ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Понятие и место образовательного туризма в российском
законодательстве 9
1.2. История нормативно-правового регулирования образовательного
туризма в России 14
1.3. Нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в
России 21
1.4. Виды образовательного туризма и их правовое регулирование 27
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ .. 34
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования и развития
образовательного туризма в странах Европейского Союза 34
2.2. Проблемы, препятствующие развитию образовательного туризма в
России 39
2.3. Российская правоприменительная практика в сфере
образовательного туризма 46
2.4. Основные направления совершенствования российского
законодательства в сфере образовательного туризма 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Понятие и место образовательного туризма в российском
законодательстве 9
1.2. История нормативно-правового регулирования образовательного
туризма в России 14
1.3. Нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в
России 21
1.4. Виды образовательного туризма и их правовое регулирование 27
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ .. 34
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования и развития
образовательного туризма в странах Европейского Союза 34
2.2. Проблемы, препятствующие развитию образовательного туризма в
России 39
2.3. Российская правоприменительная практика в сфере
образовательного туризма 46
2.4. Основные направления совершенствования российского
законодательства в сфере образовательного туризма 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Актуальность темы. Туризм в Российской Федерации представляет собой многоаспектное, динамично развивающееся явление, которое вносит значительный вклад в благосостояние страны. В результате глобализации общества в нем появляются новые направления, одним из которых является образовательный туризм. Как и любая другая сфера общественной жизни он не может надлежащим образом функционировать без нормативно-правового обеспечения.
Провозглашенный в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года тезис о законодательном закреплении всех видов туризма, а также поправки, вносимые в Основной Закон страны, обусловливают актуальность исследования образовательного туризма и проблем, с которыми он сталкивается на данном этапе.
Разработанность темы. Проблемы правового регулирования образовательного туризма в России начали затрагиваться в науке только в последние десять лет. Реформирование законодательства о туристской деятельности за данный период позволило сократить определенное количество правовых пробелов, однако с течением времени начали появляться новые виды туризма, которые также потребовали надлежащего правового обеспечения. Поскольку образовательный туризм относится к числу новых видов туризма важность его реформирования и совершенствования законодательства неоднократно отмечались в работах таких ученых как А.А. Авагян, И.В. Зорина, С.Ю. Житенева, В.Л. Погодина, В.П. Соломина, А.В. Шатохина и др.
Цель исследования - анализ актуальных проблем нормативно-правового регулирования образовательного туризма в Российской Федерации и обоснование предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определить понятие и место образовательного туризма в российском законодательстве; провести анализ истории нормативно-правового регулирования образовательного туризма в России, определив его этапы и виды образовательного туризма; оценить уровень сложившегося в настоящее время нормативно-правового регулирования образовательного туризма в России; проанализировать опыт и нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в странах Европейского Союза; обобщить проблемы, препятствующие развитию образовательного туризма в России; проанализировать российскую правоприменительную практику в сфере образовательного туризма; обосновать основные направления совершенствования российского законодательства в сфере образовательного туризма.
Предмет исследования - законодательство, регулирующее туристскую деятельность в Российской Федерации, а также договорная и судебная практика, научные публикации по теме исследования, опыт правового регулирования в странах Европейского Союза по исследуемым вопросам.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации правовых норм, регулирующих туристскую деятельность в России.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались общие, специальные и частные методы: формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.
Нормативная база исследования: Конституция Российской Федерации (включая поправки к Основному закону), Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (с учетом последних изменений), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с учетом последних изменений), Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей», Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 N 1726-р, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года, Директива N 90/314/ЕЭС Совета Европейских сообществ «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах» от 13 июня 1990 года, отраслевые законы стран Европейского Союза, регулирующие туристскую деятельность.
Эмпирическая база исследования: судебная практика Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции за период с 2013г., а также договорная практика.
Основные положения, вынесенные на защиту:
1. Образовательный туризм прошел долгий путь становления и реформирования. История нормативно-правового регулирования туризма в России, и в частности, образовательного туризма прошла три этапа.
Первый этап связан с зарождением образовательных путешествий, охватывающий период 1696 - 1917 гг. Этот этап связан с принятием в 1696 году Петром I Указа «Об отправке в Европу стольников в количестве 61 человека для изучения навигатской науки», который послужил началу образовательных путешествий в российском государстве.
