Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры 8
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания
личности 8
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 13
1.3. Народная художественная культура как средство
патриотического воспитания младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины 31
2.1. Анализ передового педагогического опыта по
патриотическому воспитанию младших школьников 31
2.2. Методика патриотического воспитания младших школьников
средствами народной художественной культуры Белгородчины
2.3. Динамика формирования патриотизма
у младших школьников 46
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
В современных условиях, когда быстро меняются взгляды на различные аспекты жизни, особое значение приобретает пересмотр приоритетов в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова (Концепция) национальным приоритетом является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры, исходя из чего авторами определяется национальный воспитательный идеал - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (Данилюк, 2009, с. 5).
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отражены его основные направления среди которых: духовно-нравственное развитие и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России (Федеральный государственный..., 2010).
Исходя из вышеуказанных положений ФГОС НОО и Концепции становится очевидной актуализация проблем патриотического воспитания подрастающего поколения; и начинать формирование гражданской позиции, национальной идентичности, гражданской ответственности, умения продуктивно взаимодействовать с представителями других культур, жить и работать в системе диалога культур, начинать формирование духовно-нравственного отношения к окружающей действительности в целом на основе патриотизма современная школа призвана уже с первой ступени образования.
Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались корифеи отечественной педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др.; проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.
Развитие системы патриотического воспитания в нашей стране обусловливается исторической необходимостью защиты Отечества, подготовки к жизни и труду патриота, гражданина, интернационалиста. Эта система носит комплексный характер, т. е. формирование патриотического сознания людей различных возрастных категорий является функцией всех учебно-воспитательных учреждений и институтов.
Поворот научной мысли к всестороннему, нешаблонному анализу различных социальных явлений, которые все больше утверждаются в современном обществе, требует нового взгляда на теорию и практику патриотического воспитания. В сознании молодежи распространяется мнение о том, что «Родина там, где лучше». В семейном воспитании стали меньше почитаться родовые традиции, дети плохо ориентируются в истории родного края, не знают его прошлого, настоящего, не видят перспектив развития в будущем. Отдельные учебно-воспитательные организации серьезную, хорошо продуманную, систематическую работу по патриотическому воспитанию заменяют разовыми мероприятиями по случаю красных дат календаря. Не используются в полной мере возможности содержания образования (тексты художественных и публицистических произведений, исторические статьи, материалы краеведения и пр.). К недостаткам практики патриотического воспитания можно отнести отсутствие комплексности и преемственности.
Если соотнести сказанное выше с анализом современной международной обстановки, то становится очевидной актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи. Этим и объясняется пристальное внимание к интересующей нас проблеме философов, социологов, психологов, педагогов.
События последнего времени подтвердили что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Одним из мощных средств патриотического воспитания является народная художественная культура, приобщение младших школьников к истории и традициям родного края, национальному наследию предшествующих поколений. Народная художественная культура предоставляет возможность не только для обновления содержания, форм и методов работы с учащимися начальной ступени образования в связи с новыми положениями ФГОС НОО, но и успешно, эффективно интегрировать урочную и внеурочную деятельность школьников, превращая патриотическое воспитание средствами народной художественной культуры в единую полноценную систему. Социально-педагогическая значимость вопроса, его недостаточная разработанность в современных условиях, актуализировала проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины.
Организации исследования способствовала сформулированная нами гипотеза: патриотическое воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины может протекать эффективно, если:
- формы работы по патриотическому воспитанию будут носить интегрированный характер, то есть патриотическое воспитание будет осуществляться в виде системы урочных и внеурочных занятий;
- будут использованы возможности различных видов народной художественной культуры Белгородчины в развитии чувства патриотизма младших школьников: эмоциональность, красочность, насыщенность, национальный характер, символизм;
- младшие школьники будут вовлекаться в непосредственную практическую деятельность по созданию изделий в стиле народных художественных традиций Белгородчины.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность патриотического воспитания младших школьников.
2. Изучить возможности народной художественной культуры Белгородчины в воспитании чувства патриотизма у младших школьников.
3. Провести диагностику уровня воспитанности патриотизма у младших школьников.
4. Разработать систему урочных и внеурочных занятий, направленных на патриотическое воспитание младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ результатов детского творчества, количественная и качественная обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Беломестненская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры» рассматриваются сущность и содержание патриотического воспитания личности, особенности патриотического воспитания младших школьников, народная художественная культура как средство патриотического воспитания младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины» представлен анализ передового педагогического опыта по патриотическому воспитанию младших школьников, описана экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 51 источник.
В приложении представлены результаты диагностики, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
Проведенное исследование по проблеме патриотического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры Белгородчины позволило нам сделать следующие выводы:
1. Воспитание у детей чувства любви к своему Отечеству всегда было и остается одной из главных задач воспитания.
2. Начинать воспитывать патриотизм необходимо с ранних лет, когда чувства детей, их сознание так восприимчивы к воспитательным воздействиям.
3. Воспитывая патриотизм, учителю начальных классов нужно использовать разнообразные формы, методы и приемы работы, носящие интегрированный характер. Такая работа должна осуществляться систематически и целенаправленно.
4. Учитывая особенности восприятия младших школьников, необходимо широко использовать различные виды народного художественного творчества, различные аспекты народной художественной культуры региона.
5. Учителю следует помнить, что работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в системе, быть регулярной и продолжительной по времени, а полученные младшими школьниками знания должны быть реализованы в непосредственной предметно-практической деятельности. Только тогда будет достигнут желаемый результат.
