Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №66360

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Социальная компетенция младших школьников: сущность и
значение 8
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
социальной компетенции учащихся начальных
классов 13
1.3. Анализ педагогических условий формирования социальной
компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» в ходе использования интерактивных методов обучения 19
Глава 2. Исследование возможностей формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» 29
2.1. Диагностика уровня сформированности социальной
компетенции у младших школьников 29
2.2. Проектирование работы по формированию социальной
компетенции младших школьников средствами
интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» 36
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложение 55


Введение в образовательный процесс понятия «компетенция» обязывает педагогическую действительность уйти от овладения обучающимися только теоретическими знаниями, которые не способствуют устранению затруднений в решении на практике конкретных ситуаций и задач. Сформированность ключевых компетенций позволяет создать человеку особый ресурс для достижения высокого уровня компетенции в любом виде деятельности. Среди ключевых компетенций особое место отводится социальной, так как она включает готовность и способность к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Если обобщить многочисленные подходы к исследованию данного понятия, то оно отражает способности человека эффективно взаимодействовать со своим окружением, организовывать свои контакты с другими людьми. Социальная компетенция является интегративной характеристикой и включает в себя широкий круг умений. В определении структуры социальной компетенции существует множество подходов. Различные аспекты исследований социальной компетенции нашли свое отражение в работах по психологии, педагогике, социологии. Выявление сущности компетенции и компетентностного подхода в образовании представлено в трудах И.С. Александрова (2010), А.А. Вербицкого (2011), М.В. Дубовой (2010), В.Ф. Ефремова (2012), Э.Ф. Зеер (2011), И.А. Зимней (2012), Д.А. Иванова (2014), О.Е. Лебедева (2012), О.Г. Ларионовой (2011), Г.К. Селевко (2009), А.Г. Сергеева (2012), Э.Э. Сыманюк (2011), A.B. Хуторского (2009) и др.
Фундаментальные основы изучения социальной компетенции заложены в исследованиях С.Г. Воровщикова (2010), Е.В. Каменской (2012), О.А. Карнеевой (2011), Л.В. Мардахаева (2012), А.В. Мудрик (2011) и др.
Предпосылки формирования социальной компетенции в младшем школьном возрасте описаны в работах Н.А. Баранец (2011), H.H. Беденко (2009), С.Г. Воровщикова (2010), И.В. Дубровиной (2009), О.В. Запятой (2011), Л.А. Лукьяновой (2014), Ю.В. Рындиной (2015) и др.
Современная педагогика уже много лет ведёт поиск эффективных подходов формирования социальной компетенции. При этом большинство проанализированных нами работ - С.А. Жолдасбаевой (2013), Ю.В. Коротиной (2011), З.М. Магомедовой (2013), Р.Я. Рахматулина (2010), И.С. Сергеева (2014), Н.В. Увариной (2012), М.Н. Филатовой (2011) и др. посвящено формированию социальной компетенции у обучающихся в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Так, результаты опытно-поисковой деятельности подчеркнули необходимость развития социальной компетенции у младших школьников и выявили возможность реализовать эту задачу на уроках «Окружающего мира» посредством использования интерактивных методов обучения в связи с возрастанием значимости общественных наук в современной социокультурной ситуации.
Однако следует отметить недостаточную методическую разработанность педагогических условий развития социальной компетенции, в том числе и для уроков по предмету «Окружающий мир», хотя именно содержание этого курса предполагает использование интерактивных методов, направленных не только на развитие рационального познания, но и на чувственно переживаемую сферу ребенка. Не случайно основными целями и задачами естественнонаучного образования в начальной школе являются: «воспитание человека, осознающего свое место и место
человечества в мире», «осознание элементарного взаимодействия в системе человек - природа - общество», «понимание окружающего мира», «формирование основ гражданского самосознания», «формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума», «обучение методам познания окружающего мира» (Сборник программ общеобразовательных учреждений для начальных классов, 2001 г.). Данные установки свидетельствуют о том, что курс «Окружающий мир» в наибольшей степени способствует формированию ученика осознающего, понимающего, то есть имеет богатый потенциал для формирования социальной компетенции средствами интерактивных методов в процессе изучения предмета в начальной школе.
