ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблема формирования представлений у старших дошкольников
в психолого- педагогических исследованиях 6
1.2 Сущность, содержание представлений о птицах родного края у де¬тей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы формирования представлений о птицах родного края у
детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Методические рекомендации для воспитателей по
формированию представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Экологическое образование должно сопровождать человека на протя¬жении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы, в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира, в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственно¬сти за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру при¬роды являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания.
В основе общения дошкольника с миром птиц лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о птицах). Отношение ребенка к миру птиц возникает, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это может быть связано с незнанием ребенка правил взаимодействия, общения с объектами природы. Поэтому необходимо формировать у детей дошкольного возраста представления о птицах и формы отношений к ним. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с птицами, имеющимися на территории родного края.
Разнообразие форм живой природы, существующее повсюду, составля¬ет непосредственное окружение детей с самого рождения. Оно влияет на его чувства, разум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, вза¬имодействие со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют боль¬шое значение для детей в первые семь лет их жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о мире птиц. Исследованиями, практикой и опытным путем дошкольного воспитания установлено, что к семи годам своей жизни дошкольники накапливают много 4
различных, но неглубоких и поверхностных знаний о мире птицах. Также они обладают очень маленькими сведениями об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года.
Формирование представлений у старших дошкольников о птицах родного края - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе родного края, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребно¬сти других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живо¬му миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отноше¬ние и отношение людей к окружающей среде.
Многие известные отечественные и зарубежные педагоги и философы обращали внимание на необходимость открыть ребенку мир природы как можно раньше (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песта- лоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.)
Проблемой формирования экологических представлений у дошколь-ников занимаются такие ученые, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, М.Д. Маханева, Л.И. Егоренко, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
Формирование начальной системы знаний о растениях у детей стар-шего дошкольного возраста рассматривали, такие ученые как Л.И. Пономорева, И.А. Хайдурова.
В исследованиях Е. И. Золотовой, С.Н. Николаевой, Е. Ф. Терентье-вой, А. М. Федотовой рассматривается проблема формирования представле¬ний о животном мире.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирова¬ния представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования пред-ставлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о пти-цах родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, при соблюдении следующих педагогических условий:
- использования метода проектов;
- прослушивание аудиозаписей голосов птиц родного края;
- использования нетрадиционных методов (экологическая лабилизация, художественная репрезентация природных объектов, экологическая эмпатия, экологическая идентификация, экологическая забота).
Задачи исследования:
1) рассмотреть, проанализировать проблему формирования представ¬лений у старших дошкольников в психолого- педагогических исследовани¬ях;
2) определить сущность, содержание «представлений» о птицах родно¬го края у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать методы формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию пред-ставлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический экспе¬римент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учрежде-ние образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №57 г. Белгорода.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, биб-лиографического списка и приложения.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литера-туры и результатов проведенного исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Представление - это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуаль¬ном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рацио¬нального.
По видам ведущего анализатора категория представлений подразделя¬ются на следующие виды:
• зрительные (образ человека, места, пейзажа);
• слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
• обонятельные (представление какого-то характерного запаха - напри-мер, огуречного или парфюмерного);
• вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
• тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твер-дости предмета);
• температурные (представление о холоде и тепле).
В соответствии разделения по степени проявления волевых уси¬лий, выделяют непроизвольные и произвольные представления.
H. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений:
I. формирование представлений в ходе прямого восприятия предме-тов, но в отсутствии их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей дея-тельности самого ребенка, в ходе которого появляется образ улавливаемого объекта и происходит различного рода преобразования данного объекта. Представления о птицах относятся к экологическим представлениям.
Рассмотрев категорию понятия «представление», мы смогли сформулиро-вать понятие «экологические представления». Экологические представления - важное условие выработки подобного отношения к окружающему миру, что имеет эмоционально-действенный характер и проявляется в форме по-знавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности преобразовывать вокруг себя.
Сущность экологических представлений раскрываются через ключевые понятия и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию (изучает связь по¬пуляций разных типов растений и животных с занимаемым местом обита¬ния), синэкологии (связь сообществ живых организмов со средой обще¬го проживания).
Формирование экологических представлений у детей дошкольного воз¬раста содержит существенную значимость, так как в этом возрасте форми¬руются основы экологической культуры личности, что считается составляю¬щей духовной культуры. В нашей работе мы остановились на представлени¬ях о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав в примерных общеобразовательных программах «От рождения до школы» и «Истоки» образовательную область «Познавательное развитие», мы определили содержание экологических представлений о пти¬цах в старшем дошкольном возрасте.
В программах предусматривается формирование представлений о представления о домашних, зимующих и перелетных птицах, домашних птицах, об особенностях их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.), способах поведения, передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются моло-ком, мясом, мелкими насекомыми, семенами, листьями растений и др.), представления о внешнем виде птиц, их поведении и приспособлении к окружающей среде.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомле-
ния с миром птиц, должен сам понимать, педагог должен знать сущ¬ность понятия о птицы, основные характеристики птиц, значение птиц для природы и человека. Так же педагог должен подбирать материал с учетом возрастных особенностей детей.