Второй этап охватывает нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в СССР, когда он был признан частью государственной политики и средством просвещения детей и молодежи.
Третий этап связан с нормативно-правовым регулированием образовательного туризма в период становления рыночной экономики, начиная с 1991 года и по настоящее время.
2. В современном обществе, возрастающая потребность людей постоянно улучшать свои знания и навыки указывает на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы образовательного туризма. До сих пор остается актуальным вопрос закрепления легального определения образовательного туризма в российское законодательство. Исходя из проведенного исследования, анализа различных точек зрения можно предложить закрепить в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ следующее определение: «...Образовательный туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительств с целью получения дополнительных знаний, навыков, образования и квалификации, продолжительность которых составляет от 24 часов до 6 месяцев».
3. Образовательный туризм можно рассматривать в качестве одного из средства познания. Однако, в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в федеральных государственных образовательных стандартах не закреплена возможность проведения определенных уроков в форме экскурсионной поездки.
Законом РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в Основном законе страны предлагается закрепить статью 67.1, которая провозглашает, что «...государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». С учетом такой поправки в Основной закон РФ, особую актуальность приобретает предложенный Министерством культуры РФ и Российским союзом туриндустрии проект «Живые уроки», имеющий цель - внедрить в школьную учебную программу экскурсионные поездки учеников в различные субъекты России. Это потребует на федеральном уровне внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
4. В настоящее время среди основных проблем правового регулирования, с которыми сталкивается образовательный туризм, можно выделить следующие: 1) проблема добровольного страхования жизни и здоровья туристов во время путешествия; 2) отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах возможности проведения уроков в виде экскурсионной поездки; 3) законодательные пробелы в части организации безопасных перевозок детей; 4) полное отсутствие правового регулирования «авторских» образовательных туров. В 2020 году законодателем предпринята попытка по устранению некоторых законодательных пробелов в части деятельности турагентов. В образовательном туризме распространена практика покупки путевки в центре бронирования ,
который, в свою очередь, не имеет никаких договорных отношений с туроператором. В сложившейся ситуации, законопроектом № 877880-7 «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предлагается создать единый федеральный реестр турагентов. Туроператоры будут вносить сведения о всех турагентах, с которыми они заключили агентские договоры. Данное изменение даст дополнительные гарантии как туроператорам, так и туристам, поскольку в случае отсутствия записи о турагенте в таком реестре договоры, которые заключает турагент с туристами будут считаться недействительными.
5. Анализ правоприменительной практики показал, что до сих пор спорным остается вопрос о разделении ответственности между турагентом и туроператором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Судебная практика свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями являются случаи включения в договор о реализации турпродукта неполной или недостоверной информации об оказываемых услугах, содержании программы тура, продолжительности образовательной поездки, нарушение турагентами и туроператорами порядка оформления документов для получения туристами визы. Для обеспечения эффективной защиты нарушенных прав туристов Законопроектом № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предлагается ввести обязанность туроператоров и турагентов по формированию электронной путёвки и внесению сведений о ней в единую информационную систему. По мнению, законодателя предлагаемые изменения позволят повысить защиту интересов потребителей туристических услуг и повысить качество их предоставления.
6. Ряд субъектов Российской Федерации имеют положительный опыт по организации образовательных поездок. Так, например, в Москве, Московской области активно развивается проект «Московские уроки», который в рамках внеурочной деятельности предполагает организацию школьных образовательных туров по Москве. При поддержке Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы была создана ассоциация московских туроператоров «Мостурпул», в которую вошли известные крупнейшие туроператоры, занимающиеся въездным и внутренним туризмом в столице. Все школьные туры разрабатываются с учетом школьной программы и рекомендаций педагогов. Подобная организация гарантирует надежность, а также высокое качество оказываемых услуг.
Похожий опыт также имеют Вологодская, Владимирская, Ярославская, Псковская области, Санкт-Петербург, заключившие между собой соглашения о сотрудничестве в сфере туризма. Одним из успешных направлений российского въездного образовательного туризма стала организация курсов изучения русского языка для иностранных туристов на базе российских университетов.
