Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Английское общество в представлении Роберта Бертона

Работа №66245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Меланхолия автора 9
Глава II. Меланхолия общества 21
Глава III. Меланхолия личности 38
Заключение 53
Список используемых источников и литературы

“Анатомия меланхолии” Роберта Бертона является одним из самых известных произведений английской прозы эпохи барокко. Век разума и науки, последовавший после Великих географических открытий, исследований Николая Коперника, работ Парацельса ознаменовал рождение нового европейского сознания, основанного на разрыве с образом мышления и регулятивными допущениями Античности и Средневековья, формирование основ классического естествознания, новой философии (Френсис Бэкон, Рене Декарт, Т. Гоббс) и, в конечном счете, новой науки.
Еще при жизни Бертона его работа переиздавалась пять раз, что свидетельствует об актуальности его работ в это непростое время приближающихся изменений, которые автор стремился изложить в своем произведении. Новые взгляды, идеи, работы, теории - все это буквально сотрясало средневековое сознание, основанное на старых и отживших себя идеях. Приближалась катастрофа.
Современники Коперника, в том числе и он сам, не считали себя инноваторами и революционерами. Они хотели лишь сравниться с древними, античными авторами, развить их теории. Именно поэтому идеи Коперника не находили поддержки в обществе. Новое научное сознание не могло оторваться от религии, мистики и философии. Но оно, словно только что переродившаяся бабочка, пыталось разорвать свой кокон.
Начало XVII века отразило особую фазу в разрушении средневекового взгляда на мир. Тесная связь всех сторон жизни общества привела к созданию человеком новых методов исследования, теорий и подходов в понимании не только окружающего мира, но и самого себя, своих поступков, действий, решений.
С этого времени начинается борьба за ответ на вопрос “что представляет собой человек?” между догматической и утверждающей религией, защищающей и предупреждающей медициной, рассуждающей философией и новой практикующей наукой - психологией.
“Анатомия Меланхолии” Роберта Бертона не похожа на поле битвы - это чаепитие, так любимое англичанами, на котором автор с помощью четырех непримиримых соперниц, пытается спасти человечество от “неизбежной” “болезни души” - от меланхолии, которой охвачен весь мир .
Актуальность данной работы в том, что современные историко-психологические исследования стараются глубже проникнуть в сознание средневекового человека, что, на мой взгляд, невозможно без тесного взаимодействия данных дисциплин. Труд Роберта Бертона был плодом всей его жизни и отразил сложный переходный период в истории Британских островов и всей Европы. Это делает его трактат “Анатомия Меланхолии” одним из лучших историко-психологических источников для данного направления исследований. Однако углубленное изучение психологического состояния средневекового человека и общества, на данный момент, только набирает обороты.
Объектом исследования являются представления современников об английском обществе конца XVI - первой половины XVII века.
Предмет исследования ограничен соответствующими взглядами Роберта Бертона (1577-1640), автора “Анатомии Меланхолии”, а так же идеями тех, кто оказывали прямое или косвенное влияние на формирование его представлений об обществе своего времени, в частности, Мишеля де Монтеня.
Цель моей дипломной работы заключается, во-первых, в попытке ответить на вопрос, что представляло собой состояние английского общества конца XVI - начала XVII века в представлении Роберта Бертона, отраженном в его трактате “Анатомия Меланхолии”. Во-вторых, проанализировать степень развития понимания автором психических процессов и их влияние на деятельность людей и современные ему события. В-третьих, рассмотреть основные происходящие в обществе изменения в политической, социальной и духовной сферах.
“Анатомия” дошла до нас в оригинале на английском языке, а так же в издательстве оксфордских исследователей: Томаса Фолкнера, Николя Кисслинга и Ронды Блэр . Переводом “Анатомии Меланхолии” на русский язык занимался Айзик Геннадьевич Ингер (1925-2003), который нашел в книге Бертона, как отмечает близкий друг переводчика В.А. Викторович, что-то близкое и родное для себя. Именно поэтому не стоит сомневаться в комплексном и профессиональном подходе к переводу.
Исследованием жизни самого Роберта Бертона и его единственного труда в зарубежной историографии этим вопросом занимаются со второй четверти XX века, начиная с Паула Джордана-Смита , который не только занимался переводом “Анатомии”, но и провел значительные исследования источников, которые Роберт Бертон использовал в своём произведении.
