Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В КОНЦЕПТ «СЕМЬЯ» В РУССКОЙ КЛАССИКЕ XIX ВЕКА: А.С. ПУШКИН, Л.Н. ТОЛСТОЙ, М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Работа №66428

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ В
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVI-XVIII ВЕКОВ 6
1.1. Ретроспектива семейных отношений в древнерусской литературе 6
1.2. Портрет семейства Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» 11
ГЛАВА 2. МОДУС ДОМА И СЕМЬИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 16
2.1. Семья Лариных как патриархальный образ семейного поместного
дворянского уклада 16
2.2. Модель семейного уклада столичного дворянства в «Евгении
Онегине» 24
ГЛАВА 3. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР» 30
3.1. «Дворянские гнезда» в романе «Война и мир» 30
3.2. Модели семейных отношений в романе 36
ГЛАВА 4. «СЛУЧАЙНОЕ СЕМЕЙСТВО» В РОМАНЕ М.Е.
САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» 44
4.1. Противостояние «отцов и детей» в романе как ведущий фактор
существования семьи Г оловлевых 44
4.2. Падение семейных и человеческих отношений как закономерный итог
вырождения «случайного семейства» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62


Семья - это дом с большой буквы. Так сложилось, что в сознании людей понятия «дом» и «семья» стали синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нем людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое.
Тема семьи - одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений, и отношения в семье. Сам подход к этой вечной теме у писателей различается, однако существует у них и общий мотив - семья утверждает нравственные устои, общечеловеческие ценности, которые, в свою, очередь, переходят из поколения в поколение. В традиции русской классической литературы семья - это нравственная основа человеческого бытия. «Мысль семейная - одна из ведущих тем отечественной литературы, она пронизывает, практически каждое произведение - от самого популярного до малоизвестного. Ведущие русские писатели прошлых столетий, такие как А.С. Пушкин, Д. И. Фонвизин, Л.Н. Толстой и многие другие, всегда рассматривали семью в качестве основы общественной жизни и личности, которая формирует характер, убеждения, жизнь и судьбу страны.
Значимость темы семьи в русской литературе объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти - это индикатор уровня культуры и развития человека как личности.
Родительская любовь к детям, а также ответные чувства детей к родителям являются основами семейного воспитания, которое по своей природе является наиболее эмоциональным, чем любое другое воспитание. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Следовательно, является самым важным фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме возрождения семейного воспитания. В этом мы видим актуальность данной работы.
При анализе произведений мы опирались на определение «концепт»
В.З. Демьянкова, с точки зрения которого концепт в филологии - это «содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайшие с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми» [Демьянков 2001:36].
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать концепт семьи в русской классической литературе и определить влияние семьи, семейных взаимоотношений на формирование личности человека. Цель работы определила и постановку следующих задач:
1. осуществить обзорный анализ моделей семьи в ряде произведений как древнерусской, так и русской литературы XVIII-XIX веков;
2. проследить траекторию развития темы семьи в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Л.Н. Толстого «Война и мир», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
3. проанализировать основы и типы семейных отношений, их влияние на образ мыслей и поступков героев;
4. показать роль семьи на становление личности человека и его судьбу.
Объектом исследования являются романы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Л.Н. Толстого «Война и мир», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Предметом изучения - концепт семьи в указанных романах.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
1 культурно-исторический,
2 типологический,
3 герменевтический,
4 генетический,
5 сравнительно-сопоставительный.
Совокупность избранных методов, а также комплексный исследовательский подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Теоретическую основу исследования составили работыА.С. Бушмина,
В.В. Виноградова, И.М. Дегтяревского, С.Ф. Дмитриенко, Н.Г. Долининой,В.В. Ермилова, В.А. Кошелева, Н.Н. Кузнецова, Ю.В. Лебедева, Д.С. Лихачев, К.Н. Ломунова, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, Т.Л. Мотылевой, Д.П. Николаева.
Практическая значимость результаты данного исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы, а также студентами при написании докладов и рефератов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список литературы.
Апробация работы: основные положения работы излагались в докладе «Концепт «семья» в аксиологической парадигме русской литературы XIX века» на X Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог 2018: проблемы истории и филологии» в апреле 2018 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написании дипломной работы все поставленные задачи были достигнуты. Мы доказали то, что тематика дома и семьи является одной из самых распространенных не только в мировой классике, но ив русской литературе, истоки которой можно найти в произведениях Древней Руси.
Так, например, сквозь все жизненные тяготы свои светлые чувства сохраняют Пётр, являвшийся муромским князем, и его жена - простая, но мудрая женщина Феврония в «Повести о Петре и Февронии Муромских». В конце жизненного путисупружеская чета, принявшая монашество и живущае в отдельных монастырях, умирают день в день, и по легенде их тела находятв одном гробу.