7. Образовательный туризм нуждается в государственной поддержке, особенно в настоящий период. Ограничительные меры, предпринятые многими странами в связи с распространением коронавируса, не позволяют в ближайшее время выезжать российским гражданам получать дополнительное образование за пределами Российской Федерации, а российские туристические компании сталкиваются с серьезными убытками. По мнению представителей туристической отрасли, предпринятые меры государственной поддержки не достаточны, поскольку далеко не все субъекты туристического бизнеса могут ими воспользоваться. С учетом улучшения эпидемиологической обстановки в стране, на первом этапе ожидается развитие внутреннего туризма. Данная мера может стать первым шагом на пути выхода из кризисной ситуации. Говоря об образовательных поездках, полагаем, что дополнительные системные меры государственной поддержки туроператоров, например, в виде субсидий, понижения налоговых ставок могут стать одним из способов продвижения образовательных маршрутов внутри страны. Этому процессу должно способствовать также принятие Федеральной программы по развитию внутреннего и въездного образовательного туризма в Российской Федерации.
Провозглашенный в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года тезис о законодательном закреплении всех видов туризма, а также поправки, вносимые в Основной Закон страны, обусловливают актуальность исследования образовательного туризма и проблем, с которыми он сталкивается на данном этапе.
Разработанность темы. Проблемы правового регулирования образовательного туризма в России начали затрагиваться в науке только в последние десять лет. Реформирование законодательства о туристской деятельности за данный период позволило сократить определенное количество правовых пробелов, однако с течением времени начали появляться новые виды туризма, которые также потребовали надлежащего правового обеспечения. Поскольку образовательный туризм относится к числу новых видов туризма важность его реформирования и совершенствования законодательства неоднократно отмечались в работах таких ученых как А.А. Авагян, И.В. Зорина, С.Ю. Житенева, В.Л. Погодина, В.П. Соломина, А.В. Шатохина и др.
Цель исследования - анализ актуальных проблем нормативно-правового регулирования образовательного туризма в Российской Федерации и обоснование предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определить понятие и место образовательного туризма в российском законодательстве; провести анализ истории нормативно-правового регулирования образовательного туризма в России, определив его этапы и виды образовательного туризма; оценить уровень сложившегося в настоящее время нормативно-правового регулирования образовательного туризма в России; проанализировать опыт и нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в странах Европейского Союза; обобщить проблемы, препятствующие развитию образовательного туризма в России; проанализировать российскую правоприменительную практику в сфере образовательного туризма; обосновать основные направления совершенствования российского законодательства в сфере образовательного туризма.
Предмет исследования - законодательство, регулирующее туристскую деятельность в Российской Федерации, а также договорная и судебная практика, научные публикации по теме исследования, опыт правового регулирования в странах Европейского Союза по исследуемым вопросам.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации правовых норм, регулирующих туристскую деятельность в России.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались общие, специальные и частные методы: формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.
Нормативная база исследования: Конституция Российской Федерации (включая поправки к Основному закону), Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (с учетом последних изменений), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с учетом последних изменений), Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей», Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 N 1726-р, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года, Директива N 90/314/ЕЭС Совета Европейских сообществ «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах» от 13 июня 1990 года, отраслевые законы стран Европейского Союза, регулирующие туристскую деятельность.
Эмпирическая база исследования: судебная практика Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции за период с 2013г., а также договорная практика.
Основные положения, вынесенные на защиту:
1. Образовательный туризм прошел долгий путь становления и реформирования. История нормативно-правового регулирования туризма в России, и в частности, образовательного туризма прошла три этапа.
Первый этап связан с зарождением образовательных путешествий, охватывающий период 1696 - 1917 гг. Этот этап связан с принятием в 1696 году Петром I Указа «Об отправке в Европу стольников в количестве 61 человека для изучения навигатской науки», который послужил началу образовательных путешествий в российском государстве.
Второй этап охватывает нормативно-правовое регулирование образовательного туризма в СССР, когда он был признан частью государственной политики и средством просвещения детей и молодежи.
Третий этап связан с нормативно-правовым регулированием образовательного туризма в период становления рыночной экономики, начиная с 1991 года и по настоящее время.
