ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования безопасного образа жизни у младших школьников 9
1.1. Сущность понятия «безопасный образ жизни» 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика возрастных
особенностей младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования безопасного
образа жизни у младших школьников 23
Глава 2. Содержание работы по формированию безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 30
2.1. Диагностика уровней сформированности безопасного
образа жизни у младших школьников 30
2.2. Формирование безопасного образа жизни у младших
школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте важное место занимают вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности. Введен в обращение новый термин «безопасный образ жизни»». Уровни интеграции безопасного образа жизни в жизнь учащихся от выполнения правил до формирования установок и ценностей есть в описании «портрета выпускника» начальной школы.
Безопасный образ жизни - это вошедшие в повседневную практику нормы и правила безопасного поведения, методы и средства их воплощения в жизнь. В отношении конкретной личности целесообразно использовать следующее определение, в соответствии с которым безопасный образ жизни человека - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему здоровьесберегающих ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение здоровья.
Согласно п. 19.7 ФГОС НОО, программа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни должна формировать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья .
Проблему формирования здорового образа жизни как фактора безопасности жизнедеятельности изучали Н.П. Абаскалова, И.Н. Немкова, О.В. Краснова. Л.Г. Ахметшина обосновала региональную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В.Д. Казаков разрабатывал вопросы формирования личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр. И.А. Халиуллин предложил современные методики обучения детей основам безопасности. A.M. Якупов изучал вопросы формирования у детей культуры поведения на транспорте.
Культура безопасности жизнедеятельности как компонент содержания образования включает в себя систему знаний, способы деятельности, ценностей, норм, правил безопасности. Основная функция - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.
В начальной школе крайне мало учебных часов, на которых рассматриваются вопросы безопасного образа жизни. Разовые мероприятия, классные часы, изучение отдельных тем в разных учебных дисциплинах не решают проблему формирования безопасного образа жизни. Необходима целенаправленная и систематическая работа, основу и стержень которой в начальной школе может и должен составлять курс «Окружающего мира». Поэтому разработка педагогических и методических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках «Окружающего мира» весьма актуальна и имеет практическое значение.
Проблема исследования: каковы педагогические и методические условия эффективного формирования безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: формирование безопасного образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические и методические условия эффективного формирования безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- систематизировать и закрепить знания о здоровье, условиях его со-хранения и безопасности;
- выработать умения вести безопасный образ жизни в процессе практической деятельности;
- воспитать ценностное отношение к своему здоровью.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы формирования безопасного образа жизни у младших школьников.
2. Сформулировать педагогические условия эффективного формирования безопасного образа жизни у младших школьников.
3. Провести диагностику уровней сформированности безопасного образа жизни у младших школьников.
4. Разработать систему уроков по предмету «Окружающий мир», направленную на формирование безопасного образа жизни у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу составили идеи о сущности безопасного образа жизни в следующих направлениях: в философско- социологическом (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, П.А. Виноградов и др.), медико-биологическом (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, П. Лисицын, В. П. Петленко и др.), психолого-педагогическом (М. Я. Виленский, В.М. Лабскир, Л.И. Лубышева и др.); идеи педагогической валеологии (Р.И. Айзман, Н.П. Абаскалова и др.); теории основ педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин и др.); труды о формировании безопасного образа жизни (Л.М. Аллакаева, Э.Н. Вайнер, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, Т. Ю. Никифорова, Е. Г. Новолодская, И.Н. Нотфуллин и др.); теории современных воспитательных систем (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман и др.).
В основу исследования легли следующие научные подходы: гуманистический (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский); культурологический (Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев); аксиологический (И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев); антропологический (А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, И.В. Ирхина, К.Д. Ушинский); личностно-
ориентированный (О.С. Газман, А.В. Мудрик, Л.Г. Татарникова, И.С. Якиманская); деятельностный (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев).
Методы научного исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Научная новизна исследования: впервые на нетрадиционных уроках «Окружающего мира» реализован комплекс педагогических условий, позволяющий повысить эффективность процесса формирования безопасного образа жизни у младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована система нетрадиционных уроков, позволяющая активно использовать информацию по безопасному образу жизни на уроках «Окружающего мира» для формирования прочных знаний о своем здоровье и его сохранению; умений вести безопасный образ жизни и ценностного отношения у младших школьников к своему здоровью.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27, г. Белгорода.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - теоретический анализ: на основе анализа литературных источников специальной литературы выявлено современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике формирования безопасного образа жизни у младших школьников; конкретизированы объект, предмет, цель, за-дачи и гипотеза исследования; определена его теоретико-методологическая основа и разработана система нетрадиционных уроков «Окружающего мира», направленная на формирование безопасного образа жизни младших
2 этап - экспериментальный: на констатирующем этапе, была проведена диагностика сформированности безопасного образа жизни у младших школьников. На формирующем этапе эксперимента были апробированы представленные в гипотезе педагогические условия и реализована система нетрадиционных уроков «Окружающего мира», обоснована правомерность сформулированных в гипотезе положений;
3 этап - заключительно-обобщающий: проведена обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных, полученных в ходе проверки разработанной системы экспериментальных уроков; сформулированы основные выводы и обобщения; закончено оформление выпускной квалификационной работы.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования, его научная новизна; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования безопасного образа жизни у младших школьников» рассмотрено понятие «безопасный образ жизни», раскрыта психолого-педагогическая характеристика особенностей младших школьников, выдвинуты педагогические условия формирования безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по пред-мету «Окружающий мир»
Во второй главе «Содержание работы по формированию безопасного образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» представлена методика экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов, а также представлена и описана система уроков «Окружающего мира», направленная на формирование безопасного образа жизни у младших
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Объем выпускной квалификационной работы 80 страниц. Она содержит 5 таблиц и 2 рисунка. Библиографический список включает 60 источников.
