Введение 2
Глава I. Связь музеев с формированием американской национальной идентичности в конце XIX - начале XX века: осмысление проблемы в современных социальных и гуманитарных науках 6
I.1 Исследования национализма: музей как конструктор нации и национальной идентичности 6
I.2 Связь американской национальной идентичности и музеев в историографии истории США 12
I.3 Музей как пространство конструирования национальной идентичности в фокусе музеологических исследований 20
Глава II. Американская элита и проблема конструирования национальной идентичности в пространстве музея 29
II.1 Взгляды американских политиков и буржуазии на вопрос формирования американской национальной идентичности в культуре и образовании 29
II.2 Культура, образование и национальная идентичность: взгляды американских интеллектуалов 38
Глава III. Формирование национальной идентичности в музейном пространстве 47
III. 1 Всемирная выставка 1876 года: связь идентичности и экспозиции 47
III.2 Национальная идентичность в пространстве музея: Метрополитен-музей и Национальный музей Соединенных штатов 53
III.3 Обсуждение национальной идентичности в системе внутрипрофессиональной коммуникации (на примере съездов Американской ассоциации музеев) 68
Заключение 76
Список источников и литературы 81
Во второй половине XX века в музеологии произошел поворот к изучению социальной и политической функции музеев, они были помещены исследователями в широкий контекст политической, социальной и экономической истории тех обществ, в которых они были созданы. Это потребовало привлечения методов и данных из других гуманитарных и социальных наук и проведения междисциплинарных исследований. В рамках нашей работы предпринята попытка продолжить эту научную традицию.
Географические рамки работы ограничиваются территорией Соединенных Штатов Америки. Особо следует выделить города Нью-Йорк и Вашингтон, федеральный округ Колумбия, в которых находятся Метрополитен-музей и Национальный Музей Соединенных Штатов соответственно. Хронологически наша работа ограничена периодом с 1876 года по 1920. В 1876 году произошла всемирная промышленная выставка в Филадельфии, посвященная столетию независимости Соединенных Штатов. Она повысила интерес американцев к музейному делу и способствовала созданию множества новых музеев и качественному изменению принципов музейной работы. В 1920 году известный нью-йоркский музейный деятель Джон Коттон Дана опубликовал книгу «План нового музея», в которой подвел итог развитию американского музейного дела в выбранный нами период и, отметив рост количе ственных показателей, подверг критике основные принципы работы с посетителями. Во-вторых, в этот период входят две крупные эпохи истории США, Позолоченный век (1877 - 1901) и Прогрессивная эра (1901 - 1921). В это время в Америке происходит окончательное завершение урбанизации и индустриализации, установление власти крупного монополистического капитала и выход масс на арену большой политики. Предполагается, что эти процессы должны были оказать большое влияние на характер музейной деятельности в США.
С научной точки зрения наша работа актуальна для музеологов, историков-американистов и исследователей национализма, так как полученные в ходе ее работы фактические данные, теоретические выводы и оценки могут способствовать развитию всех трех научных направлений. На практике результаты нашей работы могут способствовать лучшему пониманию музейными работниками специфики стоящих перед ними идеологиче ских проблем, связанных, в том числе, с вопросами конструирования и репрезентации национальной идентичности в музейном про странстве. Научная новизна работы состоит в более углубленном и специфичном рассмотрении уже намеченных в исторической и музеологической науке направлениях исследований по нашей теме и привлечении большого количества источников и научных работ на английском языке.
Наша тема характеризуется совмещением предметных областей нескольких научных дисциплин: музеологии, истории США, исследований национализма. Объектами здесь выступают американское музейное дело и национальная идентичность американцев в конце XIX - начале XX века. Предмет - процесс их взаимодействия. Необходимо дать определение основным терминам, которые будут использоваться в нашей работе. Музей понимается нами двойственно. Во-первых, используется формальное музеографическое определение, согласно которому музей - это учреждение, которое осуществляет коллекционирование, хранение, изучение и представление публике материальных предметов, порожденных природой и культурой. Во-вторых, музей - это важный социальный институт эпохи модерна, стоящий в одном ряду со школой и университетом, и выполняющий важные идеологические и дисциплинирующие функции. Другим важным для нашей работы термином стала национальная идентичность. Мы видим ее как формируемую элитами Нового времени систему представлений о нации, через ассоциацию с которой в воображении индивида устанавливается связь с единым национальным организмом. Подробнее о разработке понятий
нации, национализма и национальной идентичности в научной литературе идет речь в первом параграфе первой главы нашей работы.
