ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА 6
ГЛАВА II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ 18
ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА И ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА 42
§1. Аболиционизм как отражение принципа ненасилия в творчестве и деятельности Ральфа Уолдо Эмерсона 46
§ 2. Гражданское неповиновение и аболиционизм как отражение принципа ненасилия в творчестве и деятельности
Генри Дэвида Торо 55
§ 3. Феминизм как отражение принципа ненасилия в творчестве и деятельности Маргарет Фуллер 64
§ 4. Вегетарианство и образовательная реформа как отражение принципа
ненасилия в творчестве и деятельности
Амоса Бронсона Олкотта 70
§ 5. Вегетарианство как отражение принципа ненасилия в деятельности
Джеймса Пьерпонта Гривза 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Человеческое насилие — это феномен, который представляет особую форму отношений, осуществимую путём нарушения чьих-либо прав и свобод, использования силы или угрозы её применения, нанесения физического или духовного вреда людям или другим живым существам, подавления чужой воли. Насилие, базирующееся на агрессии, может быть легализовано государством, которое даёт обществу право дискредитировать своих или чужих граждан, поощряя применение агрессии по отношению к ним. Как правило, это приводит к таким последствиям, как войны, геноцид, репрессии. Согласно В.И. Корневу, советскому востоковеду и доктору исторических наук, насилие представляет собой рычаг для управления обществом, так как часто его используют для смены политических режимов, экономических укладов, а также для решения различных этнических и социальных вопросов . Применение насилия тесно связано с интернациональными отношениями и политикой, оно затрагивает вопросы социума и межличностных отношений, миром природы, а также непосредственным образом влияет на судьбу общества и на жизнь каждого отдельного человека. Насилие утверждает неравенство между субъектом и объектом с помощью социального контроля и давления.
Феномен насилия является часто обсуждаемым, так как он не теряет своей социальной, этической и политической актуальности, и этот вопрос исследуется с различных сторон. Истоки насилия широко изучались ведущими психологами разных времён, такими, как З. Фрейд, Р Жирар, Э. Фромм. С античных времён представители различных идеологических направлений и философских течений занимаются изучением сути насилия и роли, которую оно играет в истории человечества, а также динамику его развития. Проблемы насилия также затрагиваются в рамках различных традиций и религий. Поэтому в ходе развития человеческой мысли и поиска решения проблемы проявления физической или духовной жестокости по отношению друг к другу и к миру вокруг, был создан комплекс идей о ненасилии.
Теория ненасилия имеет различные основания: это комплекс политических, этических, философских и религиозных воззрений, которые восходят к тому, что обращение к насилию в любой из сфер жизни не может быть оправдано; это принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия в любой из его существующих форм. Идея ненасилия подкрепляется как религиозными верованиями, так и политическими стратегиями. Основанное на этических соображениях ненасилие называется религиозным, этическим, философским ненасилием, а то, которое основано на политическом анализе — тактическим, стратегическим или прагматическим ненасильственным действием. Идея о ненасилии отражается в общественной мысли и имеет широкий масштаб, влияя на образ мышления и жизни членов общества. На процесс изменения общественного сознания влияют ключевые политические фигуры, философские течения, литературные произведения, организация сообществ и пр. Как правило, осознание различных характерных форм ненасилия в современном мире приводит к поиску решения многих политических, социальных и нравственных проблем.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что идея о ненасилии приобретает чрезвычайное значение в культурах многих стран. Практики ненасилия сейчас широко обсуждаются, и на русском языке существует сравнительно немного работ, рассматривающих процесс их складывания и вхождения в культуру. В данной работе будет рассмотрена взаимосвязь и взаимовлияние идей трансцендентализма — литературного, философского и религиозного движения, начавшегося в 30-х годах XIX в. и ненасилия в Великобритании и США в XIX - начале XX вв. Нами выбран данный период времени, так как именно тогда в вышеупомянутых странах приобретает большую популярность философия ненасилия из-за быстрых социальных, политических и экономических изменений, вызванные рядом влияний, включающих в себя промышленную революцию в Великобритании в 1830-1840 гг. и в США в 1820-1840 гг., зарождение социалистических, реформистских и революционных течений, дарвинизма, движения за равенство социальных прав в США в 1950-1960 гг. под предводительством М.Л. Кинга, распространения демократических идей Ж.Ж. Руссо и Д. Локка. В этот период времени принцип ненасилия был как никогда актуален, он развивался в культурной жизни людей и нашёл своё отражение в философии трансцендентализма, так как между ними существуют параллели, и многие последователи этого философского течения были реформаторами и сторонниками этического образа жизни. Трансцендентализм, со свойственным этому течению ориентацией на собственную интуицию и самосовершенствование, оказал значительное влияние на становление национального сознания в США и внёс весомый вклад в развитие общественной мысли в ряде стран, в том числе и на освободительное движение 20-х гг. XX в. в Индии под предводительством Махатма Ганди . Также идеи Торо и Эмерсона стали значительными для многих важных мыслителей XIX¬XX вв., в том числе и на Л.Н. Толстого. Поэтому представляется целесообразным проследить, как идеи этого философского течения отразились на жизни США и Великобритании.
