Введение
1.1. Определения термина «концепт» и проблема взаимосвязи языка и мышления в современной научной парадигме
1.2. Концепт в учении В.В. Колесова. Характеристика метода 16
1.3. Характеристика материала исследования. Специфика семантического анализа 23
2. Семантический анализ концепта «истина» 29
2.1. Установление денотатов 29
2.2. Определение десигнатов. Классификация по четырём типам 63
2.3. Построение образных понятий 64
2.4. Этимологическая справка. 67
3. Семантический анализ концепта «красота» 70
3.1. Установление денотатов 70
3.2. Установление десигната 87
3.3. Составление образных понятий 89
3.4. Этимологическая справка 89
Заключение. Выводы 91
1. Результаты анализа концепта «истина». Определение места концепта «добро» в составе образных понятий. Выводы 91
2. Результаты исследования концепта «красота». Выводы 99
Заключение 105
Библиография 108
В последние десятилетия благодаря становлению антропоцентрической парадигмы на первый план выступили такие научные проблемы, которые не могут быть решены с использованием аппарата какой-либо одной дисциплины, что способствовало появлению целого ряда новых междисциплинарных подходов (лингвокультурология, этнолингвистика и др.). Однако проблема взаимосвязи языка и мышления, объединяющая множество разнообразных современных исследований, не нова: она без преувеличений может быть названа одной из движущих сил развития языкознания. На многих этапах развития лингвистических учений определённое место занимали работы, посвященные данной проблеме (до статочно вспомнить дискуссии реалистов и номиналистов в средневековье, или работы А.А. Потебни, В. фон Гумбольдта и др., в которых данный вопрос уже имеет чёткий лингвистический, а не философский характер). Современные междисциплинарные подходы унаследовали интерес к взаимосвязи языка и мышления. Может показаться, что овременные методы, сложившиеся на стыках ряда дисциплин (лингвистики и философии, лингвистики и культурологии , герменевтики и др.) базируются на почти средневековом теоретическом единстве, однако это не так: например, развитие лингвистической мысли, которая прошла этап познания собственных границ (определённых узко-лингвистическими задачами), предполагает методологическое взаимодействие с другими дисциплинами. При этом лингвистика не перестаёт быть наукой. Путём обращения к средствам других дисциплин, предопределенных методологической необходимостью решается определённая научная (не философская и т. д.) задача. Таковы условия современного «диалога» дисциплин. Диалог по определению предполагает две инстанции. При такой параллели лингвистика как одна из них не утрачивает собственных границ, а приобретает новые пути решения своих научных задач: «диалогическое проникновение обязательно в филологии (ведь без него невозможно никакое понимание): оно раскрывает новые моменты в слове (смысловые в широком смысле), которые, будучи раскрыты диалогическим путем, затем ов еще ствляются. В сякому продвижению науки о слове [т. е. развитию метода в результате, например,
«диалога» дисциплин — О.С.] предшествует ее „гениальная стадия" — обостренно диалогическое отношение к слову» [именно на этой стадии появляется методологический запрос: диалогическое отношение к Слову провоцирует новые смыслы-ответы, которые не могут быть прочитаны прежними средствами — О.С.].
В научной парадигме последних десятилетий сложился целый ряд определений термина «концепт» - кристаллизованного результата такого «диалога» дисциплин.
Теоретической базой настоящего исследования является концепция В.В. Колесова (подробное изложение метода представлено в гл. 1.2), в рамках которой концепт понимается как «исходный смысл, не обретший формы; это сущность, явленная плотью слова в своих содержательных формах: в конструктивных — образе и символе, и в структурной — в понятии»2. Теоретические установки, представленные в ряде других работ (лингвокультурологическое понимание концепта и др.), рассмотрены в гл.
1.1.
Базовое для настоящей работы определение концепта определяет цель исследования: выявление всех содержательных форм концептов «истина» и «красота» (концепт «добро» анализируется с позиций вхождения в состав содержательных форм указанных двух концептов) в их взаимосвязи в языковом сознании современного студента.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач (данная последовательность определена методом, разработанным В.В. Колесовым (см. гл. 1.2):
1. Выявление содержания понятия концепта анализа эпитетов - прилагательных, употребляющихся с существительным «истина», что предполагает классификацию в соответствии с четырьмя типами (типичные, глубинные, интенсивные и длительные) на основании семантики прилагательных.
