Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования манипуляций в условиях политического конфликта.
1.1 Природа политического конфликта 7
1.2 Манипуляции в системе властных отношений 19
1.3 Феномен массового сознания в современном обществе 29
Глава 2. Специфика манипуляции в политическом конфликте.
2.1 Способы и технологии манипулятивного воздействия на массовое сознание ....44
2.2 Управление информацией и манипуляция в политическом процессе 62
2.3 Проблема противодействия манипулятивному воздействию в режиме
политиче ского конфликта 70
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Политический конфликт - явление, оказывающее влияние на все без исключения сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную. Борьба в данном случае ведется за власть, которая в свою очередь даст победившей стороне возможность формировать мнение общества. Таким образом, мы понимаем, что в политическом конфликте, в отличие от, например, бытового, используются инструменты массового воздействия, позволяющие внушить аудитории желаемое мнение, управлять ее вкусами и настроениями . Манипулирование массовым сознанием - такой инструмент. Манипуляции массовым сознанием - это типичный для социальной организации развитого индустриально-капиталистического типа способ реализации господства. Он основан на косвенном стимулировании определенного типа массового поведения путем создания в массовом сознании неадекватной действительности картины мира. В политическом конфликте каждый участник конфликта нуждается в поддержке и симпатиях общества. И манипулирование массовым сознанием позволяет не только завоевать симпатии, но и сформировать нужное мнение о том или ином событии. Это оружие массового поражения, позволяющее добиться власти без физических жертв и о суждения мирового сообщества. Манипулирование - это процесс формирования желаний и мнений, отличающихся от актуально существующих. Однако механизмы межличностного манипулирования отличаются от механизмов манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено спецификой самого массового сознания. Это специфиче ский вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание характеризуется совпадением в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных групп общества. Это новое качество, возникающее из совпадений отдельных фрагментов в психологии деструктурированных по каким-то причинам устойчивых групп.
Массовое сознание - это сознание рядовых гр аждан развитого индустриального общества. Оно формируется под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, что делает его уязвимым для разного рода манипуляционных воздействий.
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно обсуждалась в 20 веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологиче ским аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.
Так, социолог К. Маннгейм описывал проблему «социальной технологии», подразумевая под этим термином совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих средством социального контроля. Г. М. Маклюэн, получивший широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество, рассматривал вопросы, связанные с воздействием технических средств информационной связи на культуру, сознание людей. В свою очередь, Г. Шиллер изучал основные аспекты воздействия средств массовой информации на сознание, формирование общественного мнения, управление обществом.
К современным исследованиям отно сятся работы таких авторов, как Г. Маркузе, он анализирует характер подчинения человека информационным технологиям. С. Московичи, французский психолог, автор работ в области социальной психологии, описывает особенности процесса манипулирования сознанием применительно к толпе. Э. Ноэль-Нойман провел анализ того, как индивид соотносит свое мнение с мнением других людей. У. Липпманн проанализировал проблемы коммуникативно-информационного манипулирования с применением стереотипов.
К числу отече ственных автор ов, чьи труды по священы проблемам воздействия на индивидуальное и массовое сознание, относятся В. Л. Ачкасова, Анникова В.А. , И. М. Дзялошинский, Д. И. Дубровский, А. Красин, В. А. Лисичкин, М. К. Мамардашвили, Т. Н. Пищева, Л. А. Преснякова.
Исследованию проявлений манипулирования в сфере социальной жизни посвящены труды таких авторов, как Науменко Т.В, Р Ф. Абдеев, В. X. Беленький, Л. Е. Бляхер, Г. В. Грачев, С. Г. Кара-Мурза, В. В. Лапкин, Н. Лимнатис, В. А.
Медведев, А. В. Соколов, Е. П. Тавокин, М. А. Хевеши, а также Р Барт, Д. Берроуз, Ж. Бодрийяр, Л. Браун, И. Брокмейер, Р Коэн, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Б. Рассел, Э. Тоффлер, М. Хайдеггер, Р Харрс.
