СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы связи копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений в семье 7
1.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте 7
1.2 Проблема детско-родительских отношений в психологии 18
1.3 Связь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-
родительских отношений в семье 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение связи копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье 38
2.1 Организация и методы исследования связи копинг-стратегий младших
школьников и типов детско-родительских отношений в семье 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3 Рекомендации для родителей по улучшению отношений с детьми 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы связи копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений в семье 7
1.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте 7
1.2 Проблема детско-родительских отношений в психологии 18
1.3 Связь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-
родительских отношений в семье 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение связи копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье 38
2.1 Организация и методы исследования связи копинг-стратегий младших
школьников и типов детско-родительских отношений в семье 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3 Рекомендации для родителей по улучшению отношений с детьми 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования заключается в возрастающем интересе к изучению выбора детьми стратегий копинга, в последнее время. Тем не менее, большинство исследований ограничиваются изучением копинг- поведения в целом, что дает лишь общие представления, мешая оценить влияние внешних и внутренних факторов.
Копинг - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Именно выбор копинг-стратегии способен повлиять на эффективность адаптации: обеспечив поддержку, улучшение, или, наоборот - разрушив здоровье и благосостояние.
Р. Лазарус, С. Фолькман, использовавшие термин «копинг» в числе первых, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Р. Моос, Дж. Шеффер, Л. Перлин, К. Шулер также внесли свой вклад в изучение копинга. Российские ученые, такие как Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский исследовали копинг-стратегии детей, подростков, взрослых.
Согласно мнению О.С. Прилепских, Е.В. Волобуевой, копинг-стратегиями ребенок овладевает при взаимодействии с окружающими людьми, в первую очередь, с родителями и семьей. Р.М. Грановская, И.М. Никольская стали создателями первой отечественной монографии, посвященной изучению психологической защиты у детей. В ней проанализирована специфика и раскрыто содержание их основных копинг-стратегий.
Несомненно, родители играют важную роль в развитии ребенка. Выращенный в атмосфере любви и понимания, ребенок будет испытывать меньше трудностей в жизни (общение со сверстниками, обучение, здоровье). В семье с противоположными ценностями - наоборот - чаду грозят затруднения в общении и адаптации. Семья для ребенка имеет огромное значение, для него она - целый мир. А родители, в свою очередь, первые проводники, которые могут оказать влияние - как хорошее, так и плохое.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностей, нравственных установок, интересов и привычек, с которыми далее он входит в жизнь. Первые впечатления от общения в семье отличаются большей стойкостью, закладывая основы развития психики ребенка, систему его отношений к миру, к другим людям.
Изучением детско-родительских отношений занимались такие ученые, как: Д. Боулби, К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и другие.
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах А.Я. Варги, Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестовой, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, В.М. Целуйко. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития и, в частности, его способности справляться со сложными стрессовыми ситуациями в жизни - копинг-поведения.
По мере взросления, ребенку предстоит ориентироваться в условиях неопределенности и высокого темпа современной жизни. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием формирующейся личностью стрессовой ситуации, а также со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса у младших школьников.
Таким образом, проблема исследования звучит следующим образом: какова направленность связи между копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений?
Цель работы: изучить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье.
Объект: копинг-стратегии младших школьников.
Предмет: связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско- родительских отношений в семье.
Гипотеза: между определенными копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско- родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий копинг-стратегий, детско- родительских отношений и их связи.
2. Определить ведущий тип копинг-стратегий младших школьников.
3. Изучить тип детско-родительских отношений в семьях младших школьников.
4. Выявить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений.
5. Разработать рекомендации для родителей младших школьников по улучшению взаимоотношений с детьми.
Теоретической основой исследования явились представления о копинг- стратегиях, с точки зрения их эффективности (Е. Фрайденберг и Р. Льюис), выбор стратегий детьми младшего школьного возраста (Р.М. Грановская, И.М. Никольская), взгляд на детско-родительские отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, И.М. Марковская).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации, осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна — Уитни. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0».
Были использованы следующие методики:
1. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) - для выяснения используемых и предпочитаемых копинг- стратегий младших школьников.
2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- для выяснения родительского отношения к ребенку.
3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
- для получения дополнительных сведений о типах семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода. В нем принимали участие 30 младших школьников из полных семей в возрасте 9 - 10 лет, из них 19 девочек и 11 мальчиков, и 30 матерей учеников в возрасте от 28 до 45 лет.
Копинг - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Именно выбор копинг-стратегии способен повлиять на эффективность адаптации: обеспечив поддержку, улучшение, или, наоборот - разрушив здоровье и благосостояние.
