Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №66393

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие и развитие связного монологического высказывания в
онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования связного монологического высказывания у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические основы развития связного монологического высказывания у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение уровня развития связного монологического высказывания у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Технология формирования связного монологического высказывания у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79


К числу наиболее сложных методических задач развития речи детей дошкольного возраста относится обучение дошкольников связному монологическому высказыванию. Связное монологическое высказывание представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, оно носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.
К моменту поступления в школу высказывания ребенка должны приобрести: логичность, последовательность, выразительность. Чтобы о чем- нибудь рассказать, ребёнок должен представлять себе предмет, уметь отбирать основные свойства, качества; анализировать, устанавливать причинно¬следственные, временные отношения между предметами, событиями, явлениями; использовать фразовое ударение, интонацию; подбирать для выражения данной мысли подходящие слова, уметь строить сложные предложения, использовать нужные языковые средства (Ф.А.Сохина).
В формировании связного высказывания отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности.
Развитие связного монологического высказывания у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием представлены в работах отечественных лингвистов, педагогов и психологов: А.М. Гвоздева, Н.А. Головань, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохиной, Л.П. Федоренко.
Учёные обращали внимание на то, что для овладения связным монологическим высказыванием необходимо наличие специальных условий, мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний, необходимо усвоение соответствующих синтаксических средств развернутого сообщения, сформированности различных видов контроля, самоконтроля.
Также следует отметить, что овладение связным монологическим высказыванием возможно при наличии определенного объема словарного запаса и уровня развития грамматического строя речи. Л.П. Федоренко указывает на необходимость работы над предложениями различной структуры для развития связного монологического высказывания. Учёный считает, что для понимания монологической речи детьми и её овладением для передачи своих сообщений, дошкольники должны овладеть соответствующими синтаксическими конструкциями (50).
Успешное развитие детей в данном направлении зависит от нескольких факторов: условия речевой среды, социальное окружение, индивидуальные особенности ребенка, его познавательная активность.
Значительные трудности в овладении навыками связного монологического высказывания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены несформированностью основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью семантической и произносительной сторон речи.
Проблемой изучения и формирования связного монологического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР занимались: В.К Воробьева, В.П. Глухов, А.М. Дементьева, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
В работах исследователей подчеркивается, что у детей с ОНР нарушены все основные параметры связной речи: смысловая целостность, логичность, развернутость, точность, полнота, последовательность и правильность грамматического оформления высказывания, смысловое программирование, т.е. этим детям трудно не только связно и последовательно рассказать о чем - либо, но и подобрать необходимые лексико - грамматические средства для планирования монолога.
В системе коррекционно - педагогической работы с детьми с ОНР формирование связного монологического высказывания приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, которая требует длительной систематической и совместной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей (законных представителей) и воспитанников, что и определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Технология формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по формированию связного монологического высказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Цель работы: теоретически обосновать технологию формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: технология формирования связного
монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой разработка технологии формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, будет способствовать развитию его структурных компонентов: связности, логичности, последовательности, смысловой организации предложений и формированию связного монологического высказывания в целом.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Раскрыть методические основы формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать особенности связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать и теоретически обосновать технологию формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирический: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий);
3) методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад «Капелька (МБДОУ ЦРР д/c «Капелька»). В исследовании принимали участие 16 дошкольников старшего возраста, имеющие по заключению ПМПК «Общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил нас сделать следующие выводы:
1. У старших дошкольников развитие связной речи достигает высокого
уровня: дети активно участвуют в беседах и разговорах. Они не
ограничиваются называнием предметов, а передают характерные признаки и свойства, дают более развернутый и полный анализ предмета или явления. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают основными типами монологической речи: пересказом, рассказом, рассуждением.
2. Дошкольники с ОНР значительно отстают в овладении навыками
связного монологического высказывания. У них возникают трудности при программировании содержания развернутых высказываний, их языкового оформления. Характерным для высказыванием для высказываний детей с ОНР является: нарушение связности, последовательности изложения; низкий
уровень употребляемой фразовой речи; смысловые пропуски. Трудности в овладении навыками связного монологического высказывания, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: лексического, фонетико-фонематического, грамматического и недостаточной
сформированностью произносительной, семантической сторон речи.
3. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности связного монологического высказывания у старших дошкольников с ОНР позволил нам отметить, что лишь немногие способны самостоятельно построить текст; рассказы непоследовательны; большинству необходимы вопросы-подсказки; имеются проблемы с грамматическим оформлением предложения. Из полученных нами результатов исследования уровня развития связного монологического высказывания старших дошкольников, отмечено, что дети с ОНР испытывают затруднения по всем показателям, им требуется целенаправленная коррекционно - педагогическая работа.