На данный момент существует большое количество работ о влиянии принципа ненасилия на политические движения в США и Великобритании, но вопрос влияния идей трансцендентализма на этическую сторону жизни человека, в том числе и на полный отказ или сокращение потребления продуктов животного происхождения, включающий в себя не только продукты питания, но и меха, кожу, жемчуг и др. — вегетарианство и веганство (англ. veganism), мало изучен. В то же время, вопрос этического образа жизни был чрезвычайно популярен в США и в Великобритании, были созданы новые течения, которые повлияли на современные сообщества защиты прав животных и окружающей среды; именно идеи ненасилия, которые были популяризированы представителями философии трансцендентализма оказались ключевыми в создании нового виденья мира, согласно которому применение
Трансцендентализм — это, несомненно, важное философско- литературное движение XIX века, которое имело влияние и в XX в., и до сих пор его идеи остаются актуальными в сферах искусства, политики и этики. Во время отмирания старых ценностей, которые заключались в религиозной догматике и чрезмерном материализме, трансцендентализм стремился к открытию новых этических идеалов. Его представителям удалось не только подтолкнуть людей к осознанию новой ценности человеческой жизни, но и претворить эти идеи в реальность, осуществив ряд важных реформаторских действий. Философия трансцендентализма способствовала развитию понятия социальной справедливости благодаря основным принципам, лежащим в основе данного философско-литературного движения, таким как «доверие к себе», вера в изначальную добродетельность всего человечества и убеждённость в равенстве всех людей.
Трансцендентализм стал подлинно гуманистической философией. Принцип ненасилия, который прошёл долгий путь формирования и был выражен в различных культурах и религиях, в полной мере раскрылся в творчестве и деятельности представителей трансцендентализма и в дальнейшем отразился на культурно-политической жизни США и Великобритании.
Сопоставление принципа ненасилия и идей трансцендентализма позволило выявить тесную взаимосвязь данной философии с социальной сферой. В исследовании раскрыта взаимосвязь и взаимовлияние философии трансцендентализма и принципа ненасилия, которые были выражены в различных реформаторских движениях, включающих в себя аболиционизм, феминизм, пацифизм и вегетарианство. Представители трансцендентализма вошли в историю не только как важные литературные фигуры, но и как значимые реформаторские деятели, которые преследовали цель улучшения общества посредством улучшения каждого человека.