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования социальной
компетенции в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
1) проводить уроки, направленные на формирование компонентов
социальной компетенции: мотивационно-ценностных, рефлексивно¬
оценочных, коммуникативных умений и навыков;
2) создавать условия, при которых изучение материала и решение учебных задач реализуется в ходе группового взаимодействия учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение социальной компетенции младших школьников.
2. Раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетенции учащихся начальных классов.
3. Проанализировать педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» в ходе использования интерактивных методов обучения.
4. Выявить уровень сформированности социальной компетенции у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование социальной компетенции у младших школьников.
Методы научного исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования, диагностические методики О.М. Масловой: «От чего зависят мои успехи в школе», «Мои отношения с людьми больше зависят от меня, чем от тех, с кем я общаюсь», «Как нужно правильно поступить.
Базой исследования является МБОУ «СОШ № 49» города Белгорода, класс 4 «А».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; дана характеристика методов; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» рассмотрена социальная компетенция младших школьников: сущность и значение; описаны психолого-педагогические аспекты формирования социальной компетенции учащихся начальных классов; охарактеризованы педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» в ходе использования интерактивных методов обучения.
Во второй главе «Исследование возможностей формирования социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир» выявлен уровень сформированности социальной компетенции у младших школьников; разработана и описана работа по формированию социальной компетенции младших школьников средствами интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Библиографический список включает 63 источника.
В приложении содержатся материалы исследовательской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальное образование - новый аспект не только в преподавании школьных предметов, но и в организации деятельности педагогов и связан он с необходимостью формирования социальной компетенции. Социальный подход определяет стратегию обучения и воспитания учащихся сквозь призму отношения человека с миром. Сформированность социальной компетенции как способности понять и принять культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования 2010 года, социальная компетенция, наряду с другими ключевыми компетенциями, относится к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, однако, при рассмотрении их содержательного наполнения можно сделать вывод, что они по своим характеристикам выступают помимо метапредметных, в роли личностных результатов обучения, так как способствуют лучшей адаптации ребёнка в социуме, его всестороннему развитию. В этой связи их формирование становится актуальной задачей для образовательной практики.
Уроки «Окружающего мира» требуют существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, укрупнения общих идей и теоретических концепций, что позволит использовать различные формы и уровни (моделирование автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы, авторскими учебниками и методиками), следовательно, позволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания. Основной формой организации процесса формирования социальной компетенции в начальной школе является урок «Окружающего мира».
В процессе теоретического анализа научной литературы мы определили, что социальная компетенция - интегративная личностная
характеристика, отражающая способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт. Социальная компетенция структурно представлена мотивационно-ценностным, коммуникативным и
рефлексивно-оценочным компонентами. В соответствии с выделенными структурными компонентами были определены критерии развития социальной компетенции младших школьников:
- на мотивационно- ценностном уровне: признание ценности себя и другого, сотрудничества с другими людьми; проявление мотивации к взаимодействию;
- на коммуникативном уровне: способность к самопрезентации и самоконтролю; умение устанавливать отношения, взаимодействие, умение договариваться, решать вопросы конструктивными способами; соблюдать нормы и правила поведения;
- на рефлексивно-оценочном: способность оценивать и объяснять свое поведение, анализировать поступки других на основе имеющихся знаний; анализировать ситуацию и находить способ поведения в соответствии с нормами, ценностями, возможностями.
На основе выделенных критериев была проведена работа, в которой приняли участие учащиеся начальной школы, был подобран комплекс диагностических методик и проведена первичная диагностика уровня сформированности социальной компетенции.
Так, в рамках нашего исследования на основе полученных данных мы выяснили, что уровень сформированности социальной компетенции у младших школьников недостаточен. Так большинство учащихся 50% (14 человек) имели низкий уровень сформированности социальной компетенции по совокупности критериев. 28% (8 учащихся) проявили средний уровень и 22% (6 человек) показали высокий уровень. Можно отметить, что дети, имеющие высокий уровень сформированности социальной компетенции по совокупности критериев, находятся на нижнем пороговом значении по проведенной диагностической методике.
Исследовательская работа и анализ педагогического опыта показал, что для эффективного формирования социальной компетенции следует использовать интерактивные методы обучения с учетом организации группового взаимодействия, которое затрагивает все стороны коммуникации. Так как такое обучение позволяет школьникам не только получать новые знания, но и развивает саму социальную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. При этом можно утверждать, что сформированная социальная компетенции у младших школьников помогает в расширение кругозора обучающихся по многим учебным темам, формирует у них умение работать с информацией, анализировать свои действия и действия других участников, сотрудничать в группах и парах.
