Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтическое творчество писателя-прозаика (на материале поэзии В. В. Набокова и А. Г. Битова)

Работа №66287

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4-10
Глава 1
Введение: поэтическое творчество В. В. Набокова 11-16
Роман «Подвиг» и его поэтические парные тексты 17-30
Стихотворение «Влюбленность» и роман
«Смотри на арлекинов!» 31-37
Стихотворение «Первая любовь» и роман «Машенька» 38-44
Стихотворение «Око» и роман «Соглядатай» 45-54
Заключение: поэтическое творчество В. В. Набокова 55-58
Глава 2
Введение: поэтическое творчество А. Г. Битова 59-64
«Записки из-за угла» как несостоявшееся стихотворение 65-71
Стихотворения в романе-пунктире «Улетающий Монахов» 72-82
Стихотворения в романе-эхо «Преподаватель симметрии» 83-95
Стихотворение «После крещения» как «претекст» рассказа
«Человек в пейзаже» 96-101
Стихотворения «Двенадцать» и «Гранту» как поэтические «дубликаты» «Пушкинского дома» и «Уроков Армении» 102-113
Заключение: поэтическое творчество А. Г. Битова 114-116
Итог 117-118
Библиография


В истории русской литературы известен факт обращения многих известных прозаиков к стихотворной форме. Такие признанные писатели как, например, И. А. Бунин, В. В. Набоков, В. Т Шаламов, А. Г. Битов, на протяжении своего литературного пути в той или иной мере прибегали к стихотворной форме. Лирика в творчестве писателя-прозаика занимает особенное положение, и часто ее нельзя рассматривать вне контекста романов или рассказов автора. Данная работа посвящена поэзии двух прозаиков, В. В. Набокова и А. Г. Битова, и тесной связи стихотворений писателей с их прозаическими текстами. Стихотворения, которые на идейно-смысловом или мотивном уровне связаны с тем или иным прозаическим текстом, являются его «парой», и будут называться в данной работе «парными». Парные тексты — это родственные поэтические и прозаические произведения в рамках творчества одного писателя.
Набоков и Битов начинали свой литературный путь в роли поэтов и на протяжении всего творческого пути продолжали обращаться к стихотворной форме. При этом современниками и исследователями их поэтическое творчество почти никогда не воспринималось всерьез. Набоков публиковал свои стихотворения и всегда стремился подчеркнуть, что он в первую очередь поэт, Битов, напротив, долгое время скрывал свое занятие поэзией, считая лирику сакральной, доступной лишь для немногих областью. Для определения отношения к разным сферам собственного литературного творчества автор обозначил оппозицию «профессионал — любитель» и относил себя исключительно к прозаикам-профессионалам, которые иногда позволяют себе быть поэтами-любителями.
О прозе Набокова и Битова писали многие признанные литературоведы и критики: Д. Джонсон, Б. Бойд, В. Е. Александров; С. Г. Бочаров, И. Б. Роднянская, Э. Чансес и многие другие. Стихотворения же известных прозаиков часто не воспринимались всерьез или оставались незамеченными. Поэзия авторов (особенно Битова) в целом до сих пор не изучена. Так или иначе оба автора писали стихи, и в данной работе поэзия признанных прозаиков рассматривается как самостоятельное и пока не совсем оцененное явление.
Методологические принципы, которые легли в основание данной работы, были разработаны Е. В. Хворостьяновой в статье «Лирика Андрея Битова: поэтика автоперевода» , в которой появляется термин «парные тексты», а связь между такими текстами называется «концептуальной преемственностью». Автор статьи рассматривает преимущественно стихотворения, написанные до создания тех прозаических произведений, с которыми они связаны на идейно-тематическом и мотивном уровне. В таком случае стихотворный парный текст, с точки зрения Е. В. Хворостьяновой, становится «промежуточным» этапом формирования прозы Битова, своеобразным «черновиком». При этом в статье подчеркивается, что стихотворение, в котором фиксируется замысел будущего текста, тем не менее представляет собой самостоятельное, цельное и завершенное произведение.