Психологию манипулирования рассматривали Т. И. Ахмедов, Е. Н. Волков, Е. Л. Доценко, М. Е. Жидко, В. П. Шейнов, а также О. Джон, Ф. Зимбардо, Р Нисбетт, Л. Росс, Р Чалдини, П. Экман.
Специфика массового сознания является предметом исследования таких авторов, как Мохов Е.В., Ольшанский Д.В., Рощин С., Лебон Г., Виноградова Л.В., Ашин Г. К., Грушин Б. А., Кириллов Н. П., Науменко Т. В., Судас Л. Г., Туманов С. В., Уледов А. К.
Объектом исследования данной научной работы является политический конфликт. Предметом - манипуляция массовым сознанием как инструмент воздействия в политическом конфликте.
Основной целью исследования является выявление и анализ сущностных характеристик манипулятивных технологий в условиях политического конфликта.
Для осуществления по ставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к объяснению феномена политического конфликта;
2. выявить специфику манипуляций в системе властных отношений;
3. раскрыть специфику массового сознания и выявить основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию;
4. рассмотреть основные технологии манипулятивного воздействия в политическом процессе;
5. рассмотреть роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание;
6. рассмотреть способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания.
Научная новизна работы характеризуется тем, что в ней проведен последовательный анализ специфики политического конфликта, методов манипулирования массовым сознанием, особенностей массового сознания, способствующих эффективности техник манипулирования и практических примеров из Мировой истории. На основании синтетического анализа поставлен вопрос о методах противодействия манипулированию массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Структура научной работы подчинена логике решения основной цели и задач данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Люди стремятся к власти, к богатству и другим благам. Эти потребности являются неотъемлемой частью социализированного индивида. В сфере политики действует конкуренция, ожесточенная глобальностью конечной цели - возможностью влиять на судьбы миллионов людей. И на пути к этой цели могут быть использованы самые разные средства, от оружия физического уничтожения до манипулирования массовым сознанием. Существует множество технологий, которые позволяют создать благоприятный (располагающий) образ политика в общественном сознании, сформировать нужное отношение к определенному событию и даже спровоцировать желаемое поведение. Цель деятельности любой политической партии, группы и отдельных лидеров — приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить (удержать). В таких случаях имеют место политические манипуляции.
В рамках по ставленных целей и определенных задач исследования был проведен конфликтологический анализ технологий манипулирования массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Таким образом, на основании анализа и в результате выполнения поставленных задач, можно сделать вывод о том, что политический конфликт - это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их
политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Так же отличительной особенностью политического конфликта является то, что его акторами являются живые и вполне конкретные люди, которым дано право выражать интересы широких слоев населения. Но само наличие человеческого фактора дает широкий простор для использования манипуляций в рамках политического конфликта.
Выявлена специфика манипуляций в системе властных отношений. Сделан общий обзор видов манипуляций, применяемых в режиме политического конфликта. В рамках данной работы нас интере совали только манипуляции, имеющие своей целью воздействие на целевую аудиторию, скрытые методы управления массовым сознанием. Манипулирование - скрытый метод формирования желаний и мнений, основанный на использовании человеческих слабостей, стереотипов, архетипов, ограниченности информации. Манипулирование позволяет прийти к власти вполне законными методами (мы не рассматривали манипулирование с бюллетенями или подтасовку голосов). В том случае, если манипулятору удалось сформировать нужное общественное мнение, он сможет получить власть легитимную, а значит прочную, основанную на мнении большинства. Выявили специфику массового сознания и основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию.
Во-первых, в его основе лежит подражание. Масса состоит из индивидов, желающих быть похожими друг на друга. В такой ситуации социальный пример или авторитет будут играть решающую роль при воздействии на массовое сознание. Любая «инаковость», несовпадение мнений, заранее исключается. Так же сильно снижается возможность критического мышления.