Август Гоулэнд отмечал, что на формирование интересов Роберта Бертона оказала влияние его семья. Дядя со стороны матери, Артур Фаунт, так же как и сам Бертон учился в Оксфорде, был человеком свободных взглядов и часто участвовал в теологических спорах. Его брат, Вильям, так же занимался теологией. Отмечается, что он одобрял программа восстановления “красоты святости” английской церкви. Гоулэнд считает, что именно эти члены семьи автора “Анатомии” сыграли важную роль в развитии взглядов Бертона.
Следующей важной работой является монография Мэри Энн Лунд “Меланхолия, Медицина и Религия” , изданная в 2014 году. Она оценивает “Анатомию Меланхолии”, как удивительный трактат, который вобрал в себя не только представление людей начала XVII века о меланхолии, но так же и большое количество исторических данных по многим сферам жизни английского общества в период раннего Нового времени. Основная идея работы Лунд заключается в концепции “писатель-текст-читатель (пациент)”, которая выражается в уникальном способе репрезентации лечения душевных болезней через текст произведения. В отечественной историографии работ ни по “Анатомии Меланхолии”, ни по биографии Роберта Бертона нет.
Что касается историографии исследований на тему психологического состояния людей 17 века, то этой проблемой занимались как историки, так и психологи.
Одним из крупнейших исследователей истории развития психологи был М.Г. Ярошевский. Автор многочисленных работ по истории и методологии психологии в качестве важнейшего принципа, определяющего изменение сознания людей на протяжении времен, рассматривал принцип детерминизма. В своей работе “История психологии” Ярошевский проследил историю развития психологического знания от древних времен до современности. Считается, что именно Ярошевский заложил основы исторической психологической науки в России.
В вопросе изучения психических состояний и отклонений, к которым относится меланхолия, особенно стоит выделить Мишеля Фуко, рассматривающего их в исторической перспективе. Так в одной из своих наиболее известных работ, “История безумия в классическую эпоху”, он отмечает, что именно с XVII века ранее обузданного безумие начало приобретать новые формы проявления в обществе, что привело к “интегрированию в нравственное пространство исключения из общества” отдельных элементов.
Так же значительный вклад в изучение темы именно меланхолии внесла шведская исследовательница Карин Юханнисон. Она характеризует состояние меланхолии культурной амбивалентностью. Основная задача, которая стояла перед исследовательницей, заключалась в анализе истории формирования и распространения меланхолии, а так же её восприятие на разных этапах человеческого развития: “меня интересует не современное определение меланхолии (или депрессии), а то, что в прежние времена 14 понимали под этим состоянием сами меланхолики и их окружение”.
Тема психического состояния английского общества среди исследователей истории раннего Нового времени поднималась, в первую очередь, представителями ленинградской школы. Валентина Владимировна Штокмар, создавшая школу исследователей позднесредневековой Англии, занималась исследованиями социально-политических и религиозно-духовных реалий английского общества XVI-XVII века. Подчеркивала неизбежность широкомасштабных перемен в сознании англичан после смерти Елизаветы и широкого распространения социального брожения.
Ученик В.В. Штокмар, Федоров Сергей Егорович, в своих работах затрагивает весь спектр социальных, политических и духовных вопросов развития английского общества в конце XVI - первой половине XVII века. Особенно значимы для данной работы его исследований на тему зарождения и развития национального сознания и этнополитических идентичностей. Федоров С.Е. выделяет рассматриваемый мной период как период активного формирования британского самосознания и композитарной монархии.
Задачи определяются уровнем развития историографии вопросов, поставленных в данном исследовании. Степень их разработанности определяет методику и выбор источников.
