ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования манипуляций в условиях политического конфликта.
1.1 Природа политического конфликта 7
1.2 Манипуляции в системе властных отношений 19
1.3 Феномен массового сознания в современном обществе 29
Глава 2. Специфика манипуляции в политическом конфликте.
2.1 Способы и технологии манипулятивного воздействия на массовое сознание ....44
2.2 Управление информацией и манипуляция в политическом процессе 62
2.3 Проблема противодействия манипулятивному воздействию в режиме
политиче ского конфликта 70
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования манипуляций в условиях политического конфликта.
1.1 Природа политического конфликта 7
1.2 Манипуляции в системе властных отношений 19
1.3 Феномен массового сознания в современном обществе 29
Глава 2. Специфика манипуляции в политическом конфликте.
2.1 Способы и технологии манипулятивного воздействия на массовое сознание ....44
2.2 Управление информацией и манипуляция в политическом процессе 62
2.3 Проблема противодействия манипулятивному воздействию в режиме
политиче ского конфликта 70
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Политический конфликт - явление, оказывающее влияние на все без исключения сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную. Борьба в данном случае ведется за власть, которая в свою очередь даст победившей стороне возможность формировать мнение общества. Таким образом, мы понимаем, что в политическом конфликте, в отличие от, например, бытового, используются инструменты массового воздействия, позволяющие внушить аудитории желаемое мнение, управлять ее вкусами и настроениями . Манипулирование массовым сознанием - такой инструмент. Манипуляции массовым сознанием - это типичный для социальной организации развитого индустриально-капиталистического типа способ реализации господства. Он основан на косвенном стимулировании определенного типа массового поведения путем создания в массовом сознании неадекватной действительности картины мира. В политическом конфликте каждый участник конфликта нуждается в поддержке и симпатиях общества. И манипулирование массовым сознанием позволяет не только завоевать симпатии, но и сформировать нужное мнение о том или ином событии. Это оружие массового поражения, позволяющее добиться власти без физических жертв и о суждения мирового сообщества. Манипулирование - это процесс формирования желаний и мнений, отличающихся от актуально существующих. Однако механизмы межличностного манипулирования отличаются от механизмов манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено спецификой самого массового сознания. Это специфиче ский вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание характеризуется совпадением в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных групп общества. Это новое качество, возникающее из совпадений отдельных фрагментов в психологии деструктурированных по каким-то причинам устойчивых групп.
Массовое сознание - это сознание рядовых гр аждан развитого индустриального общества. Оно формируется под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, что делает его уязвимым для разного рода манипуляционных воздействий.
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно обсуждалась в 20 веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологиче ским аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.
Так, социолог К. Маннгейм описывал проблему «социальной технологии», подразумевая под этим термином совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих средством социального контроля. Г. М. Маклюэн, получивший широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество, рассматривал вопросы, связанные с воздействием технических средств информационной связи на культуру, сознание людей. В свою очередь, Г. Шиллер изучал основные аспекты воздействия средств массовой информации на сознание, формирование общественного мнения, управление обществом.
К современным исследованиям отно сятся работы таких авторов, как Г. Маркузе, он анализирует характер подчинения человека информационным технологиям. С. Московичи, французский психолог, автор работ в области социальной психологии, описывает особенности процесса манипулирования сознанием применительно к толпе. Э. Ноэль-Нойман провел анализ того, как индивид соотносит свое мнение с мнением других людей. У. Липпманн проанализировал проблемы коммуникативно-информационного манипулирования с применением стереотипов.
К числу отече ственных автор ов, чьи труды по священы проблемам воздействия на индивидуальное и массовое сознание, относятся В. Л. Ачкасова, Анникова В.А. , И. М. Дзялошинский, Д. И. Дубровский, А. Красин, В. А. Лисичкин, М. К. Мамардашвили, Т. Н. Пищева, Л. А. Преснякова.
Исследованию проявлений манипулирования в сфере социальной жизни посвящены труды таких авторов, как Науменко Т.В, Р Ф. Абдеев, В. X. Беленький, Л. Е. Бляхер, Г. В. Грачев, С. Г. Кара-Мурза, В. В. Лапкин, Н. Лимнатис, В. А.