Во-вторых, характерная черта массового сознания как явления заключается в том, что «масса» очерчивает для себя определенный круг интересов и понятий и, полагая их достаточными, считает себя духовно завершенной . Все, лежащее за пределами этого круга интересов не представляет никакой ценности. Так же феномен массового сознания позволяет человеку обрести уверенность, ощутить поддержку. Следование социальным нормам и подражание авторитетам дают нам прочное ощущение принадлежности к обществу, определенному кругу людей, похожих на нас.
Психологический строй «массы» определяется ощущением полноты жизни, чувством собственного превосходства и стремлением реализовать свои желания, потребности и интересы. Как следствие, при невозможности реального удовлетворения этих потребностей, возникает фрустрация. Все выше перечисленное позволяет счит ать массовое сознание уязвимым для манипулятивного воздействия.
Рассмотрели конкретные методы и технологии манипулирования массовым сознанием, применяемые в политическом проце ссе. Все эти методы описаны в теории и с успехом применяются на практике. В этом мы убедились, рассмотрев технологии манипулирования на примерах из Мировой истории. Большинство этих методов воздействуют на «бытовое» сознание. Грамши называет его «повседневные, маленькие мысли среднего человека» . Другими словами, манипулятивные технологии, описанные в данной работе, позволяют формировать мнение у людей, лишь создавая обстановку, нужный контекст. Необходимая манипулятору реакция не навязывается людям, не предлагается в качестве готового решения. Но такие способы, как «мнение экспертов» или «свидетельства очевидцев» подводят человека к нужной точке зрения.
Рассмотрели роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание. Как правило, человек привыкает к определенному источнику информации и доверяет ему. Закрепление доверия и привыкания к обращению к одному и тому же источнику информации не будет до статочно эффективным, если оно не будет опираться на эксплуатацию базовых потребностей человека. К одной из таких потребностей, по мнению ученых, следует относить коммуникативную потребность человека. Актуализация этой потребности связывается специалистами с использованием в СМИ техники оперативного информирования. В современном мире зависимость человека от информации (если только он не изолирован от общества) чрезвычайно велика. Осведомленность, базирующаяся на оперативности в получении значимой для человека информации, дает преимущество в предпринимательстве, политике, науке и других областях человеческой деятельности. Однако подобное доверие может быть использовано с целью манипулятивного воздействия в режиме политического конфликта. Мы подробно рассмотрели методы манипулирования информацией, применяемые СМИ.
Рассмотрели способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания. Многие из них описаны в литературе, однако на основании анализа этих способов в купе с анализом манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание, был сделан вывод о невозможности противодействия. Манипулирование массовым сознанием - это логически обоснованные технологии воздействия. Они эксплуатируют базовые потребности социализированного индивида, его эмоции, привычки и стереотипы. И использовать эти технологии можно как во благо, так и во вред. Все зависит от намерений субъекта политического конфликта. Технологии лишь позволяют ему с большим успехом донести до масс свою точку зрения. Но никак не влияют на содержание и намерения.
Мы рассмотрели способы и методы манипулирования массовым сознанием, проанализировали механизмы и технологии воздействия. Манипулирование может проводиться путем индивидуальных выступлений или рекламы, пропаганды и кинематографа. Важную роль в манипулировании массовым сознанием играют СМИ, так как именно распро странение информации делает ее свершившимся фактом, а не наоборот. То, о чем говорят и что обсуждают, формирует общественное мнение, а способ подачи влияет на массовое сознание. Так же очевидно, что массовое сознание само по себе подразумевает внушаемость и управляемость, но не дает почти никаких инструментов противодействия манипулированию . Противодействовать возможно на индивидуальном уровне, но не на уровне массового сознания. А потому проблема противодействия не может быть разрешена в условиях политического конфликта. Массовое сознание нуждается в информации, нуждается в источниках, которым доверяет, нуждается в лидере. И до тех пор, пока политические лидеры будут использовать техники манипулирования, массовое сознание будет на них откликаться.