2. В современном обществе, возрастающая потребность людей постоянно улучшать свои знания и навыки указывает на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы образовательного туризма. До сих пор остается актуальным вопрос закрепления легального определения образовательного туризма в российское законодательство. Исходя из проведенного исследования, анализа различных точек зрения можно предложить закрепить в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ следующее определение: «...Образовательный туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительств с целью получения дополнительных знаний, навыков, образования и квалификации, продолжительность которых составляет от 24 часов до 6 месяцев».
3. Образовательный туризм можно рассматривать в качестве одного из средства познания. Однако, в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в федеральных государственных образовательных стандартах не закреплена возможность проведения определенных уроков в форме экскурсионной поездки.
Законом РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в Основном законе страны предлагается закрепить статью 67.1, которая провозглашает, что «...государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». С учетом такой поправки в Основной закон РФ, особую актуальность приобретает предложенный Министерством культуры РФ и Российским союзом туриндустрии проект «Живые уроки», имеющий цель - внедрить в школьную учебную программу экскурсионные поездки учеников в различные субъекты России. Это потребует на федеральном уровне внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
4. В настоящее время среди основных проблем правового регулирования, с которыми сталкивается образовательный туризм, можно выделить следующие: 1) проблема добровольного страхования жизни и здоровья туристов во время путешествия; 2) отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах возможности проведения уроков в виде экскурсионной поездки; 3) законодательные пробелы в части организации безопасных перевозок детей; 4) полное отсутствие правового регулирования «авторских» образовательных туров. В 2020 году законодателем предпринята попытка по устранению некоторых законодательных пробелов в части деятельности турагентов. В образовательном туризме распространена практика покупки путевки в центре бронирования ,
который, в свою очередь, не имеет никаких договорных отношений с туроператором. В сложившейся ситуации, законопроектом № 877880-7 «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предлагается создать единый федеральный реестр турагентов. Туроператоры будут вносить сведения о всех турагентах, с которыми они заключили агентские договоры. Данное изменение даст дополнительные гарантии как туроператорам, так и туристам, поскольку в случае отсутствия записи о турагенте в таком реестре договоры, которые заключает турагент с туристами будут считаться недействительными.
5. Анализ правоприменительной практики показал, что до сих пор спорным остается вопрос о разделении ответственности между турагентом и туроператором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Судебная практика свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями являются случаи включения в договор о реализации турпродукта неполной или недостоверной информации об оказываемых услугах, содержании программы тура, продолжительности образовательной поездки, нарушение турагентами и туроператорами порядка оформления документов для получения туристами визы. Для обеспечения эффективной защиты нарушенных прав туристов Законопроектом № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предлагается ввести обязанность туроператоров и турагентов по формированию электронной путёвки и внесению сведений о ней в единую информационную систему. По мнению, законодателя предлагаемые изменения позволят повысить защиту интересов потребителей туристических услуг и повысить качество их предоставления.
6. Ряд субъектов Российской Федерации имеют положительный опыт по организации образовательных поездок. Так, например, в Москве, Московской области активно развивается проект «Московские уроки», который в рамках внеурочной деятельности предполагает организацию школьных образовательных туров по Москве. При поддержке Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы была создана ассоциация московских туроператоров «Мостурпул», в которую вошли известные крупнейшие туроператоры, занимающиеся въездным и внутренним туризмом в столице. Все школьные туры разрабатываются с учетом школьной программы и рекомендаций педагогов. Подобная организация гарантирует надежность, а также высокое качество оказываемых услуг.
Похожий опыт также имеют Вологодская, Владимирская, Ярославская, Псковская области, Санкт-Петербург, заключившие между собой соглашения о сотрудничестве в сфере туризма. Одним из успешных направлений российского въездного образовательного туризма стала организация курсов изучения русского языка для иностранных туристов на базе российских университетов.
