Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА

Работа №66352

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. ДЕФИНИЦИИ МИФА И МИФОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ И ИХ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ 7
1.1. Миф как феномен общественного сознания 7
1.2. Сущность и содержание мифологического сознания
как целостной системы 15
Раздел 2. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ДИНАМИКЕ
КУЛЬТУРЫ 23
2.1. Культурологические школы изучения мифологического
сознания 23
2.2. Мифология как исторический тип мировоззрения 39
Раздел 3. СОВРЕМЕННОЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМА 34
3.1. Формирование культурно-исторического конгломерата
народов Крыма 34
3.2. Миф в современной культуре Крыма 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Актуальность темы. История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Греки сменялись генуэзцами, генуэзцы - турками, татарами, русскими, украинцами. Каждый народ, который приходил, оставлял здесь часть своей культуры, создавал кусочек истории Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеют длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Б.Л. Губман дает этому феномену следующее определение: «Миф - это первая форма рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения, выливающаяся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая может претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого» [30, 53]. Это позволяет сделать вывод о том, что миф является механизмом переработки социокультурного опыта в образы реальности, а также способом создания специфической картины мира. Таким образом, в процессе формирования этнической истории Крыма сложилось особое мифологическое сознание этнического конгломерата данной территории, нашедшее свое отражение в культуре и мифе как продукте этой культуры.
Не так давно территория Крыма по результатам Референдума была присоединена к Российской Федерации, и до сих пор вокруг этого события ходит множество слухов и споров. На этом фоне неудивителен возросший интерес к истории, культуре крымских народов, что является показателем актуальности темы исследования. Миф - это прежде всего мировоззренческий отпечаток, свойственный определенному историческому периоду в развитии народа или всего человечества. Именно мифологическое сознание, сформированное на протяжении веков, сегодня является важной частью духовной культуры, национальной идентичности, и его изучение в контексте сложившейся ситуации является наиболее актуальным, так как позволяет рассмотреть культурные особенности народов Крыма и условия их формирования, тем самым способствуя взаимодействию между этносами как внутри региона, так и вне его.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования заключается во внезапно возросшем интересе к культуре Крыма, как в социальной сфере, так и в академических кругах.
Степень научной разработанности исследованной темы. Сегодня существует множество различных теорий, имеющих своей целью объяснение природы мифа и мифологического сознания. Среди них можно было бы выделить две группы, отличающиеся в основном оценкой мифа в культуре, нежели пониманием собственно его природы. Первая и наиболее весомая рассматривает миф как культурный атавизм, и чаще всего злокачественный. Современная культура должна его изжить, устранить из себя, для того чтобы стать по-настоящему современной. Иначе говоря, с точки зрения приверженцев этих теорий, культура Нового времени сама по себе не совместима с мифологическим сознанием, и там, где оно проявляется, наблюдается «отступление современного мировоззрения от своих основополагающих ориентиров» [4, 9]. Подобный взгляд на миф характерен для таких ученых и мыслителей, как Р. Барт, Л. Альтхуссер, Д. Фрейзер, К. Леви-Стросс, Э. Тейлор, О. Конт, З. Фрейд, Л. Леви-Брюль, М.М. Бахтин, Т. Адорно и др.
Вторая, не такая многочисленная и менее влиятельная группа теорий, занимающая, несмотря на это, заметное место в науке и культуре, видит в мифе необходимую, неустранимую категорию сознания. Ее представители рассматривают «мифобоязнь» современной культуры как признак недостатков самой этой культуры, а не мифа и мифического сознания. К этой
группе можно отнести взгляды таких ученых и философов, как К. Юнг, М. Элиаде, Р. Жирар, А.Ф. Лосев, Д. Кемпбелл. Они настаивают на превосходстве традиционного мифического сознания над современным, или, как минимум на том, что оно сохраняется в современной культуре, либо на желательности и даже необходимости сохранять его в качестве дополнения и поправки к современному сознанию. Кроме того, стоит отметить исследования мифа и мифологического сознания в современной культуре, представленные В. Пивоевым, который интерпретирует мифологическое сознание как «способ аксиологической интерпретации мира (социально-природной среды), главная задача которой - положительное
самоопределение человека». [34, 102]
Изучением и анализом крымских мифов и легенд занимались в своих работах А.М Жердяева, Г.М. Темненко, А.М. Хазанов. Историю полуострова Крым и особенности формирования этносов и народов исследовали А.Г. Герцен, А.Р. Андреев, А.В. Суперанская, З.Г. Исаева, Х.М. Исхакова.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы
является мифологическое сознание в современной культуре.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает Крымская мифология.
Исходя из актуальности и степени изученности темы была определена цель работы - исследовать формирование мифологического сознания, проанализировав крымскую мифологию и сопоставив её с историческими факторами развития культуры данного региона.