На завершаюшем этапе исследования мы в ходе наблюдения отметили положительные сдвиги в формировании социальной компетенции у младших школьников. Так, проведённая работа подтвердила основные положения выдвинутой нами гипотезы.


1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2013.
- №3. - С. 78-82.
2. Александрова И.С. Формирование компетентности младших школьников в условиях начального обучения / И.С. Александрова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2010. - 23 с.
3. Алисов Е. А., Подымова Л. С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности / Е.А. Алисов, Л.С. Подымова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1. - С. 144.
4. Баранец Н.А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника / Н.А. Баранец: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 25 с.
5. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроках «Окружающего мира»: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2012. - 132 с.
6. Бондаревская Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону, 2009. - 350 с.
7. Вербицкий А.А. Проблемы воспитания в современном образовании / А.А. Вербицкая // Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2010. - № 1. - С. 85-88.
8. Винокурова Н.К. Один из подходов реализации принципа интерактивного метода в обучении / Н.К. Винокурова, О.В. Елисеева // Дидакт. - 2014. - №4.
- С. 36-40.
9. Воровщиков С.Г. Социализация как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010. - № 1. - С. 32-36.
10. Галакова О.В. Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста / О.В. Галакова // Мир науки, культуры, образования. -
2011. - № 4 (29). - С. 24-27.
11. Гапеенкова С.М. Интерактивный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника / С.М. Гапеенкова: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2014. - 20 с.
12. Дубова М.В. Теоретическое обоснование компетентностного подхода в общем образовании: монография / М. В. Дубова. - Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 101 с.
13. Ефремов В.Ф. Компетентность как основное качество личности младшего школьника / В.Ф. Ефремов // Начальная школа, 2012. - №2. - С. 11-17.
14. Жолдасбаева С.А. Некоторые аспекты формирования социальной компетенции на уроках окружающего мира / С.А. Жолдасбаева // Дискуссия. - №8 (38). - Сентябрь 2013. [Электронный ресурс]: http://journal- discussion.ru/publication.php?id=53.
15. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2012.
16. Запятая О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы / О.В. Запятая: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Красноярск, 2011. - 23 с.
17. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2011. - №8 (87). - С. 3-14.
18. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Русский языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.
19. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. - М.: Просвещение, 2014. - 120 с.
20. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /
под ред. М.А. Розова. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 289 с.
21. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных
теорий / Е.В. Каменская // Современные проблемы науки и образования. -
2012. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383
(дата обращения: 21.04.2018).
22. Карнеева О.А. Социальная компетентность психологов образования / О.А. Карнеева, С.Л. Мельников: Монография. - Брянск: ООО «Издательство «Курсив», 2011. - 90 с.
23. Катаев С.Г. Интерактивный метод оценивания компетенций / С.Г. Катаев, Ю.О. Лобода, Е.А. Хомякова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 11 (89). - С. 70-73.
24. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.educom.ru/ru/documents/regulirovanie/dop_obr/koncepciya.pdf
25. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников посредствам уроков «Окружающего мира»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 24 с.
26. Кукушкина И.В. Использование интерактивных методов обучения как
средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-interaktivnyh- metodov-kak-sredstvo.
27. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С. 3-10.
28. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2011. - 336 с.
29. Лукьянова Л.А. Формирование функционально-содержательной основы социальной компетенции учащихся начальных классов общеобразовательной школы (на материале английского языка) / Л.А. Лукьянова: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2014. - 186 с.
30. Лямина З.Н. Интерактивные уроки - одно из средств привития интереса к урокам «Окружающего мира» / З.Н. Лямина // Начальная школа. - 2015. - №2. - С. 21.
31. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы / О.М. Маслова. - М.: Просвещение, 2005. - 121 с.
32. Магомедова З.М. Опыт формирования социальной компетенций у младших школьников на основе уроков «Окружающего мира» // Инновации в образовании. - 2013. - № 7. - С. 34-39.
33. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика и социальная работа на этапе перехода на новое поколение стандартов / Л.В. Мархдаев // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 25-27.