4. Для совершенствования коррекционно - педагогической работы нами была разработана технология формирования связного монологического высказывания у старших дошкольников с ОНР, В основу технологии были положены принципы: принцип развития; принцип комплексности; принцип системности; принцип индивидуально-дифференцированного подхода; тематический принцип. Данная технология включает в себя 3 основных этапа. Реализация каждого этапа предполагает: организационно-методическую работу, работу с родителями (законными представителями); работу с воспитателями; работу с воспитанниками группы компенсирующей направленности.
5. Для реализации каждого из этапов были разработаны и подобраны: игры и игровые упражнения, консультации для родителей (законных представителей) и воспитателей, беседы, конспекты ООД, развлечение для дошкольников с ОНР.
Кроме того предлагается работа по проектированию развивающей предметно-пространственной среды, включающая в себя центр «Грамматейка»: картотека игр, игровых упражнений, детские книги, сюжетные картинки, брошюры, игрушки для описания, маски для инсценировки и т.д.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Издательский центр «Академия», 2000. — 253с.
2. Алексеева, М.М. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
3. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.] - СПб.:Детство - пресс, 2014. — 528 с.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А.Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003.—144 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
6. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи диагностики [Текст] / В.К. Воробьёва. - М.:, 2006. - 158 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Учебник для вузов.
Специальная литература [Текст] / Л.С. Выготский . - СПб.: Лань., 2003. - 656 с.
9. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. - М.: Академия, 1991. — 211 с.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004.— 168 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. — 1989.— № 1.— С. 69 — 76.
12. Глухов, В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием. Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи [Текст] / В.П. Глухов. - М., - 1999. - 203 с.
13. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий [Текст] / О.С. Гомзяк. - М.:ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
14. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе [Текст] / О.С.Гомзяк. - Москва ГНОМ и Д, 2009. —160 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981.— 112 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопед [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. — 320 с.
17. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н.Д. Зарубина - М.: Русский язык, 1997.—308 с.
18. Карпова, С.Н., Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Изд-во Ростовского ун-та, 1987. — 192 с.
19. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
20. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.; Просвещение, 1999. - 187 с.
21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. — 160 с.
22 Лалаева, Р.И. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов [Текст] / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М.:ВЛАДОС, 2011. — 464 с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории практики логопедии [Текст] / Р.Е.Левина - М., 2008. - 113 с
24. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. — 287 с.
25. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1994. - 368 с.
26. Логопедическая энциклопедия [Текст] / под ред. Т.А. Ткаченко. - М.: Литера, 2009. — 324 с.
27. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. - СПб, 2003 - 192 с.
28. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М., 2006. - 232 с.
29. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. — 2002. — № 3. — С. 84—92.
30. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. Книга для логопеда [Текст] / С.А. Миронова - М.: Просвещение,
1991. - 208 с.
31. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб., 2001. - 143 с.
32. Нищева, Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В Нищева. - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 199 с.
33. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб: Детство - пресс, 2006. — 352 с.
34. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина — М.:
Просвещение, 1969. — 310 с.
35. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] /
учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: институт общегуманитарных
исследований, 2002. - 256с.
36. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. С.Н. Сазоновой. - М.: Академия, 2003. — 144 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.:
38. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи [Текст] / А.В. Семенович, Л.Б. Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. — 2004. — № 5. - С. 55—60.
39. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик Стиль, 2003. — 124 с.
40. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А.Сохин. - М.: Просвещение, 1984. — 296 с.
41. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников учебное пособие для студентов вузов, обучающиеся по специальности «Дошкольная педагогика и психология; Педагогика и методика дошкольного образования [Текст]: / Н. А. Стародубова . - М.: Академия, 2009. - 256 с.
42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
43. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб: Детство - пресс, 1999. — 215 с.
44. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. — 240 с.
45. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2005. — 134 с.
46. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко.- М.: Литера, 2007. — 34 с.
47. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие [Текст] / Т.А. Ткаченко. - Санкт-Петербург «ДЕТСВО-ПРЕСС», 1999. — 111 с.
48. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет [Текст] / Т.А. Ткаченко - М: Гном и Д.: 2001 — 21 с.
49. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 11. — С. 8 — 12.
50. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. — 276 с.
51. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
52. Развитие речи дошкольника [Текст]: Методическое пособие с
иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. — Екатеринбург: Арго,
1997.— 80 с.
53. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2000. — 314 с.
54. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: "Гном-Пресс", 1999.- 80с.
55. Филичева, Т.Б. Совершенствование связной речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М., - 1994. - 85 с.
56. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. - 1995. - №4. - С. 32-43.
57. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— М.: Знание, 1991. — 45 с.
58. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития реи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 244 с.
59. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Шашкина Г.Р. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
60. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / С.Н. Шаховская. Е.Д. Худенко. - М.: Академия.
1992. - 233 с.
61. Якубинский, Л.П. О диалогической речи. Язык и его функционирование [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. - Спб, 2007. - 259 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