ТРИМОРФИЗМ В ОБРАЗЕ И КУЛЬТЕ ГРЕЧЕСКОЙ БОГИНИ ГЕКАТЫ
|
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Место Гекаты в общественном сознании древних греков 29
1.1. История возникновение культа, родословная Гекаты 29
1.2. Функционал и атрибутика богини Гекаты, ее прообразы 42
Глава 2. Триморфизм Гекаты и ее культ 61
2.1. Триморфизм Гекаты в античной письменной традиции 61
2.2. Отправление культа Гекаты 82
Заключение 98
Библиографический список 102
Список сокращений 117
Введение 3
Глава 1. Место Гекаты в общественном сознании древних греков 29
1.1. История возникновение культа, родословная Гекаты 29
1.2. Функционал и атрибутика богини Гекаты, ее прообразы 42
Глава 2. Триморфизм Гекаты и ее культ 61
2.1. Триморфизм Гекаты в античной письменной традиции 61
2.2. Отправление культа Гекаты 82
Заключение 98
Библиографический список 102
Список сокращений 117
Актуальность. История культа Гекаты, как одного из древнейших на территории побережья Средиземного моря, на протяжение долгого времени являющегося одним из основных женских божественных культов на территории Древней Греции и Рима, а так же ряда других государственных образований до эллинистического времени, очень интересна для изучения.
Исследование уникальной атрибутики, обрядовой деятельности и образов Гекаты, которые оказались распространены от Азии до Аппенинского полуострова, и вобравших в себя целый массив различных посторонних обрядов и поверий показывает насколько важно исследование отдельных древних культов для понимания менталитета и формирования четкой картины системы верований на различных этапах развития человечества. Тем более, следует отметить, что отдельные атрибуты, символика мифов, связанных с Гекатой - трансформировались и развивались даже после отмирания языческого мира Греции и Рима.
Уникальный пример гибкости, восприимчивости культа Гекаты к местным традициям и обрядам, а так же её большое распространение по всей территории цивилизованного мира в архаический период, темное время, классический и эллинистический периоды - позволяет исследователям не только узнать о верованиях, связанных с богиней, но и о характере отправления других посторонних культов в различных регионах и областях.
Огромное значение имеет то, что, пожалуй, Геката самое «отождествляемое» божество из греческого пантеона, включающая или имеющая атрибуты, идентичные другим женским божествам. А это значит, что изучая вопросы, связанные с культом Гекаты, можно использовать подобные исследования в сфере изучения многих других культов, что является очень важным подспорьем для изучения верований древних греков в целом и составления общей картины их религиозной жизни. Так же, учитывая, что Гекате в отдельных географических локусах приписывали черты знаменитых правительниц, исследование отдельных местных традиций её описания и изображений - помогает пролить свет на образы исторических деятелей. А обрядовая часть, содержащаяся во многих источниках авторов-современников - помогает дать характеристику не только религиозной но и досуговой части жизни древних греков, так как масса представлений: музыкальных, театральных - имели прямую связь с календарем и отправлением обрядов культа Гекаты.
Так же, актуальным является изучение тройственности культа Гекаты, так как именно данная особенность раскрывает весь функционал богини и её связи и пересечений с культами других женских божеств Древней Греции.
Целью данного исследования является попытка определить место культа Гекаты в древнегреческой религиозной картине мира и сущность понятия «триморфизм» для данной богини на основании анализа общих и частных тенденций изменения культа в его атрибутике, символике и космогонической составляющих.
Задачами данного исследования является:
1. Проследить историю возникновения культа Гекаты, а так же развитие её родословной в теогонии древних греков.
2. Выявить функциональные особенности божества Геката у древних греков, характеристику прообразов богини и её атрибутику.
3. Исследовать триморфизм Гекаты на основе описаний образа богини и её деятельности в античных источниках.
4. Выявить особенности отправления культа Гекаты - общие и специфические, в зависимости от географической области.
