ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Любая система для достижения более эффективных результатов деятельности со временем претерпевает какие-либо изменения. Это касается в том числе экономической и политической сфер, а также всех взаимосвязанных с данными областями элементов. Так, постепенно прогрессируя, двигаясь вперед, Россия с 01 июля 2010 года стала государством - членом Таможенного союза, наряду с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Единая таможенная территория и Единое экономическое пространство безоговорочно приносят положительный эффект: наладка взаимной торговли между странами - участниками Таможенного союза посредством отмены пошлин на реализуемую между ними продукцию, введение единого таможенного тарифа, в соответствии с которым торговля с третьими странами регулируется едиными требованиями.
Внедрение единых стандартов торговли помогает защитить национальные рынки стран-участников, избавляя их от излишнего импорта продукции. В данный момент отмечена новая ступень, на которую поднялись страны Таможенного союза (далее - ТС), - создание Евразийского
экономического союза (далее - ЕАЭС). Это большой шаг навстречу новым перспективам и развитию взаимной торговли и внешнеторговых отношений . Немаловажную роль при этом играют таможенные органы Российской Федерации.
Система таможенных органов объединена функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и организационный центр - ФТС России, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов. Однако совокупность таможенных органов совершенно определенно может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.
Таможенные органы в современных условиях являются одним из главных инструментов по развитию независимой экономики, регулированию экономической составляющей страны, а также обеспечению защиты её экономических интересов на международной арене.
Основными целями таможенной политики Российской Федерации являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, регулирование товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики государства. Необходимо добиваться оптимального сочетания достаточного таможенного контроля и проведения минимальных таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Одной из основной деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. При этом соблюдение таможенного законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения. В условиях, когда деятельность таможенных органов становится все сложнее и многограннее, особую актуальность приобретает задача повышения эффективности работы таможенных органов, проблемы внедрения и модернизации новых принципов и методов таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что товарооборот между государствами-участниками ЕАЭС и другими странами мира неуклонно растет, в связи с этим необходимо совершенствование проведения таможенного контроля.
Анализ степени изученности выбранной темы. Вопросам совершенствования форм таможенного контроля посвящено множество публикаций в научной литературе, к которым можно отнести работы В.В. Акашевой, Б.Ю. Богомякова, П. Гайко, В. Ю. Дунаевского, П. В. Фроловой .
Особенности таможенного контроля как процесса представлены трудами таких авторов, как С. А. Агамагомедова, К. Бокова, В. Горбухова, А. Граве .
В работах Н. Коник, Е. Моисеева отражены специфические особенности таможенного контроля как одного из вида государственного контроля.
Организация и порядок проведения таможенного контроля была рассмотрена в работе Л.И. Поповой .
Труды перечисленных авторов позволили раскрыть специфику исследуемой работы.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования форм и порядка проведения таможенного контроля и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенных органов Российской Федерации.
Объектом дипломного исследования является таможенный контроль, упорядоченный нормами таможенного законодательства ЕАЭС.
Предметом исследования являются формы и методы проведения таможенного контроля.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование форм и порядка проведения таможенного контроля (на примере Белгородской таможни).
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы организации и проведения таможенного контроля;
2. Исследовать практику использования форм и методов таможенного контроля в Белгородской таможне;
3. Разработать предложения по совершенствованию форм и порядка проведения таможенного контроля в Белгородской таможне.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования. Положения функционального и системного подхода в проведении таможенного контроля нашли свое отражение в трудах В.В. Макрусева, Е.Н. Рудзинской .
В своей работе А. Шашкина отметила, что применение комплексного подхода при проведении таможенного контроля позволило учитывать взаимосвязанные факторы, оказавшие влияние на нарушение таможенного законодательства.
В процессе выполнения работы были использованы такие методы: анализ, обобщение. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования - индукция, дедукция, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическая база дипломного исследования включает в себя: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза; Конституцию Российской Федерации; федеральные законы Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты ФТС России .
