Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙКТИЧЕСКИХ СЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА ДЖ. СТЕЙНБЕКА «ГРОЗДЬЯ ГНЕВА»)

Работа №66260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы по изучению сущности и специфики употребления дейксиса в художественном тексте 6
1.1. Понятие «дейксис» в трудах отечественных и зарубежных лингвистов 6
1.2. Классификации дейксиса 11
1.3. Особенности функционирования дейктических слов в
художественном тексте 18
Выводы по ГЛАВЕ I 24
ГЛАВА II. Специфика функционирования дейксиса в произведении
Джона Стейнбека «Гроздья гнева» 26
2.1. Реализация функциональных особенностей дейксиса в произведении «Гроздья гнева» 26
2.1.1. Персональный дейксис 26
2.1.2. Пространственный дейксис 34
2.1.3. Временной дейксис 41
2.1.4. Иные типы дейксиса 47
Выводы по ГЛАВЕ II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 65


Практически каждое высказывание, с которым сталкивается человек, содержит указание на такие аспекты коммуникативного акта, как его участники, место, время, детерминируется ими, а их понимание требует от человека определённых знаний. Наличие подобных характеристик, их функционирование в языке и речи выявили недостаточность семантического анализа текста для его полного понимания реципиентом. Адресат текста, как правило, распознаёт информацию об объектах указания, выраженную имплицитно. Это особенно проявляется в рамках художественного текста, где объём такой информации высок, а её понимание важно для интерпретации текста читателем адекватно замыслу автора.
Актуальность данного исследования состоит в комплексном и системном анализе лингвосемиотических и прагматических особенностей единиц выражения дейксиса в рамках художественного текста.
Объектом исследования является дейксис и его проекции в художественном тексте.
Предмет нашего исследования составляют структурные и функциональные особенности выражения дейксиса в художественном тексте (на примере романа Дж.Стейнбека «Гроздья гнева»).
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей структуры и функционирования дейктических единиц разных уровней языка в качестве репрезентантов различных типов дейксиса на материале художественного текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть теоретические подходы по изучению сущности и специфики употребления дейксиса в художественном тексте;
— определить понятие «дейксис»;
— проанализировать его классификации;
— изучить особенности его функционирования в вышеупомянутом типе текста;
— рассмотреть специфические особенности вторичного дейксиса, как способа реализации указания в художественном тексте;
— изучить и проанализировать выбранные нами примеры фактического материала для рассмотрения реализации структурных и функциональных особенностей дейктических слов в режиме вторичного дейксиса.
Теоретической базой нашего исследования выступают работы таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, Н.А. Сребрянская, K. Buhler, Ch. Fillmore, S. C. Levinson, J. Lyons.
Фактическим материалом для исследования послужили языковые реализации дейксиса разных типов, полученные нами методом сплошной выборки из текста романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
Для достижения главной цели исследования нами были использованы такие методы, как: теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (сравнительно-сопоставительный анализ, метод сплошной выборки), методы лингвистического анализа (описательный метод, метод контекстуального анализа).
Апробация работы осуществлена в рамках студенческой конференции, на которой был сделан доклад по теме: «Функциональные особенности дейктических слов в художественном тексте (на примере романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева»).
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. В первой главе рассматриваются основные положения теории дейксиса: проводится анализ различных дефиниций данного явления, обозначается рабочее определение понятия для исследования, рассматривается структура дейксиса, его различные классификации, а также освещается специфика функционирования дейксиса в художественном тексте. Во второй главе рассматривается реализация функциональных особенностей дейксиса в художественном тексте посредством анализа примеров фактического материала исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дейксис - функциональное явление языка, которое, будучи связанным с теорией референции, представляет собой ничто иное, как указание. Такие объекты указания, как персонажи или неодушевлённые предметы, пространство и время непосредственно обеспечивают единство повествования и развитие сюжета. Событийную линию дополняют такие свойства, приписываемые персонажу, как эмоциональное состояние и его социальный статус, делая литературное произведение более детальным и приближенным к жизни.