7. Образовательный туризм нуждается в государственной поддержке, особенно в настоящий период. Ограничительные меры, предпринятые многими странами в связи с распространением коронавируса, не позволяют в ближайшее время выезжать российским гражданам получать дополнительное образование за пределами Российской Федерации, а российские туристические компании сталкиваются с серьезными убытками. По мнению представителей туристической отрасли, предпринятые меры государственной поддержки не достаточны, поскольку далеко не все субъекты туристического бизнеса могут ими воспользоваться. С учетом улучшения эпидемиологической обстановки в стране, на первом этапе ожидается развитие внутреннего туризма. Данная мера может стать первым шагом на пути выхода из кризисной ситуации. Говоря об образовательных поездках, полагаем, что дополнительные системные меры государственной поддержки туроператоров, например, в виде субсидий, понижения налоговых ставок могут стать одним из способов продвижения образовательных маршрутов внутри страны. Этому процессу должно способствовать также принятие Федеральной программы по развитию внутреннего и въездного образовательного туризма в Российской Федерации.
Образовательный туризм в России прошел долгий путь становления и реформирования. Первые поездки российских студентов за рубеж стали предпосылками к нормативно-правовому регулированию данной сферы. После, наиболее пристальное внимание он получил лишь в советский период, когда образовательный туризм был признан частью государственной политики и средством просвещения детей и молодежи. Целью образовательного туризма всегда был и остается обмен опытом и получение новой профессионально важной информации.
Образовательный туризм, как и любой другой вид туризма, нуждается в совершенствовании нормативно-правового регулирования. Современное общество нацелено на воспитание поколения, обладающего широким кругозором в различных областях, под особым вниманием - дети. Объявленное и утвержденное Президентом РФ «десятилетие детства 2018-2027 гг.» свидетельствует о том, что государство заинтересовано во всестороннем развитии подрастающего поколения. В этом может помочь образовательный туризм, но для того, чтобы он стал эффективным ресурсом, необходимо разрабатывать новые и пересматривать имеющиеся нормативные основы.
Несмотря на то, что образовательный туризм является довольно перспективным направлением туризма он сталкивается с рядом проблем как правового, так и организационного характера. В частности, до сих пор остается дискуссионным вопрос о закреплении легального определения образовательного туризма в российское законодательство. Отдельного внимания заслуживает продвижение образовательного туризма в общеобразовательных учреждениях с целью внедрения в школьную учебную программу экскурсионные поездки учеников в различные субъекты России. Основная проблема, препятствующая этому, состоит в отсутствии должной нормативно-правовой базы. Данная инициатива потребует пересмотреть существующие федеральные государственные образовательный стандарты, а также особое внимание уделить законодательству по вопросам безопасности перевозок детей.
Постепенно туристический бизнес начинает сталкиваться с проблемой «теневого образовательного туризма» и появлением так называемых «авторских туров». Все чаще в информационном пространстве можно встретить гидов, проводников, которые за вознаграждение сопровождают туристов в процессе поездки, организуют перелет, проживание туристов. Такие случаи особенно распространены среди языковых образовательных туров, поскольку туристы получают возможность практики общения на изучаемом ими иностранном языке в стране его носителей. Однако, потребители не задумываются о том, что подобный гид может оказаться недобросовестным, поскольку юридического факта заключения договорных отношений нет, а значит риск оказаться обманутыми возрастает. Сообщество туроператоров неоднократно обращало внимание на данную проблему. Данную проблему необходимо решать на законодательном уровне, поскольку в случае внесения поправок, авторские туры будут рассматриваться в качестве услуги, которые, в свою очередь, регулируются Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». Данное нововведение позволит не только восстановить нарушенные права туриста, но и уменьшить «теневой рынок образовательного туризма».
В настоящее время выездной образовательный туризм столкнулся с проблемой резкого снижения туристического потока вследствие распространения коронавируса. Ограничительные меры, предпринятые многими странами, не позволят в ближайшее время выезжать российским гражданам для получения дополнительного образования за пределы Российской Федерации. Помимо этого, российские туристические компании сталкиваются с серьезными убытками, поскольку они обязаны вернуть все денежные средства, уплаченные туристом за турпродукт. В этой связи туристическая отрасль нуждается в серьезных мерах государственной поддержки. В частности, в утвержденном Правительством РФ «Плане первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» было обозначены такие меры поддержки туроператоров как освобождение от выплат в фонды «Турпомощи», компенсация убытков, связанных с невозвратными тарифами авиакомпаний, отсрочка обязательных налоговых платежей. Однако, как отмечают эксперты, этих мер недостаточно. Среди представителей туроператоров и турагентов звучат предложения по закреплению на законодательном уровне возможности предоставления им льготных кредитов, установления «налоговые каникулы» и ряда других мер. Таким образом, правовое обеспечение образовательного туризма нуждается в доработке и реформировании.
