ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика и определение понятия «психоэмоциональный
комфорт детей дошкольного возраста» 6
1.2. Педагогическое обеспечение психоэмоционального комфорта
детей дошкольного возраста 10
1.3. Обоснование педагогических условий создания
психоэмоционального комфорта в дошкольной организации.... 15
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1. Анализ педагогических условий и результатов исследования
психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста 21
2.2. Методические рекомендации по педагогическому
обеспечению психоэмоционального комфорта детей
в условиях дошкольной организации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Успех социализации ребенка в современном дошкольном образовании во многом зависит от психоэмоционального комфорта. Психоэмоциональный комфорт - это благоустроенность пространства в дошкольной образовательной организации и создание положительного эмоционального фона пребывания дошкольника в группе.
Проблема психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста являются темой многочисленных современных исследований. Важность данной проблемы очевидна, так как именно в период дошкольного детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим, происходят существенные изменения. При этом в структуре эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста психика характеризуется лёгкой истощаемостью и повышенной ранимостью. Почти все воздействия окружающего мира могут оказаться для неё сильными и явиться причиной нервных расстройств и нервных реакций, что в конечном результате отрицательно сказывается на здоровье дошкольника.
Актуальность создания психоэмоционального комфорта и в дошкольных образовательных учреждениях подчёркивается в работах Е.Ю. Сергиенко, Ю.З. Гильбух, В.П. Гапонова и др. Проблемы нарушений психоэмоционального здоровья анализируются в работах А.М. Прихожан, О.Н. Одинаевой, Л.Г. Тепаевой, И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Т.В. Гришанови, Л.В. Лобановой, Н.Г. Травниковой, Е.Г. Трошихина и др.
Проблема исследования: какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для психоэмоционального комфорта ребёнка в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия психоэмоционального комфорта детей в условиях дошкольной организации.
Объект исследования: педагогическое обеспечение
психоэмоционального комфорта в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения
психоэмоционального комфорта детей в условиях дошкольной организации.
Гипотеза исследования: педагогическое обеспечение
психоэмоционального комфорта детей в условиях дошкольной организации будет успешным при следующих педагогических условиях:
- осуществление личностно-ориентированного педагогического
процесса, направленного на удовлетворение потребности ребёнка в общении;
- координация и ориентация педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации на индивидуальные особенности развития ребёнка;
- создание благоприятного группового климата с помощью специальных педагогических средств (тренинги, игровые ситуации, релаксаци), направленных на удовлетворение потребностей ребёнка в общении и совместной деятельности со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «психоэмоциональный комфорт».
2. Выявить состояние проблемы педагогического обеспечения
психоэмоционального комфорта детей в научно-методической литературе.
3. Оценить педагогические условия создания психоэмоционального комфорта для детей в условиях дошкольной организации.
4. Разработать методические рекомендации по обеспечению психоэмоционального комфорта детей в условиях дошкольной организации.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад с. Уразово Валуйского р-на Белгородской области. В исследовании принимали участие 20 дошкольников старшей группы МБДОУ д/с с. Уразово Валуйского р-на Белгородской области.
В ходе нашего исследования, мы дали определение понятию «психоэмоциональный комфорт детей дошкольного возраста». Изучение литературы позволило нам выявить, что психоэмоциональный комфорт в дошкольной образовательной организации предполагает благоустроенность пространства в дошкольной образовательной организации и создание положительного эмоционального фона. Для поддержания
психоэмоционального здоровья детей необходимо создание
психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста.
Психоэмоциональный комфорт дошкольников предполагает создание атмосферы, которая одновременно является развивающей,
психотерапевтической и психокоррекционной, что обеспечивает комфортное пребывание дошкольника в группе дошкольной образовательной организации.
Также, мы выявили состояние проблемы педагогического обеспечения психоэмоционального комфорта детей в научно-методической литературе.
В МБДОУ д/с с. Уразово разработана и реализуется модель медико- психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе. В системе (2 раза в год по каждой возрастной группе) проводятся медико-психолого-педагогические консилиумы.
Содержание сопровождения ребенка в образовательном процессе состоит из нескольких блоков:
• Педагогический блок: воспитатели, учитель-дефектолог,
руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководители дополнительных образовательных услуг;
• Медицинский блок: старшая медицинская сестра, диетсестра, врач, фельдшер;
•
Деятельность службы медико-психолого-педагогического сопровождения способствует своевременному и полноценному психическому развитию ребенка, создаются воспитательно-образовательные отношения, основанные на личностно-ориентированном подходе.