Принцип ненасилия, который нашёл своё отражение в творчестве Г.Д. Торо, повлиял в дальнейшем не только на сферу политики (что в самой яркой форме проявилось в деятельности Махатмы Ганди и М.Л. Кинга), но также и на становление науки экологии и этического вегетарианства. Он был одним из первых авторов, поднявших проблему окружающей среды. На сегодняшний день его идеи, выраженные в произведении «Уолден, или жизнь в лесу», также проявились и в развитии экоархитектуры, главной задачей которой является органическое проживание человека на лоне природы без нанесения урона окружающей среде (См. приложение 3). М. Фуллер стала одной из ключевых фигур в становлении движения за права женщин в США и других странах, а также в проведении различных важных социальных реформ. Её творчество имело огромное значение для становления гуманистической мысли. Б. Олкотт и ДЖ. П. Гривз внесли свой вклад в улучшение системы образования, разрабатывая новые способы обучения, а также в популяризацию вегетарианского движения в США и Великобритании. Эмерсон, социальная деятельность которого зачастую опускается, помимо активного участия в движении аболиционизма стал одним из самых активных участников феминизма, и ему удалось привлечь внимание сотен людей к неравному положению женщин в обществе.
Несмотря на то, что движение трансцендентализма просуществовало относительно недолго (1840-1844), трансцендентализм представляет собой особый феномен, который вышел за рамки литературы и развился в важное социальное движение, которое оказало значительное влияние на современные понятия о принципе ненасилия.
I. ИСТОЧНИКИ
1. Толстой Л.Н. Том 20. Избранные письма 1900-1910. - М.: Художественная литература, 1978-1985.
2. Торо Г.Д. «Уолден, или жизнь в лесу». СПб.: Азбука, 2014. - 352 с.
3. Торо Г.Д. О гражданском неповиновении / Пер. с англ. 3. Е. Александровой // Эстетика американского романтизма / Под ред. Николюкина А. Н. - М.: Искусство, 1977. - С. 335 - 356.
4. Brownson O. A. Review of Summer of the Lakes (October 1844) // Critical Essays on Margaret Fuller / Ed. J. Myerson. Boston: G.K. Hall & Co, 1980. - 280 p.
5. Emerson R.W. Collected Works of Ralph Waldo Emerson, Volume I: Nature, Addresses, and Lectures. Edited by R.E. Spiller, A. R. Ferguson. Massachusetts : Belknap Press, 1971. - 382 p.
6. Emerson R.W. James Pierrepont Greaves // The Dial: A Magazine for Literature, Philosophy, and Religion / Ed. M. Fuller, G. Ripley, R.W.Emerson. - 1842, № 1. - 253 - 256 p.
7. Emerson R.W. Nature; Addresses, And Lectures. Boston: James Munroe and company, 1849. - 349 p.
8. Emerson R.W. The Complete Works of Ralph Waldo Emerson, with a Biographical Introduction and Notes by Edward Waldo Emerson 12 vol. Boston : Houghton, Mifflin and Company, 1904. - 4877 p.
9. Fuller M. Memoirs of Margaret Fuller, eds. R. W. Emerson, W.H. Channing, and J. F. Clarke. New York: Burt Franklin, 1852. - 746 p.
10. Myerson J., Shealy D. The Journals of Louisa May Alcott. Athens : University of Georgia Press, 1997 - 404 p.
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Асмус В.Ф. Античная философия. - М. : Высшая школа,1976. - 544 с.
12. Вдовина В.Г. Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса // Суарес, Ф. Метафизические рассуждения / Пер. с лат. Г.В. Вдовиной — М.: Институт философии, теологи и истории св. Фомы, 2007. - 485 с.
13. Гусейнов А.А. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2003. - 911 с.
14. Гусейнов А.А. Понятие морали. // Этическая мысль. / Под ред. А.А. Гусейнова, Вып. 4. - 2003. - С. 3 - 13.
15. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
16. Ефимов. А.В. Очерки истории США. 1492-1870 гг. М.: Учпедгиз, 1958 г. - 328 с.
17. Кант И. Сочинения в шести томах. - Том 3. - М.: Мысль, 1964. - 799 с.
18. Колмаков В. Б. Ценность человеческой жизни в романтической традиции // Вестник ВГУ. - Вып. 2. - 2013. - С. 38 - 49.1.
19. Корнев, В. И. Проблема ненасилия в восточных религиозных традициях // Принципы ненасилия: Классическое наследие / Под ред. В. М. Иванова и В. М. Леонтьева. - М.: А/О Издат. группа Прогресс, 1991. - 9 - 31 с.