Р. Лазарус, С. Фолькман, использовавшие термин «копинг» в числе первых, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Р. Моос, Дж. Шеффер, Л. Перлин, К. Шулер также внесли свой вклад в изучение копинга. Российские ученые, такие как Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский исследовали копинг-стратегии детей, подростков, взрослых.
Согласно мнению О.С. Прилепских, Е.В. Волобуевой, копинг-стратегиями ребенок овладевает при взаимодействии с окружающими людьми, в первую очередь, с родителями и семьей. Р.М. Грановская, И.М. Никольская стали создателями первой отечественной монографии, посвященной изучению психологической защиты у детей. В ней проанализирована специфика и раскрыто содержание их основных копинг-стратегий.
Несомненно, родители играют важную роль в развитии ребенка. Выращенный в атмосфере любви и понимания, ребенок будет испытывать меньше трудностей в жизни (общение со сверстниками, обучение, здоровье). В семье с противоположными ценностями - наоборот - чаду грозят затруднения в общении и адаптации. Семья для ребенка имеет огромное значение, для него она - целый мир. А родители, в свою очередь, первые проводники, которые могут оказать влияние - как хорошее, так и плохое.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностей, нравственных установок, интересов и привычек, с которыми далее он входит в жизнь. Первые впечатления от общения в семье отличаются большей стойкостью, закладывая основы развития психики ребенка, систему его отношений к миру, к другим людям.
Изучением детско-родительских отношений занимались такие ученые, как: Д. Боулби, К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и другие.
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах А.Я. Варги, Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестовой, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, В.М. Целуйко. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития и, в частности, его способности справляться со сложными стрессовыми ситуациями в жизни - копинг-поведения.
По мере взросления, ребенку предстоит ориентироваться в условиях неопределенности и высокого темпа современной жизни. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием формирующейся личностью стрессовой ситуации, а также со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса у младших школьников.
Таким образом, проблема исследования звучит следующим образом: какова направленность связи между копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений?
Цель работы: изучить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений в семье.
Объект: копинг-стратегии младших школьников.
Предмет: связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско- родительских отношений в семье.
Гипотеза: между определенными копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско- родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий копинг-стратегий, детско- родительских отношений и их связи.
2. Определить ведущий тип копинг-стратегий младших школьников.
3. Изучить тип детско-родительских отношений в семьях младших школьников.
4. Выявить связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений.
5. Разработать рекомендации для родителей младших школьников по улучшению взаимоотношений с детьми.
Теоретической основой исследования явились представления о копинг- стратегиях, с точки зрения их эффективности (Е. Фрайденберг и Р. Льюис), выбор стратегий детьми младшего школьного возраста (Р.М. Грановская, И.М. Никольская), взгляд на детско-родительские отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, И.М. Марковская).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации, осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна — Уитни. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0».
Были использованы следующие методики:
1. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) - для выяснения используемых и предпочитаемых копинг- стратегий младших школьников.
2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- для выяснения родительского отношения к ребенку.
3. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
- для получения дополнительных сведений о типах семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода. В нем принимали участие 30 младших школьников из полных семей в возрасте 9 - 10 лет, из них 19 девочек и 11 мальчиков, и 30 матерей учеников в возрасте от 28 до 45 лет.
Копинг-стратегии - целенаправленное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом, адекватными личностным особенностям и ситуации, способами, через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать ее. Копинг-стратегии можно разделить на: продуктивный (проявляется в сохранении положительного настроя и взаимодействия с окружением) и непродуктивный копинг (проявляется в изолировании, из-за неспособности справиться с проблемной ситуацией). Трудными жизненными ситуациями для школьников являются (по степени убывания): потеря, болезнь, смерть животного; плохие школьные отметки; травмы и опасные для жизни ситуации; материальные утраты и нарушение покоя взрослых; напряженные отношения с родителями и другими членами семьи; разные страхи; отношения со сверстниками; прочие напряженные ситуации.
Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Активным субъектом в детско-родительских отношениях выступают взрослые люди - родители. Они специально строят общение с ребенком в конкретном направлении, подчиненное определенной цели. В данном случае, очень важно то, что для себя выбрали ориентиром родители; то, какие условия играют важную роль при выстраивании взаимодействия с ребенком.
Вопросом связь копинг-стратегий и детско-родительских отношений занимались Л.Я. Валуйская, И.Я. Стоянова, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Е.А. Овсянникова, Н.С. Ткаченко, О.Н. Истратова, Н.С. Болясова и другие. Проведенные исследования были направлены на изучение характерных копинг- стратегий для детей младшего школьного возраста, влияние детско- родительских отношений на выбор копинг-стратегий подростков, роль семьи в становлении защитного поведения младших школьников. Если рассматривать защиту, как результат усвоения образцов защитного поведения родителей, например, в виде подражания, можно отметить значимую роль семьи в качестве внешнего помощника в развитии различных механизмов защиты, помогающих в адаптации в социуме
Проведенное исследование в большинстве согласуется с итогами других исследований по данному вопросу. Было установлено 5 видов копинг-стратегий (из них 2 продуктивные и 3 непродуктивные), которые, по мнению школьников, им действительно помогают справиться со стрессовой ситуацией.
