Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО

Работа №66423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Диалог и Другой в романах Достоевского 15
3. Вставные эсхатологические произведения в диалогах 24
4. Представления о «той стороне» в романах Достоевского 39
5. «Соприкосновение мирам иным» в романах Достоевского 53
6. Эсхатологические сны 68
7. «Положительная» эсхатология: «Царство Божие» и любовь 77
8. Заключение 82
9. Библиографический список 88


Ф.М. Достоевский по праву считается не только великим русским писателем, но и философским мыслителем, который в художественных произведениях размышлял о «последних вопросах», волнующих человечество на протяжении всей его истории, в частности о существовании Бога и природе веры. И ему, конечно, было что сказать, ведь «через большое горнило сомнений <...> Осанна прошла» . При всем разнообразии исследований о художественном мире Достоевского в литературоведении ещё многие внутренние закономерности и аспекты его поэтики требуют дополнительного изучения и описания.
Общим местом в достоевсковедении, начиная ещё с прижизненной критики, является положение о том, что творчество Достоевского антропологично по своей сути, с чем нельзя не согласиться. «Г-н Достоевский, по-видимому, один из немногих мыслителей, не утративших веру в самого человека» , - замечает, например, оппонент Достоевского К.Н. Леонтьев. Тем не менее, человека Достоевский изображает отнюдь не с психологической или идеологической точки зрения, отказываясь от звания «психолога» и обозначая свой метод «реализмом в высшем смысле». Общеизвестно, что Достоевского как художника интересуют не столько характеры, типы, окружающая действительность и «среда», сколько сама человеческая личность и то, что за ней стоит, - «миры иные» (душа) в терминологии самого писателя. Неслучайно Достоевского так часто обвиняли в неправдоподобном изображении «больных людей» и фантастично сти его художественного мира, о чём в своё время писал ещё Н.К. Михайловский .
Однако рисуемая Достоевским действительность в его произведениях не столько «ненормальна», сколько семантически неоднородна и двусложна: его герои, как и реальные люди, не только существуют в своей романной жизни, но и одновременно с этим «бытийствуют» в перспективе вечности и потенциального бессмертия. «В том, как все эти сферы бытия сопряжены друг с другом и переплетены в единую ткань совокупного действия, так что потустороннее не только знаменуется эмпирическим, но всецело пронизывает его, просвечивается в нем, - и заключается величие Достоевского как поэта», - пишет С.И. Гессен . Всякая человеческая личность по Достоевскому неравна самой себе, больше себя, так как одновременно заключает в себе несколько миров и, следовательно, несколько про странственно-временных векторов (историческое и абсолютное). Данное положение и раньше в той или иной степени отмечалось в истории изучения творчества писателя: «Вся трагедия обоих низших планов нужна Достоевскому для сообщения и выявления этой верховной, или глубинной, трагедии конечного самоопределения человека, его основного выбора между бытием в Боге и бегством от Бога к небытию» , - характеризует роман «Бесы» Вяч. Иванов. В этом смысле нам представляются показательными слова самого Достоевского, который во время написания своего самого «тенденциозного» и злободневного романа, тем не менее, признавал и иного рода «высшую правду». В письме к А.Н. Майкову от 25 марта 1870 года он писал: «Главный вопрос, который проведётся во всех частях, тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование божие» (29(1): 117). Даже материалы «нечаевского дела» и памфлетно-политический сюжет он использует как фон для более важной темы «быть или не быть» - веры и неверия.
Такое внутриличностное и внутрироманное противопоставление терминологически можно определить как взаимопроницаемость реально
наличного и «потустороннего» миров, а можно (вслед за М. Хайдеггером) обозначить как слияние «сущего» и «бытия». Следует уточнить, что в дальнейшем «сущее» мы будем понимать как эмпирический мир вещей и явлений, который вместе с человеком находится в вечном становлении, а «бытие» как целостную, безусловную и «над-временную» реальность, некое абсолютное мироздание. «Реализм в высшем смысле» и означает, что саму действительность нельзя свести только лишь к сущему, вследствие чего художественный мир Достоевского центростремительно направлен к «высшей правде». Недаром даже многие нигилистические и богоборческие теории героев, которые отрицают это самое бытие и фокусируются на сущем, тем не менее, требуют своего обоснования, права на своё существование за пределами сущего: «только если захотел мошенничать, зачем бы еще, кажется, санкция истины? Но уж таков наш русский современный человечек: без санкции и смошенничать не решится, до того уж истину возлюбил», - констатирует чёрт в «Братьях Карамазовых» (15: 84).
