ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЕЕ РОЛЬ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Физическая подготовка юных тхэквондистов 6
1.2. Методы развития физических качеств 10
1.3. Особенности возрастного развития детей 6-7 лет 15
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 24
Глава 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ТХЭКВОНДИСТОВ (ВТФ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
3.1. Характеристика экспериментальной методики физических качеств у
тхэквондистов (ВТФ) спортивно-оздоровительной группы 25
3.2. Результаты исследования 29
ВЫВОДЫ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Современное тхэквондо характеризуется высокой напряженностью боевых действий, максимальными мышечными усилиями и большими по объему и интенсивности нагрузками. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена, а также соответствующей физической подготовки (Гил Константин, Ким Чур Хван, 2010).
Тхэквондо - древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта (Асломов К.А., 2008).
Физическая подготовка спортсмена - тхэквондиста играет важную роль в современной системе спортивной тренировки, во многом обеспечивая решение задач спортивно-технической, тактической и психологической подготовки, например, поединок тхэквондиста на додянге предъявляет повышенные требования к уровню развития физической подготовленности спортсменов.
Высокий уровень физической подготовленности является основой совершенствования спортивного мастерства на любом этапе многолетней тренировки, от новичка до спортсмена экстра-класса в любом виде спорта, о чем свидетельствуют работы отечественной и зарубежных школ в единоборствах. При этом важное значение для достижения высокого спортивного результата имеет сочетание физических качеств: силы, выносливости, ловкости, координации, скоростных способностей в различных сочетаниях, которые создают предпосылки для достижения победы в бою. Изучение особенностей развития физических способностей в возрастном аспекте несомненно имеет важное значение, т.к. в дошкольном возрасте закладываются фундамент спортивного мастерства и формируются физические способности. Возраст 6-7 лет особенно благоприятен для физического воспитания, т.к. соответствует проявлениям сенситивных периодов развития физических способностей, т.е. периодов наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям.
В ряде исследований ученых в области ациклических и сложно-координационных видов спорта отмечается необходимость уделять внимание совершенствованию, прежде всего, физических способностей - тхэквондо (ВТФ) не является исключением (Зациорский В.М., 2006).
Необходимо научное подтверждение целесообразности применения специальных упражнений, направленных на воспитание физических способностей, в этом виде спорта как целенаправленной системы.
В данном виде спорта нас заинтересовала проблема необходимости исследования физической подготовки в тренировочном процессе у юных спортсменов, что и обусловило выбор темы нашей работы.
Объект исследования: процесс развития физических способностей у детей дошкольного возраста, занимающихся тхэквондо (ВТФ) в спортивно¬оздоровительной группе.
Предмет исследования: методика развития физических качеств у детей 6-7 лет, занимающихся тхэквондо (ВТФ) в спортивно-оздоровительной группе.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика, основанная на использовании специально-подготовительных упражнений в подготовительной и основной части тренировочных занятий окажет эффективное воздействие на развитие физических качеств тхэквондистов дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки юных тхэквондистов 6-7 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику физической подготовки тхэквондистов дошкольного возраста.
3. Выявить эффективность воздействия экспериментальной методики на развитие физических качеств тхэквондистов.
4. Провести сравнительный анализ показателей физических качеств детей 6-7 лет в экспериментальной и контрольной группах.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о содержании тренировочных занятий, направленных на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, занимающихся тхэквондо (ВТФ).
Практическая значимость - заключается в выявлении эффективности экспериментальной методики физической подготовки юных тхэквондистов и возможности ее применения на тренировочных занятиях по тхэквондо в спортивно-оздоровительных группах.
1. Анализ научно-методической литературы выявил, что проблема развития физических качеств у юных тхэквондистов спортивно-оздоровительных групп недостаточно исследована и выявлена необходимость поиска эффективных средств повышения уровня развития физических качеств.
2. Нами разработана экспериментальная методика, основанная на
использовании специально-подготовительных упражнений в
подготовительной и основной части тренировочных занятий и направленная на развитие физических качеств тхэквондистов дошкольного возраста.
3. Эффективность экспериментальной методики развития физических качеств у юных тхэквондистов проявляется в достоверном увеличении показателей у спортсменов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной в следующих тестах: прыжок в длину, подъем туловища из положения лежа, бег 10 м, 6-ти минутный бег, шпагат, челночный бег 3*10 м (р<0,01).
4. В результате анализа полученных данных до эксперимента между показателями физических качеств юных тхэквондистов экспериментальной и контрольной групп не выявлено достоверных различий (р>0,05). После проведения педагогического эксперимента между результатами тестирования юных тхэквондистов экспериментальной и контрольной групп выявлены достоверные различия, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики (р<0,05 - р<0,01).