Научно-практическая значимость. Проведенный в данном исследовании анализ позволит расширить знания о правовых основах и об особенностях осуществления таможенного контроля как одной из основных функций таможенной службы. Исследование содержит основные рекомендации по совершенствованию форм и порядка проведения таможенного контроля (на примере Белгородской таможни), направленные на оптимизацию данного процесса в системе таможенных органов Российской Федерации, а именно: создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота, ведение борьбы с нарушениями таможенных правил.
Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции «Управление в XXI веке», Международной научно-практической заочной конференции для студентов магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики».
С развитием правовой системы возникает потребность в разработке новых правовых средств воздействия на общественные сферы жизни. Поэтому детальное исследование сущности и значения таможенного контроля является важным постулатом развития всей области таможенного права.
В слаженной системе государственного регулирования внешней торговли работа таможенных служб занимает приоритетное место. Это объясняется тем, что таможенной службе поручена главная контрольная функция за перемещением валютных ценностей, товаров и транспортных средств через государственную таможенную границу. Ускорение и упрощение таможенных процедур, реорганизация взаимоотношений между таможней и бизнесом не должны вызвать снижение эффективности таможенного контроля.
Основная цель осуществления таможенного контроля заключается в выявлении с помощью различного рода проверок соответствия проведения таможенных операций и действий таможенному законодательству, соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими во внешнеэкономической деятельности, установленных таможенных правил и процедур. Именно таможенным контролем во многом определяется содержание и характер деятельности таможенных органов, т.к. он занимает ключевое место в сфере таможенного дела. Кроме того, таможенный контроль осуществляется таможенными органами, в том числе с применением системы управления рисками.
Из этого следует, что таможенный контроль должен способствовать сокращению времени на его осуществление при растущем товарообороте стран и разнообразии перемещаемых через таможенную границу товаров. Большую роль в деятельности таможенных органов играет реализация функций, которые обеспечивают решение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. Они заключаются в следующем:
а) привлечение специалистов, экспертов для более тщательного проведения таможенного контроля;
б) проведение идентификации транспортных средств и товаров, помещений;
в) проверка финансовой деятельности юридических и физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу;
г) проверка внешнеэкономической деятельности этих лиц;
д) проведение выборочного контроля.
Все это обусловливает необходимость изучения должностными лицами таможенных органов технологий осуществления таможенного оформления и проведения таможенного контроля и владения ими.
Исходя из определения, данного в ТК ТС, «таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза» .
Такой совокупностью мер являются формы таможенного контроля. Под формой таможенного контроля следует понимать направление деятельности должностного лица таможенного органа, которое включает в себя осуществление определенных методов, способов, средств с целью проверки соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства ЕАЭС.
Каждую форму таможенного контроля следует рассматривать как самостоятельную административную процедуру, которая характеризуется специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц.
В процессе проведения таможенного контроля различную
детализацию правового регулирования, а также различный объём
административных действий, которые совершаются, предопределяет как раз форма. Основные направления таможенного контроля определены: контроль таможенной стоимости, контроль правильности классификации товаров, контроль определения страны происхождения. Данные направления определяются исходя из влияния на таможенное декларирование товаров в части основ начисления и уплаты таможенных платежей, а также запретов и ограничений, установленных нормами права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы широко используют СУР. Применение подхода к таможенному контролю, осно-ванного на методах управления рисками, позволяет таможенным службам:
- сконцентрировать внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы;
- повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;
- предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия;
- ускорить торговлю и передвижение товаров.
Задачи системы управления рисками:
- создать единое информационное пространство для применения СУР на всей территории ЕАЭС;
- разработать программу для выявления рисков;
- определять потенциальные риски;
- выявлять причины и условия, способствующие совершению таможенных правонарушений;
- оценивать возможный ущерб в случае выявления риска;
- определять минимизацию риска, по возможности преодолевать его;
- разрабатывать методики оценки эффективности применяемых мер;
В результате дипломной работы была достигнута цель, а именно, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование форм и порядка проведения таможенного контроля (на примере Белгородской таможни).
