Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические и педагогические основы силовой подготовки мужчин в атлетизме 8
1.1. Морфо-функциональные особенности организма мужчин 40 - 50 лет 8
1.2 Общая характеристика атлетической подготовки мужчин 14
1.3 Методические и педагогические особенности занятий атлетизмом 23
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 37
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по обоснованию выдвинутой
гипотезы 40
3.1. Характеристика технологии силовой подготовки мужчин
экспериментальной группы 40
3.2 Результаты констатирующего эксперимента 47
3.3 Результаты формирующего эксперимента 49
Выводы 59
Практические рекомендации 60
Список литературы 62
Приложение 67
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет развитие физической культуры, оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения как актуальную составную часть политики России. Направленность данного положения детерминирована тем, что в современных социально-экономических условиях наблюдается тенденция ухудшения здоровья различных социально-демографических групп.
Одной из существенных причин выше изложенного является слабая физическая подготовленность людей, обусловленная недостаточной приобщенностью к здоровому образу жизни. Сегодня в России физической культурой и спортом занимаются около 30% населения, в то время как в экономически более развитых странах мира - 50 - 60 % [41,42,43].
Одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер, является Россия. Обратимся к фактам. Согласно Казину Э.М., Блиновой Н.Г. и Литвиновой Н. А. (2000), за последнее десятилетие уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн. человек.
Изучение научной литературы убеждает, что наряду с общепринятыми методиками освоения физической культуры [33,49], многими исследователями доказано положительное влияние занятий атлетизмом на физическое состояние человека [10,16,28,34,35].
Многими экспериментальными исследованиями доказано, что по мере биологического старения человека его силовые способности значительно понижаются [10,26]. Так, в зависимости от условий исследования (поперечное или лонгитудинальное сравнение), возраста исследуемой группы (пожилые или очень пожилые), состояния здоровья (т. е. наличие или отсутствие хронических заболеваний) и режима двигательной активности («сидячие» в сравнении с активными) сила, развиваемая при произвольном максимальном сокращении, уменьшается на 20-40% в возрасте от 30 до 80 лет [10]. Установлено, что наибольшее снижение силы отмечается в возрасте от 40 до 50 лет. Снижение максимальной силы при ста¬рении наиболее ярко выражено в мышцах нижних конечностей, в особенности у разгибателей коленного и голеностопного суставов [26]. Вероятно, это связано с понижением двигательной активности в среднем и пожилом возрасте, которое влияет главным образом на нижние конечности. При этом отмечается, что у лиц, не занимающихся выполнением физических упражнений, наибольшее снижение силы отмечается в возрасте от 40 до 50 лет.
При анализе литературы также выявлено, что до последнего времени все ещё нет единого мнения исследователей о влиянии упражнений с отягощениями на организм мужчин 40 - 50 лет. По данным М.Б.Ингерлейба (2008) и других специалистов, атлетизм весьма полезен для организма мужчин. Однако в некоторых научных работах (Е.Г. Мильнер, 1991, 1997 и др.) указывается на негативные изменения показателей МПК и кровяного давления мужчин в результате продолжительных занятий атлетизмом. Причиной являются силовые нагрузки и недостаточный объём аэробной подготовки [35].
Исследователями установлено, что при количестве аэробных занятий менее трёх раз в неделю (в объёме 30 минут каждое) не происходит таких важных изменений, как капилляризация миокарда, снижение АД и уровня холестерина в крови [37]. Этим данным противоречат рекомендации многих специалистов о самостоятельной аэробной подготовке в системе занятий атлетизмом, спланированной на отдельный день или несколько дней недели [49].
В одном случае аэробной нагрузки недостаточно, в другом - недельный объём комплексной подготовки выходит за рамки трёхдневной структуры микроцикла, рекомендуемого в тренировочном процессе оздоровительной направленности [36]. Таким образом, обзор научно-методической литературы показывает недостаточную разработанность
системы занятий атлетизмом оздоровительной направленности для исследуемого контингента лиц и рассогласованность мнений специалистов по вопросу использования силовых упражнений в оздоровительных тренировках с мужчинами. Этим обусловливается противоречие между потенциальными возможностями использования атлетизма в целях укрепления здоровья мужчин 40 - 50 лет и недостаточной научной
обоснованностью её методики для данной возрастно-половой группы. Это противоречие составляет сущность проблемной ситуации, отражённой в нашем исследовании и определившей выбор темы. В данном контексте актуальность проблемы использования силовых упражнений в физкультурно-оздоровительных занятиях с мужчинами детерминирована необходимостью рационального применения средств физической
культуры в укреплении здоровья населения.