34. Матусевич С.А. Информационно-коммуникационные технологии как
средство формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках «Окружающего мира» / С.А. Матусевич // Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической
конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». - Ростов н/Д: ИТО-Ростов, 2012. [Электронный ресурс]: йИ:р://ито- ростов.рф/2012/зесйон/207/95090/.
35. Мельник Э.Л. Интерактивный подход в преподавании «Окружающего мира» / Э.Л. Мельник, Л.А. Корожнева // Малокомплектная школа и вопросы экологии в начальных классах. - Петрозаводск, 2011. - С. 50-54.
36. Морозова Н.А. Формирование научно-исследовательской
компетентности специалистов в дополнительном профессиональном образовании / Н.А. Морозова, А.Г. Симонова // Образование и саморазвитие, 2012. - № 32. - Т. 4. - С. 61-66.
37. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3¬е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011 - 623 с.
38. Нефедова Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении /
Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. - 2016. - №4. - С. 61.
39. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм / И. В. Никишина. - Волгоград, 2007. - 122 с.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - 917 с.
41. Пазова Л.М. Нетрадиционные технологии обучения учащихся начальной школы / Л.М. Пазова, И.В. Щербашина // Новые технологии. - 2010. - №4. - С. 177-181.
42. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I «Педагогика») для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 574 с.
43. Подымова Л.С. Стилевые особенности интерактивной деятельности педагога / Л.С. Подымова, О.А. Ермакова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 8. - С. 31-35.
44. Позднякова Е.П. Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий / Е.П. Позднякова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010, - 24 с.
45. Примерные программы начального общего образования. [Электронный
ресурс]. - URL:
ййрз://минобрнауки.рф/%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВА%Р1%83%Р0%ВС%Р0%В 5%Р0%ВР%Р 1 %82%Р 1 %8В/543
46. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. - URL: https ://минобрнауки.рф/документы/2690
47. Рахматулин Р.Я. Формирование социальной компетентности учащихся в условиях обновляющейся информационно-образовательной среды (на материале уроков «Окружающего мира») / Р.Я. Рахматулин: аналитический доклад. - М.: ИСП РАО, 2010. - 36 с.
48. Романовская М.Б. Проекты в младших классах / М.Б. Романовская // Завуч начальной школы. - 2007. - № 6. - С. 56-59.
49. Рындина Ю.В. Социальная компетенция младших школьников: структура и содержание / Ю.В. Рындина, С.В. Дериглазов // Молодой ученый. - 2015.
- №9.1. - С. 82-85. - URL https://moluch.ru/archive/89/18549 / (дата
обращения: 22.04.2018).
50. Сборник методических материалов. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС (по результатам работы ГЭП «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе»). - М.: Московский центр качества образования, 2012. - 200 с.
51. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - № 4. - 2009. - С. 138-143.
52. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. -107 с.
53. Сергеев И.С. Как сформировать социальную компетенцию на уроке «Окружающего мира» / И.С. Сергеев, В.И. Блинов: Практическое пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 132 с.
54. Серякова С.Б. Аксиологический основы компетентностной модели на уроках «Окружающего мира» / С.Б. Серякова // Перспективы науки, 2012. - № 5(32). - С. 327-330.
55. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы) / под научн. ред. В.Н. Келасьева, И.Л. Первовой, - СПб: Изд. дом С.-Петерб. Ун-та, 2012. - 137 с.
56. Тюкавина М.В. Формирование социальной компетентности учащихся в современной школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: / М.В. Тюкавина. - Чита, 2012. - 24 с.
57. Уварина Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации социальной компетенции учащихся на уроках «Окружающего мира» / Н.В. Уварина // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.
59. Филатова М.Н. Теоретические основы модели социального развития
учащихся на уроках «Окружающего мира» // Мир науки, культуры,
образования. - 2011. - № 5 (30). - С. 214-218.
60. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 58-64.
61. Экологическое и эстетическое воспитание младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» / под ред. Л.П. Печко. - М.: Просвещение, 2014. - 266 с.
62. Яковлева Т.В. Методические аспекты формирования социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках русского языка / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко // Интеграция образования. - 2007.
- № 2. - С. 130-135.
63. Яковлева Т.В. Формирование социокультурной компетенции младших школьников на уроках русского языка / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко // Начальное образование. - 2012. - № 3. - С. 17-21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