Технические достижения двадцатого века предоставили качественно новые возможности средствам массовой информации, превращающиеся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии. Средства массовой информации в данном случае уже не ограничиваются функцией информирования населения, но исполняют функцию формирования общественного мнения и поведения. Для этих целей выработаны и описаны механизмы и технологии, методы и способы, научные теории и существует масса практических примеров применения.
Автор научной работы отдает себе отчет в том, что затронутая проблема нуждается в дальнейших исследованиях, прежде всего в направлении, связанном с разработкой рекомендаций о противодействии. Возможно, о формировании традиций, касающихся психологической защиты населения от угроз, связанных с практикой информационно-психологического воздействия манипулятивного характера. Подобная задача актуальна не только для России, но для других стран. Об этом свидетельствует внимание к рассматриваемым проблемам ряда зарубежных исследователей. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в режиме политического конфликта позволяет достигнуть власти легитимными методами. Но какой будет эта власть и к чему приведет - будут судить историки. Технологии манипулятивного воздействия - лишь метод, оружие. Использовать его можно с разными целями и в различных ситуациях. И так же, как с оружием, противостоять которому возможно лишь при помощи равноценного оружия, противодействие так же должно происходить на уровне массового, а не индивидуального сознания.
1. Абдеев Р Ф. Механизм управления, его генезис и системоорганизующая роль // Философские науки. - 1990. -№4. - С. 105-113.
2. Абдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.
3. Адорно Т. Проблемы философии морали. / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Республика, 2000. 239 с.
4. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. Под общ. ред. д-ра филос. В. П. Култыгина. М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.
5. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.
6. Амелин В. Н. Социология политики. М.: МГУ, 1992. 267 с.
7. Андреева ГМ. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 384 с.
8. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2007. - № 4. - С. 56-63.
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М.: ВУ, 1996. 300с.
10. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
11. Аронсон Э., Пратканис Э. Р Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — (Проект «Психологическая энциклопедия»).
12. Афанасьев В. Г. Социальная информация. Социальная информация и
управление обществом. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013г. 408c.
13. Ашин Г. К. Доктрина «массового общества» М.: Политиздат, 1971. 192с.
14. Ашин Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин А. М. Основы политической элитологии. М.: «Издательство ПРИОР», 1999. 304 с.
15. Ашин Г. К. «Массы» теории. // Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. 182с.
16. Бауман 3. Индивидуализированное общество. / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
17. Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческих взаимоотношений; Игры, в которые играют люди: психология человеческой судьбы. М., 2000. 398 с.
18. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
19. Бледный С. Н. Истоки российского «макиавеллизма»: управление политическими процессами в общественной мысли России во второй половине Х1Х-начале XX века. М., Экслибрис-Пресс, 2003. 319 с.
20. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 224 с.
21. Бутенко А.П. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. пособие - М.: Академический Проект, 2005. - 411 с.
22. Валянский С. И. Язык мой враг мой: Причины и механизмы создания «стандартного» человека. М., 2007. 72 с.
23. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - №73.
24. Вятр Е. Социология политических отношений. /Пер. с польского под ред. и с предисл. Ф. М. Бурлацкого. М.: Прогресс, 1979. 463 с.
25. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н.. Управление персоналом: анализ
и диагностика персонал-менеджмента. Учебник. СПб.: ООО
«Андреевский издательский дом», 2007. 25 с.
26. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997. 152 с.
27. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 280 с.
28. Гозман Л.Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 450с.
29. Грамши, А. Тюремные тетради в 3 частях / А. Грамши. Ч. 1. / Пер. с итал. M.: Политздат, 1991. 560 с.
30. Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм,
2002. 288 с.
31. Грецкий М. Н. Антонио Грамши политик и философ. М.: Наука, 1991. 159 с.
32. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Издательство политической литературы 1967. 400 с.
33. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 367 с.
34. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, 2009. 234 с.
35. Демидов А.И. Федосеев A.A. Основы политологии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1995. 400с.
36. Дейян А. Реклама. / Пер. с фр. М. : Сирин, 2002 . 144 с.
37. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 304 с.
38. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо совместно с Юрайт, 2000. 344 с.
39. Дубицкая В. П. Телевидение: мифотехнологии в электронных СМИ. М.
1998. 142 с.
40. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. / Пер. с фр. изд. подгот. А. Б. Гофман; примеч. В. В. Сапова. М.: Наука, 1991. 572 с.
41. Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им: спец. курс по политической психологии. СПб.: Питер, 2007. 112 с.
42. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. М.: Художественный журнал,
1999. 236 с.
43. Замышляев В. И. Массовые коммуникации: внушение и манипуляции // Личность, творчество и современность. - Красноярск, 2006. -№9.- С. 180-192.
44.Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика. М.: МедиаМир, 2013. 296 с.
45.Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт. (Политологический анализ). Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. 254 с.
46.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях продолжения кризиса. Учебное пособие для студентов вузов М.: Аспект Пресс, 1995. 390 с.
47.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: ключевые вопросы. // Обновление России: трудный поиск решений М., 1992.- Вып.1 - 300 с.
48. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб: СКИФИЯ, 2008. 280 с.
49.Зелинский С. А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. СПб: СКИФИЯ, 2008. 240 с.
50. Зелинский С. А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. СПб: СКИФИЯ, 2009. 528 с.
51.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480с
52.Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М.: М. и С. Сабашниковых, 1909. 223 с.
53.Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 202 с.
54. Зорин И. И. Игры, в которые играют менеджеры. Мастерство манипуляций. М.: Вершина. 2007. 204 с.
55. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник М.: Юристъ,
2002. 511 с.
56. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.
57. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 544с.
58. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М.: Академический Проект, 2007. - 384 с.
59. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2007. - 864 с.
60. Кириллов Н. П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: Вопросы теории и методологии: В 2 кн. Кн.2. Томск, 1995. 280с.
61. Колин Ю.В. Информационная война: перспективы и стратегии. //Научная мысль Кавказа. - №1 - 2003. 15-26с.
62. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. - №3. - 1998.
63. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995. 541 с.
64. Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия: философский и социально-политический анализ. М: Экономическая демократия, 2000. 216 с.
65. Любивый Я. В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. 141 с.
66. Макаревич Э. Карпухин О. Игры интеллигентов или социальный контроль масс. М: Эксмо, 2003. 480 с.
67. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. СПб: Владимир Даль, 2000. 542 с.
68. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
69. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. Питера Л. Бергера и Сэмюэля П. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. 382 с.
70. Моль А. Социодинамика культуры. / Пер. с фр. и предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2008. 416 с.
71. Мохов Е.В. Загадки массового сознания //Открытия и гипотезы. - № 12. -
2003. С. 14-15.
72. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - №6. - 2003. - С.63-70.
73. Науменко Т. В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ! Серия 18: Социология и политология. - №1. -
2003.
74.Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2002. 368 с.
75. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М.: Издательство института психиатрии, 2000. 208 с.
76. Парсонс Т. О структуре социального действия. —2.ое изд. М.: Академический проект, 2002. 880 с.
77. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.
78. Парсонс Т. О социальных системах М.: Академический проект, 2002. 832 с.
79. Первушина В. Н. Метафизика власти (методологические истоки и подходы). М.: «Компания Спутник +», 2006. 167 с.
80. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. 592 с.
81. Первушина В. Н. Смородина Е. П. Правосознание и его социокультурные парадигмы. Воронеж: ВВАИУ, 2010. 233 с.
82. Пономарев Н. Ф. Политические коммуникации и манипуляции: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007. 126 с.