Целью работы является определение роли музеев в процессе формирования американской национальной идентичности в конце XIX - начале XX века. Для этого предполагается решить следующие задачи. Во- первых, понять степень изученности темы в рамках истории США, музеологии и исследований национализма. Во-вторых, определить характер отношения американских элит к вопросу о сущно сти американской идентичности и возможных способах ее формирования. В-третьих, проанализировать концепции и практики конструирования национальной идентичности в американском экспозиционно-выставочном деле (на примере всемирной промышленной выставки в Филадельфии в 1876 году). В- четвертых, необходимо понять место упомянутой проблемы в работе отдельных музеев (на примере Метрополитен-музея и Национального музея Соединенных Штатов). В-третьих, необходимо выявить отношение профессиональной среды американских музейных работников к вопросу о формировании и трансляции американской идентичности в музейном про странстве. В этой же последовательности выстраивается содержание нашей работы.
Разнородность аспектов нашей работы приводит к необходимости использования большого количества разнообразных источников. При рассмотрении отношения американской элиты к вопросу о национальной идентично сти и ее формировании используются публицистиче ские, философские и научные работы представителей истеблишмента. Изучение всемирной выставки 1876 года в Филадельфии основывается на документах, отражающих процесс подготовки ее открытия, и материалов, предназначенных для посетителей. Для исследования идеологической работы Метрополитен-музея и Национального музея используются следующие категории источников: отчетная документация, издававшаяся этими музеями периодика и вспомогательные издания для посетителей. Для определения 3 настроений в среде американских музейных профессионалов использовались материалы съездов Американской ассоциации музеев, проходивших в начале XX века. Более подробная характеристика этих источников приводится в соответствующих параграфах нашей работы.
Методы, использованные при написании нашей работы, также разнообразны. Для изучения взглядов американских элит на проблему используется сравнительно-исторический метод. Он состоит в том, что воззрения политиков, крупных буржуа и интеллектуалов сравнивались между собой на основании двух параметров: их отношения к вопросу о характере американской национальной идентичности и их оценке возможности ее конструирования в пространстве музея или иных институтов культуры и образования. Схожий метод применяется в отношении взглядов членов Американской ассоциации музеев. Визуальный ряд всемирной выставки 1876 года и экспозиций упомянутых выше музеев изучается с помощью коммуникационного и семиотического подходов, сущность которых подробно раскрывается в первом параграфе первой главы. При исследовании идеологической деятельности музеев применяется функциональный подход, в рамках которого она раскрывается на примере его отдельных функций (коллекционирование, образование и т. д.).
Научная литература, использованная при написании работы, отличается своим междисциплинарным характером. Во-первых, в нее входят статьи и монографии, созданные исследователями национализма. Они направлены на раскрытие феноменов нации, национализма и национальной идентичности. Во-вторых, важный блок научных трудов составляют работы по истории США, в которых определяются основные параметры американской культуры и национальной идентичности на рубеже веков. В-третьих, необходимым является рассмотрение музеологической литературы. Многие исследователи- музеологи уделяют большое внимание взаимосвязи музеев и национальной идентичности на теоретическом уровне, другие же применяют результаты их работы непосредственно в истории американского музейного дела в 4
указанный период. Следует отметить главную черту всех трех направлений - малое количество работ на русском языке.
Из историографии истории США большое значение для нашей работы имеют обобщающие труды известного отечественного американиста В. В. Согрина, которые предоставляют необходимые для нашего исследования фактологические данные по американской политической и социально¬экономической истории. Отдельным аспектам истории культуры и национальной идентичности США посвящены работы О. Ю. Пановой и С. А. Червонной. О роли воспитания посетителей музея в национальном духе в воззрениях Джона Коттона Даны писала отечественный музеолог А. В. Короткова. Исследуемая нами тем требует более детальной характеристики использованной научной литературы. Она представлена в следующей главе нашей работы.