Цель исследования:
Разработать и экспериментально проверить технологию силовой подготовки у мужчин 40 - 50 лет, занимающихся атлетизмом.
Объект исследования:
Процесс занятий атлетизмом мужчин 40 - 50 лет.
Предмет исследования:
Технология силовой подготовки мужчин 40 - 50 лет, занимающихся атлетизмом.
В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить отношение и основную направленность занятий с отягощениями мужчин 40-50 лет.
2. Выделить методические особенности силовой тренировки мужчин 40 - 50лет.
3. Разработать и экспериментально проверить технологию занятий атлетизмом мужчин 40 - 50лет.
4. Разработать практические рекомендации по повышению эффективности силовой подготовки мужчин 40 - 50лет, занимающихся атлетизмом.
Гипотеза исследования: если в систему занятий атлетизмом мужчин 40 - 50 лет включать упражнения, выполняемые в аэробном режиме работы в зонах малой и умеренной мощности, то реализация технологии силовой подготовки будет способствовать более эффективному повышению уровня их физической подготовленности, а также улучшению морфо-функционального состояния.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана технология занятий атлетизмом мужчин 40-50 лет;
- выявлено положительное влияние использования упражнений с отягощениями на физическую подготовленность и морфо-функциональное состояние занимающихся;
- выявлены методические особенности применения упражнений с отягощениями анаэробной направленности и упражнений аэробной направленности в процессе реализации экспериментальной технологии.
Теоретическая значимость проведенного исследования обоснована получением новых данных о способах повышения физической подготовленности и морфо-функционального состояния мужчин 40-50 лет посредством занятий атлетизмом.
Значение полученных результатов для практики. Разработанная технология с использованием оздоровительных занятий с отягощениями может быть использована при разработке тренировочных программ занимающихся. Разработаны практические рекомендации по технологии силовой тренировки мужчин 40 - 50 лет, занимающихся атлетизмом.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- общедидактические принципы педагогики (М.Я. Виленский, Ю.Д. Железняк, И.Ф. Исаев, Г.К. Селевко, Сластенин, М.А. Чошанов, Е.Н. Шиянов);
- теория и методика физической культуры (В.М. Зациорский, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов);
- теория и практика занятий с отягощениями (И.В. Бельский, Ю.В. Верхошанский, Г.П. Виноградов, А.Н. Воробьев, Л.С. Дворкин, В.Н. Селуянов, Э.Хоули, Д. Френкс и др.).
Методы исследования.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, антропометрия, методы математико-статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
1. Данные анкетирования 60 мужчин 40-50 лет позволяют утверждать, что значительное большинство респондентов относятся к занятиям с отягощениями положительно. При этом было выявлено, что из 60 респондентов у 50 % занимающихся основная цель - снижение жировой и увеличение мышечной массы тела. Исследование показало, что мужчины, занимающиеся упражнениями с отягощениями, либо не используют вообще, либо используют аэробную нагрузку в недостаточном для получения оздоровительного эффекта объёме.
2. Выявлены методические особенности силовой тренировки мужчин 40 - 50 лет. В частности, к ним относятся: необходимость применения упражнений, выполняемых в аэробном режиме работы в зонах малой и умеренной мощности, применение силовых упражнений с использованием разнонаправленных комбинированных серий, волнообразное изменение нагрузки в недельном микроцикле, приоритетное использование силовых упражнений глобального и регионального воздействия.
3. Разработана технология занятий атлетизмом мужчин 40-50 лет,
которая предполагала определенную последовательность действий и содержала в своей структуре следующие компоненты: диагностический; целеполагающий; практический; компенсационно-коррекционный и
оценочно-аналитический компонент.
4. Применение на практике разработанной технологии способствовало достоверным положительным изменениям у мужчин экспериментальной группы в показателях физического состояния, такими как уменьшение подкожно -жирового слоя, повышение жизненной ёмкости лёгких, физической силы, силовой и общей выносливости.