Также в МБДОУ д/с с. Уразово внедряется опыт воспитателя Водяницкой JI.E. по созданию психоэмоционального комфорта. В ходе проведённого изучения педагогических условий создания
психоэмоционального комфорта в МБДОУ д/с с. Уразов было выявлено, что созданы все условия для комфортного пребывания детей, разработана и реализуется модель медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Нами было предложено включение в планы воспитателей систему занятий, способствующих обеспечению психоэмоционального комфорта, ряд психоэмоциональных технологий, таких как психогимнастика, релаксация и оздоровительные паузы, система игр, направленных на психоэмоциональное развитие и коррекцию поведения и эмоций дошкольников.
Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать более эффективной работе психолого-педагогического сопровождения дошкольников и обеспечит более комфортное пребывание таких детей в детском саду.
1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2010. - 136 с.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Программа психологического содействия успешной адаптации - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.
3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А. Истоки диалога: Книга для воспитателей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2003. - 216 с.
4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей// Прикладная психо¬логия, № 2, 2002. - С. 32-44.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., 2004. - 210 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично-сти в детстве. - М., 1990. - 144 с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Ме-тодическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
8. Буртонова И.Б. Теоретические основы процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здо-ровья // Вестник Бурятского государственного университета, № 5, 2011. - С. 278-285.
9. Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - путь к школьной успешности // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2008. - № 3. - С. 34-39.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М., 2003. - 231 с.
11. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Прак-тикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 98 с.
12. Грознова О.А. Инклюзивная практика в системе дошкольного обра¬зования // Вестник науки и образования, № 2 (4), 2015. - С. 34-39.
13. Данилова Е.В. Психоэмоциональное развитие детей младшего до-школьного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педаго¬га-психолога // Молодой учёный, № 5 (40), 2012. - С. 524-528.
14. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2008. - 211 с.
15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
16. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб. метод, пособие в 2 ч. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. - 127 с.
17. Емельянова И.Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном про¬странстве // Вестник Брянского государственного университета, № 1, 2014. - С. 36-41.
18. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Изд. «Гиппократ», 1995. - 128 с.
19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: «Издатель-ство Союз», 2004. - 448 с.
20. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматоп- сихические расстройства у детей. - СПб, 2005. - 400 с.
21. Калишенко В.Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благо¬получие дошкольников / Вестник славянских культур, № XXV, том 3, 2012. - С.121-126.
22. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (Структу¬ра, динамика, принципы коррекции): Автореф. дис. д.пс.н. - М., 2002. - 16 с.
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семей¬ного консультирования. - М., 2005. - 320 с.
24. Кипина О.А. Педагогические условия формирования эмоционально¬го благополучия у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные про¬блемы гуманитарных и естественных наук, № 7-2, 2014.
25. Коломийченко JI.B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002. - 59 с.
26. Корзунин В.А., Шашко Л.В. Роль эмоционального состояния ребен¬ка раннего возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения // Universum: психология и образование, № 7 (7) ,2014.
27. Коровникова Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения // Гаудеамус, № 1 (21), 2013. - С.. 137-144.
28. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка.- № 2-3, 2000. - С.25-38.
29. Кузнецова JI.B. Основы специальной психологии. - М., 2002. - 231 с.
30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦСфера, 2004. - 464 с.
31. Лагута О.А. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду. - М., 2010. - 211 с.
32. Магонова Е.А. Создание эмоционального комфорта как условия общего психического развития дошкольника // Использование передовых технологий обучения в учреждениях образования. Материалы III республи-канской научно-практической конференции - С. 97- 100.
33. Максимова Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста. Автореф. дисс. к. пс. н. - Екатеринбург, 2007.
34. Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольно-го возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогиче-ское образование в России, № 4, 2013. - С. 108-112.
35. Малоземова И. И., Фрайфельд И. В. Оптимизация двигательной де-ятельности детей дошкольного возраста как условие достижения эмоцио-нального благополучия // Современные проблемы науки и образования, №3, 2012.
36. Одинаева О.Н, Тепаева Л.Г. Комплексное психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Современные наукоёмкие технологии, № 5, 2011. - С. 103-104.
37. Пазухина И. А. Давай знакомиться! Тренинговое развитие и коррек¬ция эмоционального мила дошкольников 4-6 лет. - СПб: Издательство «Дет¬ство-Пресс», 2004. - 123 с.
38. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. - М., 2015. - 211 с.
39. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожно-сти // Психологическая наука и образование, № 2, 2002. - с. 11-17.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
41. Рябченко И. В. Система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, №4 (24), 2012.
42. Социально-психологические проблемы образования нетипичных де¬тей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2010. - 40 с.
43. Терентьев А. Е., Фрайфельд И. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Со¬циальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, № 4, том 15, 2011.
44. Устав Всемирной организации здравоохранения. - 1946.
45. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990 .- С. 45-
50.
46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб. 2005. - 173 с.
47. Федеральный закон от 29.12.2012 И273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
48. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 гг. - М.: Просвещение. - 98 с.
49. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург, 1996. - 320 с.
50. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М., 1994. -168 с.
51. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.,2008. - 50 с.
52. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и пред-ставление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.