Медведев, А. В. Соколов, Е. П. Тавокин, М. А. Хевеши, а также Р Барт, Д. Берроуз, Ж. Бодрийяр, Л. Браун, И. Брокмейер, Р Коэн, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Б. Рассел, Э. Тоффлер, М. Хайдеггер, Р Харрс.
Психологию манипулирования рассматривали Т. И. Ахмедов, Е. Н. Волков, Е. Л. Доценко, М. Е. Жидко, В. П. Шейнов, а также О. Джон, Ф. Зимбардо, Р Нисбетт, Л. Росс, Р Чалдини, П. Экман.
Специфика массового сознания является предметом исследования таких авторов, как Мохов Е.В., Ольшанский Д.В., Рощин С., Лебон Г., Виноградова Л.В., Ашин Г. К., Грушин Б. А., Кириллов Н. П., Науменко Т. В., Судас Л. Г., Туманов С. В., Уледов А. К.
Объектом исследования данной научной работы является политический конфликт. Предметом - манипуляция массовым сознанием как инструмент воздействия в политическом конфликте.
Основной целью исследования является выявление и анализ сущностных характеристик манипулятивных технологий в условиях политического конфликта.
Для осуществления по ставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к объяснению феномена политического конфликта;
2. выявить специфику манипуляций в системе властных отношений;
3. раскрыть специфику массового сознания и выявить основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию;
4. рассмотреть основные технологии манипулятивного воздействия в политическом процессе;
5. рассмотреть роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание;
6. рассмотреть способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания.
Научная новизна работы характеризуется тем, что в ней проведен последовательный анализ специфики политического конфликта, методов манипулирования массовым сознанием, особенностей массового сознания, способствующих эффективности техник манипулирования и практических примеров из Мировой истории. На основании синтетического анализа поставлен вопрос о методах противодействия манипулированию массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Структура научной работы подчинена логике решения основной цели и задач данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Массовое сознание - это сознание рядовых гр аждан развитого индустриального общества. Оно формируется под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, что делает его уязвимым для разного рода манипуляционных воздействий.
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно обсуждалась в 20 веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологиче ским аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.
Так, социолог К. Маннгейм описывал проблему «социальной технологии», подразумевая под этим термином совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих средством социального контроля. Г. М. Маклюэн, получивший широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество, рассматривал вопросы, связанные с воздействием технических средств информационной связи на культуру, сознание людей. В свою очередь, Г. Шиллер изучал основные аспекты воздействия средств массовой информации на сознание, формирование общественного мнения, управление обществом.
К современным исследованиям отно сятся работы таких авторов, как Г. Маркузе, он анализирует характер подчинения человека информационным технологиям. С. Московичи, французский психолог, автор работ в области социальной психологии, описывает особенности процесса манипулирования сознанием применительно к толпе. Э. Ноэль-Нойман провел анализ того, как индивид соотносит свое мнение с мнением других людей. У. Липпманн проанализировал проблемы коммуникативно-информационного манипулирования с применением стереотипов.
К числу отече ственных автор ов, чьи труды по священы проблемам воздействия на индивидуальное и массовое сознание, относятся В. Л. Ачкасова, Анникова В.А. , И. М. Дзялошинский, Д. И. Дубровский, А. Красин, В. А. Лисичкин, М. К. Мамардашвили, Т. Н. Пищева, Л. А. Преснякова.
Исследованию проявлений манипулирования в сфере социальной жизни посвящены труды таких авторов, как Науменко Т.В, Р Ф. Абдеев, В. X. Беленький, Л. Е. Бляхер, Г. В. Грачев, С. Г. Кара-Мурза, В. В. Лапкин, Н. Лимнатис, В. А.
Медведев, А. В. Соколов, Е. П. Тавокин, М. А. Хевеши, а также Р Барт, Д. Берроуз, Ж. Бодрийяр, Л. Браун, И. Брокмейер, Р Коэн, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Б. Рассел, Э. Тоффлер, М. Хайдеггер, Р Харрс.
Психологию манипулирования рассматривали Т. И. Ахмедов, Е. Н. Волков, Е. Л. Доценко, М. Е. Жидко, В. П. Шейнов, а также О. Джон, Ф. Зимбардо, Р Нисбетт, Л. Росс, Р Чалдини, П. Экман.
Специфика массового сознания является предметом исследования таких авторов, как Мохов Е.В., Ольшанский Д.В., Рощин С., Лебон Г., Виноградова Л.В., Ашин Г. К., Грушин Б. А., Кириллов Н. П., Науменко Т. В., Судас Л. Г., Туманов С. В., Уледов А. К.
Объектом исследования данной научной работы является политический конфликт. Предметом - манипуляция массовым сознанием как инструмент воздействия в политическом конфликте.
Основной целью исследования является выявление и анализ сущностных характеристик манипулятивных технологий в условиях политического конфликта.
Для осуществления по ставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к объяснению феномена политического конфликта;
2. выявить специфику манипуляций в системе властных отношений;
3. раскрыть специфику массового сознания и выявить основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию;
4. рассмотреть основные технологии манипулятивного воздействия в политическом процессе;
5. рассмотреть роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание;
6. рассмотреть способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания.
Научная новизна работы характеризуется тем, что в ней проведен последовательный анализ специфики политического конфликта, методов манипулирования массовым сознанием, особенностей массового сознания, способствующих эффективности техник манипулирования и практических примеров из Мировой истории. На основании синтетического анализа поставлен вопрос о методах противодействия манипулированию массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Структура научной работы подчинена логике решения основной цели и задач данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Люди стремятся к власти, к богатству и другим благам. Эти потребности являются неотъемлемой частью социализированного индивида. В сфере политики действует конкуренция, ожесточенная глобальностью конечной цели - возможностью влиять на судьбы миллионов людей. И на пути к этой цели могут быть использованы самые разные средства, от оружия физического уничтожения до манипулирования массовым сознанием. Существует множество технологий, которые позволяют создать благоприятный (располагающий) образ политика в общественном сознании, сформировать нужное отношение к определенному событию и даже спровоцировать желаемое поведение. Цель деятельности любой политической партии, группы и отдельных лидеров — приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить (удержать). В таких случаях имеют место политические манипуляции.
В рамках по ставленных целей и определенных задач исследования был проведен конфликтологический анализ технологий манипулирования массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Таким образом, на основании анализа и в результате выполнения поставленных задач, можно сделать вывод о том, что политический конфликт - это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их
политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Так же отличительной особенностью политического конфликта является то, что его акторами являются живые и вполне конкретные люди, которым дано право выражать интересы широких слоев населения. Но само наличие человеческого фактора дает широкий простор для использования манипуляций в рамках политического конфликта.
Выявлена специфика манипуляций в системе властных отношений. Сделан общий обзор видов манипуляций, применяемых в режиме политического конфликта. В рамках данной работы нас интере совали только манипуляции, имеющие своей целью воздействие на целевую аудиторию, скрытые методы управления массовым сознанием. Манипулирование - скрытый метод формирования желаний и мнений, основанный на использовании человеческих слабостей, стереотипов, архетипов, ограниченности информации. Манипулирование позволяет прийти к власти вполне законными методами (мы не рассматривали манипулирование с бюллетенями или подтасовку голосов). В том случае, если манипулятору удалось сформировать нужное общественное мнение, он сможет получить власть легитимную, а значит прочную, основанную на мнении большинства. Выявили специфику массового сознания и основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию.
Во-первых, в его основе лежит подражание. Масса состоит из индивидов, желающих быть похожими друг на друга. В такой ситуации социальный пример или авторитет будут играть решающую роль при воздействии на массовое сознание. Любая «инаковость», несовпадение мнений, заранее исключается. Так же сильно снижается возможность критического мышления.
Во-вторых, характерная черта массового сознания как явления заключается в том, что «масса» очерчивает для себя определенный круг интересов и понятий и, полагая их достаточными, считает себя духовно завершенной . Все, лежащее за пределами этого круга интересов не представляет никакой ценности. Так же феномен массового сознания позволяет человеку обрести уверенность, ощутить поддержку. Следование социальным нормам и подражание авторитетам дают нам прочное ощущение принадлежности к обществу, определенному кругу людей, похожих на нас.
Психологический строй «массы» определяется ощущением полноты жизни, чувством собственного превосходства и стремлением реализовать свои желания, потребности и интересы. Как следствие, при невозможности реального удовлетворения этих потребностей, возникает фрустрация. Все выше перечисленное позволяет счит ать массовое сознание уязвимым для манипулятивного воздействия.
Рассмотрели конкретные методы и технологии манипулирования массовым сознанием, применяемые в политическом проце ссе. Все эти методы описаны в теории и с успехом применяются на практике. В этом мы убедились, рассмотрев технологии манипулирования на примерах из Мировой истории. Большинство этих методов воздействуют на «бытовое» сознание. Грамши называет его «повседневные, маленькие мысли среднего человека» . Другими словами, манипулятивные технологии, описанные в данной работе, позволяют формировать мнение у людей, лишь создавая обстановку, нужный контекст. Необходимая манипулятору реакция не навязывается людям, не предлагается в качестве готового решения. Но такие способы, как «мнение экспертов» или «свидетельства очевидцев» подводят человека к нужной точке зрения.
Рассмотрели роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание. Как правило, человек привыкает к определенному источнику информации и доверяет ему. Закрепление доверия и привыкания к обращению к одному и тому же источнику информации не будет до статочно эффективным, если оно не будет опираться на эксплуатацию базовых потребностей человека. К одной из таких потребностей, по мнению ученых, следует относить коммуникативную потребность человека. Актуализация этой потребности связывается специалистами с использованием в СМИ техники оперативного информирования. В современном мире зависимость человека от информации (если только он не изолирован от общества) чрезвычайно велика. Осведомленность, базирующаяся на оперативности в получении значимой для человека информации, дает преимущество в предпринимательстве, политике, науке и других областях человеческой деятельности. Однако подобное доверие может быть использовано с целью манипулятивного воздействия в режиме политического конфликта. Мы подробно рассмотрели методы манипулирования информацией, применяемые СМИ.
Рассмотрели способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания. Многие из них описаны в литературе, однако на основании анализа этих способов в купе с анализом манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание, был сделан вывод о невозможности противодействия. Манипулирование массовым сознанием - это логически обоснованные технологии воздействия. Они эксплуатируют базовые потребности социализированного индивида, его эмоции, привычки и стереотипы. И использовать эти технологии можно как во благо, так и во вред. Все зависит от намерений субъекта политического конфликта. Технологии лишь позволяют ему с большим успехом донести до масс свою точку зрения. Но никак не влияют на содержание и намерения.
Мы рассмотрели способы и методы манипулирования массовым сознанием, проанализировали механизмы и технологии воздействия. Манипулирование может проводиться путем индивидуальных выступлений или рекламы, пропаганды и кинематографа. Важную роль в манипулировании массовым сознанием играют СМИ, так как именно распро странение информации делает ее свершившимся фактом, а не наоборот. То, о чем говорят и что обсуждают, формирует общественное мнение, а способ подачи влияет на массовое сознание. Так же очевидно, что массовое сознание само по себе подразумевает внушаемость и управляемость, но не дает почти никаких инструментов противодействия манипулированию . Противодействовать возможно на индивидуальном уровне, но не на уровне массового сознания. А потому проблема противодействия не может быть разрешена в условиях политического конфликта. Массовое сознание нуждается в информации, нуждается в источниках, которым доверяет, нуждается в лидере. И до тех пор, пока политические лидеры будут использовать техники манипулирования, массовое сознание будет на них откликаться.
Технические достижения двадцатого века предоставили качественно новые возможности средствам массовой информации, превращающиеся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии. Средства массовой информации в данном случае уже не ограничиваются функцией информирования населения, но исполняют функцию формирования общественного мнения и поведения. Для этих целей выработаны и описаны механизмы и технологии, методы и способы, научные теории и существует масса практических примеров применения.
Автор научной работы отдает себе отчет в том, что затронутая проблема нуждается в дальнейших исследованиях, прежде всего в направлении, связанном с разработкой рекомендаций о противодействии. Возможно, о формировании традиций, касающихся психологической защиты населения от угроз, связанных с практикой информационно-психологического воздействия манипулятивного характера. Подобная задача актуальна не только для России, но для других стран. Об этом свидетельствует внимание к рассматриваемым проблемам ряда зарубежных исследователей. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в режиме политического конфликта позволяет достигнуть власти легитимными методами. Но какой будет эта власть и к чему приведет - будут судить историки. Технологии манипулятивного воздействия - лишь метод, оружие. Использовать его можно с разными целями и в различных ситуациях. И так же, как с оружием, противостоять которому возможно лишь при помощи равноценного оружия, противодействие так же должно происходить на уровне массового, а не индивидуального сознания.
В рамках по ставленных целей и определенных задач исследования был проведен конфликтологический анализ технологий манипулирования массовым сознанием в режиме политического конфликта.
Таким образом, на основании анализа и в результате выполнения поставленных задач, можно сделать вывод о том, что политический конфликт - это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их
политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Так же отличительной особенностью политического конфликта является то, что его акторами являются живые и вполне конкретные люди, которым дано право выражать интересы широких слоев населения. Но само наличие человеческого фактора дает широкий простор для использования манипуляций в рамках политического конфликта.
Выявлена специфика манипуляций в системе властных отношений. Сделан общий обзор видов манипуляций, применяемых в режиме политического конфликта. В рамках данной работы нас интере совали только манипуляции, имеющие своей целью воздействие на целевую аудиторию, скрытые методы управления массовым сознанием. Манипулирование - скрытый метод формирования желаний и мнений, основанный на использовании человеческих слабостей, стереотипов, архетипов, ограниченности информации. Манипулирование позволяет прийти к власти вполне законными методами (мы не рассматривали манипулирование с бюллетенями или подтасовку голосов). В том случае, если манипулятору удалось сформировать нужное общественное мнение, он сможет получить власть легитимную, а значит прочную, основанную на мнении большинства. Выявили специфику массового сознания и основные компоненты массового сознания, подвергающиеся манипулятивному воздействию.
Во-первых, в его основе лежит подражание. Масса состоит из индивидов, желающих быть похожими друг на друга. В такой ситуации социальный пример или авторитет будут играть решающую роль при воздействии на массовое сознание. Любая «инаковость», несовпадение мнений, заранее исключается. Так же сильно снижается возможность критического мышления.
Во-вторых, характерная черта массового сознания как явления заключается в том, что «масса» очерчивает для себя определенный круг интересов и понятий и, полагая их достаточными, считает себя духовно завершенной . Все, лежащее за пределами этого круга интересов не представляет никакой ценности. Так же феномен массового сознания позволяет человеку обрести уверенность, ощутить поддержку. Следование социальным нормам и подражание авторитетам дают нам прочное ощущение принадлежности к обществу, определенному кругу людей, похожих на нас.
Психологический строй «массы» определяется ощущением полноты жизни, чувством собственного превосходства и стремлением реализовать свои желания, потребности и интересы. Как следствие, при невозможности реального удовлетворения этих потребностей, возникает фрустрация. Все выше перечисленное позволяет счит ать массовое сознание уязвимым для манипулятивного воздействия.
Рассмотрели конкретные методы и технологии манипулирования массовым сознанием, применяемые в политическом проце ссе. Все эти методы описаны в теории и с успехом применяются на практике. В этом мы убедились, рассмотрев технологии манипулирования на примерах из Мировой истории. Большинство этих методов воздействуют на «бытовое» сознание. Грамши называет его «повседневные, маленькие мысли среднего человека» . Другими словами, манипулятивные технологии, описанные в данной работе, позволяют формировать мнение у людей, лишь создавая обстановку, нужный контекст. Необходимая манипулятору реакция не навязывается людям, не предлагается в качестве готового решения. Но такие способы, как «мнение экспертов» или «свидетельства очевидцев» подводят человека к нужной точке зрения.
Рассмотрели роль СМИ и технологии воздействия на массовое сознание. Как правило, человек привыкает к определенному источнику информации и доверяет ему. Закрепление доверия и привыкания к обращению к одному и тому же источнику информации не будет до статочно эффективным, если оно не будет опираться на эксплуатацию базовых потребностей человека. К одной из таких потребностей, по мнению ученых, следует относить коммуникативную потребность человека. Актуализация этой потребности связывается специалистами с использованием в СМИ техники оперативного информирования. В современном мире зависимость человека от информации (если только он не изолирован от общества) чрезвычайно велика. Осведомленность, базирующаяся на оперативности в получении значимой для человека информации, дает преимущество в предпринимательстве, политике, науке и других областях человеческой деятельности. Однако подобное доверие может быть использовано с целью манипулятивного воздействия в режиме политического конфликта. Мы подробно рассмотрели методы манипулирования информацией, применяемые СМИ.
Рассмотрели способы противодействия манипулятивному воздействию на уровне массового сознания. Многие из них описаны в литературе, однако на основании анализа этих способов в купе с анализом манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание, был сделан вывод о невозможности противодействия. Манипулирование массовым сознанием - это логически обоснованные технологии воздействия. Они эксплуатируют базовые потребности социализированного индивида, его эмоции, привычки и стереотипы. И использовать эти технологии можно как во благо, так и во вред. Все зависит от намерений субъекта политического конфликта. Технологии лишь позволяют ему с большим успехом донести до масс свою точку зрения. Но никак не влияют на содержание и намерения.
Мы рассмотрели способы и методы манипулирования массовым сознанием, проанализировали механизмы и технологии воздействия. Манипулирование может проводиться путем индивидуальных выступлений или рекламы, пропаганды и кинематографа. Важную роль в манипулировании массовым сознанием играют СМИ, так как именно распро странение информации делает ее свершившимся фактом, а не наоборот. То, о чем говорят и что обсуждают, формирует общественное мнение, а способ подачи влияет на массовое сознание. Так же очевидно, что массовое сознание само по себе подразумевает внушаемость и управляемость, но не дает почти никаких инструментов противодействия манипулированию . Противодействовать возможно на индивидуальном уровне, но не на уровне массового сознания. А потому проблема противодействия не может быть разрешена в условиях политического конфликта. Массовое сознание нуждается в информации, нуждается в источниках, которым доверяет, нуждается в лидере. И до тех пор, пока политические лидеры будут использовать техники манипулирования, массовое сознание будет на них откликаться.
Технические достижения двадцатого века предоставили качественно новые возможности средствам массовой информации, превращающиеся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии. Средства массовой информации в данном случае уже не ограничиваются функцией информирования населения, но исполняют функцию формирования общественного мнения и поведения. Для этих целей выработаны и описаны механизмы и технологии, методы и способы, научные теории и существует масса практических примеров применения.
Автор научной работы отдает себе отчет в том, что затронутая проблема нуждается в дальнейших исследованиях, прежде всего в направлении, связанном с разработкой рекомендаций о противодействии. Возможно, о формировании традиций, касающихся психологической защиты населения от угроз, связанных с практикой информационно-психологического воздействия манипулятивного характера. Подобная задача актуальна не только для России, но для других стран. Об этом свидетельствует внимание к рассматриваемым проблемам ряда зарубежных исследователей. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в режиме политического конфликта позволяет достигнуть власти легитимными методами. Но какой будет эта власть и к чему приведет - будут судить историки. Технологии манипулятивного воздействия - лишь метод, оружие. Использовать его можно с разными целями и в различных ситуациях. И так же, как с оружием, противостоять которому возможно лишь при помощи равноценного оружия, противодействие так же должно происходить на уровне массового, а не индивидуального сознания.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Освещение проблем строительства газопровода «Северный поток-2»
в российских деловых СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ
МНЕНИЕМ В ИНТЕРНЕТЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2024 - Технологии информационной войны в современном медийном пространстве (на примере «четырехдневной войны» в Нагорном
Карабахе)
Дипломные работы, ВКР, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Медийный фактор политического сепаратизма в Испании
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Стратегии хеджинга в политическом дискурсе (на примере заседаний СБ ООН по вопросу Ливии)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности освещения вооруженных конфликтов в XXI в. СМИ США и РФ в контексте стратегического информационного противоборства США и РФ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018



