ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 8
§1.1. Развитие понятия республики в политических учениях Древнего мира и Нового времени 8
§1.2. Концепция разделения властей и идея народного суверенитета как теоретические основы современных республик 15
ГЛАВА 2. ДОЭРДОГАНОВСКИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ:
АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ 23
§2.1. Этап национально - освободительной войны и формирование
Турецкой республики. Период однопартийной диктатуры 23
§2.2. Кризисы многопартийной системы Турции. Формирование
системы «военного патронажа» 29
ГЛАВА 3. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРЕХОД ТУРЦИИ К ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ 41
§3.1. Приход к власти Партии Справедливости и Развития и ее лидера
Р. Эрдогана 41
§3.2. Борьба с системой «военного патронажа» и исламизация страны как предпосылки формирования президентской формы правления ...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 8
§1.1. Развитие понятия республики в политических учениях Древнего мира и Нового времени 8
§1.2. Концепция разделения властей и идея народного суверенитета как теоретические основы современных республик 15
ГЛАВА 2. ДОЭРДОГАНОВСКИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ:
АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ 23
§2.1. Этап национально - освободительной войны и формирование
Турецкой республики. Период однопартийной диктатуры 23
§2.2. Кризисы многопартийной системы Турции. Формирование
системы «военного патронажа» 29
ГЛАВА 3. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРЕХОД ТУРЦИИ К ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ 41
§3.1. Приход к власти Партии Справедливости и Развития и ее лидера
Р. Эрдогана 41
§3.2. Борьба с системой «военного патронажа» и исламизация страны как предпосылки формирования президентской формы правления ...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Турец-кую республику за ее почти столетнюю историю можно охарактеризовать, как страну, которая находится в поиске оптимальной для себя демократической формы правления. С момента распада Османской империи по нынешнее время в Турции были сменены три Конституции (1924 г., 1961 г., 1982 г., не считая двух Конституций имперского периода 1876 г. и 1921 г.). Лидером национально - освободительной войны Мустафой Кемалем и его сторонниками было сфор¬мировано специфическое идеологическое течение - кемализм. Основами кема- лизма стали: революционность, республиканизм, национализм, народность, леицизм, этатизм. Переход от однопартийной диктатуры к многопартийной системе не оказался эффективным. Приход к власти антидемократических сил, разгул радикализма политических и религиозных течений в условиях кема- лизма вызвал рост вмешательства военных в политическую жизнь страны. Вследствие чего страна пережила три военных переворота 1960, 1971 и 1980 годов (попытка переворота 2017 г. оказалась неудачной). В 21 век Турецкая республика вошла с колоссальными внутриполитическими проблемами, пре¬имущественно экономического характера. Именно в это время (2001 г.) к вла¬сти пришла правящая по нынешнее время «Партия справедливости и развития». Справившись с экономическими проблемами, партия и ее лидер Р. Эрдоган обеспечили себе подавляющую поддержку электората страны, что стало бази¬сом для проведения будущих реформ. Являясь умеренно исламской, ПСР и ее руководство стали проводить последовательную исламизацию страны и ликви - дацию «системы военного патронажа». В 2017 году в Турции прошел референ¬дум о переходе страны от парламентской формы правления к президентской, отмену должности премьер-министра, увеличение числа депутатов парламента и реформирование Верховного совета судей и прокуроров. Результаты рефе¬рендума («за» - 51,41 % «против» - 48,59 %) показали сформировавшийся в ту-
рецком обществе раскол на два враждующих лагеря, а меры по борьбе с инако¬мыслием можно отнести к авторитарно-тоталитарным. Актуальность данной исследовательской проблемы заключается в том, что процесс трансформации политической системы Турции происходит непосредственно в данное время и не является завершенным. Немаловажную роль играет и тот факт, что Турция является членом НАТО и южным соседом России. От внутриполитических со¬бытий и преобразований, а также от уровня безопасности в данном государстве может меняться внешнеполитическая повестка Российской Федерации. Важ¬ным является и тот факт, что изменения во внутренней политике Турции со - провождались коренными изменениями во внешней политике, а именно реали - зации внешнеполитической концепции «ноль проблем с соседями».
Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске ответов на вопрос: насколько обоснован переход от парламентской к президентской форме правления в современной Турции и почему реформа политической системы Турции противоречива и двояка?
Степень разработанности темы. Стоит выделить работы отечественных ученых, интересующихся вопросами внутренней и внешней политики Турции. Так, довольно подробно внутренняя и внешняя политика Турецкой Республики были рассмотрены в работах Аваткова В.А., Арутюняна А.Э. Гурьева А.А., Дружиловского С.Б., Лукьянова Ф.А., Малышева Д.Б., Поцхверии Б.М. [1;2;3;4;9;15;16;17;23;25;39].
Стародубцев И.И. в своем исследовании охватывает более широкий круг вопросов, рассматривая путь, пройденный Турцией за последние годы. К концу первого десятилетия XXI века Турция добилась больших успехов в экономике, относительной внутриполитической стабильности, что позволило проводить активную внешнюю политику на основе «экономической» дипломатии.
Роль армии ее влияние на политическую систему Турции рассматривают Васильев А.Д., Овсепян Л., Оганесян А и Шлыков П.В. [10;31;32;70]
Историю Турции рассматривают следующие исследователи: Зайцев И.В., Моисеев П.П., Норман С. [19;27;30]
Политическая система Турецкой республики и ее трансформация на современном этапе, рассмотрены в трудах Махровской В.С и Шлыкова П.В. [26;71;72]
Анализ трудов вышеперечисленных авторов показал, что проблемам формирования президентской формы правления в современной Турции уделено не достаточное внимание, что и обусловило цель и задачи выпускного исследо¬вания.
Объект исследования - политическая система Турции
Предмет исследования - смена республиканской формы правления в со¬временной Турции
Целью исследования является на основе изучения развития понятия республики в истории политической, правовой мысли в целом, и исследования доэрдогановского этапа республиканской Турции в частности выявить предпо¬сылки и особенности перехода Турецкой республики к президентской форме правления.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих за-дач:
- исследовать историю возникновения понятия республика в политиче-ской мысли Древнего мира и Нового времени;
- рассмотреть концепции, которые легли в основу современных республиканских форм правления;
- проанализировать доэрдогановский период республиканской формы правления в Турции;
- выявить основные кризисные моменты и особенности данного пе-риода;
- определить причины прихода к власти Партии Справедливости и развития и ее лидера Р. Эрдогана.
- определить основные предпосылки формирования президентской формы правления в Турции.
Методология и методы исследования. Методологической основой дан¬ной работы служит совокупность исторического и системного подходов в про¬цессе изучения указанного предмета исследования в его развитии и динамике. С помощью исторического подхода удалось хронологически проследить фор¬мирование и развитие политической системы республиканской Турции. Сис¬темный подход позволил сфокусировать внимание на отдельных вопросах, а также подойти к предмету исследования, как к единому комплексу проблем, выявить наиболее характерные черты и проследить взаимосвязь различных элементов этой системы.
Кроме того, в работе используются такие методы как историко-описа-тельный и сравнительно-исторический, которые позволили сформировать об-щие черты предмета изучения и выявить новые тенденции во внутренней поли¬тике Турции. Исходя из принципа объективности и научной достоверности, был проведен критический анализ фактологического материала.
Междисциплинарный подход позволил использовать данные различных наук (история, юриспруденция, социология, политология).
Теоретической базой исследования являются труды классиков политиче¬ской мысли (Аристотель, Платон, Н. Маккиавели, Ж. Боден, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескью), сформулировавших концепции власти, форм и видов правления.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы и
рекомендации научно-практических конференций и семинаров по вопросам внешней и внутренней политики современной Турции, нормативные правовые акты Турецкой республики, а также материалы, посвященные аналитике политических событий в современной Турции, представленные в сети «Интернет».