Семья главы русской старообрядческой церкви, коим являлся протопоп Аввакум также разделяла все тяжести страданий за веросиповеданияв «Житие протопопа Аввакума».
Если же говорить о русской литературе XVIII века, то, безусловно, можно упомянуть семью Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Она - антипод вышеперечисленным семьям. В ней не царит любовь, нет взаимопонимания и согласия между супругами.
«Мысль семейную»можно проследитьи в литературе XIX века. Семья Лариных в роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» характеризовалась, как патриархальная поместная семья, где исправно «хранили в жизни мирной привычки милой старины», а дочерей воспитывали на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры.
И, конечно же,роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого, затрагивает в основном все темы, волнующие общество первой половины Х1Хвека. Писатель утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага,
с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: «Он — сама распущенная доброта». Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром «читать тайное» людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.
Таким образом, каждая новая эпоха в литературе приносила семейному романукакие-либо изменения. «Мысль семейная» существует и на сегодняшний день, и, несомненно, будет существовать еще долго, наполняясь течением времени, новым и историческим содержанием, приобретая новое идейно-эстетическое звучание. Семейный роман, направленный на осмысление взаимоотношений человека и семьи, складывающийся и видоизменяющийся на протяжении нескольких столетий, представляет собой довольно сложное явление, во все времена вызывающее неподдельный интерес читателей.


I. Художественные произведения
1. Аввакум, протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Жизнеописание. - Сетевая публикация, 2012. - 70 с.
2. Мономах Владимир. Русская правда. Устав. Поучение-М.: Эксмо,
2014. - 412 с.
3. Толстой, Л.Н. Война и мир (Собрание в одном томе)./ Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2014. -1296 с.
4. Пушкин, А.С. Евгений Онегин./А.С. Пушкин -М.: Эксмо,2016. - 240с.
5. Салтыков- Щедрин, М.Е. Господа Головлевы./ М.Е. Салтыков-Щедрин -М.: Лениздат, 2013. -384 с.
6. Сильвестр, протопоп. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину/ Пер. с древнерусского В.В. Колесова. - Москва: АСТ,
2015. - 288 с.
7. Сочинения Ермолая-Еразма Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. - М.:Наука, 2000. - 626 с.
8. Фонвизин, Д.И. Недоросль. / Д.И. Фонвизин - М.: Олимп,2000. - 240 с.
II. Литература
2.1. Монографии, брошюры, статьи
2.2. Авсеенко, В.Г. По поводу нового романа гр. Льва Толстого / В.Г.
Авсеенко // Русский вестник- 1875. -№21. -415 с.
2.3. Алексеев, М.П. Русская литература и ее мировое значение./ М.П.
Алексеев - М.: Мысль, 1989.- 418 с.
2.4. Аникин, А.А. Тема семьи в литературе: памятник отцовству / А.А.
Аникин // Литература в школе. -2002. -№ 4.- С. 44-48.
2.5. Асмус, В.Ф. Мировоззрение Толстого / В.Ф. Асмус // Избранные
философские труды. -Т.2.-М.: МГУ, 1969.- 410 с.
2.6. Астафьев,А.В. Л.Н.Толстой и его великий современник М.Е.Салтыков
-Щедрин / А.В.Астафьев //Лев Толстой и его современники. - Ярославль, 1967. -С.18-56.
2.7. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2. / В.Г.
Белинский - М.: Академия наук СССР, 1953.- 405 с.
2.8. Бочаров, С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» / С.Г. Бочаров - М.:
Художественная литература, 1978.- 305 с.
2.9. Веневитинов, Д.В. Разбор статьи о «Евгении Онегине» Текст. / Д.В.
Веневитинов // Стихотворения. Проза / Д.В. Веневитинов. — М.: Слово, 1980.-С.301-304.
2.10. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971.-240 с.
2.11. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1959. - 85 с.
2.12. Галаган, Т.Я. Л. Толстой: Художественно-этические искания / Т.Я. Галаган -Л.: Мысль, 1981.-102 с.
2.13. Григорян, Н.К. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа- Головлевы» / Н.К. Григорян . - М-Л.:Наука, 1962. - 116 с.
2.14. Дегтяревский, И.М. О некоторых особенностях стиля «Евгения Онегина» / И.М. Дегтяревский // Учен, записки / Моск. гор. пед. ин-т. М.:Мысль, 1955. - Т.48, вып.5. - С. 193 - 239.
2.15. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке/В.З. Демьянков//Вопросы филологии, 2001.-№1.- С.35-47
2.16. Дмитренко, С.Ф. «Мысль семейная» в усадьбе Головлево / С.Ф. Дмитренко // Литература , 1996. - №20. - С. 7.
2.17. Долинина, Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Н.Г. Долинина. - СПб.: Лицей, 1999.¬225 с.
2.18. Домашнев, А. И. Интерпретация художественного текста / А. И. Домашнев.- М. : Просвещение, 1989. - 204 с.
