования – технология формирования кадрового
резерва муниципальной службы в городе Белгороде.
Цель дипломного проекта – разработать практические рекомендации,
направленные на совершенствование процесса формирования кадрового
резерва муниципальной службы на примере городского округа «Город
Белгород».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования кадрового
резерва муниципальной службы. 2. Проанализировать практику формирования кадрового резерва
муниципальной службы в городе Белгороде.
3. Разработать направления совершенствования технологии
формирования кадрового резерва муниципальной службы в городе
Белгороде.
Теоретической и методологической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых
рассматриваются вопросы формирования кадрового резерва муниципальной
службы, оценки и эффективного использования резерва управленческих
кадров муниципальной службы - А.Н. Аверин, Ю.В. Астахов, Г.В.
Атаманчук, В.А. Гневко, Н.С. Данакин, В.М. Захаров, О.В. Маттейс1.
Методологической базой исследования выступает совокупность
научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и
отношений. В частности, использовались структурно-функциональный,
институциональный и диалектический методы исследования
функционирования социально-правовых систем. Анализ законодательства,
изучение правоприменительной практики, обобщение организационного
опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе
системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового,
юридического, социологического методов познания.
В качестве эмпирической базы дипломного проекта выступают
законодательные и подзаконные акты, регулирующие проблемы
формирования кадрового резерва муниципальной службы на разных этапах
развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании
занимают Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»1, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О
муниципальной службе в Российской Федерации»2, закон Белгородской
области от 24 сентября 2007 года № 150 «Об особенностях организации
муниципальной службы в Белгородской области»3, распоряжение
администрации города Белгорода от 30 января 2012 года «Об утверждении
положения о муниципальном кадровом резерве»4.
Научно-практическая значимость исследования. Дипломный проект
содержит результаты анализа и обобщения международного и имеющегося
отечественного опыта формирования резерва управленческих кадров на
муниципальной службе, законодательной и нормативной правовой базы по
исследуемой проблеме, основных теоретических, аналитических и
прикладных аспектов исследования, а также предложения, об основных
направлениях и мероприятиях по развитию объекта исследования.
Концептуальные положения, выводы и предложения, содержащиеся в
работе, могут быть использованы для совершенствования деятельности
муниципальных органов власти по развитию кадрового потенциала
муниципальной службы.
Структура проекта соответствует сформулированной цели и
поставленным задачам исследования. Дипломный проект состоит из
введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы,
приложений.
управления, реформирование государственной и муниципальной службы
Российской Федерации, ее аппарата невозможны без грамотного обновления
руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и
местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное
проведение экономических реформ, строительство социально защищенного
демократического государства.
Формирование профессиональной муниципальной службы является
необходимым условием реализации структурных реформ государственного и
муниципального управления, поскольку их успех невозможен без
постоянного совершенствования муниципальной службы.
Повышение эффективности использования кадрового потенциала
муниципальной службы является одним из действенных
инструментов эффективной политики, реализующей задачи и функции
органов местного самоуправления. Решение таких задач требует поиска
новых подходов и идей, позволяющих обеспечить эффективное
управление кадровым потенциалом муниципальной службы.
В последнее время одной из самых острых проблем повышения
эффективности кадрового потенциала муниципальной службы стала
проблема резерва кадров. Эффективное обеспечение кадрами органов
местного самоуправления высококвалифицированными специалистами
возможно при активном использовании института резерва кадров.
Внутренние кадровые ресурсы недостаточны, необходимо привлечение на
муниципальную службу наиболее талантливых, граждански
мотивированных, эффективных специалистов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос
формирования и рационального использования кадрового резерва на
муниципальной службе для органов местного самоуправления в современных условиях стоит особенно остро и злободневно. Изменения,
происходящие в политической, экономической, социальной сферах нашего
общества, требуют перемен в кадровой политике и кадровой деятельности.
Это можно осуществить при наличии профессионально подготовленного
кадрового резерва, при условии эффективной муниципальной кадровой
политики.
Однако кадровая политика на федеральном, региональном и
муниципальных уровнях власти пока слабо влияет на обновление
управленческих кадров. В этом одна из главных причин «пробуксовывания»
реформ в Российской Федерации. Руководящие кадры не стали главным
интеллектуальным капиталом России.
