Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО В ПУБЛИЦИСТИКЕ О. УАЙЛЬДА

Работа №66414

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общетеоретические основы исследования понятия «концепт» . 6
1.1. Понятие «концепт» в современной науке о языке 11
1.2. Структура концепта и его классификации 17
1.3. Особенности формирования концепта 18
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эстетика и искусство в публицистике О. Уайльда 21
2.1. Основные положения эстетической теории О. Уайльда; развитие
авторского восприятия понятия «эстетика» 27
2.2. Специфика отображения концепта «искусство» в произведениях О.
Уайльда 42
2.3. Особенности реинтерпретации концепта «критика» в публицистике
О. Уайльда 49
Выводы по главе 2 56
Заключение 59
Список использованной литературы 63


Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что как личность, так и творчество Оскара Уайльда имеют дискуссионную трактовку, несмотря на большое количество исследований по данной теме. На наш взгляд, данное явление связано с тем, что работы О. Уайльда в большинстве своем не получили объективной интерпретации в силу так называемого «феномена Уайльда». Данный термин принадлежит В. А. Лукову и Н. В. Соломатиной. Суть данного «феномена заключается в том, что внимание к биографии писателя превышает внимание к его творчеству. К примеру, советская эпоха ознаменовалась рассмотрением изучаемых явлений сквозь идеологическую призму, что не могло не привести к искаженной интерпретации. Исследования, касающиеся работ Оскара Уайльда, не стали исключением. В своей научной монографии «Феномен Уайльда. Тезаурусный анализ» В. А. Луков и Н. В. Соломатина отзывались об этом следующим образом: «Следует отметить, что в работах отечественных исследователей советского периода повышенный интерес к биографии О. Уайльда, объединяющий исследователей всего мира, отсутствовал, так как
специфические особенности его интимной жизни, столь подробно
обсуждавшиеся на Западе, не было принято даже упоминать (поэтому в ряде публикаций оказывалось совершенно непонятным, за какую аморальность О. Уайльд был осужден на двухлетнее тюремное заключение). Естественно, в названных работах излагаются несходные точки зрения на жизнь и творчество О. Уайльда». Все вышеизложенное указывает на необходимость реинтерпретации публицистики Оскара Уайльда [Луков, Соломатина, 2007: 25].
Целью нашей магистерской диссертации является выявление особенностей раскрытия понятий «эстетика» и «искусство» в публицистических текстах О.Уайльда.
Для достижения поставленной цели был обозначен следующий круг
задач:
1) исследовать публицистику О. Уайльда с целью определения места понятий «эстетика» и «искусство» в пространстве текстов О. Уайльда;
2) выявить и описать механизмы формирования данной тематики в авторском тексте;
3) реинтерпретировать уайльдовскую эстетическую теорию с целью раскрытия авторского понятия «эстетика»;
4) дать определение понятию «концепт»;
5) выявить уникальность авторского концепта «искусство», а также концепта «критика», являющегося его ядерным компонентом;
6) раскрыть специфику идиостиля О. Уайльда;
Объектом нашего исследования является авторская интерпретация понятий «эстетика» и «искусство».
Предмет данной исследовательской работы - специфика авторского идиостиля.
Методы исследования обусловлены целями и задачами нашей магистерской диссертации. Работа над теоретической частью нашего исследования потребовала применения следующих методов:
• исторический метод;
• гипотетический метод;
• метод описания.
Для работы над эмпирической частью исследования, помимо вышеперечисленного, были задействованы такие методы, как:
• контекстуальный анализ;
• сопоставительный анализ;
• синтез;
• реконструкция текста.
Гипотеза нашей выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. Эстетическая теория О. Уайльда диаметрально противоположна актуальной в конце XIX века эстетической концепции романтического идеализма;
2. Определения понятий «искусство» и «критика», данные О. Уайльдом, специфичны в сравнении с денотативными значениями лексических единиц.
Основную эмпирическую базу нашей исследовательской работы составляют материалы следующих публицистических текстов О. Уайльда: «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок», «Упадок искусства лжи» (1889) и «Критик как художник» (1890), объединенных в 1891 году в книгу «Замыслы».
Теоретической и методологической базой данной магистерской диссертации послужили положения ряда отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на следующих областях:
•литературоведение (Л. Аксельрод, Н. В. Котова, Н. В. Банькова);
• когнитивная лингвистика (И.В. Карасик, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев,
З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.Н. Телия),
• семиотика (Р. Барт, У. Эко).
