ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность понятия «ответственное отношение
к природе» 7
1.2. Возрастные особенности отношения младших
школьников к природе 14
1.3. Педагогические условия формирования ответственного
отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета
«Окружающий мир» 30
2.1. Анализ уровня сформированности ответственного
отношения младших школьников к природе 30
2.2. Проект формирования у младших школьников
ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 39
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность понятия «ответственное отношение
к природе» 7
1.2. Возрастные особенности отношения младших
школьников к природе 14
1.3. Педагогические условия формирования ответственного
отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета
«Окружающий мир» 30
2.1. Анализ уровня сформированности ответственного
отношения младших школьников к природе 30
2.2. Проект формирования у младших школьников
ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 39
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, взаимодействие человека с природой превратилось в глобальную экологическую проблему. Прошедшее столетие характеризуется потребительским отношением человека к природе. Это привело к исчезновению многих видов животных, растений, к загрязнению воздуха и воды. Всемирный союз охраны природы разработал важнейший международный документ - «Стратегия устойчивого развития человечества и природы Земли», в котором указывается, что одно из главных условий устойчивого развития цивилизации является всеобщая экологическая грамотность. Российское государство сегодня нуждается в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы.
Актуальность экологически грамотного взаимодействия общества с природной средой выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепциях экологического воспитания школьников, разработанных С.Д. Дерябо, И.Д. Зверевым, В.А. Игнатовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной.
Ведущие отечественные педагоги и психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.П. Сидельковский, И.В. Цветкова рассматривали проблему формирования ответственного отношения к природе.
Несмотря на интерес учёных к исследуемой нами проблеме, отдельные её аспекты требуют дальнейшей разработки. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования ответственного
отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать формы и методы экологического воспитания, побуждающие учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе;
- стимулировать через содержание учебного материала проявление у детей нравственных чувств к природе (единства с природой, тревожности за состояние природных объектов, родства с природой и др.).
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «ответственное отношение младших школьников к природе».
2. Выявить возрастные особенности взаимодействия младших школьников с природой.
3. Раскрыть педагогические условия формирования ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников ответственного отношения к природе.
5. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников ответственного отношения к природе.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование.
База исследования: МБОУ «СОШ№ 27» г. Белгорода, 2 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления, с докладом по теме исследования, на научно-практической конференции в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в изучении предметных дисциплин» (17 апреля 2018 года, г. Белгород); через публикацию статьи, в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (04 декабря 2017 года, г. Магнитогорск).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются сущность понятия «ответственное отношение к природе», возрастные особенности отношения к природе младших школьников; выявляются педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описаны ход и результаты диагностики у младших школьников уровня сформированности ответственного отношения к природе; представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников ответственного отношении к природе на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, сформулированы выводы.
Библиографический список включает 61 источник.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.
Актуальность экологически грамотного взаимодействия общества с природной средой выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепциях экологического воспитания школьников, разработанных С.Д. Дерябо, И.Д. Зверевым, В.А. Игнатовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной.
Ведущие отечественные педагоги и психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.П. Сидельковский, И.В. Цветкова рассматривали проблему формирования ответственного отношения к природе.
Несмотря на интерес учёных к исследуемой нами проблеме, отдельные её аспекты требуют дальнейшей разработки. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования ответственного
отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать формы и методы экологического воспитания, побуждающие учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе;
- стимулировать через содержание учебного материала проявление у детей нравственных чувств к природе (единства с природой, тревожности за состояние природных объектов, родства с природой и др.).
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «ответственное отношение младших школьников к природе».
2. Выявить возрастные особенности взаимодействия младших школьников с природой.
3. Раскрыть педагогические условия формирования ответственного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников ответственного отношения к природе.
5. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников ответственного отношения к природе.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование.