2.19. Еремина, Л. И. Рождение образа : о языке художественной прозы Л.Н. Толстого / Л. И. Еремина. - М. : Наука, 1983. - 191 с.
2.20. Ермилов, В. Толстой-романист / В. Ермилов.- М.: Художественная литература, 1965.- 590 с.
2.21. Жданов, В.А. Любовь в жизни Льва Толстого/ В.А. Жданов - М.: Госиздательство,1928 -
2.22. Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX век / А.А. Жук - М.: Просвещение, 1981.- 256 с.
2.23. Жук, А.А. Послесловие к роману Господа Головлевы / А.А. Жук - М.:Художественная литература, 1986. - С.275- 287.
2.24. Жураковский, Е.И. Супружеское счастье (у Льва Николаевича Толстого и его современников) / Е.И. Жураковский - М, 1903. -175 с.
2.25. Ковалев, В. А. Поэтика Л.Н. Толстого / В. А. Ковалев. -М.: Мысль, 1983. -40 с.
2.26. Кривонос, В.Ш. Роман М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа
Головлевы » и народная символика / В.Ш. Кривонос //
Литература некрасовских журналов. Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: ИвГУ,1987. - С 77-84.
2.27. Кирпотин, В.Я М.Е. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество / В.Я. Кирпотин - М.: Мысль, 1955. - 55 с.
2.28. Кошелев, В.А. «Онегина воздушная громада»: монография. / В.А. Кошелев - Изд. 2-- Б. Болдино - Арзамас:АГПИ, 2009. - 382 с.
2.29. Кузнецов, Н.Н. Воспоминания о М.Е.Салтыкове Щедрине (1865-1868)./ Н.Н. Кузнецов // М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников - М.: Художественная литература, 1957. - С. 504-523.
2.30. Купреянова, Е. Н. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Лекции о Л.Н. Толстом / Е. Н. Купреянова. Тула : Обл. книж. изд-во, 1954. — 40 с.
2.31. Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского/ Г.Б. Курляндская -М.:Просвещение, 1988- 256 с.
2.32. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века: в 3 ч. - Ч. 1. 1800-1830-е годы / Ю.В. Лебедев - М.: Просвещение, 2007. - 480 с.
2.33. Лихачев Д. С. Великое наследие / Д.С. Лихачев // Лихачев Д. С.
Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Художественная
литература, 2014. - С. 273-277.
2.34. Ломунов, К. Жизнь Льва Толстого / К. Ломунов - М:Художественная литература, 1981. - 194 с.
2.35. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. :Искусство,
1994. - 399 с.
2.36. Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Комментарий: Пособие для учителя / Ю.М. Лотман - Л.:
Просвещение, 1983. - 416 с.
2.37. Майман, Е.А. Лев Толстой / Е.А. Майман - М.: Наука, 1978. - 333 с.
2.38. Мейлах, Б.С. Споры о «Евгении Онегине» в прошлом и настоящем Текст. /Б.С. Мейлах // Талисман: книги о Пушкине. -М.: Мысль, 1975.-С.275-318.-44 с.
2.39. Мотылева, Т. О мировом значении Толстого Л. Н. / Т. Мотылева - М.: Советский писатель, 1957.- 726 с.
2.40. Николаев, Д.П. М.Е. Салтыков - Щедрин : Жизнь и творчество / Д.П. Николаев -М.: Наука ,1985.- 47 с.
2.41. Опульская, Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» / Л.Д. Опульская - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
2.42. Павлова, И.Б. Художественное собрание романов Салтыкова- Щедрина 60-70 х годов («История одного города», «Дневник
провинциала в Петербурге», «Господа Головлевы» )/ И.Б.
Павлова -М.: Наука,1980. - 122 с.
2.43. Проскурина, Т.Д. Семья в произведениях русских писателей: Учеб. Пособие / Т.Д. Проскурина - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 236 с.
2.44. Плеханов, Г. В. Л. Н. Толстой в русской критике / Г.В. Плеханов - М.: Гослитиздат, 1952.- 158 с.
2.45. Покусаев, Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова Щедрина / Е.И. Покусаев -М.: Слово, 1972.- 120 с.
2.46. Потапова, Т.В. Семья в романе JI.H. Толстого «Война и мир» / Т.В. Потапова // Литература в школе.- 1997. -№ 1.- С. 77-87.
2.47. Прозоров, Д.П. Произведения М.Е. Салтыкова - Щедрина в школьном изучении./ Д.П. Прозоров -Л.: Наука, 1979.- 68 с.
2.48. Протопопов, М.И. Критические замечания по поводу романа Н.Щедрина «Господа Головлёвы» / М.И. Протопопов// «Дело» 1883 - №6 - С.271-272.
2.49. Смирнова, Л. А. Русская литература 18 - 19 вв. / Л.А. Смирнова - М.: Просвещение, 1995.- 302 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