ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КАК
МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ 10
1.1. Концепция «мягкой силы» и ее эволюция 10
1.2. Формы и направления реализации «мягкой силы» 19
1.3. Особенности использования инструментов «мягкой силы» во внешней политике современных государств 29
ГЛАВА II. «МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ 40
2.1. Особенности интерпретации и практической реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике Турции 40
2.2. Основные направления и инструментарий несилового влияния Турции в современном мире 48
2.3. Пути повышения эффективности турецкой «мягкой силы» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями глобализации, в условиях которых образ страны в мире, ее культурный потенциал, международные экономические и научные связи выступают эффективным инструментом внешней политики, способным усилить и дополнить, а в некоторых случаях и заменить традиционные военную мощь и экономическую силу. Подобные тенденции приводят к трансформации внешнеполитического инструментария государства, пересмотру концептуальных подходов к системе обеспечения его национальных интересов, обращению все более пристального внимания к несиловым - «мягким» - методам и формам укрепления международно-политического влияния. Все это актуализирует вопросы изучения возможных направлений развития «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности современного государства, призванные определить наиболее эффективную стратегию выстраивания его внешней политики на международной арене.
Турция, претендующая на роль одного из ключевых игроков современного мира, не может оставаться в стороне от этих процессов. Сегодня Турция претендует снова занять свое место в мировом рейтинге «мягкой силы» “The Soft Power 30”.Концепт «мягкой силы» Турции можно рассматривать как результат синтеза различных подходов, составляющих теоретическую базу современной внешней политики, которая постоянно расширяется и усложняется по мере разработки новых идей. Турция обладает действенной доктринальной базой по использованию «мягкой силы», которая имеет непосредственное влияние при достижении поставленных внешнеполитических целей.
Активно реализующая стратегию «мягкой силы» с целью укрепления своего положения как на региональном уровне, так и в мировом масштабе, Турция использует весьма обширный инструментарий. Стратегия турецкой «мягкой силы» не только иллюстрирует её политическую трансформацию, но и является одной из основных стратегий, используемых с целью обеспечения роли данной страны как регионального лидера.
Начало полноценного понимания и использования ресурсов «мягкой силы» в Турции было поставлено Партией справедливости и развития, которая пришла к власти в 2002 году, благодаря реформам и выведению Турции в число эффективно развивающихся государств. Турецкое руководство понимало, что необходимо использовать все ресурсы «мягкой», «жесткой» и «экономической» сил, которыми она обладает. Однако акцент необходимо делать на «мягкой силе», так как ее влияние эффективнее. Сказанным определяется актуальность исследования особенности практической реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике современной Турции.
Степень научной разработанности проблемы обусловлена возрастающей роль несиловых методов внешней политики, что обусловливает рост научно-исследовательского интереса к концепции «мягкой силы» и возможностям ее имплементации во внешнеполитическую деятельность современных государств.
Для определения значения и роли «мягкой силы» во вешней политике современных государств использовались работы А.В. Будаева, А.В. Гукасова, Е.В. Ефановой, М.В. Ларионова, М.М. Лебедевой, Дж. Ная, В.В. Полякова, Е.М. Харитоновой .
Вопросам внешнеполитического курса Турции и роли государства в глобальном мире посвятили свои работы В.А. Аватков, М.Э. Бостанов, А.Б. Бурашникова, В.Н. Панин, И.А. Свистунова .
Практика реализации «мягкой силы» во внешней политике Турции подробно исследовалась Ж.-П. Арриньоном, Е. Мустафаевым, К. Путц, И.А. Сотниченко, Р.Р. Сулеймановым, М.А. Сучковым, С. Хагом, П.В. Шлыковым
Признавая безусловный научный вклад указанных, а также других авторов в изучение внешнеполитических возможностей и потенциала «мягкой» мощи и влияния, отметим, что проблемы повышения эффективности турецкой «мягкой силы» на сегодняшний день не получили достаточного научного осмысления. Стремлением восполнить данный пробел был обусловлен выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования - «мягкая сила» в системе внешнеполитических инструментов современного государства.