Практические рекомендации
Анализ результатов осуществлённой исследовательской
деятельности позволил сформулировать практические рекомендации по организации и методике проведения занятий атлетизмом оздоровительной направленности с мужчинами в возрасте 40 - 50 лет эндоморфного соматотипа.
Приём мужчин в секцию атлетизма рекомендуется осуществлять после персонального собеседования и прохождения ими комплексного медицинского осмотра. Для допуска к занятиям обязательно наличие справки о состоянии здоровья. При этом важно, чтобы тренер проконтролировал информированность врача о характере предстоящих нагрузок.
В ходе последующей беседы осуществляется запись желающих заниматься атлетизмом с занесением типичных сведений в журнал учёта посещаемости. Производится уточнение перспективных задач, которые необходимо решить тренеру и его подопечному в процессе тренировочной деятельности.
После осуществления общепринятых морфо-метрических измерений (вес, рост, обхваты частей тела и т.п.) и проведения ряда тестов, необходимых для эффективного управления процессом физического развития, начинается этап обучения двигательным действиям. Вместе с формированием правильной техники упражнений тренер проводит подбор индивидуальной нагрузки. Индивидуализация силовой тренировочной нагрузки может осуществляться методом тестирования, в содержание которого входит подбор веса отягощения, которое мужчина может поднять 8 - 10 раз. Расчётным способом определяется интенсивность упражнений около 80% от веса отягощения, соответствующего 8 - 10 ПМ.
Тренировочные программы следует составлять в форме парных упражнений, направленных на вовлечение в работу мышц антагонистов с массой отягощений 80% от ПМ.
При составлении комбинаций силовых аэробных упражнений целесообразно более интенсивные упражнения сочетать с менее интенсивными.
В процессе тренировки все упражнения с отягощениями 80% от ПМ следует выполнять повторно-интервальным методом с периодом отдыха между подходами 1-2 минуты. Цикл дыхания синхронизируется с фазами выполнения упражнения: выдох - при подъёме отягощения, вдох - при опускании.
Для поддержания интереса мужчин к занятиям и разносторонней тренировки мышечной системы, необходимо менять комплексы упражнений каждые три месяца. Динамичное музыкальное сопровождение способствует поддержанию положительного социально-психологического климата в коллективе.
Для повышения эффективности самоконтроля каждому занимающемуся следует завести персональный тренировочный дневник. В нём тренирующийся сможет конспектировать процесс оздоровительных занятий, отмечая показатели нагрузки и реакцию организма.
Оптимальной продолжительностью занятий является диапазон 45 - 75 минут, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.
Для получения стойкого оздоровительного эффекта от разработанной нами технологии занятий атлетизмом необходимо систематическое выполнение тренировочной программы, предусматривающей не менее трёх тренировок в неделю через однодневные интервалы отдыха.
1. Амен Д. Дж. Измени свой мозг - изменится и тело! [Текст] / Д. Дж. Амен. - М.: Эксмо, 2011. - 496 с.
2. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология [Текст] / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248 с.
3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. [Текст] / М. Аргайл; Общ. ред. и вступ. ст. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
4. Атватер И. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учебное пособие [Текст] / И. Атватер, К. Г. Даффи; Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Климова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 535 с.
5. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни [Текст] / И. Б. Бовина. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 263 с.
6. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст] /
И. И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.
7. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. - М.: Советский спорт, 1996. - 592 с.
8. Виноградов П.А. Мониторинг пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации [Текст] / П.А.Виноградов, Ю.В.Окуньков. - М.: Советский спорт, 2012. - 108 с. - ISBN 978-5-9718-0621-9
9. Виноградов П.А. О влиянии занятий физической культурой и спортом на развитие человеческого потенциала [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков// Теория и практика физической культуры.-№7-2012.-С.17-22.
10. Городничев Р.М.,Шляхтов В.Н. Физиология силы - монография [Текст] / Р.М. Городничев, В.Н.Шляхтов.- М.: Спорт,2016.-232с.
11. Дворкин Д.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт [Текст] / Д.С.Дворкин. - Изд-во - Феникс, 2001. - 300с.
12. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов [Текст] /
B. И.Дубровский — М.: Гуманит изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 480 с.
13. Дорохов Р. Н. Спортивная морфология [Текст] / Р.Н.Дорохов, В.П.Губа. М., 2002г. - 222с.
14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учеб.пособие [Текст] /
C. П.Евсеев, Л.В.Шапкова - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
15. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. Москва. АКАДЕМА. 2001. - 260с.
16. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений [Текст] / М.Б. Ингерлейб. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 187 с.
17. Калашников Д.Г. Теория и методика фитнесс-тренировки. [Текст]: / Калашников Д.Г. - М. ООО «Фантера», 2003 г. - 136 с.
18. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст]/ В.Л.Карпман - М: ФиС,1997 - 8-10с.
19. Ким Н. Фитнес для всех [Текст] / Н.Ким - М: Ринол Классик 2002. - 528с.
20. Коник А.А., Никулин И.Н. Повышение физической работоспособности
студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощением: Монография [Текст]. - Белгород: Издательство БУКЭП,
2014. - 169 с.
21. Куликов В.П. Потребность в двигательной активности: физиология, валеология, реабилитология [Текст] / В.П. Куликов, В.И. Киселев. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. - 150 с.
22. Коннорс Э. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья [Текст] / Э.Коннорс - М.: Фаир - Пресс, 2000.- 176с.
23. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К.Купер - М.: Физкультура и спорт, 1987.
24. Лосев А.С. Силовые виды спорта [Текст] / Лосев А.С. Малышев А.А.: учеб но-методическое пособие.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014, -59
с.
25. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений [Текст] / В. В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
26. Мак-Комас А.Дж. Скелетные мышцы [Текст] / А.Дж.Мак-Комас - Киев: Олимпийская литература,2001. - 406с.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] /
Л.П.Матвеев: учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 356 с.
28. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] / Ю.В.Менхин, А.В.Менхин - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 163с.
29. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 4 декабря
2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст] / Под ред. Т. Я. Хабриевой, В. Л. Мутко; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. - М.:
Советский спорт, 2010. - 400 с.
30. Никулин И.Н. К обоснованию понятия «Атлетическая гимнастика» [Текст] / Доклады. Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры» 20 - 22 декабря 2006 г. Россия, С - Петербург, - С. 281 - 282.
31.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г.Озолин. М.: «ООО Издательство Астрем».- 2002.-864 с.
32.Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс [Текст] / И.Б.Одинцова - М.: Эксмо 2003 - 119с.
33. О ходе реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] - М.: Советский спорт, 2012 - 102 с.
34. Перл Б. Стань сильнее [Текст] / Пер. с англ. В. М. Баженов; Худ. Обл. М. В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 2004.- 432 с.
35. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В.Н.Платонов - Киев. Олимпийская литература - 2004. - 583с.
36. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К.Селевко: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
37. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры [Текст] / В.Н.Селуянов - М.- Спорт Акдем Пресс, 2001.- 171с. с.
38. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб: Учебник.- М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
39. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
40. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры [Текст] / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт,
2009. - 356 с.
41. Тиунова О.В. Системный подход к формированию потребности в здоровом образе жизни и его пропаганде [Текст] / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков // Россия - спортивная держава - 2011: Сборник докладов Международного спортивного Форума / СпортАкадемРеклама. - М., 2011. - С.55- 57.
42. Тиунова О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом (Методические рекомендации) [Текст] / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова.- М.: Советский спорт, 2013.- 38 с.
43. Тиунова О.В. Методологические аспекты формирования здорового образа жизни [Текст] /О.В.Тиунова, Д.А.Фильченков // Сборник докладов Международного спортивного форума "Россия - спортивная держава" - 2014. - С. 59-63.
44. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта [Текст] / Дж. Х.Уилмор, Д.Л.Костилл - Киев. Олимпийская литература - 2001. - 504с.
45. Хетфилд Ф. Всестороннее руководство по развитию силы [Текст] / Ф.Хетфилд, Красноярск, 1992.- 288 с.
46. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 480 с.
47.Чурсинов В.Е. Методы тренировки силы [Текст] / В.Е.Чурсинов //Теория и практика физической культуры.- 2011.-№10.-С.38-42.
48.Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом
воспитании и спорте [Текст] / А.В.Чоговадзе, М.М.Круглый — М.: Медицина, 1977. —176 с.
49.Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : метод. пособие / М. А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996. - 160 с.
50.Хоули Э. Оздоровительный фитнес [Текст] / Э.Хоули, Д.Френкс - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 622с.
51.Энока Р.М. Основы кинезиологии [Текст] / Р.М.Энока - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 59 - 484с.