Цель исследования обуславливает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть сущность мифа, проследив изменение представлений о мифе в истории культуры;
- раскрыть значение понятия «мифологическое сознание»;
- проанализировать существующие культурологические подходы к изучению мифологического сознания;
- рассмотреть мифологию как исторический тип мировоззрения;
- определить специфику формирования мифологического сознания Крыма в исторической ретроспективе;
- обозначить место мифа в современной культуре Крыма.
Методы исследования. Основным методом исследования выступает сравнительно-исторический анализ, позволяющий сравнить и сопоставить общее и особенное мифологической реальности с исторической, а также проанализировать влияние исторической динамики на формирование мифологического сознания.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы, сделанные в ходе данного исследования, можно использовать в целях налаживания культурных отношений с представителями крымских этносов, а также ознакомления со спецификой культуры данного региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении изложена актуальность выбранной темы, связанная с растущим интересом к культуре Крыма и особенностью формирования мифологического сознания в контексте данной культуры, а также трансляции его в популярных на сегодняшний день мифах. В первой главе раскрываются дефиниции понятий «миф» и «мифологическое сознание». Во второй главе рассматриваются и анализируются методы изучения мифа и мифологического сознания в контексте истории культуры. В третьей главе выявляется влияние исторических факторов на формирование мифологического сознания народов Крыма и их мифы. В заключении представлены выводы, сделанные в ходе исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было исследовано понятие и определения термина «миф». Существует несколько подходов к его трактовке. Однако, обобщая исследованную информацию, можно сказать, что миф - это первая форма духовного освоения мира человеком и составляющая особую систему взглядов, позволяющую постигать мир как некое организованное целое. Специфика мифа заключается в отождествлении субъективной и объективной реальности. Образы мифа субстанциальны и воспринимаются как реально существующие. Это говорит о таком уровне познания, на котором человек не разделяет психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.
Система восприятия мира и протекающих исторический событий, попытка человека осмыслить свое существование, объяснить устройство мира и его происхождение, а также определить свое место в этом мире называется мифологическим сознанием. Особенности, которыми обладает мифологическое сознание: целостность (не существует белых пятен при построении картины мира - все объясняемо), отсутствие деления на естественное и сверхъестественное.
Кроме того, в ходе исследования были проанализированы подходы к изучению мифологического сознания. Существует множество способов истолкования природы мифа и его роли в аспекте культуры: компаративный анализ на основе типологического сравнения мифа с другими формами культуры, лингвистическая теория на основе анализа метафорического строя, эволюционизм, в рамках которого мифология возводилась к анимизму и трактовалась как пережиток в современной культуре, ритуалистическая концепция - исследование мифа с точки зрения представленных в нем структур ритуальных, социологические исследования мифа как механизма воспроизведения культурной традиции и поддержания социального порядка, психоаналитическая традиция, которая видит в мифе выражение сферы индивидуального и коллективного, структуралистское исследование мифа как логического инструмента разрешения культурных противоречий, семиотическая концепция - миф как «вторичная семиологическая система», символическая парадигма изучает миф как автономную символическую форму культуры, интерпретация мифа как нуминозного опыта. Этими вопросами занимались многие антропологи, культурологи, историки, психологи, среди них К.Г. Юнг, Б. Малиновский, Ф. Шеллинг, Ж.Ф. Лафито, Э Тайлор, М. Мюллер, А.А. Потебня, Л. Леви-Брюль, З. Фрейд и другие. Во все эпохи мифологии уделялось большое внимание, разница была лишь в том, что миф воспринимался как особая реальность или же, принимались попытки демифологизации общества, однако мифологическое сознание существует до сегодняшнего дня и в современной культуре.
Восприятие мира человеком архаической эпохи приняло такую достаточно своеобразную и фантастическую форму об окружающей его действительности как мифотворчество по определенным причинам. В данном исследовании уделено особое внимание причинам, кроющимся в общих для того уровня культурно-исторической динамики особенностях мышления.
История Крыма - это сплетение многих культур, колыбель многих народов, территория, поражающая своей древностью и красотой. На протяжении многих веков в этом краю жили, занимались торговлей, воевали, заключали мир множество культур, разрушались города и строились заново, возникали и погибали цивилизации - все на этом полуострове пропитано историей. Воодушевляющая, богатая на события история породила специфическую, пронизанную мотивами разных культур, соприкоснувшихся в этом месте друг с другом, мифологию. Специфика культурно¬исторического развития Крыма послужила основой для столь разнообразной иллюстрации событий в мифах. В мифе «О происхождении Скифов» рассмотрено три различных варианта мифологического мышления, основанного на особенностях культуры сложивших их народов. Миф «О возвращении Скифов», его корни нашли в реальном историческом событии, а именно в походе Скифов на киммерийцев и дальнейших завоеваниях в передней Азии и Закавказье и принесшим много потерь возвращении. Миф «Понт Аксинский и Понт Эвксинский» повествует о походах греков на Крым (в то время Тавриду) и позволяет сделать выводы о быте и «крутом» нраве тавров, а также об особенностях отношений эллинов с аборигенами Тавриды.