В нынешних условиях важное значение приобретает такое направление
кадрового обеспечения муниципальной службы, как работа с кадровым
резервом на выдвижение на управленческие должности в органах
муниципальной власти и управления. От правильной постановки работы с
кадровым резервом зависит успех всех проводимых реформ, дальнейшее
устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
В этой связи полагаем, что к числу первоочередных задач в работе с
кадрами следует отнести повышение научной обоснованности
государственной кадровой политики, создание новой системы работы с
кадрами, профессионального развития персонала муниципальной службы,
расширение сети и качественное обновление государственнообразовательных учреждений и кадровых служб муниципальных органов,
освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами. Все это
обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость
проблемы.
Анализ степени изученности выбранной темы. Проблемы кадровой
политики и кадровой работы в органах государственной власти и
муниципального управления были освещены такими известными российскими учеными, как А.Н. Авериным, И.Н. Барцицем, В.А. Гневко,
А.А. Деминым, Е.В. Охотским, В.А. Сулемовым, В.В. Черепановым1 и др.
Общие проблемы формирования профессионального развития
кадрового потенциала государственной и муниципальной службы,
современной России проанализированы в публикациях А.Г. Барабашева, В.И.
Добренькова, В.М. Захарова, В.Г. Игнатовой, С.Ю. Кабашова, Е.Ю.
Киреевой, В.С. Нечипоренко, Е. Тавокина, Л.В. Прибытковой, А.В.
Цимбалиста, А.С. Ханкомедова2.
Значительный вклад в исследование проблематики кадровой политики
и кадрового резерва государственной и муниципальной службы внесли
ученые академии государственной службы, среди которых следует отметить
В.И. Жильцова, Л.Н. Калашникову, Е.В. Морозову, И.Н. Панина,
Л.В. Прибыткову, Н.С. Субочева, А.И. Турчинова3и др.
В той или иной степени вопросы формирования и использования кадрового резерва затрагивали известные правоведы, такие как П.П. Иванова,
М.В. Казанцева, И. Кандаурова, Е. Костина, Е.А. Литвинцева, О. Митусова,
Н.Е. Опарина, М. Пресняков, В.В. Рудой, И.Н. Сидоренко, А.В. Сороко1и
другие.
Формирование резерва управленческих кадров Белгородской области и
города Белгорода рассматривается в работах таких авторов как О.С.
Анисимов, Ю.В. Астахов, С.А. Боженов, С.Н. Данакина, О. Соловьев2 и
другие.
Анализ научной литературы по проблеме позволяет сделать вывод, что
имеющиеся наработки по изучению резерва управленческих кадров как
инструмента управления кадровым потенциалом муниципальной службы
являются недостаточными, отсутствует единство мнений, по теоретическим
и методологическим вопросам формирования кадрового резерва муниципальной службы. Именно по этим причинам недостаточная
изученность и научная проработанность вопросов резерва управленческих
кадров как инструмента управления кадровым потенциалом муниципальной
службы определили выбор темы дипломного исследования, цель, задачи и
круг рассматриваемых в нем вопросов.
Требует более глубокого научного осмысления сущность резерва
управленческих кадров в сфере муниципального управления, теория и
методология управления резервом управленческих кадров находятся лишь в
стадии формирования, отсутствует методологический аппарат формирования
резерва управленческих кадров, не исследованы, особенности и принципы,
работы с резервом.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между
необходимостью повышения эффективности кадрового обеспечения
муниципального управления и недостаточностью применения на практике
технологии формирования кадрового резерва муниципальной службы.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает
предположение о том, что обеспечение развития и повышения
эффективности кадрового потенциала муниципальной службы посредством
формирования резерва управленческих кадров позволит эффективно
реализовывать цели структурных реформ муниципального управления.
Объектом исследования является кадровая политика в городе
Белгороде. Предмет исследования – технология формирования кадрового
резерва муниципальной службы в городе Белгороде.
Цель дипломного проекта – разработать практические рекомендации,
направленные на совершенствование процесса формирования кадрового
резерва муниципальной службы на примере городского округа «Город
Белгород».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования кадрового
резерва муниципальной службы. 2. Проанализировать практику формирования кадрового резерва
муниципальной службы в городе Белгороде.
3. Разработать направления совершенствования технологии
формирования кадрового резерва муниципальной службы в городе
Белгороде.
Теоретической и методологической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых
рассматриваются вопросы формирования кадрового резерва муниципальной
службы, оценки и эффективного использования резерва управленческих
кадров муниципальной службы - А.Н. Аверин, Ю.В. Астахов, Г.В.
Атаманчук, В.А. Гневко, Н.С. Данакин, В.М. Захаров, О.В. Маттейс1.
