Введение 3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших
школьников 8
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников 14
1.3. Урок изобразительного искусства как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 32
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников 32
2.2. Содержание экспериментальной работы по духовно-
нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение
В условиях развития государства приобретает актуальность построение нового гражданского, правового, демократического и гуманного общества, способного ориентироваться на высокие национальные и общечеловеческие ценности. Именно поэтому, как отмечается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, «Основной целью современного образовательного процесса выступает не только формирование у детей необходимых компетенций, предоставление основательных знаний по учебным дисциплинам, но и формирование гражданина, патриота; интеллектуально развитой, духовно и нравственно зрелой личности, готовой противостоять асоциальным влияниям, готовой управляться с личными проблемами, творить себя и окружающий мир» (Стратегия развития..., 2015).
Главной задачей современного образования в XXI веке является воспитание гуманной личности, которая могла бы взаимодействовать с окружающей средой на основе взаимопонимания и сотрудничества. Современная социально-политическая ситуация в России повышает требования к воспитанию личности, формирования у нее системы ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств. Основными качествами такой личности является доброта, щедрость, дружелюбие, ответственность, искренность, чувство собственного достоинства. В соответствии с этим, возрастает роль духовно-нравственного воспитания в современной системе образования.
Традиционно воспитание в России направлено, прежде всего, на формирование нравственных качеств молодых поколений. Как отмечают психологи, педагоги, сензитивным периодом для формирования духовно-нравственных качеств личности является именно младший школьный возраст, ведь на этом возрастном этапе закладываются основы духовно-нравственной воспитанности личности. Уже в начале младшего школьного возраста ребенок проявляет способность осознавать себя и свое место, которое он занимает в общественной жизни, у него появляется стремление вести себя в соответствии с моральными нормами не только потому, что этого требуют взрослые (родители, учителя), но и потому, что это приятно для себя и других (внутренние моральные инстанции). Общие тенденции духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Национальной доктрине развития образования в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и других нормативно-правовых документах, которые определили ведущие направления духовно-нравственного совершенствования личности (Федеральный государственный..., 2017).
На наш взгляд процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников наиболее эффективно будет реализовываться на уроках изобразительного искусства.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривали многие педагоги и психологи, такие как: Ю.К. Бабанский, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Л.А. Матвеева, А. Ницше, И.Г. Подласый, Л.А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, Н.А. Сорокин, В.А. Сухомлинский, В.А. Тишков, И.Ф. Харламов, и др.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства представлена в трудах Н.А. Горяевой, Е.И. Коротеевой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, О.В. Островской, А.С. Питерских, М.Я. Шпикаловой и др.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что предмет изобразительное искусство направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя на уроках изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.
Подчеркивая ценность разработок отечественных и зарубежных педагогов, следует отметить, что в отечественной педагогической науке на сегодня все же недостаточно исследований относительно духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы средствами изобразительного искусства.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если:
- целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях;
- знания учащихся о нравственных ценностях реализуются в их творческих работах.
Согласно цели и гипотезе были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Провести диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели и решения определенных задач научной работы нами использовался комплекс методов научно-педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностические (анкетирование, беседа, тестирование) и педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования - МБОУ «Гимназия 5» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования, на Х11 Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (10 января 2018 г., Пенза) с публикацией научной статьи в сборнике.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается цель, задачи исследования, определяется актуальность работы.
В первой главе раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников, анализируются особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников, рассматриваются педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, описан ход экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школь-ников на уроках изобразительного искусства.
В заключении представлены обобщенные выводы.
Библиографический список содержит 51 источник.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, результаты диагностик, конспекты уроков изобразительного искусства.
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения все чаще становится предметом педагогических и психологических исследований. На наш взгляд, это обусловлено тем, что приоритетным направлением на данном этапе современного образования становится не только формирование у детей необходимых компетенций, предоставление основательных знаний по учебным дисциплинам, но и формирование гражданина, патриота; интеллектуально развитой, духовно и нравственно зрелой личности, готовой противостоять асоциальным влияниям, готовой управляться с личными проблемами, творить себя и окружающий мир. Данные положения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Национальной доктрине развития образования в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и других нормативно-правовых документах.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность духовно-нравственного воспитания как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобрази-тельного искусства; проведена диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования духов-но-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Раскрывая сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», мы рассмотрели его с позиции педагогических и психологических знаний. В целом под духовно-нравственным воспитанием младших школьников мы понимаем последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
При формировании духовно-нравственных качеств личности необходимо учитывать возрастные и психологические особенности: младший школьный возраст отличается склонностью к игровой деятельности, учителю необходимо часто менять виды деятельности и др. Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящим образовательным предметом для духовно-нравственного воспитания является урок изобразительного искусства, главной целью которого является формирование духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы были выявлены уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников: у 5% школьников выявлен высокий уровень духовно-нравственной воспитанности, у 65% - средний уровень, и у 30% младших школьников - низкий уровень. Данные результаты дали основания для разработки системы занятий, способствующих повышению показателей по вы-явленным критериям.