Проблема роли музеев в процессе формирования американской национальной идентичности в конце XIX - начале XX века находится в фокусе целого ряда научных дисциплин. Ни одна из них из них не может исчерпывающе и всесторонне исследовать тему в силу ограничений предметного, теоретического и методологического характера. В рамках исследований национализма были предприняты попытки (большинство из них успешные в рамках собственного дискурса каждого отдельного исследователя) дать общее определение нации, национализма и национальной идентичности и раскрыть сущность явлений, стоящих за этими терминами. Также в литературе рассматривались второстепенные явления, такие как, например, национальный престиж. В силу того, что у исследований национализма как междисциплинарного направления в гуманитарных и обще ственных науках мало общих оснований, кроме предмета изучения, внутри него не достигнут (и, вероятно, не может быть до стигнут) терминологический, теоретический и методологический консенсус. Общая с формальной точки зрения предметная область также неоднородна: она распадается по географическому, временному, содержательному и другим признакам.
Тем не менее, исходя из различных предпосылок и используя зачастую противоречащие друг другу исследовательские методы, многие ученые пришли к представлению нации как конструируемого сообщества, создаваемого целенаправленными и ненамеренными усилиями людей в области культуры, образования, науки, государственного управления и права в эпоху модерна. Природа национальной идентичности остается туманной: в нее включаются представления о единстве истории, языка, территории и крови, культурных, социальных и экономических традициях, политическом устройстве, правах и обязанностях гражданина и соседних национальных сообществах и этнических группах иного типа. Распространение этой совокупности признаков на самого себя и окружающих приводит к включению человека в национальный организм. Именно такие подходы к определению нации и национальной идентичности позволяют предполагать возможное участие общедоступного музея Нового времени в процессе формирования последней. Таким образом, в рамках исследований национализма была выработана главная теоретическая предпосылка нашей работы.
В силу высокой популярности исследований национализма в конце XX - начале XXI века и важности открытой в их рамках предметной области вышеописанные подходы перекочевали в фундаментальные гуманитарные и общественные науки, в частности, историю. Историография истории США включила в себя предмет американской национальной идентичности и осуществила его рассмотрение в области истории американской культуры (понимаемой в узком значении как совокупности форм и результатов художественного творчества людей). Также исследования велись в сфере истории американского национализма, в рамках которой теоретические положения исследований национализма были помещены в контекст американского прошлого и соответствующим образом скорректированы. В результате исследований авторов, относящихся к этим направлениям, были установлены почти полностью совпадающие черты американской культуры и национальной идентичности в конце XIX - начале XX века: расизм, милитаризм, империализм. При этом многие ученые отмечали и прогрессивные черты культурных и этнических представлений американцев, в первую очередь, начало роста инклюзивность американской культуры и национальной идентичности. Данные противоречия объясняются не только разницей в подходах исследователей, но и характером общественно¬политической ситуации на рубеже веков, которая не могла не оказать большого влияния на развитие американского музейного дела в указанный период.
Современная музеология направляет большие усилия на установление взаимосвязей национальной идентичности и музеев как на теоретическом уровне, так и в рамках истории американского музейного дела. Исследователи, относящиеся к первому направлению, выделяют ориентацию музеев на господствующее большинство и стремление к гомогенизации образа нации при создании выставок. Вторые допускают применение этих характеристик к деятельности американских музеев в конце 19 - начале 20 века, но при этом конкретизируют их в рамках терминов и определений, установленных в истории американской культуры и истории национализма в США. При этом определение роли музеев в формировании американской национальной идентично сти редко позиционируется исследователями в качестве основной проблемы и затрагивается ими косвенно при разработке других проблем. Это позволяет нам более глубоко изучить нашу тему.