Методологической базой исследования выступает совокупность
научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и
отношений. В частности, использовались структурно-функциональный,
институциональный и диалектический методы исследования
функционирования социально-правовых систем. Анализ законодательства,
изучение правоприменительной практики, обобщение организационного
опыта, выработка предложений и выводов осуществлялись на основе
системного, логического, сравнительно-правового, историко-правового,
юридического, социологического методов познания.
В качестве эмпирической базы дипломного проекта выступают
законодательные и подзаконные акты, регулирующие проблемы
формирования кадрового резерва муниципальной службы на разных этапах
развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании
занимают Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»1, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О
муниципальной службе в Российской Федерации»2, закон Белгородской
области от 24 сентября 2007 года № 150 «Об особенностях организации
муниципальной службы в Белгородской области»3, распоряжение
администрации города Белгорода от 30 января 2012 года «Об утверждении
положения о муниципальном кадровом резерве»4.
Научно-практическая значимость исследования. Дипломный проект
содержит результаты анализа и обобщения международного и имеющегося
отечественного опыта формирования резерва управленческих кадров на
муниципальной службе, законодательной и нормативной правовой базы по
исследуемой проблеме, основных теоретических, аналитических и
прикладных аспектов исследования, а также предложения, об основных
направлениях и мероприятиях по развитию объекта исследования.
Концептуальные положения, выводы и предложения, содержащиеся в
работе, могут быть использованы для совершенствования деятельности
муниципальных органов власти по развитию кадрового потенциала
муниципальной службы.
Структура проекта соответствует сформулированной цели и
поставленным задачам исследования. Дипломный проект состоит из
введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы,
приложений.
Подводя итог всему вышеизложенному, сделаем следующие выводы.
Эффективность деятельности любого властного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы, то есть от грамотного кадрового обеспечения этих органов.
Административная реформа выдвинула на первый план проблему создания корпуса муниципальных служащих, обладающих современными научными знаниями в области управления.
Кадровый резерв это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей.
Формирование кадрового резерва муниципальной службы осуществляется в следующих целях:
- совершенствования деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения должностей муниципальной службы;
- улучшения качественного состава муниципальных служащих;
- своевременного удовлетворения потребности в кадрах.
Опыт работы в органах местного самоуправления подтверждает, что повышение действенности кадрового резерва муниципальных служащих требует совершенствования способов его формирования и тщательного отбора претендентов. Необходимо всерьез заниматься и комплексной подготовкой сотрудников к назначению на муниципальную должность с применением научных подходов и современных кадровых технологий.
Исследование показало, что понимание необходимости создания кадрового резерва у менеджеров по персоналу есть, однако работа по его
созданию зачастую ведется интуитивно, бессистемно, нецеленаправленно и без использования современного научного опыта. Российские менеджеры по персоналу зачастую не уделяют достаточного внимания формированию кадрового резерва, тогда как наличие резерва позволяет заранее на плановой, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.
Наличие прозрачного кадрового резерва помогает муниципальным служащим легко планировать карьеру внутри организации.
Создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения муниципального аппарата подготовленными сотрудниками, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и другие - по смежным направлениям. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет органам местного самоуправления значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие кадров, что, в свою очередь, значительно повышает нематериальную мотивацию служащих и способствует их закреплению в органах власти. Кроме того, наличие подготовленного кадрового резерва позволяет значительно снизить риски при заболевании ключевых сотрудников или возникновении других непредвиденных условий.
В своем дипломном проекте мы исследовали проблему работы с кадровым резервом, изучили современное состояние проблемы работы с кадровым резервом в менеджменте и методы анализа совершенствования технологий работы с кадровым резервом, рассмотрели важность решения этой проблемы на примере администрации города Белгород.
В ходе исследования была выявлена стадия развития Белгородского муниципального образования «Город Белгород». По нашему мнению, в настоящий момент город Белгород находится на стадии стабилизации и процветания. Данная стадия характеризуется удержанием «на волне», победами в различных конкурсах на звание «Лучшее муниципальное образование в России и Центральном федеральном округе». На этой стадии для городского сообщества чрезвычайно важно максимально стабилизировать свою деятельность.
В дипломном проекте определены функциональные взаимосвязи должности «менеджер по персоналу» внутри управления кадров и в рамках всего городского сообщества. Нами были посчитаны затраты на процедуру работы с кадровым резервом.