Термин «парность» как определение связи между текстами очень точен и удачен, потому что не характеризует какое-либо из произведений как второстепенное или дополнительное. Понятие парности может рассматриваться как универсальное, и в данной работе оно применяется к материалу и о Битове, и о Набокове.
Стихотворения обоих авторов будут проанализированы как часть творчества каждого из писателей, и внимание будет направлено на поиск парных прозаических «двойников», парных текстов, то есть произведений, в которых содержится один и тот же образ, мотив или сюжетная линия.
В данной работе будут выявлены и рассмотрены разные виды парных текстов. Развивая идеи, сформулированные Е. В. Хворостьяновой, можно предположить, что парными могут являться те стихотворения, которые были написаны не только до, но и после своих прозаических аналогов. Создание таких стихотворений (также тесно связанных с прозой автора) нельзя объяснить стремлением зафиксировать будущий прозаический текст или его часть в форме лирического черновика, как можно предположить, например, в случае с поэтическими произведениями, написанными до романов писателя. Такие парные тексты называются в данной работе «постскриптумами» и будет предложен ряд предположений, чем может быть вызвано их появление.
Другим важным для данной работы исследованием стала монография о Набокове Я. В. Погребной «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы...: Лирика В. В. Набокова» . В монографии лирика Набокова рассматривается как неотъемлемая часть художественного мира писателя: тесная связь стихотворений прозаика с фрагментами его романов подробно анализируется исследователем. В качестве примеров Я. В. Погребная приводит множество стихотворений Набокова, написанных до или после прозаических произведений, с которыми они связаны на тематическом, мотивном и других уровнях, иными словами, группирует тексты автора по «парам». Подобный метод анализа стихотворений в контексте прозы писателя является основополагающим в данной работе и применяется к материалу и о Набокове, и о Битове: каждая микроглава исследования посвящена одной паре текстов, то есть поэтического и связанного с ним прозаического парного произведения того или иного автора (например, «Стихотворение "Влюбленность"и роман "Смотри на арлекинов!"» или «Стихотворение "После крещения" как "претекст" рассказа "Человек в пейзаже"» и т. д.).
Данная работа является актуальной в историко-литературном и теоретико-литературном плане: в рамках изучения поэтических и прозаических произведений Набокова и Битова и с точки зрения иллюстрации метода поиска парных текстов в дискурсе одного автора. Во- первых, в данном исследовании предпринята попытка раскрыть художественную ценность стихотворений признанных прозаиков. Большинство поэтических текстов Битова подробно анализируется впервые, в случае с Набоковым , чье творчество подробно изучено многими выдающимися литературоведами, рассмотрение его стихотворений в контексте романов и рассказов по-прежнему также остается актуальным. Подобный анализ поэтического и прозаического дискурса в рамках материала одного автора способен приблизить к лучшему пониманию особенностей художественного мира и мировоззренческих установок, реализуемых в текстах. Во-вторых, в данной работе намечена возможная перспектива продолжения изучения подобного материала прозаиков-поэтов и предложен «метод» анализа их творчества. На примере Набокова и Битова показано, каким образом можно рассматривать материал писателя, творящего в разных литературных формах.
Цель работы — показать связь поэтических и прозаических произведений писателя-прозаика и доказать целостность их художественного и идеологического мира в рамках дискурса каждого автора. При этом необходимо учитывать особенное место, которое занимает поэзия в творчестве признанных романистов, самостоятельный, но не автономный ее статус. Также крайне важно понять, в чем заключается закономерность обращения прозаиков Набокова и Битова к поэтической форме, и что есть «парность» как некий применяемый творческий метод в литературе и, возможно, в искусстве в целом.
Задачи работы: показать специфику творчества писателей-прозаиков на примере Набокова и Битова, проанализировать различные парные тексты. Также необходимо понять, как обогащается то или иное стихотворение при сопоставлении с его парным текстом, точнее при помещении его в контекст другого самостоятельного произведения: меняется ли стихотворный текст на идейно-смысловом уровне или же дублирует прозаический (а в случае написания до романа или рассказа является дублированным им)?
Еще одной важной задачей данной работы является выявление художественной ценности лирических произведений прозаиков. Это будет осуществляться при анализе поэтических текстов писателей в контексте их прозы: раскрытие смысла стихотворения помогает увидеть его идейную ценность.