Объект исследования: религия и мифология Древней Греции.
Предмет исследования: генезис и динамика образа и культа Гекаты.
Хронологические рамки исследования. Нижней границей исследования является первое упоминание о Гекате, которое было сделано ок. VII в. до н.э. в произведении Гесиода - начиная с этого периода можно брать отсчет официального использования понятия «тройственная богиня» и имени «Геката», соотносимого с общим образом божества. Также, в работе дается оценка гипотезы о зарождении самого культа Гекаты, как богини сельскохозяйственного цикла в неолитическое время, характерного для области Анатолия. Однако основная часть исследования посвящена периоду с середины V в. до н.э. - I в. н.э. - периода активного развития культа - именно тогда составляется основная масса источников, в которых присутствует упоминание о Гекате. Учитывая то, что культ Гекаты развивался и трансформировался со временем, мы так же можем сказать, что самой верхней границей является IV в. н.э. по границе, когда был создан последний из рассматриваемых источников - записки Сервия.
Географические рамки исследования: Данное исследование содержит три уровня географического охвата. Первый - включает в себя территорию от центральной Азии и охватывает побережье Средиземного моря, так как на данной обширной геолокации сосредоточены места поклонения Г екате, либо проживали народы, в верованиях которых четко прослеживаются культы с аналогичной атрибутикой. Второй уровень представляют конкретно греческие и, впоследствии римские города и территории, так как именно на них культ Гекаты сохранился в наиболее неизмененном виде и имел определенную преемственность. Третий, более узкий уровень, включает конкретно территорию Древней Греции, условно очерченную границами в эллинистическое время, так как большинство основных вопросов, связанных с атрибутикой и обрядовыми вопросами, связанными с Гекатой, в силу тематики нашего исследования - связаны именно с данной геолокацией.
Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход (О. Шпенглер1, А. Тойнби2, К. Ясперс и др.), поскольку именно религиозную и мифологическую составляющую его теоретики полагали основой цивилизации. Наиболее важным является рассмотрение культа Гекаты в исследуемый период преимущественно на предмет общеисторической и социокультурной модели. В первом случае подход применим для рассмотрения фактологической части - подборки всех значимых фактов отправления культа Гекаты, выражающемся в материальных памятниках прошлого. В этом случае, источники анализируются на наличие географических локусов, мест построек храмов, описании общества, в котором поклонялись божеству. Для данного анализа наиболее подходят представленные в нашей работе источники географического и обзорного характера по Греции эллинистического периода. Для более глубокой проработки данной части модели следует привлекать мнение и выражение отношения к культу Гекаты современников через опосредованную в литературных произведениях реальность. Во втором случае социокультурного анализа на первый план выходит изучение процессов трансформации культа и образа Гекаты во времени за указанный промежуток времени.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют также принцип системности, позволяющий подробно рассмотреть и проанализировать фактологический материал, как в частных случаях, так и в целом, а так же логически выдержать структуру и функциональные особенности предмета исследования. Принцип позволяет оценить все его стороны и факторы, влияющие на тот или иной процесс в истории, глубоко исследовать все причинно-следственные связи, встроив их в органичную единую концепцию. Так же соблюдается принцип историзма, то есть рассмотрение всех событий в исторической обусловленности и взаимосвязи; принцип объективности, использование которого предполагает, что все привлеченные источники и массив фактологии, после тщательного анализа могут помочь воссоздать настоящую картину исторического прошлого. Комплексный анализ источников как непременное условие исторического познания дает возможность извлекать достоверную информацию и уточнять общую историю и эволюцию культа Гекаты за исследуемый нами период.
В работе также использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное, мифологическое и религиозное наследие античности. Здесь следует отметить то, что учитывая специфику работы, а именно - исследование проявления одной из сторон религиозного опыта и верований античности, касающихся культа Гекаты, мы вынуждены были обратить и к методам изучения религии (Г. Хакен, М. С. Каган, Х.-Г. Гадаме, Э. Гусерль и др.).