Предмет исследования - «мягкая сила» во внешнеполитическом инструментарии Турции.
Цель работы - проанализировать роль концепции «мягкой силы» в реализации внешней политики Турции, определить ее инструменты, определить способы повышения эффективности применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие концепции «мягкой силы» в во внешней политике современных государств;
2) определить основные компоненты «мягкой силы»;
3) подвергнуть анализу компоненты «мягкой силы» в рамках внешней политики крупных государств;
4) проанализировать особенности реализации «мягкой силы» во внешней политике Турции;
5) описать основные и дополнительные компоненты в практической реализации «мягкой силы» во внешней политике Турецкой Республики.
6) выявить проблемы в использовании инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии и пути решения возникающих проблем.
Теоретико-методологические основы. В научно-теоретическом плане настоящее исследование внешней политики Турции основывается на современном исследовательском материале, монографиях, докладах, научных статьях отечественных и зарубежных авторов, материалах различных научных конференций, которые посвящены глобальным проблемам.
Методологическую основу исследования составили составили общенаучные принципы познания общественных явлений, методологические принципы системного, институционального и структурно-функционального подходов, что позволило оценить рассматриваемую проблему по ряду параметров. В ходе работы применялись метод соотношения исторического и логического, контент-анализ оригинальных источников и документов, методы классификации и систематизации, метод анализа отдельных ситуаций.
Эмпирическая база настоящего исследования может быть условно разделена на следующие тематические категории:
1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность турецких внешнеполитических ведомств в различных странах, документы официальных государственных учреждений, уставы и программы ведущих
партий, двусторонние договоры Турецкой Республики и отчеты о
деятельности МИД Турции;
2. Монографии ведущих российских и зарубежных ученых, исследующих проблематику современной внешней политики Турции и диссертационные исследования;
4. Стенограммы выступлений и заявлений государственных деятелей, официальных лиц Турции;
5. Экспертно-аналитические доклады и публикации аналитических центров, материалы СМИ (Al-Jazeera, BBC Turkle, Haberturk, Hurriyet, New York Times, Reuters, Russia Today, Zaman);
6. Отдельную группу источников составили работы автора, собранные в ходе научно-исследовательской стажировки в Турцию (август 2015 г.).
Научная новизна дипломного исследования состоит в следующем:
- определены основные компоненты «мягкой силы», обусловливающие эффективность государственной стратегии «мягкой силы»;
- раскрыта сущность трансформации современной внешнеполитической концепции Турции, доказано, что она характеризуется многовекторностью, проактивностью, и ценностной ориентированностью;
- выявлены специфика инструментов «мягкой силы» во внешней политики Турции и проблемы ее реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стратегия «мягкой силы» Турции как декларируемого основного инструмента внешней политики представляет собой «синтез» различных подходов, составляющих действенную доктринальную базу современной внешней политики, которая постоянно расширяется и усложняется по мере разработки новых идей. Данная политика на современном этапе базируется на внешнеполитической концепции «ноль проблем с соседями», направленной на укрепление и развитие связей дружественного характера со всеми близлежащими странами, и исходит из таких нередко взаимоисключающих идеологических установок, как 1) евроатлантическое партнерство, 2) братство тюркоязычных народов, 3) единение мусульман мира 4) нерушимая связь с османским прошлым и в то же время 5) абсолютный прагматизм, стремление к экономическому благополучию.
2. С целью укрепления своего положения на региональном уровне Турция активно использует стратегию «мягкой силы» и обширный инструментарий ее реализации. Однако, несмотря на обилие инструментов и принципов, выработанных турецкими дипломатами, и на достаточно результативную практику реализации «мягкой силы» во внешней политике, современное турецкое руководство на текущем этапе сталкивается с серьезными проблемами при формировании своего положительного образа на международной арене.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и заключения исследования дают возможность прогнозировать возможное распространение турецкого влияния на национальные элиты ряда стран, представляющие для Турции особый интерес. Некоторые выводы работы расширяют сложившиеся в науке представления о внешнеполитическом инструментарии Турции, что может служить теоретическим основанием для дальнейшего изучения данной проблемы.