Образовательный туризм, как и любой другой вид туризма, нуждается в совершенствовании нормативно-правового регулирования. Современное общество нацелено на воспитание поколения, обладающего широким кругозором в различных областях, под особым вниманием - дети. Объявленное и утвержденное Президентом РФ «десятилетие детства 2018-2027 гг.» свидетельствует о том, что государство заинтересовано во всестороннем развитии подрастающего поколения. В этом может помочь образовательный туризм, но для того, чтобы он стал эффективным ресурсом, необходимо разрабатывать новые и пересматривать имеющиеся нормативные основы.
Несмотря на то, что образовательный туризм является довольно перспективным направлением туризма он сталкивается с рядом проблем как правового, так и организационного характера. В частности, до сих пор остается дискуссионным вопрос о закреплении легального определения образовательного туризма в российское законодательство. Отдельного внимания заслуживает продвижение образовательного туризма в общеобразовательных учреждениях с целью внедрения в школьную учебную программу экскурсионные поездки учеников в различные субъекты России. Основная проблема, препятствующая этому, состоит в отсутствии должной нормативно-правовой базы. Данная инициатива потребует пересмотреть существующие федеральные государственные образовательный стандарты, а также особое внимание уделить законодательству по вопросам безопасности перевозок детей.
Постепенно туристический бизнес начинает сталкиваться с проблемой «теневого образовательного туризма» и появлением так называемых «авторских туров». Все чаще в информационном пространстве можно встретить гидов, проводников, которые за вознаграждение сопровождают туристов в процессе поездки, организуют перелет, проживание туристов. Такие случаи особенно распространены среди языковых образовательных туров, поскольку туристы получают возможность практики общения на изучаемом ими иностранном языке в стране его носителей. Однако, потребители не задумываются о том, что подобный гид может оказаться недобросовестным, поскольку юридического факта заключения договорных отношений нет, а значит риск оказаться обманутыми возрастает. Сообщество туроператоров неоднократно обращало внимание на данную проблему. Данную проблему необходимо решать на законодательном уровне, поскольку в случае внесения поправок, авторские туры будут рассматриваться в качестве услуги, которые, в свою очередь, регулируются Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». Данное нововведение позволит не только восстановить нарушенные права туриста, но и уменьшить «теневой рынок образовательного туризма».
В настоящее время выездной образовательный туризм столкнулся с проблемой резкого снижения туристического потока вследствие распространения коронавируса. Ограничительные меры, предпринятые многими странами, не позволят в ближайшее время выезжать российским гражданам для получения дополнительного образования за пределы Российской Федерации. Помимо этого, российские туристические компании сталкиваются с серьезными убытками, поскольку они обязаны вернуть все денежные средства, уплаченные туристом за турпродукт. В этой связи туристическая отрасль нуждается в серьезных мерах государственной поддержки. В частности, в утвержденном Правительством РФ «Плане первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» было обозначены такие меры поддержки туроператоров как освобождение от выплат в фонды «Турпомощи», компенсация убытков, связанных с невозвратными тарифами авиакомпаний, отсрочка обязательных налоговых платежей. Однако, как отмечают эксперты, этих мер недостаточно. Среди представителей туроператоров и турагентов звучат предложения по закреплению на законодательном уровне возможности предоставления им льготных кредитов, установления «налоговые каникулы» и ряда других мер. Таким образом, правовое обеспечение образовательного туризма нуждается в доработке и реформировании.
Подобные работы
- Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Организация познавательного туризма в крупнейших культурных центрах мира (Рим) (Кубанский государственный университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Туризм как явление национальной экономики (Кубанский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование режима рабочего времени (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР))
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Роль туризма в экономике государства и регионов (Кубанский Государственный Технологический Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ МАРШРУТОВ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