В силу того, что работа носит характер изучения наиболее объективной реальности через изучение исторических источников, нами был исключен теологический метод, как способ познания через веру. Философский метод так же был исключен, так как работа, прежде всего, направлена на изучение повседневного опыта восприятия Гекаты в античности. Мы использовали научный метод в религиоведении, для выявления особых черт, характеристик, объективных данных связанных с религиозной деятельностью человека. Таким образом, был проведен анализ именно содержательной части культа - атрибутов, символики, образа Гекаты в литературных и археологических памятниках древности.
В данной связи, мы руководствовались методом реконструкции утраченных культовых явлений и воззрений, анализом текстов документов религиозного или литературного характера. Частично нами использован метод сопоставления утверждений различных религиозных конфессий в части исследования, посвященной сравнениям некоторых языковых понятий и схожих обрядов у различных народов, как, например, у народов центральной Азии и Древней Греции, а так же в части работы, где описываются наиболее интересные гипотезы возникновения и развития культа Гекаты.
В отношении нашей работы большим эвристическим потенциалом обладает сравнительно-исторический метод как способ выявления от частного к общему наиболее привычного обобщенного триединой богини Гекаты после анализа отдельных ее культов в различных областях Древней Греции.
Для эффективного анализа исторических источников, которые были нами исследованы, и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода к источникам.
Методы историко-филологического анализа (лексико-терминологический, герменевтический), способствующие адекватной интерпретации текстов, выявления подтекстов и «скрытых смыслов».
Активно использовался анализ археологических данных, накопленных в результате долговременных археологических изысканий и обнародованных в зарубежной историографии. Этот массив был использован во второй главе в части определения отправления культа Гекаты по различным областям Древней Греции. Эти данные в отдельных областях исследования впервые сопоставлялись с данными письменных источников.
Метод диахронизма используется при упорядочении и разделении свидетельств отправления культа Гекаты в течение исследуемого периода в различных удаленных географически друг от друга областях Греции.
Общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения, с помощью которых нам удалось собрать воедино и проанализировать основные свидетельства отправления культа Гекаты и проследить, как менялся обобщенный нами наиболее типичный для большинства античных географических локусов - образ троичной богини.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Источники. В процессе подготовки данной работы нами был отобран комплекс источников по заданной тематике. Интерес для исследования, в первую очередь, представляли сочинения следующих античных авторов: Гесиода, Аристофана, Еврипида, Апполония Родосского, Плутарха, Софокла, Павсания, Феокрита, Ликофрона, Пиндара, Эсхила, Страбона. Данные авторы и их произведения являются важнейшими источниками по нашей проблеме, так как на основе их творчества можно выявить атрибуты, описания мистерий и суть троичности образа Гекаты на территории Греции, не только виде описаний конкретных примеров отправления культа богини и географических локусов, где она была популярна, но и в виде литературных произведений и описаний праздников, что помогает раскрыть сущность Гекаты в сознании древних греков.
Исследование уникальной атрибутики, обрядовой деятельности и образов Гекаты, которые оказались распространены от Азии до Аппенинского полуострова, и вобравших в себя целый массив различных посторонних обрядов и поверий показывает насколько важно исследование отдельных древних культов для понимания менталитета и формирования четкой картины системы верований на различных этапах развития человечества. Тем более, следует отметить, что отдельные атрибуты, символика мифов, связанных с Гекатой - трансформировались и развивались даже после отмирания языческого мира Греции и Рима.
Уникальный пример гибкости, восприимчивости культа Гекаты к местным традициям и обрядам, а так же её большое распространение по всей территории цивилизованного мира в архаический период, темное время, классический и эллинистический периоды - позволяет исследователям не только узнать о верованиях, связанных с богиней, но и о характере отправления других посторонних культов в различных регионах и областях.