Мы рассмотрели основные положения теории дейксиса, в т.ч. проанализировали несколько определений понятия «дейксис», что необходимо для понимания особенностей структуры и функционирования. Была освещена сущность явления, определены его характерные черты, приведены несколько классификаций, что позволило нам сделать вывод о том, что в структуре дейксиса выделяют три основных компонента (лицо, место и время), которые в то же время являются объектами указания. В зависимости от объекта указания дейксис разделяют на персональный, пространственный и временной. Мы изучили функции дейксиса в тексте и пришли к выводу, что данное явления находит своё отражение к синтагматике, парадигматике и прагматике текста.
Мы рассмотрели и проанализировали особенности структуры и функционирования единиц с дейктической семантикой на разных уровнях языка. Это позволило сделать вывод о наличии подобных единиц на морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях языка, а также об их различном дейктическом потенциале.
В ходе исследования мы рассмотрели такое понятие, как «вторичный дейксис» и определили специфику функционирования дейктических слов в рамках художественного текста. Мы пришли к выводу, что в условиях нарратива объектами, относительно которых происходит указание, являются персонаж и наблюдатель с заведомо близкой или далёкой позицией по отношению к указываемому объекту. Их оценка лежит в основе интерпретации текста читателем адекватно замыслу автора.
В рамках исследования была изучена связь дейксиса и его проекций в художественном тексте с категориями текста, что позволило подтвердить важную роль дейксиса в текстообразовании. Основное назначение дейксиса в тексте - создание пространственно-временной рамки произведения, внутри которой развивается сюжет.
Нами был проведён комплексный и системный анализ лингвосемиотических и прагматических особенностей единиц выражения персонального, пространственного, временного, эмоционального и социального дейксиса в рамках художественного текста на примере романа Дж.Стейнбека «Гроздья гнева». Результатом данного анализа стало выявление различных средств репрезентации вышеперечисленных типов дейксиса в зависимости от уровня языка. Мы пришли к выводу, что наиболее продуктивным уровнем для выражения персонального, пространственного и временного дейксиса является лексический уровень. В большинстве случаев эмоциональный и социальный дейксис представлен в романе единицами синтаксического уровня.
Одним из результатов исследования является определение частеречной принадлежности наиболее частотных средств объективации дейксиса. Так, наиболее большим дейктическим потенциалом обладают местоимения (в персональном дейксисе), наречия и предлоги (в пространственном дейксисе) и наречия (для выражения временного дейксиса). Определить частеречную принадлежность наиболее часто употребляемых репрезентантов эмоционального и социального дейксиса не представляется возможным, т.к. в романе данные типы дейксиса, как правило, объективируются в виде средств выразительности и стилистических приёмов.
Решив последовательно поставленные задачи, изучив особенности структуры и функционирования дейктических единиц разных уровней языка в качестве репрезентации различных типов дейксиса в художественном тексте на материале романа, мы достигли главной цели нашего исследования. Таким образом, была выявлена связь между теоретическими основами сущности и функционирования дейксиса в рамках художественного текста и их практической реализацией в тексте рассмотренного нами литературного произведения.
Выбранное нами системное направление изучения дейксиса считаем наиболее перспективным, т.к. именно комплекс лингвосемиотических особенностей дейктических проекций имеет выход в прагматику текста, во многом её определяя.



1. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика: сб. науч. ст. ВИНИТИ. - М., 1986. - № 28.
- С. 7-33.
2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной
лингвистики (Краткий очерк). - М.: Просвещение, 1966. - 305 с.
3. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная
лексикография. - М.: Языки русской культуры, 1995. - Т. 2. - 767 с.
4. Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Радуга, 1982. — С. 7-36.
5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976. — 383 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. — I-XV, 896 с.
7. Бабенко Л.Г., Ю.В. Казарин Лингвистический
анализ художественного текста: учебник, практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. — 496 с.
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман.
- Спб.: Азбука, 2000. - С. 11-194.
9. Бондаренко О.Г. Функционально-семантическое поле дейксиса в современном английском языке: дисс. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Дону, 1998. - 167 с.
10. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка: пер. с нем. // под ред. и коммент. Т. В. Булыгиной. - М.: Прогресс, 1995. - 501 с.
11. Волкова Ж.А. Семантико-синтаксические средства выражения субъективно-инклюзивного дейксиса в современном английском языке // Теория маркированности на разных уровнях языка. - М., 1985. - С. 25-33.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - 4-е изд., стереотипное. - М: КомКнига, 2006. - 144 с.