С учетом возрастных особенностей была составлена система экспериментальных уроков по изобразительному искусству. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если: целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях; знания учащихся о нравственных ценностях реализуются в их творческих работах, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2015. - №11. - С. 68-71.
2. Амосова И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников / И.Ю. Амосова // Современная педагогика. - 2013. - № 5. - С. 35-37.
3. Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д.Никандров. - М.: Просвещение, 2016. - 574 с.
4. Ашикова С.Г. Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов. УМК «Система Л.В. Занкова» / С.Г. Ашикова // Рабочие программы по системе Л.В. Занкова [Офиц. сайт]. URL: http://gschool5.eduru.ru/img/ upload/150/documents/RP_IZO_1-4_klassy.pdf (дата обращения: 11.11.2017)
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988 - 354с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во Межд. пед. академии, 1994. - 183 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 254 с.
8. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.
9. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону.: РГПИ, 2006. -120 с.
10. Бурхинов Д.Н. Сельская школа на рубеже XXI века / Д.Н. Бурхинов, А.Н. Денисова, Л.Ю. Муруева и др. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2007. - 104 с.
11. Власова Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у подростков / Е.И. Власова. - М.: Феникс, 2014. - 162 с.
12. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие / В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448 с.
13. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций / А.Ц. Гармаев. - М.: Московский центр межнац. и сравнит. образования, 1991.-88 с.
14. Гладкий Л.П. Педагогические условия подготовки педагогов к духов-но-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / Л.П. Гладкий. .- М.: Просвещение, 2016. - 219 с.
15. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 63-88.
16. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
- М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
17. Демьянюк Т.Д. Духовно-нравственное воспитание личности: инновационный подход: учебно-метод. пособие / Т.Д. Демьянюк, И.Д. Бех, М.Г. Байрамова, Л.С. Мельничук. - Институт инновационных технологий и содержания образования; Ровенский гос. гуманитарный ун-т. - М.: Волынские обереги, 2007. - 316 с.
18. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности / Н.Г. Дмитриева // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 8-10.
19. Зайченко И.В. Педагогика: учеб. пособие / И.В. Зайченко. - М.: Просвещение, 2009. - 620 с.
20. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года. // Законы Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 19.09.2017)
21. Захарова А.В. Исследования самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности / А.В. Захарова. - М.: Просвещение, 2012. - 245 с.
22. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов. - 4-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2011. - 46 с.
23. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2006. - 175 с.
24. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. - М.: Просвещение, 2016. - 187 с.
25. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2015. - 176 с.
26. Кульневич С.В., Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.: ТЦ «Учитель», 2010. - 189 с.
27. Личностный подход в образовании: концепция и технологии // Педагогическая копилка [Офиц. сайт]. URL: http://ped-kopilka.com.ua/mashanova- nadezhda/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-2090.html(дата обращения: 10.11.2017)
28. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. / Л.И.Матвеева. - СПб: Феникс, 2015-265 с.
29. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
30. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012. - 106 с.
31. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.2. Психология младшего школьника. - 606 с.
32. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Я.И. Колдунова. - Калуга.:Гриф, 2012. - 90 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
34. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Т.И. Петракова, Е.Б. Евладова. - М.: Дрофа, 2014. - 53 с.
35. Программа по изобразительному искусству для начальной школы («Природа и художник») / под ред. Т.А. Копцевой, В.П. Копцева, Е.В. Копцева // Программы по изобразительному искусству [Офиц. сайт]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/6350/index-11243-1.html(дата обращения: 12.10.2017)
36. Программы обучения в начальной школе // «Начальная школа». Сайт
для детей и их родителей [Офиц. сайт]. URL:
http://beginnerschool.ru/progs/programmyi-obucheniya-nachalnaya-shkola(дата об¬ращения: 18.10.2017)
37. Словарь-справочник по педагогике / Авт-сост. В.А. Мирежиков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
38. Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство» 1¬4 классы // Сайт МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа [Офиц. сайт]. URL:http://lesgorodok.odinedu.ru/documents/gia/work_program/нш_изо 1-4 1к!асс.рс1Г (дата обращения: 15.12.2017)
39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 2001. - 288 с.
40. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа / М.Г. Тайчинов. - М.: МГОПУ, 2014. - 198 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. // Законы Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985(дата обращения: 13.09.2017)
42. Хамматова С. А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Часть 1. / С.А. Хамматова. - Уфа.: Издательский центр «Белая река», 2015. - 124 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
44. Хилько М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько, М.
Ткачева. - Калуга.: Изд-во Юрийт, 2010. - 108 с.
45. Шадриков В.Д. Духовность и творчество / В.Д. Шадриков // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 370 с.
46. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова, С.И. Ожегов. - М.: Просвещение, 1995. - 478 с.
47. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н.П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - 158 с.
48. Шпикалова Т.Я. Программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. [Офиц. сайт]. URL: https:nsportal.ru/nachalnaya- shkola/izo/rabochaya-programma(дата обращения: 12.10.2017)
49. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1990. - № 1. - С. 13-16.
50. Ямщикова Ю.И. Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников/ Ю.И. Ямщикова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 37-41.
51. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. / М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 2016. - 371 с.