Неслучайно многие «земные» явления из политической или социальной сферы жизни Достоевский рассматривает не изолированно, не только как исключительно политическую или социальную проблему (как, например, социализм), но в первую очередь как онтологическую, истоки которой с этой точки зрения нужно искать глубже. Даже «корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных», - говорит старец Зосима в духе «реализма в высшем смысле» (14: 290). Таким образом, практически каждое « земное» и, казалось бы , обыденное явление или со бытие в мире Достоевского расширяется, наполняется дополнительными коннотациями, как бы одухотворяется. В архитектонике его романов вместе с внешней канвой событий и самого сюжета одновременно присутствует и с ним взаимодействует «внутренняя история», над видимым планом романной реальности довлеет подводное течение онтологического плана, который только лишь воплощается и реализуется в конкретных темах. Можно сказать, что в поэтике Достоевского бытие по стоянно (явно или неявно) являет себя в 5
сущем, вследствие чего человек в этой системе и выступает как эпицентр, так как является единственным сущим, сознающим своё бытие, экзистенциально его переживающим .
Однако личность для Достоевского не просто «есть», она «есть» в мире среди других людей, ограниченных временем и пространством, но ими не исчерпывающимися. Вслед за М.М. Бахтиным мы считаем, что в художественной системе Достоевского «направленность к Другому», открытость миру и другим людям выступает как непременное условие собственного бытия, что мы и попытаемся подробнее рассмотреть в одной из глав данной работы. Структурный эсхатологизм в диалогах такого типа зачастую даже специально подчёркивается автором как экзистенциальный момент, присутствие бытия в настоящем, как некое тут-бытие: «Мы не в будуаре жеманной дамы, а как бы два отвлеченные существа на воздушном шаре, встретившиеся, чтобы высказать правду» (10: 338). Благодаря такому человеческому самосознанию и бытийно-направленному познанию человек выступает не про сто точкой, в которой сходятся реальность и «потусторонний мир», но вектором, который в своём существовании направлен в будущее, постоянно длится и продлевается, тем самым соприкасаясь бытийной вертикали своей незавершённо стью. «Граница между «будущим» и «возможностью» как граница между «нет» и «еще нет» - в ожидании. Для человека будущее воплощено в ожидании. <...> В иудео-христианской эсхатологии чувство надежды связывается с обретением подлинного смысла исторического существования, осуществлением человеком своего предназначения» . Микрокосм отдельных героев и макрокосм целого романа строится Достоевским как раз на пересечении конечности и бесконечности: каждый элемент в произведениях Достоевского встроен в эсхатологическую структуру. Можно сказать, что каждая личность изображается Достоевским сразу в двух взаимообусловленных планах - земном и "потустороннем" , что именно поэтому у Достоевского время, пространство и сама история несут двойную смысловую нагрузку, что мы и попытаемся текстуально показать в данной работе.
Безусловно, творчество Достоевского само по себе проникнуто эсхатологизмом, потому что стремится к постановке и разрешению «вечных вопросов». Нельзя не заметить, что практически для всех героев Достоевского нет ничего важнее, чем представление о "том свете" и личном посмертном бытии (существовании), исходя из которого они живут и действуют «здесь и сейчас», в своей земной и телесной жизни. Объектом данной работы является эсхатологическое изображение личности в творчестве Достоевского с точки зрения религиозно-нравственной проблематики (своеобразно решаемой Достоевским), а предметом - эсхатологические мотивы присутствия сверхреальности как средство создания конкретного художественного образа. Под эсхатологией мы понимаем учение о конечных судьбах человека и всего сущего мира в «вечности» . Стоит отметить, что в христианской традиции эсхатология перенаправляется с внешнего мира на внутренний мир каждого человека, но благодаря каноничному положению о втором пришествии Христа одновременно остаётся актуальным и для всего мира в целом. Об этом писал, например, Мирча Элиаде: «С другой стороны, в христианской эллинистической традиции дается понять, что BASILEYA TON DEON (Царство Божие (греч.)) уже присутствует среди (ENTOS) тех, кто верует: следовательно illud tempus извечно пребывает в настоящем и достижим для любого человека, в любой временной момент...» . Вследствие этого, согласно с С.С. Аверинцевым, мы различаем индивидуальную и общую (всемирную) эсхатологию, «т. е. учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла (курсив наш - Д.П.), об их конце и о том, что за этим концом последует»
