Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №66364

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность понятия «ответственное отношение
к природе» 7
1.2. Возрастные особенности отношения младших
школьников к природе 14
1.3. Педагогические условия формирования ответственного
отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета
«Окружающий мир» 30
2.1. Анализ уровня сформированности ответственного
отношения младших школьников к природе 30
2.2. Проект формирования у младших школьников
ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 39
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, взаимодействие человека с природой превратилось в глобальную экологическую проблему. Прошедшее столетие характеризуется потребительским отношением человека к природе. Это привело к исчезновению многих видов животных, растений, к загрязнению воздуха и воды. Всемирный союз охраны природы разработал важнейший международный документ - «Стратегия устойчивого развития человечества и природы Земли», в котором указывается, что одно из главных условий устойчивого развития цивилизации является всеобщая экологическая грамотность. Российское государство сегодня нуждается в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы.
Актуальность экологически грамотного взаимодействия общества с природной средой выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепциях экологического воспитания школьников, разработанных С.Д. Дерябо, И.Д. Зверевым, В.А. Игнатовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной.
Ведущие отечественные педагоги и психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.П. Сидельковский, И.В. Цветкова рассматривали проблему формирования ответственного отношения к природе.
Несмотря на интерес учёных к исследуемой нами проблеме, отдельные её аспекты требуют дальнейшей разработки. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования ответственного
отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать формы и методы экологического воспитания, побуждающие учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе;
- стимулировать через содержание учебного материала проявление у детей нравственных чувств к природе (единства с природой, тревожности за состояние природных объектов, родства с природой и др.).
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «ответственное отношение младших школьников к природе».
2. Выявить возрастные особенности взаимодействия младших школьников с природой.
3. Раскрыть педагогические условия формирования ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников ответственного отношения к природе.
5. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников ответственного отношения к природе.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование.
База исследования: МБОУ «СОШ№ 27» г. Белгорода, 2 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления, с докладом по теме исследования, на научно-практической конференции в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в изучении предметных дисциплин» (17 апреля 2018 года, г. Белгород); через публикацию статьи, в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (04 декабря 2017 года, г. Магнитогорск).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются сущность понятия «ответственное отношение к природе», возрастные особенности отношения к природе младших школьников; выявляются педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описаны ход и результаты диагностики у младших школьников уровня сформированности ответственного отношения к природе; представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников ответственного отношении к природе на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, сформулированы выводы.
Библиографический список включает 61 источник.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило, что рассматриваемая нами проблема является актуальной. Перед человеком стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Для этого необходима обновленная нравственность, которая представляет собой конкретизацию этики ответственности применительно к природе. Относясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.
Теоретический анализ литературы показал, что ответственное отношение к природе - это сознательная связь между личностью и природой, которая затрагивает сферу потребностей, знаний, убеждений, поступков личности, оказывает влияние на её развитие и проявляется в её поведении.
Ответственное отношение к природе выражается в способности и возможности сознательно, а значит, целенаправленно, добровольно, выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экономического результата. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости подобного поведения, а не страх за возможное осуждение со стороны окружающих.
Изучив возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что для младшего школьного возраста характерен субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
По результатам экспериментального исследования у большинства младших школьников (61%) выявлен средний уровень ответственности по отношению к природе. Высокий уровень ответственности был только у одного ученика. Низкий уровень у 34% младших школьников. В ходе исследования мы убедились, что лучше всего у младших школьников сформирован ценностный компонент ответственного отношения к природе, хуже эмоциональный компонент. Следовательно, необходимо при изучении предмета «Окружающий мир» делать акцент на указанных компонентах, применяя активные формы и методы работы и создавая определённую эмоциональную атмосферу взаимодействия детей с природой.
Теоретический анализ литературы и педагогического опыта позволил нам выделить целый ряд педагогических условий эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении «Окружающего мира»: формирование у младших школьников экологических знаний, использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств к природе.
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир» подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе, таких как экскурсии в природу; методы экологической заботы, идентификации, эмпатии, метод нравственных дилемм и др.; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств младших школьников к природе - действительно способствуют формированию ответственного отношения младших школьников к природе.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении возможностей участия младших школьников в охране окружающей среды, так как практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является основным показателем ответственного отношения к природе.