2. Установление объема понятия концепта путём установления соответствия между текстовыми предикатами и базовыми логическими значениями (что возможно благодаря пониманию концепта в единстве логического и лингвистического, см. гл. 1.2) с последующим построением семантических констант, элементы которой отражают четыре содержательные формы концепта (концептум, образ, понятие, символ). Соответствие определяется путём семантического анализа предикатов всех высказываний каждого информанта. Данный этап завершается построением ментальных формул, включающих компоненты семантических констант
2.1. В рамках решения данной задачи необходимо определить соответствие
ответа вопросу, чтобы определить, насколько чётко м ы с л я т с я в с е
четыре компонента (каждый из заданных информантам вопросов соотно сится с одним из логических значений (с основанием, условием, причиной и целью), подробнее о материале исследования: см. гл. 1.3).
2.2. Анализ сближения значений предикатов, соответствующих разным логиче ским значениям (данная задача только включается в ход исследования концепта «истина»: «истина» как концепт, соответствующий рационально-логическому, может быть наиболее исчерпывающе исследован толь ко с учётом всех лингвистических и логических соответствий).
3. Установление инвариантных компонентов семантических констант на основании их семантики.
4. Совмещение полученных признаков содержания понятия концепта и объема в виде образных понятий (способ совмещения подробно описан в гл. 1.2); составление итоговых ментальных формул.
5. Поиск первосмысла в этимологических и исторических словарях.
6. Совмещение всех полученных компонентов с последующим выводом о современной конфигурации исследуемого фрагмента ментального поля.
Названные задачи (помимо специальных оговорок) определяют ход исследования обоих концептов. Ход исследования представлен в гл. 2 и 3.
Материалом исследования послужили данные опроса, проведённого среди студентов 3 и 4 курсов Филологического факультета СПбГУ в декабре 2015 г. (материал исследования концепта «красота») и в декабре 2016 г. (материал исследования концепта «истина»). Были опрошены одни и те же информанты, которые имели незначительную разницу в возрасте (1994-1996 г.р.) и одинаковый уровень образования. Всего было опрошено 13 информантов в 1015 г. и 16 информантов в 2016 г. (т. к. ответы некоторых из них содержали несколько предикатов с одинаковым логиче ским значением, в результате анализа материала может быть построено больше семантических констант. Особенности материала, определившие некоторые особенности исследования, названы в гл. 1.3. Годовой интервал в проведении опроса не позволяет говорить о существенных изменениях в ментальности за это время: так как для ментальных преобразований требуется намного больше времени, ответы, полученные в 2015 и 2016 гг. могут быть проанализированы в их единстве.
Материал, полученный в результате проведённого нами опроса (не исследованный ранее), определяет новизну исследования.
Актуальность исследования определяется способностью концептуальных содержаний изменяться во времени (см. гл. 1.2). В связи с этим содержательные формы концепта, представленные в новых текстах, могут раскрыть актуальную конфигурацию данного фрагмента ментального поля.
Анализ содержательных форм концептов «истина» и «красота» позволил определить следующую тенденцию: современное понимание тяготеет к «идеальной» рациональности, характерной для средневековья. Необходимо сделать пояснение: если в Средние века «понятие причины вытесняется понятием условия » из - за «всеобщего ослабления способности суждения»135136(Й. Хёйзинга отмечал сходную черту в культуре своего времени: «категории, которыми до сих пор обходилось мышление, словно растворяются в воздухе. Стираются границы. Противоположности сближаются, обнаруживают свою совместимость. Понятие причины вытесняется понятием условия» ), то сегодняшняя конфигурация данного фрагмента ментального поля о бнаруживает как будто прямо противоположный характер мышления. Для него характерна доминанта причинных (лингвистически — понятийных) форм (причина как реальное, конкретное понятие об идеальном (в т.ч. этическом). Такая крепкая связь этического и логического напоминает взгляды П. Абеляра: для подтверждения этой мысли достаточно указать на название трактата «Этика, или познай самого себя», выражающего идею достижения этиче ского посредством логиче ского (трактат насыщен чёткими понятийными определениями явлений этических координат ). Наиболее ярко данную мысль иллюстрирует оппозиция «логическое/моральное», охватывающая значения содержательных форм концепта «красота», семантика метафизического у глубинных признаков «красоты», интенция конкретизации в понятии в определении смысла концепта «истина» (такое понятие в Средние века имело догматический характер) и др.