Апробация работы. Материалы проведенного исследования докладывались и обсуждались на IV Симпозиуме молодых ученых (г. Белгород.13-14.05.2016), а также отражены в статьях:
Рощупкин И.А. Перспективы развития российско-турецких отношений на фоне санкционной политики Европейского союза и США / Культура. Поли-
тика. Понимание: материалы Междунар. науч. конференции «Война и мир в 20 - 21 вв.: уроки прошлого и вызовы будущего». 23-25 апреля 2015г. г. Белгород - государственный военно-исторический музей «Прохоровское поле». -
Белгород, 2015. С. - 284-288 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //unid.bsu.edu.ru/unid/res/meropr/detail. php?IBLOCK_ID= 104&SECTION_ID= 1163&ELEMENT_ID=315755.
Рощупкин И.А., Кривец А.П. Турция перед выбором после выборов /Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии и истории. сб. ст. по материалам VLIV междунар. заоченой науч.-практ. конф. - № 11 (39). - М.: Изд. «Интернаука», 2015. - С. 93-99.
Рощупкин И.А. Раскол турецкого общества как следствие исламизации страны / Молодой ученый: вызовы и перспективы. сб. ст. по материалам II ме- ждунар. заоченой науч.-практ. конф. - М.: Изд. «Интернаука», 2015. - С. 230¬236.
Рощупкин И.А. Неоосманизм и пантюркизм как вектор современной внешней политики Турции / Культура. Политика. Понимание: материалы II Междунар. науч. конференции, 24-26 апреля 2014. - Белгород: ООО «Эпи¬
центр», 2014. - С. 204-206.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена пос-тавленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы включающего 94 наименований.
рецком обществе раскол на два враждующих лагеря, а меры по борьбе с инако¬мыслием можно отнести к авторитарно-тоталитарным. Актуальность данной исследовательской проблемы заключается в том, что процесс трансформации политической системы Турции происходит непосредственно в данное время и не является завершенным. Немаловажную роль играет и тот факт, что Турция является членом НАТО и южным соседом России. От внутриполитических со¬бытий и преобразований, а также от уровня безопасности в данном государстве может меняться внешнеполитическая повестка Российской Федерации. Важ¬ным является и тот факт, что изменения во внутренней политике Турции со - провождались коренными изменениями во внешней политике, а именно реали - зации внешнеполитической концепции «ноль проблем с соседями».
Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске ответов на вопрос: насколько обоснован переход от парламентской к президентской форме правления в современной Турции и почему реформа политической системы Турции противоречива и двояка?
Степень разработанности темы. Стоит выделить работы отечественных ученых, интересующихся вопросами внутренней и внешней политики Турции. Так, довольно подробно внутренняя и внешняя политика Турецкой Республики были рассмотрены в работах Аваткова В.А., Арутюняна А.Э. Гурьева А.А., Дружиловского С.Б., Лукьянова Ф.А., Малышева Д.Б., Поцхверии Б.М. [1;2;3;4;9;15;16;17;23;25;39].
Стародубцев И.И. в своем исследовании охватывает более широкий круг вопросов, рассматривая путь, пройденный Турцией за последние годы. К концу первого десятилетия XXI века Турция добилась больших успехов в экономике, относительной внутриполитической стабильности, что позволило проводить активную внешнюю политику на основе «экономической» дипломатии.
Роль армии ее влияние на политическую систему Турции рассматривают Васильев А.Д., Овсепян Л., Оганесян А и Шлыков П.В. [10;31;32;70]
Историю Турции рассматривают следующие исследователи: Зайцев И.В., Моисеев П.П., Норман С. [19;27;30]
Политическая система Турецкой республики и ее трансформация на современном этапе, рассмотрены в трудах Махровской В.С и Шлыкова П.В. [26;71;72]
Анализ трудов вышеперечисленных авторов показал, что проблемам формирования президентской формы правления в современной Турции уделено не достаточное внимание, что и обусловило цель и задачи выпускного исследо¬вания.
Объект исследования - политическая система Турции
Предмет исследования - смена республиканской формы правления в со¬временной Турции
Целью исследования является на основе изучения развития понятия республики в истории политической, правовой мысли в целом, и исследования доэрдогановского этапа республиканской Турции в частности выявить предпо¬сылки и особенности перехода Турецкой республики к президентской форме правления.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих за-дач:
- исследовать историю возникновения понятия республика в политиче-ской мысли Древнего мира и Нового времени;
- рассмотреть концепции, которые легли в основу современных республиканских форм правления;
- проанализировать доэрдогановский период республиканской формы правления в Турции;
- выявить основные кризисные моменты и особенности данного пе-риода;
- определить причины прихода к власти Партии Справедливости и развития и ее лидера Р. Эрдогана.