Мы задали ключевые показатели, характерные для работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления города Белгорода и выявили, чем данные показатели являются для организации: возможностями или угрозами. В результате проведённого анализа мы выявили, что возможностями со средней вероятностью реализации для общества являются: внедрение инноваций и передовых технологий, повышение
производительности труда. Умеренным влиянием со средней вероятностью реализации является улучшение имиджа организации в глазах горожан. Низкой вероятностью с сильным влиянием на организацию для общества является увеличение авторитета и повышение доверия к власти.
Угрозами с низкой вероятностью, способными привести организацию в тяжёлое состояние являются сокращение доверия, снижение качества услуг, ухудшение имиджа общества в глазах жителей и гостей города.
Проанализировав организационную структуру управления
муниципальной службы администрации города Белгорода, а также актуальное состояние работы с кадровым резервом в обществе, в дипломном проекте предлагается упорядочивание процедуры работы с кадровым резервом при открытой вакансии с введением данного аспекта в положение о подборе и адаптации персонала. Среди мероприятий мы так же предлагаем улучшенную корпоративную политику подбора персонала в виде взаимодействия с выпускниками учебных заведений, а так же содержании электронной базы кандидатов.
Так же мы порекомендовали проведение обучения для специалистов кадровой службы с использованием метода «Деловых игр» в виде семинара «Технология набора персонала». Они получат практические навыки по той части методики набора персонала, которую они будут использовать в своей работе, и в том объеме, который им будет необходим для эффективного взаимодействия с кандидатами на вакантные должности.
Предложены следующие практические рекомендации по совершенствованию технологии формирования кадрового резерва:
1. Совершенствование механизмов, конкурсного замещения вакантных должностей муниципальной службы города.
2. Создание действенного кадрового резерва на конкурсной основе.
3. Создание системы организации и проведения конкурсов для включения в кадровый резерв, как работников муниципалитета, так и жителей городского сообщества.
4. Организация стажировок преподавателей и студентов Белгородских ВУЗов в структурных подразделениях администрации города, муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях.
5. Создание института стажёрства при главе администрации города.
6. Изучение вопросов организации стажировок работников органов местного самоуправления на предприятиях, в учреждениях и организациях города независимо от организационно-правовой формы собственности.
7. Разработка механизмов системы ротации кадров в органах местного самоуправления.
8. Организация участия молодых ученых, аспирантов, соискателей, студентов в управлении городским хозяйством посредством проведения конкурсов инновационных идей, разработки муниципальных программ и участия в работе по актуализации принятой Стратегии социально-экономического развития города до 2025 года.
9. Изучение и обобщение передового опыта кадровой работы.
Далее предлагается маршрутный график этого процесса, а на его основании разработан план-график внедрения проекта с указанием стоимости проводимых мероприятий.
Исходя из вышеупомянутого, следует отметить, что оценка эффективности проектов и основных направлений совершенствования системы и технологии работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
Проведённый анализ свидетельствует, что институт резерва кадров используется всё еще недостаточно. В новой России необходим единый для региональной и муниципальной власти механизм эффективного действенного использования кадрового резерва.
Эффективность деятельности любого властного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы, то есть от грамотного кадрового обеспечения этих органов.
Административная реформа выдвинула на первый план проблему создания корпуса муниципальных служащих, обладающих современными научными знаниями в области управления.
Кадровый резерв это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей.
Формирование кадрового резерва муниципальной службы осуществляется в следующих целях:
- совершенствования деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения должностей муниципальной службы;
- улучшения качественного состава муниципальных служащих;
- своевременного удовлетворения потребности в кадрах.
Опыт работы в органах местного самоуправления подтверждает, что повышение действенности кадрового резерва муниципальных служащих требует совершенствования способов его формирования и тщательного отбора претендентов. Необходимо всерьез заниматься и комплексной подготовкой сотрудников к назначению на муниципальную должность с применением научных подходов и современных кадровых технологий.
Исследование показало, что понимание необходимости создания кадрового резерва у менеджеров по персоналу есть, однако работа по его
созданию зачастую ведется интуитивно, бессистемно, нецеленаправленно и без использования современного научного опыта. Российские менеджеры по персоналу зачастую не уделяют достаточного внимания формированию кадрового резерва, тогда как наличие резерва позволяет заранее на плановой, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.
Наличие прозрачного кадрового резерва помогает муниципальным служащим легко планировать карьеру внутри организации.