Стоит отметить, что поэзия и проза в случае и с Набоковым, и с Битовым вряд ли могут быть противопоставлены, так как стихотворения и прозаические тексы обоих авторов в рамках их творчества в целом скорее дополняют другу друга. Доказательством может послужить то, что некоторые мотивы, выявляемые в стихотворениях данных авторов, впоследствии возникают в их романах, повестях или рассказах (и наоборот). Набоков и Битов бережно относились к собственному материалу: емкие и точно найденные поэтические образы переходили в их прозаические тексты. Например, как будет показано в данной работе, образ некой волшебной райской страны, которая грезится лирическому герою, впервые зарождается в поэзии Набокова-Сирина и затем переходит в прозу зрелого писателя.
Стихотворения Набокова и Битова часто оказывались «моделями», поэтическими «черновиками» их будущих романов и рассказов или же были написаны после прозаических парных текстов и играли роль «послесловий», «постскриптумов». Также интересны случаи, когда стихотворения, написанные примерно в одно и то же время со своими парными прозаическими текстами, становились их частью и внедрялись в романы как творения героев. В рамках данной работы будут проанализированы все возможные варианты написания стихотворений Набокова и Битова («до», «после» или «одновременно» с прозаическим текстом).
Рассмотрим структуру данной работы. В первой главе будут проанализированы стихотворения Набокова и их парные прозаические тексты. Во второй главе аналогичный анализ будет проведен с поэтическим и прозаическим материалом Битова. Каждая часть представляет собой небольшое самостоятельное исследование поэзии определенного прозаика. При этом каждая глава может быть продолжена и расширена при обнаружении (в случае с Набоковым) или появлении (в случае с Битовым) большего материала парных текстов. Если стихотворный материал Набокова достаточно обширен, то поэзия Битова на сегодняшний день ограничена двумя небольшими изданными стихотворными сборниками. Подобная незавершенность и потенциальная открытость исследования является особенностью изучения парных текстов. Данная работа показывает способ анализа произведений авторов, сочетающих в своем творчестве прозу и поэзию, предлагает некую альтернативу изучения материала таких писателей. Такой метод может быть использован для изучения и других прозаиков, например, Бунина, Шаламова и т. д.
В завершении вводной части хочется еще раз отметить, что данное исследование находится на стыке историко-литературного и теоретико-литературного анализа. С одной стороны, рассматриваются тексты конкретных авторов (В. В. Набокова и А. Г. Битова) и делаются выводы об их поэтическом и прозаическом творчестве. С другой стороны, в ходе данной работы намечается определенная перспектива рассмотрения творчества других писателей-прозаиков с точки зрения парности их текстов. Подобный анализ открывает исследователю возможность изучения художественного произведения того или иного поэта-прозаика, применяя сопоставительный анализ в рамках и в контексте творчества автора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ стихотворений и парных прозаических текстов в творчестве Набокова и Битова позволяет сделать следующие выводы. Поэзия обоих писателей-прозаиков оказывается неотъемлемой частью их творчества, частью их единого большого художественного текста. Принцип повторов определенных образов, микросюжетов или мотивов и существование парных текстов в произведениях Набокова и Битова подтверждает, что творчество поэта-прозаика является единой художественной системой. Стихотворения Набокова и Битова часто являются моделями будущих романов и рассказов или продолжают развивать смысл прозаического текста.
В конце каждой части данной работы о Набокове и о Битове было приведено заключение, касающееся непосредственно выводов о творчестве того или иного рассматриваемого автора. В последнем обобщающем заключении будет намечена перспектива продолжения изучения темы парных текстов и еще раз будет затронут вопрос, что же есть понятие «парность».