- определить основные предпосылки формирования президентской формы правления в Турции.
Методология и методы исследования. Методологической основой дан¬ной работы служит совокупность исторического и системного подходов в про¬цессе изучения указанного предмета исследования в его развитии и динамике. С помощью исторического подхода удалось хронологически проследить фор¬мирование и развитие политической системы республиканской Турции. Сис¬темный подход позволил сфокусировать внимание на отдельных вопросах, а также подойти к предмету исследования, как к единому комплексу проблем, выявить наиболее характерные черты и проследить взаимосвязь различных элементов этой системы.
Кроме того, в работе используются такие методы как историко-описа-тельный и сравнительно-исторический, которые позволили сформировать об-щие черты предмета изучения и выявить новые тенденции во внутренней поли¬тике Турции. Исходя из принципа объективности и научной достоверности, был проведен критический анализ фактологического материала.
Междисциплинарный подход позволил использовать данные различных наук (история, юриспруденция, социология, политология).
Теоретической базой исследования являются труды классиков политиче¬ской мысли (Аристотель, Платон, Н. Маккиавели, Ж. Боден, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескью), сформулировавших концепции власти, форм и видов правления.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы и
рекомендации научно-практических конференций и семинаров по вопросам внешней и внутренней политики современной Турции, нормативные правовые акты Турецкой республики, а также материалы, посвященные аналитике политических событий в современной Турции, представленные в сети «Интернет».
Апробация работы. Материалы проведенного исследования докладывались и обсуждались на IV Симпозиуме молодых ученых (г. Белгород.13-14.05.2016), а также отражены в статьях:
Рощупкин И.А. Перспективы развития российско-турецких отношений на фоне санкционной политики Европейского союза и США / Культура. Поли-
тика. Понимание: материалы Междунар. науч. конференции «Война и мир в 20 - 21 вв.: уроки прошлого и вызовы будущего». 23-25 апреля 2015г. г. Белгород - государственный военно-исторический музей «Прохоровское поле». -
Белгород, 2015. С. - 284-288 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //unid.bsu.edu.ru/unid/res/meropr/detail. php?IBLOCK_ID= 104&SECTION_ID= 1163&ELEMENT_ID=315755.
Рощупкин И.А., Кривец А.П. Турция перед выбором после выборов /Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии и истории. сб. ст. по материалам VLIV междунар. заоченой науч.-практ. конф. - № 11 (39). - М.: Изд. «Интернаука», 2015. - С. 93-99.
Рощупкин И.А. Раскол турецкого общества как следствие исламизации страны / Молодой ученый: вызовы и перспективы. сб. ст. по материалам II ме- ждунар. заоченой науч.-практ. конф. - М.: Изд. «Интернаука», 2015. - С. 230¬236.
Рощупкин И.А. Неоосманизм и пантюркизм как вектор современной внешней политики Турции / Культура. Политика. Понимание: материалы II Междунар. науч. конференции, 24-26 апреля 2014. - Белгород: ООО «Эпи¬
центр», 2014. - С. 204-206.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена пос-тавленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы включающего 94 наименований.
В заключении необходимо отметить, что все поставленные перед исследо¬ванием задачи решены в полном объёме. Результаты написания выпускной ква¬лификационной работы позволяют сделать ряд выводов.
В первой главе при рассмотрении генезиса понятия республика в политической и правовой мысли удалось решить несколько задач.
1) Мыслителями эпохи Древнего мира, республика в качестве отдельной формы правления не рассматривалась, однако, ее атрибуты были перенесены и рассмотрены сквозь призму демократической и аристократической форм правления.