База исследования: МБОУ «СОШ№ 27» г. Белгорода, 2 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления, с докладом по теме исследования, на научно-практической конференции в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в изучении предметных дисциплин» (17 апреля 2018 года, г. Белгород); через публикацию статьи, в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (04 декабря 2017 года, г. Магнитогорск).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются сущность понятия «ответственное отношение к природе», возрастные особенности отношения к природе младших школьников; выявляются педагогические условия формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описаны ход и результаты диагностики у младших школьников уровня сформированности ответственного отношения к природе; представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников ответственного отношении к природе на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, сформулированы выводы.
Библиографический список включает 61 источник.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.
Проведенное исследование подтвердило, что рассматриваемая нами проблема является актуальной. Перед человеком стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Для этого необходима обновленная нравственность, которая представляет собой конкретизацию этики ответственности применительно к природе. Относясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.
Теоретический анализ литературы показал, что ответственное отношение к природе - это сознательная связь между личностью и природой, которая затрагивает сферу потребностей, знаний, убеждений, поступков личности, оказывает влияние на её развитие и проявляется в её поведении.
Ответственное отношение к природе выражается в способности и возможности сознательно, а значит, целенаправленно, добровольно, выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экономического результата. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости подобного поведения, а не страх за возможное осуждение со стороны окружающих.
Изучив возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что для младшего школьного возраста характерен субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
По результатам экспериментального исследования у большинства младших школьников (61%) выявлен средний уровень ответственности по отношению к природе. Высокий уровень ответственности был только у одного ученика. Низкий уровень у 34% младших школьников. В ходе исследования мы убедились, что лучше всего у младших школьников сформирован ценностный компонент ответственного отношения к природе, хуже эмоциональный компонент. Следовательно, необходимо при изучении предмета «Окружающий мир» делать акцент на указанных компонентах, применяя активные формы и методы работы и создавая определённую эмоциональную атмосферу взаимодействия детей с природой.
Теоретический анализ литературы и педагогического опыта позволил нам выделить целый ряд педагогических условий эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении «Окружающего мира»: формирование у младших школьников экологических знаний, использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств к природе.
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир» подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе, таких как экскурсии в природу; методы экологической заботы, идентификации, эмпатии, метод нравственных дилемм и др.; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств младших школьников к природе - действительно способствуют формированию ответственного отношения младших школьников к природе.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении возможностей участия младших школьников в охране окружающей среды, так как практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является основным показателем ответственного отношения к природе.
Теоретический анализ литературы показал, что ответственное отношение к природе - это сознательная связь между личностью и природой, которая затрагивает сферу потребностей, знаний, убеждений, поступков личности, оказывает влияние на её развитие и проявляется в её поведении.
Ответственное отношение к природе выражается в способности и возможности сознательно, а значит, целенаправленно, добровольно, выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экономического результата. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости подобного поведения, а не страх за возможное осуждение со стороны окружающих.
Изучив возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что для младшего школьного возраста характерен субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
По результатам экспериментального исследования у большинства младших школьников (61%) выявлен средний уровень ответственности по отношению к природе. Высокий уровень ответственности был только у одного ученика. Низкий уровень у 34% младших школьников. В ходе исследования мы убедились, что лучше всего у младших школьников сформирован ценностный компонент ответственного отношения к природе, хуже эмоциональный компонент. Следовательно, необходимо при изучении предмета «Окружающий мир» делать акцент на указанных компонентах, применяя активные формы и методы работы и создавая определённую эмоциональную атмосферу взаимодействия детей с природой.
Теоретический анализ литературы и педагогического опыта позволил нам выделить целый ряд педагогических условий эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к природе при изучении «Окружающего мира»: формирование у младших школьников экологических знаний, использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств к природе.
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир» подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что использование форм и методов экологического воспитания, побуждающих учащихся к добровольному соблюдению правил нравственного поведения в природе, таких как экскурсии в природу; методы экологической заботы, идентификации, эмпатии, метод нравственных дилемм и др.; стимулирование через содержание учебного материала нравственных чувств младших школьников к природе - действительно способствуют формированию ответственного отношения младших школьников к природе.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении возможностей участия младших школьников в охране окружающей среды, так как практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является основным показателем ответственного отношения к природе.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