Лирику прозаика невозможно рассматривать как нечто периферийное. Парные тексты иллюстрируют, как развивается замысел художника: нередко именно в стихотворениях можно обнаружить зарождение художественного образа, который затем полностью раскрывается в прозе автора. Пример писателей Набокова и Битова показывает, что творчество художника едино: тот или иной текст являются в творчестве автора ступенькой к последующему произведению. Автор и его мысль раскрываются именно в этом движении и динамике, и, только осознавая это, можно прийти к постановке важного теоретического вопроса: что есть парные тексты? Частное явление, термин, применимый исследователем к творчеству поэтов- прозаиков, или же некий метод работы самого художника над собственным материалом? Возможно, и то, и другое. С одной стороны, «парные тексты» — удобное название для обозначения родственных на смысловом или мотивном уровне текстов, с другой стороны, если задуматься, почему они в принципе возникают в творчестве того или иного автора, то можно предположить, что их появление — это часть процесса осуществления художественной работы. Например, автор размышляет над решением той или иной проблемы, как это происходило с Набоковым и Битовым, которые очень остро воспринимали тему смерти. Оба писателя прибегали к рассмотрению вопроса категорий вечности, рая и бессмертия души и в поэзии, и в прозе. Меняя регистры, то есть переходя с прозаической формы на поэтическую и наоборот, художник приближается к постижению смысла той или иной волнующей его темы. Сложно сказать, могут ли Набоков или Битов быть удовлетворены нахождением какого-либо ответа на такой величины поставленные вопросы, однако, переход с одного регистра на другой может дать писателю ощущение некого движения в рамках заданной темы.
Иными словами, рождение нового текста часто становится у прозаиков- поэтов или поэтов-прозаиков результатом перехода в область иной литературной формы. Подобная смена поэтического языка на прозаический или наоборот является одним из художественных методов писателей, и, возможно, есть некий творческий прием, помогающий авторам в развитии своих идей и образов.



1. Набоков В. В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
2. Набоков В.В. Собр. соч. русского периода в 5 т. СПб., 1999.
3. Набоков В. В. Стихотворения. СПб., 2002.
4. Набоков В. В. Защита Лужина, Камера обскура, Лолита, рассказы. М., 2003.
5. Набоков о Набокове и прочем. Интервью. Статьи. Рецензии. М., 2002. С. 294.
Список научной литературы:
1. Авижас А. А. О некоторых свойствах художественной реальности в романе
В. Набокова «Машенька» // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1997. № 1. С.15-21.
2. Аверин Б. В. Гений тотального воспоминания. О прозе В. Набокова // Звезда, 1999. № 11. С. 158-164.
3. Александров В. Е. Набоков и потусторонность. СПб., 1999.
4. Анастасьев Н. А. Феномен Набокова. М., 1992.
5. Басилашвили К. О. Роман Набокова «Соглядатай» // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. C. 806-815.
6. Бахрах А. В. По памяти, по записям. Paris, 1980.
7. Битов А. Г. Одноклассники: К 90-летию О. В. Волкова и В. В. Набокова // Новый мир. 1990. № 5. С. 224-242.
8. Битов А. Г. Ясность бессмертия: Воспоминания непредставленного // Набоков В. В. Круг. Л., 1990. С. 3-20.
9. Бло Ж. Набоков. СПб., 2000.
10. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. СПб., 2010.
11. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.
12. Булавина М. А. Цветопись как художественный прием в романе Набокова «Подвиг» // Семантика языковых единиц. М., 1993. Ч. 3. С. 104-107.
13. Давыдов С. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. Munchen, 1982.
14. Дашевская О. А. Мифологема рая в лирике В. Набокова. // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. Томск, 2000. С. 5-16.
15. Демурова Н. М. Алиса на других берегах // Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Набоков В. В. Аня в стране чудес. М., 1992. С. 27.
16. Ерофеев В. В. Набоков в поисках потерянного рая // Набоков В. В. Другие берега. Л., 1991. С. 5-22.
17. Зверев А. М. Набоков. М., 2001.
18. Коваленко А. Г. «Двоемирие» В. Набокова // Вестник Российского университетата дружбы народов. 1994. № 1. С. 93-100.
19. Левин Ю. И. Заметки о «Машеньке» В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. С. 364-374.
20. Липовецкий М. Н. «Беззвучный взрыв любви»: Заметки о Набокове // Урал. 1992. № 4. С. 155-176.
21. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Ю. М. Лотман и тартуско- московская школа. М., 1994.
22. Маликова М. Э. «Первое стихотворение» В. Набокова» // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. С. 741-772.