А также были получены следующие результаты и выводы:
- были рассмотрены теоретические основы организации и проведения таможенного контроля;
- была проанализирована практика использования форм и методов таможенного контроля в Белгородской таможне;
- были обоснованы направления по совершенствованию форм и порядка порядка проведения таможенного контроля в Белгородской таможне.
В целях повышения эффективности таможенного контроля, практического совершенствования процесса таможенного досмотра товаров и транспортных средств следует включить в перечень форм таможенного контроля и использовать такую форму, как «таможенный контроль товаров на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК)», что обуславливает повы-шение качества проведения такого контроля.
В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами целесообразно применение следующих методов работы, таких как таможенный контроль на основе управления рисками, категорирование участников внешнеэкономиче-ской деятельности.
Таможенный контроль выступает одним из звеньев системы государст-венного контроля. Его предназначение состоит в поддержке для успешной реализации таможенной политики государства, обеспечении процесса формирования бюджета государства за счет внешнеэкономической деятельности, в частности за счет внешней торговли.
Таможенный контроль следует рассматривать в двух аспектах:
1) как деятельность контролирующих органов, за соблюдением таможенного законодательства экономическими субъектами, участвующими во внешнеторговых поставках (участниками ВЭД), которая специально создана и строго регламентирована;
2) как неотъемлемый элемент государственного регулирования (управления) внешнеэкономической деятельностью, т. е. с помощью механизмов таможенного контроля осуществляется процесс регулирования ввоза, вывоза, транзита, перевозки, хранения и использовании товаров, которые перемещаются через таможенную границу с целью обеспечения экономической и национальной безопасности государства.
Таким образом, таможенное администрирование призвано создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику, обеспечивать полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет страны, защищать отечественных товаропроизводителей, в том числе объекты интеллектуальной собственности, максимально содействовать внешней торговле, эффективной борьбы с правонарушениями и преступлениями.
Практическим воплощением одной из государственных контрольных функций является таможенный контроль, который осуществляется системой таможенных органов как сложной организационной и социально - экономической системой.
Таким образом, в целях совершенствования таможенного законодательства, предлагается официальное закрепление в ТК ТС понятия «форма таможенного контроля», а также основания проведения личного таможенного досмотра и упразднение формы таможенного контроля «устный опрос».
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосу-дарственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17 [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законода-тельства Рос. Федерации. - 2010. - №50. - Ст. 6615.
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. зако-нодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: фе-дер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. -2004. - № 29. - Ст. 4295.
6. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Прави-тельства РФ от 16.09.2013 N 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -
2013. - №49. - Ст. 4885.
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
8. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2014 г. N 1700 г. // Российская газета. - 2015. - № 6574.
9. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2014 г. N 1701 // Российская газета. - 2015. - № 6576. - Ст. 3214.
10. Агамагомедова, С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / С.А. Агамагомедова. - М.: Инфра-М, 2016. - 160 с.
11. Блау, С. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах [Текст] / С. Блау. - М.: Инфа-М, 2016. - 160 с.
12. Боер, В. Современные проблемы правового регулирования таможенной деятельности в Российской Федерации [Текст] / В. Боер. - М.: ГУАП, 2014. - 130 с.
13. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX - начале XX века [Текст] / К. Боков. - М.: Проспект, 2014. - 172 с.
14. Буваева, Н. Международное таможенное право [Текст] / Н. Буваева.
- М.: Юрайт, 2016. - 300 с.
15. Гайко, П. Основы технологий и средств таможенного контроля [Текст] / П. Гайко. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.
16. Галузо, В. Таможенное дело [Текст] / В. Галузо. - М.: ЭНАС, 2014.
- 208 с.
17. Гокинаева, И.А. Основы таможенного дела [Текст] / И.А. Гокинаева. - СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 58 с.
18. Горбухов, В. Таможенное право России [Текст] / В. Горбухов. - М.: Омега-Л, 2013. - 208 с.