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать полученные результаты для изучения истории журналистики, литературоведения, а также когнитивной лингвистики.
На наш взгляд, рассмотрение темы эстетики и искусства в публицистических текстах Оскара Уайльда невозможно без рассмотрения ряда положений, предложенных как самим О. Уайльдом, так и его предшествователями, а также последователями его творческого пути.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию понятий «эстетика/эстетизм» и «искусство» в публицистических текстах О. Уайльда.
О. Уайльда, личность эпатажную и оригинальную не только в поведенческом, но и в мировоззренческом плане, можно назвать одной из наиболее значимых фигур конца XIX столетия. Его эстетическая теория, объединяющая в себе, помимо всего прочего, корни античной философии, символизма, положившая начало теориям У. Эко, Ю. М. Лотмана, Р. Барта, получила наиболее полное раскрытие в сборнике «Замыслы»
Важнейшей характеристикой сознания О. Уайльд считал воображение. Именно воображение, по мнению О. Уайльда, есть первооснова способности к эстетическому восприятию действительности, которая, в свою очередь, понималась как высшая духовная способность личности. Как воображение, так и эстетическая способность в полной мере актуализируют основные постулаты эстетической теории О. Уайльда:
1. Искусство есть реинтерпретация действительности, ее усовершенствованный вариант; благодаря взаимосвязи с миром идей, воображением, искусство более совершенно, чем жизнь и природа.
2. Реализм как творческий метод признан несостоятельным, поскольку близок по своей сути к копированию действительности.
3. Искусство преследует сугубо гедонистические цели; получение эстетического удовольствия как автором, так и реципиентом - его первостепенная задача. По сути, цель искусства в нем самом.
4. Эстетика превыше этики: нормы морали ограничивают
воображение, сужают его, вписывая в рамки нравственных законов, что, по мнению О. Уайльда, неприемлемо.
5. Форма доминирует над содержанием; художественность произведения кроется именно в форме. Более того, форма способна в какой-то
мере влиять на содержание.
Одним из фундаментальных элементов системы эстетических воззрений О. Уайльда является его теория художественной критики, согласно которой критика есть не что иное, как реинтерпретация художественных произведений, причем реинтерпретация субъективная, основанная главным образом на чувственном восприятии. Главным требованием к критичесвим текстам О. Уайльд считал высокохудожественную форму. Именно обязанность к соблюдению формы, отличающая критика от творца, дает автору право утверждать, что критика зачастую имеет большую художественную ценность, нежели оригинальный текст. В защиту критического текста говорит и тот факт, что тематический ресурс мира творчества близок к исчерпанию, в то время, как темы для критического анализа неиссякаемы.
Для конкретизации понятия «искусство» мы рассматриваем его с точки зрения когнитивной лингвистики, исследуя авторский концепт «искусство». Также нами был изучен концепт «критика» в пространстве нехудожественных текстов О. Уайльда. Это обусловлено, во-первых, наличием понятия «критика» в ядре уайльдовского концепта «искусство»; во-вторых, художественная критика, как было отмечено ранее, является одним из ключевых элементов авторского эстетического мировосприятия.
Концепт является основной единицей когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, единого определения которого до сих пор не существует в отечественной и зарубежной науке о языке. Вслед за С.А. Аскольдовым мы считаем, что концепт — это многомерный и мыслительный конструкт, который отражает процесс познания мира, результаты человеческой деятельности, его опыт и знание о мире, хранящей информации о нем.
Для того, чтобы анализировать выбранный нами концепт «искусство», мы изучили структуру концепта в целом. Любой концепт концентрируется вокруг «сильной» точки сознания. Ядро концепта состоит из наиболее актуальных ассоциаций, менее актуальные являются его периферией. Языковая единица, посредством которой актуализируется «центральная точка» концепта, является ее именем.
Многие отечественные лингвисты едины во мнении, что структура концепта трехкомпонентна, но каждый из ученых представляет свой взгляд на содержание основных компонентов. В нашем исследовании мы опирались на теорию В.И. Карасика, согласно которой, концепт состоит из понятийной, ценностной и образной составляющих.
Формирование каждого концепта в сознании человека происходит на основании непосредственного чувственного опыта, предметной деятельности человека, мыслительных операций с концептами, существующими в его сознании, языкового общения, а также посредством сознательного познания языковых единиц.