Непосредственному изучению влияния музеев на характер американской национальной идентичности на рубеже веков предшествует оценка взглядов американских элит на проблему образа американской нации и места учреждений культуры и образования (таких как музеи) в его формировании. В результате изучения публицистических, научных и устных выступлений американских политиков, представителей крупного капитала и интеллектуалов в конце XIX - начале XX века их взгляды были охарактеризованы следующим образом. В среде политического истеблишмента и крупной буржуазии действовали разные взгляды на природу американской нации (ее определяли через политические, культурные, социальные характеристики), но при этом в их выступлениях до статочно четко виден расчет на активное участие культурных и образовательных институций, к каковым отно сятся и музеи, в формировании представлений американцев о самих себе. Видные интеллектуалы же не пришли к консенсусу ни в первом, ни во втором аспекте проблемы. Если взгляды многих из них допускали саму важность американской национальной идентичности и возможность участия музеев в ее формировании, то воззрения других шли в разрез с американским национализмом и отказывали учреждениям культуры и образования в их идеологической и политической функции. Этот конфликт мог серьезно повлиять на идеологическую сторону деятельности американских музеев.
С одной стороны, стремление к формированию американской национальной идентичности, пусть и не выраженное открыто, сопутствовало организации музейного и экспозиционно-выставочного дела в США в конце XIX - начале XX века. Так, об этом свидетельствует гомогенизирующий и прогрессистский нарратив американской истории на всемирной промышленной выставке в Филадельфии в 1876 году. Не менее ангажированными в национальном духе были коллекционные и выставочные концепции и практики Национального музея Соединенных Штатов, напрямую подчиненного государству. Этому музею были свойственны колониалистское отношение к коренному населению Америки, героизация политической и военной истории США и милитаризм. С другой стороны, в американской музейной среде на рубеже веков виднеются и противоположные тенденции. Выставочная и образовательная деятельность существовавшего на общественные средства Метрополитен-музея в Нью- Йорке не дает поводов определять ее как ориентированную исключительно на конструирование представлений об американской нации. Музей ставил перед собой множество других задач. К их числу относятся сохранение кул ьтур ы иммигрантов и ее включение в американскую культуру, демонстрация социального статуса богатых меценатов. Не менее важным было развитие американской экономики путем улучшения промышленного дизайна и повышения уровня потребительского вкуса. Не произошло полного утверждения необходимости формирования национальной идентичности и в сообществе профессиональных музейных работников. Несмотря на наличие ярких националистически настроенных ораторов, материалы съездов американской ассоциации музеев показывают, что большинство членов профессиональной музейной среды не считало конструирование и трансляцию образа американской нации основной задачей деятельности музеев.
Таким образом, участие музеев в формировании и трансляции американской национальной идентичности следует признать ограниченным. Это объясняется неопределенным отношением американских элит к содержанию и способу создания националистической повестки, отсутствием целенаправленной государственной политики в этой области, разнообразием способов учреждения и управления музеями и плюрализмом мнений в среде музейных профессионалов.
Публицистика и устные выступления представителей элиты
1) Arthur C. State of the Union Adress, December 6, 1881 [Электронный ресурс] Archive.org: архив интернета http://archive.org/details/ stateoftheuniona05028gut (дата обращения: 05.04.2017)
2) Carnegie A. The Negro in America. Cheyney, 1908. 32 pp.
3) Carnegie A. Triumphant Democracy or Fifty Years’ March of the Republic. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1887. 519 pp.
4) Carnegie A. Wealth and its Uses // The Shaping of American Tradition. In 2 vols. Vol. II. N. Y.: Columbian University Press, 1947.
5) Cleveland G. At the Albany High School, June 12, 1883 // The Writings and Speeches of Grover Cleveland. N. Y.: Cassel Publishing Company, 1892. Pp. 218 - 220.
6) Cleveland G. At the Annual Banquet of the New England Society of Brooklyn, December 21, 1891. // The Writings and Speeches of Grover Cleveland. N. Y.: Cassel Publishing Company, 1892. Pp. 237 - 241.
7) Harrison B. Annual Address to Congress, December 3, 1889 // Public Papers and Adresses of Benjamin Harrison. Washington: Government Printing Office, 1893. Pp. 36 - 65.
8) Harrison B. Letter of Acceptance, 1888 // Public Papers and Adresses of Benjamin Harrison. Washington: Government Printing Office, 1893. Pp. 1 - 7.