20. Осипова Э.Ф. Генри Торо очерк творчества. - Ленинград: Издательство Ленинградского Университета, 1985. - 128 с.
21. Покровский Н. Е. Генри Торо. - М.: Мысль, 1983 г. - 188 с.
22. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Академический проект : Альма Матер, 2008. - 1008 с.
23. Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации // Европейский альманах. История. Традиции. Культура / Под ред. Чубарьян А.О. - М.: Наука, 1993. - С. 90 - 97.
24. Сикирин В. Л. Потенциал и перспектива ненасилия как особой формы общественной практики // Вестник Челябинского государственного университета. - Вып. 31.- 2013. - С. 50-54.
25. Ситаров В. А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. / Под. Ред. И.М. Ильинского. - 2005. - №1. - С. 135 - 139.
26. Соломатина С. Ю. Художественное своеобразие натурфилософской эссеистики Генри Дэвида Торо Нижний Новгород. Автореф. дис. Художественное своеобразие натурфилософской эссеистики Генри Дэвида Торо канд. филол. наук. Нижний Новгород: Удмуртский Государственный Университет, 2008.
27. Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. - М.: Сов. писатель, 1972. - 406 с.
28. Bacon M.H. By Moral Force Alone the Antislavery Women and Nonresistance// The Abolitionist Sisterhood: Women's Political Culture in Antebellum America / Edited by J. F. Yellin and John C. Van Horne. - Ithaca : Cornell University Press, 1994. - P 275 - 310.
29. Bacon M.H. By Moral Force Alone the Antislavery Women and Nonresistance// The Abolitionist Sisterhood: Women's Political Culture in Antebellum America / Edited by J. F. Yellin and John C. Van Horne. - Ithaca : Cornell University Press, 1994. - P 275 - 310.
30. Baym, N., Gottesman R., Holland L., Murphy F. The Norton Anthology of American Literature. - Vol. 2. New York : W. W. Norton and Company, 1985. - 650 p.
31. Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. Oxford: Clarendon Press 1907. - 416 p.
32. Brock P. Pacifism in the United States: From the Colonial Era to the First World War. Princepton, New Jersey: Princepton University Press. - 985 p.
33. Buell L. Emerson. Cambridge, Massachusetts, London : the Belknat press of Harvard University Press, 2004. - 416 p.
34. Caine B. Women's Writing, 2003 Vol. 10 (2) London : Routledge, part of the Taylor & Francis Group. - P 287-305.
35. Carafiol P. Transcendent Reason. Gainesville : University Press of Florida, 1982. - 240 p.
36. Cavell S. In Quest of the Ordinary: Lines of Skepticism and Romanticism. Chicago and London : University of Chicago press, 1988. - 208 p.
37. Chapple Chr Nonviolence to Animals, Earth, and Self in Asian Traditions. Albany : State University of New York Press, 1993. - 160 p.
38. Chevigny B.G. The Woman and the Myth: Margaret Fuller's Life and Writings. Boston : Northeastern University Press, 1994. - 327 p.
39. Dodge L.D. War inconsistent with the religion of Jesus Christ as it is inhuman, unwise and criminal. New York: Dodge & Sayre, 1815. - 136 p.
40. Emerson R.W. / Ed. by J. Porte. Emerson in His Journals. Cambridge : The Belknap Press of Harvard University Press, 1984. - 608 p.
41. Frothingham O. B. Transcendentalism In New England: A History. Whitefish : Kessinger Publishing, LLC, 2008. - 412 p.
42. Gougeon L. Emerson's Truth, Emerson's Wisdom: Transcendental Advice for Everyday Life. 2010 - 384 p.
43. Gougeon L. Virtue's Hero: Emerson, Antislavery, and Reform. Athens : University of Georgia Press, 2010. - 424 p.
44. Gray H.D. Emerson. A statement of New England Transcendentalism as expressed in the philosophy of its chief exponent. Stanford : Stanford
University Press, 1917. - 397 p.
45. Herdrid G. The Influence of Thoreau's “Civil Disobedience” on Gandhi's Satyagraha // The New England Quarterly. Vol.29 (4), 1956. - P 462 - 471.