83. Психология массовой коммуникации: учебник / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Гардарики, 2008. 254 с.
84. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. 843 с.
85. Рощин С. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. - Т.11. - 1990. - №5. - С. 3-9.
86. Сельченок С. В. (сост.). Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. М.: «Издательство „АСТ”», 2002. 624 с.
87. Стацевич Е. Манипуляции в деловых переговорах: практика противодействия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 137 с.
88. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов - 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736 с.
89. Тард Г. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии. Пер. Е. А. Предтеченский. СПб: Издательство А. Большакова и Д. Голова, 1993. 178 с.
90. Тейлор Ш. Сире Д. Социальная психология -10-е изд. СПб: Питер, 2004. 764с.
91. Туманов С. В. Гаспаришвили А. Т. Опросы общественного мнения в России: Исследование или манипуляция массовым сознанием? (Public Opinion Polls in Russia: A Study or the Manipulation of Mass Consciousness?) // Sociale Wetenschappen, Нидерланды, 2000. - № 2 - с. 20-30
92. Уледов А. К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. 330 с.
93. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. / Пер. с англ. М.: Хранитель; ACT, 2007. 222 с.
94. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М.: Азбука- Аттикус, 2013. 192с.
95. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб: Наука, 2000. 379с.
96. Хабермас Ю. Расколотый Запад. / Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2008. 186 с.
97. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2003. 250с.
98. Цветное А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М.: Палея, 1995. 132 С.
99.Чалдини Р Психология влияния. 4-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2001. 567с.
100. Чумиков А.Н. Социально-политический конфликт. Москва, 1993. 210 с.
101. Шевченко А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь: «Пресса», 1999. 120 с.
102. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный»: технология скрытого управления людьми. Минск: Харвест, 2007. 671с.
103. Шейнов В. П. Психологическое влияние. 2-е изд. Минск: Харвест, 2007. 800 с.
104. Шейнов В. П. Психология манипулирования. Минск: Харвест, 2009. 464с.
105. Шерковин Ю. Я. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 176с.
106. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ. Я. Засурского. М.: Мысль, 1980. 326 с.
107.Эйджи Ф. За кулисами ЦРУ. Дневник сотрудника американской разведки. / Пер.с англ. Л.Кашина. М.: Воениздат 1979г. 219с.
108.Schank, Roger. The Connoisseur's Guide to the Mind: How we think, How we learn and What it means be Intelligent. New York, 1991.
109. Toffler Al. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21¬st Centure. New York; London, 1990. P. 265.
110. Вахштайн В. Насколько теория «Окна Овертона» научна и действительно ли можно, двигая «окно», влиять на общественное мнение? URL:thequestion.ru (дата обращения 03.03.17)
111. Информационное агентство ТАСС URL:http://tass.ru (дата обращения 03.02.17)
112. Информационное агентство BBC News URL:http://www.bbc.com/ (дата обращения 02.02.17)
113. Комсомольская правда от 23.08.2011 URL:http://www.spb.kp.ru/daily/ 25740/2729136 (дата обращения 05.02.17)
114. Мамардашвили М.К. Превращенные формы. (О необходимости иррациональных выражений). М., 1990. URL:http://filosof.historic.ru/books/ item/f00/s01/z0001103/st023.shtml (дата обращения 15.02.17)
115.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. / Перевод А. М. Гелескула, 1991г. URL:http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html (дата обращения 01.05.17)
116. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды (Как нас
обрабатывают СМИ, политики и реклама) URL:http://psyfactor.org/
propaganda.htm (дата обращения 03.02.17)
117. Хевеши М. А. Толпа, массы, политика. 1-7с. URL:http://society.polbu.ru/ heveshi_politics/ch15_all.html (дата обращения 23.03. 2017)
118. Mackinac Center: Advancing Liberty and Opportunity URL: http:// www.mackinac.org/OvertonWindow (дата обращения 05.03.17)