2) Подводя итог теоретического исследования понятия республики, сле-дует отметить, что республиканская форма правления является одной из важнейших в истории политической и правовой мысли, которые изначально подразумевали под ней демократическую или аристократическую формы правления. Подобная мысль нашла свое отражение в концепциях мыслителей Нового времени: Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо. Данными мыслите-лями были сформированы теоретические основы современных республикан-ских государств. Данными теоретическими основами являются Концепция разделения властей и Концепция народного суверенитета.
Обобщая результаты анализа доэрдогановскго этапа республиканской Турции можно сделать вывод о том, что в целом в республиканской истории Турецкой республики этого периода можно найти корни событий происходя-щих в современной Турции и характер проводимых там реформ.
1) Это активная роль армии в политической жизни страны. Данное явле¬ние можно назвать феноменом политической жизни Турции. Этим Турция обя¬зана кемалистской идеологии. Военные в данной идеологии служат охраните¬лями светского характера государства. Определение «система военного патро¬нажа» очень точно описывает политический строй турецкой республики доэр- догановского периода.
2) Стоит выделить нестабильность многопартийной системы Турции 20 века. У власти попеременно сменяли друг друга партии, борющиеся между со¬бой за политические очки и не решавшие внутриполитических проблем разгула политического экстремизма (правого и левого толка). Оставались нерешенными и проблемы давно отжившего себя этатистского метода управления экономи¬кой.
В третьей главе после решения задач были сделаны следующие выводы:
1) Удалось выявить причины прихода к власти партии «Справедливости и Развития» и ее лидера Р. Эрдогана. Данными причинами стали глубокий фи¬нансовый кризис и политическая нестабильность, вызванная неспособностью со стороны трехстороннего коалиционного правительства решать данные про¬блемы.
2) Подводя итоги, особенности перехода Турции к президентской форме правления можно сделать вывод о том, что в период правления партии «Спра¬ведливости и Развития» (лидером и одним из основателей партии является ны¬нешний президент страны) характер проводимых реформ можно назвать двойственным. Под предлогом демократизации государства и общества на про¬тяжении последних двух десятилетий проходила исламизация страны и вытес¬нение кемалистской политической элиты из руководящего состава органов управления. Одновременно с этими процессами происходило «подчинение» армии, являющейся гарантом светскости государства.
Данные реформы вызвали неоднозначную реакцию со стороны общества. В конце первого десятилетия XXI века происходит раскол турецкого общества на кемалистов и население, поддерживающее курс, проводимый нынешней властью страны. Это обстоятельство привело к массовым репрессиям, гонениям интеллигенции и ученого сообщества Турции, ужесточение цензуры СМИ.
Можно сказать, что Конституционный референдум 2017 года в Турции подтвердил раскол общества. Проанализировав поправки в конституцию страны можно предположить, что президент станет не только главой государ-ства, но и главой исполнительной власти. Роль премьер-министра будет уп-разднена, зато появятся вице-президенты, назначать которых будет президент. Издавать указы, объявлять чрезвычайное положение и назначать высших чи¬новников будет также президент, срок президентского мандата будет ограничен пятью годами (становиться главой государства можно будет два раза подряд). Парламентские и президентские выборы будут проводиться каждые пять лет одновременно, парламент сможет объявить президенту импичмент большинст¬вом голосов (две трети)
При данной конфигурации полномочий можно сказать о том, что прин-цип разделения властей в Турции будет нарушен. Прослеживается явный пере¬кос полномочий в пользу президента. В такой ситуации парламент будет играть лишь символическую роль, президент сосредоточит в своих руках власть над государством, правительством и судебной системой. Установившийся в Турции авторитарно-тоталитарный режим Эрдогана можно охарактеризовать как «лич¬ностный», поскольку равных по политическому весу лидеров в стране нет. Ту¬рецкую республику после референдума можно также назвать «суперпрезидент¬ской».
Победа на референдуме позволяет нынешнему президенту претендовать еще на два президентских срока подряд, что теоретически дает ему возмож-ность оставаться у власти до 2029 г.
В первой главе при рассмотрении генезиса понятия республика в политической и правовой мысли удалось решить несколько задач.
1) Мыслителями эпохи Древнего мира, республика в качестве отдельной формы правления не рассматривалась, однако, ее атрибуты были перенесены и рассмотрены сквозь призму демократической и аристократической форм правления.