Что касается научной стороны “Анатомии", без которой будет сложно понять, в чем заключается отличие труда Бертона от других исследователей его времени, то она представлена цитированием трактатов и трудов ученных разных направлений, таких как медицина, астрономия, философия, религия. Как отмечает Ингер, Бертон не всегда заботится о том, чтобы цитаты были точными. Наоборот, он часто изменяет для того, чтобы они подтверждали его собственные идеи и взгляды. Бертон перефразировал как отдельные слова, так и целые сюжеты. Здесь снова проявляется абсолютная открытость автора перед читателем. Автор заявляет: “Мои переводы, подчас, скорее перефразы на ту же тему, нежели перевод цитируемого. Поскольку я автор, я позволяю себе большую свободу и беру лишь то, что служит моим целям”. Как мы видим, Бертон не скрывает того, что подстраивал цитаты под нужды своего текста. Кроме того, он добавляет, что цитируемые книги не всегда были у него под рукой, вследствие чего автор позволяет себе вольный пересказ по памяти. Несмотря на это, “Анатомия Меланхолии” как источник представляет большой научный интерес при комплексном критическом подходе в изучении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного мной исследования был сделан ряд заключений. Но прежде стоит сказать о том, что “меланхолия” в современном понимании составляет лишь малую часть той Меланхолии, которую подразумевает автор Анатомии. Таким образом, Роберт Бертон вкладывает в это понятие целый комплекс назревших в современном ему обществе проблем: индивидуальных, общественных, государственных и даже общечеловеческих. Такой вывод можно сделать на основании того, что источники, которыми пользуется автор, хоть и относятся к различным историческим реалиям, в конечном итоге служат для демонстрации преемственности описываемых в них процессах английского общества первой половины XVII века.
Первый ряд выводов данного исследования касается общества в целом. Во-первых, можно говорить, что в это время происходит крушение старой, отжившей себя социальной организации. Церковь, как один из её основных институтов, после Реформации и Контрреформации, по утверждению большинства исследователей, теряет свои позиции и уступает место новой пуританской модели сознания и мироощущения. Роберт Бертон, несмотря на согласие с пуританскими идеями и их отражение в своем произведении, считает, что в крушении старого порядка виновата не только церковь, но и сами люди, которые посещают проповеди из страха, оставаясь при этом грешниками. Таким образом, идя дальше пуританской идеи очищения церкви, Роберт Бертон обосновывает необходимость очищения самого общества.
Во-вторых, автор Анатомии высказывает идею о необходимости установления абсолютной монархии, которая выражается не столько в устремлениях самого монарха, сколько в объективной потребности общества в сильном правителе.
Важно отметить, что во взглядах Бертона происходит разделение ответственности за происходящие события между властными структурами и обществом, что расходится с идеями Английской революции 1640 года.
Следующий комплекс выводов относится к психическому состоянию английского общества. На мой взгляд, работа Бертона ставит своей целью аккумулировать идеи прошлого и приспособить их к современным событиям. Так мы может наблюдать абсолютно противоречивое сочетание новых научных достижений с суеверными взглядами и оккультизмом. Но именно это отражало сущность английского общества начала XVII века: поиск нового мировоззрения на основании соединения опыта прошлого с современными реалиями.
Роберт Бертон же так выделяет сопутствующие данным процессам проблемы: формирование мизантропии, атеизма, повсеместное распространение алкоголизма, проституция, этическое восприятие каннибализма и другие.
Таким образом, благодаря своей исключительной методике повествования “читатель-писатель” и анализу всего комплекса существующих в обществе проблем, Роберту Бертону удается снискать себе большую популярность в интеллектуальной среде своего времени, что подтверждается неоднократными переизданиями этого произведения.
В заключении, хотелось бы отметить, что главная цель Роберта Бертона заключалась в попытке заставить человека задаться вопросом об обустройстве его собственного внутреннего мира, о причинах его поступков и способах противодействия распространяющейся в обществе Меланхолии. Это был, своего рода, революционный мотив. Именно поэтому большинство вопросов, которыми задается автора Анатомии, актуальны и по сей день. Таким образом, данная книга позволяет нам увидеть корни ряда обсуждаемых в современной психологии проблем, а так же понять, как они воспринимались тогда, когда психологии как таковой еще не существовало.



Burton, Robert. The Anatomy of Melancholy, ed. Thomas C. Faulkner, Nicolas, K. Kiessling and Rhonda L. Blair, 6 vols. Oxford: Clarendon Press.,1989- 2000
Используемая литература
1. Английская реформация (Документы и материалы) / Под ред. Ю. М.Сапрыкина. М., 1990.
2. Англия в эпоху абсолютизма / Под. ред. Ю. М. Сапрыкина. М., 1984.
3. Англия XVII века: Идеология, политика, культура / Под. ред. Г. Р. Левина и С. Е. Федорова. СПб., 1992.
4. Англия XVII века: Социальные группы и общество / Под. ред. С. Е. Федорова. СПб., 1994.
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
6. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб, 2003.
7. Брагина Л.М., Карпов С.П. История средних веков том 1. М.: Высшая школа, 1990.