Преобладающими являются отношения по типу «симбиоз» и «кооперация». Высокие показатели взаимодействия обнаружены по шкалам «требовательность», «эмоциональная близость», «сотрудничество», «принятие», «тревожность», «удовлетворенность отношениями».
Преобладающим стилем семейного воспитания, как для девочек, так и для мальчиков является «кооперация». При этом дополнительно можно отметить высокие показатели по стилю «авторитарная гиперсоциализация» для мальчиков и «симбиоз» для девочек. Уровень принятия в семье девочек выше. Выбор стратегии «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» характерен для девочек более чем для мальчиков.
В результате исследования выявлена связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений. Чем больше матери будут использовать строгость, контроль, требовательность к детям, тем больше дети будут использовать непродуктивные стратегии. Более благоприятная обстановка в семье: сотрудничество, понимание, близость, принятие среди ее членов, способствует выбору школьником продуктивных копинг-стратегий.
Гипотеза нашего исследования: между определенными копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско-родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий, подтвердилась. При этом, полученный результат требует дополнительной обработки и проверке на более разнообразной (младшие школьники из разных по составу и типу семей) и более объемной выборке, с учетом различных дополнительных показателей (возраст родителей, стаж супружеской жизни, социальное положение, индивидуально-типологические особенности).
Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Активным субъектом в детско-родительских отношениях выступают взрослые люди - родители. Они специально строят общение с ребенком в конкретном направлении, подчиненное определенной цели. В данном случае, очень важно то, что для себя выбрали ориентиром родители; то, какие условия играют важную роль при выстраивании взаимодействия с ребенком.
Вопросом связь копинг-стратегий и детско-родительских отношений занимались Л.Я. Валуйская, И.Я. Стоянова, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Е.А. Овсянникова, Н.С. Ткаченко, О.Н. Истратова, Н.С. Болясова и другие. Проведенные исследования были направлены на изучение характерных копинг- стратегий для детей младшего школьного возраста, влияние детско- родительских отношений на выбор копинг-стратегий подростков, роль семьи в становлении защитного поведения младших школьников. Если рассматривать защиту, как результат усвоения образцов защитного поведения родителей, например, в виде подражания, можно отметить значимую роль семьи в качестве внешнего помощника в развитии различных механизмов защиты, помогающих в адаптации в социуме
Проведенное исследование в большинстве согласуется с итогами других исследований по данному вопросу. Было установлено 5 видов копинг-стратегий (из них 2 продуктивные и 3 непродуктивные), которые, по мнению школьников, им действительно помогают справиться со стрессовой ситуацией.
Преобладающими являются отношения по типу «симбиоз» и «кооперация». Высокие показатели взаимодействия обнаружены по шкалам «требовательность», «эмоциональная близость», «сотрудничество», «принятие», «тревожность», «удовлетворенность отношениями».
Преобладающим стилем семейного воспитания, как для девочек, так и для мальчиков является «кооперация». При этом дополнительно можно отметить высокие показатели по стилю «авторитарная гиперсоциализация» для мальчиков и «симбиоз» для девочек. Уровень принятия в семье девочек выше. Выбор стратегии «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» характерен для девочек более чем для мальчиков.
В результате исследования выявлена связь копинг-стратегий младших школьников с типом детско-родительских отношений. Чем больше матери будут использовать строгость, контроль, требовательность к детям, тем больше дети будут использовать непродуктивные стратегии. Более благоприятная обстановка в семье: сотрудничество, понимание, близость, принятие среди ее членов, способствует выбору школьником продуктивных копинг-стратегий.
Гипотеза нашего исследования: между определенными копинг-стратегиями младших школьников и типом детско-родительских отношений есть связь, а именно: продуктивные копинг-стратегии формируются в результате детско-родительских отношений, основанных на принятии, эмпатии, определенной степени контроля, сотрудничестве и удовлетворенности отношениями, в отличие от непродуктивных копинг-стратегий, подтвердилась. При этом, полученный результат требует дополнительной обработки и проверке на более разнообразной (младшие школьники из разных по составу и типу семей) и более объемной выборке, с учетом различных дополнительных показателей (возраст родителей, стаж супружеской жизни, социальное положение, индивидуально-типологические особенности).
Подобные работы
- СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И
КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Защитное и совладеющее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