Литературоведов и критиков всегда интересовали различные аспекты таких проблем, как вера и религия, красота и нравственность, теодицея и православие, бунт и своеволие в произведениях Достоевского. Тема «Достоевский и Апокалипсис» как художественная проблема впервые была заявлена русской религиозной философией в работах таких мыслителей, как К.Н. Леонтьев, Вл. Соловьёв, В.В. Розанов, Д.С Мережковский и др. Следует отметить, что ни русская философская критика тех лет, ни литературоведение сейчас не обращается к эсхатологии только лишь на основании «Откровения Иоанна Богослова» (или вообще библейских реминисценций), а рассматривает данную проблематику контекстуально шире с привлечением дополнительных тематических комплексов, относящихся не столько к «концу света», сколько к духовному бытию личности вообще. О связи этики, эсхатологии, богоискания с другими темами у Достоевского писали и ранее: «Но проблема Богопознания поставлена Достоевским не обособленно, как самостоятельная религиозная проблема, а в тесной интимной связи с нравственными вопросами; проблема эта непосредственно вытекает у него из глубочайших моральных вопросов совести» , - пишет, например, А.С. Глинка.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы не столько выявить сами многочисленные и разнородные эсхатологические мотивы, сколько показать, как именно они отражаются в композиции романа, какие функции выполняют и как соотносятся с «высшей правдой» бытия. За рабочее понятие мы принимаем определение мотива Б.М. Гаспарова: «Такие повторяющиеся в художественном тексте элементы одной сквозной тематической линии можно назвать мотивами» . В.Е. Хализев предлагает следующую формулировку: «Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). <...> Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают» . Мотивный анализ по Б.М. Гаспарову состоит не столько в простом выделении и перечислении мотивных компонентов в структуре художественного произведения, сколько в выявлении того скрытого смысла, который возникает на пересечении мотивных связей (узлов, тем), вследствие накопления смыслового ореола (памяти контекста) и ассоциативного взаимодействия мотивов. Исходя из этого положения, мы будем стараться подчёркивать межроманные связи и интертекстуальные переклички в поэтике Достоевского. Следует уточнить, что «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесённое слово, краска, звук и т.д.» .
Как говорилось выше, проблема «Эсхатология Достоевского» или «Апокалипсис Достоевского» остаётся актуальной с прижизненной критики и до наших дней, что объясняется отсутствием у Достоевского целостной философской концепции, а также невозможностью такой целостной системы в литературном произведении. Стоит отметить, что, так или иначе, многие исследователи обращались к интересуемой нас проблеме хотя бы попутно и/ или опосредованно . В принципе, рассмотрение любой темы из религиозно¬нравственной проблематики Достоевского невозможно без обращения к эсхатологическим категориям, даже если таковые изначально и не были объектом внимания исследователя. В некоторых случаях на данный момент эсхатологической проблеме посвящается специфический интерес .
Итак, под эсхатологическими мотивами в поэтике Достоевского мы понимаем такие художественные образы, представления отдельных персонажей и их переживания, которые формируются под влиянием вопросов о «мирах иных», осознании собственного бытия в общемировой перспективе и цели всей истории, а также под воздействием христианских лейтмотивов греха, суда, вины, страдания, земного существования, любви и во скре сения. Как было сказано выше, эсхатологию мы будем понимать не только лишь как "посмертное бытие", но как ощущение собственного высшего бытия уже в жизни, здесь и сейчас. Неоднократно отмечалось, что для Достоевского была очень важна возможность преображения и спасения человека уже на земле (отсюда обвинения в «розовом христианстве» и утопизме), "насколько земля может явить" (24: 244) такое человеческое преображение, перефразируя слова самого писателя. Бытие как высшее мироустройство в романах Достоевского исторически конкретизируется здесь-и-сейчас, постоянно воплощается в сущем, - в каждом человеке и его жизни: Зосима говорит о постоянном «соприко сновении мирам иным», которое нельзя понять рационально, эвклидовским умом, а можно только ощутить через любовь. И хотя в диалоге с «маловерной дамой» Зосима отмечает, что существование будущей жизни нельзя доказать, а можно только убедиться через деятельную любовь, в системе Достоевского любовь выступает как единственное положительное бытие для человека. Бог, личное бессмертие, любовь, нравственный закон и человеческое бытие для Достоевского настолько взаимосвязаны «неслиянно и нераздельно», что нередко могут выступать в мировоззрении героев как синонимы: «Любовь выше бытия, любовь венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно?» (10: 505), «Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь» (14: 48). Причем зачастую это «рационально» холодным умом понимают и герои противоположного полюса: «... в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия», - говорит, например, Иван Карамазов (14: 65). Достоевский недвусмысленно изображает в своих героях, что отсутствие любви, по-христиански понимаемой как живая и деятельная человеческая жизнь, непосредственное ощущение своего бытия в вечности, приводит к той или иной форме духовной смерти человека, воплощающейся в таких негативных эсхатологических мотивах, как бунт, сладострастие, умозрительные теории, своеволие и др. Для некоторых героев "содйо, ergo sum", направленное само на себя замкнутое сознание, превращается в "ад - это я", потому что чрезмерная рефлексия порождает оторванность от людей и мира, отчуждённость от бытия и замкнутость в углу, в подполье (например, для Раскольникова, Кириллова, Ивана).