8. Веджвуд С.В.Тридцатилетняя война/ пер. с англ. И.В. Лобанова. М: АСТ, 2012.
9. Виппер Ю. Б.Литература Западной Европы XVII в.//История всемирной литературы. Том 4. М.: Наука, 1987.
10. Володарский В.М. Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество. М.1996.
11. Горбунов А.Н. Английская лирика первой половины 17 века. М: Изд-во МГУ, 1989.
12. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России, 1999.
13. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
14. Кондратьев С.В. Идея права в предреволюционной Англии. Тюмень, 1996.
15. Люблинская А.А. Источниковедение истории Средних веков. Л, 1955.
16. Вебер. Избранные сочинения/Под ред. Н.Л.Шестернина. М.,
1990.
17. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001.
18. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2002.
20. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии/ Пер. с англ. А.А. Крушинской/ Под ред. В.Ф. Семенова. М., 1959.
21. Федоров С.Е. Имперская идея и монархии к исходу Средних веков//Вестник СПбГУ. История. СПб, 2013. № 3. С.77-90.
22. Федоров С.Е. Британская идентичность/идентичности в раннее Новое время// Вестник СПбГУ. История. СПб, 2013. № 1. С.75-82.
23. Фёдоров, С. Е.Пуританизм и общество в раннестюартовской Англии. СПб., 1993.
24. Фёдоров, С. Е. Раннестюартовская аристократия (1603-1629). СПб., 2005.
25. Фёдоров, С. Е. Кондратьев, С. В. Питулько, Г. Н. Англия XVII века: Социопрофессиональные группы и общество СПб., 1997.
26. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф/ под ред. В. Гайдамака. СПб.: Университетская книга, 1997.
27. Штокмар, В.В.История Англии в Средние века. СПб: Алетейя, 2005.
28. Штокмар, В. В. Борьба с пуританами как один из аспектов социальной политики Тюдоров во второй половине XVI века//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1974. № 1. С. 124-134.
29. Штокмар, В. В. К истории английского пуританского движения в конце XVI в.// Проблемы генезиса капитализма. Горький, 1974. №1. C. 27-36
30. Штокмар, В. В. Идеология английского абсолютизма в письмах Елизаветы Тюдор//Учёные записки ЛГУ. Серия исторических наук. № 17. Л., 1950. С. 223—248.
31. Штокмар, В. В. Особенности пуританского движения конца XVI - первой трети XVII в. и начало конфликта между пуританами и абсолютной монархией//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1980. № 3. С. 93-104.
32. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Том 1. - Спб.: Алетейя, 2001.
33. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. 2-тт. - Ростов- на-Дону, 1996.
34. Abiven J.15 Days of Prayer with Saint Teresa of Avila. London: New City Press, 2011.
35. Arens W. The Man-eating Myth. Oxford: Oxford University Press., 1979.
36. Babb L. Sanity in bedlam: a study of Robert Burton’s Anatomy of melancholy. East Lansing. Michigan State UP, 1959.
37. Collins S. A Sussex Miscellany. Alfriston: Snake River Press, 2006.
38. Cameron E. Enchanted Europe. Superstition, Reason, and Religion, 1250-1750. Oxford: Oxford University Press, 2010.
39. Carlin M., T.Rosenthal J. Food and Eating in Medieval Europe. London and Rio Grande: The Hambledon Press, 1998.
40. Dell F., Jordan-Smith P. The Anatomy of Melancholy. New York: Farrar & Rinehart, 1927.
41. Gowland A. The worlds of Renaissance melancholy: Robert Burton in context. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2006.
42. Jordan-Smith P. Bibliographia Burtoniana. Stanford: Stanford UP; London: H. Milford: Oxford UP, 1931.
43. O ’Connell M. Robert Burton. Boston: Twayne Publishers, 1986;
44. Lynn A. M. Alcohol, Sex and Gender in Late Medieval and Early Modern Europe. NY: Palgrave, 2001.
45. Mary Ann L. Melancholy, Medicine and Religion in Early Modern England. Reading The Anatomy of Melancholy. Cambridge: Cambridge university press, 2010
46. Melitta W. Ad. Food In Medieval Times. London: Greenwood Press, 2004.
47. Schmidt J. Melancholy and the care of the soul: religion, moral, philosophy and madness in England 1580-1750. Baltimore, 2004.
48. Stone L. Road to divorce: England 1530-1987. Oxford: Oxford. University Press, 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