Концептуальные исследования, осуществлённые на базе примененного нами подхода, позволяют сделать вывод о действительно глубинных процессах преобразований ментальности, которые определяют изменения внешние (языковые, культурные и др.). Фрагмент ментального поля, который составляют концепты категории Благо («истина», «добро», «красота») может быть без преувеличения назван базовым. Анализ изменяющихся во времени содержательных форм может дать новые сведения о глубинных изменениях. В связи с этим нам представляется перспективным исследовать содержательные формы данных концептов в дальнейшем, привлекая новые источники в качестве материала.
1. Абеляр П. Этика или Познай самого себя // Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995.
2. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные
действия. М., 1993.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология // Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.. СПб., 2000.
7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчесвтва. М., 1979.
8. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
9. Гадамер Г.Г. Язык и понимание // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
10. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. М., 2001. №1.
11. Домострой / Подгот. текста, пер. и коммент. В.В. Колесова // ПЛДР. Сер. XVI в. М., 1985.
12. Камчатнов А.М. Ведение в языкознание: учеб. пособие / А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. М., 2011. С. 31.
13. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове: в 5 кн. Кн. 4. Мудрость слова. СПб., 2011.
14. Колесов В.В. Концепт культуры: образ — понятие — символ // Вестник СПбГУ! СПб., 1992. Вып. 3. № 16.
15. Колесов В.В. Концептология: учебное пособие / В.В. Колесов, М.В. Пименова. Кемерово, 2012.
16. Колесов В.В. Правда права и справедливость // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. № 60.
17. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2007.
18. Колесов В.В. Русская правда. // Мир русского слова. СПб., 2012. № 1.
19. Колесов В.В. Слово и дело: Из истории русских слов. СПб., 2004.
20. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. С. 23.
21. Колесов. В.В. Концептуальное поле русского сознания: концепты «власть», «закон» и «народ». // Реквием филологический. Памяти Е.С. Отина. Сб. Научных трудов. К., 2015.
22. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
23. Литературное наследие Кирилла Туровского / Подгот. Текста И.П. Ерёмина // ТОДРЛ. 1955. Т. 13.
24. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология // Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.
25. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Имя. СПб., 1997.
26. Лосев А.Ф. Средневековая диалектика // Имя. Избр. Работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. (Сост. И общ. Ред. Л.А. Тахо- Годи). СПб., 1997.
27. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.,1938.
28. Пименова М.В. Красотою украси: выражение эстетической оценки в древнерусском тексте. СПб., Владимир, 2007.
29. Пименова М.В. Слово-концепт красота и русская ментальность // Ментально сть и изменяющийся мир: коллективная монография к 75-летию проф. В.В. Колесова / отв. ред. М.В. Пименова. Севастополь, 2009.
30. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
31. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имём: семантика и сочетаемость. М., 2000.
32. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метакоцепты. Диссер. на соиск. степ. д.ф.н. Волгоград, 2004.
33. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Соч. в 15 т. Т.
2. М., 1993.
34. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 2001, 2004.
35. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе и его истории // Трубецкой С.Н. Соч. М., 1994.
36. Хёйзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
37. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашего
времени // Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир:
Эссе. СПб., 2010.
38.Чесноков П.В. Слово и соответствующая ему единица мышления. М., 1967.
39. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.
40. Юрченко В.С. Философия языка и философия языкознания.
Лингвофилософские очерки. М., 2008.
Словари:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 2. М., 2001.
2. Кубрякова. Е.С. Ономасиология // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.
3. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. В 10 т. / под ред. Р.И. Аванесова. Т. 4., М., 1991.
4. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979. Вып. 6.
5. Словарь русского языка. В 4-х т. (под ред. А.П. Евгеньевой) М., 1999. Т 1.
6. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н. Трубачёва. Вып. 8. М., 1981., Вып. 12. М., 1985.