Принимая за о сновополагающую эсхатологиче скую категорию положение М.М. Бахтина «быть - значит, общаться диалогически <...> Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» , мы считаем необходимым уточнить, что в поэтике Достоевского «быть» - значит, любить (деятельно) (например, как Зосима, Алёша, Соня). «Я люблю, следовательно, существую» противопоставляется «я мыслю, следовательно, существую» как живая жизнь умозрительной диалектике: «А если вас таких двое сойдутся, - то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда его» (14: 291). То есть у Достоевского нет оторванного от мира и других людей подлинного «в высшем смысле» бытия, бытие есть только как со-бытие с Другими (ад как невозможность более любить (14: 292)), вследствие чего в романах и возникают образы братства, соборности, храма, всепрощения и др. положительных мотивов. Именно эти мотивы символизируют собой потустороннюю высшую истину, принятие которой вопреки логике эвклидовского ума и означает такие важные эсхатологические категории, как спасение, преображение, воскресение: «.в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле и будут все святы, и будут любить друг друга и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети божии и наступит настоящее царство Христово» (14: 29), - размышляет Алёша о Зосиме .
Вопрос о собственной принадлежности к миру, не просто равнодушное принятие несовершенной жизни, а мучительное переживание собственного «прозрения» в романах Достоевского возникает только в изолированном сознании (Раскольников, Иван и Кириллов не принимают бытие из-за зла в мире и создают свои теории в качестве новой теодицеи, но их теории, вследствие разрыва с общим целым, умозрительны, т.е. по словам Зосимы "мечтательны"). Непринятие зла, страдания, греха означает отказ от жизни, противопоставление себя миру, поэтому теоретики у Достоевского считают себя вправе требовать справедливости и возмездия, т.к. не солидарны с миром в грехе и неравенстве. Через свою («деятельную») любовь герой Достоевского априори приобщается к миру, вписывает себя в общее мироустройство бытия, ощущая себя хотя бы крохотной частичкой от необозримо общего "океана", что удачно передаёт выбранный к «Братьям Карамазовым» евангельский эпиграф ("если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24)). Только через любовь человек у Достоевского может по- настоящему принять "все за всех виноваты" (это понимает даже Иван, хотя только умозрительно: "но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться!" (14: 222)). Но людей и мир нужно не столько понимать, сколько иррационально любить («не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле» (14: 289), «жизнь полюбить прежде её смысла» (14: 210), - в диалоге Ивана и Алёши; «люби просто так» в диалоге Грушеньки и Алёши (14: 320)). В какой-то момент такого подвига любви придёт "сверх-понимание", "над-знание" другого человека, сущего мира и абсолютного бытия, приобретённое не через отношение к Другому как к объекту твоего познания-понимания, а через чувство любви как к другому живому и уникальному субъекту (Зосима; озарение Алёши после «луковки» для Грушеньки; намечаемые преображения через любовь Мити и Грушеньки, Шатова, Раскольникова).
Мир абсурден и зол, люди разобщены и грешны, - герои Достоевского не могут понять такое устройство головой (как и Бога), поэтому единственной возможной теодицеей выступает любовь, которая делает всё со-причастным человеку, расширяя его личное бытие через со-бытие, со¬переживание и со-страдание, связывая каждую личность с целым миром и абсолютом («Слава вышнему на свете, слава вышнему во мне!» Мити перекликается с тютчевским «всё во мне, и я во всём»). Отсутствие любви - духовное небытие, потому-то и есть вечный зов человека к человеку: даже Фёдор Павлович иногда в страхе звал за Григорием, и ему нужен был человек.
В общем эсхатологическом плане целью человеческой истории для Достоевского, конечно же, является «Царство Божие», а в индивидуальной эсхатологической перспективе (по Зосиме) - счастье (как полнота бытия в любви) и братство: «Ибо для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: “Я выполнил завет Божий на сей земле”.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы попытались выявить, каким образом положительные и отрицательные эсхатологические мотивы, заключающиеся в различных внешних и внутриличностных проявлениях, функционируют в романах Достоевского, проецируясь, как бы «проливаясь» в мир художественной действительности. Сам Достоевский писал, что «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного» (29(1), 19). Вопросы о бытии и небытии, проблема существования человека и Бога, - главные вопросы в понимании Достоевского, - обуславливают собой не только отдельные личности и их жизни, но и художественное целое романов. «Когда Достоевский размышляет об этом, он, о ставаясь ограниченным существом, живущим в земной истории, ступает на порог конца этого мира и заглядывает «по ту сторону» вечности. И именно здесь вопрос «бессмертия человеческой души» и «существования Божия» приобретают всю свою серьезность» , - пишет К. Накамура.