Интерпретационное поле концепта неоднородно, в нем можно выделить следующие зоны: оценочная, энциклопедическая, утилитарная, регулятивная, социально-культурная и паремиологическая.
Известные классификации концептов подразделяются И.А. Стерниным и
З.Д. Поповой на семантические, функционально-социлогические, структурные, а также классификации концептов на основе их выражения и функционирования в языке. Наличие всех этих классификаций в очередной раз подтверждает неоднородность и многомерность лингвокультурных концептов, а также сложность их исследования.
Языковое выражение является предметным компонентом лингвокультурного концепта, который можно отследить и описать, тем самым открывая доступ к изучению концептов, их специфики и функционирования. Анализ вербальной объективации понятийной, ценностной и предметно¬образной составляющих концепта позволяет достаточно полно описать конкретный концепт, его место в лингвокультуре и в сознании носителей языка.
Образный компонент считается невербальным. В случае с изучаемыми нами концептами, как и с прочей абстрактной лексикой, те или иные образы имеют чувственный характер, но более субъективны, чем образы, связанные с конкретной лексикой. Мы можем утверждать это, опираясь на исследования Н.В. Гавриловой (в случае с концептом «критика») и Н.В. Баньковой (концепт «искусство».
Ценностные характеристики концептов отражены в семантике лексических единиц, фразеологизмов, пословиц и поговорок, а также афоризмов. При этом можно вычленить концептуальные признаки как с отрицательной, так и с положительной оценкой.
Понятийная сторона концепта является, по сути, его описанием.
Основными значениями понятия «искусство» являются, с одной стороны, специфическое, уникальное умение, с другой - практически любое изобразительное искусство, творческая деятельность
Критика в общепринятом понимании имеет как положительную (анализ, оценка), так и отрицательную (несправедливое осуждение) коннотацию. Причем в русском языке негативные оценочные суждения относятся к самому факту критики; в английском же негативная оценка связана в большей степени с частными случаями неприятия критики.
Таким образом, мы можем выделить следующие отличия от традиционных значений, характерные для концептов «искусство» и «критика» в публицистике О. Уайльда.
Искусство:
3) отсутствие отрицательно окрашенных значений;
4) авторское восприятие искусства лишено парадоксалььности, характерной для концепта «искусство» в общепринятом его понимании, более однородно;
5) ключевое значение понятия «искусство» - изобразительное искусство, не только отрешенное от реальности, но и доминирующее над ним.
Критика:
1) наиболее значимым компонентом концепта становится существительное «critique», поскольку под критикой подразумевается именно критический анализ;
2) в ядро семантического поля авторского концепта «критика», помимо таких лексических единиц, как «criticism» и «critique», включен компонент «reinterpretation of art»;
3) данный концепт приобретает ярко выраженную положительную коннотацию.
Дальнейшая систематизация средств языковой репрезентации концептов «искусство» и «критика» будет способствовать более детальному описанию средств языковой репрезентации концептов и изучению концептосферы. Реинтерпретация же данных понятий, а также понятия «эстетизм» в пространстве текстов О. Уайльда даст начало исследованию его текстов, абстрагированному от «уайльдовского феномена».


1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Том 3. - Берлин: Издательский дом «Слово», 1923
2. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии. / М.М. Ангелова //Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М.: 2004.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово [Текст] // Русская словесность: Антология /под ред. В.Н. Нерознака. М.: Akademia, 1997. - C. 267-280.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: 1999.
5. Балашова Л.В. Роль метафоризации в становлении и развитии лексико-семантической системы (на материале русского языка XI-XX вв) [Текст]: Автореф. дис. д-ра филол. наук. - Саратов, 1999.
6. Банькова Н.В. Концепт «искусство»/"агТ в русском и английском языках. - М: 2015
7. Бодлер Ш. Статьи об искусстве // Бодлер Ш. Стихотворения. Проза. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. - С. 461-830.
8. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков [Текст]. - М.: Языки русской культуры, 1999.
9. Воркачев К.А. Основы лингвистики. - М.: 2001.
10. Гаврилова Н.В. Лингвокультурный концепт "критика" и его функционирование в педагогическом дискурсе [Электронный ресурс]: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.19. - Москва: РГБ, 2007.
11. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1984.
12. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода [Текст] / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-19.
13. Добродомова А. И. Репрезентация концепта «критика» в
публицистике О. Уайльда на примере эссе «Критик как художник [Текст] / Студенческий научный форум - 2016. -
https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/24328.pdf
14. Добродомова А. И., Коротицкая М.В. Репрезентация концепта «критика» в коммуникативной культуре английского и русского языков[Текст] / Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. - Смоленск: издательский дом «Наукосфера», 2016, № 3, С. 176-182.
15. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание /Под ред. И.А. Стернина. - Воронежский государственный университет, 2001.
16. Карасик, В.И. Введение в когнитивную лингвистику. - M.: 2004
17. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Методология современной психолингвистики: Сборник статей. - Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.
18. Котова Н.В. Филоофско-эстетические аспекты нехудожественной прозы О.Уайльда. - Ижевск, 2010
19. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма [Текст]: лингвистика-психология-когнитивная наука // ВЯ, 1994, №4. - С. 336.
20. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ - 1993, №1. - с.3-9.
21. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. / Д. С. Лихачев // Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: Питер, 2005.
22. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
23. Луков Вл. А., Соломатина Н. В. Феномен Уайльда: тезаурусный анализ: Научн. монография. — М., 2007.
24. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика [Текст]. - 2008. - 272 с.
25. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
26. Образцова, Е.В. Е.В. Понятие лингвокультурного концепта в аспекте междисциплинарных исследований - М.: 2002.
27. Павилёнис Р.И. Проблема смысла [Текст] : Современный логико - философский анализ языка. - М.: Мысль, 1983.
28. Петелина Ю.Н. Отражение национально-культурного фактора в языке/ Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-29 ноября 2000.). -Астрахань: Изд-во Астрахань.
29. Пищальникова В.А. (ред.) Языковое бытие человека и этноса. Выпуск 18. - М.: МГЭИ; ИНИОН РАН; МГЛУ, 2011.
30. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концепта в лингвистических исследованиях [Текст]. - Воронеж: изд-во Воронеж. Ун-та, 1999.
31. Попова З.Д., Стернин И.А. Языкознание. - М.: 1999.
32. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской литературы. Опыт исследования [Текст]. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
33. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта. И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. / Под ред. И. А. Стернина. - Воронежский государственный университет, 2001.
34. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц [Текст]. - М., 1986.
35. Харди К. http://www.james-joyce.ru/articles/yazikotvorchestvo-joysa- slovoobrazovatelniy-aspekt25/
36. У. Эко «Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. - М.,
37. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М., 1986. С. 477.
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И СЛОВАРИ
38. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык, 2001.
39. Большой энциклопедический словарь. -
http://www.vedu.ru/bigencdic/.
40. Горбачевич К.С, Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского
литературного языка. Ленинград: Наука, 1979. 567 с.
41. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
(современное написание слов). - "Цитадель", 1998.
42. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: 1862.
43. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Черкасова Г.А., Тарасов Е.Ф.,
Уфимцева Н.В. Русский ассоциативный словарь: в двух томах. От стимула к реакции. М.: «Помовский и партнеры», 1994, Книга 1.224 с. От реакции к стимулу. М.: «ИРЯ РАН», 1994, Книга 2. 358 с.
44. Ожегов. СИ. Толковый словарь русского языка. - М.: 2002.
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель; Аст, 2000.
46. Уайльд О. Оскар Уайльд. Полное собрание сочинений в одном томе/ под редакцией Назаровой Е. - М.: Эксмо, 2013 г.
47. Abby Lingvo. - http://abbylingvo.com.
48. Inspirational (online dictionary of proverbs):
http://www.inspirationalstories.com/proverbs/t/on-art/page/2/
49. Longman Dictionary of Contemporary English, 2009.
50. Oxford American Dictionary. - Oxford University Press, 2003.
51. Proverbs 13:18. Holy Bible. New Living Translation. - Tyndale House Publishers, 2013.
52. McCutcheon Marc. Roget’s Super Thesaurus (3rd edition). - Writer's Digest Books, 2003.
53. The Concise Dictionary of Proverbs. - Oxford University Press, 2002.
54. The Concise Oxford English Dictionary. - Oxford University Press, 2011.
55. http://sbornik-mudrosti.ru/
56. http ://www. special-dictionary.com/
57. http://www.wisdoms.ru/64.html



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