В рамках нашего исследования мы проанализировали различные подходы к понятию «безопасный образ жизни» и наиболее приемлемым, на наш взгляд является следующее определение «это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сфере различных деятельностей, отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья, способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности».
Безопасный образ жизни, это выполнение норм и правил безопасности в повседневной жизни человека, которая отражает его систему ценностей здоровья. Формирование безопасного образа жизни - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в воспитании младших школьников.
Анализ литературных источников показал, что уроки «Окружающего мира» дают возможность формирования и развития безопасного образа жизни. Они позволяют активно использовать информацию по безопасному образу жизни для формирования прочных знаний, в процессе преподавания всемерно использовать практическую деятельность на уроке, воспитывать ценностное отношение у младших школьников к своему здоровью. Поэтому нами была предложена следующая гипотеза исследования: формирование безопасного образа жизни у младших школьников будет эффективным, если:
-закрепить прочные знания о безопасном образе жизни у младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
-сформировать умения и навыки вести безопасный образ жизни у младших школьников в процессе практической деятельности на уроках «Окружающего мира»;
-воспитать ценностное отношение у младших школьников к своему образу жизни, используя возможности уроков «Окружающего мира».
Для оценки уровней сформированности безопасного образа жизни у детей мы провели диагностику, которая показала, что в экспериментальном классе у большинства школьников уровень безопасного образа жизни - средний.
На основе полученных данных нами была разработана система уроков по предмету «Окружающий мир», предполагающая две группы:
1. Уроки «Окружающего мира», направленные на формирование без-опасного поведения в условиях чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера по темам: «Город как среда обитания человека, Правила дорожного движения», «Огонь - друг, огонь - враг», «Правила безопасности дома (в помещении)», «Погодные условия и безопасность человека», «Безопасность на водоемах».
2. Затем мы провели нетрадиционные уроки, направленные на формирование здорового образа жизни: путешествие на тему: «Я и мое здоровье», деловая игра на тему: «Правила безопасного образа жизни», исследование на тему: «Вредные привычки, опасные для здоровья. Осторожно, сигареты, алкоголь, наркотики!».
В процессе этой работы активно следует включать материал в уроки, планомерно организовывали здоровьетворческую направленность в практической деятельности, ее взаимосвязь с учебным процессом и воспитывали на уроках «Окружающего мира» безопасный образ жизни.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию и развитию безопасного образа жизни на уроках «Окружающего мира» способствует значительному повышению безопасного образа жизни младших школьников. Эффективность формирования безопасного образа жизни у младших школьников зависит от соблюдения комплекса всех выдвинутых в гипотезе педагогических условий.
1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам без-опасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 144с.
2. Агаджанян Н.А. Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, Т.Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии: сб. науч. трудов. - М., 2014. - 345 с.
3. Агаджанян, Н.А. Экология человека/Н.А. Агаджанян. - М., 2014. - 183 с.
4. Алешина Л.И. Формирование мотивации безопасного образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки/Л.И. Алешина: Диссертация на соискание уч. Степ. Пед. Наук. - Волгоград, 2013. - 200 с.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Инфо-М, 2014. - 122 с.
6. Булгакова М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной
школе/ М.Б. Булгакова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №1. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na-urokah- vnachalnoy-shkole-i-vo-vneurochnoe-vremya(дата обращения: 20.04.2018).
7. Васильева О.С. Исследование представлений о безопасном образе жизни /О.С. Васильева, Е.В. Журавлева// Психологический вестник РГУ. - Ростов- на-Дону, 2012. - С. 420-429.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир «Начальная школа XXI» Концепция и
программы для начальных классов/Н.Ф. Виноградова. -М.: Просвещение,
2017. - 130 с.
9. Вишневский В.А. Здоровьесбрежение в школе: педагогические стратегии и технологии: монография/В.А. Вишневский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2012. - 270 с.
10. Волошина Л.Н. Формирование готовности и способности младшего школьника к деятельности по охране и укреплению здоровья: Культура физическая и здоровье/Л.Н. Волошина. - М., 2010. - № 1. - С. 8-13.
11. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с. - (Серия «Педагогика безопасности»). - URL: ййр://культура.педагогика-безопасности.рф/4/3 (дата обращения: 01.04.2018).
12. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. Наук/Т.Ю. Давыдова. - Тула, 2011. - 208 с.
13. Диканова Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию безопасного образа жизни младших школьников в условиях педагогического колледжа/Е.Г. Диканова: Диссертация на соиск. Степени канд. пед. наук. - Волгоград, 2012. - 182 с.
14. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие/В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2012. - 230 с.
15.Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки/В.Г. Запорожченко. - М.: Медицина, 2011. - 232 с.
16.Здоровье и образование: Материалы второй Всероссийской науч.-прак. конференции 25-26 марта 2007/ под ред. В.В. Колбанова. - СПб.: СПб ГУМП, 2012. - 166 с.
17.Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М., 2010. - 360 с.
18.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 2011. - 128с.
19. Иванова М.Г. Безопасный образ жизни как предмет исследования в психологии/М.Г. Иванова//Психологическая наука и образование. - М., 2016. - С.99 - 101.
20. Кетько С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности/ С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. - № 1. - 2010. - с. 56-60.
21. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике/Г.М. Коджаспирова. - М.: ИКцп Март, 2011. - 445 с.
22. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения/В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 2012. - 232с.
23. Колесников И.Д. Педагогика здоровья/И.Д. Колесников. - М.: Педагогика, 2010. - 288с.
24. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений/В.В. Краевский. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
25. Кузнецов В.И. Формирование безопасного образа жизни в процессе уроков «Окружающего мира» в начальной школе: Учеб.-метод. Пособие. - Чита: ЗабГГПУ, 2012. - 168 с.
26. Кузнецов В.С. Воспитание безопасного образа жизни на уроках «Окружающего мира» в начальной школе/В.С. Кузнецов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2012. - 272 с.
27. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования безопасного образа жизни школьников: Методическое пособие/Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 139с.
28. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения/Ю.П. Лисицын. - М.:Просвещение, 2013. - 140 с.
29. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. - 672 с.
30. Манжелей И.В. Педагогические модели развития безопасного образа жизни/И.В. Манжелей// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. - 2014. - №4. - С. 2-9.
31. Митяева А.Н. Психолого-педагогические условия становления безопасного образа жизни младших школьникв: Диссертация на соиск. Уч. Степ. Канд. Пед. Наук. - Орел, 2013. - 209 с.
32. Педагогика /Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 230 с.
33. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2012. - 640 с.
34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2010. - 608с.
35. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе современной школы // МНКО. - 2013. - №6 (43). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy- vobrazovatelnom-protsesse-sovremennoy-shkoly(дата обращения: 20.04.2018).
36. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 178 с.
37. Плешаков А.А. Окружающий мир «Школа России» Концепция и программы для начальных классов/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
38. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высших учебных заведений: в 2 кн./ И.П. Подласый - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. - Кн. 1: Общие основы процесса обучения. - 576 с.
39. Понедельник С.В. Формирование безопасного образа жизни младшего школьника в системе школьного образования /С.В. Понедельник// Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 132-133.
40. Поташник М.М. Уроки «Окружающего мира», как основа воспитания культуры здоровья/М.М. Поташник. - М.:Просвещение, 2014. - №4. - С. 22-28.
41. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 232 с.
42. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - 4¬е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 311 с.
43. Ратенко, С. Е. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде //
Концепт. - 2015. - №S7. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschietehnologii-v- obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 20.04.2018).
44. Ротенберг Р.М. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Р.М. Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 592с.
45. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 2000. - 41с.
46. Савина Ф.К. Педагогические технологии Педагогические системы в школе и вузе: технология и управление: Тезисы докладов/Ф.К. Савина. - Волгоград: 2013, ч. 1. - С. 3-10.
47. Склянова, Н.А. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Н.А. Склянова, И.В. Плющ, Н.Н. Шеле-
гин//Сибирский учитель - 2009 - № 4 - С. 10-14
48. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
49. Сократов Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Н.В. Сократов. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. - 364с.
50. Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2011. - №12. - С.13-15.
51. Студеникин М.Я. Книга о безопасном образе жизни детей. 3-е издание, исправленное и дополненное/М.Я. Студеникин. - М.: Медицина, 2011. - 240с.
52. Татарникова Н.С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие/Н.С. Татарникова. - Н. Новгород, 2014. - 180 с.
53. Тихвинский С.Б. Валеология начальной школы/С.Б. Тихвинский: Словарь. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 248с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 34 с.
55. Царегородцев Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно¬
технического прогресса/Г.И. Царенгородцев// Диалектика в науке, природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 2011. - С. 409- 414.
56. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения/В.Д. Шадри- ков. - М.: Логос, 2013. -210 с.
57. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты/А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2013. - 134 с.
58. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М. : Пед. общество России, 2008. - 249 с.
59. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2011. - 365 с.
60. Ячменникова, Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-
nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.04.2018).