Таким образом, с помощью анализа мифологии Крыма и динамики его исторического развития обозначены корни мифологического сознания в историко-культурным развитии полуострова.



1. Андреев, А.Р. История Крыма: Краткое описание прошлого Крымского полуострова [Текст] / А.Р. Андреев. - М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. - 96 с.
2. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
Происхождение мифа, метод и средства его изучения [Текст] / А.Н. Афанасьев. Славянская мифология. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 1520 с.
3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. [Текст] / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.
4. Боброва, С.П. Мифологическое сознание как система [Текст] / С.П. Боброва - Иваново, 2002 - 306 с.
5. Боброва, С.П. Системные аспекты исследования мифологического сознания. (Моноргафия) [Текст] / С.П. Боброва - Иваново, 2003 - С. 540.
6. Бодрийяр, Жан. Симулякры и симуляция. [Электронный ресурс]
Ййр://ехз1з1епс1а.11уе]оигпа1.сот/ (дата обращения 10.04.2016).
7. Буктеров, М. Диалектика мифа в учении А.Ф. Лосева. [Электронный ресурс] httр://1iteгnet.bg/рub1ish6/ mbukterov/dialektika.htm
8. Герцен, А.Г. От киммерийцев до крымчаков. Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII века [Текст] / А.Г. Герцен. - Симферополь, 2007, - 288 с.
9. Гурин, С.П. Маргинальная антропология [Текст] / С.П. Гурин - Саратов, 2000 - 325 с.
10. Жердева, А.М. Модели ремифологизации культурного сознания в координатах советской идеологии (на примере десяти послевоенных сборников легенд Крыма) [Текст] / А.М. Жердева // Научный альманах. Традиционная культура. - М., 2010. № 2 (38). - С. 110-127.
11. Жердева, А.М. О некоторых проблемах издания и изучения крымских легенд [Текст] / А.М. Жердева // Культура народов Причерноморья. 2005. - № 66. - С. 182-184.
12. Жердева, А.М. Принципы собирания и издания легенд Крыма [Текст] / А.М. Жердева // Культура народов Причерноморья 2012. - № 220. - С. 148-156.
13. Ионин, Л. Новая магическая эпоха [Текст] / Л. Ионин // Логос. 2005. - №1. - С. 23-40.
14. Исаева, З.Г. Этническая история Крыма [Текст] / А.В. Суперанская, З.Г. Исаева, Х.В. Исхакова. Топономия Крыма. - Ч. I. Москва, 1995 - 403 с.
15. Косарев, А.Ф. Философия мифа: Мифология и её эвристическая
значимость [Текст] / А.Ф. Косарев - М.: ПЭР СЭ; СПб.:
Университетская книга, 2000. - 303 с.
16. Крапивин, В.П. В глубине великого кристалла [Текст] / В.П. Крапивин - М.: ЭКСМО, 2009. - 1184 с.
17. Культурология. ХХ век. Энциклопедия [Текст] - СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. - 446 с.
18. Левашов, Н. Неоднородная вселенная. Сан-Франциско, 2002. - 347 с.
19. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление [Текст] / Л. Леви-Брюль - М.: Атеист, 1930 - 340 с.
20. Леви-Стросс, К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами
соседних народов. 2004. Библиотека РГИУ. [Электронный ресурс] ййр://’№№№Л-и.ги/Ь1Ь1ю/агсЫуе/1еу1_з1ште1пуа/ (дата обращения
18.04.2016).
21. Левинтон, Г.А. Инициация и мифы. Мифы народов мира [Текст] / Г.А. Левинтон - М., 1980. Т. 1.- 360 с.
22. Лосев, А.Ф. Самое само: Сочинения [Текст] / А.Ф. Лосев Серия: «Антология мысли». - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1024 с.
23. Лотман, Ю. М., Успенский, Б.А. Миф - имя - литература [Текст] / Труды по знаковым системам. - Тарту: Изд. ТГУ, 1973. Т. 6. - С. 282¬303.
24. Малиновский, Б. Магия, наука и религия [Текст] / Б. Малиновксий - М., 1998 - 364 с.
25. Мамардашвилли, М.К. Анализ сознания в работах Маркса [Текст] / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии, 1968’6. - С. 14-25.
26. Маркс, К. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) [Текст] / К. Маркс - Соч., т. 12. - 700 с.
27. Мединский, В.Р. О русской демократии, грязи и «тюрьме народов». Изд. 4-е, исправленное и дополненное. [Текст] / В.Р. Мединский - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. - 624 с.
28. Мединский, В.Р. Особенности национального пиара. РЯавдивая история Руси от Рюрика до Петра [Текст] / В.Р. Мединский - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. - 624 с.
29. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский - М., 1995 - 370 с.
30. Мелетинский, Е.М. Мифология. Большой энциклопедический словарь [Текст] /Гл. редактор Е.М. Мелетинский. - 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.
31. Мурзин, В.Ю.Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса» [Текст] /В.Ю.Мурзин - Киев, 1990 - 840 с.
32. Новейший философский словарь. Постмодернизм [Текст] / Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
33. Осадченко, Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа [Текст] / Ю.С. Осадченко, Л.В. Дмитриева - М., 1994 - 206 с.
34. Пивоев, В.М. Миф в системе культуры [Текст] / В.М. Пивоев - Петрозаводск, 1991 - 216 с.
35. Потебня, А.А. Философия языка и мифа [Текст] / А.А. Потебня - М., Правда, 1989 - 607 с.
36. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. - 656 с.
37. Пятигорский, А. Мифологические размышления. Лекции по
феноменологии мифа [Текст] / А. Пятигорский - М., 1996. - 396 с.
38. Ростовцева, Т.А. Философия общественного сознания: Опыт
феноменологического анализа: Учеб. Пособие [Текст] / Т.А. Ростовцева
- Крас ГУ. Красноярск, 1996. - 308 с.
39. Романенко, Ю.М. Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика
мыслеобразов [Текст] / Ю.М. Романенко // Метафизические
исследования. - Вып. 15. - СПб.:Алетея, 2000. - С. 69-76.
40. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
41. Темненко, Г.М. Крымские легенды и некоторые черты современного культурного сознания [Текст] / Г.М Темненко // Этнография Крыма XIX
- XX вв. и современные этнокультурные процессы. - М., 2002. - С. 120-126.
42. Токарев, С.А. Ранние формы религии [Текст] / С.А. Токарев - М.: Политиздат, 1990 - 236 с.
43. Токарев, С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия [Текст] / Гл. ред. С.А. Токарев - М.: 2008. - 1147 с.
44. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического [Текст] / В.Н. Топров - М., 1995 - 403 с.
45. Туровский, М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания [Текст] / М.Б. Туровский, С.В. Туровская // Философские науки. 1991, №10. - С.7-12.
46. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф.
Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов - М.: Сов.
Энциклопедия, 1983. - 840 с.
47. Фирсов, Л.В. Исары: Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма. [Текст] / Л.В. Фирсов. - Новосибирск: Наука, 1990. - 472 с
48. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь [Текст] / Д.Д. Фрезер - М.,1980 - 385 с.
49. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности [Текст] / О.М. Фрейденберг - М., 1978 - 375 с.
50. Фрейд, З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. [Текст] / Пер. с нем. М. В. Вульфа. М. - Пг.: ГИЗ, 1923 - 640 с.
51. Фурс, В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра.
[Электронный ресурс] httр://www.nir.ru/sj/sj/sj1-02furs.html (дата
обращения 17.04.2016).
52. Хазанов, А.М. Легенда о происхождении скифов [Текст] / Скифский мир. - Киев: Наукова думка, 1975. - С. 74-93
53. Хюбнер, К. Истина мифа. [Текст] /К. Хюбнер - М., 1996. - 448 с.
54. Хюбнер, К. Истина мифа. - М. 1996. [Электронный ресурс] /
Hyubner_Istina_mifa.248921.fb2 (дата обращения 17.04.2016).
55. Чанышев, А. Н. Начала философии. [Текст] / А.Н. Чанышев - М., 1982 - 500 с.
56. Шелер, М. Положение человека в космосе [Текст] / Избр. произв. - М.,1994; В сб. Проблема человека в западной философии: Переводы. - М.: Прогресс, 1988 - 400 с.
57. Эко Умберто Средние века уже начались. [Электронный ресурс] httр://anthrороlоgy.ru/ru/texts/eсо /midages.html (дата обращения 20.04.2016).
58. Эко Умберто Наука, технология и магия [Электронный ресурс] httр://www.ziр.оrg.ua/2007/09/magiс/ (дата обращения 4.05.2016).
59. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов [Текст] /К.Г. Юнг, ред. А.А. Юдина - Киев, 1996.- 200 с.
60. Юрганов, А.Л. Опыт исторической феноменологии [Текст] / А.Л. Юрганов // Вопросы истории. -2001, № 9. - С. 9-12.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