Создание кадрового резерва необходимо для более качественного обеспечения муниципального аппарата подготовленными сотрудниками, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и другие - по смежным направлениям. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет органам местного самоуправления значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие кадров, что, в свою очередь, значительно повышает нематериальную мотивацию служащих и способствует их закреплению в органах власти. Кроме того, наличие подготовленного кадрового резерва позволяет значительно снизить риски при заболевании ключевых сотрудников или возникновении других непредвиденных условий.
В своем дипломном проекте мы исследовали проблему работы с кадровым резервом, изучили современное состояние проблемы работы с кадровым резервом в менеджменте и методы анализа совершенствования технологий работы с кадровым резервом, рассмотрели важность решения этой проблемы на примере администрации города Белгород.
В ходе исследования была выявлена стадия развития Белгородского муниципального образования «Город Белгород». По нашему мнению, в настоящий момент город Белгород находится на стадии стабилизации и процветания. Данная стадия характеризуется удержанием «на волне», победами в различных конкурсах на звание «Лучшее муниципальное образование в России и Центральном федеральном округе». На этой стадии для городского сообщества чрезвычайно важно максимально стабилизировать свою деятельность.
В дипломном проекте определены функциональные взаимосвязи должности «менеджер по персоналу» внутри управления кадров и в рамках всего городского сообщества. Нами были посчитаны затраты на процедуру работы с кадровым резервом.
Мы задали ключевые показатели, характерные для работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления города Белгорода и выявили, чем данные показатели являются для организации: возможностями или угрозами. В результате проведённого анализа мы выявили, что возможностями со средней вероятностью реализации для общества являются: внедрение инноваций и передовых технологий, повышение
производительности труда. Умеренным влиянием со средней вероятностью реализации является улучшение имиджа организации в глазах горожан. Низкой вероятностью с сильным влиянием на организацию для общества является увеличение авторитета и повышение доверия к власти.
Угрозами с низкой вероятностью, способными привести организацию в тяжёлое состояние являются сокращение доверия, снижение качества услуг, ухудшение имиджа общества в глазах жителей и гостей города.
Проанализировав организационную структуру управления
муниципальной службы администрации города Белгорода, а также актуальное состояние работы с кадровым резервом в обществе, в дипломном проекте предлагается упорядочивание процедуры работы с кадровым резервом при открытой вакансии с введением данного аспекта в положение о подборе и адаптации персонала. Среди мероприятий мы так же предлагаем улучшенную корпоративную политику подбора персонала в виде взаимодействия с выпускниками учебных заведений, а так же содержании электронной базы кандидатов.
Так же мы порекомендовали проведение обучения для специалистов кадровой службы с использованием метода «Деловых игр» в виде семинара «Технология набора персонала». Они получат практические навыки по той части методики набора персонала, которую они будут использовать в своей работе, и в том объеме, который им будет необходим для эффективного взаимодействия с кандидатами на вакантные должности.
Предложены следующие практические рекомендации по совершенствованию технологии формирования кадрового резерва:
1. Совершенствование механизмов, конкурсного замещения вакантных должностей муниципальной службы города.
2. Создание действенного кадрового резерва на конкурсной основе.
3. Создание системы организации и проведения конкурсов для включения в кадровый резерв, как работников муниципалитета, так и жителей городского сообщества.
4. Организация стажировок преподавателей и студентов Белгородских ВУЗов в структурных подразделениях администрации города, муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях.
5. Создание института стажёрства при главе администрации города.
6. Изучение вопросов организации стажировок работников органов местного самоуправления на предприятиях, в учреждениях и организациях города независимо от организационно-правовой формы собственности.
7. Разработка механизмов системы ротации кадров в органах местного самоуправления.
8. Организация участия молодых ученых, аспирантов, соискателей, студентов в управлении городским хозяйством посредством проведения конкурсов инновационных идей, разработки муниципальных программ и участия в работе по актуализации принятой Стратегии социально-экономического развития города до 2025 года.
9. Изучение и обобщение передового опыта кадровой работы.
Далее предлагается маршрутный график этого процесса, а на его основании разработан план-график внедрения проекта с указанием стоимости проводимых мероприятий.
Исходя из вышеупомянутого, следует отметить, что оценка эффективности проектов и основных направлений совершенствования системы и технологии работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
Проведённый анализ свидетельствует, что институт резерва кадров используется всё еще недостаточно. В новой России необходим единый для региональной и муниципальной власти механизм эффективного действенного использования кадрового резерва.
Подобные работы
- Совершенствование управления персоналом в системе муниципальной службы (на примере Администрации г. Урай)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование кадровых технологий в работе с муниципальными служащими (на примере администрации города Белгорода)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ).
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Немецкий. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