В литературоведении ни раз отмечалось, что отличительной чертой поэтики Достоевского является тот факт, что «изображение и осмысление остросовременной «текущей действительности» писатель осуществляет в соотнесении с «концами и началами» (как он сам это называл), рассматривая социальные, психологические, этические, религиозные коллизии сегодняшнего дня sub specie aeternitatis [под знаком вечности, лат.], в контексте и перспективе всемирной священной истории» . Действительно, эсхатологические мотивы в поэтике Достоевского обуславливают и более обширные общественные явления, которые мы комментировали лишь попутно. Мы говорим о смежных темах, о «земном» проявлении человеческого бытия и его трансцендентных взаимоотношениях с Богом, а именно: о христианстве, народе, социализме, либерализме, идеализме, нигилизме, красоте, юродстве и т.д. Все эти политические течения, философские теории, социальные понятия сопровождают развитие тем бытия и небытия, а также эсхатологические мотивы на протяжении всего творчества Достоевского, выступая в каждом романе в новом свете и перекликаясь друг с другом. Будучи ядром, центростремительной силой, главный вопрос, «существование божие», управляет всем художественным целым в поэтике Достоевского, проходя главным лейтмотивом сквозь всё его творчество, что мы попытались показать на материале некоторых романов. С другой стороны, Достоевский всё-таки осознавал себя художником и литератором, а не просто «проповедником любви» или философом. Но и в нашей действительной жизни «вековечные вопросы» тоже не находятся на поверхности ежедневности, а определяют собой нашу жизнь из иной плоскости. Можно только повториться, что Достоевский как «реалист в высшем смысле» уловил причинно-следственную связь с «мирами иными», что мы и попытались подтвердить в данной работе.
«Человеку гораздо необходимее собственного счастья знать и каждое мгновение веровать в то, что есть где-то уже совершенное и спокойное счастье, для всех и для всего. Весь закон бытия человеческого лишь в том, чтобы человек всегда мог преклониться пред безмерно великим. Если лишить людей безмерно великого, то не станут они жить, и умрут в отчаянии» (10: 506), - говорит Степан Трофимович. Мы считаем, что в творчестве Достоевского именно любовь выступает тем «безмерным великим», перед чем можно и нужно преклониться каждой личности для индивидуального и общемирового спасения. Через положительное утверждение собственного бытия, направленное любовью на Других, человек тем самым заключает в себе весь мир, как Бог имеет в себе всех и всех любит. Именно таким образом человек чувствует своё собственное
бессмертие и предвкушение «вечной гармонии», потому что в любви (как в кеносисе, жертвуя собой) уподобляется Богу. И, наоборот, отчуждение и уединение, проводящиеся в романах Достоевского антитезой к положительному бытию, приводят к разрушению личности как в земном и здешнем плане жизни, так и в эсхатологической перспективе отказа от синтетического целого: «Если <...> знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). В творчестве Достоевского личность не может осуществить своё «я» изолированно от других «я», без живой связи со всем сущим, что мы попытались подтвердить, рассматривая, например, поэтику диалога на основании концепций М.М. Бахтина и Вяч. Иванова. «Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т.е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа»98, - пишет Вл. Соловьёв, знакомство с которым явно повлияло на Достоевского и его последний роман.
Как мы пытались показать в данной работе, представления героев о высшем мироустройстве определяют их взаимоотношения с окружающим реальным миром в земной жизни и, наоборот, - отношения каждой личности с другими определяет её посмертное бытие. Любовь в поэтике Достоевского, обладающая силой преображения всего и всех, может максимально приблизить земное бытие к «высшей правде» уже здесь и сейчас, изменяя сознание любящего и, следовательно, мир вокруг него. То есть любовь является непременно творческой силой обожения сущего (теозиса), соединяющей все мировые части и освобождающей мир от смерти. Более того, любовь в поэтике Достоевского предстаёт не только как деятельный труд (внутренней работы над собой и служения другим), но и как орудие познания истины и настоящей сущности вещей и мира: «Мир не ирреален, и люди не призраки, но, как я узнал, за событиями, происходящими с людьми,
стоит более истинная и тайная реальность. Каждое событие соотносится с вечностью, каждый человек являет Бога» . Замкнутое и отъединённое человеческое сознание может постигать мир только умозрительно и субъективно, только теоретически через себя самого, через эвклидовский ум. В таком случае человек перестает видеть истинные причинно-следственные связи бытия, превращая окружающий мир в хаос, ужас и энтропию, отказываясь побеждать, по словам Зосимы, «смирённой любовью», выбирая «силой». Центральная идея Достоевского заключается в том, что мечтательная или безбожная любовь (например, как в «Великом инквизиторе», «Геологическом перевороте») не является настоящей и спасительной для человека: за любовью к мечте, к тому, каким мир и человек должен быть в идеале, стоит любовь к дальнему и презрение к ближнему, к грешному и несовершенному, но реальному человеку, в котором амбивалентно соседствует «идеал Мадонны» с «идеалом содомским», а без веры в человека, в силу его лучшей части души, не может быть и настоящей любви. Истинная деятельная любовь - это как бы проявление Бога на земле, реализация богочеловеческих возможностей каждого и утверждение личности. Это реальный путь любви, начинающийся непременно с твоего ближнего, чтобы не потерять связь с действительностью «хотя бы и в чине юродивого» (14: 276). Человек в художественном мире Достоевского существует постольку, поскольку он существует для других и в связи с другими, и настолько, насколько он любит других и соучаствует в движении мира своей открытостью, в том числе открытостью к страданию (этот аспект, к сожалению, мы практически не затрагивали в данной работе). Бесспорно, уединённые герои тоже страдают, но страдают в первую очередь уже от себя, от того, что лично они «мира не могут принять». Также бесспорно и то, что и неверующие герои, так или иначе, стремятся к любви, только в своём собственном искажённом понимании - либо в эгоистическом
сладострастном смысле, либо в отвлечённо-гуманистическом, что в таких случаях одновременно является неосознанным стремлением к небытию.