23. Млечко А. В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских романах»
В. В. Набокова. Волгоград, 2000.
24. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Russian Literature. № 29. 1991. С. 79-100.
25. Мулярчик А. С. Верность традиции: Рассказы В. Набокова 20-30-х гг. // Литературная учеба. 1989. № 1. С. 167-169.
26. Носик Б. М. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.
27. Павловский А. И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья: И. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков // Русская литература. 1993.
№ 3. С. 30-53.
28. Погребная Я. В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы.»: лирика В. В. Набокова. М., 2011.
29. Полушин В. Л. Цветовые сны В. Набокова // Кодры. 1989. № 2. С. 69-73.
30. Прокофьева Л. П. Цветовые и смысловые модуляции в звуковой архитектонике поэтического текста (на материале стихотворения Набокова «Бабочка») // Художественный текст: антология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 117-121.
31. Пуля И. И. «Несказанно нежный мир»: Стихи и рассказы В. Набокова 20¬х годов // Культура и творчество. 1993. С. 127-142.
32. Пятигорский А. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова //
В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. С. 340-348.
33. Рягузова Л. Н. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В.В. Набокова: Понятийно-терминологический словарь. Краснодар, 2001.
34. Рягузова Л. Н. Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В. Набокова. Краснодар, 2006.
35. Сконечная О. Ю. Люди лунного света в русской прозе Набокова: (К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века) // Звезда. 1996. № 11. С. 207-214.
36. Смирнов В. Г. Стихи Набокова // Набоков В. В. Стихотворения. М., 1991.
С. 5-19.
37. Солоухин В. И. Поэт В. Набоков: Предисловие // Москва. 1989. № 6.
С. 16.
38. Спивак М. Л. «Колыбель качается над бездной.»: Философия детства
B. Набокова // Детская литература. 1990. № 7. С. 23-26.
39. Степанова Н. В. Мотив воспоминаний в русских романах В. Набокова. Курск, 2001.
40. Столярова С. О. О пограничной ситуации в произведениях В. Набокова // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя Пермь, 1993. С. 109-120.
41. Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Париж, 1984.
42. Тименчик Р Д. «Письма о русской поэзии» В. Набокова // Литературное обозрение. 1989. № 3. С. 96-97.
43. Толстая Н. И. «Спутник яснокрылый»: О поэзии В. Набокова // Русская литература. 1992. № 1. С. 188-192.
44. Толстой А. Д. Византийская образность поэзии В. Набокова // Русская провинция. 1995. № 1. С. 81-85.
45. Топоров В. Н. Набоков наоборот // Литературное обозрение. 1990. № 4.
C. 71-75.
46. Учитель К. А. Музыкальный узор судьбы Владимира Набокова// Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 95-96.
47. Федоров В. С. Отчаянье и надежда Владимира Набокова // Набоков В. В. Соглядатай; Отчаянье: романы. М., 1991. С. 6-20.
48. Федоров В. С. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М., 1991. С. 5-16.
49. Федотов О. И. Между Моцартом и Сальери: о поэтическом даре Набокова.
Москва, 2014.
50. Хазин М. Г. Сквозь все то, чем я смолоду жил. // Колумна. 1990. № 12.
С. 8-12.
51. Целкова Л. Н. В. В. Набоков в жизни и творчестве. М., 2002. 52.
Шаповалов M. А. «Все, чем пленяла жизнь земная» // Простор. 1989. № 1.
С. 121-122.
53. Шишкин М. П. Русская Швейцария. М., 2012.
54. Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб., 2000.
55. Яновский А. О. О романе Набокова «Машенька» // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. С. 842-851.
56. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis. Helsinki, 1985.
А. Г. Битов
Список источников:
1. Битов А. Г. Империя в четырех измерениях: В 4 т. СПб., 2008.
2. Битов А. Г. В четверг после дождя. СПб., 1997.
3. Битов А. Г. Преподаватель симметрии. М., 2008.
4. Битов А. Г. Пушкинский дом. М., 1989.
5. Битов А. Г. Серебро-золото. Дубль. М, 2005.
6. Бродский И. А. Собр. соч.: В 7 т. СПб.; М., 1997.