19. Граве, А. Таможенное право [Текст] / А. Граве. - М.: Юрайт, 2013. - 480 с.
20. Демичев, А. А. Основы таможенного дела [Текст] / А.А. Демичев. - СПб.: Интермедиа, 2014. - 188 с.
21. Захарова, М. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств в рамках ЕАЭС [Текст] / М.В. Захарова // Управление в XXI веке. - 2016. - С. 181-185.
22. Зубач, А. В. Таможенное право [Текст] / А.В. Зубач. - М.: Юрайт,
2014. - 360 с.
23. Казуров, М. Основы технологий и средств таможенного контроля [Текст] / М. Казуров. - М.: Проспект, 2016. - 462 с.
24. Касьянова, Г. Таможенное регулирование [Текст] / Г. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 304 с.
25. Карпенко, Т. Г. Деятельность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности [Текст] / Т.Г. Карпенко. - М.: Зебра, 2016. - 82 с.
26. Коник, Н. Таможенное дело [Текст] / Н. Коник. - М.: Омега-Л, 2014.
- 208 с.
27. Ксенофонтова, Е. М. Основы таможенного дела [Текст] / Е.М. Ксенофонтова. - СПб.: СПбГЭУ, 2014. - 162 с.
28. Логинова, А. С. Основы таможенного дела [Текст] / А. С. Логинова.
- СПб.: Интермедия, 2014. - 210 с.
29. Макрусев, В. В. Системный анализ в таможенном деле [Текст] / В.В. Макрусев. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 471 с.
30. Маховикова, Г. А. Таможенное дело [Текст] / Г.А. Маховикова. - М.: Юрайт, 2013. - 408 с.
31. Моисеев, Е. Таможенное право России [Текст] / Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2015. - 336 с.
32. Невешкина, Е. Таможенное дело [Текст] / Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2014. - 210 с.
33. Новиков, В. Е. Таможенные процедуры в системе таможенных органов [Текст] / В. Е. Новиков. - М.: Бином, 2014. - 223 с.
34. Пилипчук, Г. Таможенное право [Текст] / Г.Пилипчук. - М.:
Проспект, 2015. - 288 с.
35. Покровская, В. В. Таможенное дело [Текст] / В. В. Покровская. - М.: Юрайт, 2014. - 732 с.
36. Попова, Л. И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / Л.И. Попова. - М.: Юрайт, 2016. - 311 с.
37. Самолаев, Ю. Организация таможенного дела в Российской Федерации [Текст] / Ю.Самолаев. - М.: Альфа-М, 2016. - 352 с.
38. Сенотрусова, С. Таможенный контроль [Текст] / С. Сенотрусова. - М.: Инфра-М, 2015. - 144 с.
39. Соловьев, В. Таможенное дело [Текст] / В. Соловьев. - М.: Наука, 2014. - 310 с.
40. Старикова, О. Г. Основы таможенного дела [Текст] / О. Г. Старикова. - М.: Интермедия, 2014. - 408 с.
41. Толкушкин, А. Таможенное дело [Текст] / А. Толкушкин. - М.: Феникс, 2014. - 140 с.
42. Халипов, С. Таможенное право [Текст] / С. Халипов. - М.: Юрайт, 2014. - 374 с.
43. Чекмарева, Г. Основы таможенного дела [Текст] / Г. Чекмарева. - М.: Финпресс, 2014. - 219 с.
44. Чернявский, А. Г. Таможенное право [Текст] / А.Г. Чернявский. - М.: Юстиция, 2016. - 556 с.
45. Шашкина, А. Таможенный контроль после выпуска товаров [Текст] / А. Шашкина. - М.: Юрайт, 2016. - 132 с.
46. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство» [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://www.consultant.ru.
47. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://www.garant.ru/.
48. е-Журнал «Экономика и социум» [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://iupr.ru/domams_data/files/zurnal_16/Subbotma%20A.A,% 20Antipova.pdf.
49. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=ar ticle&id=21 &Itemid=1820.
50. Elibrary.ru - научная электронная библиотека [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа: http://elibrary.ru.