9) Hayes R. Message to the Two Houses of Congress at the Commencement of 2 Session at the Commencement of 45 Congress, December 3, 1877 // Letters and Messages of Rutherford Hayes. Washington: Government Printing Office, 1881. Pp. 75 - 98.
10) McKinley W. Address at the Tennessee Centennial Exposition, Nashville, June 11, 1897 // Speeches and Addresses of William McKinley. N. Y.: Doubleday & McClure Co., 1900. Pp. 30 - 35.
11) Roosevelt T. True Americanism // Selections from the Writings of Theodore Roosevelt. N. Y.: The Macmillan Company, 1920. Pp. 149 - 165.
12) Wilson W. The New Freedom: A Call for the Emancipation of the Generous Energies of a People. N. Y.: Doubleday, Page and Company, 1918. 294 pp.
Труды интеллектуалов
1) Croly H. The Promise of American Life. N. Y.: The Macmillan Company, 1909. 468 pp.
2) Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. N. Y.: The Macmillan Company, 1916. 434 pp.
3) Dewey J. The School and Social Progress. Chicago: University of Chicago Press, 1900. 129 pp.
4) Royce J. Race Questions, Provincialism and other American Problems. N. Y.: The Macmillan Company, 1908. 287 pp.
5) Royce J. The American College and Life // Science. 1909. Vol. 29. № 741. Pp. 401 - 407.
6) Santayana G. Character and Opinion in the United States. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1920. 288 pp.
7) The College-Bred Negro: Report of a Social Study Made under Direction of Atlanta University in 1900. Edited by W. E. B. DuBois. Atlanta: Atlanta University Press, 1902. 32 pp.
8) Twain M. Education and Citizenship // Mark Twain’s Speeches. N. Y.: Harper and Brothers, 1910. Pp. 147 - 150.
9) Twain M. Reading Room Opening // Mark Twain’s Speeches. N. Y.: Harper and Brothers, 1910. Pp. 189 - 190.
10) Veblen T. The Higher Learning in America. N. Y.: Huebsch, 1918. 286 pp.
11) Ward L. F. Mind as a Social Factor // The American Intellectual Tradition. In 2 vols. Vol. II. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1989.
12) Ward L. F. Pure Sociology: A Treatise on the Origin and Spontaneous Development of Society. N. Y.: The Macmillan Company, 1919. 607 pp.
13) Washington B. T. The Future of American Negro. Boston: Small, Maynard and Company, 1900. 244 pp.
14) Whitman W. Democratic Vistas // The Shaping of American Tradition. In 2 vols. Vol. II. N. Y.: Columbian University Press, 1947.
Всемирная выставка 1876 года: документы и материалы
1) Hawley J. R. Speech of Honorable Joseph R. Hawley, of Connecticut, in House of Representatives, May 7, 1874. Washington: Government Printing Office, 1874. 42 pp.
2) International Exhibition, Philadelphia, 1876. System of Classification. Philadelphia, 1876. 22 pp.
3) Meeting of the Executive Committee of the US Centennial Commission. Philadelphia, 1872. 18 pp.
4) The National Celebration of the Centennial Anniversary of the Independence of the US by an International Universal Exhibition, to be held in Philadelphia in the year 1876. Washington: Government Printing Office, 1873. 248 pp.
5) The World’s Fair of 1876. Practical Reasons why Philadelphia is Incompetent and New York Competent to Make the Exhibition a Grand Success. Washington: McGill and Witherhow, 1871. 18 pp.
6) United States Centennial Commission. International Exhibition, Philadelphia. Art Gallery. Philadelphia, 1876. 10 pp.
7) What is the Centennial and how to See It? Philadelphia: Press of Thos. S. Dando, 1876. 156 pp.
Музейная документация
1) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1876. № 6. Pp. 71 - 90.
2) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1879. №
9. Pp. 137 - 158.
3) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1880. №
10. Pp. 159 - 186.
4) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1885. № 16. Pp. 309 - 340.
5) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1889. № 20. Pp. 437 - 462.
6) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1895. № 26. Pp. 631 - 660.
7) Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art. 1905. № 35. Pp. 1 - 87.
8) Report of the United States’ National Museum under the Direction of Smithsonian Institution for the Year Ending June 30, 1887. Washington: Government Printing Office, 1888. 763 pp.
9) Report of the Progress and Condition of the United States’ National Museum for the Year Ending June 30, 1908. Washington: Government Printing Office, 1909. 138 pp.
10) Report of the Progress and Condition of the United States’ National Museum for the Year Ending June 30, 1911. Washington: Government Printing Office, 1912. 147 pp.
11) Report of the Progress and Condition of the United States’ National Museum for the Year Ending June 30, 1912. Washington: Government Printing Office, 1913. 182 pp.
12) Report of the Progress and Condition of the United States’ National Museum for the Year Ending June 30, 1918. Washington: Government Printing Office, 1919. 206 pp.
13) Report upon the Condition and Progress of United States National Museum in 1884. Washington: Government Printing Office, 1885. 441 pp.
Музейная периодика
1) Bulletin of Metropolitan Museum. 1905. Vol. 1. № 1. Pp. 1 - 16.
2) Bulletin of Metropolitan Museum. 1906. Vol. 1. № 3. Pp. 33 - 52.
3) Bulletin of Metropolitan Museum. 1907. Vol. 4. № 12. Pp. 53 - 76.
4) Bulletin of Metropolitan Museum. 1909. Vol. 4. № 12. Pp. 216 - 233.
5) Bulletin of Metropolitan Museum. 1913. Vol. 8. № 12. Pp. 257 - 275.
6) Bulletin of Metropolitan Museum. 1916. Vol. 11. № 9. Pp. 187 - 209.
7) Bulletin of Metropolitan Museum. 1918. Vol. 13. № 1. Pp. 1 - 31.
8) Bulletin of Metropolitan Museum. 1919. Vol. 14. № 6. Pp. 129 - 151.
9) Conolli L. If I Were You: The Museum Romance // Bulletin of Metropolitan Museum. 1909. Vol. 8. № 9. Supplement: The Museum and the Schools. Pp. 7 - 11.
Музейные каталоги и путеводители
1) Catalogue of the Paintings in the Metropolitan Museum of Arts. New York: Metropolitan Museum of Art, 1905. 306 pp.
2) Catalogue of the Paintings in the Metropolitan Museum of Arts. New York: Metropolitan Museum of Art, 1910. 306 pp.
3) Preyer D. C. The Art of the Metropolitan Museum of Art of New York. Bosco: L. C. Page and Company, 1909. 419 pp.
4) Valentiner W. R. The Hudson-Fulton Celebration: Catalogue of an Exhibition Held in the Metropolitan Museum of Arts. In 2 vols. Vol. I. New York, 1909. 160 pp.
Материалы съездов Американской ассоциации музеев
1) Barber E. The Need of Cooperation among Museums // Proceedings of the American Association of Museums. 1909. Vol. III. Pp. 20 - 25.
2) Dorsey G. The Aim of the Public Museum. Proceedings of the American Association of Museums. 1907. Vol. I. Pp. 97 - 100.
3) Hornaday W. T. The Duty of American Zoologists // Proceedings of the American Association of Museums. 1912. Vol. VI. Pp. 111 - 115.
4) Koehler R. Some Ideas of the Founding of an Art Museum // Proceedings of the American Association of Museums. 1908. Vol. II. Pp. 125 - 131.
5) Kunz G. F. The Desirability of a Museum Exhibition at the Panama Exhibition // Proceedings of the American Association of Museums. 1913. Vol. VII. Pp. 97 - 100.
6) Kunz G. F. The Projected Museum of Peaceful Arts // Proceedings of the American Association of Museums. 1912. Vol VI. Pp. 30 - 37.
7) Lucas F. A. The Evolution of Museums // Proceedings of the American Association of Museums. 1907. Vol. I. Pp. 82 - 90.
8) Severance F. H. Historical Museums // Proceedings of the American Association of Museums. 1910. Vol. IV. Pp. 64 - 75.