7. Бродский И. А. Сочинения Иосифа Бродского: В 7 т. СПб., 2001.
Список научной литературы:
1. Аверин Б. В. История моего современника А. Г. Битова // Звезда. 1996. № 1. С.192-197.
2. Ананичева В. Е. В поисках формы: «Пушкинский дом» А. Битова // Филология. Вып. 3. Саратов, 1998. С. 42-48.
3. Аннинский Л. А. Странный странник: Андрей Битов. Средняя Азия — Армения — Грузия — Россия // Аннинский Л. А. Локти и крылья. Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989. С. 127-139.
4. Аппанова Т А. Цитатные заглавия в романе Андрея Битова «Пушкинский дом» // Открытые культуры. Ульяновск, 2002. С. 205-207.
5. Безъязыкова И. А., Кутмина О. А. Автор и герой в художественном мире А. Битова // Филологический ежегодник. Вып. 3. Омск, 2000. С. 104-112.
6. Берг М. Ю. Антиподы: писатель дневной и ночной // Новое литературное обозрение. 1997. № 28. С. 223-231.
7. Богданова О. В. Роман А. Битова «Пушкинский дом»: (Версия и вариант постмодерна). СПб., 2002.
8. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ века - начало XXI). СПб., 2004.
9. Большев А. О. Андрей Битов в поисках «чрезвычайной воплощенности» // Большев А. О. Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода. СПб., 2011. С. 317-338.
10. Бочаров С. Г. На Аптекарский остров: По поводу «Первой книги автора» Андрея Битова // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 535-550.
11. Бочаров С. Г. Лирика ума, или Пятое измерение после четвертой прозы // Новый мир. 2002. № 11. С. 174-178.
12. Бочаров С. Г. Ахиллес и черепаха. Автор и герой в литературном мире Андрея Битова // Новый мир. 2008. № 2. С. 168-177.
13. Генис А. А. Беседа четвертая: пейзаж зазеркалья. Андрей Битов // Звезда.
1997. № 5. С. 228-231.
14. Дубшан Л. С. «Чай», ранняя проза Андрея Битова // Русские пиры. СПб.,
1998. С. 366-388.
15. Ерофеев В. В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. 1988. № 6. С. 203-204.
16. Иванова Н. Б. Судьба и роль // Дружба народов. 1988. № 3. С. 244-255.
17. Карабчиевский Ю. А. Точка боли: О романе Андрея Битова «Пушкинский дом» // Новый мир. 1993. № 10. С. 218-234.
18. Ксепма В. О. «По ту сторону лобной стенки»: Конспект непроизнесенного диалога по поводу некоторых сочинений писателя А. Г. Битова // Литературное обозрение. 1989. № 3. С. 24-27.
19. Курицин В. Н. «Странный опыт», или Жизнь в музее // Новый мир. 1989. № 4. С. 184-186.
20. Кутмина О. А. Система книгосложения А. Битова: Лирическое и аналитическое в его творчестве // Авторское книготворчество в поэзии. Омск,2008. С. 34-41.
21. Лавров В. В. Три романа Андрея Битова, или Во споминания о современнике // Нева. 1997. № 5. С. 185-195.
22. Липовецкий М. Н. Разгром музея: Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 230-244.
23. Липовецкий М. Н. Русский по стмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
24. Марчук Н. Н. Круг и круги событий в рассказах А. Битова // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста.
Вып. 7. Бийск, 2002. Ч. 1. С. 135-138.
25. Миронова Г. С. Панэкологические мотивы в романе А. Битова «Оглашенные» // Природа и человек в художественной литературе. Волгоград, 2001. C. 208-216.
26. Орлицкий Ю. Б. Присутствие стиха в «пушкинской» эссеистике А. Битова // Наш Пушкин. Иваново, 1999. С. 133-146.
27. Оскоцкий В. Д. Алексей Монахов на рандеву // Литературное обозрение. 1977. № 1. С. 55-57.
28. Осьмухина О. Ю. «Набоков как воля и представление...»: Набоковский реминисцентный слой в российской прозе последних лет // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 49-52.
29. Павловцев М. Г. «Попытка новой формы»: два романа о «герое своего времени»: (А. С. Пушкин «Евгений Онегин» и А. Битов «Пушкинский дом») // Филологические традиции и современное литературное образование. М., 2002. С. 51-54.