Ключевые положения настоящего исследования могут представлять интерес для широкого круга специалистов, занимающихся данной проблематикой. Также они могут быть учтены при формировании российской внешней политики в отношении Турецкой Республики.
Содержащийся в работе фактологический материал и выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по международным отношениям, а также в учебном процессе при чтении курсов по международным отношениям, мировой политике, теории дипломатии и другим дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Основные результаты магистерского исследования, его теоретические подходы и выводы докладывались на международных и региональных конференциях. В частности, материалы по теме исследования были представлены на III международной научно-практической конференции «Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии» (15-16 июня 2019, Москва, Высшая школа МВА IntegraL (Корпоративный университет)), на региональной научно-практической конференции «Университетские чтения» (10-11 января 2019, Пятигорск, ПГУ).
Основные итоги работы нашли свое отражение в 3 научных публикации автора, размещенных в наукометрической базе РИНЦ .
Структура диссертационного исследования отображает логику исследования и подчинена решению поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 118 источников, из которых 65 на иностранных языках. Общий объем работы составляет 70 страниц машинописного текста.
Таким образом, концепция «мягкой силы» Дж. Ная нашла применение и в политике современной Турции. Осознание турецкими властями важности и перспективности включения этого инструмента во внешнеполитическую стратегию произошло не сразу, поскольку в первое десятилетие постбиполярного периода перед ними стояли серьезные военные, социально¬экономические и политические проблемы. Приход к власти политического игрока нового толка, Партии справедливости и развития, был ознаменован началом глубинных трансформационных процессов. Уделив особое внимание вопросам безопасности государства и его стабильного развития, лидеры партии не обошли стороной и проблему переосмысления положения и восприятия Турции на международной арене. За годы правления ПСР произошло оформление уникальной, характерной именно для турецкого государства внешнеполитической идеологии и линии поведения. Власти, поставив цель превратить страну в регионального, а потом - и в глобального лидера, опирались на ее особое географическое положение и культурно¬историческое наследие. Последовавшее за реформами «восхождение» Турции объяснялось тем, что, обеспечив себя материальной базой, страна получила возможность реализации своего интеллектуального, дипломатического и ресурсного потенциала.
Добиваясь складывания нужного ей восприятия в общественном сознании других государств, ПСР включила во внешнеполитическую стратегию старые, оформившиеся еще до ее правления инструменты «мягкой силы» и совместила их с теми, которые нашли применение уже в новом тысячелетии. Прибегая к «мягким» внешнеполитическим методам и сочетая их с военно-политическим и экономическим инструментарием, Турция сумела превратиться в авторитетного международного игрока.
Проведенный анализ показывает, что политика «мягкой силы» за последние два десятилетия приобрела ключевое значение для реализации приоритетов внешней политики Турции. Изначально политика «мягкой силы» Турции формировалась на основании исторической, культурной и языковой общности стран евразийского региона, однако Турция не ограничилась лишь данными направлениями, она стала активно развивать деловые связи, проводить политику по содействию развитию стран, входящих в сферу ее геополитического влияния. За последнее десятилетие Турцией был выработан комплекс форм реализации «мягкой силы», доказавших свою эффективность. В сфере продвижения культуры и языка подобными формами стали создание школ, в которых изучаются турецкий язык, турецкая история и культура, и кафедр преподавания турецкого языка в крупнейших университетах стран- объектов, а также финансирование восстановления исторических памятников, относящихся к турецкой истории, в странахобъектах. В сфере сотрудничества в области образования, науки и инноваций Турция поддерживает заключение соглашений о сотрудничестве между университетами, а также совместные исследовательские проекты в рамках реализации программ научно-технического сотрудничества со странами - объектами «мягкой силы». Главным инструментом развития деловых связей стали двусторонние и многосторонние бизнес-советы, упрощающие деятельность турецких предпринимателей в странах-объектах.