Огромное значение имеет то, что, пожалуй, Геката самое «отождествляемое» божество из греческого пантеона, включающая или имеющая атрибуты, идентичные другим женским божествам. А это значит, что изучая вопросы, связанные с культом Гекаты, можно использовать подобные исследования в сфере изучения многих других культов, что является очень важным подспорьем для изучения верований древних греков в целом и составления общей картины их религиозной жизни. Так же, учитывая, что Гекате в отдельных географических локусах приписывали черты знаменитых правительниц, исследование отдельных местных традиций её описания и изображений - помогает пролить свет на образы исторических деятелей. А обрядовая часть, содержащаяся во многих источниках авторов-современников - помогает дать характеристику не только религиозной но и досуговой части жизни древних греков, так как масса представлений: музыкальных, театральных - имели прямую связь с календарем и отправлением обрядов культа Гекаты.
Так же, актуальным является изучение тройственности культа Гекаты, так как именно данная особенность раскрывает весь функционал богини и её связи и пересечений с культами других женских божеств Древней Греции.
Целью данного исследования является попытка определить место культа Гекаты в древнегреческой религиозной картине мира и сущность понятия «триморфизм» для данной богини на основании анализа общих и частных тенденций изменения культа в его атрибутике, символике и космогонической составляющих.
Задачами данного исследования является:
1. Проследить историю возникновения культа Гекаты, а так же развитие её родословной в теогонии древних греков.
2. Выявить функциональные особенности божества Геката у древних греков, характеристику прообразов богини и её атрибутику.
3. Исследовать триморфизм Гекаты на основе описаний образа богини и её деятельности в античных источниках.
4. Выявить особенности отправления культа Гекаты - общие и специфические, в зависимости от географической области.
Объект исследования: религия и мифология Древней Греции.
Предмет исследования: генезис и динамика образа и культа Гекаты.
Хронологические рамки исследования. Нижней границей исследования является первое упоминание о Гекате, которое было сделано ок. VII в. до н.э. в произведении Гесиода - начиная с этого периода можно брать отсчет официального использования понятия «тройственная богиня» и имени «Геката», соотносимого с общим образом божества. Также, в работе дается оценка гипотезы о зарождении самого культа Гекаты, как богини сельскохозяйственного цикла в неолитическое время, характерного для области Анатолия. Однако основная часть исследования посвящена периоду с середины V в. до н.э. - I в. н.э. - периода активного развития культа - именно тогда составляется основная масса источников, в которых присутствует упоминание о Гекате. Учитывая то, что культ Гекаты развивался и трансформировался со временем, мы так же можем сказать, что самой верхней границей является IV в. н.э. по границе, когда был создан последний из рассматриваемых источников - записки Сервия.
Географические рамки исследования: Данное исследование содержит три уровня географического охвата. Первый - включает в себя территорию от центральной Азии и охватывает побережье Средиземного моря, так как на данной обширной геолокации сосредоточены места поклонения Г екате, либо проживали народы, в верованиях которых четко прослеживаются культы с аналогичной атрибутикой. Второй уровень представляют конкретно греческие и, впоследствии римские города и территории, так как именно на них культ Гекаты сохранился в наиболее неизмененном виде и имел определенную преемственность. Третий, более узкий уровень, включает конкретно территорию Древней Греции, условно очерченную границами в эллинистическое время, так как большинство основных вопросов, связанных с атрибутикой и обрядовыми вопросами, связанными с Гекатой, в силу тематики нашего исследования - связаны именно с данной геолокацией.
Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход (О. Шпенглер1, А. Тойнби2, К. Ясперс и др.), поскольку именно религиозную и мифологическую составляющую его теоретики полагали основой цивилизации. Наиболее важным является рассмотрение культа Гекаты в исследуемый период преимущественно на предмет общеисторической и социокультурной модели. В первом случае подход применим для рассмотрения фактологической части - подборки всех значимых фактов отправления культа Гекаты, выражающемся в материальных памятниках прошлого. В этом случае, источники анализируются на наличие географических локусов, мест построек храмов, описании общества, в котором поклонялись божеству. Для данного анализа наиболее подходят представленные в нашей работе источники географического и обзорного характера по Греции эллинистического периода. Для более глубокой проработки данной части модели следует привлекать мнение и выражение отношения к культу Гекаты современников через опосредованную в литературных произведениях реальность. Во втором случае социокультурного анализа на первый план выходит изучение процессов трансформации культа и образа Гекаты во времени за указанный промежуток времени.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют также принцип системности, позволяющий подробно рассмотреть и проанализировать фактологический материал, как в частных случаях, так и в целом, а так же логически выдержать структуру и функциональные особенности предмета исследования. Принцип позволяет оценить все его стороны и факторы, влияющие на тот или иной процесс в истории, глубоко исследовать все причинно-следственные связи, встроив их в органичную единую концепцию. Так же соблюдается принцип историзма, то есть рассмотрение всех событий в исторической обусловленности и взаимосвязи; принцип объективности, использование которого предполагает, что все привлеченные источники и массив фактологии, после тщательного анализа могут помочь воссоздать настоящую картину исторического прошлого. Комплексный анализ источников как непременное условие исторического познания дает возможность извлекать достоверную информацию и уточнять общую историю и эволюцию культа Гекаты за исследуемый нами период.
В работе также использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное, мифологическое и религиозное наследие античности. Здесь следует отметить то, что учитывая специфику работы, а именно - исследование проявления одной из сторон религиозного опыта и верований античности, касающихся культа Гекаты, мы вынуждены были обратить и к методам изучения религии (Г. Хакен, М. С. Каган, Х.-Г. Гадаме, Э. Гусерль и др.).
В силу того, что работа носит характер изучения наиболее объективной реальности через изучение исторических источников, нами был исключен теологический метод, как способ познания через веру. Философский метод так же был исключен, так как работа, прежде всего, направлена на изучение повседневного опыта восприятия Гекаты в античности. Мы использовали научный метод в религиоведении, для выявления особых черт, характеристик, объективных данных связанных с религиозной деятельностью человека. Таким образом, был проведен анализ именно содержательной части культа - атрибутов, символики, образа Гекаты в литературных и археологических памятниках древности.
В данной связи, мы руководствовались методом реконструкции утраченных культовых явлений и воззрений, анализом текстов документов религиозного или литературного характера. Частично нами использован метод сопоставления утверждений различных религиозных конфессий в части исследования, посвященной сравнениям некоторых языковых понятий и схожих обрядов у различных народов, как, например, у народов центральной Азии и Древней Греции, а так же в части работы, где описываются наиболее интересные гипотезы возникновения и развития культа Гекаты.
В отношении нашей работы большим эвристическим потенциалом обладает сравнительно-исторический метод как способ выявления от частного к общему наиболее привычного обобщенного триединой богини Гекаты после анализа отдельных ее культов в различных областях Древней Греции.
Для эффективного анализа исторических источников, которые были нами исследованы, и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода к источникам.
Методы историко-филологического анализа (лексико-терминологический, герменевтический), способствующие адекватной интерпретации текстов, выявления подтекстов и «скрытых смыслов».
Активно использовался анализ археологических данных, накопленных в результате долговременных археологических изысканий и обнародованных в зарубежной историографии. Этот массив был использован во второй главе в части определения отправления культа Гекаты по различным областям Древней Греции. Эти данные в отдельных областях исследования впервые сопоставлялись с данными письменных источников.
Метод диахронизма используется при упорядочении и разделении свидетельств отправления культа Гекаты в течение исследуемого периода в различных удаленных географически друг от друга областях Греции.
Общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения, с помощью которых нам удалось собрать воедино и проанализировать основные свидетельства отправления культа Гекаты и проследить, как менялся обобщенный нами наиболее типичный для большинства античных географических локусов - образ троичной богини.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Источники. В процессе подготовки данной работы нами был отобран комплекс источников по заданной тематике. Интерес для исследования, в первую очередь, представляли сочинения следующих античных авторов: Гесиода, Аристофана, Еврипида, Апполония Родосского, Плутарха, Софокла, Павсания, Феокрита, Ликофрона, Пиндара, Эсхила, Страбона. Данные авторы и их произведения являются важнейшими источниками по нашей проблеме, так как на основе их творчества можно выявить атрибуты, описания мистерий и суть троичности образа Гекаты на территории Греции, не только виде описаний конкретных примеров отправления культа богини и географических локусов, где она была популярна, но и в виде литературных произведений и описаний праздников, что помогает раскрыть сущность Гекаты в сознании древних греков.
Исходя из поставленных задач и положений, выносимых на защиту, можно сделать следующие выводы.
Как мы могли убедиться по многочисленным пересечениям отдельных морфологических и культовых признаков верований, связанных с Гекатой - данный культ был известен за пределами Малой Азии - места, традиционно считающегося родиной верования. Есть основания полагать, что в Карию культ Гекаты пришел из центральной Азии, где был распространен в виде сельскохозяйственного божества еще в более раннее время.
В греческой же традиции, по первичной космогонии, Геката была наряду с другими очень востребованными и почитаемыми божествами, о чем свидетельствуют в своих произведениях многие авторы. По-видимому, Геката изначально имела функциональные черты сразу нескольких греческих богинь - Артемиды, Деметры, Персефоны, иногда Афродиты. В процессе усложнения пантеона греков и появления более четких характеристик и особенностей каждого из богов, Геката стала изображаться в трех ипостасях.
Геката имела в разное время примерно от восьми до двенадцати (при более мелком дроблении) ипостасей-функционалов, отражающих конкретно-прикладные особенности. Некоторые из них характеризуют профессионально-процессуальные особенности, как например Геката- «медсестра», Геката - хранительница дорог. Некоторые - носили скорее философский и ярко космогонический характер - Геката - Крона.
Во многом на образ Гекаты повлияла именно хтоническая ипостась, что привело к постепенной демонизации образа богини в конце эллинистического времени. Ей приписывали покровительство колдовству и ведовству. Именно в таком виде Геката уже перешла в римскую традицию, где прочно заняла место ночного божества, в то время как более солярный пантеон греков не предполагал в большинстве случаев отправления культа - обязательность её «лунных» характеристик.
Ипостаси Гекаты носили, пожалуй, наиболее ранжированные по качественному содержанию уровни, начиная от профессионально или деятельностно-направленных, и кончая чисто космогоническими и мифологическими образами.
Идея триморфичности богини не исчезла в процессе потери ею некоторых функциональных атрибутов и окончательного разделения её на других женских божеств - в верованиях греков просто сокращалось количество малых деятельностных функционалов, постепенно приходя к преимущественно хтоническим характеристикам, дорожным, временным.
В римской традиции, в отличие от греческой, троичность прослеживалась довольно четко всегда, но акцент делался на облике богини как троичности фаз луны.
Следует отметить, что Геката в период развития классической литературной греческой мысли - стала символом некоторых царствующих женщин, а так же одним из ключевых образов в греческих комедиях и трагедиях. В литературных произведениях под ее покровительством было темное начало и женское жречество.
Троичность Гекаты имеет несколько плоскостей - вертикальную и горизонтальную. Для вертикальной - характерна четкая направленность небо-земля-подземный мир. При этом данная концепция, скорее, римская по своей распространенности. А вот горизонтальная троичность относится больше к греческим поверьям, когда сочетаются богини, имеющие схожий функционал.