13. Жура В.В. Эмоциональный дейксис в вербальном поведении английской языковой личности (на материале англоязычной художественной литературы): автореф дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2000. - 14 с.
14. Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. - Л., 1986.
- 297 с.
15. Кибрик А.А. Дейксис // Энциклопедия Кругосвет, 2001. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/
gumanitarnye_nauki /DEKSIS.html?page=0,0 (дата обращения: 12.12.2016).
16. Кравченко А.В. Принципы теории указательности: автореф. дисс. ... док. филол. наук.- М., 1995. - 54 с.
17. Логический анализ языка: языки этики / под ред. Н.Д. Арутюновой, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцевой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 448 с.
18. Милевская Т.В. Связность как категория дискурса и текста (когнитивно-функциональный и коммуникативно-прагматический аспекты).
- Ростов н/Дону, 2003. - 336 с.
19. Новожилова A.A. Временная референция. Дейксис и анафора // Актуальные проблемы лингвистики XXI века: сб. статей по мат. междунар. науч. конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 182 с.
20. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. - М.: Наука,1985. - 272 с.
21. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и
вида в русском языке; Семантика нарратива. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Языки русской культуры, 2010. - 480 с.
22. Сребрянская Н.А. Дейксис и его проекции в художественном тексте. - Воронеж: ВГПУ, 2005а. - 255 с.
23. Сребрянская Н.А. Нарративный дейксис и его корреляция с категориями художественного текста // Вестник ТГПУ. - Томск, 2005б. - № 3. - С. 69-73.
24. Татевосов С.Г. Семантика составляющих именной группы: кванторные слова. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 240 с.
25. Успенский Б.А. Дейксис и вторичный семиозис в языке // Вопросы языкознания. - 2011. - № 2. - С. 3-30.
26. Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. - Воронеж: Воронежский университет, 1977. - 207 с.
27. Шаховский В.И., Жура В.В. Дейксис в сфере эмоциональной речевой деятельности // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 2002. - №5 - С. 38-57.
28. Шейгал Е.И. Градация в лексической семантике: учебное пособие по спецкурсу. - Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. ин-т, 1990. - 96 с.
29. Ehlich K. Anaphora and Deixis: Same, Similar or Different // Speech, Place and Action: Studies in Deixis and Related Topics. - Chichester: John Wiley & Sons, 1982. - P. 315-338.
30. Fillmore Ch.J. Deictic Categories in the Semantics of «Come» // Foundations of Language: International Journal of Language and Philosophy. - NY., 1966. - vol. 2, № 3. - P. 219-232.
31. Fillmore, Ch.J. Toward a descriptive framework for spatial deixis // Speech, Space and Action: Studies in Deixis and Related Topics. - Chichester: John Wiley & Sons, 1982. - P. 31-59.
32. Fillmore Ch.J. Lectures on Deixis. - Cambridge University Press, 1997. - 151 p.
33. Finegan E. Language: Its Structure and Use. - Boston, 2008. - 573 p.
34. Green K. Deixis: A Revaluation of Concepts and Categories // New Essays on Deixis. Discourse, Narrative, Literature. - Amsterdam: Rodopi,1995. - Р. 9-25.
35. Hauenschild Ch. Demonstrative Pronouns in Russian and Czech - deixis and anaphora // Here and There: Cross-linguistic Studies on Deixis and Demonstration. - vol. 3, № 2-3. - Amsterdam, Philadelphia, 1982. - P. 167-186.
36. Levinson S.C. Pragmatics. - London, NY: Cambridge Univ. Press, 1983. - 420 p.
37. Levinson S.C. Deixis // Encyclopedia of language and linguistics. - Oxford: Pergamon Press, 1994. - Р. 853-857.
38. Lyons J. Deixis, space and time // Semantics. - Cambridge: Cambridge University Press, 1977. - vol. 2. - Р. 636-724.
39. McNeil D. // Semiotica : journal of the International Association for Semiotic Studies. - Berlin: Mouton, 1993. - vol. 95, № 1-2. - P. 5-21.
40. Todorov T. The Place of Style in the Structure of the Text // Literary Style: a symposium. - L., N.Y.: Oxford University Press, 1971. - Р. 31-32.
41. Rauh G Aspects of Deixis // Essays in Deixis. -Tuebingen: Narr, 1983. - 280 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