Богатый опыт плодотворной работы в сфере содействия международному развитию был накоплен Турцией за счет органично функционирующей системы содействия международному развитию, базирующейся на ключевом институте - TIKA, создании широкой сети локальных офисов TIKA в приоритетных странах, оценке приоритетных сфер для стран-объектов и реализации проектов именно в этих сферах. Демократические реформы, проведенные в Турции в 2000-е годы, стимулировали активность турецких бизнес-организаций и НПО, что способствовало наращиванию потенциала общественной дипломатии страны.
Таким образом, новая, постоянно трансформирующаяся политика «мягкой силы» Турции доказала свою эффективность, и при условии урегулирования нерешенных воп росов влияние Турции как в евразийском регионе, так и на мировой арене будет возрастать.
1. Аватков В.А., Бадранов А.Ш. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. - 2013. - № 2 (27). - С. 5-11.
2. Аватков В.А., Чулковская Е.Е. Центры турецкой культуры имени Юнуса Эмре - «мягкая сила» Турции // Геополитика и безопасность. - 2013. - № 2 (22). - С. 116-123.
3. Азербайджанский политолог об отношениях Азербайджана с Турцией и Казахстаном [Электронный ресурс] // Общественно-политическая газета Азербайджана ЭХО. - Режим доступа: http://ru.echo.az/?p=59052.
4. Ардаев В. Турецкая сухопутная операция в Сирии: с кем и за что воюет Анкара [Электронный ресурс] // Риа Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/analytics/20160824/1475143786.html.
5. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. - 184 стр.
6. Асалыоглу А. Ближний Восток в тупике радикализма // Международная жизнь. - 2016. - № 4. - С. 108-118.
7. Ахмадуллин В.В. Анализ интерпретации термина «ближний восток» западными авторами // Власть. - 2014. - № 4. - С. 126-130.
8. Ахмадуллин В.В. Анализ интерпретации термина «ближний восток» советскими и российскими авторами // Право и образование. - 2014. - № 4. - С. 154-160.
9. Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник ТГУПБП. - 2017. - №1. - С. 131-147.
10. Бостанов М.Э. Глобализационные тенденции внешней политики Турецкой Республики в регионе Леванта: дисс. ... канд. полит. наук. - Пятигорск, 2014. - 161 с.
11. Бостанов М.Э. Интегрированность в глобальную систему как экстернальный фактор турецкой внешней политики // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 275-277.
12. Бостанов М.Э. Современная внешняя политика Турции в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 5. - С. 139-131.
13. Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции // Известия Саратовского университета. Новые серии. Серия «История. Международные отношения». - 2013. - № 2. - С. 65-69.
14. Быков О.Н. Национальные интересы и внешняя политика / О.Н. Быков. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 255 с.
15. Вартаньян Э.Г. Опыт развития экономики Турецкой Республики в новейшее время: трансформация этатизма в либеральную модель // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С. 179-181.
16. Внешняя политика новой Турции - цель 2019 [Электронный ресурс] // Сегодня. - Режим доступа: http://www.segodnya.ua/opinion/korsunskicolumn/ vneshnyaya-politika-novoy-turcii-cel-2019-1016057.html.
17. Впервые за 6 лет: в Израиле приступил к работе посол Турции
[Электронный ресурс] // Вестник Кавказа. - Режим доступа:
http://vestikavkaza.ru/news/Vpervye-za-6-let-v-Izraile-pristupil-k-rabote-posol- Turtsii.html.
18. Данилов В.И. Турция в 20-30—х годов: путь к демократии // Восток. - 1997. - № 2. - С. 63-75.
19. Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. - 1998. - № 4. - С. 52-67.
20. Демоян Г. Турция и карабахский конфликт в конце XX- начале XXI веков. Историко-сравнительный анализ / Г. Демоян. - Ереван: Авторское издание, 2006. - 255 с.