9) Slocum A. D. Possible Connections between the Museum and the School // Proceedings of the American Association of Museums. 1911. Vol. V. Pp. 55 - 72.
10) Ward H. L. Some Principles of Museum Architecture // Proceedings of the American Association of Museums. 1908. Vol. II. Pp. 93 - 99.
11) Ward H. L. The Aims of Museums // Proceedings of the American Association of Museums. 1907. Vol. I. Pp. 100 - 106.
Список литературы
1) Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. 288 с.
2) Брубейкер Р Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
3) Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
4) Герасимов М., Могильнер М., Семенов А. В поисках ясности в исторической природе национализма и империи // Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. М.: Новое издательство, 2010. С. 7 - 26.
5) Короткова А. В. Художественный музей как образовательный центр (США, начало XX в.) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 17 (79). С. 305 - 312.
6) Кэлхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006. 288 с.
7) Панова О. Ю. Новое открытие Америки: Американский модернизм как культурно-националистический проект // Американцы в поисках идентичности. М., 2013. С. 150 - 163.
8) Согрин В. В. Демократия в США: от колониальной эры до XXI века. М.: Весь мир, 2011. 368 с.
9) Согрин В. В. Исторический опыт США. М.: Наука, 2010. 368 с. 577 с.
10) Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб: Алетейя, 1998. 306 с.
11) Червонная С. А. Возможно ли «единство во множестве»? Эволюция формулы американской идентичности // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. М.: Издание Московского университета, 1999. С. 3 - 16.
12) Alexander E. P The Museum in America: Innovators and Pioneers. Walnut Creek; London; New Delhi: Altamira Press, 1997. 225 pp.
13) Baldwin L. The Gospel of Wealth // The Meaning of America. Essays toward an Understanding of the American Spirit. Pittsburgh: the University of Pittsburgh Press, 1955. 319 pp.
14) Basson L. L. Savage Half-Breed, French Canadian or White US Citizen. Louis Riel and US Perceptions of Nation and Civilization // National Identities. 2005. Vol. 7. № 4. Pp. 369 - 388.
15) Bennett T. The Birth of Museum: History, Theory, Politics. London; N. Y.: Routlege, 1995. 278 pp.
16) Berger M. A. Sight Unseen: Whiteness and American Visual Culture. Orlando: University of California Press, 2014. 236 pp.
17) Blum E. J. Reforging the White Republic. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 2007. 376 pp.
18) Casey D. Museums as Agents for Social and Political Change? // Curator.
2001. Vol. 44. № 3. Pp. 230 - 236.
19) Coakley J. Mobilizing the Past: Nationalist Images of History // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. Part 4. Pp. 531 - 560.
20) Coleman L. V. The Museum in America. In 3 vols. Vol. 1. Washington: the American Association of Museums, 1939. 711 pp.
21) Conforti M. Museums Past and Museums Present: Some Thoughts on Institutional Survival // Museum Management and Curatorship. 1995. Vol. 14. № 4. Pp. 339- 355.
22) Conn S. Museums and American Intellectual Life, 1876 - 1926. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1998. 305 pp.
23) Dana J. C. A Plan for a New Museum. Woodstock: The Elm Tree Press, 1920. 57 pp.
24) Drengwitz B., Elbers B., Jahn L. P., Wrogemann I. Nation and National Museums, a Contested Relationship: Analysis of US National Museum in the XXI Century // Curator. 2014. Vol. 57. № 1. Pp. 97 - 106.
25) Duncan S. A. From Period Rooms to Public Trust: the Authority Debate and Art Museum Leadership in America // Curator. 2002. Vol. 45. № 2. Pp. 93 - 108.
26) Gilberty B. Designing the Centennial. A History of the 1876 International Exhibition in Philadelphia. Lexington: The University Press of Kentucky,
2002. 304 pp.
27) Grindstaff B. Creating Identity: Exhibiting the Philippines at the 1904 Louisiana Exhibition // National Identities. 1999. Vol. 1. № 3. Pp. 245 - 264.
28) Gugliemo A. M. The Metropolitan Museum of Art as an Adjunct of Factory: Richard F. Bach and the Resolution between Guilman’s Temple and Dana’s Department Store // Curator: The Museum Journal. 2012. Vol. 55. № 2. Pp. 203 - 214.