30. Роднянская И. Б. К началу души: Мир детства в прозе А. Битова // Детская литература. 1988. № 2. С.19-22.
31. Роднянская И. Б. Новые сведения о человеке // Битов А. Г. Обоснованная ревность: Повести. М., 1998. С.6-20.
32. Роднянская И. Б. Преодоление опыта, или Двадцать лет странствий // Новый мир. 1994. № 8. С. 222-232.
33. Роднянская И. Б. По обе стороны одностороннего мира // Новый мир.
2009. № 1. С. 164-169.
34. Рыбальченко Т. Л. Мотив фотографии в прозе А. Битова // От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 178-191.
35. Рыбальченко Т. Л. О современном типе монологического романа // Проблемы метода и жанра. Вып. 18. Томск, 1994. С. 234-249.
36. Сухих И. Н. Сочинение на школьную тему: (1964-1971, 1978-... «Пушкинский дом» А. Битова) // Звезда. 2002. № 4. С. 224-234.
37. Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. С. 200-279.
38. Тяпугина Н. Ю. Поэтика времени в прозе А. Битова // Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра. Саратов, 2001. С. 252-262.
39. Хворостьянова Е. В. Лирика Андрея Битова: поэтика автоперевода // Русская литература. 2007. № 1. С. 87-103.
40. Хирш М. Основоположник постмодернистского направления в русской литературе: Обзор американской критики творчества Битова // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. С. 467-472.
41. Черняк М. А. «Сцепление времен»: Пушкин, Набоков, Битов // А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сборник докладов международная конференции. 15-18 апреля. 1999. СПб., 1999. С. 365-372.
42. Чэнсэс Э. «Жизнь в ветреную погоду» Битова: творческий процесс в жизни и в литературе // Русская литература XX века. СПб., 1993. С. 536-553.
43. Чансес Э. Экология вдохновения. СПб., 2006.
44. Шаравин А. В. «Природа города» в произведениях Ю. Трифонова, А. Битова, В. Маканина // Природа и человек в художественной литературе. Волгоград, 2001. C. 273-278.
45. Шеметова Т Г. Бог, пророк и герой в прозе А. Битова // Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. Улан-Удэ,
1999. С. 87-92.
46. Шмид В. Андрей Битов — мастер «островидения» // Шмид В. Проза как поэзия. СПб., 1994. С. 206-214.
47. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.
48. Яценко С. А. Творчество А. Битова в аспекте литературной традиции // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Томск, 2001. С. 238-241.
49. Chances E. «Sunny side up»: Creativity in Andrei Bitov's «Sun» // Canadian American Slavic studies. Irvine, 1988. V. 22. №1/4. P. 329-336.
50. Chances E. Authenticity as the tie that binds: Andrej Bitov's «Armenia lessons» // Russian literature. Amsterdam, 1990. V. 28. № 1. P. 1-10.
51. Nakhimovsky A. S. Looking back at paradise lost: The Russian nineteenth century in Andrei Bitov's «Pushkin house» // Russian literature triquart. Ann Arbour, 1989. № 22. P. 195-204.
52. Shaw K. Gender and identity in Andrei Bitov's «Bol'shoi shar» // Canadian American Slavic studies. Irvine, 1994. V. 28. № 1. P. 53-65.
Список общих работ по теории литературы; словари:
1. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.
2. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
3. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
5. Холшевников В. Е. Мысль, вооруженная рифмами. СПб., 1984.
6. Эткинд Е. Г. Материя стиха. Париж, 1985.
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.
8. Литературный Санкт-Петербург: ХХ век. Прозаики, поэты, драматурги, переводчики: В 2 т. / под ред. О.В. Богдановой. СПб., 2011.
Интервью:
1. Не посягай, или Соображение прозаика Андрея Битова о поэзии / беседу ведет Л. Калюжная // Литературная учеба. 1993. № 3. С. 66-68.
2. Интервью: Писатель, президент Российского ПЕН-клуба Андрей Битов // Портал-Кредо. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=90024&type(дата обращения: 13. 04. 2014).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