Для формирования представлений о птицах родного края у детей стар-шего дошкольного возраста педагог использует различные методы. Метод - способ профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Наглядные методы, такие как наблюдение и показ мультимедийных презентаций. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Словесные методы, используемые в экологическом образовании дошкольни¬ков, к ним относятся рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художе¬ственной литературы о птицах, беседа. Дидактические, подвижные и творче¬ские игры. Каждая из выделенных групп методов включает разные приемы (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы (имитация голоса, движения), обследовательские и поисковые дей¬ствия, элементарное моделирование и т. д.), что способствует формированию представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольно¬го возраста.
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента - определить исходный уровень сформированности представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению представлений о птицах родного края проводилась на базе МДОУ ЦРР дет-ский сад № 57 г. Белгорода. Для участия в эксперименте нами было отобра-но 22 ребенка старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования на констатирующем этапе, используя диагно-стические задания, мы выявили исходный уровень сформированности пред-ставлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста. Нами было выявлено 3 уровня сформированности представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий - 32% детей,
средний - 45% детей и низкий - 23% детей.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогиче-ские условия, выделенные в гипотезе исследования:
- использования метода проектов;
- прослушивание аудиозаписей голосов птиц родного края;
- использования нетрадиционных (методов экологическая лабилизация, художественная репрезентация природных объектов, экологическая эмпатия, экологическая идентификация, экологическая забота).
В ходе разработки первой методической рекомендации - использования метода проектов - мы считаем целесообразно использовать такие экологиче¬ские проекты как, экологическая акция, экологическая тропа, экологический тренинг, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологиче¬ский букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта.
Вторая методическая рекомендация - прослушивание аудиозаписей голосов птиц, необходимо использовать на занятиях по формирова¬нию представлений о птицах родного края.
Третья методическая рекомендация - использование методов экологиче¬ская лабилизация, художественная репрезентация природных объектов, эко¬логическая эмпатия, экологическая идентификация, экологическая забота, позволяют ребенку поменять свое отношение к птицам, осознать их значи¬мость в мире природы, заботиться о птицах родного края. Мы считаем, что данные методы необходимо использовать для формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, ги-потеза доказана.
1. Акжигитов В. Н. Экологический словарь: Ок. 35 500 терминов / В.Н. Акжигитов. - М.: Рус. язык, 2000. - 602с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения род¬ному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 2000. - 400 с.
3. Выготский Л.С. / Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процес-се обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. С. 20 - 32.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
5. Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников / Про-блемы и перспективы развития образования: материалы VIII Между- нар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Нова-ция, 2016. — С. 102-104.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 180 с.
7. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 26 с.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и эко¬логическое образование / Советская педагогика. - 1995. - №12. - С.10¬
12.
9. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников : монография / Москва: Педагогика, 1983. - 160 с.
10.Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Учеб. пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. - 146 с.
11. Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Зерщикова Т Я., Ярошевич Т. Н. - М.: Дошкольное воспитание, 2005. - 255 с.
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Посо-бие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаг- раева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: «Академия», 2002. - 208 с.
14. Информационные технологии в образовании-2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29¬30 октября 2009 г. - Ростов н/Д: Ростиздат, 2009. -580с.
15. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образо¬вания / Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Качановой И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной Н.М., Рычаговой Е.С., Трифоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
16. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
17. Кочергина В. Наш дом - Земля / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6.
- С.50-53.
18. Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) -М: 2008 - 400 с.
19. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СО-ЮЗ, 2006. - 282 с.
20. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном воз-расте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
- 144 с.
21. Маневцова Л.М. и Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. - 320 с.
22. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспита¬ние - 2004. - № 8. - С. 17- 19.
23. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для вос-питателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
24. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и млад-шего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и пе-дагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
25. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
26. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания до-школьников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
27. Николаева С.Н. / Значение эколого-развивающей среды для образова¬ния и оздоровления детей в свете Федерального государственного об¬разовательного стандарта / Дошкольное воспитание - 2014, №6. - С. 17-21
28. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
29. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
30. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 119 с.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2016. - 368 с.
32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 277 с.
33. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондрать¬ева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
34. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. За¬порожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. - 234 с.
35. Реймерс Н.Ф. «Природопользование: словарь-справочник» /Н.Ф. Рей¬мерс - М.: Мысль , 1990. - 637 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давы-дов. - М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. - 580 с.
37. Рыжова Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспита¬ния дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - с.26-34.
38. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образова-тельных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
39. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. 1991. - 240 с.
40. Сахарова, Новикова: Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА. В мире природы. Програм.-метод. пособие - Владос, 2005. - 208с.
41. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., пере- раб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с.
42. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С.21 - 27.
43. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвеще¬ние, 2005. - 378 с.
44. Сухомлинский В.А. Большая советская энциклопедия: / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. - 478 с.
45. Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений. - В кн.: Он же. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997 - 328 с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
47. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожа. - 3-е изд. испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985. - 255 с.
49. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию до-школьников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Ко¬рифей», 2009. - 96 с.
50. Шинкарева Л.В. Социально-экологические представления старших дошкольников: теория и технология формирования / Л.В. Шинкарева. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 202с.
51. Шинкарева Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
52. Щербатых Ю.В. Общая психология». - СПб: Питер, 2008.
53. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.