Триморфичность Гекаты может носить неярко выраженный характер. Наиболее часто встречающаяся троичная форма - вертикальная. И относится она к концу эллинистического времени в Греции, а также характер для римского эпоса и отправления культа. Чаще всего это Луна - Диана, Деметра, Артемида - Персефона, Прозерпина. Так же нужно отметить, что третья ипостась Гекаты как властительницы подземного мира и олицетворения неотвратимости конца жизни - встречается чаще всего. В отношении горизонтальной многоликости богини нужно сказать, что зачастую одна из её ипостасей неярко выражена, либо имеет практически сходный характер, например Артемида - Геката в северных областях Греции не сильно различается с Гекатой просто в Ионии.
Собирательный образ Гекаты, по различным областям Греции, следующий: женщина с красными ногами, имеющая плеть и кнут, в некоторых случаях ключ, основными жертвами для нее были собаки, которые так же сопровождали богиню повсюду по поверьям. Мать, время, спутница, охранительница, медсестра (имеется в виду, вспомоществование при родах), смерть, ключница - вот её эпитеты.
Мистерии проходили с массовой экзальтацией женщин, боями зверей, факельными шествиями. Троичности обычно выражалась визуально в столбах на дорогах, представляющими собой три лика. Также, существовали отдельные факты установления трехликих статуй.
По всем областям Греции неизменными являлись несколько традиций: отождествление правящих женщин с Гекатой или Медеей - её жреческим литературным прообразом, явная хтоническая, временная, и охранительно - дорожная направленность культа.
Сильное различие наблюдалось в устройстве храмов - здесь археологические данные свидетельствуют о наличии и крупных храмов и домовых святилищ и просто жертвенных ям. Для народов побережий и Ионии характерны жертвоприношения и мистерии в пещерах у моря.
Идея триморфичности Гекаты в Греции, в основном, находилась в повседневном сознании людей, а материально отображалась в большинстве случаев только одна из её функций - Гекаты-охранительницы дорог. Именно поэтому находки археологов изобилуют дорожными столбами с изображением троичной богини, как в материале греческой культуры, так и римской.
Аморфный образ Гекаты, окончательно потерял свои рамки в III в н.э. и претерпел много трансформаций вплоть до места в демонологии схоластиков. На данный момент видится необходимость ввода новых типов источников для изучения роли отправления культа Гекаты и изучения ее оберегов в повседневной жизни древних греков.
Как мы могли убедиться по многочисленным пересечениям отдельных морфологических и культовых признаков верований, связанных с Гекатой - данный культ был известен за пределами Малой Азии - места, традиционно считающегося родиной верования. Есть основания полагать, что в Карию культ Гекаты пришел из центральной Азии, где был распространен в виде сельскохозяйственного божества еще в более раннее время.
В греческой же традиции, по первичной космогонии, Геката была наряду с другими очень востребованными и почитаемыми божествами, о чем свидетельствуют в своих произведениях многие авторы. По-видимому, Геката изначально имела функциональные черты сразу нескольких греческих богинь - Артемиды, Деметры, Персефоны, иногда Афродиты. В процессе усложнения пантеона греков и появления более четких характеристик и особенностей каждого из богов, Геката стала изображаться в трех ипостасях.
Геката имела в разное время примерно от восьми до двенадцати (при более мелком дроблении) ипостасей-функционалов, отражающих конкретно-прикладные особенности. Некоторые из них характеризуют профессионально-процессуальные особенности, как например Геката- «медсестра», Геката - хранительница дорог. Некоторые - носили скорее философский и ярко космогонический характер - Геката - Крона.
Во многом на образ Гекаты повлияла именно хтоническая ипостась, что привело к постепенной демонизации образа богини в конце эллинистического времени. Ей приписывали покровительство колдовству и ведовству. Именно в таком виде Геката уже перешла в римскую традицию, где прочно заняла место ночного божества, в то время как более солярный пантеон греков не предполагал в большинстве случаев отправления культа - обязательность её «лунных» характеристик.