46. Holmes O.W. Ralph Waldo Emerson: Biography. New York : Cosimo classics, 2004. - 357 p.
47. lacobbo K., lacobbo M. Vegetarian America: A History. Westport, London: Praeger, 2004. - 288 p.
48. Korngold. R. Two Friends of Man: The Story of William Lloyd Garrison and Wendell Philips and Their Relationship with Abraham Lincoln. Boston : Little, Brown, 1950 - 425p.
49. Latham J. E. M. Search for a New Eden: James Pierrepont Greaves (1777-1842), the sacred socialist and his followers. London : Fairleigh Dickinson University Press, 1928. - 292 p.
50. Levine A.M. and Malachuk D.S. A Political Companion to Ralph Waldo Emerson. University Press of Kentucky, 2011. - 500 p.
51. McCllure Mudge J. Mr. Emerson’s Revolution. Cambridge : Open Book Publishers, 2015. - 564 p.
52. Miller W. I Found No Peace: A Journey Through the Age of Extremes. London : de Coubertin Books, 2011. - 352 p.
53. Murray Ch.J. Encyclopedia of the Romantic Era, 1760-1850, Vol.2. London: Taylor and Francis group, 2004 - 1247 p.
54. Myerson J., Harbert H., Walls L.D. The Oxford Handbook of Transcendentalism. New York : Oxford University Press, 2010. - 800 p.
55. Parker B.L. The Transcendentalists. Athens, Georgia: The University of Georgia Press, 2007. -289 p.
56. Patterson A. From Emerson to King: Democracy, Race, and the Politics of Protest. New York, Oxford : Oxford University Press, 1997. - 272 p.
57. Powell B. Henry David Thoreau, Martin Luther King Jr., and the American Tradition of Protest // OAH Magazine of History / Eds. Paul Finkelman, Oxford: Oxford University Press, 1995. - P. 26 - 29.
58. Powell B. Henry David Thoreau, Martin Luther King Jr., and the American Tradition of Protest / OAH Magazine of History / Ed. P Finkelman . - Vol. 9, No. 2, 1995. - p. 26-29.
59. Puskar-Pasewicz M. Cultural Encyclopedia of Vegetarianism Santa Barbara, Denver, Oxford : Greenwood, 2010. - 498 p.
60. Rose C.A. Transcendentalism As a Social Movement, 1830-1850. New Haven: Yale University Press, 1981. - 269 p.
61. Salt H.S. Life of Henry David Thoreau. Richard Bentley and Son: London, 1890. - 315 p.
62.Stanton E.C., Susan B. A., and Gage M. J. History of Woman Suffrage. - New York: Fowler and Wells, Publishers, 1881. - 496 p.
63. Staughton L. Nonviolence in America: a documentary history. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 2009. - 538 p.
64. Tangorra G. C. Margaret Fuller The Reformer: A Transcendentalist // Constructing the Past In The Era Of Reform. Vol.11 (1), 2010. - P 46 - 75.
65. Uechi T. N. Evolving Transcendentalism in Literature and Architecture: Frank Furness, Louis Sullivan, and Frank Lloyd Wright. Cambridge Scholars Publishing, 2013. - 254 p.
66. Wayne K.T Encyclopedia of Transcendentalism. New York : Facts on File, 2006. - 374 p.
IV. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
67. "Address to the Citizens of Concord on the Fugitive Slave Law, 3 May 1851" Sources: Houghton Library of Harvard University [Электронный ресурс] URL: http://emerson.tamu.edu/content/address-citizens-concord-fugitive- slave-law-3-may-1851 (дата обращения: 01.05.2016).
68. Letter To American Friends, August 3, 194 [Электронный ресурс] URL: http://www.mkgandhi.org/letters/unstates/letter_amer_friends.htm (дата обращения: 08.05.2016).
69. Schwartz R. H. Is the Sixth Commandment "Thou Shalt Not Kill" or "Thou Shalt Not Murder" ? [Электронный ресурс] URL: