Введение 4
1 Понятие рынка труда и основные тенденции на нем 7
1.1Понятие рынка труда 7
1.2 Основные компоненты рынка труда 15
1.3 Основные тенденции развития рынка труда 22
2 Особенности рынка труда Южной Кореи и направления его развития 35
2.1 Особенности рынка труда Южной Кореи 35
2.2 Тенденции развития рынка труда Южной Кореи 43
2.3 Возможности применения опыта Южной Кореи в России 55
Заключение 63
Список использованных источников 63
Приложения 72
В настоящее время весь мир охвачен процессами экономической глобализации, из-за чего в общем количестве трансграничных обменов все значительней происходит активизация перемещения трудовых ресурсов между разными государствами. Можно со всей смелостью утверждать, что уже сформирован международный рынок труда, в процессах трудовой миграции в той или иной степени участвуют все государства и Россия не исключение. Республика Корея, которая является нашим соседом на Дальнем Востоке, также глубоко и активно вовлекается в данный процесс.
Тем не менее, нынешний этап развития мирового хозяйства характеризуется серьезным обострением глобальных проблем: экономических, политических, социальных и демографических. Все это обуславливает необходимость детального изучения механизмов и принципов регулирования мировой экономики, которые непрерывно меняются. В том числе, национальных и мировых рынков труда, что и составляет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы. В силу влияния перечисленных тенденций отмечаются коренные изменения в самой трудовой деятельности, менеджменте кадров, а также в структуре занятости.
Важность обнаружения и изучения всех перечисленных проблем усиливается тем, что, как правило, рынок труда характеризуется системой экономических отношений по поводу всех вопросов, касающихся рабочей силы. В частности, формирования, применения, распределения и перераспределения трудовых ресурсов, найма и уровня оплаты.
Мировой процесс воспроизводства определяет тенденция международного обмена трудовыми ресурсами, которая играет значительную роль в области внешнеэкономического сотрудничества.
Республика Корея продемонстрировала мировому сообществу свой экономический прорыв, который удалось совершить во многом благодаря трудовым ресурсам. Данное государство характеризуется собственной спецификой в области регулирования рынка труда и представляет серьезный интерес как объект исследования для России.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексный анализ специфики, основных проблем и тенденций развития рынка труда Республики Корея, а также возможности применения опыта Южной Кореи в России.
На основании поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие рынка труда и определить его основные тенденции и компоненты;
2) выявить главные общемировые тенденции развития рынка труда;
3) определить особенности рынка труда Южной Кореи и выявить основные направления его развития;
4) проанализировать возможности использования опыта Южной Кореи в области развития рынка труда в России.
Объект исследования - структура и основные элементы рынка труда Южной Кореи.
Предмет исследования - процессы формирования и развития рынка труда Южной Кореи.
Методы исследования - сравнения, сопоставления и конкретизации статистических данных, анализ литературных источников и существующих тенденции, синтез полученного материала в целостную законченную работу.
Теоретической базой данной работы выступили фундаментальные работы отечественных востоковедов, таких как Ю.В. Ванин, Ф.И. Шабошкина, Б.В. Синицын, М.Н. Титаренко и В.И. Шипаев, а также коллективные научный труды Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, Института мировой экономики и международных отношений и т.д.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что Южная Корея и Россия продолжают тесное сотрудничество и развивают установившиеся экономические и политические взаимосвязи, поэтому было бы логично реализовывать взаимодействие, в том числе и в сфере обмена трудовыми ресурсами. Наши страны активно развивают совместное предпринимательство, разрабатывают общие промышленные проекты, реализация которых будет происходить с помощью и российских, и корейских трудовых ресурсов. Поэтому очень важно изучить специфику трудовых отношений, а также национальную культуру и традиции Южной Кореи.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, два раздела, список использованных источников и приложения.
В настоящее время на рынке труда Южной Кореи наблюдается стремительное отступление от национальной концепции организации труда на основании чувства общности и приоритета равенства. Однако в работе было выяснено, что пока такое реформирование рынка труда не обусловило серьезный рост дифференциации оплаты труда среднего класса. Ситуация с мобильностью наемных работников также неоднозначна. Перестал осуждаться переход сотрудника в середине карьерного пути на другое предприятие, тем самым ставя под угрозу национальную традицию верности одной компании. Молодежь, обладающая управленческими способностями, еще на этапе трудоустройства на первую работу уже предполагает, что в будущем могут перейти на более перспективную работу.
В работе детально проанализированы и определены следующие тенденции рынка труда Южной Кореи:
1. Поиск квалифицированных кадров - на рынке анализируемой страны предложение не может в полной мере удовлетворить спрос именно на персонал высокой квалификации. Данная проблема стоит очень остро, потому что корейское общество характеризуют очевидные процесс его старения и серьезные демографические проблемы. Чтобы в какой-то мере решить последние, с 1 марта 2018 г. правительство пошло на сокращение рабочей недели с 38 до 52 часов. Правда, для предприятий малого и среднего бизнеса это вступит в силу только с 2020 года.
2. Сложная демографическая ситуация в Корее заставляет компании пересматривать практику найма, подготовки и удержания сотрудников. Они будут вынуждены конкурировать с мировым рынком, предлагая собственным высококвалифицированным специалистам сопоставимые возможности карьерного роста, чтобы избежать утечки талантливых кадров.
3. Служебное продвижение и трудоустройство. В этой области в Южной Корее традиционно сложившаяся система акцента на стаже и образовании становится более либеральной, похожей на американскую. Отмечалась крайняя лояльность корейцев к перениманию западных ценностей управления. Поэтому, несмотря на присущую национальному рынку труда кастовость, которая никуда не исчезла, ведущие компании уже не стремятся максимально нанимать выпускников элитных учебных заведений. Растет тенденция к более широкому поиску высококвалифицированных специалистов и опытных управленцев. Также изменяется такая сугубо южнокорейская особенность как построение карьерного роста на стаже, теперь предпочтение при продвижении работника отдается его производственным результатам.
4. Обеспечение достойных условий труда. В Южной Корее до недавних пор не было трехсторонних форумов, на которых бы бизнес, правительство и профсоюзы в качестве независимых социальных партнеров, работали бы над существующими проблемами социальных отношений. К таким проблемам относятся: ослабевание влияния профсоюзов и приоритет со стороны корпораций интересам не персонала, а акционеров. Все это делает актуальным вопрос снижения социальной напряженности в корейском обществе и одновременного повышения эффективности производства.
5. Эластичность рынка труда Южной Кореи - трудовые регламентации здесь не слишком жесткие. В стране существуют большие сложности при увольнении и найме персонала, жестко регламентировано рабочее время, высокий уровень затрат на увольнение и наем персонала, что отражают низкие индексы, представленные в данной выпускной квалификационной работе. Такой тип управления трудом, свойственный Южной Корее, увеличивает в краткосрочной перспективе ценовые преимущества. Однако он же встречает и значительное сопротивление, следовательно, в долгосрочной перспективе это может иметь отрицательные последствия в отношении цен и затрат. В целом, рост эластичности рынка труда анализируемого государства только усиливает разрыв разных категорий персонала и увеличивает у них ощущение социальной и экономической незащищенности.
В дальнейшем это может спровоцировать сильное противодействие последующему продвижению реформ на рынке труда, учитывая, что Южная Корея не обладает системой социальной защиты, аналогичной «странам благосостояния» Западной Европы.
6. Чрезмерная поляризация рынка труда обусловлена проведением государственной политики без учета изменений рынка труда и непродуманных правительственных реформ. Основными ошибками со стороны государства в этом отношении выступили:
- чрезмерная финансовая помощь неприбыльным предприятиям в сфере малого и среднего бизнеса, что привело к снижению производственных затрат и чрезмерной конкуренции;
- недостаток эффективных инструментов, регулирующих проблему бедности домохозяйств, в том числе и проблему контрактных работников;
- недостаточное проведение реформ для маргинализованных рабочих.
Представленный в рамках данной выпускной квалификационной работы материал свидетельствует, что в перспективе Южная Корея будет принимать активное участие в создании единого рынка труда региона Северо-Восточной Азии, куда входит и Приморский край России. Тем не менее, открытие национальных границ следует проводить с особой осторожностью.
Сегодня не существует стратегии создания единого рынка труда России и Южной Кореи, в будущем мы видим проблемой достижение консенсуса между его участниками. До сих пор не выбрано оптимальное направление, по которому будет происходить формирование данного рынка. Оба государства с крайней осторожности подходят к открытию национальных границ. Мы видим основную проблему в достижении соглашений о квотах на въезд иностранной рабочей силы, сроках пребывания граждан на территории государства, регламентах оформления разрешительной документации и мерах в отношении нелегалов.
Все перечисленные вопросы уже давно решаются в России. В этом отношении Южной Корее стоит проанализировать существующий у России опыт. Тем не менее, считаем принципиально важным для России продолжать мониторинг ситуации с трудовыми ресурсами в смежных с ней государствах и на основе комплексного анализа прогнозировать возможность увеличения миграционных потоков в Россию.
Таким образом, детальный анализ практики Южной Кореи, не только двусторонний, но и многосторонний обмен опытом с этим государством и другими странами региона СВА по обозначенным в работе вопросам прямо в настоящий момент актуален и обязателен как с практической, так и с научной точек зрения.
Также необходимо отметить общность развития трудовых отношений в Южной Корее и Российской Федерации. Мы уже испытываем отрицательные последствия того, что в 2006-2007 гг. и 2011-2014 гг. произошло резкое снижение экономически активного населения России, вырос удельный вес граждан пенсионного возраста. Перечисленные явления в полной мере характеризуют и южно-корейский рынок труда. Поэтому нашей стране остро необходим своевременный анализ опыта Республики Корея, которые уже полтора десятилетия борются с проблемой старения населения. В этом отношении выделены в качестве положительных тенденций рынка труда анализируемого государства начало легализации миграционного процесса в Южной Корее, привлечение иностранных ученых и специалистов в рамках совместных научных проектов, увеличение количества иностранных студентов в ВУЗах страны, поощрение рождаемости и т.д.
1. Конвенция МОТ «Об охране заработной платы» // Российское трудовое законодательство сб. норм. актов. Т. 2. - М., 2007. - 577 с.
2. Батищева, Г.А. Миграционные процессы в России как фактор устойчивого развития экономики регионов: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук / Г.А. Батищева. - Ростов-н/Д., 2015. - 55 с.
3. Васильева, А.В. Прогноз трудовой миграции, воспроизводства населения и экономического развития России / А.В. Васильева // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, № 3. - С. 812-826.
4. Вишневский, А. Призрак иммиграции. От сплочения на основе общего прошлого к сплочению на основе общего будущего / А. Вишневский // Время новостей. - 2014. - №223. - С. 6.
5. Жгулева, Н.Н. Формирование рынка труда в рыночной экономике / Н.Н. Жгулева. - М.: Биржи и банки, 2015. - 399 с.
6. Карташов, С. Рынок труда / С. Карташов. - М.: Знание, 2017. - 487 с.
7. Карташов, Костин Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда / С. Карташов, Ю. Одегов // Человек и труд. - 2016. - № 12. - С. 35-39.
8. Карташов, С.А. Рынок труда: проблемы, формирование и управление (на примере Москвы) / С.А. Карташев. - М.: Финстатиздат, 2017. - 427 с.
9. Карташов, С.А., Одегов Ю.Г. Теории формирования рынка труда / С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов. - М.: Проспект, 2017. - 314 с.
10. Кашепов, А. Экономика и занятость / А. Кашепов. - М.: Научная литература, 2016. - 415 с.
11. Кибанов, А.Я. Управление трудовыми ресурсами / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 471 с.
12. Котляр, А. О понятии рынка труда / А. Котляр // Вопросы экономики. - 2017. -№ 1. - С.57-61.
13. Курбанов, С.О. Интернет-революция и интернет-экономика в Республике Корея / С.О. Курбанов // Корея: на пороге перемен. - М.: Проспект, 2015. - 284 с.
14. Маврин, С.П. Рынок труда и трудовое право: проблемы юридической терминологии / С.П. Маврин // Правоведение. - 2017. - № 3. - С. 121-152.
15. Макконнелл, К.Р. Экономикс. Т. 2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Республика, 2015. - 667 с.
16. Маркс, К. Соч. 2-е изд. Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политическая литература, 1981. - 674 с.
17. Мотрич, Е. Население Дальнего Востока и стран СВА: современное состояние и перспективы развития / Е. Мотрич // Перспективы дальневосточного региона: население, миграция, рынки труда. - 2016. - №6. - С. 16-17.
18. Моховик, С.В. Организационно-экономические и методические основы функционирования службы занятости / С.В. Моховик. - М.: Научная литературы, 2016. - 438 с.
19. Никифорова, А. Рынок труда: занятость и безработица / А. Никифорова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 452 с.
20. Никифорова, А.А. Принцип конкурентоспособности в установлении и конкурентоспособности заработной платы (опыт зарубежных развитых стран) / А.А. Никифорова // Труд за рубежом. - 2016. - №2. - С. 107-108.
21. Никифорова, А.А. Рынок труда: занятость и безработица / А.А. Никифорова. - М.: Международные отношения, 2015. - 379 с.
22. Одегов, Ю. Внутренний рынок труда в системе социально трудовых отношений / Ю. Одегов, Г. Руденко // Вопросы экономики. - 2015. - № 3. - С. 105-113.
23. Островский, А. Трудовые ресурсы СВА: какую выгоду может извлечь Россия / А. Островский // Человек и труд. - 2017. - №1. - С. 68.
24. Путяйкин, К.Г. Прогрессивно-либеральный вариант
государственного развития на примере программы администрации Но МуХёна / К.Г. Путяйкин. - М.: Политическая литература, 2014. - 417 с.
25. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: Проспект, 2017. - 539 с.
26. Российский рынок труда / под ред. И.С. Масловой. - М.: Изд-во ИЭ РАН, 2015. - 527 с.
27. Становление и развитие рынка труда в России / под ред. В.Т. Былова. - М.: ИНИОН, 2014. - 376 с.
28. Ha, Byung-jin and Lee, Sangheon. Dual Dimensions of Non-regular work and SMEs in the Republic of Korea. Country case study on Labour Market Segmentation // International LabourOrganisation, Employment Working Paper No. 148. - Geneva, 2017. - 385 р.
29. Hong, Yung Lee. South Korea in 2017: Multiple Political Dramas // Asian Survey. - California, Berkeley: - 2017. - Vol. 43. - No. 1. - Р. 74-78.
30. Kim, Yong-Ho. Political Significance of the 2002 Presidential Election Outcome and Political Prospects for the Roh Administration // Korea journal / Summer 2017. - Seoul, 2017.
31. Lee, Buyn-Hee and Lee Sangheon. Minding the Gaps: Non-regular employment and Labour Market Segmentation in the Republic of Korea // International LabourOrganisation, Conditions of Work and Employment Series No. 19. - Geneva, 2017.
32. Victor D. Cha. South Korea in 2017: Peninsular Flux // Asian Survey. - California, Berkeley: 2017. Vol. 45, No. 1.
33. Yong-Chool Ha and Wang Hwi Lee. The Politics of Economic Reform in South Korea: Crony Capitalism after Ten Years // Asian Survey. - California, Berkeley: 2017. Vol. 47, No. 6.
34. Гребенюк, Т.А. Рынок труда в России [Электронный ресурс] / Т.А. Гребенюк, И.А. Бусоедов // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1213-1216. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31330/.
35. Рынок труда в 2017 году. Прогнозы на 2018. Рынок замер в ожидании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rabotagrad.ru.
36. «Деловая Корея» - раздел базы данных Polpred.com 2008-2017 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://korea.polpred.com/.
37. Economic Statistics System. ^п^£^^*11#^И1—а.
(Информационная система Банка Кореи). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecos.bok.or.kr/.
38. Korea Development Institute. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kdi.re.kr/.
39. Korea Institute for International Economic Policy.
ТОВД^. (Институт внешнеэкономической политики Кореи). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kiep.go.kr.
40. Korean Statistical Information Service. ^?F#^|i^ (Портал статистической информации Республики Корея). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kosis.kr.
41. KOTRA 6H£|H|^.L|—o^^a. Справочный портал КОТРА по международному бизнесу. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.globalwindow.org/gw/main/GWMAIN010M.html .
42. LG ^*11^^^. (Исследовательский институт экономики LG). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lgeri.com.
43. Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs. ^o^^^^V
(Министерство сельского, лесного хозяйства и продовольствия Республики Корея). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.maf.go.kr/main.jsp.
44. Ministry of Financeand Strategy. ^^^^т (Министерство Финансов и Стратегического развития Республики Корея). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosf.go.kr/main/main.jsp.
45. Statistics Korea. >31 о (Г осударственная статистическая
организация Республики Корея). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //kostat.go .kr/portal/korea/index.action.