Ипостаси Гекаты носили, пожалуй, наиболее ранжированные по качественному содержанию уровни, начиная от профессионально или деятельностно-направленных, и кончая чисто космогоническими и мифологическими образами.
Идея триморфичности богини не исчезла в процессе потери ею некоторых функциональных атрибутов и окончательного разделения её на других женских божеств - в верованиях греков просто сокращалось количество малых деятельностных функционалов, постепенно приходя к преимущественно хтоническим характеристикам, дорожным, временным.
В римской традиции, в отличие от греческой, троичность прослеживалась довольно четко всегда, но акцент делался на облике богини как троичности фаз луны.
Следует отметить, что Геката в период развития классической литературной греческой мысли - стала символом некоторых царствующих женщин, а так же одним из ключевых образов в греческих комедиях и трагедиях. В литературных произведениях под ее покровительством было темное начало и женское жречество.
Троичность Гекаты имеет несколько плоскостей - вертикальную и горизонтальную. Для вертикальной - характерна четкая направленность небо-земля-подземный мир. При этом данная концепция, скорее, римская по своей распространенности. А вот горизонтальная троичность относится больше к греческим поверьям, когда сочетаются богини, имеющие схожий функционал.
Триморфичность Гекаты может носить неярко выраженный характер. Наиболее часто встречающаяся троичная форма - вертикальная. И относится она к концу эллинистического времени в Греции, а также характер для римского эпоса и отправления культа. Чаще всего это Луна - Диана, Деметра, Артемида - Персефона, Прозерпина. Так же нужно отметить, что третья ипостась Гекаты как властительницы подземного мира и олицетворения неотвратимости конца жизни - встречается чаще всего. В отношении горизонтальной многоликости богини нужно сказать, что зачастую одна из её ипостасей неярко выражена, либо имеет практически сходный характер, например Артемида - Геката в северных областях Греции не сильно различается с Гекатой просто в Ионии.
Собирательный образ Гекаты, по различным областям Греции, следующий: женщина с красными ногами, имеющая плеть и кнут, в некоторых случаях ключ, основными жертвами для нее были собаки, которые так же сопровождали богиню повсюду по поверьям. Мать, время, спутница, охранительница, медсестра (имеется в виду, вспомоществование при родах), смерть, ключница - вот её эпитеты.
Мистерии проходили с массовой экзальтацией женщин, боями зверей, факельными шествиями. Троичности обычно выражалась визуально в столбах на дорогах, представляющими собой три лика. Также, существовали отдельные факты установления трехликих статуй.
По всем областям Греции неизменными являлись несколько традиций: отождествление правящих женщин с Гекатой или Медеей - её жреческим литературным прообразом, явная хтоническая, временная, и охранительно - дорожная направленность культа.
Сильное различие наблюдалось в устройстве храмов - здесь археологические данные свидетельствуют о наличии и крупных храмов и домовых святилищ и просто жертвенных ям. Для народов побережий и Ионии характерны жертвоприношения и мистерии в пещерах у моря.
Идея триморфичности Гекаты в Греции, в основном, находилась в повседневном сознании людей, а материально отображалась в большинстве случаев только одна из её функций - Гекаты-охранительницы дорог. Именно поэтому находки археологов изобилуют дорожными столбами с изображением троичной богини, как в материале греческой культуры, так и римской.
Аморфный образ Гекаты, окончательно потерял свои рамки в III в н.э. и претерпел много трансформаций вплоть до места в демонологии схоластиков. На данный момент видится необходимость ввода новых типов источников для изучения роли отправления культа Гекаты и изучения ее оберегов в повседневной жизни древних греков.
Подобные работы
- ТРИМОРФИЗМ В ОБРАЗЕ И КУЛЬТЕ ГРЕЧЕСКОЙ БОГИНИ
ГЕКАТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