2) Подводя итог теоретического исследования понятия республики, сле-дует отметить, что республиканская форма правления является одной из важнейших в истории политической и правовой мысли, которые изначально подразумевали под ней демократическую или аристократическую формы правления. Подобная мысль нашла свое отражение в концепциях мыслителей Нового времени: Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо. Данными мыслите-лями были сформированы теоретические основы современных республикан-ских государств. Данными теоретическими основами являются Концепция разделения властей и Концепция народного суверенитета.
Обобщая результаты анализа доэрдогановскго этапа республиканской Турции можно сделать вывод о том, что в целом в республиканской истории Турецкой республики этого периода можно найти корни событий происходя-щих в современной Турции и характер проводимых там реформ.
1) Это активная роль армии в политической жизни страны. Данное явле¬ние можно назвать феноменом политической жизни Турции. Этим Турция обя¬зана кемалистской идеологии. Военные в данной идеологии служат охраните¬лями светского характера государства. Определение «система военного патро¬нажа» очень точно описывает политический строй турецкой республики доэр- догановского периода.
2) Стоит выделить нестабильность многопартийной системы Турции 20 века. У власти попеременно сменяли друг друга партии, борющиеся между со¬бой за политические очки и не решавшие внутриполитических проблем разгула политического экстремизма (правого и левого толка). Оставались нерешенными и проблемы давно отжившего себя этатистского метода управления экономи¬кой.
В третьей главе после решения задач были сделаны следующие выводы:
1) Удалось выявить причины прихода к власти партии «Справедливости и Развития» и ее лидера Р. Эрдогана. Данными причинами стали глубокий фи¬нансовый кризис и политическая нестабильность, вызванная неспособностью со стороны трехстороннего коалиционного правительства решать данные про¬блемы.
2) Подводя итоги, особенности перехода Турции к президентской форме правления можно сделать вывод о том, что в период правления партии «Спра¬ведливости и Развития» (лидером и одним из основателей партии является ны¬нешний президент страны) характер проводимых реформ можно назвать двойственным. Под предлогом демократизации государства и общества на про¬тяжении последних двух десятилетий проходила исламизация страны и вытес¬нение кемалистской политической элиты из руководящего состава органов управления. Одновременно с этими процессами происходило «подчинение» армии, являющейся гарантом светскости государства.
Данные реформы вызвали неоднозначную реакцию со стороны общества. В конце первого десятилетия XXI века происходит раскол турецкого общества на кемалистов и население, поддерживающее курс, проводимый нынешней властью страны. Это обстоятельство привело к массовым репрессиям, гонениям интеллигенции и ученого сообщества Турции, ужесточение цензуры СМИ.
Можно сказать, что Конституционный референдум 2017 года в Турции подтвердил раскол общества. Проанализировав поправки в конституцию страны можно предположить, что президент станет не только главой государ-ства, но и главой исполнительной власти. Роль премьер-министра будет уп-разднена, зато появятся вице-президенты, назначать которых будет президент. Издавать указы, объявлять чрезвычайное положение и назначать высших чи¬новников будет также президент, срок президентского мандата будет ограничен пятью годами (становиться главой государства можно будет два раза подряд). Парламентские и президентские выборы будут проводиться каждые пять лет одновременно, парламент сможет объявить президенту импичмент большинст¬вом голосов (две трети)
При данной конфигурации полномочий можно сказать о том, что прин-цип разделения властей в Турции будет нарушен. Прослеживается явный пере¬кос полномочий в пользу президента. В такой ситуации парламент будет играть лишь символическую роль, президент сосредоточит в своих руках власть над государством, правительством и судебной системой. Установившийся в Турции авторитарно-тоталитарный режим Эрдогана можно охарактеризовать как «лич¬ностный», поскольку равных по политическому весу лидеров в стране нет. Ту¬рецкую республику после референдума можно также назвать «суперпрезидент¬ской».
Победа на референдуме позволяет нынешнему президенту претендовать еще на два президентских срока подряд, что теоретически дает ему возмож-ность оставаться у власти до 2029 г.