1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Владос, 2010. - 240 с.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям /
Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»,
2008. - 544 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Изд-во университетское, 1990. - 559 с.
4. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2013. - 374 с.
5. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды /
А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. - 451 с.
6. Барышникова Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов / Г.Б. Барышникова. - М.: Юнити, 2012. - 218 с.
7. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 32-33.
8. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей: методическое пособие для учителей / А.С. Бахарева. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997. - 128 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей / Л.А. Бойко // Начальная школа. - 2005. - №6. - С.79-82.
11. Буковская Г.В. Занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2002. - 89 с.
12. Вахрушев А.А. Обитатели Земли: методические рекомендации для учителя / А.А. Вахрушев. - Москва: Баласс, 2012. - 224 с.
13. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям / Н.А. Вершинин // Начальная школа. - 2008. - №10. - С. 9-11.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа для начальной школы / Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова//Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа / сост. Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 1998. - 224 с.
15. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 156 с.
17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 62-76.
18. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры / С.Н Глазачев // Начальная школа. -1998. - №6. - С. 13-14.
19. Голубева Л.Н. Подходы к формированию экологической культуры личности / Л.Н. Голубева // Этическое воспитание. - 2013. - № 6. - С. 18-21.
20. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения /
В.П. Грощенко, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1998 - 158 с.
21. Гринева Е.А.Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников / Е.А. Гринева. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. - 104 с.
22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдова. - М.: ИНТОР,1996. - 544 с.
23. Дежникова Н.С. Экология и культура: методика воспитания младших школьников: учебное пособие / Н.С. Дежникова. - М: Академия, 2007. - 265 с.
24. Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания / С.Д. Дерябо // Мир психологии. -1998. - № 2. - С. 109-121.
25. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы / С.Д. Дерябо // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 19-26.
26. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013. - 418 с.
27. Журбенко В.Н. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе// Копилка уроков [Офиц. сайт]. URL: https:ZZkopilkaurokov.ru (дата обращения: 11.12.2017 г.)
28. Захлебный А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.М. Захлебный. - М.: Педагогика, 2014. - 422 с.
29. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2012. - 342 с.
30. Зверев И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука - реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.
31. Зверев И.Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2003. - 232 с.
32. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 1980. - 218 с.
33. Игнатова В.А. Диагностика уровня экологической культуры учащихся: методическое пособие для учителя / В.А. Игнатова. - Тюмень: ТГУ, 2011. - 72 с.
34. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа. - 2012. - №8. - С. 44-61.
35. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
36. Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? /
М.Х. Левитман. - СПб: Союз, 2017. - 80 с.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
38. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. - М.: Прометей, 1995. - 512 с.
39. Мамедов Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. -
2009. - №5. - С.36-42.
40. Муратова О.В. Формирование ответственного отношения к природному окружению у младших школьников // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https: //infourok.ru (дата обращения: 15.02.2018 г.)
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
42. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2012. - 391 с.
43. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов //Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 66-87.
44. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2004. - 387 с.
45. Плешаков А.А. Экология для младших школьников /
А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2005. - 289 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1 /
С.Л. Рубиншейн. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
47. Самкова В.А. Методические рекомендации / В.А. Самкова, Н.И. Романова. - М. : Русское слово, 2012. - 120 с.
48. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе / В.И.Седых // Начальная школа .- 2006. -№5. - С. 34-36.
49. Сидельковский А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: учебное пособие / А.П. Сидельковский. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 87 с.
50. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. - М.: «Академия», 2000. - 326 с.
51. Суравегина И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе. Экологическое образование: проблемы и решения / под. ред. А.Н. Захлебного. - М.: Педагогика, 1992.- 76 с.
52. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе / Т.М.Трусова // Начальная школа.- 2001. - №8. - C. 63-64.
53. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд.-
М.: Гардарики, 2003. - 125 с.
54. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / Л.М.Хафизова // Начальная школа. - 1988. - №8. - C.40-46.
55. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Академия, 2012. - 544 с.
56. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. - М.: Владос, 2013. - 256 с.
57. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты / И.В. Цветкова. - М.: Академия развития, 2012. - 321 с.
58. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 1998. - 156 с.
59. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Педагогика, 1986. - 213 с.
61. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000.- 456 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