В результате исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза: патриотическое воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры может протекать эффективно, если:
- формы работы по патриотическому воспитанию будут носить интегрированный характер, то есть патриотическое воспитание будет осуществляться в виде системы урочных и внеурочных занятий;
- будут использованы возможности различных видов народной художественной культуры Белгородчины в развитии чувства патриотизма младших школьников: эмоциональность, красочность, насыщенность, национальный характер, символизм;
- младшие школьники будут вовлекаться в непосредственную практическую деятельность по созданию изделий в стиле народных художественных традиций Белгородчины.
Проведение констатирующего и формирующего экспериментов позволило решить все поставленные в исследовании задачи. Контрольный эксперимент убедил нас в том, что значительно возрос интерес детей к родному краю: дети смелее стали выражать патриотические чувства, охотнее откликаются на участие в патриотической деятельности.
Знакомясь с родной культурой, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Выпускная квалификационная работа, проведенное в ее рамках исследование не претендует на окончательное решение интересующей нас проблемы, так как мы коснулись одного ее аспекта. В дальнейшей практической деятельности мы продолжим эту работу.
1. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций / А. Абрамов. -
Белгород: Белый город, 1998. - 96 с.
2. Аникин В. Русский фольклор / В. Аникин. - М.:ТЦ Сфера, 1993. - 124 с.
3. Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород: изд-во В.М. Шаповалова, 1993. - 96 с.
4. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя / А.А. Аронов. - М.: Просвщение, 1989. - 246 с.
5. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С.В. Бадмаева // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С.109-110.
6. Бакланова Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России / Т.И. Бакланова // Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции «Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях». - Белгород, 1995. - С. 9-18.
7. Басаргина А.А. Народные праздники в школе / А.А. Басаргина. - Курск: КГУ, 2000. - 126 с.
8. Богословский В.В. Общая психология / В.В. Богословский,А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1981. - 364 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.
Божович. - Москва - Воронеж, 1995. - 286 с.
10. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт / Ю.С. Васютин. - М.: Педагогика, 1984. - 328 с.
11. География Белгородской области. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1996. - 104 с.
12. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. - М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2003. - 605 с. - (Образование в документах и комментариях).
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
B. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 25 с.
14. Жуковская Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2005. - 246 с.
15. Забелин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забелин. - М.: Мысль, 1992. - 496 с.
16. Ильинская И.П. Народная художественная культура: чему учить и как учить в начальной школе / И.П. Ильинская // Духовно-нравственное воспитание общества и роль духовно-просветительских центров: в рамках IV Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» / Материалы международной научно-практической конференции / Отв. редакторы Л.В. Бурая, А.В. Репринцев. - Белгород - Старый Оскол: Изд-во КПЦ «РОСА», 2009. - 466 с. - С. 293 - 297.
17. Ильинская И.П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок / И.П. Ильинская // Начальная школа. - № 5. - 2008. -
C. 118- 124.
18. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.П. Ильинская. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.
19. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа /О.А. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 348 с.
20. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...:
практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г.А. Ковалева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.
21. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Н.М. Конжиев. - М.: Педагогика, 1986. - 146 с.
22. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. / А.С. Макаренко. - Т.2. / Под общ ред. А. Терновского. - М.: Правда, 1971. - 384 с.
23. Мудрик А.В. Проблемы управления процессом воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1971. - 246 с.
24. Кудрина Т.А. Культура современной деревни / Т.А. Кудрина. - М.: Мысль, 1980. - 254 с.
25. Лутовинов В.И. Патриотизм / В.И. Лутовинов// ОБЖ. - 1999. - №3. - С. 31-33.
26. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов// Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 576 с.
28. Мазыкина Н.В. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г. / Н.В. Музыкина // Внешкольник. - 2004. - № 3. - С. 6 -11.
29. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы / А.Н.
Мартынова. - М.: Современник, 1997. - 84 с.
30. Материалы свода памятников истории культуры РСФСР.
Белгородская область. - М.: Наука, 1980. - 426 с.
31. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика / Н.И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981. - 296 с.
32. Новая редакция Конституции РФ с изменениями на 2017 год / Конституция РФ 2017 [Офиц. сайт]. URL: http://constitutionrf.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).
33. Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу /М. Новицкая // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 11.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой - М.: Русский язык, 1998. - 756 с.
35. Осыков Б.И. Родное Белогорье. Учебное пособие по краеведению. - Харьков: изд-во Кентавр, 1997. - 84 с.
36. Петров В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера, 1998. - 144 с.
37. Петров В.М. Зимние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 128 с.
38. Петров В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 128 с.
39. Петров В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера 1999. - 128 с.
40. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С. 24-30.
41. Стручаева Т.М. Региональный опыт раннего знакомства детей с историей, культурой, краеведением / Т.М. Стручаева // Юдинские чтения 2002. Слово и образ. - Курск: КГПУ, 2002. - с. 165-170.
42. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Изд-во Радянська школа, 1973. - 346 с.
43. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании / К.Д. Ушинский //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
44. Фарафонова Н.Ю. История и краеведение Белогорья. Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста / Н.Ю. Фарафонова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 32 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 126 с.
46. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособ. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.
47. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника / В.Э. Чудновский. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
48. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание / В.С. Чудный. - М.: Просвещение, 1985. - 146 с.
49. Шадриков В.Д. О подготовке детей к школе / В.Д. Шадриков// Начальная школа. - 1998. - №2. - С.3.
50. Шатерникова Н.И. Белгородский музей народной культуры / Н.И. Шатерникова. - Белгород, 2003.
51. Элиасберг Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги / Н. Элиасберг // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 26-30.