29) Hansen J. M. The Lost Promise of Patriotism: Debating American Identity, 1890 - 1920. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 280 pp.
30) Harris W. T. Science in America // The United States of America: a Study of American Commonwealth. In 2 vols. Vol. 2. London: Sampson, Low, Marston and Company, 1894. Pp. 360-394.
31) Hart A. B. National Ideals Historically Traced, 1607 - 1907. N. Y.: London: Harper and Brothers Publishers, 1907. 401 pp.
32) Hein G. E. Dewey’s Debt to Barnes // Curator: The Museum Journal. 2011. Vol. 54. № 2. Pp. 123 - 139.
33) Hein G. E. John Dewey and Museum Education // Curator. 2004. Vol. 47. № 4. Pp. 413 - 427.
34) Hein G. E. Progressive Museum Practice: John Dewey and Democracy. Abingdon: Taylor and Francis, 2016. 254 pp.
35) Jacknis I. “America is Our Field”: Anthropological Regionalism at the American Museum of Natural History // Museum and Society. 2015. Vol. 13. № 1. Pp. 52 - 71.
36) Kaplan A. The Anarchy of Empire in the Making of US Culture. Cambridge; London: Harvard University Press, 2002. 272 pp.
37) Kaplan F. E. S. Making and Remaking National Identities // A Companion to Museum Studies. Ed. By S. J. Macdonald. Malden; Oxford; Victoria: Blackwell, 2006. Pp. 152 - 169.
38) King D. The Liberty of Strangers. Oxford; N. Y. etc: Oxford University Press, 2005. 240 pp.
39) Macdonald S. J. Museums, National, Postnational and Transcultural Identites // Museum and Society. 2003. Vol. 1. № 1. Pp. 1 - 16.
40) McLean F. Museums and National Identity // Museum and Society. 2005. Vol. 3. № 1. Pp. 1 - 4.
41) Metrick-Chen L. Collecting Objects - Excluding People: Chinese Subjects and XIX Century American Visual Culture. Albany: State University of New York Press, 2012. 294 pp.
42) Morgan H. W. Unity and Culture: The United States, 1877 - 1900. London etc: Penguin books, 1971. 175 pp.
43) Orosz J. J. Curators and Culture: The Museum Movement in America, 1740 - 1870. Tuscaloosa: University Alabama Press, 2011. 304 pp.
44) Orr J. B. The American System of Education // Making America: the Society and Culture of the US. Chapel Hill; London: University of South Carolina Press, 1992. Pp. 376 - 393.
45) Railton B. American Literature Realism and Naturalism: Contesting the Past, Reconstructing the Nation. American Literature and Culture in the Gilded Age, 1876 - 1893. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 2011. 312 pp.
46) Rembold E. Exhibitions and National Identity // National Identities. 1999. Vol. 1. № 3. Pp. 221 - 226.
47) Smith D. M. The American Melting Pot: A National Myth in Public and Popular Discourse // National Identities. 2012. Vol. 14. № 4. Pp. 387 - 402.
48) Trachtenberg A. The Incorporation of America: Culture and Society in the Gilded Age. N. Y.: Hill and Wang, 2007. 272 pp.
49) Trask J. Things American: Art Museums and Civic Culture in the Progressive Era. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2011. 312 pp.
50) Warner C. D. American Art // The United States of America: a Study of American Commonwealth. In 2 vols. Vol. 2. London: Sampson, Low, Marston and Company, 1894. Pp. 414-424. в
51) Weil S. E. Museums in the United States. The Paradox of Privately Governed Public Institutions // Museum Management and Curatorship. 1996. Vol. 15. № 3. Pp. 249 - 257.
52) Williams W. A. The Contours of American History. London; N. Y.: Verso, 2011. 513 pp.
53) Wilson W. A History of the American People. In 5 vols. Vol V. N. Y.: Wm. H. Wise and Co., 1931. 329 pp.
54) Wood S. Nations, National Identity and Prestige // National Identities. 2014. Vol. 16. № 2. Pp. 99 - 115.