Таким образом, любовь является не только грядущим и сущим «Царством Божиим» в эсхатологической системе романов Достоевского, но и как бы их одновременно объединением в человеке, как тут-бытие и со-бытие, прорывом к трансцендентности, когда человек осознает свои «концы и начала». Разумеется, помимо любви есть и другие «сигналы» из миров иных: в поэтике Достоевского человек часто может осознавать себя и мир через принятие вины, страдания, раскаяния, - без этого он и не сможет любить, как говорит «Таинственный посетитель» Зосиме. Зачастую истинность такого бытия утверждается в поэтике Достоевского апофатически: на этом основании в данной работе мы стремились подчёркивать любовь-бытие как антитезу отчуждённости-небытию, сводя все мотивы именно к этим мотивным полярным узлам. Настоящая работа не может претендовать на исчерпывающее освещение данной проблемы, так как мы сосредоточили внимание на эсхатологическом изображении отдельных личностей, практически пропуская многие утопические и общественные (в широком смысле) аспекты, т.е. «всемирную эсхатологию» в понимании С.С. Аверинцева, как говорилось во введении. Мы не рассматривали проблемы историософии, апокатастасиса, хилиазма, проблемы изображения Достоевским времени и исторической действительности (на фоне вечности; движущейся к вечности), не анализировали роль внесюжетных героев (например, Маркела) и экзистенциальных моментов (например, сцены убийства, суда), а также не описали многие эсхатологические сны и вставные произведения (например, теоретический спор «за коньячком» с казуистом-Смердяковым). В настоящей работе также мало внимания уделялось библейским аллюзиям и реминисценциям и в частности роли «Апокалипсиса» в поэтике романов: несмотря на изученность этих тем в литературоведении, данная проблематика значительно углубила бы наше исследование. Таким образом, 86
остаются перспективы для изучения творчества Достоевского с эсхатологической точки зрения



1. Тексты:
1) Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 Т. Л.: Наука, 1972 - 1990. Т. 6, 7, 10, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 24, 26, 27, 29(1).
2. Исследовательская литература:
2) Августин (Никитин), арх. Св. Франциск Ассизский. Достоевский и восточное монашество // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. Т. 18. С. 62-86.
3) Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. М.: Дух и Литера, 2006. 912 с.
4) Аверинцев С.С. Эсхатология // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.
5. С. 581.
5) Аверинцев С.С. Образ Иисуса Христа в православной традиции // Иисус. Две тысячи лет религии и культуры. М., 2001. С. 126-127.
6) Аллен Л. Достоевский и Бог. СПб., 1993. 160 с.
7) Барсотти Д. Достоевский. Христос — страсть жизни. М.: Паолине,
1999. 249 с.
8) Барт Р Смерть автора // Барт Р Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
9) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
10) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972. 470 с.
11) Белопольский В.Н. Достоевский и Шеллинг // Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. Г.М. Фридлендера. Л.: Наука, 1988.
Т. 8. С. 39-52.
12) Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: «Захаров», 2001. 173 с.
13) Бердяев Н.А. Ставрогин // Русская мысль. М., 1914, кн. 5. С. 80-89.
14) Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину». Онегин и Ставрогин» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 152-168.
15) Буланов А.М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Ф.М. Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования, Т. 12. СПб.: «Наука», 1994. С. 125-137.
16) Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна (опыт догматического истолкования). Париж: YMKA-PRESS, 1948. 352 с.
17) Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж: YMKA-PRESS, 1965. 403 с.
18) Булгаков С., прот. О Царстве Божием // Путь. № 11, 1928. С. 3-31.
19) Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. Логика положений («Тот свет» в «Преступлении и наказании») // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 14. С. 117-130.
20) Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2007. 640 с.
21) Власкин А.П. Народная религиозная культура в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. СПб.: «Наука», 1996. С.220-289.
22) Волжский (А.С. Глинка) Религиозно-нравственная проблема у Достоевского // Властитель дум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX - начала XX века. СПб., 1997. С. 172-242.
23) Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии // Современные записки №50. Париж, 1932. С. 288-304.
24) Галкин А.Б. Образ Христа в творческом сознании Ф.М.Достоевского: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ун-т им. В.И.Ленина. М.,
1992. 193 с.
25) Гаричева Е.А. Тема безумия в творчестве Достоевского и Полонского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука,
2007. Т. 18. С. 359-375.
26) Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1994. 304 с.
27) Гаспаров Б.М., Паперно И.А. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian Romanticism Studies in the Poetic Codes. Stockholm. 1979. pp. 9-44.
28) Гачев Г.Д. Космос Достоевского // Национальные образы мира. М.: Сов. пис., 1988. 233 с.
29) Гессен С.И. Трагедия добра в “Братьях Карамазовых” // “Современные записки” №35, 1928. С. 308-339.
30) Гогина Л.П. Альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 202 с.
31) Гроссман Л.П. Спешнев и Ставрогин // Ф.М.Достоевский. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 614-619.
32) Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. 287 с.
33) Дзюнко Като (Осакский государственный университет иностранных языков) Связь с иными мирами у Достоевского // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Материалы Международной конференции, состоявшейся в Университете Тиба (Япония). 22-25 августа 2000 года. М.: «Грааль», 2002. С. 373-380.
34) Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 1056 с.
35) Дурылин С.Н. Об одном символе у Достоевского. Опыт тематического обзора // Достоевский. Труды ГАХН. М., 1928. Вып. 3. С. 163-198.
36) Евлампиев И.И.: Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии, 1998, № 3. С. 18-34.
37) Евнин Ф.И. Достоевский и воинствующий католицизм 1860—1870-х годов. К генезису «Легенды о Великом инквизиторе» // Русская литература №1, 1967. С. 29-41.
38) Ефремов В.С. Самоубийство в художественном мире Достоевского. СПб.: Изд-во «Диалект», 2008. 584 с.
39) Желтикова И.В., Гусев Д.В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология. Орел: Изд-во ОГУ, 2011. 172 с.
40) Жирар Р. Достоевский: от двойственности к единству / Пер. с фр. (Серия «Религиозные мыслители»). М.: Изд-во ББИ., 2013. 162 с.
41) Зандер Л.А. Монашество в творениях Достоевского (идеал и действительность) // Записки Русской Академической Группы в США. Нью-Йорк, 1981. Т 14. С. 169-186.
42) Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: «Республика», 1997. 368 с.
43) Зиновьева А.А. Проблема «Другого» в философии М. М. Бахтина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 13-22.
44) Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Иванов Вяч. Собр. соч.: Т. 4. Брюссель, 1987. С. 401-444.
45) Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. YMKA-PRESS, Paris, 1987. 136 с.
46) Исупов К.Г. Введение в метафизику Достоевского (Статья первая) Тайнозрение // Достоевский. Материалы и исследования, Т. 18. СПб.: «Наука», 2007. С. 27-62.
47) Иустин (Попович), преп. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Минск: Изд. Д.В. Харченко, 2007. 312 с.
48) Капилупи С.М. «Трагический оптимизм» христианства и проблема спасения: Ф.М. Достоевский. СПб.: Алетейя, 2013. 288 с.
49) Карякин Ю. Достоевский и Апокалипсис. М.: Изд-во Фолио, 2009. 704 с.
50) Кийко Е.И. Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии // Достоевский. Материалы и исследования, Т 6. СПб.: «Наука», 1994. С. 120-129.
51) Ковалевская (Бузина) Т. Человекобожество у Достоевского и проблематика самообожения в европейской культуре // Достоевский и мировая культура. Альманах, № 28. М., 2012. С. 74-87.
52) Коротаева И.В. Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» и богородичные мотивы в контексте творчества Ф.М. Достоевского //
Вестник Удмуртского университета №5(1). Сер. «История и филология»,
2006. С. 79-85.
53) Леонтьев К.Н. О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на пушкинском празднике // Властитель дум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX - начала XX века. СПб., 1997. С. 68-102.
54) Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995. 320 с.
55) Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью- Йорк.: Изд-во им. А.П. Чехова, 1953. 406 с.
56) Лурье В.М. Догматика «религии любви». Догматические представления позднего Достоевского // Христианство и русская литература. Сб. второй. СПб.: Наука, 1996. С. 290-309.
57) Ляпушкина Е.И. «Что могут означать такие выходки?»: Поэтика эпатажа в романе Ф.М.Достоевского «Бесы» // Homo universitatis. Сб. статей памяти А.Б. Муратова. СПб.: Филологический факультет, 2007. С. 79-109.
58) Медведев А.А. Апокалипсис литературы: В.В. Розанов и Ф.М. Достоевский // Славянские духовные ценности на рубеже веков. Тюмень, 2001. С. 102-108.
59) Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
60) Мифологиче ский словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: «Советская Энциклопедия», 1991. 672 с.
61) Михайловский Н.К. О «Бе сах» Достоевского // Литературная критика и воспоминания. Серия «История эстетики в памятниках и документах». М.: «Искусство», 1995. 588 с.
62) Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художе ственной системе Ф.М. Достоевского. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1994. 319 с.
63) Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1982. 160 с.
64) Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.
65) Наседкин Н.Н. Самоубийство Достоевского: Тема суицида в жизни и творчестве писателя. М., 2002. 448 с.
66) Осмоловский О.Я. Идея «сверхчеловека» у Лермонтова и Достоевского (Печорин и Ставрогин) // Достоевский и современность. Материалы XVI Международных старорусских чтений 2001 года. Старая Русса, 2002. С. 152-160.
67) Плетнев Р.В. Достоевский и Библия (Ветхий Завет) // Париж. Путь № 58, 1938-1939. С. 49-56.
68) Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский.
Материалы и исследования. Т.11. СПб.: «Наука», 1994. С. 28-41.
69) Полонский В.Я. Николай Ставрогин и роман «Бесы» // «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. С. 619-638.
70) Примечания А.Г. Достоевской к сочинениям Ф.М. Достоевского // Гроссман Л.П. Семинарий по Достоевскому: материалы, библиография и комментарии / Л.П. Гроссман. М.; Петроград: Государственное изд-во,
1922. С. 54-69.
71) Пруцков Н.И. Достоевский и Владимир Соловьёв („Великий инквизитор“ и „Антихрист“) // Н.И. Пруцков Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л.: Наука, 1974. С. 124-162.
72) Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр., М.: Политиздат, 1991. 398 с.
73) Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского // Розанов В .В. Соб. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1996. 702 с.
74) Розанов В.В. «Вечно печальная дуэль» // Розанов В.В. Соб. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1996. 702 с.
75) Соловьёв Вл. Смысл Любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. С. 19-77.
76) Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979. 352 с.
77) Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 401 с.
78) Тареев. М.М. Христианская свобода. Основы христианства. Т. IV. Сергиев Посад, 1908. 424 с.
79) Терновская О.А. Об одном мифологическом мотиве в русской литературе // Вторичные моделирующие системы / Отв. ред. Ю.М. Лотман. Тарту, 1979. С. 73-79.
80) Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский.
Материалы и исследования, Т. 11. СПб.: «Наука», 1994. С. 102-122.
81) Тихомиров Б.Н. «...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: Статьи и эссе о Достоевском. СПб.: «Серебряный век», 2012. 485 с.
82) Тоичкина А.В. Образ ада в «Записках из Мертвого дома». К теме Достоевский и Данте // Достоевский и мировая культура. Альманах № 29. СПб.: «Серебряный век», 2012. С. 52-66.
83) Топоров В.Н. Паук // Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия. / Гл. ред. Токарев С. А. (Электронное издание), М. 2008. 1147 с.
84) Топоров В.Н. Насекомые // Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия / Гл. ред. Токарев С.А. М., 2008. 1147 с.
85) Топоров В.Н. Мышь // Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия. Гл. ред. Токарев С.А. М., 2008. 1147 с.
86) Топоров В.Н. Насекомые // Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия / Гл. ред. Токарев С.А. М., 2008. 1147 с.
87) Топоров В.Н. Муха // Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия. / Гл. ред. Токарев С.А. М., 2008. 1147 с.
88) Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. 812 с.
89) Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском. М., 1990. С. 386-390.
90) Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. СПб.: «Наука», 1994. С. 190-201.
91) Фудель С.И. Собр. соч.: В 3 Т. М., 2005. Т. 3. 205 с.
92) Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: «Республика», 1993. 447 с.
93) Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. 405 с.
94) Ханзен-Леве А. Муха и смерть // Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. С. 550-553.
95) Ходасевич В.Ф. Поэзия Игната Лебядкина // Литературная критика 1922-1939. М., Берлин., 2017. С. 237-245.
96) Хорст-Юрген Г. Достоевский и Хайдеггер: Эсхатологический писатель и эсхатологический мыслитель // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Материалы Международной конференции, состоявшейся в Университете Тиба (Япония) 22-25 августа 2000 года. М.: "Грааль", 2002. С. 99-117.
97) Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: изд-во «Наука», 1967. 309 с.
98) Шовина Е.Н. Проблема смерти и бессмертия в философском наследии Ф.М. Достоевского // Вестник Мурманского гос. технич. ун-та, Вып. № 1, Т. 9, 2006. С. 134-141.
99) Штейнберг А.З. Система свободы Ф.М. Достоевского. Берлин: Скифы,
1923. 144 с.
100) Элиаде М. Избр. соч. Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
101) Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Властитель дум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX - начала XX века. СПб., 1997. С. 538-583.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